СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………..
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………....................
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………
11
4.ОБЩИЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………………
12
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.06 «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы СПО – программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в
соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного
питания.
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 06 «Основы финансовой грамотности»
может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по программам
повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки рабочих по
специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего
звена:
Учебная дисциплина ОГСЭ.06 Основы финансовой грамотности входит в состав учебного цикла ОГСЭ.00 Общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
рассчитывать доходы своей семьи, полученные из разных источников и
остающиеся в распоряжении после уплаты налогов;
контролировать свои расходы и использовать разные способы экономии денег;
отличить плановую покупку отимпульсивной, купить нужный товар по более
низкой цене; рассчитать общую стоимость владения (ОСВ);
правильно обсуждать и согласовывать с другими членами семьи финансовые
вопросы;
составлять бюджет семьи, оценивать его дефицит (профицит), выявлять причины
возникновения дефицита бюджета и пути его ликвидации;
определять приоритеты, если доходы не соответствуют запланированным
расходам; пользоваться методом замкнутого круга расходов;
достигать поставленных финансовых целей через управление семейным
бюджетом.
различать обязательное пенсионное страхование и добровольные пенсионные
накопления, альтернативные способы накопления на пенсию;
определить размер своей будущей пенсии, пользуясь пенсионным калькулятором;
делать дополнительные накопления в негосударственных пенсионных фондах и
правильно выбрать НПФ;
рассчитать размер ежемесячной выплаты по кредиту, определить, может ли семья
позволить себе кредит;
различать банковский кредит, кредит в торговых сетях и микрокредит;
воспользоваться досрочным погашением кредита или рефинансированием
кредита;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать :
свои права на рабочем месте и в случае увольнения;
права использования профсоюза для защиты прав работников и улучшения
условий их труда;
- права на получение пособие по безработице в случае необходимости,
способ выбора из банковских сберегательных вкладов тот, который в наибольшей
степени отвечает поставленной цели; рассчитать процентный доход по вкладу;
оценку, что предпочтительнее в данный момент сберегательный вклад в банке,
вложение денег в ПИФ или страхование жизни;
правило выбора ПИФ для размещения денежных средств.
правило отличие средства граждан в банках, которые застрахованы ССВ, учесть
сумму страхового лимита при размещении денег на банковских депозитах, получить страховое
возмещение по вкладу;
информацию на официальных сайтах ЦБ и Агентства по страхованию вкладов и
выбрать банк для размещения своих сбережений.
виды финансового мошенничества и отличить финансовую пирамиду от
добросовестных финансовых организаций;
различие
организационно-правовые
форм
предприятия
и
оценить
предпочтительность использования той или иной схемы налогообложения;
Формы и виды защиты от рисков утраты здоровья, трудоспособности и
имущества при помощи страхования;
различие обязательного и добровольного страхование;
критерии правила выбора страховых компаний.
Общие и профессиональные компетенции, которые актуализируются при изучении
учебной дисциплины:
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.05
ОК.06
ОК.07
ОК.08
ОК.09
ПК.6.1
ПК 6.5
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Участвовать в планировании основных показателей производства.
Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
3
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося 44 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 8 часов.
1.5. Перечень используемых методов обучения
Пассивные: лекции; семинарские занятия; практические занятия;
домашние работы консультации.
Активные и интерактивные: мозговой штурм, эвристические беседы.
письменные
4
2.
2.1.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объѐм учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа
В том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
Написание рефератов
Подготовка презентации
Разработка бизнес-плана
Объѐм часов
44
36
6
8
не предусмотрено
2
2
4
Промежуточная аттестация - дифференцированный зачѐт
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.06 «Основы финансовой грамотности»
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Введение
Содержание учебного материала
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ финансовой грамотности при
освоении профессий СПО.
Тема 1. Личное финансовое планирование
Тема 1.1. Личное Содержание учебного материала
финансовое пла- 1
Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов
нирование.
