Положение о порядке формирования СМГ для занятий по физической культуре в ГАПОУ СО ЭКПТ

1.Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о порядке формирования и работы специальных медицинских
групп для занятий физической культурой (далее – Положение) регулирует порядок
организации, формирования и деятельность специальных медицинских групп по учебной
дисциплине

«Физическая

культура»

для

студентов,

получающих

среднее

профессиональное образование в ГАПОУ СО «ЭКПТ» (далее – колледж).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями следующих
нормативных документов:
-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями);
-Федерального закона от

04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в

Российской Федерации»;
-Приказа Министерства просвещения от 24 августа 2022 г. N 762 «Об утверждении
порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

образовательным программам среднего профессионального образования;
-Приказа Министерства просвещения РФ от 20.12.2022 N 1152 о внесении изменений в
пункт 17 порядка

организации и осуществления образовательной деятельности по

образовательным программам среднего профессионального образования утвержденного
приказом Министерства просвещения от 24 августа 2022 г. N 762;
- Порядка проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних
утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10
августа 2017 г. N 514н
- Методическими рекомендациями к организации занятий физической культурой
обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья для всех специальностей ГАПОУ СО
«ЭКПТ».
-Устава ГАПОУ СО «Энгельсский колледж профессиональных технологий»
-Локально-нормативными актами ГАПОУ СО «ЭКПТ»
1.3.Положение регламентирует порядок организации учебных занятий по физической
культуре, реализуемых в рамках Федеральных государственных образовательных
стандартов

среднего

профессионального

образования

по

всем

направлениям

подготовки в ГАПОУ СО «ЭКПТ» очной формы обучения в форме теоретических,
методико-практических

и

практических

занятий

для

обеспечения

физической

подготовленности обучающихся, в том числе профессионально прикладного характера,
и повышения уровня физической подготовленности.

1.4. Специальные медицинские группы (далее – СМГ) создаются в колледже с целью:
- формирования у студентов навыков здорового образа жизни;
- укрепления здоровья, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных
заболеванием;
- создания комфортных условий для студентов, имеющих отклонения в состоянии
здоровья,

с

помощью

дифференцированного

подхода

при

осуществлении

образовательного процесса с учетом особенностей их развития и состояния здоровья;
-

формирования

необходимых

компетенций,

обеспечивающих

сохранение

и

укрепление здоровья, психического благополучия, развитие и совершенствование
психофизических способностей, качеств и свойств личности.
1.5. Структура, содержание и результаты обучения отражены в рабочих программах
учебной дисциплины «Физическая культура».

2.Порядок определения медицинских групп для занятий физической культурой
несовершеннолетними обучающимися.
2.1. Определение медицинских групп для занятий несовершеннолетним обучающимся
физической культурой с учетом состояния его здоровья осуществляется в целях оценки
уровня физического развития и функциональных возможностей несовершеннолетнего,
выбора оптимальной программы физического воспитания, выработки медицинских
рекомендаций по планированию занятий физической культурой.
2.2 В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим
медицинским группам для занятий физической культурой: основная, подготовительная и
специальная.
2.3. К основной медицинской группе для занятий физической культурой (I группа)
относятся несовершеннолетние:
-без нарушений состояния здоровья и физического развития;
-с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в
физическом развитии и физической подготовленности.
Отнесенным к основной медицинской группе несовершеннолетним разрешаются занятия
в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием
профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической
подготовленности.

