ОГСЭ.01 Основы философии

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………..

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………....................

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………….

14

4.ОБЩИЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………

15

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов
среднего звена специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания,
базовая подготовка, укрупненная группа 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованадругими
образовательнымиучреждениями среднего профессионального образования (в дополнительном
образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО).
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего
звена
Учебная дисциплина ОГСЭ.01 «Основы философии» входит в состав учебного
циклаОГСЭ.00 Гуманитарных и социально –экономических дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоениядисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У1ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и
будущего специалиста;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З1 - основные категории и понятия философии;
З2 - роль философии в жизни человека и общества;
З3 - основы философского учения о бытии;
З4 - сущность процесса познания;
З5 - основы научной, философской и религиозной картин мира;
З6 - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей среды;
З7 - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий.
Общие компетенции, которые актуализируются при изучении учебной
дисциплины:
ОК.01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.02. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.03. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК.04. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК.05.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.

2

ОК.06. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК.07. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК.08. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
OK.09. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 12 часов.
1.5. Перечень используемых методов обучения
Пассивные:лекции;семинарские занятия; практические занятия; письменные домашние
работы; консультации преподавателей и т.д.
Активные и интерактивные: эвристические беседы, дискуссии, круглые столы, кейсметод, конкурсы самостоятельных и практических работ, деловые игры и др.

3

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
работа с текстом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы)
подготовка сообщений и рефератов-обзоров
подготовка эссе
работа с таблицами
работа со словарем

Объем часов
60
48
—
6
не предусмотрено
не предусмотрено
12
не предусмотрено
4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2
2
2
2

2.2.

Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии»

Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся
2
1
Раздел 1. Основные вехи истории философии
Содержание учебного материала
Философия, еѐ смысл, функции и роль в обществе. Основные категории и понятии философии.
Основной вопрос философии. Язык философии. Философия и мировоззрение. Функции философии, роль философии в жизни человека и общества. Философия как любовь к мудрости, как
Введение
учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом. Культура фи1
лософского мышления – основа формирования культуры гражданина и будущего специалиста
в сфере экономических и технических дисциплин. Мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и
тайна. (ок 10)
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Философия анПроисхождение философии. Общие закономерности развития философии Востока и Запада.
тичного мира
Начало древнегреческой философии: Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен);
Эфесская школа (Гераклит); Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон, Пифагор). Афин1 ская философия: натурфилософия Анаксагора. Античный атомизм Демокрита. Учение Эпикура. Софисты и сократические школы: Учение Протагора. Философия Сократа. Школа киников.
Философия Платона. Философия Аристотеля. Философская школа стоиков: Нравственная философия Сенеки; учение Эпиктета о свободе; Император – философ Марк Аврелий. (ок 9)
Самостоятельная работа обучающихся
1. Работа со словарями и справочниками (ок 2)
1
2. Подготовка тематических сообщений
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Христианская
Предпосылки зарождения средневековой философии. Основные черты и главные направления
философия
философии. Философия Средних веков. Философия и религия. Рождение христианской фило1
Средних веков
софии. Апологетика. Патристика – учение отцов церкви. Жизнь Августина Блаженного. Средневековая схоластика. Учение Фомы Аквинского. Проблема доказательства бытия Бога. (ок 4)
Самостоятельная работа обучающихся
1 Подготовка докладов и сообщений (ок 4)

