Положение о системе наставничества педагогических работников в ГАПОУ СО ЭКПТ

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников в
государственном автономном профессиональном образовательном учреждении
Саратовской области «Энгельсский колледж профессиональных технологий» (далее –
ГАПОУ СО «ЭКПТ». Колледж, образовательное учреждение) определяет цели, задачи,
формы и порядок осуществления наставничества в ГАПОУ СО «ЭКПТ» (далее Положение).
1.2. Положение разработано в соответствии со следующей нормативной правовой базой:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Трудовым кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
- Письмом Министерства просвещения РФ и Общероссийского Профсоюза работников
образования о 21.12.21 года №АЗ-1128/08/№ 657 «Методические рекомендации по
внедрению (применению) системы (целевой модели) наставничества педагогических
работников»;
- Уставом ГАПОУ СО «ЭКПТ»;
- иными локальными нормативными актами ГАПОУ СО «ЭКПТ».
1.3. В Положении используются следующие понятия:
Наставничество — универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества — способ реализации целевой модели через организацию
работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином
«обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и
поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор
–
сотрудник
организации,
осуществляющей
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным
программам
и
программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее
партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА

2.1 Целью системы наставничества педагогических работников является реализация
комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательном
учреждении,
способствующей
непрерывному
профессиональному
росту
и
самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников,
самореализации и закреплению молодых 9начинающих) специалистов в педагогической
профессии, а также создание условий для формирования эффективной системы
поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся
Колледжа.
2.2. Задачи внедрения Наставничества:
- улучшение показателей Колледжа, осуществляющих деятельность по образовательным
программам
среднего
профессионального
образования
и
дополнительным
общеобразовательным
программам
в
образовательной,
производственной,
социокультурной и спортивной сферах;
- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной
деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются
нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная
насыщенность;
- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого
обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной
траектории;
- создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации
педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
- создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным
опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
- формирование открытого и эффективного сообщества вокруг Колледжа, способного на
комплексную поддержку его деятельности, в котором выстроены доверительные и
партнерские отношения.
3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА
3.1. Направления наставничества:
3.1.1. Образовательно - профессиональное наставничество:
- оказание помощи в профессиональной адаптации к условиям производственной
деятельности и корпоративной культуры Предприятия в период прохождения практики
или целевой стажировки, обучающихся Колледжа;
- повышение уровня профессионального образования и профессиональных компетенций,
обучающихся Колледжа;
- сопровождение обучающихся Колледжа на Предприятии при осуществлении дуального
обучения;
- оказание помощи в период подготовки к профессиональным конкурсам, олимпиадам,
чемпионатам профессий в целях раскрытия профессионального потенциала, обучающихся
Колледжа;
- оказание всесторонней помощи и поддержки молодому специалисту с целью его
скорейшего вхождения в профессию;
- оказание помощи по ранней профессиональной ориентации учащихся 1–11-х классов
общеобразовательных организаций.

3.1.2.
Социально-педагогическое наставничество: процесс целенаправленного
формирования личности, еѐ интеллекта, физических сил, духовности, подготовки еѐ к
жизни в целом, активному участию в профессиональной деятельности. В целях
планирования, мониторинга, оценки результатов процесса наставничества наставник
осуществляет свою деятельность на основании планов и отчетов о работе.
4. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА
4.1. Наставляемые определяются путем выявления конкретных проблем у обучающихся и
педагогов Колледжа, которые можно решить с помощью наставничества.
4.2. Наставники подбираются как из внутреннего, так и с внешнего контура связей
Колледжа из наиболее подготовленных, обладающих высокими профессиональными и
моральными качествами, проявляющих способности к воспитательной работе и
пользующихся авторитетом в коллективе. К работе по наставничеству привлекаться
студенты и педагоги, выпускники и специалисты предприятий и организаций.
4.3. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного
года в зависимости от его направления и формы.
4.4 Наставничество может быть индивидуальным (направленное на одного обучающегося)
и (или) коллективным (когда наставничество распространяется на группу обучающихся).
4.5. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным
письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
4.6. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется не позднее 3 календарных
дней со дня фактического допущения к работе лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
4.7. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом Колледжем или
иным документом, предусмотренным локальными актами Колледжа.
4.8. Замена наставника производится в следующих случаях:
прекращение трудового договора с наставником;
перевод наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на
иную должность (профессию) или в другое структурное подразделение организации;
просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных
обязанностей;
возникновение иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества.
Замена наставника осуществляется приказом организации
4.9. Срок наставничества, определенный приказом Колледжа или иным документом,
предусмотренным локальными актами организации, может быть продлен в случае
временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия
по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество.
4.10. Наставничество прекращается до истечения срока, установленного приказом
Колледжа или иным документом, предусмотренным локальными актами Колледжа, в
случае неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
обязанностей, предусмотренных настоящим положением.

