ОП.09 Безопасность жизнедеятельности

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………..

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………..

12

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………

17

5. ПРОВЕДЕНИЕ ПЯТИДНЕВНЫХ УЧЕБНЫХ СБОРОВ……………………….

19

4.

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности» является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования
- программы подготовки специалистов среднего звена специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания, базовая подготовка, укрупненная группа 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими
образовательными учреждениями среднего профессионального образования (в дополнительном
образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина ОП.09 «Безопасность жизнедеятельности» входит в состав учебного цикла ОП.00 Общепрофессиональных дисциплин
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного
вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового
поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы
на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития
событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной
безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих
на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения полученных профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Общие и профессиональные компетенции, которые актуализируются при изучении
учебной дисциплины:
ОК.01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.02. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.03. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК.04. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК.05. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК.06. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК.07. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК.08. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
OK.09. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной
кулинарной продукции.
ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции.
ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных
закусок.
ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы,
мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.
ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов.
ПК 3.1. Организовывать и проводить приготовление сложных супов.
ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов.
ПК 3.3. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и
сыра.
ПК 3.4. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и
сельскохозяйственной (домашней) птицы.
3

ПК 4.1. Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и
праздничного хлеба.
ПК 4.2. Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.
ПК 4.3. Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий.
ПК 4.4. Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении.
ПК 5.1. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.
ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.
ПК 6.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.
ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 6.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 6.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 6.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 102 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 68 часов, из них
- практические занятия - 20 часов;
- самостоятельная работа обучающегося –34 часа.
После завершения изучения дисциплины во время летних каникул для юношей
проводятся пятидневные учебные сборы в объеме 40 часов.
1.5. Перечень используемых методов обучения
Пассивные: лекции; практические занятия; письменные домашние работы;
консультации преподавателей и т.д.
Активные и интерактивные: мозговой штурм, эвристические беседы, дискуссии,
круглые столы, кейс-метод, конкурсы самостоятельных и практических работ, деловые игры и
др.

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего):
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего):
в том числе:
Подготовка доклада
Написание план - конспекта
Работа с литературой и конспектами
Подготовка материала к практическому занятию
Выполнение творческого задания.
Составление тестов
Написание рефератов
Создание презентаций

Объем часов
102
68
не предусмотрено
20
34
4
8
2
2
2
6
10

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.09 «Безопасность
жизнедеятельности»
Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и
организация защиты населения
Тема 1.1. Чрез- Содержание учебного материала
вычайные си1 Общая характеристика чрезвычайных ситуаций,
туации приих классификация. Чрезвычайные ситуации вородного, техноенного характера. Чрезвычайные ситуации социгенного и военального характера. Терроризм. Прогнозирование
ного характера.
ЧС. Оценка обстановки
ОрганизационМЧС России – федеральный орган управления в
ные основы по
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основные задачи МЧС РФ в
защите населеобласти гражданской обороны, защиты населения
ния от чрезвыи территорий от ЧС.
чайных ситуа2 Единая государственная система предупреждеций мирного и
ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций
военного вре(РСЧС): задачи, силы и средства.
мени.
Гражданская оборона, ее структура и задачи по
защите населения от опасностей, возникающих
Наименование
разделов и тем

Объем
часов

Уровень
освоения

3
36

4

4
2

2

2

2

при ведении военных действий или вследствие
этих действий;
Самостоятельная работа обучающихся
Создание презентаций на тему:
1. «Классификация чрезвычайных ситуаций мирного
и военного времени»;
2. «Прогнозирование природных и техногенных катастроф»;
3. «Современные средства поражения»;
4. «Новые виды современных средств поражения.
Высокоточное оружие»
Тема 1.2. ОргаСодержание учебного материала
низация защиты населения 1 Основные принципы и нормативно-правовая база
защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
от чрезвычайДеятельность государства в области защиты наных ситуаций
селения и территорий от ЧС;
мирного и воИнженерная защита населения от ЧС. Защитные
енного времесооружения.
ни.
2 Организация и выполнение эвакуационных мероприятий. Основные положения по эвакуации населения в мирное и военное время. Применение
средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи;
3 Организация аварийно-спасательных и других
неотложных работ в зонах ЧС (АСДНР). Основа
организации АСДНР. Особенности проведения
АСДНР на территории, зараженной (загрязненной) радиоактивными и отравляющими веществами, а также при стихийных бедствиях;
Практическое занятие
1. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Приборы радиационной и химической разведки и контроля.

