Положение о формах,периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучвющихся ГАПОУ СО ЭКПТ

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение определяет формы, периодичность и порядок текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГАПОУ СО «ЭКПТ» (далее –
Положение) является локальным нормативным актом и регламентирует деятельность
государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской
области «Энгельсский колледж профессиональных технологий» (далее – Колледж),
реализующего образовательные программы среднего профессионального образования, в
вопросах организации и проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся.
1.2. Положение разработано в соответствии с:
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
-Приказом
Министерства просвещения от 24 августа 2022 г. N 762 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования;
-Приказом Министерства просвещения РФ от 20.12.2022 N 1152 о внесении
изменений в пункт 17 порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального
образования утвержденного приказом Министерства просвещения от 24 августа 2022
г. N 762;
-Федеральными государственными образовательными стандартами среднего
профессионального образования (далее – ФГОС СПО);
-Уставом ГАПОУ СО «ЭКПТ»;
-Учебными планами по направлениям подготовки;
-Локальными актами ГАПОУ СО «ЭКПТ».
1.3. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация являются основным
механизмом оценки качества подготовки обучающихся и формами контроля учебной работы.
1.4. Система текущего и промежуточного контроля успеваемости предусматривает
решение следующих задач:
- оценка качества освоения обучающимися образовательной программы, в т.ч. отдельной
части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
- аттестация обучающихся в соответствии с их персональными достижениями при освоении
соответствующей образовательной программы;
-организация самостоятельной работы обучающихся с учетом их индивидуальных
способностей, содействие ликвидации академической задолженности;
- содействие эффективности внутренней системы оценки качества образования.
1.5.Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных
направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций.
1.6. Исходя из требований к оцениванию качества освоения образовательной программы
среднего профессионального образования, в соответствии с ФГОС СПО, оценка качества
освоения образовательной программы среднего профессионального образования должна
включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную итоговую
аттестацию обучающихся.
1.7.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной
аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разработаны колледжем
самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от
начала обучения.
1.8 Текущий контроль знаний и промежуточная аттестация являются формами
оценки
качества
освоения
основных
образовательных
программ
СПО
обучающимися.
Для текущего контроля знаний и
промежуточной аттестации студентов на
2

соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующих
основных
образовательных
программ
СПО
(далее
ООП
СПО)
создаются
фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные
компетенции. Фонды оценочных средств, для проведения текущего контроля знаний и
промежуточной
аттестации,
разрабатываются
преподавателями,
утверждаются
председателем ЦМК и заместителем директора по УР.
В колледже созданы условия для максимального приближения программ текущей и
промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам
профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего,
кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве
внешних экспертов привлекаются работодатели, преподаватели, читающие смежные
дисциплины.
1.6.Периодичность промежуточной аттестации определяется рабочими учебными
планами, календарным учебным графиком и программами государственной итоговой аттестации
в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
1.7.Колледж самостоятельно устанавливает систему оценок при промежуточной
аттестации.
2. Общие положения по текущему контролю успеваемости.
2.1. Текущий контроль успеваемости проводится в отношении всех обучающихся Колледжа.
2.2. Виды и примерные сроки проведения текущего контроля успеваемости устанавливаются
рабочей учебной программой дисциплины, профессионального модуля.
2.3. Текущий контроль успеваемости может иметь следующие виды:
- устный опрос на лекциях, практических и семинарских занятиях;
- проверка выполнения письменных домашних заданий и расчетно-графических работ;
- защита лабораторных и практических работ;
- срезовые контрольные работы (контрольные срезы);
- обязательные контрольные работы;
- тестирование;
- контроль самостоятельной работы (в письменной или устной форме);
- отчеты по учебной и производственной практике.
2.4. Преподаватели и мастера производственного обучения вправе применять иные виды
текущего контроля успеваемости, не поименованные в п. 2.3 настоящего Положения.
2.5. В начале учебного года преподаватель проводит входной контроль знаний обучающихся,
приобретенных на предшествующем уровне обучения.
2.6. Обобщение результатов текущего контроля успеваемости проводится ежемесячно.
2.7. Текущий контроль по учебным дисциплинам (УД) и профессиональным модулям (ПМ)
проводится в пределах учебного времени, отведенного на соответствующую дисциплину.
2.8. Результаты текущего контроля на учебных занятиях оцениваются по пятибалльной
системе и заносятся в учебные журналы в колонке за соответствующий день проведения.
2.9. Содержание, темы, количество лабораторных работ и практических занятий фиксируется
в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей.
2.10. Оценки за выполненные работы выставляются по пятибалльной системе в учебных
журналах и учитываются как показатели текущей успеваемости обучающихся.
2.11. Ликвидация задолженности, образовавшейся
в случае отсутствия на уроке
обучающегося,
отказа
обучающегося
от
ответов
на
занятиях,
неудовлетворительного ответа обучающегося на занятиях, неудовлетворительного
выполнения контрольных, лабораторных и практических работ может осуществляться
на индивидуальных или дополнительных консультациях, в соответствии с графиком проведения
дополнительных консультаций, установленных преподавателем и утвержденных приказом
директора. Данные консультации могут проводиться с применением системы
видеоконференцсвязи, позволяющей осуществлять опосредованное (на расстоянии)
взаимодействие студента и преподавателя в режиме реального времени с помощью
3

платформы Zoom, приложений Viber, WhatsApp и других возможных информационных
коммуникаций.
2.12. При получении неудовлетворительной оценки за обязательную контрольную работу
обучающемуся в пределах текущего полугодия и в сроки, устанавливаемые преподавателем,
но не более одной недели, предлагается выполнить новый вариант контрольной работы.
2.13. Срезовые контрольные работы (директорские) проводятся для определения качества
знаний.
2.14. Варианты срезовых контрольных работ разрабатываются преподавателями и
утверждаются заместителем директора по УР.
2.15. Оценки за срезовую контрольную работу выставляются в журнале теоретического
обучения.
2.16. Выполнение нового варианта срезовой контрольной работы при получении
неудовлетворительной оценки не допускается.
2.17. В период прохождения учебной и производственной практики предусматривается
текущий контроль выполнения индивидуальных практических заданий и уровень освоения
обучающимся приемов работы в рамках профессиональных модулей.
2.18. Результаты текущего контроля в период прохождения учебной и производственной
практики оцениваются по пятибалльной системе.
2.19. Оценки за каждую выполненную практическую работу выставляются в журнале
теоретического обучения и учитываются как показатели освоения профессиональных
компетенций обучающихся.
2.20. При получении неудовлетворительной оценки или невыполнении работ по причине
отсутствия на практике обучающиеся обязаны выполнить практические работы на
дополнительных занятиях во время учебной или производственной практики и в сроки,
устанавливаемые мастером производственного обучения или заведующим отделением.
2.21. Данные текущего контроля должны использоваться администрацией и преподавателями
колледжа для анализа освоения студентами основных профессиональных образовательных
программ по направлениям подготовки, обеспечения ритмичной учебной работы студентов,
привития им умения четко организовывать свой труд, своевременного выявления отстающих и
оказания им содействия в изучении учебного материала, для организации индивидуальных
занятий творческого характера с наиболее подготовленными обучающимися..
2.22.В середине каждого семестра проводится комплексный анализ текущей успеваемости студентов
(межсессионная аттестация 3-4 раза в год), с целью обсуждения их на заседаниях Педагогического
совета и др. для принятия необходимых управленческих решений, а также составления прогноза
результатов успеваемости на конец семестра.
2.23.По окончании межсессионной аттестации по всем изучаемым дисциплинам,
междисциплинарным курсам и профессиональным модулям преподавателями выставляются
оценки успеваемости студентов на основании накопительных систем оценивания, независимо
от того, выносятся эти дисциплины на экзамен или нет.
3.Общие положения по промежуточной аттестации.
3.1. Промежуточная аттестация обучающихся проводится по УД и профессиональным
модулям ПМ в сроки, предусмотренные рабочими учебными планами и календарными
графиками учебного процесса.
3.2. Основными формами промежуточной аттестации являются:
- зачет,
- дифференцированный зачет,
- экзамен,
- экзамен квалификационный/экзамен по модулю,
- написание и защита курсовой работы (проекта),
- защита отчета по преддипломной практике.
-демонстрационный экзамен.
4