Объем
часов
3
18

Уровень
освоения
4

2

1

2

2

1

2

2

Тема 1.3
Философия эпохи Возрождения

Тема 1.4
Философия Нового времени

Тема 1.5
Философия Просвещения

Тема 1.6
Немецкая классическая фило-

Содержание учебного материала
Практическое занятие № 1
Общая характеристика философии эпохи Возрождения. Основные направления философии
эпохи Возрождения. Специфика постановки и решения основных философских проблем в эпоху Возрождения. Гуманизм. Философ и поэт Франческо Петрарка. Эпоха Возрождения и Ре1 формация. Натурфилософия эпохи Возрождения: Джордано Бруно, Николай Кузанский, Николай Коперник, Галилео Галилей. Социально-философская мысль эпохи Возрождения. Формирование принципов буржуазной концепции религии, мира и человека в трудах
Э.Роттердамского. Историческое место и значение эпохи Возрождения в истории философской
мысли. (ок 4)
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составление кроссвордов
1
2. Составление конспекта на тему: «Философия эпохи Возрождения» (ок 5)
Содержание учебного материала
Философия Нового времени. Основные характеристики философской мысли, специфика философских направлений. Поиски метода: рационализма и эмпиризма. Формирование нового типа
знания. Создание механо-материалистической картины мира. Спор сенсуалистов и рационали1
стов. Фрэнсис Бэкон: познание и опыт. Рене Декарт: бытие мысли. Бенедикт Спиноза: учение о
единой субстанции. Методология Г.В.Лейбница. Развитие эмпиризма в философии Джона
Локка. Сенсуализм Джорджа Беркли. Субъективный идеализм Д. Юма. (ок 9)
Самостоятельная работа обучающихся
1 Тестирование
Содержание учебного материала
Философия Просвещения: основные черты, этапы и представители эпохи Просвещения. Основные характеристики философской мысли, специфика философских направлений. Цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества. Экономические, социально1
политические и духовные основания Просвещения. Философские взгляды Вольтера. Учение о
человеке и обществе. Происхождение неравенства в учении Ж.-Ж. Руссо. Атеистический материализм энциклопедистов (Дидро, Гольбах, Ламетри). (ок 9)
Самостоятельная работа обучающихся
1 Подготовка докладов и сообщений (ок 4)
Содержание учебного материала
Характерные особенности немецкой классической философии. Критическая философия
1
И.Канта. Развитие идей И.Канта в немецкой классической философии и учение Г.Гегеля. Ос-

2

2

1

2

2

2

2

1

2

2

новные принципы построения и содержания философской системы Гегеля. Философия Фихте.
Философия Шеллинга. Немецкий материализм и диалектика Л.Фейербаха. Иррационализм.
Пессимистическая философия А.Шопенгауэра. Марксистская философия. Предпосылки возникновения марксистской философии, основные проблемы, этапы развития. Учение К.Маркса
и Ф.Энгельса. Диалектический материализм. Историческое значение марксистской философии
и ее влияние на современную философию. (ок 5)
Самостоятельная работа обучающихся
1 Тестирование
Тема 1.7
Содержание учебного материала
Современная
Западная философия XX века, ее основные направления. Неомарксизм. Прагматизм. Теория
философия
«сомнения – веры» Ч.С.Пирса. Теория познания У.Джемса. Инструментализм Дж.Дьюи. Экзистенциализм: направления и теории. К. Ясперс: пограничные ситуации. Ж.-П. Сартр: абсолют1
ная свобода и абсолютная ответственность. А. Камю: философия абсурда. Х. Ортега-и-Гассет:
восстание масс. Философская герменевтика. Структурализм и постструктурализм. «Смысл бытия» и новое понимание мышления в трудах М.Хайдегерра. (ок 8)
Самостоятельная работа обучающихся
1 Работа со словарями и справочниками (ок 2)
Тема 1.8
Содержание учебного материала
Русская филосоЭтапы развития русской философии, ее школы и течения. Особенности отечественной филофия ХIХ – ХХ
софской мысли. Спор западников и славянофилов. Религиозная философия П.Я. Чаадаева. Фивеков
лософия славянофильства: Концепция истории А.С.Хомякова. Концепция культуры
И.В.Киреевского. Философия русского космизма: Учение Н.Н. Федорова. Философская систе1 ма В.С.Соловьева. Русский религиозный ренессанс начала ХХ столетия: Философия свободы
Н.Бердяева. Философия Л. Шестова. Философия С. Булгакова. Проблема человека, его природы и сущности, смысла жизни и предназначения, свободы и ответственности. Русские религиозные философы о двойственной природе человека. Философские воззрения великих русских
писателей Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. (ок 1)
Самостоятельная работа обучающихся
1. Работа со словарями и справочниками
1
2. Подготовка сообщений и докладов (ок. 2, 4)
Раздел 2. Человек – сознание - познание
Содержание учебного материала
Тема 2.1
Человек как
Практическое занятие № 2 Философия о происхождении и сущности человека. Человек как
1
главная филодух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к
софия