2.4. К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой (II
группа) относятся несовершеннолетние:
имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;
входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);
с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной
ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.
Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия по учебным
программам физического воспитания при условии более постепенного освоения
комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к
организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической
нагрузки и исключения противопоказанных движений.
Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых
физкультурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского
осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются.
Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в
колледже или в домашних условиях.
2.5. Специальная медицинская группа для занятий физической культурой делится на две
подгруппы: специальную "А" и специальную "Б".
2.5.1. К специальной подгруппе "А" (III группа) относятся несовершеннолетние:
с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния),
врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации)
или временного характера;
с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.
Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия оздоровительной
физической

культурой

по

специальным

программам

(профилактические

и

оздоровительные технологии).
При занятиях оздоровительной физической культурой должны учитываться характер и
степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень
функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают
скоростно-силовые,

акробатические

упражнения

и

подвижные

игры

умеренной

интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия
адаптивной физической культурой.
2.5.2. К специальной подгруппе "Б" (IV группа) относятся несовершеннолетние, имеющие
нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в

стадии

субкомпенсации)

и

временного

характера,

без

выраженных

нарушений

самочувствия.
Отнесенным к этой группе несовершеннолетним рекомендуются в обязательном порядке
занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение
регулярных

самостоятельных

занятий

в

домашних

условиях

по

комплексам,

предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.
3. Порядок формирования основных, подготовительных и специальных
медицинских групп.
3.1. По результатам медицинского обследования (врачебного контроля) студенты по
состоянию здоровья распределяются в следующие медицинские группы: основную;
подготовительную; специальную медицинскую.
3.2. К основной медицинской группе для занятий физической культурой относятся
обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья, а также лица, имеющие
незначительные отклонения в состоянии здоровья, при достаточном физическом
развитии и физической подготовленности. Физическое воспитание студентов в
основной учебной группе решает задачи:
-формирования позитивного отношения, интереса и

потребности

в занятиях

физической культурой и спортом;
- повышения физического здоровья студента на основе увеличения арсенала
двигательных

способностей,

профессионально-прикладной

и

методической

подготовленности;
- подготовки и участия в массовых физкультурно-спортивных и оздоровительных
мероприятиях, а также соревнованиях по видам спорта, предусматривающих широкое
вовлечение студентов в активные занятия физической культурой.
3.3. К подготовительной медицинской группе относятся обучающиеся без отклонений в
состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии
здоровья и с недостаточным физическим развитием, после перенесенных заболеваний,
травм, а также часто болеющие. Учебный процесс в подготовительной учебной группе
направлен на:
-комплексное использование средств физической культуры и спорта по типу
общефизической подготовки;
-повышение уровня физического и функционального состояния;
-профилактическое использование средств физической культуры в оздоровительных
целях;

-приобретение студентами дополнительных, необходимых знаний по основам
психологического, педагогического и врачебного контроля, по методике и организации
самостоятельных занятий физическими упражнениями и избранными видами спорта.
3.4. Формирование специальных медицинских групп осуществляется с учетом возраста,
показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени
патологического процесса по данным медицинского осмотра для студентов I курса и
медицинских справок для студентов II, III, IV курсов. Справки установленного образца
предоставляются студентами фельдшеру медицинского кабинета или руководителю
физического воспитания ежегодно.
3.5. Врачебное обследование студентов I курса проводится до 15 сентября текущего
учебного года в студенческой поликлинике и повторно на всех последующих курсах в
начале каждого учебного года, а также перед спортивными соревнованиями, после
перенесенных заболеваний, травм или длительных перерывов в занятиях физическими
упражнениями.
3.6. Студенты, не прошедшие медицинское обследование (не предоставившие
медицинские справки), к учебным занятиям по учебной дисциплине «Физическая
культура» не допускаются.
3.7. К специальной медицинской группе относятся обучающиеся с выраженными
отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера,
требующие ограничения физических нагрузок, а также адресной коррекции в состоянии
здоровья. Основными задачами физического воспитания обучающихся СМГ являются:
- укрепление здоровья;
- постепенная адаптация организма к физическим нагрузкам;
- овладение комплексами физических упражнений, благотворно влияющих на
состояние здоровья обучающегося с учетом заболеваний;
- развитие физических качеств и освоение жизненно важных двигательных умений и
навыков; - контроль дыхания при выполнении физических упражнений;
- формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям
физической культурой.
Подгруппы рекомендуется комплектовать по следующим нозологическим формам
заболеваний:
1) студенты с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем: ВСД,
аритмия, тахикардия, пролапс митрального клапана, гипертензия, бронхиальная астма;
нарушениями функций нервной системы; нарушениями легочной вентиляции;