3.3. Периодичность промежуточной аттестации определяется рабочими учебными планами и
календарными учебными графиками.
3.4. Обязательной формой промежуточной аттестации по профессиональным модулям
является экзамен (квалификационный)/экзамен по модулю, который представляет собой
форму независимой оценки результатов обучения с участием работодателей; по его итогам
возможно присвоение обучающемуся определенной квалификации. Может проводиться в
форме демонстрационного экзамена.
3.5. Учебная и производственная практика является завершающим этапом освоения
профессионального модуля по виду профессиональной деятельности.
3.6. Практика завершается экзаменом квалификационным/ экзаменом по модулю при
наличии следующих условий:
-положительный аттестационный лист по практике руководителей практики от организации и
образовательной организации об уровне освоения профессиональных компетенций;
- наличие положительной характеристики на обучающегося по освоению общих компетенций
в период прохождения практики;
- полнота и своевременность представления дневника практики и отчета по преддипломной
практике по осваиваемой специальности в соответствии с заданием на практику.
3.7. По итогам изучения профессионального модуля, прохождения практики по профилю
специальности выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего с
рекомендуемым квалификационным разрядом по профессии, если федеральным
государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования
предусмотрено освоение основной программы профессионального обучения по профессии
рабочего, должности служащего. Получение обучающимися профессионального обучения по
профессии рабочего, должности служащего в рамках образовательной программы среднего
профессионального образования завершается сдачей квалификационного экзамена/экзамена
по модулю.
3.8. Оценивание качества освоения учебных дисциплин общеобразовательного цикла
основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего
общего образования в процессе промежуточной аттестации включает в себя обязательные
экзамены по русскому языку, математике и профильным предметам, изучаемым углубленно с
учетом получаемой специальности СПО, которые устанавливаются колледжем.
3.9. Количество экзаменов в каждом учебном году в процессе промежуточной аттестации не
должно превышать 8, а количество зачетов - 10. В указанное количество не входят экзамены
и зачеты по физической культуре и факультативным учебным курсам, дисциплинам
(модулям). Количество экзаменов и зачетов в процессе промежуточной аттестации
обучающихся при обучении в соответствии с индивидуальным учебным планом
устанавливается данным учебным планом.
3.10. Колледж вправе оптимизировать (сокращать) количество форм промежуточной
аттестации в учебном году за счет использования форм текущего контроля, рейтинговых
и\или накопительных систем оценивания.
3.11. Промежуточная аттестация в форме экзамена проводится в день, освобожденный от
других форм учебной нагрузки
3.12. Промежуточная аттестация в форме зачета или дифференцированного зачета
проводится за счет часов, отведенных на освоение соответствующей УД или ПМ.
3.13. Материалы для проведения дифференцированного зачета утверждаются начальником
методического отдела.
3.14. При проведении зачета уровень подготовки обучающегося фиксируется в журнале
теоретического обучения, зачетной книжке и зачетной ведомости словом "зачет".
3.15. При проведении дифференцированного зачета уровень подготовки обучающегося
оценивается в баллах: 5 ("отлично"), 4 ("хорошо"), 3 ("удовлетворительно"), 2
("неудовлетворительно") и фиксируется в журнале и зачетной книжке, зачетной ведомости.
3.16. Экзамены проводятся в период экзаменационных сессий или в специально отведенные
дни, установленные
годовым календарным графиком учебного процесса, согласно
5

утверждаемого директором колледжа расписания экзаменов, которое доводится до сведения
обучающихся и преподавателей не позднее, чем за две недели до начала сессии (экзамена).
3.17. Экзаменационные материалы составляются на основе рабочей программы учебной
дисциплины.
3.18. Перечень вопросов и практических задач по разделам, темам, выносимым на экзамен,
разрабатывается преподавателями дисциплины и утверждается начальником методического
отдела.
3.19. На основе перечня вопросов и практических задач составляются экзаменационные
билеты, содержание которых до обучающихся не доводится.
3.20. В период подготовки к экзаменам проводятся консультации по экзаменационным
материалам. Консультации проводятся в счет занятий накануне или за несколько дней до
экзамена на актуализированных ООП или в период сессии, накануне экзамена в остальных
ООП.
3.21. К началу экзамена, экзамена квалификационного/ экзамена по модулю готовятся
следующие документы:
- экзаменационная ведомость;- экзаменационные билеты (тестовые задания);
- наглядные пособия;- учебные материалы и оборудование, разрешенные к использованию.
3.22. Экзамен принимается, как правило, преподавателем, который вел учебные занятия по
данной дисциплине в экзаменуемой группе.
3.23. На сдачу устного экзамена предусматривается 6 часов на 1 учебную группу, на сдачу
письменного экзамена - не более трех часов на учебную группу.
3.24. Уровень подготовки обучающегося оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3
(удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
3.25. Оценка, полученная на экзамене, заносится преподавателем в экзаменационную
ведомость (в том числе и неудовлетворительные) и в зачетную книжку (за исключением
неудовлетворительной), журнал теоретического обучения.
3.26. Экзаменационная оценка по дисциплине за данный семестр является определяющей
независимо от полученных оценок текущего контроля по дисциплине.
3.27. Экзамен (квалификационный) принимает экзаменационная комиссия, утвержденная
приказом директора.
3.28. В экзаменационной ведомости и зачетной книжке фиксируется решение: "вид
деятельности освоен/не освоен".
3.29. По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому
обучающийся получил неудовлетворительную оценку, но не более двух раз.
3.30. При повторном получении неудовлетворительной экзаменационной оценки прием
экзамена может осуществлять комиссия, состав которой утверждается приказом директора
колледжа.
3.31. Допускается повторная сдача экзамена с целью повышения экзаменационной оценки, но
не более трех дисциплин за весь период обучения, на основании личного письменного
заявления обучающегося на имя директора колледжа.
3.32. Экзаменационная сессия обучающемуся может быть продлена приказом директора
колледжа, по личному заявлению обучающегося при наличии уважительных причин:
- болезнь, подтвержденная справкой медицинской организации;
- иные непредвиденные и установленные обстоятельства, не позволившие прибыть на
экзамен.
3.33. Документы о болезни, дающие право на продление сессии, должны быть представлены
в учебную часть до или в первые дни экзаменационной сессии.
3.34. Обучающиеся переводятся на следующий курс при наличии оценок не ниже
"удовлетворительно" по всем учебным дисциплинам (МДК, практикам) данного курса.
3.35. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам
или имеющие академическую задолженность, переводятся на следующий курс условно.
3.36. Приказом директора колледжа за невыполнение учебного плана отчисляются
обучающиеся, не ликвидировавшие академическую задолженность в установленные сроки
6

