ОГСЭ.06 Основы финансовой грамотности

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………..

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………....................

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………

11

4.ОБЩИЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………………

12

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.06 «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы СПО – программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в
соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного
питания.
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 06 «Основы финансовой грамотности»
может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по программам
повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки рабочих по
специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего
звена:
Учебная дисциплина ОГСЭ.06 Основы финансовой грамотности входит в состав учебного цикла ОГСЭ.00 Общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

рассчитывать доходы своей семьи, полученные из разных источников и
остающиеся в распоряжении после уплаты налогов;

контролировать свои расходы и использовать разные способы экономии денег;

отличить плановую покупку отимпульсивной, купить нужный товар по более
низкой цене; рассчитать общую стоимость владения (ОСВ);

правильно обсуждать и согласовывать с другими членами семьи финансовые
вопросы;

составлять бюджет семьи, оценивать его дефицит (профицит), выявлять причины
возникновения дефицита бюджета и пути его ликвидации;

определять приоритеты, если доходы не соответствуют запланированным
расходам; пользоваться методом замкнутого круга расходов;

достигать поставленных финансовых целей через управление семейным
бюджетом.

различать обязательное пенсионное страхование и добровольные пенсионные
накопления, альтернативные способы накопления на пенсию;

определить размер своей будущей пенсии, пользуясь пенсионным калькулятором;

делать дополнительные накопления в негосударственных пенсионных фондах и
правильно выбрать НПФ;

рассчитать размер ежемесячной выплаты по кредиту, определить, может ли семья
позволить себе кредит;

различать банковский кредит, кредит в торговых сетях и микрокредит;

воспользоваться досрочным погашением кредита или рефинансированием
кредита;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать :


свои права на рабочем месте и в случае увольнения;

права использования профсоюза для защиты прав работников и улучшения
условий их труда;
- права на получение пособие по безработице в случае необходимости,

способ выбора из банковских сберегательных вкладов тот, который в наибольшей
степени отвечает поставленной цели; рассчитать процентный доход по вкладу;

оценку, что предпочтительнее в данный момент сберегательный вклад в банке,
вложение денег в ПИФ или страхование жизни;

правило выбора ПИФ для размещения денежных средств.

правило отличие средства граждан в банках, которые застрахованы ССВ, учесть
сумму страхового лимита при размещении денег на банковских депозитах, получить страховое
возмещение по вкладу;

информацию на официальных сайтах ЦБ и Агентства по страхованию вкладов и
выбрать банк для размещения своих сбережений.

виды финансового мошенничества и отличить финансовую пирамиду от
добросовестных финансовых организаций;

различие
организационно-правовые
форм
предприятия
и
оценить
предпочтительность использования той или иной схемы налогообложения;

Формы и виды защиты от рисков утраты здоровья, трудоспособности и
имущества при помощи страхования;

различие обязательного и добровольного страхование;

критерии правила выбора страховых компаний.
Общие и профессиональные компетенции, которые актуализируются при изучении
учебной дисциплины:
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.05
ОК.06
ОК.07
ОК.08
ОК.09
ПК.6.1
ПК 6.5

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Участвовать в планировании основных показателей производства.
Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

3

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося 44 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 8 часов.
1.5. Перечень используемых методов обучения
Пассивные: лекции; семинарские занятия; практические занятия;
домашние работы консультации.
Активные и интерактивные: мозговой штурм, эвристические беседы.

письменные

4

2.
2.1.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объѐм учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа
В том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
Написание рефератов
Подготовка презентации
Разработка бизнес-плана

Объѐм часов
44
36
6
8
не предусмотрено
2
2
4

Промежуточная аттестация - дифференцированный зачѐт

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.06 «Основы финансовой грамотности»
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Введение
Содержание учебного материала
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ финансовой грамотности при
освоении профессий СПО.
Тема 1. Личное финансовое планирование
Тема 1.1. Личное Содержание учебного материала
финансовое пла- 1
Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов
нирование.
2
Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Структура и способы составления и планирования
личного бюджета. Личный финансовый план ,Финансовые цели., стратегия и способы их
достижения
3
Практическое занятие №1
Деловой практикум. Составляем личный финансовый план и бюджет
Тема 2 Депозит
Тема 2.1. Спосо- Содержание учебного материала
бы увеличения 4 Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов
семейных дохоКак собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах
дов с использо- 5 Договор с банком. Управление рисками по депозиту
ванием услуг
Самостоятельная работа
финансовых ор- Написание рефератов по теме: «Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг
ганизаций
финансовых организаций»
Тема 3 Кредит
Тема 3.1 Финан- Содержание учебного материала
совое планиро- 6 Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы кредитования (платность,
вание как способ
срочность, возвратность). Из чего складывается плата за кредит. Как собирать и анализировать
повышения блаинформацию о кредитных продуктах. Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и аналигосостояния сезировать кредитный договор. Кредитная история. Коллекторские агентства, их права и обязан-