2
Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Структура и способы составления и планирования
личного бюджета. Личный финансовый план ,Финансовые цели., стратегия и способы их
достижения
3
Практическое занятие №1
Деловой практикум. Составляем личный финансовый план и бюджет
Тема 2 Депозит
Тема 2.1. Спосо- Содержание учебного материала
бы увеличения 4 Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов
семейных дохоКак собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах
дов с использо- 5 Договор с банком. Управление рисками по депозиту
ванием услуг
Самостоятельная работа
финансовых ор- Написание рефератов по теме: «Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг
ганизаций
финансовых организаций»
Тема 3 Кредит
Тема 3.1 Финан- Содержание учебного материала
совое планиро- 6 Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы кредитования (платность,
вание как способ
срочность, возвратность). Из чего складывается плата за кредит. Как собирать и анализировать
повышения блаинформацию о кредитных продуктах. Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и аналигосостояния сезировать кредитный договор. Кредитная история. Коллекторские агентства, их права и обязан-
Объем
часов
3
2
Уровень
освоения
4
1
6
2
2
2
2
2
2
3
2
2
1
2
2
3
4
2
2
ности. Кредит как часть личного финансового плана. Типичные ошибки при использовании
кредита.
7 Практическое занятие №2
Практикум: кейс — «Покупка машины»
Тема 4 Рассчетно-кассовые операции
Тема 4.1 Банков- Содержание учебного материала
ская система РФ. 8 Хранение, обмен и перевод денег – банковские операции для физических лиц 1
Виды платежных средств. Чеки, дебетовые карты, кредитные карты, электронные деньги – инструменты денежного рынка. Правила безопасности при пользовании банкоматом
9 Формы дистанционного банковского обслуживания – правила безопасного поведения при
пользовании интернет-банкингом.
мьи.
Тема 5 Страхование
Содержание учебного материала
Тема 5.1 Страхование как способ 10
сокращения финансовых потерь
Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. Учимся понимать договор страхования. Виды страхования в России. Страховые компании услуги для физических
лиц.
11 Практическое занятие №3
Практикум. Кейс-Страхование жизни.
Самостоятельная работа
Подготовка презентации на тему: «Страхование и классификация»
Тема 6.Инвестиции
Тема 6.1. Спосо- Содержание учебного материала
бы увеличения 12 Что такое инвестиции, способы инвестирования доступные физическим лицам. Сроки и досемейных дохоходность инвестиции.
дов с использо- 13 Тренинг – игра «Куда вложить деньги»
ванием услуг
финансовых организаций.
Тема 7 Пенсии
2
2
3
2
2
1
2
4
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
7
Тема 7.1 Пенси- Содержание учебного материала
онное обеспече- 14 Пенсионная система. Пенсия: виды пенсий. Обязательное пенсионное страхование. Пенсионние и финансоный фонд РФ (ПФРФ). Добровольное (дополнительные) пенсионные накопления. Негосударвое благополуственный пенсионный фонд.
чие старости. 15 Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал. Место пенсионных накоплений в
личном бюджете и личном финансовом плане.
Самостоятельная работа
Подготовка презентации на тему: «Пенсионные накопления»
Тема 8 Налоги
Тема 8.1 Налого- Содержание учебного материала
вые риски и спо- 16 Для чего платят налоги. Как работает налоговая система РФ. Пропорциональная, прогрессивсобы защиты от
ная и регрессивная налоговые системы. Виды налогов для физических лиц. Как использовать
них.
налоговые льготы и вычеты.
Тема 9 Защита от мошеннических действий на финансовым рынке
Тема 9.1 Финан- Содержание учебного материала
совые риски и
17 Основные признаки и виды финансовых пирамид, правило личной финансовой безопасности,
способы защиты
виды финансового мошенничества. Мошенничества с банковскими картами. Махинации с креот них.
дитами. Мошенничество с инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды.
18 Тренинг - кейс. «Заманчивое предложение»
Тема 10 Создание собственного бизнеса
Тема 10.1
Содержание учебного материала
Бизнес, тенден- 19 Основные понятия: бизнес, стартап, бизнес- план, бизнес-идея, планирование рабочего времеции его развития
ни, венчурист. Бизнес, выручка, издержки (затраты), прибыль, организационно-правовые фори риски.
мы предприятия, налоги на бизнес, упрощѐнная система налогообложения, маржинальность,
факторы, влияющие на прибыль компании.
20 Разработка бизнес - плана
Самостоятельная работа
Подготовка группового проекта «Открываем собственный бизнес».
Дифференцированный зачет
2
2
1
2
2
3
2
2
2
4
2
2
2
2
1
2
1
2
2
3
0
-
2
8
Всего:
44
-
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомление (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет экономики.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Ю.Брехова Финансовая грамотность М.2018г.
2. Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по СПО–
М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. В.В.Чумаченко «Основы финансовой грамотности» М. Просвещение, 2016 г.
Дополнительные источники:
1. Архипов А.П. Страхование. Твой правильный выбор: Учеб. — М.: ВИТА-ПРЕСС,
2017.
2.
3.
