Положение о порядке пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курс,

1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение о портфолио обучающегося, осваивающего образовательную
программу среднего профессионального образования (далее - Положение) определяет порядок
формирования, структуру и содержание портфолио обучающихся в государственном автономном
профессиональном образовательном учреждении Саратовской области «Энгельсский колледж
профессиональных технологий» (далее - Колледж)
1.2 Положение разработано на основе следующих нормативно - правовых документов
-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
-Приказа Министерства просвещения от 24 августа 2022 г. N 762 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования;
-Приказа Министерства просвещения РФ от 20.12.2022 N 1152 о внесении изменений в пункт 17
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования утвержденного приказом Министерства просвещения от 24 августа 2022 г. N 762;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 05 августа 2020 г. № 390 «О
практической подготовке обучающихся»;
- Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 8 ноября 2021 N 800 с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 5 мая 2022 г. N 311.
-Приказа Министерства просвещения РФ от 19 января 2023 г. N 37 “О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. N 800”;
-Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по направлениям подготовки;
-Устава ГАПОУ СО «Энгельсский колледж профессиональных технологий»
-Локально-нормативных актов ГАПОУ СО «ЭКПТ»

1.3 Портфолио - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений
обучающегося Колледжа, осваивающего образовательную программу среднего профессионального образования по программам специалистов среднего звена (далее - ОП СПО).

2

1.4 Технология портфолио внедряется с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения, формирования мотивации на достижение определенных результатов в освоении
образовательной программы среднего профессионального образования. Портфолио позволяет
учитывать не только уровень профессиональных компетентностей обучающегося, но и уровень
его социализации в образовательной среде.
1.5 Портфолио входит в состав отчетной документации при промежуточной аттестации
обучающегося по каждому профессиональному модулю и позволяет также оценивать его активность в период обучения в Колледже.
В этом случае преподаватели

конкретизируют требования к содержанию и структуре

портфолио, определяют критерии и показатели оценки портфолио, процедуры его предъявления и
защиты, условия выбора студентами данной формы в комплекте фонда-оценочных средств по
учебной дисциплине (междисциплинарному курсу, профессиональному модулю) и доводят до
сведения студентов в начале семестра.
1.6. Портфолио обучающегося – это комплект документов (грамоты, дипломы, сертификаты, копии приказов, фотодокументы и т.д.), отзывов и продуктов различных видов деятельности:
как учебной (диагностические работы, оценочные листы, исследовательские, проектные работы,
рефераты, результаты самостоятельной работы и т.д.), так и внеурочной (творческие работы, презентации, фотоматериалы), позволяющий студенту в альтернативной форме предъявить образовательные и профессиональные достижения, определить направления профессионально- личностного саморазвития.
1.7. Портфолио может содержать материал из внешних источников (отзывы или грамоты,
выписки из приказов с практики, с военных сборов и т.д.), дающий дополнительную оценку освоения общих и профессиональных компетенций.
1.8. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных
видах деятельности: учебной, профессиональной, творческой и других.
1.9. Комплектование портфолио осуществляется студентом в течение всего периода обучения в колледже на основании рекомендаций преподавателей, классных руководителей групп,
представителей студенческого актива, руководителей производственной практики и настоящего
Положения. Его формирование завершается вместе с завершением обучения.
1.10. Для студентов наличие портфолио является обязательным условием для допуска к государственной (итоговой) аттестации, наряду с документами, подтверждающими освоение компетенций при изучении теоретического материала и прохождения практики по каждому из видов
профессиональной деятельности.

3

Портфолио не влияет на итоговую оценку государственной (итоговой) аттестации, но может быть использовано в спорном случае итоговой оценки на государственной (итоговой) аттестации.
1.11. Формирование портфолио завершается вместе с завершением обучения и в дальнейшем может служить основой для составления резюме выпускника при поиске работы, продолжении образования и др.
2. Цель, задачи и функции портфолио
2.1. Технология портфолио внедряется с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения, проверки освоения общих и профессиональных компетенций, формирования мотивации на достижение определенных результатов в освоении основной профессиональной образовательной программы.
2.2.Основная цель портфолио - формирование ценностных ориентаций, активной личностной позиции, готовности к сотрудничеству и саморазвитию через предъявление, рефлексию и анализ образовательных и профессиональных достижений.
2.3. Портфолио позволяет решать следующие задачи:


отслеживание индивидуальных достижений студента; динамики развития профес-

сионально-значимых качеств, успешности освоения общих и профессиональных компетенций на
основе накопления и систематизации документов, отзывов, работ, других свидетельств;