как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной
программы и выполнению учебного плана.
3.37. Курсовая работа (проект) является одним из основных видов учебных занятий и формой
контроля учебной работы обучающихся.
3.38. Выполнение обучающимся курсовой работы (проекта) по дисциплине или МДК
проводится с целями:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений
по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям;
- углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
- формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
- развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
- подготовки к государственной итоговой аттестации.
3.39. Количество курсовых работ (проектов), наименование дисциплин и МДК, по которым
они предусматриваются, и количество часов обязательной учебной нагрузки обучающегося,
отведенное на их выполнение, определяются рабочим учебным планом.
3.40. Курсовая работа (проект) выполняется в сроки, устанавливаемые заданием.
3.41. Тематика курсовых работ (проектов) разрабатывается преподавателями и утверждается
начальником методического отдела.
3.42. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования
либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной
программе среднего профессионального образования, вправе пройти экстерном
промежуточную аттестацию по соответствующей имеющей государственную аккредитацию
образовательной программе среднего профессионального образования. Указанные лица, не
имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном
промежуточную аттестацию по соответствующей имеющей государственную аккредитацию
основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации
экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей
образовательной программе
4. Подготовка и проведение зачета.
4.1. Зачет, как форма промежуточной аттестации, предусматривается по дисциплинам
профессионального цикла и циклов ОГСЭ, ЕН и ОПД, которые согласно учебному плану
изучаются на протяжении нескольких семестров, и(или), на изучение которых отводится
наименьший по сравнению с другими объем часов обязательной учебной нагрузки.
4.2. Зачет следует проводить за счет часов, отведенных на освоение соответствующей
учебной дисциплины, непосредственно после завершения их освоения.
4.3. Студенты, не выполнившие практические и лабораторные работы в полном
объеме и не представившие отчетные работы по ним, не допускаются преподавателем к
зачету.
4.4. Зачет может проводиться в письменной и (или) устной форме.
4.5. Перечень вопросов и практических задач по разделам, темам, выносимым на зачет,
соответствуют содержанию рабочей программы дисциплины, разрабатывается ведущим
преподавателем, рассматривается и утверждается на заседании предметной (цикловой)
комиссии; доводится до сведения студентов не позднее, чем за 1 месяц до проведения зачета.
4.6. Уровень подготовки студента оценивается при проведении зачета по учебной
дисциплине - решением: «зачтено/ не зачтено».
4.7. За выполненные и оформленные лабораторные работы, предусмотренные в
рабочих программах дисциплин, ставится отметка «зачтено».
5.Подготовка и проведение дифференцированного зачета / зачета с оценкой.
5.1. Дифференцированный

зачѐт/ зачет

с оценкой как форма промежуточной
7

аттестации проводятся по дисциплинам общеобразовательного цикла, общим гуманитарным
и социально-экономическим дисциплинам, естественнонаучным и профессиональным
циклам, а также по профессиональным модулям и их составляющим (междисциплинарным
курсам, видам учебной и производственной практики) согласно утвержденному учебному
плану.
5.2. Дифференцированный зачѐт/ зачет с оценкой требует высокой степени усвоения
учебного материала на «знание» и «умение», практического опыта, выполнения
определенных видов работ при проведении процедуры аттестации по учебной и
производственной практике в рамках профессиональных модулей.
5.3. Дифференцированный зачѐт/ зачет с оценкой следует проводить за счет часов,
отведенных на освоение соответствующей учебной дисциплины, практик, разделов и тем
междисциплинарных курсов непосредственно после завершения их освоения согласно
утвержденному календарному графику.
5.4. Перечень вопросов и практических задач по разделам, темам, выносимых на
дифференцированный
зачѐт/ зачет, соответствуют содержанию рабочей программы
дисциплины, разрабатывается ведущим преподавателем, рассматривается и утверждается на
заседании предметной цикловой комиссии; доводится до сведения студентов не позднее, чем
за месяц до проведения зачета.
Если объем учебного материала по разделам и (или) темам междисциплинарного курса
за семестр вели несколько преподавателей специальных дисциплин, то дифференцированный
зачѐт/ зачет принимается двумя-тремя ведущими преподавателями. При этом контрольнооценочные материалы целостно охватывают объем проверяемых теоретических и
практических навыков по формированию общих и профессиональных компетенций.
5.5. Результат дифференцированного зачѐта зачета /с оценкой фиксируется в баллах:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
5.6. По физической культуре промежуточная аттестация проводится каждый семестр.
Формой промежуточной аттестации является зачет с оценкой. При этом промежуточная
аттестация по физической культуре не учитываются при подсчете допустимого количества
зачетов в учебном году.
5.7. Дифференцированный зачѐт/ зачет с оценкой по учебной и (или) производственной
практике выставляется на основании данных аттестационного листа (характеристики
профессиональной деятельности студента на практике) с указанием видов работ,
выполненных студентами во время практики, их объема, качества выполнения в соответствии
с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика, после
соответствующего собеседования с руководителем практики по месту учебы.
6. Подготовка и проведение экзамена по дисциплине, междисциплинарному
курсу.
6.1. Экзамен как форма промежуточной аттестации проводится по отдельным
дисциплинам цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и
естественнонаучного и профессионального циклов, междисциплинарным курсам.
6.2. Промежуточная аттестация в форме экзамена проводится в день, освобожденный от
других форм учебной нагрузки. Если дни экзаменов чередуются с днями учебных занятий,
выделение времени на подготовку к экзамену не требуется, и проводить его можно по
понедельникам после завершения освоения соответствующей программы. Если два экзамена
запланированы в рамках одной календарной недели без учебных занятий между ними, для
подготовки ко второму экзамену, в том числе для проведения консультаций, следует
предусмотреть не менее двух дней. После последнего экзамена в расписании должен быть
предусмотрен день для пересдачи.
6.3. Обучающемуся может быть предоставлена досрочная сдача экзамена при условии
выполнения установленных лабораторных, практических, расчетно-графических работ и
заданий и курсовых проектов на оценку «отлично». Обучающийся, не получивший
8