Объем
часов
3
2

Уровень
освоения
4
1

6
2

2

2

2

2

2

3
2

2

1
2

2
3

4
2

2

ности. Кредит как часть личного финансового плана. Типичные ошибки при использовании
кредита.
7 Практическое занятие №2
Практикум: кейс — «Покупка машины»
Тема 4 Рассчетно-кассовые операции
Тема 4.1 Банков- Содержание учебного материала
ская система РФ. 8 Хранение, обмен и перевод денег – банковские операции для физических лиц 1
Виды платежных средств. Чеки, дебетовые карты, кредитные карты, электронные деньги – инструменты денежного рынка. Правила безопасности при пользовании банкоматом
9 Формы дистанционного банковского обслуживания – правила безопасного поведения при
пользовании интернет-банкингом.
мьи.

Тема 5 Страхование
Содержание учебного материала

Тема 5.1 Страхование как способ 10
сокращения финансовых потерь

Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. Учимся понимать договор страхования. Виды страхования в России. Страховые компании услуги для физических
лиц.
11 Практическое занятие №3
Практикум. Кейс-Страхование жизни.
Самостоятельная работа
Подготовка презентации на тему: «Страхование и классификация»
Тема 6.Инвестиции
Тема 6.1. Спосо- Содержание учебного материала
бы увеличения 12 Что такое инвестиции, способы инвестирования доступные физическим лицам. Сроки и досемейных дохоходность инвестиции.
дов с использо- 13 Тренинг – игра «Куда вложить деньги»
ванием услуг
финансовых организаций.
Тема 7 Пенсии

2

2

3
2

2

1

2

4
2

2

2

2

2
4
2

2

2

2

2
7

Тема 7.1 Пенси- Содержание учебного материала
онное обеспече- 14 Пенсионная система. Пенсия: виды пенсий. Обязательное пенсионное страхование. Пенсионние и финансоный фонд РФ (ПФРФ). Добровольное (дополнительные) пенсионные накопления. Негосударвое благополуственный пенсионный фонд.
чие старости. 15 Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал. Место пенсионных накоплений в
личном бюджете и личном финансовом плане.
Самостоятельная работа
Подготовка презентации на тему: «Пенсионные накопления»
Тема 8 Налоги
Тема 8.1 Налого- Содержание учебного материала
вые риски и спо- 16 Для чего платят налоги. Как работает налоговая система РФ. Пропорциональная, прогрессивсобы защиты от
ная и регрессивная налоговые системы. Виды налогов для физических лиц. Как использовать
них.
налоговые льготы и вычеты.
Тема 9 Защита от мошеннических действий на финансовым рынке
Тема 9.1 Финан- Содержание учебного материала
совые риски и
17 Основные признаки и виды финансовых пирамид, правило личной финансовой безопасности,
способы защиты
виды финансового мошенничества. Мошенничества с банковскими картами. Махинации с креот них.
дитами. Мошенничество с инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды.
18 Тренинг - кейс. «Заманчивое предложение»
Тема 10 Создание собственного бизнеса
Тема 10.1
Содержание учебного материала
Бизнес, тенден- 19 Основные понятия: бизнес, стартап, бизнес- план, бизнес-идея, планирование рабочего времеции его развития
ни, венчурист. Бизнес, выручка, издержки (затраты), прибыль, организационно-правовые фори риски.
мы предприятия, налоги на бизнес, упрощѐнная система налогообложения, маржинальность,
факторы, влияющие на прибыль компании.
20 Разработка бизнес - плана
Самостоятельная работа
Подготовка группового проекта «Открываем собственный бизнес».
Дифференцированный зачет

2

2

1

2

2

3

2
2

2

4
2

2

2
2
1

2

1
2

2
3

0

-

2

8

Всего:

44

-

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомление (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет экономики.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Ю.Брехова Финансовая грамотность М.2018г.
2. Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по СПО–
М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. В.В.Чумаченко «Основы финансовой грамотности» М. Просвещение, 2016 г.
Дополнительные источники:
1. Архипов А.П. Страхование. Твой правильный выбор: Учеб. — М.: ВИТА-ПРЕСС,
2017.
2.
3.