оценка эффективности саморазвития по результатам, материализованным продук-

там, свидетельствам учебной и профессиональной, проектной деятельности;


формирование и совершенствование учебной мотивации, мотивации достижений и

мотивации на профессиональную деятельность;


поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности для самореа-

лизации обучающихся;


развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности студентов;



совершенствование навыков целеполагания, планирования и организации собствен-

ной деятельности, проектирования профессионально-личностного саморазвития.
2.4. Функции портфолио:


функция предъявления личных, образовательных и профессиональных достижений:

образовательных характеристик, ценностных ориентаций, профессиональной компетентности студента;


функция фиксации, накопления и оценки индивидуальных образовательных и про-

фессиональных достижений студента, их динамики в процессе освоения образовательной программы;

4



функция

формирования

личной

ответственности

за

результаты

учебно-

профессиональной деятельности, профессионально- личностного самосовершенствования, мотивации и интереса.
3. Примерная структура портфолио студента
3.1. Содержание портфолио определяется с учетом выбранного вида:
 портфолио достижений;
 портфолио документов;
 портфолио отзывов;
 портфолио работ;
 смешанное портфолио.
3.2. Примерная структура портфолио достижений
3.2.1. Общая часть (фото, резюме (общие сведения о студенте), цель и задачи портфолио,
содержание портфолио).
3.2.2. Накопительная часть:


образовательные достижения: освоенные обучающимися в процессе теоретическо-

го и практического обучения компетенции, оценка которых осуществляется в процессе текущей,
промежуточной и государственной итоговой аттестации на основе соотнесения фактически полученных результатов с требованиями ФГОС СПО/НПО;


профессиональные достижения: эффективный результат применения освоенных

обучающимися компетенций в реальной профессиональной деятельности, который удостоверяет,
что студентом освоены компетенции, требуемые для выполнения определенной работы;


результаты творчески- преобразующей деятельности;



спортивные достижения.

3.2.3. Рефлексивно-проективная часть:


самооценка и анализ образовательных и профессиональных достижений, компетен-

ций, освоенных на отдельном этапе образовательной программы;


вычленение проблем, возможных причин их возникновения, определение перспек-

тив профессионального и личностного саморазвития.
Студент имеет право вносить изменения в рекомендованную структуру портфолио с учетом наиболее предпочтительных интересов и склонностей, наиболее ярко проявляющихся компетенций.
3.3. Портфолио документов может содержать:


документы, подтверждающие участие студента в предметных олимпиадах, научно-

практических конференциях разного уровня (в том числе заочных), конкурсах, проектах; грамоты
и выписки из приказов по колледжу за высокие учебные достижения;

5



свидетельства о прохождении курсовой подготовки, подтверждающие готовность

студента к реализации разнообразных видов деятельности;


сертификаты, грамоты, свидетельства участия в организации студенческого само-

управления, культурно - досуговых мероприятиях, локальных проектах и студенческих объединениях по интересам;


грамоты, дипломы, сертификаты за участие в спортивных соревнованиях, организа-

цию подготовки и проведение мероприятий на уровне образовательного учреждения, города, региона и т.д.
3.4. Портфолио отзывов может содержать:


письменные отзывы и характеристики преподавателей колледжа, классных руково-

дителей, руководителей структурных подразделений, представителей администрации колледжа,
подтверждающие высокий уровень познавательной способности, мотивации студента на учебнопрофессиональную деятельность, академических способностей и учебных достижений;


письменные отзывы и характеристики руководителей различных видов производст-

венной практики, представителей администрации, ведущих специалистов предприятий- работодателей, в которых студент проходил производственную практику, аргументировано подтверждающие высокий уровень освоения студентом общих и профессиональных компетенций, высокий
уровень развития профессионально- значимых личностных качеств, письменный самоанализ;


отзывы и характеристики классных руководителей, заместителя директора по воспи-

тательной работе, руководителей студенческих клубов, объединений по интересам, представителей студенческого актива, подтверждающие высокую социальную активность студента, позитивное отношение к различным видам деятельности;


отзывы и характеристики руководителя физического воспитания, преподавателей

физической культуры колледжа, преподавателя-организатора ОБЖ и допризывной подготовки,
руководителей спортивных секций на базе колледжа, подтверждающие высокие спортивные достижения.
3.5. Портфолио работ может содержать методическую продукцию, самостоятельно разработанную студентом и получившую достаточно высокую оценку преподавателей колледжа или
представителей работодателей.