2

1

1

2

1
14
2

2

софская проблема

Тема 2.2
Смысл и назначение бытия

Тема 2.3
Проблема жизни
в философии

Тема 2.4
Человек. Вселенная. Природа

Тема 2.5

природе. Проблема «я», образ «я», внутреннее и внешнее «я». Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность. Основополагающие категории человеческого бытия: счастье, творчество, любовь,
труд, игра, вера, смерть. (ок 2)
Самостоятельная работа обучающихся
1 Подготовка тезисов выступления на тему: «Человек как философская проблема» (ок 9)
Содержание учебного материала
Основы философского учения о бытии, основные понятия философской онтологии. Философия
бытия. Основы научно-философской и религиозной картин мира. Общие философские проблемы бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры
1 гражданина и будущего специалиста. Онтология как учение о бытии. Категория «бытие» и
многообразие его определений. Бытие и небытие. Соотношение понятий бытия, сущности, субстанции, материи и реальности. Онтология человеческого бытия. Категория бытия человека:
любовь, творчество, смерть, вера, счастье и др. (ок 9)
Самостоятельная работа обучающихся
1 Работа со словарями и справочниками
Содержание учебного материала
Понятие проблемы жизни в философии. Иррационализм. «Философия жизни» и еѐ разновидности. Основные школы: академическая «Философия жизни» (В.Дильтей, Г.Зиммель); «Твор1
ческая эволюция» (А.Бергсон); «Философия воли» (Ф.Ницше). Ценность жизни. Человеческая
деятельность как специфический способ существования социального. (ок 9)
Самостоятельная работа обучающихся
1 Подготовка сообщений и докладов (ок 4)
Содержание учебного материала
Теория о происхождении человека, проблема сущности человека в истории философии. Теория
Чарльза Дарвина. Природа человека (природные и социальные факторы в человеческом поведении). Происхождение Вселенной. Связь человека с природой и Вселенной. Забота человека о
1 природе. Формирование и развитие личности. Социализация как процесс овладения социальноисторическим опытом. Проблема человека, его природы и сущности, смысла жизни и предназначении, условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни,
культуры и окружающей среды. (ок.10)
Самостоятельная работа обучающихся
1 Подготовка сообщений и докладов (ок5)
Содержание учебного материала

1

2

2

1

2

2

2

2

1

Философские и научные концепции о природе и структуре сознания. Сущность теории отражения, генезис сознания. Эволюция типов и форм отражения. Сознание – высшая форма отражения действительности. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание, сознание
как поток переживаний (душа). Сознание и проблема «идеального». Строение сознания. Психическая проблема в науке и философии, еѐ современная интерпретация. Идеальное и матери1
альное. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа
З. Фрейда. Основные виды бессознательных процессов: сновидения, телепатия, ясновидение,
интуиция, озарение. Теория архетипов К.Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности; социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий. (ок 1)
Самостоятельная работа обучающихся
1 Составление таблицы (ок 2)
Тема 2.6
Содержание учебного материала
Учение о познаСущность процесса познания. Познание как философская проблема. Философское учение о понии
знании. Многообразие форм духовно-практического освоения мира: мифологическое, религиозное, эстетическое, моральное. Как человек познает окружающий мир? Объективная, абсо1 лютная и относительная истины. Критерии истины. Субъект познавательной деятельности.
Объект познания. Чувственное и рациональное познание. Спор сенсуалистов, рационалистов и
агностиков о природе познания. Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их
роль в познании. (ок 7)
Самостоятельная работа обучающихся
1 Работа со словарями и справочниками
Тема 2.7
Содержание учебного материала
Формы и методы
Истина – центральная категория теории познания. Материалистическая, метафизическая и дианаучного позналектическая трактовка истины. Практика как критерий истины. Специфика научного познания.
ния
Уровни научного познания: теоретический и эмпирический. Что такое знание Здравый смысл,
1
наивный реализм и научное знание. Методы и формы научного познания (индукция и дедукция, анализ и синтез, эксперимент, моделирование). Особенности научного познания. Проблема истины в современной гносеологии. (ок 5)
Самостоятельная работа обучающихся
1 Составление таблицы (ок 5)
Раздел 3 Духовная жизнь человека
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Философия и
1 Объективный мир и его картина. Научная картина мира: мир Аристотеля и мир Галилея. ОсПроблема сознания