Тема 1.3. Пожарная
безопасность.
Средства
пожаротушения,
эвакуация
в
случае пожара.

Самостоятельная работа обучающихся
1. Написание реферата на тему: «Эвакуация населения – один из способов защиты населения»
Содержание учебного материала
1 Пожарная безопасность. Средства пожаротушения, эвакуация в случае пожара.
Мероприятия по пожарной безопасности дома, на
предприятии. Документация, команды, занятия с
командами, инструктажи по пожарной безопасности.
Практическое занятие
1. Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара, пользовании средствами пожаротушения.

Тема 1.4. ОбесСодержание учебного материала
печение устой1 Общие понятия об устойчивости объектов эко6

6

3

6
2

2

2

2

2

2

2

3

4

3

2
2

2

2

3

2
2

2

номики в ЧС. Основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов экономики;
Обеспечение надежной защиты рабочих и служащих, повышение надежности управления производством, подготовка объектов к переводу на
аварийный режим работы и к восстановлению
нарушенного производства;
Практическое занятие
1. Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Отработка нормативов по надеванию противогаза.

чивости функционирования
объектов экономики.
2

Самостоятельная работа обучающихся
1 Составление теста на 20 вопросов по темам 1.1 -1.3
2 Составить реферативное сообщение по теме «Протекание чрезвычайной ситуации на производстве
продовольственных товаров, на транспорте, электростанциях, при транспортировке, хранении и эксплуатации различной продукции и их последствия для человека, производственной и бытовой среды» (индивидуальные задания по каждой чрезвычайной ситуации)
3 Проведение инструктажа по технике безопасности
на рабочем месте (в зависимости от специальности
СПО кратко сформулировать перечень своих обязанностей в области безопасности в соответствии со свое
будущей профессией)
Раздел 2. Основы военной службы
Тема 2.1. Воен- Содержание учебного материала
ная история
1 История великих побед русской армии и флота.
Дни воинской славы России; Великие сражения
России
Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
2 Верные сыны Отечества (полные Георгиевские
кавалеры, Герои Советского Союза и России);
Выдающиеся военные ученые и конструкторы
России;
Тема 2.2. Ос- Содержание учебного материала
новы обороны 1 Угрозы национальной безопасности России. Вогосударства.
енная доктрина РФ. Система национальной безоОрганизаципасности;
онная структу- 2 Воинская организация государства. Вооруженра ВС РФ. Боеный силы РФ. Виды вооруженных сил, их функвые традиции
ции и задачи; Боевые традиции и ритуалы ВС
ВС РФ
РФ. Символы воинской чести.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Изучение основных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок несения военной службы.
2. Изучение положений Международного гуманитарного права, обеспечивающих защиту жертв вооруженных конфликтов и определяющих правила пове7

2

2
2

3

6

3

48
4
2

2

2

2

4
2

2

2

2

4

3

дения военнослужащих в бою.
Тема 2.3. Военная служба –
особый
вид
Федеральной
государственной службы.
Воинский учет.
Обязательная и
добровольная
подготовка
граждан к военной службе.
Тема 2.4. Призыв граждан на
военную службу. Поступление граждан на
военную службу по контракту. Понятие об
альтернативной гражданской службе

Содержание учебного материала

4

Военная служба – особый вид Федеральной государственной службы. Правовые основы военной
службы в Конституции Российской Федерации, в
федеральных законах «Об обороне», «О воинской
обязанности и военной службе». Воинская обязанность и ее основные составляющие.
2 Обязанности граждан по воинскому учету;
Добровольная и обязательная подготовка граждан к военной службе; Занятие военноприкладными видами спорта;
Содержание учебного материала
1 Граждане, подлежащие призыву на военную
службу. Освобождение от призыва на военную
службу. Отсрочка от призыва граждан на военную службу. Сроки призыва на военную службу.
Организация призыва. Состав и обязанности призывной комиссии. Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан,
подлежащих призыву на военную службу.
2 Поступление граждан на военную службу по
контракту. Требования к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Прохождение военной службы по контракту. Понятие об
альтернативной гражданской службе.
Самостоятельная работа обучающихся
Написание реферата на тему:
1. «Военно-учетные специальности родственные моей
профессии»
2. «Классификация и поражающие свойства ядерного
химического и бактериологического оружия»