фрагменты рабочих программ по учебным дисциплинам, системы заданий, конспек-

ты занятий, методические рекомендации, сборники электронных информационных ресурсов, электронные презентации и т.п.;


тезисы выступлений на научно-практических конференциях, тексты докладов, рефе-



электронные презентации к занятиям и классным часам, докладам и проектам;

ратов;

6



творческие, исследовательские, проектные работы студента;



техническое творчество (модели, макеты, приборы);



визуальные свидетельства, подтверждающие готовность студента к осуществлению

профессиональной деятельности (фото-, видеоматериалы, презентации);


программы и планы профессионального самосовершенствования.

3.6 Смешанный тип портфолио может содержать материалы разных видов (документы,
отзывы, работы).
3.7. Портфолио студента ГАПОУ СО «ЭКПТ» является по структуре смешанным и состоит
из двух частей (Приложение 1):
1.Портфолио документов
- перечень индивидуальных достижений студента;
- комплект документов, подтверждающий индивидуальные достижения студента
2. Комплект портфолио по учебным дисциплинам и профессиональным модулям.
4. Участники работы над портфолио и распределение обязанностей
4.1.

Участниками работы над портфолио являются студенты, преподаватели, мастера

производственного обучения, классные руководители, административные работники.
Одним из основных условий составления портфолио является установка тесного сотрудничества между всеми участниками и четкое распределение обязанностей между ними.
4.2. Обязанности студента:


оформляет портфолио в соответствии с принятой в колледже структурой;



систематически пополняет соответствующие разделы материалами, отражающими

успехи и достижения в учебной, производственной и внеучебной деятельности;


отвечает за достоверность представленных материалов;



при необходимости обращается за помощью к педагогическому коллективу.

4.3.Обязанности классного руководителя:


направляет работу студента по ведению портфолио, консультирует, помогает, дает

советы, объясняет правила ведения и заполнения портфолио;


выполняет роль посредника между всеми участниками работы над портфолио: сту-

дентом, преподавателями, мастерами производственного обучения, обеспечивает их постоянное
сотрудничество и взаимодействие;


осуществляет контроль за заполнением соответствующих разделов портфолио;



помогает сделать копии приказов, распоряжений и т.д.

4.4.

Обязанности преподавателей (мастеров производственного обучения):



преподаватели проводят экспертизу представленных работ по дисциплине, профес-

сиональному модулю и выдают сертификат;

7



готовят итоговые документы для поощрения студентов за участие в учебной и вне-

учебной работе: грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.


совместно со студентами отслеживают и оценивают динамику их индивидуально-

го развития и профессионального роста, поддерживают их образовательную, профессиональную,
творческую активность и самостоятельность.
4.5.


Обязанности администрации:
Начальник методического отдела совместно с предметными цикловым комиссиями,

опираясь на настоящее Положение, определяет специфику содержания портфолио по направлениям

подготовки

с

учетом

контрольно-оценочных

средств

по

учебным

дисципли-

нам/профессиональным модулям, осуществляет общий контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио;


общее руководство деятельностью педагогического и студенческого коллектива по

формированию портфолио осуществляют начальник методического отдела;


заместители директора, руководитель физической культуры, организатор ОБЖ не-

сут ответственность за организацию представления документов, подтверждающих индивидуальные достижения студента по разнообразным видам деятельности (учебной, производственной, научной, творческой, социальной, военно-патриотической (для юношей), спортивной и др.);


ответственность за информирование и организацию деятельности студентов по соз-

данию портфолио на уровне студенческой группы возлагается на заведующих отделениями.
5.

Оформление портфолио

5.1. Портфолио оформляется в индивидуальной папке с файлами, в которой фиксируются,
накапливаются и оцениваются личные достижения студента в разнообразных видах деятельности
(учебной, производственной, научной, творческой, социальной, спортивной и др.) за период обучения в колледже.
5.2. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие условия:
 систематичность и регулярность ведения;
 достоверность предъявляемых сведений;
 аккуратность и эстетичность оформления;
 разборчивость при ведении записей.
5.3. Располагать материалы в портфолио в соответствии с принятой в ГАПОУ СО «ЭКПТ»
структурой портфолио (Приложение 1).
5.4. Портфолио оформлять на компьютере, таблицы портфолио достижений – отдельными
листами.
6. Презентация портфолио

8

6.1. Студент выступает с презентацией портфолио на промежуточной аттестации, экзамене
квалификационном, государственной итоговой аттестации.
Во время презентации студент представляет портфолио, комментирует его содержание, обращает внимание на наиболее яркие достижения, направления и механизмы совершенствования.
6.2. Презентация портфолио может быть использована для определения номинантов на
конкурс «Студент года».
7. Организация экспертизы содержания и презентации портфолио студента
7.1. Оценка портфолио осуществляется в соответствии с критериями, заложенными в комплекте контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю.
7.2. При оценке содержания и презентации портфолио ведущий преподаватель и /или экзаменационная комиссия, в состав которой могут входить представители работодателей учитывают:


полноту портфолио;



обоснованность структуры и содержания портфолио;



способность студента адекватно оценивать собственные достижения, освоенные

компетенции;


умение определять ближайшие и перспективные цели, направления самосовершен-

ствования.
7.3. Согласованное решение членов экзаменационной комиссии заносится в оценочные
листы и сводные ведомости.