2

2

1

2

2

1

2

2

1
6
2

2

новные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число, цвет,
свет, ритм и их философская интерпретация в различные культурные и исторические эпохи.
Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.
(ок 6)
Самостоятельная работа обучающихся
1 Составление кроссвордов
Тема 3.2
Содержание учебного материала
Философия и
Практическое занятие №3
религия. МироИсторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. Богочеловек или человые религии
векобог? Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современно1
го человека. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Противоречия между религиями. Кризис религиозного мировоззрения. Основы научно-философской и религиозной картин
мира. (ок 2)
Самостоятельная работа обучающихся
1 Подготовка сообщений и докладов
Тема 3.3
Содержание учебного материала
Философия и
Искусство как феномен, организующий жизнь. Талант и гений, соотношения гения и гениальискусство
1 ности. Гений – совершенный человек. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Связь современного искусства с философией. (ок 5)
Самостоятельная работа обучающихся
1 Составление тестов
Раздел 4. Социальная жизнь
Тема 4.1
Содержание учебного материала
Философия и исПонятие исторического процесса. Исторический процесс как форма бытия общества. Движутория
щие силы развития общества. Понятие социального противоречия. Типы, виды социальных
противоречий, способы их разрешения. Человек и исторический процесс. Философские кон1 цепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития
(Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс), концепции многолинейного развития (К.Ясперс, А.Вебер), циклического развития (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин). Русская философия об исторической самобытности России. Проблема «конца истории». (ок 4)
Самостоятельная работа обучающихся
1 Составление конспекта по теме: «Философские концепции исторического развития». (ок 3)
Содержание учебного материала
Тема 4.2
Общество как
1 Общество и его структура. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, понаучная картина
мира

2

2

2

2

10

2

2

1
2

2

система

Тема 4.3
Философия и
культура

Тема 4.4
Философия и
глобальные проблемы современности

литическая, духовная. Способ производства как материальная основа общества. Современная
научно-техническая революция. Понятие общества и признаки государства. Сферы общественной жизни. Материально-экономическая сфера общественной жизни. Социальная сфера
общественной жизни. Политическая сфера общественной жизни. Духовная сфера общественной жизни: наука, искусство, философия. Образование, воспитание. (ок 7)
Самостоятельная работа обучающихся
1 Составление таблицы
Содержание учебного материала
Теория происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Различия Востока и Запада как цивилизационных типов. Особенности Российской
культуры. Современные технократические концепции общества. Проблема образования единой
1
2
мировой цивилизации. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа (ок 6)
Самостоятельная работа обучающихся
1 Работа со словарями и справочниками (ок 2)
Содержание учебного материала
Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Глобальные проблемы в современном
мире. Понятие общественного прогресса. Критерии общественного прогресса. Интенсифика1 ция глобальных техногенных процессов. Попытка глобального регулирования социальных и
2
экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Наука и еѐ влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.
Завершение эпохи потребительского отношения к природе. (ок 3)
Самостоятельная работа обучающихся
1
1 Тестирование
Дифференцированный зачет (ок 6)
2
Всего: 60/48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

2

2

-

3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Учебная дисциплина реализуется в учебном кабинете № 207 «Основы философии»;
Наличие учебного кабинета «Философия», или кабинета, оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
-26 посадочных мест;
-рабочее место преподавателя;
-комплекты учебно-наглядных пособий по разделам дисциплины;
-библиотечный фонд
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Губин В.Д. Основы философии. Актуальные проблемы: Учебное пособие – М,2019.
2. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред.проф. учеб. заведений.
- М., 2019. (с хрестоматией).
3. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – М., 2018.
4. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М., 2018.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Дополнительные источники:
Агафонова М.Ю., Обухов Д.В., Шефель С.В. Философия.- Ростов-на-Дону:
«Феникс»,2017.
БачининВ.А.Философия. Энциклопедический словарь. – СПб, 2018.
Великие философские течения: мыслители, концепции, даты. – М.: Искусство ХХI в.,
2017.
Кюнг Г. Великие христианские мыслители. – СПб., 2017.
Русская философия. Словарь. – М., 2016.
Сербиненко В.В. Русская философия: Курс лекций. – М.: Омега-Л, 2018.
Философия в России. Хрестоматия. – М., 2017.