2

2

2

2

4
2

2

2

2

4

3

1

Тема 2.5. ВоинСодержание учебного материала
ская
дисциплина еѐ сущ- 1 Воинская дисциплина ее значение и сущность.
Уголовная и дисциплинарная ответственность
ность и значевоеннослужащих за преступления против военние. Общевоной службы. Взаимоотношения военнослужащих.
инские уставы.
Обязанности и права военнослужащих.
Прохождение
военной служ- 2 Общевоинские уставы ВС РФ. Повседневная деятельность военнослужащих. Размещение и быт
бы. Увольневоеннослужащих. Распределение времени и поние с военной
вседневный распорядок в воинской части. Строеслужбы
вой устав. Строи отделения, взвода
3 Требования воинской деятельности, предъявляемые к физическим, психологическим и профессиональным качествам военнослужащего. Общие
должностные и специальные обязанности военнослужащих. Сроки военной службы. Военная
форма одежды и знаки различия военнослужащих. Воинские звания;
8

6
2

2

2

2

2

2

Увольнение с военной службы;
Самостоятельная работа обучающихся
Написание плана-конспекта на тему:
1. Основные мероприятия по обеспечению безопасности военной службы. Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и взаимоотношения
между ними. Размещение военнослужащих. Воинская
дисциплина. Поощрение и дисциплинарные взыскания. Права военнослужащего. Дисциплинарная, административная и уголовная ответственность военнослужащих.
2. Распределение времени и внутренний распорядок.
Распорядок дня и регламент служебного времени. Несение караульной службы – выполнение боевой задачи, состав караула. Часовой и караульный. Обязанности часового. Пост и его оборудование.
3. Обязанности лиц суточного наряда. Назначение
суточного наряда, его состав и вооружение. Подчиненность и обязанности дневального по роте. Обязанности дежурного по роте. Порядок приема и сдачи
дежурства, действия при подъеме по тревоге, прибытие в роту офицеров и старшин.
Тема 2.6. Огне- Практическое занятие
вая подготовка 1. Назначение, боевые свойства и устройство автомата, разборка и сборка. Работа частей и механизмов
автомата при заряжении и стрельбе. Уход за стрелковым оружием, хранение и сбережение.
Отработка нормативов по неполной разборке и сборке автомата.
2. Выполнение учебных стрельб из пневматической
винтовки
Тема 2.7.
Практическое занятие
Строевая под1. Строевые приѐмы и движения без оружия. Выполготовка
нение воинского приветствия без оружия на месте и в
движении.
2. Выход из строя и постановка в строй, подход к начальнику и отход от него.
Тема 2.8. Фи- Практическое занятие
зическая под- 1. Совершенствование упражнений на гимнастических снарядах и контроль упражнения в подтягиваготовка
нии на перекладине. Выполнение норматива по метанию ручных осколочных гранат
Тема 2.9. Так- Содержание учебного материала
тическая под- 1 Современный общевойсковой бой и его характеготовка
ристики. Обязанности солдата в бою. Походный и
боевой порядок мотострелкового отделения.
Обеспечение боевых действий.
Раздел 3. Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
Тема 3.1. Осно- Содержание учебного материала
вы медицин1 Общие правила оказания первой медицинской
ских знаний
помощи. Понятие о первой медицинской помо9

6

3

4
2

3

2
4

3

2
2
2

3

2

2
2

2

16
8
2

2

щи. Основные принципы ее оказания»
Понятие о травме и травматизме и их последствиях. Виды ран. Первая медицинская помощь при
ранениях и кровотечении.
3 Неотложные состояния сосудистой недостаточности. Основы реанимации.
4 Оказание первой медицинской помощи при отравлениях АХОВ и при ожогах.
Практические занятия
1. Оказание первой помощи пострадавшим, основные
принципы. Наложение кровоостанавливающего жгута
(закрутки), пальцевое прижатие артерий.
2. Отработка на тренажѐре прекардиального удара,
искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Самостоятельная работа обучающихся
Создание презентаций на тему:
1. «Характеристика инфекционных заболеваний и их
профилактика»
2. «Злоупотребления психоактивными веществами и
их последствия»
Всего:
2

2

2

2

2

2

2

4
2

3

2
4

3

102

-

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1.- ознакомление (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством);
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач).