4.11. Исходя из потребности лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с уровнем его начальной
подготовки и опытом работы наставник составляет индивидуальный план прохождения
наставничества (далее - индивидуальный план).
Индивидуальный план может включать:
мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с рабочим местом и коллективом;
мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с должностными обязанностями, квалификационными требованиями;
совокупность мер по профессиональной и должностной адаптации лица, в отношении
которого осуществляется наставничество;
изучение теоретических и практических вопросов, касающихся исполнения должностных
обязанностей;
выполнение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, практических
заданий;
перечень мер по закреплению лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, профессиональных знаний и навыков;
перечень мер по содействию в выполнении должностных обязанностей;
другие мероприятия по наставничеству.
4.12. Индивидуальный план составляется наставником не позднее 10 дней со дня
утверждения его кандидатуры приказом Колледжа.
4.13. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, знакомится с
индивидуальным планом.
4.14. В зависимости от производственных условий наставник и лицо, в отношении
которого осуществляется наставничество, могут быть периодически освобождены от
выполнения непосредственных должностных обязанностей с сохранением заработной
платы для проведения индивидуальных занятий, тренингов и иных мероприятий по
индивидуальному плану.
4.15. В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет отчет о
выполнении программы наставничества лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество, в том числе содержащий рекомендации по его дальнейшему
профессиональному развитию.
4.16. В течение 10 дней по завершении наставничества лицо, в отношении которого
осуществлялось наставничество, составляет отчет о процессе прохождения программы
наставничества и работе наставника, включая оценку деятельности наставника.
4.17. Результатами эффективной работы наставника считаются:
– улучшение показателей Колледжа: образовательных, спортивных, культурных;
– развитие личности наставляемого, раскрытие его потенциала;
– рост числа обучающихся, способных самостоятельно строить индивидуальные
образовательные и карьерные траектории;
– улучшение психологического климата в Колледже,
– создание психологически комфортной и плодотворной среды развития педагогов;
–привлечение дополнительных ресурсов и инвестиций в развитие инновационных
образовательных и социальных программ Колледжа.
4.18. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества работодатель
вправе предусмотреть:

доплату, размер которой устанавливается локальными нормативными актами Колледжа в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
объявление благодарности, награждение почетной грамотой Колледжа; представление к
государственным и ведомственным наградам;
награждение нагрудным знаком наставника;
присвоение почетного звания "Лучший наставник Колледжа";
материальное поощрение (выплаты стимулирующего характера, установленные
локальными нормативными актами Колледжа).
4.19. За ненадлежащее исполнение обязанностей наставник может быть привлечен к
дисциплинарной ответственности.
5. РУКОВОДСТВО НАСТАВНИЧЕСТВОМ
5.1. Внедрение и реализация Наставничества в Колледже возлагается на куратора,
который назначается приказом руководителя.
Куратор осуществляет следующие функции: сбор и работа с базой наставников и
наставляемых; организация обучения наставников; контроль проведения программ
наставничества; участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы
наставничества; решение организационных вопросов, возникающих в процессе
реализации Наставничества; мониторинг реализации и получение обратной связи от
участников программы.
5.2. Организация Наставничества в конкретном структурном подразделении Колледжа, в
соответствии с направлением, возлагается на ответственного данным направлением,
который осуществляет следующие функции:
определяет кандидатуру наставника; определяет число лиц, в отношении которых
наставник одновременно осуществляет Наставничество;
определяет срок Наставничества; утверждает отчет о выполнении программы лицом, в
отношении которого осуществлялось Наставничество;
осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности закрепленного за ним
лица, в отношении которого осуществляется Наставничество,
вносит необходимые изменения и дополнения в процесс работы по Наставничеству;
создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в отношении
которого осуществляется Наставничество;
вносит предложения о замене наставника;
вносит предложения о поощрении наставника; обеспечивает своевременное
представление надлежаще оформленных документов по итогам Наставничества.
5.3. Методическая служба Колледжа осуществляет методическое сопровождение процесса
Наставничества: оказание методической и консультационной помощи наставникам, в том
числе в разработке и реализации программ; подготовку проектов локальных нормативных
актов и документов, сопровождающих процесс Наставничества; анализ, обобщение и
распространение положительного опыта наставнической деятельности.
6. ПРАВА И ОБЯЗАНОСТИ НАСТАВНИКА
6.1. Наставник имеет право:

знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела лица, в отношении
которого осуществляется Наставничество;
вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором работает
лицо, в отношении которого осуществляется Наставничество, о создании условий для
совместной работы;
требовать от лица, в отношении которого осуществляется Наставничество, выполнения
указаний по вопросам, связанным с его деятельностью;
осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений и качества
выполненной работы;
обращаться с заявлением к руководителю структурного подразделения с просьбой о
сложении с него обязанностей наставника конкретного лица, в отношении которого
осуществляется Наставничество.
6.2. Наставник обязан:
руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации и локальных
нормативных актов Колледжа при осуществлении наставнической деятельности;
способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется
Наставничество, высоких профессиональных и морально-психологических качеств;
оказывать содействие лицу, в отношении которого осуществляется Наставничество, в
исполнении его обязанностей, ознакомлении с основными направлениями деятельности,
полномочиями и основами корпоративной культуры;
оказывать содействие лицу, в отношении которого осуществляется Наставничество, в
изучении законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов
организации, регламентирующих исполнение должностных обязанностей лица, в
отношении которого осуществляется Наставничество;
способствовать освоению лицом, в отношении которого осуществляется Наставничество,
практических приемов и способов качественного выполнения своих обязанностей,
устранению допущенных ошибок;
передавать лицу, в отношении которого осуществляется Наставничество, накопленный
опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам,
передовым и безопасным методам работы;
привлекать к участию в общественной жизни коллектива Колледжа;
воспитывать у лица, в отношении которого осуществляется Наставничество,
дисциплинированность и исполнительность,
нацеленность на результативную работу, рост производительности труда,
проявлять требовательность в вопросах соблюдения норм профессиональной этики;
периодически докладывать руководителю структурного подразделения о процессе
адаптации лица, в отношении которого осуществляется Наставничество, его дисциплине и
поведении, результатах профессионального становления.
7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦА, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НАСТАВНИЧЕСТВО
7.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:

пользоваться имеющимся оборудованием, инструментами, материалами, документами,
литературой и иной инфраструктурой Колледжа в целях исполнения своих обязанностей в
процессе прохождения программы Наставничества;
участвовать в составлении индивидуального плана; обращаться к наставнику за помощью
по вопросам, связанным с реализацией программы Наставничества;
обращаться к руководителю структурного подразделения с ходатайством о замене
наставника.
7.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:
изучать законодательство Российской Федерации, локальные нормативные акты
Колледжа и руководствоваться ими при исполнении программы Наставничества;
выполнять мероприятия индивидуального плана в установленные в нем сроки;
соблюдать правила корпоративной культуры Колледжа;
выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению обязанностей при
реализации программы Наставничества;
совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения обязанностей;
устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
не совершать поступков, которые могут нанести вред авторитету коллектива Колледжа;
участвовать в общественной жизни коллектива Колледжа.
8. ФОРМЫ И МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8.1. Формы наставнической деятельности:
- прямое (непосредственный контакт с молодым специалистом и (или) студентом,
общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке) и
опосредованное (формальный контакт, путем советов, рекомендаций, но личные контакты
сводятся к минимуму, а также влияние на его окружающую среду);
- индивидуальное (за наставником закрепляется один молодой специалист и (или)
студент) и групповое (наставничество распространяется на группу молодых специалистов
и (или) студентов); - открытое (двустороннее взаимодействие наставника и молодого
специалиста и (или) студента) и скрытое (наставник воздействует на молодого
специалиста и (или) студента незаметно для второго);
- коллективно-индивидуальное (наставничество над одним молодым специалистом и
(или) студентом осуществляет трудовой коллектив и коллективно-групповое
(наставничество трудового коллектива осуществляется над группой с молодых
специалистов и (или) студентов).
8.2. Стили наставничества (выбор стиля взаимодействия зависит от уровня подготовки
подопечного и сложности задачи):
- инструктаж – стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые указания
подопечному или предлагает ему копировать свои собственные действия;
- объяснение – стиль, при котором наставник показывает, как правильно выполнить ту
или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает обоснование своим действиям;
- развитие – это стиль, при котором наставник предлагает решить производственную
задачу и представить результат.