Интернет – ресурсы:
1. http://www.filosoia.ru
2. http://www.filosof.historic.ru

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умение:
У1- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия,
познания, ценностей свободы и смысла
жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Основные показатели оценки результата

Выявление основных проблем философии на
различных этапах развития общества
Полнота анализа философских учений;
Критические сравнения философских взглядов;
Ясность
и
аргументированность
изложения
собственного мнения;
Соответствие реферата, доклада, сообщения, эссе
установленным требованиям;
- изложить основные категории и понятия
Знания:
З1-основные категории и понятия фи- философии
лософии;
З2-роль философии в жизни человека и - перечисление основных проблем бытия, человека и
общества;
общества, связанных с анализом и решением
конечных мировоззренческих вопросов;
З3 -основы философского учения о - формулирование основных атрибутов материи и
бытии
принципов и законов диалектики
З4-сущность процесса познания;
- описание этапов и форм познания мира человека;
- перечисление признаков истины в их
диалектическом единстве;
З5 - научная, философская и религиоз- - систематизация взглядов и определение
ная картины мира
принципиальных
различий
в
подходах
к
объяснению мира с различных позиций;
З6- об условиях формирования лично- - формулирование основных этических категорий,
сти и ответственности за сохранность определяющих степень развития личности в
жизни, культуры и окружающей среды условиях современного мира
З7- о социальных и этических пробле- - воспроизведение основных понятий;
мах, связанных с развитием и исполь- - формулирование основных этических категорий,
зованием достижений науки, техники и определяющих степень развития личности в
технологий
условиях современного мира
Итоговый контроль (промежуточная аттестация)
по завершению курса в форме дифференцированного зачета

4.2 Контроль освоения общих компетенций
Результаты
Основные показателиоценки результата
(освоенные общие компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и социальную - аргументированность и полнота объяснения сущности и
значимость своей будущей профессии, социальной значимости будущей профессии;
проявлять к ней устойчивый интерес.
- активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и
оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных
задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде,
взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

- рациональность организации собственной деятельности;
- аргументированность и эффективность выбора методов
и способов решения профессиональных задач;
- своевременность сдачи заданий, отчетов;
- активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности.
- аргументированность и правильность решения в нестандартных ситуациях;
- быстрота и обоснованность выбора способов решения
нестандартных ситуаций;
- правильность оценки рисков.
- адекватность используемой информации профессиональным задачам и личностному развитию;
-результативность информационного поиска в решении
профессиональных задач.
- рациональность использования ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности;
- качество владения ИКТ.
- самоанализ и коррекция результатов собственной работы и работы команды;
- эффективность организации, взаимодействия с руководством, коллегами, социальными партнерами;
-проявление коммуникабельности;
-наличие лидерских качеств.
-обоснованность постановки цели;
-аргументированность выбора способов мотивации обучающихся;
-активность и инициативность на занятиях;
-полнота и нестандартность выполнения заданий.
-рациональность организации самостоятельной работы в
соответствии с задачами профессионального и личностного развития;
-участие в студенческих конференциях, конкурсах и т. д.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать
и контролировать их работу с
принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Осуществлять профессиональную - адекватность понимания целей современного професдеятельность в условиях обновления ее сионального образования;
целей, содержания, смены технологий.
-проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
Конкретизация результатов освоения дисциплины «Основы философии»
Умения, знания студента
по ФГОС
(рабочей программе)
Уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских
проблемах бытия, познания, ценностей свободы и
смысла жизни как основе
формирования
культуры
гражданина и будущего
специалиста.