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Наличие учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности».
Оборудование учебного кабинета:
- 30 посадочных мест;
- рабочее место преподавателя;
Учебные наглядные пособия:
1.
Набор плакатов или электронные издания:

Организационная структура Вооруженных Сил РФ

Ордена России

Текст военной присяги

Воинские звания и знаки различия

Военная форма одежды

Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе

Военно-прикладные виды спорта

Военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин.

Военные образовательные учреждения профессионального образования МО РФ

Несение караульной службы

Мероприятия, проводимые при первоначальной постановке граждан на воинский
учет















2.



3.




Военно-патриотическое воспитание
Нормативы по прикладной физической подготовке
Нормативы по радиационной и биологической защите.
Устройство автомата Калашникова
Устройство малокалиберной винтовки 5,6 мм
Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия
Приемы и правила метания ручных гранат
Мины российской армии
Фортификационные сооружения
Индивидуальные средства защиты
Приборы радиационной и химической разведки
Организация несения внутренней службы
Строевая подготовка
Оказание первой медицинской помощи
Гражданская оборона
Средства индивидуальной защиты
Общевойсковой противогаз
Общевойсковой защитный комплект
Респиратор
Приборы:
Радиационной разведки
Химической разведки
Бытовой дозиметр


4.
5.
6.


Компас
Макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ
Место для стрельбы из пневматической винтовки
Медицинское имущество:
Индивидуальные средства медицинской защиты: аптечка АИ, пакет перевязочный

ППИ;

Пакет противохимический индивидуальный ИПП-11;

Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской
доврачебной помощи, сумка СМС;

Перевязочные средства: бинты, вата, косынки, повязки;

Шины проволочные;

Жгут кровоостанавливающий эластичный;

Носилки санитарные.
1.2.

Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Косолапова

Н.В.,

Прокопенко

Н.А.,

Побежимова

E.JI.

Безопасность

жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2016.
2. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: практикум. – М.: Академия, 2018г.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / В. И. Бондин, Ю. Г. Семехин. М.: НИЦ ИНФРА-М; Ростов-на-Дону: Академцентр, 2018. - 349 с.- (Среднее профессиональное
образование).

[Электронный

ресурс]

Режим

доступа

http://znanium.com/catalog.php7bookinfoAI71838
4. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: Учебник
для бакалавров/Под ред.проф. Э.А. Арустамова. — 19-е изд., перераб. и доп. — М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 448 с. - ISBN 978-5-39402494-8 Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513821
5. Левчук И.П. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ ООО Издательская
группа «ГЭОТАР-Медиа», 2016.
Дополнительные источники:
Для студентов
1 Айзман Р.И., Омельченко И.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для
бакалавров. — М., 2013.
2 Аксенова М., Кузнецов С., Евлахович и др. Огнестрельное оружие. — М., 2012.
3 Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник
для сред. проф. образования. —М., 2015.
12

4 Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности:
электронный учебник для сред. проф. образования. —М., 2015.
5 Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность
жизнедеятельности. Практикум: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М.,
2013.
6 Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность
жизнедеятельности: электронное учебное издание для обучающихся по профессиям в
учреждениях сред. проф. образования. — М., 2014.
7 Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А.,Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности:
электронное приложение к учебнику для учреждений сред. проф. образования. —М., 2014.
8 Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А.,Побежимова Е.Л.Безопасность жизнедеятельности:
электронный учебно-методический комплекс для учреждений сред, проф. образования. —М.,
2014.
9 Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов сред, проф.
образования. —М., 2014.
10 Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся старших классов
сред, образовательных учреждений и студентов сред. спец. учеб. заведений, а также
преподавателей этого курса. — М., 2014.
11 Микрюков В.Ю. Азбука патриота. Друзья и враги России. — М., 2013.
Для преподавателя:
1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от № 99-ФЗ,
от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от
04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об
образовании в Российской Федерации».
2 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
3 Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012
№ 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования».
4 Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров
и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения
13

среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования».
5 Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.94 № 51- ФЗ
(в ред. от 11.02.2013, с изм. и доп. от 01.03.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 32 (Ч.1). — Ст. 3301.
6 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012
№477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и
перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в
Минюсте РФ 16.05.2012 №24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти. — 2012.
7 Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. — М., 2012.
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова E.JI. Безопасность жизнедеятельности:
практикум: учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования. — М., 2013.
8 Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни:
учебник для студ. высш. учеб. заведений. —М., 2013.
9 Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ (ред. 2013 г.) — Ростов н/Д, 2013.
Интернет-ресурсы
1.