разрешения на досрочную аттестацию в установленном выше порядке обязан явиться на экзамен
в соответствии с расписанием.
6.4. Расписание консультаций и экзаменов (комплексных, по отдельным дисциплинам,
по междисциплинарному курсу)
согласовывается с заместителем директора по УР,
утверждается директором, и доводится до сведения обучающихся и преподавателей не
позднее, чем за две недели до начала промежуточной аттестации (экзаменационной сессии). С
этого момента изменения в расписании экзаменов допускаются только в порядке исключения
по согласованию с заместителем директора по учебной работе.
6.5. К экзаменационной сессии допускаются студенты, полностью выполнившие
учебный план по всем дисциплинам, практическим и лабораторным и курсовым работам
(проектам) данного семестра, освоившие программы и сдавшие зачеты по соответствующим
видам практик, и, не имеющие неудовлетворительных оценок по итогам текущего контроля
знаний.
Директор колледжа в порядке исключения допускает к экзаменам отдельных
студентов, имеющих не более двух неудовлетворительных оценок по результатам текущего
контроля и зачетов.
6.6. Форма проведения экзамена может быть устной, письменной или смешанной; в
традиционной форме - по билетам и вопросам или в электронном виде - путем тестирования в
зависимости от содержания, значимости дисциплины и междисциплинарных курсов,
профессиональных модулей. Предложения по формам проведения экзамена рассматриваются
на заседаниях предметных (цикловых) комиссий и утверждаются методическим Советом
колледжа. Утвержденные формы проведения экзаменов в начале соответствующего семестра
доводятся до сведения студентов.
6.7. Если модуль содержит несколько междисциплинарных курсов, возможно проведение
комплексного экзамена или зачета с оценкой по всем междисциплинарным курсам в составе
этого модуля. При этом учитываются результаты текущих форм контроля по каждому из
междисциплинарных курсов, используются накопительные системы оценивания. Однако
нельзя совмещать междисциплинарные курсы разных модулей, поскольку профессиональный
модуль представляет собой логически завершенный элемент образовательной программы.
При освоении программ междисциплинарных курсов в последнем семестре изучения
обязательной формой промежуточной аттестации является экзамен.
6.8. Перечень вопросов и практических задач по темам и разделам соответствующих
дисциплин и междисциплинарных курсов, выносимых на экзамен, разрабатывается ведущим
преподавателем или группой преподавателей, ведущих междисциплинарный курс,
обсуждается на совместном заседании заинтересованных предметных (цикловых) комиссий и
утверждается заместителем директора по учебной работе.
Контрольно-оценочные материалы составляются на основе рабочих программ
дисциплин или содержания профессиональных модулей и охватывают наиболее актуальные
разделы и темы по формированию общих и профессиональных компетенций.
Контрольно-оценочные материалы охватывают объем проверяемых знаний в объеме
не более 2-х семестров.
Количество вопросов и практических задач должно превышать количество,
необходимое для составления экзаменационных билетов. На основе разработанного перечня
вопросов и практических задач, рекомендуемых для подготовки к экзамену, составляются
экзаменационные билеты. Число экзаменационных билетов должно быть больше числа
студентов в экзаменующейся группе. Для параллельных групп необходимо иметь
соответствующее количество вариантов билетов.
6.9. Предметные цикловые комиссии определяют перечень наглядных пособий,
материалов справочного характера, нормативных документов и образцов техники,
разрешенных к использованию на экзамене и передают его вместе с экзаменационным
материалом на утверждение заместителю директора по учебной работе.
6.10. В период подготовки к экзамену проводятся консультации по экзаменационным
материалам за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации, согласно
9

учебных планов.
6.11. К началу экзамена должны быть подготовлены следующие материалы:
-утвержденный перечень вопросов и практических задач по разделам и темам;
-утвержденный комплект экзаменационных билетов на каждую учебную группу или
тестовых заданий;
-наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы и
образцы техники, разрешенные к использованию на экзамене согласно утвержденному
перечню;
-экзаменационная ведомость.
Экзамен проводится в специально подготовленных помещениях. На выполнение
задания по билету студенту отводится не более одного академического часа.
6.12. Экзамен принимается, как правило, преподавателем, который вел учебные занятия по
данной дисциплине в группе
Если объем учебного материала по разделам и (или) темам междисциплинарного курса
за семестр вели несколько преподавателей специальных дисциплин, то экзамен принимается
двумя-тремя ведущими преподавателями с приглашением представителей-работодателей.
При этом контрольно-оценочные материалы должны целостно охватывать объем
проверяемых теоретических и практических навыков по формированию общих и
профессиональных компетенций. Экзамен может проводиться в два этапа. Первый этап компьютерное тестирование, второй этап- решение профессиональных задач в различной
форме (моделирования продукта или процесса, презентаций, выполнение проектных заданий
с помощью прикладных компьютерных программ, участия в работе конференций, «круглых
столов» и др.). По первому этапу оценка определяется в баллах согласно программе. Оценка
по второму этапу и общая оценка определяется комиссионно.
6.13. В критерии оценки уровня подготовки студента входят:
-уровень усвоения студентом материала, предусмотренного рабочей программой по
дисциплине и (или) междисциплинарному курсу;
-умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических
задач;
-обоснованность, четкость, краткость изложения ответа;
-степень сформированности общих и профессиональных компетенций студента.
6.14. Результат экзамена оценивается по 5-балльной системе: «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
6.15. Оценка, полученная на экзамене, заносится преподавателем в зачетную книжку
студента (кроме неудовлетворительной), экзаменационную ведомость и журнал учебных
занятий (в том числе неудовлетворительные). Экзаменационная оценка по дисциплине за
данный семестр является определяющей независимо от полученных в семестре оценок
текущего контроля.
Если дисциплина изучается на протяжении двух и более семестров, преподаватель
выводит итоговую оценку для занесения в приложение к диплому.
6.16. Для обучающихся, получивших неудовлетворительную оценку на экзамене по
одной (двум) дисциплинам, междисциплинарным курсам и допущенных повторно к
экзаменам, а также для обучающихся, пропустивших экзамен по уважительной причине,
устанавливаются дополнительные сроки их проведения. Экзаменационная сессия студенту
может быть продлена приказом директора при наличии уважительных причин:
-болезни, подтвержденной справкой медицинской организации;
-иных непредвиденных и установленных обстоятельств, не позволивших студенту
прибыть на экзамен.
6.17. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации или не прохождение
промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической
задолженностью.
6.18. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти
промежуточную аттестацию не более двух раз в сроки, определяемые администрацией в
10