Ахапкин С.Д. Лоция бизнеса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
Волгин В. В. Открываю автомастерскую: практическое пособие. –М.: Дашков и К,

2016.
4. Дубровин И.А. Поведение потребителей: учебное пособие. – М.:Дашков и К, 2016.
5. Малкиел Б. Десять главных правил для начинающего инвестора / Пер. с англ. — М.:
Альпина Бизнес Букс, 2016.
6. Политика доходов и заработной платы: учебник / под ред.П. В. Савченко и Ю. П.
Кокина. – М.: Экономистъ, 2016.
7. Розанова Н.М. Банк: от клиента до президента: учебное пособие. – М.: ВИТАПРЕСС, 2018.
8. Розанова Н.М. Моя фирма: – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2016.
9. Симоненко В. Д. Основы предпринимательства: учебное пособие (включает практикум). – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2016.
10. Чернов С.В. Азбука трудоустройства учебное пособие. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
Интернет-ресурсы
1.
catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернет

4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.06 «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий, тестирования, устного опроса, а также выполнения
студентами индивидуальных заданий проектов исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
продемонстрировать предметные результаты освоения
учебной дисциплины «Основы доходы своей семьи,
полученные из разных финансовой грамотности» уметь:
 рассчитывать
источников
и
остающиеся
в
распоряжении после уплаты налогов;
 контролировать свои расходы и использовать разные
способы экономии денег;
 отличить плановую покупку отимпульсивной, купить
нужный товар по более низкой цене; рассчитать общую
стоимость владения (ОСВ);
 правильно обсуждать и согласовывать с другими
членами семьи финансовые вопросы;
 определять
приоритеты,
если
доходы
не
соответствуют запланированным расходам; пользоваться
методом замкнутого круга расходов;
 достигать поставленных финансовых целей через
управление семейным бюджетом.
 различать обязательное пенсионное страхование и
добровольные пенсионные накопления, альтернативные
способы накопления на пенсию;
 определить размер своей будущей пенсии, пользуясь
пенсионным калькулятором;
 делать
дополнительные
накопления
в
негосударственных пенсионных фондах и правильно
выбрать НПФ;
 рассчитать размер ежемесячной выплаты по кредиту,
определить, может ли семья позволить себе кредит;
 различать банковский кредит, кредит в торговых
сетях и микрокредит;
 воспользоваться досрочным погашением кредита или
рефинансированием кредита;

Основные показатели оценки
результатов

 нахождение
необходимой экономической
информации;
 использование
экономической информации;
 определять
варианты
решений
экономических
проблем;
 составлять
бюджет
семьи, оценивать его дефицит
(профицит), выявлять причины
возникновения
дефицита
бюджета
и
пути
его
ликвидации

11

знать:
 свои права на рабочем месте и в случае увольнения;
 права использования профсоюза для защиты прав
работников и улучшения условий их труда;
 Права на получение пособие по безработице в случае
необходимости;
 способ выбора из банковских сберегательных
вкладов тот, который в наибольшей степени отвечает
поставленной цели; рассчитать процентный доход по
вкладу;
 оценку, что предпочтительнее в данный момент
сберегательный вклад в банке, вложение денег в ПИФ или
страхование жизни;
 правило выбора ПИФ для размещения денежных
средств.
 Правило отличие средства граждан в банках,
которые застрахованы ССВ, учесть сумму страхового
лимита при размещении денег на банковских депозитах,
получить страховое возмещение по вкладу;
 информацию на официальных сайтах ЦБ и Агентства
по страхованию вкладов и выбрать банк для размещения
своих сбережений.
 виды финансового мошенничества и отличить
финансовую пирамиду от добросовестных финансовых
организаций;
 различие
организационно-правовые
форм
предприятия и оценить предпочтительность использования
той или иной схемы налогообложения;
 Формы и виды защиты от рисков утраты здоровья,
трудоспособности и имущества при помощи страхования;
 различие
обязательного
и
добровольного
страхование;
 критерии правила выбора страховых компаний.
 виды финансового мошенничества и отличить
финансовую пирамиду от добросовестных финансовых
организаций;
 различие
организационно-правовые
форм
предприятия и оценить предпочтительность использования
той или иной схемы налогообложения;
 Формы и виды защиты от рисков утраты здоровья,
трудоспособности и имущества при помощи страхования;
 различие
обязательного
и
добровольного
страхование;
 критерии правила выбора страховых компаний.

 формулировку
экономических законов;
 определение основных
правовых
принципов
действующих в обществе;
 сущность
экономических институтов;
 определение
роли
экономических
институтов
социально-экономическом
развитии общества;

12



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.