Государственная информационная система «Национальная электронная библиотека»

2.

Центр электронной доставки документов Российской государственной библиотеки

нэб.рф

www.edd.nj
3.

Научная Электронная Библиотека - eLibrary.ru

4.

Полнотекстовая база данных СМИ www.polpred.com

5

Университетская информационная система РОССИЯ (Интегрированная коллекция

ресурсов для гуманитарных исследований) www.uisrussia.msu.ru
6

ЭБС "ZNANIUM.COM" www.znanium.com

7

ЭБС "ЮРАЙТ" www.biblio-online.ru

8

ВЭБС Учебно-методические пособия lib.ugtu.net

14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
У1 Организовывать и проводить
мероприятия по защите работающих и населения от негативных
воздействий чрезвычайных ситуаций
У2 Умение предпринимать профилактические меры для снижения
уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту
У3 Умение использовать средства
индивидуальной и коллективной
защиты от оружия массового поражения;
У4 Умение применять первичные
средства пожаротушения
У5 Умение ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности
У6 Умение применять профессиональные знания в ходе исполнения
обязанностей военной службы на
воинских должностях в соответствии с полученной специальностью
У7 Умение владеть способами
бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы
У8 Умение оказывать первую помощь пострадавшим

Основные показатели оценки результата
П1 Прогнозирование возникновения природных и техногенных
катастроф
П2 Организация и проведение мероприятий по защите населения
при стихийных бедствиях, техногенных авариях и угрозе применения ОМП
П3 Планирование и организация аварийно-восстановительных и
других неотложных работ по ликвидации последствий ЧС
П1 Перечисление классификации негативных факторов, видов,
источников, уровня негативных факторов производственной среды
П2 Определение воздействия негативных факторов на человека и
среду обитания
П3 Составление принципиальных схем организации гражданской обороны на объекте экономики
П1 Применение средств коллективной защиты от оружия массового поражения
П2 Обоснование устройств средств индивидуальной защиты
П3 Демонстрация использования средств индивидуальной защиты
П1 Применение первичных средств пожаротушения
П2 Обоснование устройств первичных средств пожаротушения
П3 Выполнение приемов тушения пожара.
П1 Изложение «Положения о воинском учете»
П2 Определение родственных специальностей по перечню военно-учетных специальностей
П1 Выполнение нормативов по физической и боевой подготовке
П2 Владение оружием
П3 Выполнение нормативов, задач и работ по основным образовательным программам
П4 Владение современной компьютерной и другой оргтехникой
П1 Выполнение нормативов по физической подготовки;
П2 Выполнение элементов строевой подготовки

П1 Демонстрация умения оказывать первую помощь пострадавшим при кровотечениях
П2 Демонстрация умения оказывать первую помощь пострадавшим при травмах опорно-двигательного аппарата
П3 Демонстрация умения оказывать первую помощь пострадавшим при сердечнососудистой недостаточности
П4 Демонстрация умения транспортировки пострадавшего в

15

З1 Знание принципов обеспечения
устойчивости объектов экономики,
прогнозирования развития событий и оценки последствий при
техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том
числе в условиях противодействия
терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России
З2 Знание основных видов потенциальных опасностей и их последствий в профессиональной деятельности и быту, принципов снижения вероятности их реализации
З3 Знание основ военной службы и
обороны государства

З4 Знание задач и основных мероприятий гражданской обороны

З5 Знание способов защиты населения от оружия массового поражения
З6 Знание мер пожарной безопасности и правил безопасного поведения при пожарах
З7 Знание организации и порядка
призыва граждан на военную
службу и поступления на нее в
добровольном порядке
З8 Знание основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на
вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых
имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО

стационар
П1 Изложение теоретических сведений о ЧС мирного и военного
времени; природного, техногенного и социального характера
П2 Изложение теоретических сведений о чрезвычайных ситуациях социального характера. Терроризм. Прогнозирование ЧС.
Оценка обстановки.
П3 Формулирование основных задач МЧС РФ
П4 Изложение структуры и задач гражданской обороны