Тематика практических работ, перечень тем,
тематика самостоятельной работы
Практическое занятие № 1
Определение проблем, функций и структуры философии.
Практическое занятие № 2
Выявление основных положений философских систем Древнего
мира и Средневековья.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление таблицы «Философские школы и учение о первоначалах»
Практическое занятие № 3
Выявление основных положений и особенностей философских
систем эпохи Возрождения и Нового времени.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Составление текстуального конспекта по отрывкам произведений А.Шопенгауэра «Формулы житейской мудрости»
2.Подготовка сообщений и рефератов-обзоров
«Критическая философия И. Канта»
«Диалектика Г.Гегеля»
«Эмпирики-сенсуалисты и рационалисты - главные направления
в гносеологии Нового времени»
«Основные идеи философии Нового времени»
Практическое занятие № 4
Определение основных направлений философской мысли XX в.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Работа с текстами:
Э. Фромм «Душа человека»;
В.С. Соловьев «Русская идея»
Практическое занятие № 5
Выявление генезиса философских проблем на различных этапах
развития философии.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Составление таблиц: «Структура философии», «Социальные
функции философии», «Всеобщие философские методы»
Практическое занятие № 6
Выявление основных положений в философской, религиозной и
научной картинах мира.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Работа с таблицами:
«Система миропонимания: бытие и материя», «Структурные
уровни материи».
Практическое занятие № 7
Определение основных проблем онтологии и гносеологии.

Практическое занятие № 8
Определение критериев общественного развития, причин глобальных проблем и значения этики в современном обществе.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка эссе «Свобода и ответственность личности в условиях использования новых достижений науки, техники и технологий»
Практическое занятие № 9
Раскрытие сущности концепций многообразий культур и цивилизаций.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовка эссе «Роль философии в современном мире»
Знать:
Тема 1.1. Становление философии, ее проблемы и функция и
-основные категории и по- роль в обществе.
нятия философии;
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа с текстами - Платон «Апология Сократа»
2.Работа с философским словарем: смысл понятий «логика»,
«философия», «мировоззрение»
Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековья.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовка сообщений и рефератов-обзоров:
« Античная натурфилософия»
«Жизнь и подвиг Сократа»
«Этические философские учения эллинизма»
«Античная философия классического периода»
2. Работа с источником «Речь Сократа на суде» (составление
текстуального конспекта)
Тема 1.3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.
Тема 1.4. Современная философия XX в.
-роль философии в жизни Тема 1.1. Становление философии, ее проблемы и функция и
человека и общества;
роль в обществе.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа с текстами - Платон «Апология Сократа»
2.Работа с философским словарем: смысл понятий «логика»,
«философия», «мировоззрение»
Тема 2.1. Структура философии и методы философии
Тема 2.3. Этика и социальная философия
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Работа с текстовым заданием «Ценности как регуляторы общественной жизни».
Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и общества
-основы
философского Тема 2.2. Учение о бытии и теории познания
учения о бытии
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Работа со словарем (раскрыть сущность основных понятий по
теме)
-сущность процесса позна- Тема 2.2. Учение о бытии и теории познания
ния;
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Работа со словарем (раскрыть сущность основных понятий по
теме «Виды, этапы и формы»)
Тема 1.3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.

Тема 2.1. Структура философии и методы философии
- научная, философская и Тема 2.2. Учение о бытии и теории познания
религиозная картины мира Самостоятельная работа обучающихся:
1.Работа со словарем (раскрыть сущность основных понятий по
теме)
Тема 2.3. Этика и социальная философия
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Работа с текстовым заданием «Ценности как регуляторы общественной жизни».
Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековья.
Тема 1.3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.
- об условиях формирова- Тема 1.4. Современная философия XX в.
ния личности и ответст- Тема 2.3. Этика и социальная философия
венности за сохранность Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и общества
жизни, культуры и окружающей среды
- о социальных и этических Тема 1.4. Современная философия XX в.
проблемах, связанных с Тема 2.3. Этика и социальная философия.
развитием и использовани- Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и общества.
ем достижений науки, техники и технологий



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.