Ахапкин С.Д. Лоция бизнеса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
Волгин В. В. Открываю автомастерскую: практическое пособие. –М.: Дашков и К,
2016.
4. Дубровин И.А. Поведение потребителей: учебное пособие. – М.:Дашков и К, 2016.
5. Малкиел Б. Десять главных правил для начинающего инвестора / Пер. с англ. — М.:
Альпина Бизнес Букс, 2016.
6. Политика доходов и заработной платы: учебник / под ред.П. В. Савченко и Ю. П.
Кокина. – М.: Экономистъ, 2016.
7. Розанова Н.М. Банк: от клиента до президента: учебное пособие. – М.: ВИТАПРЕСС, 2018.
8. Розанова Н.М. Моя фирма: – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2016.
9. Симоненко В. Д. Основы предпринимательства: учебное пособие (включает практикум). – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2016.
10. Чернов С.В. Азбука трудоустройства учебное пособие. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
Интернет-ресурсы
1.
catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернет
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.06 «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий, тестирования, устного опроса, а также выполнения
студентами индивидуальных заданий проектов исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
продемонстрировать предметные результаты освоения
учебной дисциплины «Основы доходы своей семьи,
полученные из разных финансовой грамотности» уметь:
рассчитывать
источников
и
остающиеся
в
распоряжении после уплаты налогов;
контролировать свои расходы и использовать разные
способы экономии денег;
отличить плановую покупку отимпульсивной, купить
нужный товар по более низкой цене; рассчитать общую
стоимость владения (ОСВ);
правильно обсуждать и согласовывать с другими
членами семьи финансовые вопросы;
определять
приоритеты,
если
доходы
не
соответствуют запланированным расходам; пользоваться
методом замкнутого круга расходов;
достигать поставленных финансовых целей через
управление семейным бюджетом.
различать обязательное пенсионное страхование и
добровольные пенсионные накопления, альтернативные
способы накопления на пенсию;
определить размер своей будущей пенсии, пользуясь
пенсионным калькулятором;
делать
дополнительные
накопления
в
негосударственных пенсионных фондах и правильно
выбрать НПФ;
рассчитать размер ежемесячной выплаты по кредиту,
определить, может ли семья позволить себе кредит;
различать банковский кредит, кредит в торговых
сетях и микрокредит;
воспользоваться досрочным погашением кредита или
рефинансированием кредита;
Основные показатели оценки
результатов
нахождение
необходимой экономической
информации;
использование
экономической информации;
определять
варианты
решений
экономических
проблем;
составлять
бюджет
семьи, оценивать его дефицит
(профицит), выявлять причины
возникновения
дефицита
бюджета
и
пути
его
ликвидации
11
знать:
свои права на рабочем месте и в случае увольнения;
права использования профсоюза для защиты прав
работников и улучшения условий их труда;
Права на получение пособие по безработице в случае
необходимости;
способ выбора из банковских сберегательных
вкладов тот, который в наибольшей степени отвечает
поставленной цели; рассчитать процентный доход по
вкладу;
оценку, что предпочтительнее в данный момент
сберегательный вклад в банке, вложение денег в ПИФ или
страхование жизни;
правило выбора ПИФ для размещения денежных
средств.
Правило отличие средства граждан в банках,
которые застрахованы ССВ, учесть сумму страхового
лимита при размещении денег на банковских депозитах,
получить страховое возмещение по вкладу;
информацию на официальных сайтах ЦБ и Агентства
по страхованию вкладов и выбрать банк для размещения
своих сбережений.
виды финансового мошенничества и отличить
финансовую пирамиду от добросовестных финансовых
организаций;
различие
организационно-правовые
форм
предприятия и оценить предпочтительность использования
той или иной схемы налогообложения;
Формы и виды защиты от рисков утраты здоровья,
трудоспособности и имущества при помощи страхования;
различие
обязательного
и
добровольного
страхование;
критерии правила выбора страховых компаний.
виды финансового мошенничества и отличить
финансовую пирамиду от добросовестных финансовых
организаций;
различие
организационно-правовые
форм
предприятия и оценить предпочтительность использования
той или иной схемы налогообложения;
Формы и виды защиты от рисков утраты здоровья,
трудоспособности и имущества при помощи страхования;
различие
обязательного
и
добровольного
страхование;
критерии правила выбора страховых компаний.
формулировку
экономических законов;
определение основных
правовых
принципов
действующих в обществе;
сущность
экономических институтов;
определение
роли
экономических
институтов
социально-экономическом
развитии общества;
12