2) студенты, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, сколиоз, ревматизм,
деформацию грудной клетки, остеохондроз, кисту Беккера, черепномозговые травмы
(ЧМТ), межпозвоночную грыжу, травмы коленных суставов, контрактуру (ограничение
движений в суставе) и снижение двигательной функции, плоскостопие;
3) студенты, имеющие заболевания органов брюшной полости и малого таза
(хронические холецистит и гастрит, язвенная болезнь, колит, дисфункция яичников,
гинекологические

воспалительные

заболевания

и

др.),

нарушения

жирового,

водносолевого обменов и заболевания почек, ожирение, эндокринной системы,
хронические воспалениям среднего уха, миопии, поллиноз.
3.8. Если относительная малочисленность обучающихся с однородными заболеваниями
не позволяет группировать их по форме заболевания, осуществляется внутригрупповое
распределение

по

функциональному

состоянию,

руководствуясь

результатами

медицинского осмотра, данных медицинских справок.
3.9. В случае заболевания (травмы) обучающегося, возникшего в течение учебного года
и сопровождающегося значительными нарушениями в состоянии его здоровья, для
решения вопроса о назначении медицинской группы необходимо до возобновления
занятий физической культурой повторно провести пробу с дозированной физической
нагрузкой для оценки функциональных возможностей организма. Уровень физической
подготовки определяется ежегодно преподавателем по физической культуре в начале и
в конце учебного года по результатам выполнения контрольных упражнений.
3.10. Минимальная наполняемость групп составляет 8-15 человек с учетом пола,
состояния

здоровья,

физического

развития

и

физической

подготовленности

обучающихся.
3.11. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или
временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, допущенные к
выполнению учебной и воспитательной работы, после лечебно-оздоровительных
мероприятий могут быть переведены в основную группу.
Сроки

возобновления

занятий

физической

культурой

обучающихся

после

перенесенных заболеваний устанавливаются индивидуально. Перевод студентов по
медицинскому заключению может проводиться в любое время учебного года.
3.12. Зачисление и перевод студентов в СМГ оформляется приказом директора
колледжа на текущий учебный год.
4. Организация образовательного процесса по физической культуре в СМГ
4.1.Образовательный процесс по учебной дисциплине «Физическая культура» является
обязательным

в

течение

установленного

периода

обучения

в

колледже

и

осуществляется в соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами среднего профессионального образования.
4.2. Основной формой образовательного процесса по физической культуре являются
обязательные учебные занятия, которые проводятся в соответствии с учебными
планами и рабочими программами по учебной дисциплине «Физическая культура».
4.3.

Образовательный

процесс

осуществляется

в

учебных

группах,

которые

организуются в начале учебного года на каждом курсе на основании:
- результатов медицинского обследования;
- результатов тестирования физической подготовленности;
- интереса студентов и их отношения к конкретному виду (видам) спорта.
4.4. Студенты, освобожденные от занятий на длительный срок (более одного месяца),
сдают зачет на основании требований по теоретическому разделу учебной дисциплины
«Физическая культура»: написание рефератов по разработанной для каждого студента
теме, отражающей оздоровительно-профилактическую направленность физического
воспитания, или же посещение занятий лечебной физкультуры в поликлинике,
врачебно-физкультурном диспансере, после чего предоставляют справку из данного
лечебного учреждения о количестве посещенных занятий.
4.5. Расписание занятий для СМГ составляется руководителем физического воспитания
совместно с заместителем директора по учебной работе.
4.6. Основные цели физического воспитания студентов, отнесенных к СМГ:
- укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных
заболеванием;
- улучшение показателей физического развития;
- освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;
- постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок;
- формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям
физической культурой;
- воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому
образу жизни;
- обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного
характера.
4.7. Содержание занятия в СМГ определяется рабочей программой, в которой
определен объем и структура физической нагрузки, требования к уровню освоения
учебного материала.