8.3. Модели наставнической деятельности:
- «Педагог – педагог»;
- «Педагог – студент (группа студентов)»;
- «Студент (победитель олимпиад, конкурсов и чемпионатов профессионального
мастерства Абилимпикс, Ворлдскиллс и т.д.) – студент (группа студентов), школьники,
абитуриенты»;
- «Работодатель – студент, педагог».
8.3.1. Модель наставничества «Педагог – педагог»
– передача знаний на рабочем месте: может применяться не только к вновь принятым в
организацию работникам, молодым специалистам, но и к уже работающим в колледже
сотрудникам. Сотрудник получает своевременную помощь на этапе адаптации в
колледже, поддержку в профессиональном и карьерном развитии. Эта модель
наставничества помогает решить проблему недостаточной компетентности сотрудников
старших возрастов в области информационных и коммуникационных технологий,
повысить их мотивацию и нейтрализовать опасения по поводу своего будущего в
организации, наладить взаимопонимание и дружеские отношения между разными
поколениями. Целевая группа: все категории сотрудников, в том числе молодые
специалисты, вновь принятые или переведенные на новые должности работники,
осваивающие новые технологии и производственные процессы, используемые в
преподавании образовательных программ. Результаты и социальные эффекты: обучение,
адаптация, улучшение коммуникаций, сохранение, передача знаний. Оценка
эффективности изменений.
8.3.2. Модель наставничества «Педагог – студент (группа студентов)»
– это практики наставничества без отрыва от учебы для дальнейшей профессиональной и
социальной адаптации, связанные с профессиональным и карьерным развитием,
передачей знаний, навыков, компетенций. Данная Модель наставничества помогает
талантливым и амбициозным студентам планировать свою карьеру, развивать
соответствующие навыки и компетенции. Целевая группа: студенты, группа студентов;
Результаты и социальные эффекты: передача наставником своих профессиональных
знаний и практических компетенций через следующие механизмы: поиск и развитие
инициатив студентов, стимулирование творческой и профессиональной активности в
процессе обучения и участия в творческих мероприятиях (олимпиадах, конкурсах
профессионального мастерства и чемпионатах и т.д); практики наставничества студентов,
победителей олимпиад, конкурсов и чемпионатов профессионального мастерства
(кружки от чемпионов).
8.3.3. Модель наставничества «Студент (победитель олимпиад, конкурсов и
чемпионатов профессионального мастерства и т.д.) – студент (группа студентов),
школьники, абитуриенты»
– это вид партнерского наставничества, направленный на поддержку деятельности
студенческого самоуправления, и служит траекторией профессионально-личностного
саморазвития студента-наставника и его подопечных. Данная модель наставничества
позволяет: транслировать лучшие достижения; привлекать лучших студентов к учебнотренерской деятельности; способствовать коррекции и снятию эмоционального
напряжения, эффективности профессионального развития студентов наставников;
формировать личностные качества, способствующие успешному профессиональному
становлению студентов-наставников и их подопечных. Целевая группа: студент (группа

студентов), школьники, абитуриенты». Результаты и социальные эффекты: развития
творческого потенциала студентов и их интеграции в профессиональное сообщество.
Данная модель наставничества позволяет осуществлять: внедрение технологии
«социального лифта»; профориентационные мероприятия; процесс реального включения
людей с инвалидностью в активную общественную жизнь; освоение гибких навыков
(эмоциональный интеллект, критическое мышление); учебную мотивацию; проектную
деятельность
научно-исследовательскую
работу, конкурсы
профессионального
мастерства, олимпиадное и волонтерское движения.
8.3.4. Модель наставничества «Работодатель – студент, педагог»
– временное прикрепление к опытному работнику организации бизнеспартнера,
предприятия реального сектора экономики или социальной сферы для включенного
наблюдения за особенностями и приемами работы во время производственной практики,
стажировки. Целевая группа: студентов (группа студентов), педагог (группа педагогов);
Результаты и социальные эффекты: развитие профессиональной мотивации у подопечных
к трудовой деятельности, переквалификация или повышение профессионального
мастерства.
9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения директором Колледжа.
9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствие
с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами Российской
Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами Колледжа.

Лист регистрации изменений

№
п/п

Номера листов (страниц)
Номер
замененных
новых
аннулированных изменения

Подпись

Дата
введения
изменени
я



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.