пределах одного года с момента образования академической задолженности. Для проведения
промежуточной аттестации во второй раз в колледже создается комиссия.
6.19. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным
причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся на следующий курс
условно.
6.20. Обучающимся (их законным представителям) предоставляется возможность подать
в конфликтную комиссию апелляцию по процедуре проведения экзаменов и/или о несогласии
с полученными оценками. Обучающиеся (их законные представители) вправе ознакомиться с
письменной экзаменационной работой, по результатам которой подается апелляция.
Проверка изложенных в апелляции фактов не может проводиться лицами,
принимавшими участие в проведении экзамена по соответствующей общеобразовательной
дисциплине и оценке его результатов. Решение конфликтной комиссии сообщается
обучающемуся (его законному представителю) не позднее, чем через два рабочих дня после
подачи апелляции.
6.21. В случае неявки студента на экзамен, в экзаменационной ведомости преподавателем
ставится отметка «не явился». Студенту, не явившемуся на экзамен по неуважительной
причине, выставляется неудовлетворительная оценка. В случае уважительной причины, с
разрешения директора колледжа назначается другой срок сдачи экзамена.
6.22. Разрешается повторная сдача одного экзамена с целью углубления знаний и
повышения оценки по направлению учебной части в течение 10 дней по окончании
экзаменационной сессии.
6.23. С разрешения учебной части разрешается сдача экзамена на повышенную оценку на
старших курсах по 1-2-м учебным дисциплинам, аттестованных на младших курсах.
6.24. Студенты переводятся на следующий курс при наличии оценок не ниже
«удовлетворительно» по всем учебным дисциплинам данного курса и дифференцированных
зачетов по всем видам практик.
6.25. Документы о болезни, другие документы, дающие право на академический отпуск
или продление экзаменационной сессии, должны быть представлены до или в первые дни
экзаменационной сессии. В случае болезни перед зачетом и экзаменом студент должен
уведомить об этом заведующего отделением, а после выздоровления представить
соответствующую медицинскую справку. Справка о временной нетрудоспособности,
представленная студентом после неудовлетворительной сдачи зачета, экзамена, учету не
подлежит, основанием для продления сроков сессии не является, индивидуальный график
сессии такому студенту не устанавливается.
6.26. Результаты промежуточной аттестации заносятся в предусмотренные колледжем
документы (ведомости, журналы учебных занятий, сводные ведомости, базы данных).
Наличие экзаменационных ведомостей обязательно. В зачетную книжку студента заносятся
итоговые оценки по дисциплинам, профессиональным модулям и их составляющим
(междисциплинарным курсам) (кроме оценки «неудовлетворительно»).
6.27. По окончании экзамена преподаватель сдаѐт заполненную ведомость в учебный
отдел заведующему отделением. Не допускается сдача частично заполненной ведомости.
7. Подготовка и проведение экзамена по модулю / квалификационного экзамена.
7.1. При освоении программ профессиональных модулей в последнем семестре
изучения обязательной формой промежуточной аттестации по модулю является экзамен по
модулю / квалификационный экзамен. Экзамен по модулю/ квалификационный экзамен в
целом учитывается отдельно, т.е. общее количество экзаменов по модулю представляет собой
сумму экзаменов по междисциплинарным курсам (если они предусмотрены) и
дополнительную единицу- экзамен по модулю/ квалификационный экзамен.
7.2. Задачей аттестации по профессиональному модулю является экспертное
оценивание на основе представлений эксперта и требований федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
11

подготовки.
7.3. Экзамен по модулю / квалификационный экзамен - форма итоговой аттестации по
профессиональному модулю, проверка сформированности компетенций и готовности к
выполнению вида профессиональной деятельности, определенных в разделе «Требования к
результатам
освоения
основной
образовательной
программы»
федерального
государственного образовательного стандарта.
7.4. Объектами оценки на экзамене по модулю могут выступать:
-продукт практической деятельности;
-процесс практической деятельности.
7.5.Экзамен по модулю/квалификационный экзамен представляет собой форму
независимой оценки результатов обучения с участием работодателей. По его итогам
возможно присвоение выпускнику определенной квалификации.
7.6. Условием допуска к экзамену по модулю/ квалификационному экзамену является
успешное освоение обучающимися всех элементов профессионального модуля:
теоретической части модуля (междисциплинарного курса) и практик. Допуск к экзамену по
модулю/ квалификационному экзамену оформляется по представлению заведующего
отделением приказом директора колледжа
7.7. Вариативными формами проведения экзамена по модулю могут быть:
- подготовка и защита портфолио,
- защита курсового проекта,
- выполнение практикоориентированных заданий,
- демонстрационный экзамен.
Выбор курсового проекта в качестве формы экзамена возможен в том случае, когда его
выполнение связано с целевым заказом работодателей, опирается на опыт работы на
практике, отражает уровень освоения закрепленных за модулем компетенций. Если при таком
варианте проведения экзамена по модулю возникает необходимость дополнительной
проверки сформированности отдельных компетенций, предусматриваются соответствующие
задания.
7.8. Практикоориентированные задания
рассчитаны на проверку как
профессиональных, так и общих компетенций. Содержание заданий максимально
приближено к ситуациям профессиональной деятельности. При формировании заданий
сгруппированы общие и профессиональные компетенции, чтобы задание одновременно
подразумевало проверку обеих групп компетенций. Также выделены общие компетенции,
проверку которых можно осуществить только на основании портфолио.
7.9. Для проведения экзамена по модулю / квалификационному экзамену
разрабатываются комплекты контрольно-оценочных средств с участием работодателей.
7.10. В проведении экзамена по модулю/ квалификационного экзамена
предусматривается обязательное участие работодателей.
7.11. Итогом проверки является однозначное решение, которое оценивается по 5балльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
8. Подготовка и проведение демонстрационного экзамена.
8.1.Целью проведения промежуточной аттестации в форме демонстрационного
экзамена является определение соответствия результатов освоения образовательных
программ среднего профессионального образования (далее - СПО) требованиям
федеральных государственных образовательных стандартов СПО (далее - ФГОС СПО) по
соответствующим компетенциям.
Колледж:
-разрабатывает локально-нормативную документацию организации и проведения ДЭ;
-разрабатывает план мероприятий организации и проведения ДЭ;
-составляет график проведения ДЭ;
- организует прием и регистрацию заявлений студентов на участие в ДЭ (не менее чем
12

за 3 месяца до планируемой даты проведения);
- организует создание базы данных по участникам ДЭ (не менее чем за 2 месяца до
даты начала проведения);
- организует прием согласий на обработку персональных данных участников ДЭ (не
менее чем за 2 месяца до даты начала проведения). Под обработкой персональных данных
понимается сбор, систематизация, накопление, хранение, использование, распространение,
уточнение (обновление, изменение), блокирование, уничтожение персональных данных
участников. Согласие действует в течение всего срока проведения ДЭ и трех лет после его
окончания.
-составляет заявки и направляет в РКЦ;
-обеспечивает предоставление информации о ходе подготовки и проведения ДЭ в
РКЦ.
8.2. К участию к ДЭ допускаются студенты,
освоившие часть основной
образовательной программы по специальности/профессии подготовки, которая формирует
перечень соответствующих компетенций
Промежуточная аттестация в форме ДЭ проводится в том случаи, если количество
студентов по компетенции составляет не менее 5 человек, в групповых компетенциях - не
менее 6 человек.
8.3. Информация о демонстрационном экзамене как форме проведения промежуточной
аттестации, доводится до сведения обучающихся в начале учебного года, в котором запланированы
соответствующие процедуры
8.4 Результаты демонстрационного экзамена по желанию обучающегося (на основании
личного заявления) могут быть зачтены в качестве итоговой оценки по соответствующему
профессиональному модулю.
8.5. Промежуточная аттестация в форме ДЭ проводится в сроки, установленные
учебным планом основной образовательной программы по специальности/профессии
подготовки.
8.6. Демонстрационный экзамен проводится в несколько этапов:
- проверка и настройка оборудования экспертами;
- инструктаж;
- экзамен;
- подведение итогов и оглашение результатов.
8.7. Проверка и настройка оборудования экспертами.
В день проведения ДЭ, за один час до его начала, эксперты:
- проводят проверку на предмет обнаружения запрещенных материалов, инструментов
или оборудования, в соответствии с Техническим описанием, настройку оборудования,
указанного в инфраструктурном листе;
- передают студентам задания.
8.8. Инструктаж:
- за день до проведения экзамена участники встречаются на площадке для
прохождения инструктажа ОТ и ТБ и знакомства с площадкой (инструментами,
оборудованием, материалами и т.д.). Инструктаж по охране труда и технике безопасности
(далее – ОТ и ТБ) для участников и членов Экспертной группы проводится Техническим
экспертом под роспись.
- в случае отсутствия участника на инструктаже по ОТ и ТБ, он не допускается к ДЭ.
8.9. Экзамен:
- В день экзамена осуществляется распределение рабочих мест участников на
площадке в соответствии с жеребьевкой. Жеребьевка проводится в присутствии всех
участников способом, исключающим спланированное распределение рабочих мест или
оборудования. Итоги жеребьевки фиксируются отдельным документом. Время начала и
завершения выполнения задания регулирует главный эксперт.
В случае опоздания к началу выполнения заданий по уважительной причине, студент
допускается, но время на выполнение заданий не добавляется.
13