9

Приложение 1

Министерство образования Саратовской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Энгельсский колледж профессиональных технологий»

ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество полностью)

Специальность/профессия ___________________________________
_______________________________________________________________

Классный руководитель_______________________________________________
(фамилия, имя, отчество полностью)

202__г.
10

РЕЗЮМЕ

ФОТО СТУДЕНТА

Фамилия, имя, отчество________________________________________________
________________________________________________________________________
Дата рождения:_____________________
Образование (какую школу окончил, год окончания)_______________________
________________________________________________________________________
Сведения о дополнительном образовании (музыкальная, художественная, спортивная, школа иностранных языков или иная школа)
________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Год поступления в колледж ________
Группа _______
Специальность, получаемая в колледже______________________________________
____________________________________________________________________

Контактный телефон_________________
Е-mail ___________________________

11

СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО
Стр.
РЕЗЮМЕ
I.ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ
ПЕРЕЧЕНЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА
1. Курсы, дополнительное образование (наличие рабочей профессии)
2. Научно-исследовательская и проектная деятельность студента
2.1 Участие в предметных олимпиадах
2.2 Участие в научно-практических конференциях
2.3 Участие во внеурочных мероприятиях
2.4. Публикации в журналах, сборниках
3. Внеучебная деятельность студента
3.1 Участие во внеклассных мероприятиях
3.2 Участие в работе органов студенческого самоуправления и молодежных общественных объединениях
4. Спортивные достижения
5. Участие в военно-патриотических мероприятиях (для юношей)
6 Исполнение воинской обязанности (для юношей)
КОМПЛЕКТ ДОКУМЕНТОВ
подтверждающий индивидуальные достижения студента
II.КОМПЛЕКТ ПОРТФОЛИО
ПОРТФОЛИО ОГСЭ 01
И т.д.
ПОРТФОЛИО ПМ 01
1. ПОРТФОЛИО ПМ 02
2. ПОРТФОЛИО ПМ 03
3. ПОРТФОЛИО ПМ 04
4. И т.д.
5.

6.
7.
8.
9.

12

I.

ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ

ПЕРЕЧЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА
1 Курсы, дополнительное образование (наличие рабочей профессии)
№
п/п

Наименование
профессии

Разряд

Где проходил
обучение

Время
обучения

Документ, подтверждающий наличие
профессии

Стр.

(удостоверение)

1
2
3

2 Научно-исследовательская и проектная деятельность студента
2.1 Участие в предметных олимпиадах
№
п/п

Название дисциплины
/профессионального модуля

Место проведения

Дата

Подтверждающие
документы

Стр.

(грамота, сертификат,
копия приказа др.)

1
2
3

2.2 Участие в научно-практических конференциях
№
п/п

Тема конференции

Уровень
(всероссийский, областной, городской, колледж)

Место проведения

Дата

Темы
статей

Подтверждающие
документы

Стр.

(грамота, сертификат, копия
приказа др.)

1
2
3

2.3 Участие во внеурочных мероприятиях (конкурсах, выставках, проектах и др.)
№
п/п

Название мероприятия

Уровень
(всероссийский,
областной, городской, колледж)

Место
проведения

Дата

Подтверждающие
документы

Стр.

(грамота, сертификат, копия
приказа др.)

1
2
3

2.4. Публикации в журналах, сборниках
№
п/п

Название публикации

Издательство, журнал (номер,
год) или номер авторского свидетельства

Кол-во
страниц

Дата

Подтверждающие
документы

Стр.

(Копии обложки журнала, листа содержания и
статьи)

1
2
3

13

3. Вне учебная деятельность студента
3.1
Участие во внеклассных мероприятиях
№
п/п

Дата

Вид мероприятия

Место проведения, уровень

Форма участия

(концерты, волонтерство,
КВН, фестивали, конкурсы и др).

(всероссийский, областной, городской,
колледж, общежитиие)

(выступление, работа
в команде, презентация и др.)

Подтверждающие
документы

Стр.

(грамота, сертификат,
благодарность
копия приказа др.)