П1 Перечисление основных принципов и нормативно-правовой
базы защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
П2 Изложение основных положений по эвакуации населения.
Реализация новых методов зашиты;
П3 Моделирование чрезвычайных ситуаций
П4 Формулирование по организации АС и других неотложных
работ в зонах ЧС
П1 Получение теоретических сведений по основам военной
службы и обороны государства
П2 Перечисление видов Вооруженных Сил, их функции и задачи
П3 Определение общих требований к уровню подготовки призывника
П1 Формулирование причин возникновения ЧС мирного времени;
П2 Изложение особенностей протекания техногенных аварий на
производствах, связанных с профессиональной деятельностью
выпускников;
П3 Формулирование методов и средств повышения устойчивости функционирования технических систем и бытовых объектов
в условиях ЧС;
П4 Изложение принципов организации и функционирования
гражданской обороны в регионах Российской Федерации и на
предприятиях;
П1 Перечисление основных способов защиты населения от оружия массового поражения
П2 Владение основными принципами и нормативно-правовой
базой защиты населения от чрезвычайных ситуациях
П3 Выполнение и организация эвакуационных мероприятий
П1 Формулирование правил безопасного поведения при пожарах
П2 Перечисление первичных средств пожаротушения
П3 Изложение приемов тушения пожара.
П1 Перечисление нормативно-правовых актов РФ, определяющие порядок прохождения военной службы по призыву и по
контракту;
П2 Формулирование основных требований к уровню подготовки
призывников;
П3 Изложение прав и обязанностей военнослужащего
П1 Изложение вид Вооруженных Сил и род войск и их предназначение
П2 Владение основными требованиями Концепции национальной безопасности и Военной доктрины РФ
П3 Изложение функций и основных задач современных Вооруженных Сил России и их роль в системе национальной безопасности страны

16

З9 Знание области применения
полученных
профессиональных
знаний при исполнении обязанностей военной службы

П1 Владение высокой готовностью к немедленному и правильному использованию знаний при исполнении обязанностей военной службы
П2 Изложение порядка работы со служебной информацией
П3 Использование полученных знаний при призыве на военную
службу
З10 Знание порядка и правил ока- П1 Изложение основных принципов оказания первой медицинзания первой помощи пострадав- ской помощи пострадавшим
шим
П2 Обоснование первой медицинской помощи при травмах
П3 Определение вид ран и общих правил оказания первой медицинской помощи
П4 Определение основ реанимации

5. ПРОВЕДЕНИЕ ПЯТИДНЕВНЫХ УЧЕБНЫХ СБОРОВ
Наименование
тем
1.Введение

Содержание учебного материала

Объем
часов

Инструктаж по правилам поведения, технике безопасности и
порядке прохождения сборов
2. Размещение и быт 2.1. Осмотр казармы
военнослужащих, ос- 2.2.Организация обеспечения безопасности в условиях повседневновы
безопасности ной деятельности, распорядок дня
военной службы

1

3. Организация внут- 3.1. Назначение и состав суточного наряда, обязанности дневальренней службы
ного
3.2. Подготовка суточного наряда, несение внутренней службы
4. Организация кара- 4.1. Организация караульной службы, обязанности часового
ульной службы
4.2. Несение караульной службы
5. Строевая подготовка 5.1. Одиночная строевая подготовка, строевые приемы без оружия
5.2. Передвижение строем
6. Огневая подготовка
6.1. Техника безопасности при стрельбе, правила ведения огня из
автомата
6.2. Разборка-сборка, чистка, смазка, хранение автомата, работа
частей и механизмов
6.3. Практическая стрельба
7. Тактическая подго- 7.1. Обязанности солдата, порядок выполнения команд, маскировтовка
ка, выбор места для стрельбы
7.2. Ознакомление с образцами вооружения мотострелковой дивизии
7.3. Вооружение стрелкового отделения, действия солдата в бою
8.Медицинская подго- Оказание первой помощи при ранениях, травмах, вынос раненых с
товка
поля боя
9. Радиационная, хими- Средства и способы индивидуальной защиты, преодоление зараческая и биологическая женного участка местности
защита
10. Физическая подго- 10.1. Кросс 1 км.
товка
10.2. Челночный бег, подтягивание
10.3. Метание гранаты, разучивание упражнений комплекса утренней зарядки
Итого:

2

17

1
2

2
2
2
2
2
2
3
2
2
2
3
2
3

1
2
2
40



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.