Студент должен иметь при себе:
- студенческий билет;
- документ, удостоверяющий личность.
8.10. Результаты ДЭ отражаются в ведомости оценок и заносятся в CIS.
8.11. Формирование итогового документа о результатах выполнения экзаменационных
заданий по каждому участнику выполняется автоматизировано с использованием систем CIS
и eSim. Посредством указанных сервисов осуществляется автоматизированная обработка
внесенных оценок и/или баллов, синхронизация с персональными данными, содержащимися
в личных профилях участников, и формируется электронный файл по каждому участнику,
прошедшему демонстрационный экзамен в виде таблицы с указанием результатов
экзаменационных заданий в разрезе выполненных модулей.
8.11. Для оценивания по «пятибалльной» шкале и записи в зачетную книжку
используется методика перевода результатов ДЭ в экзаменационную оценку согласно
локального акта.
8.12 Задания для демонстрационного экзамена является частью комплекта оценочной
документации по компетенции для демонстрационного экзамена. Комплект оценочной
документации включает требования к оборудованию и оснащению, застройке площадки
проведения демонстрационного экзамена, к составу экспертных групп, участвующих в оценке
заданий демонстрационного экзамена, а также инструкцию по технике безопасности.
Выбор компетенций и комплектов оценочной документации для целей проведения
демонстрационного экзамена осуществляется Колледжем самостоятельно на основе анализа
соответствия содержания задания задаче оценки освоения образовательной программы (или еѐ
части) по конкретной профессии/специальности.
На демонстрационный экзамен выносятся профессиональные задачи, которые могут
отражать как один основной вид деятельности в соответствии с ФГОС СПО, так и несколько
основных видов деятельности. Предпочтительнее конструирование комплексных задач,
отражающих наиболее полно профессиональную деятельность, к которой готовится обучающийся.
9. Подведение итогов промежуточной аттестации.
9.1. Обучающиеся, выполнившие программу семестра и успешно прошедшие аттестацию в
установленные сроки, считаются успевающими.
9.2. После зимней и сессии в зачѐтной книжке студента заведующий отделением делает
отметка о допуске к следующей сессии, а после летней сессии - отметку о переводе на
следующий курс.
9.3. Обучающимся, не прошедшим аттестацию в полном объѐме, приказом директора
колледжа устанавливается срок ликвидации задолженностей. Этот срок не должен превышать
одного месяца следующего за сессией семестра (обучающийся-задолжник, при этом, от
обязательных учебных занятий не освобождается).
9.4. По итогам промежуточной аттестации приказом директора отчисляются за
академическую неуспеваемость следующие обучающиеся:
 не сдавшие экзамены (зачѐты) по трѐм и более дисциплинам;
 не ликвидировавшие в установленные сроки академические задолженности;
 получившие неудовлетворительную оценку при повторной аттестации.
10. Порядок повторной аттестации.
10.1. Повторная аттестация по одной и той же дисциплине допускается:
 при получении студентом неудовлетворительной оценки;
 при сдачи дисциплины на повышенную оценку.
10.2. Повторная аттестация по одной и той же дисциплине допускается:
 при получении студентом неудовлетворительной оценки не более 3 раз. Первые два
раза повторную аттестацию проводит преподаватель данной дисциплины с выставлением оценки
14

в направлении на пересдачу. В третий раз аттестацию проводит комиссия, назначенная
заместителем директора по учебной работе. Комиссия должна состоит из трѐх человек.
Направление с результатами повторной аттестации подписывают все члены комиссии.
Направление на повторную аттестацию выдаѐт студенту заведующий отделением с указанием
даты проведения экзамена и регистрацией направления в журнале выдачи направлений.
Результаты повторной аттестации фиксируются в направлении, экзаменационной или зачетной
ведомости, журнале теоретического обучения. (4 хор 19.02.15.г. роспись преподавателя)
Направление прилагается к ведомости. Дата сдачи дисциплины должна соответствовать
направлению.
 при сдаче дисциплины на повышенную оценку 1 раз в период сессии, с выставлением
оценки в направлении. Направление на повышенную оценку выдаѐт студенту заведующий
отделением с указанием даты проведения экзамена и регистрацией направления в журнале
выдачи направлений. Результаты повторной аттестации фиксируются в направлении,
экзаменационной или зачетной ведомости, журнале теоретического обучения. (4 хор 19.02.15.г.
роспись преподавателя). Направление прилагается к ведомости. Дата сдачи дисциплины должна
соответствовать направлению.
10.3. Председатель комиссии или преподаватель сдаѐт направление на повторную
аттестацию заведующему отделением не позднее, чем на следующий день после
проведения аттестации. Запрещается указанный документ оставлять на руках у
студента.
10.4. Неявка студента без уважительных причин на повторную аттестацию в
установленные сроки, приравнивается к неудовлетворительной оценке.
10.5. В случае конфликтной ситуации (несогласием студента с выставленной отметкой)
приказом директора колледжа по мотивированному письменному заявлению студента может быть
назначена специальная комиссия для принятия экзамена или зачета.
10.6. Результаты промежуточной аттестации и предложения по совершенствованию учебного
процесса после сессии выносятся на обсуждение Педагогического совета.
11.Особенности организации текущего контроля и промежуточной аттестации
обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
11.1 Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья устанавливаются Колледжем самостоятельно с учетом ограничений
здоровья.
11.2.Для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями
здоровья осуществление входного контроля, состоит в определении его способностей,
особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного
контроля для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно,
письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.д.).
11.3 Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем и/или
обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также при выполнении
индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного тестирования в
целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе
учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы
действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной
мерой обобщения, освоения (в том числе автоматизированности, быстроты выполнения) и
т.д.
11.4 Текущий контроль успеваемости для обучающихся инвалидов и обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение, поскольку позволяет
15

своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную
деятельность.
11.5 Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме зачетов и/или
экзаменов. Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных
психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в
форме тестирования и т.п.). При необходимости для них может быть увеличено время на
подготовку к зачетам и экзаменам, а также дополнительное время для подготовки ответа на
зачете/экзамене.
11.6 Колледж вправе устанавливать индивидуальные графики прохождения
промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья.
11.7 При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов.
Для этого используется рубежный контроль, который является контрольной точкой по
завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и
ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и срок
проведения рубежного контроля определяются преподавателем (мастером производственного
обучения) с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.
11.8 Для промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья по дисциплинам (междисциплинарным курсам)
кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве
внешних экспертов Колледж может привлекать преподавателей смежных дисциплин
(курсов). Для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников по
профессиональным модулям в качестве внештатных экспертов привлекаются работодатели.