1
2
3

3.2
Участие в работе органов студенческого самоуправления и молодежных общественных объединениях
№
п/п

Орган студенческого самоуправления, название объединения

Виды деятельности
(поручения)

Период деятельности

Факты общественного
признания деятельности

Стр.

(грамоты, благ. письма, дипломы,
копии приказов)

1
2
3

4 Спортивные достижения
№
п/п

Вид соревнований,
(с указанием вида спорта)

Дата

Место проведения,
уровень
(всероссийский, областной, городской, колледж)

Наличие
разряда
или звания

Подтверждающие документы

Стр.

(отметка о наличии разряда, звания,
грамота, сертификат, благодарность
копия приказа др.)

1
2
3

5 Участие в военно-патриотических мероприятиях (для юношей)
№
п/п

Дата

Название военнопатриотических
мероприятий

Тема

Подтверждающие
документы

Стр

(грамота, сертификат,
копия приказа др.)

1
2
3

6 Исполнение воинской обязанности (для юношей)
№
п/п

Дата

Исполнение воинской обязанности

Виды заданий

Подтверждающие
документы

Стр.

(копия приказа и др.)

1
2
3

КОМПЛЕКТ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЙ ДОСТИЖЕНИЯ СТУДЕНТА

14

II. КОМПЛЕКТ ПОРТФОЛИО
ПОРТФОЛИО ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
______________________________________________________________________
Код и наименование ПМ

I.ПЕРЕЧЕНЬ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА
1.1.Научно-исследовательская и проектная деятельность студента
по программе профессионального модуля
№

Наименование мероприятия
(олимпиады, конкурсы, конференции и др.)

Уровень
(общеколледжный, муниципальный,
региональный, всероссийский, международный)

Призовое
место

Портфолио
документов

1
2
3

1.2. Результаты выполнения практических работ, тестирования, экзамена и др.
№
1
2
3

Наименование
работы
Практическая работа
Тестирование
Контрольная работа
И др.

Раздел/тема

Дата

Итоговая
оценка

Подтверждающий
документ

1.3.Результаты выполнения самостоятельной работы
№

Наименование
работы

1
2
3

Реферат
Сообщение
Презентация
И др.

Тема

Сроки

Оценка

Подтверждающий
документ

1.4.Эффективность и качество прохождения учебной и производственной практики
№

Наименование практики

1

Учебная практика

2

Производственная практика

Место прохождения

Время
прохождения

Подтверждающий
документ

II.КОМПЛЕКТ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЙ ДОСТИЖЕНИЯ
СТУДЕНТА ПО ПМ
III.ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

15

РАЗРАБОТАНО
Должность

Ф.И.О.

Подпись

Начальник методическо- Ежова Е.Ю.
го отдела
СОГЛАСОВАНО

Дата
11.09.23 год

Должность

Ф.И.О.

Подпись

Дата

Юрисконсульт
Заместитель директора
по учебной работе
Заместитель директора
по учебновоспитательной работе
Заместитель директора
по УПР
Председатель Совета
студенческого самоуправленияя ГАПОУ СО
«ЭКПТ»
Председатель Совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Заведующий отделением
Заведующий отделением
Заведующий отделением
Председатель ПЦК
Председатель ПЦК
Председатель ПЦК
Председатель ПЦК
Председатель ПЦК
Председатель ПЦК
Председатель ПЦК

Ремский О.В.
Нестеренко Е.П.

11.09.23 год
11.09.23 год

Гой О.В.

11.09.23 год

Нестеренко Е.С.

11.09.23 год

Махнорылова Д.Н

11.09.23 год

Агеева М.В.

11.09.23 год

Цаплина М.В.
Жданова А.А.
Ананьева Л.Ю.
Нугаева Л.Р.
Кочнева А.Н.
Гайворонская Н.Н.
Какулин А.Н.
Ниянченко Е.Н.
Иванова Н.И.
Архипова О.А.

11.09.23 год
11.09.23 год
11.09.23 год
11.09.23 год
11.09.23 год
11.09.23 год
11.09.23 год
11.09.23 год
11.09.23 год
11.09.23 год

ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ: со дня утверждения директором Колледжа
приказ № 364 от « 11 » сентября 2023 г.,
(Основание: заседание Совета колледжа
протокол № 2 от « 08 » сентября 2023 г.)
СПИСОК РАССЫЛКИ:
Контрольный экземпляр документа
(Основание: заседание Совета колледжа
протокол № 2 от « 08 » сентября 2023 г.)
СПИСОК РАССЫЛКИ
Контрольный экземпляр документа

16

Лист регистрации изменений

№
п/п

Номера листов (страниц)
замененных
новых
аннулированных

Номер изменения

Подпись

Дата введения
изменения

17



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.