4.8.

Рабочая

программа

учебной

дисциплины

«Физическая

культура»

СМГ

предусматривает достижение уровня физической подготовленности, обеспечивающего
успешное развитие студента.
4.9. В рабочей программе СМГ предусмотрены практические разделы:
1 – научно-методические основы формирования физической культуры личности
(теоретический),
2 – практические основы формирования физической культуры личности (методикопрактические занятия, легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика),
3 – профессионально-прикладная физическая подготовка. Включены специальные
упражнения оздоровительного характера (корригирующая гимнастика, дыхательные
упражнения и др.) Раздел дыхательных упражнений используется на каждом занятии.
Обращается особое внимание на правильную осанку, укрепление мышц живота и
спины. Для снижения утомления и повышения работоспособности используются
упражнения для расслабления мышц.
4.10. Методические рекомендации для студентов СМГ разрабатываются на основании
инструктивных материалов по всем видам патологий, имеющимся у студентов.
4.11. В ходе занятия в СМГ преподаватель контролирует нагрузку по пульсу, дыханию
и

внешним

признакам

утомления,

постоянно

контактирует

со

студентами.

Осуществляет индивидуальный подход к студентам.
4.12. Студенты всех учебных отделений, выполнившие требования рабочей программы
по физической культуре, сдают зачет в виде тестов по теоретическому, методикопрактическому и практическому разделам. При итоговой аттестации учитывается
уровень выполнения студентом практических разделов программы на всем периоде
обучения по общей и профессионально-прикладной физической подготовке (не ниже
«удовлетворительно»).
4.13. Физическое воспитание в колледже носит гуманистический характер и направлено
на усиление заботы о здоровье всех без исключения занимающихся. Вследствие этого
обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической
подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья в
зависимости от тяжести и характера заболевания могут заниматься с основной группой,
ограничивая объем и интенсивность физических нагрузок.

5. Кадровый состав
5.1 Преподаватели, работающие в СМГ, должны иметь высшее профессиональное
образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу

работы

либо

высшее

профессиональное

образование

и

дополнительное

профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления
требований к стажу работы, и наличие сертификата специалиста по циклу «Лечебная
физкультура».
6. Контроль
6.1. Контроль за соблюдением настоящего Положения осуществляют заместитель
директора по учебной работе, начальник методического отдела, заведующий
отделением и руководитель физического воспитания колледжа.

РАЗРАБОТАНО
Должность

Ф.И.О.

Зам. директора по УР

Нестеренко Е.П.

Подпись

Дата
11.09.23 год

СОГЛАСОВАНО
Должность

Ф.И.О.

Подпись

Юрисконсульт

Ремский О.В.

11.09.23 год

Руководитель
физического воспитания
Председатель Совета
студенческого
самоуправленияя
ГАПОУ СО «ЭКПТ»
Председатель Совета
родителей (законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся
Начальник
методического отдела
Заведующий отделением

Тимофеев Ю.А.

11.09.23 год

Махнорылова Д.Н

11.09.23 год

Агеева М.В.

11.09.23 год

Ежова Е.Ю,

11.09.23 год

Жданова А.А.

11.09.23 год

Заведующий отделением Ананьева Л.Ю.

ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ: со дня утверждения директором Колледжа
приказ № 364 от « 11 » сентября 2023 г.,
(Основание: заседание Совета колледжа
протокол № 2 от « 08 » сентября 2023 г.)
СПИСОК РАССЫЛКИ:
Контрольный экземпляр документа
(Основание: заседание Совета колледжа
протокол № 2 от « 08 » сентября 2023 г.)
СПИСОК РАССЫЛКИ
Контрольный экземпляр документа

Дата

11.09.23 год



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.