16

Приложение 1
к положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГАПОУ СО «ЭКПТ»
Критерии выставления текущих оценок знаний
1. Общая характеристика оценочной шкалы
Оценки по результатам проверки выполненных обучающимися работ выставляются по
пятизначной порядковой шкале.
Оценка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся демонстрирует:
 уверенное знание и понимание учебного материала;
 умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и практические
примеры, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи;
 умение применять полученные знания в новой ситуации;
 отсутствие ошибок и недочѐтов при воспроизведении изученного материала
(самостоятельно устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных
вопросов преподавателя);
 соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных
работ.
Оценка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся демонстрирует:
 знание основного учебного материала;
 умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и практические
примеры, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи;
 недочѐты при воспроизведении изученного материала;
 соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления
письменных работ.
Оценка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся демонстрирует:
 знание учебного материала на уровне минимальных требований;
 умение воспроизводить изученный материал, затруднения в ответе на вопросы в
измененной формулировке;
 наличие грубой ошибки или нескольких негрубых ошибок при воспроизведении
изученного материала;
 несоблюдение отдельных правил культуры письменной и устной речи, правил
оформления письменных работ.
Оценка
«неудовлетворительно»
(2
балла)
выставляется,
если
обучающийся
демонстрирует:
 знание учебного материала на уровне ниже минимальных требований,
фрагментарные представления об изученном материале;
 отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
стандартные вопросы;
 наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении
изученного материала;
 несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил
оформления письменных работ.
Оценка «плохо» (1 балл) выставляется, если обучающийся демонстрирует:
 полное незнание изученного материала;
 отсутствие элементарных умений и навыков.
2. Критерии выставления оценок за устные ответы
Оценка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся:
 последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно

излагает учебный
17









материал; дает ответ в логической последовательности с использованием принятой
терминологии;
показывает понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей,
теорий, взаимосвязей; умеет выделять главное, самостоятельно подтверждать ответ
конкретными примерами, фактами;
самостоятельно анализирует и обобщает теоретический материал, результаты
проведенных наблюдений и опытов; свободно устанавливает межпредметные (на
основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи;
уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении новых, ранее не
встречавшихся задач;
излагает учебный материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на
дополнительные вопросы учителя;
рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник,
дополнительную литературу, первоисточники; применяет упорядоченную систему
условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; имеет
необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками,
сопутствующими ответу;
допускает в ответе недочеты, которые легко исправляет по требованию преподавателя.

Оценка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся:
 показывает знание всего изученного учебного материала;
 дает в основном правильный ответ; учебный материал излагает в обоснованной
логической последовательности с приведением конкретных примеров, при этом
допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов в использовании
терминологии учебного предмета, которые может исправить самостоятельно при помощи
преподавателя;
 анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений
и опытов с помощью преподавателя;
 соблюдает основные правила культуры устной речи; применяет упорядоченную
систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;
Оценка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся:
 демонстрирует усвоение основного содержания учебного материала, имеет пробелы, не
препятствующие дальнейшему усвоению учебного материала;
 применяет полученные знания при ответе на вопрос, анализе предложенных ситуаций по
образцу;
 допускает ошибки в использовании терминологии учебного предмета;
 показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;
 затрудняется при анализе и обобщении учебного материала, результатов проведенных
наблюдений и опытов;
 дает неполные ответы на вопросы или воспроизводит содержание ранее прочитанного
учебного текста, слабо связанного с заданным вопросом;
 использует неупорядоченную систему условных обозначений при ведении записей,
сопровождающих ответ.
Оценка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся:
 не раскрыл основное содержание учебного материала в пределах поставленных
вопросов;
 не умеет применять имеющиеся знания к решению конкретных вопросов и задач по
образцу;
 допускает в ответе более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при
помощи преподавателя.
18

3. Критерии выставления оценок за письменные работы
Оценка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся выполнил работу без ошибок и
недочетов, либо допустил не более одного недочета.
Оценка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся выполнил работу полностью,
но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, либо не более двух
недочетов.
Оценка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется. Если обучающийся выполнил не менее
половины работы, допустив при этом:
 не более двух грубых ошибок;
 либо не более одной грубой и одной негрубой ошибки и один недочет;
 либо три негрубые ошибки;
 либо одну негрубую ошибку и три недочета;
 либо четыре-пять недочетов.
Оценка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся:
 выполнил менее половины работы;
 либо допустил большее количество ошибок и недочетов, чем это допускается для
оценки «удовлетворительно».
Примечание:
За оригинальное выполнение работы преподаватель вправе повысить обучающемуся
оценку на один балл.
4. Критерии выставления отметок за практические (лабораторные) работы
Оценка «отлично» (5 баллов) выставляется, если обучающийся:
 самостоятельно определил цель работы;
 самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование;
 выполнил работу в рациональной последовательности и полном объеме с безусловным
соблюдением правил личной и общественной безопасности;
 получил результаты с заданной точностью; оценил погрешность измерения;
 грамотно, логично описал проведенные наблюдения и сформулировал выводы из
результатов опыта (наблюдения);
 экономно использовал расходные материалы;
 обеспечил поддержание чистоты и порядка на рабочем месте.
Оценка «хорошо» (4 балла) выставляется, если обучающийся:
 самостоятельно определил цель работы;
 самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование;
 выполнил работу в полном объеме с безусловным соблюдением правил личной и
общественной безопасности, но не в рациональной последовательности;
 выполнил не менее двух остальных требований, соответствующих оценке «отлично».
Оценка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся:
 самостоятельно определил цель работы;
 выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование с помощью преподавателя;
 выполнил работу не менее чем на половину с безусловным соблюдением правил
личной и общественной безопасности;
 выполнил не менее одного требования из числа остальных, соответствующих оценке
«отлично».
Оценка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если обучающийся:
 не смог определить цель работы и подготовить необходимое оборудование
самостоятельно;
19



выполнил работу менее чем на половину, либо допустил однократное нарушение
правил безопасности.

Альтернативные критерии оценивания практических (лабораторных) работ
Зачет выставляется, если обучающийся:
 самостоятельно определил цель работы;
 самостоятельно выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование или с
помощью преподавателя;
 выполнил работу в полном объеме с безусловным соблюдением правил личной и
общественной безопасности;
Не зачет выставляется, если обучающийся:
 не смог определить цель работы и подготовить необходимое оборудование
самостоятельно;
 выполнил работу менее чем на половину, либо допустил однократное нарушение
правил безопасности;
 если обучающийся не смог определить цель работы и подготовить необходимое
оборудование, либо допустил неоднократные нарушения правил безопасности и
был отстранен от выполнения работы.
5. Нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся по иностранному языку
Аудирование
Оценка «отлично» (5 баллов) ставится в том случае, если коммуникативная задача
решена и при этом обучающиеся полностью поняли содержание иноязычной речи,
соответствующей программным требованиям.
Оценка «хорошо» (4 балла) ставится в том случае, если коммуникативная задача
решена и при этом обучающиеся полностью поняли содержание иноязычной речи,
соответствующей программным требованиям, за исключением отдельных подробностей, не
влияющих на понимание содержания услышанного в целом.
Оценка «удовлетворительно» (3 балла) ставится в том случае, если коммуникативная
задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли только основной смысл
иноязычной речи, соответствующей программным требованиям.
Оценка «неудовлетворительно» (2 балла) ставится в том случае, если обучающиеся не
поняли смысла иноязычной речи, соответствующей программным требованиям.
Говорение
Оценка «отлично» (5 баллов) ставится в том случае, если общение осуществилось,
высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной, задаче и при этом
их устная речь полностью соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных
требований.
Оценка «хорошо» (4 балла) ставится в том случае, если общение осуществилось,
высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом
обучающиеся выразили свои мысли на иностранном языке с незначительными
отклонениями от языковых норм, а в остальном их устная речь соответствовала
нормам иностранного языка в пределах программных требований.
Оценка «удовлетворительно» (3 балла) ставится в том случае, если общение
осуществилось,
высказывания
обучающихся
соответствовали
поставленной
коммуникативной задаче и при этом обучающиеся выразили свои мысли на иностранном
языке с отклонениями от языковых норм, не мешающими, однако, понять содержание
сказанного.
Оценка «неудовлетворительно» (2 балла) ставится в том случае, если высказывания
обучающихся не соответствовали поставленной коммуникативной задаче, обучающиеся
слабо усвоили пройденный материал и выразили свои мысли на иностранном языке с
такими отклонениями от языковых норм, которые не позволяют понять содержание
20

большей части сказанного.
Чтение
Оценка «отлично» (5 баллов) ставится в том случае, если коммуникативная задача
решена и при этом обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание
прочитанного иноязычного текста в объѐме, предусмотренном заданием, чтение
обучающихся соответствовало программным требованиям.
Оценка «хорошо» (4 балла) ставится в том случае, если коммуникативная задача
решена и при этом обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание
прочитанного иноязычного текста за исключением деталей и частностей, не влияющих на
понимание этого текста, в объѐме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся
соответствовало программным требованиям.
Оценка «удовлетворительно» (3 балла) ставится в том случае, если
коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся поняли, осмыслили главную
идею прочитанного иноязычного текста в объѐме, предусмотренном заданием, чтение
обучающихся в основном соответствует программным требованиям.
Оценка «неудовлетворительно» (2 балла) ставится в том случае, если обучающиеся не
поняли прочитанного иноязычного текста в объѐме, предусмотренном заданием, чтение
обучающихся соответствовало программным требованиям.
6. Методика оценки успеваемости по физической культуре
Оценка

Теоретические знания
По основам знаний

«5»

Выставляется за ответ, в
котором студент
демонстрирует глубокое
понимание сущности
материала, логично его
излагает, используя
примеры из практики и
своего опыта.

«4»

Ставится за ответ, в
котором содержаться
небольшие неточности и
незначительные ошибки.

«3»

Получают за ответ, в
котором отсутствует
логическая
последовательность,
имеются пробелы в
знании материала.

Умения и навыки двигательных действий
По способам осуществлять
По технике владения
физкультурнодвигательными
оздоровительную
действиями
деятельность
Двигательное действие
Обучающийся демонстрирует
выполнено правильно
полный и разнообразный
(заданным способом),
комплекс упражнений,
точно, в надлежащем
направленный на развитие
темпе, легко и четко.
конкретной физической
способности. Может
самостоятельно организовать
место занятий, подобрать
инвентарь и применять его в
конкретных условиях,
контролировать ход
выполнения задания и оценить
его.
Двигательное действие
Имеются незначительные
выполнено правильно, но ошибки, неточности в
недостаточно легко и
осуществлении
четко, наблюдается
самостоятельной
некоторая скованность.
физкультурнооздоровительной
деятельности.
Двигательное действие
Обучающийся допускает
выполнено в основном
грубые ошибки в подборе и
правильно, но допущена
демонстрации упражнений,
одна грубая или
направленных на развитие
несколько мелких
конкретной физической
ошибок, приведших к
способности. Испытывает
21

неуверенному или
напряженному
выполнению.

«2»

Выставляется за плохое
понимание и знание
теоретического и
методического
материала.

Двигательное действие
выполнено не правильно,
с грубыми ошибками,
неуверенно, нечетко.

затруднения в организации
мест занятий, подборе
инвентаря.
Удовлетворительно
контролирует ход и итоги
занятия.
Студент не владеет умениями
осуществлять различные виды
физкультурнооздоровительной деятельности

7. Виды ошибок и недочетов при выполнении работ
Грубыми считаются ошибки в результатах выполнения работ (отдельных
заданий),
обусловленные:
 незнанием основных понятий, законов, правил, классификаций, формул, единиц
измерения величин;
 незнанием алгоритмов (последовательности) решения типичных учебных задач;
 Неумением определить цель работы и не допускать отклонения от нее в ходе
выполнения работы;
 некорректностью вывода (отсутствием логической связи между исходными данными и
выводимых из них заключением);
 нарушением правил безопасности при выполнении работ;
 небрежным отношением к учебно-материальной базе, повлекшим поломку (выход из
строя) приборов, инструментов и другого оборудования.
К негрубым относятся ошибки в результатах выполнения работ (отдельных заданий),
обусловленные:
 невнимательностью при производстве вычислений, расчетов и т.п. (ошибки в
вычислениях);
 недостаточной обоснованностью (поспешностью) выводов;
 нарушением правил снятия показаний измерительных приборов, не связанным с
определением цены деления шкалы;
 некритическим отношением к информации (сведениям, советам, предложениям),
получаемой от других участников образовательного процесса и иных источников;
 нарушением орфоэпических, орфографических, пунктуационных и стилистических
норм русского языка при выполнении работ (кроме работ по русскому языку).
Недочетами при выполнении работ считаются:
 несвоевременное представление результатов выполнения работы (превышение лимита
времени, отведенного на ее выполнение);
 непоследовательностью изложения текста (информации, данных);
 описки (опечатки), оговорки, очитки (более трех в одной работе);
 нарушение установленных правил оформления работ;
 использование нерациональных способов, приемов решения задач, выполнения
вычислений, преобразований и т.д.;
 небрежность записей, схем, рисунков, графиков и т.д.;
 использование не общепринятых условных обозначений, символов;
 отсутствие ссылок на фактически использованные источники информации;

22

Лист регистрации изменений

№
п/п

Номера листов (страниц)
замененных
новых
аннулированных

Номер
изменения

Подпись

Дата
введения
изменени
я

24



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.