ППССЗ-44.02.02 2020 ПНК

1

Основная образовательная программа среднего профессионального образования - программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных
классах разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 44.02.02 Преподавание начальных классов, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1353 от 27.10.2014, зарегистрированного Министерством юстиции (рег. № 34864 от 24 ноября 2014 г.);
Приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 (ред. от 31.12.2015)"Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 №24480), реализуемого в пределах ППССЗ с учетом
профиля получаемого профессионального образования.
Организация – разработчик: государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский колледж профессиональных
технологий»
Разработчики:
Карюкина
О.А.,
начальник
методического
отдела;
преподаватель
высшей
квалификационной категории;
Ананьева Л.Ю., заведующая отделением, преподаватель высшей квалификационной
категории;
Иванова Н.И., преподаватель первой квалификационной категории;
Зайцева Н.В., преподаватель высшей квалификационной категории;
Горбачева Н.В., преподаватель первой квалификационной категории
Колбасина Т.В., преподаватель высшей квалификационной категории.
Тихонова И.А., преподаватель высшей квалификационной категории
Шестакова Е.И., преподаватель высшей квалификационной категории
Сытова Т.В. преподаватель высшей квалификационной категории
Аксенова Н.В. преподаватель высшей квалификационной категории
Жданова А.А. преподаватель высшей квалификационной категории
Крамаренко Е.П. преподаватель высшей квалификационной категории
Каширина М.А. преподаватель высшей квалификационной категории
Орлова Д.А. преподаватель высшей квалификационной категории
Кочнева А.Н. преподаватель высшей квалификационной категории
Лукьянова Е.И. преподаватель высшей квалификационной категории
Савчук Т.М. преподаватель высшей квалификационной категории
Шаронова Н.Е. преподаватель высшей квалификационной категории
Лисина Л.М., преподаватель первой квалификационной категории
Москаленко В.И. .,преподаватель
Ремская Е.А. .,преподаватель
Программа утверждена на Педагогическом совете ГАПОУ СО «ЭКПТ» для применения в
учебном процессе при реализации ППССЗ 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Протокол № 9 от « 3 » июля 2020 г.
2

СОДЕРЖАНИЕ
1
1.1.
1.2.
1.3.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Нормативно-правовые основы разработки образовательной программы
Нормативный срок освоения программы
Требования к абитуриенту

4
5
5
5

2.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ППССЗ

7

2.1.
2.2.
2.3.

Область профессиональной деятельности
Объекты профессиональной деятельности
Виды профессиональной деятельности и компетенции

7
7
7

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Квалификация преподавателей, мастеров производственного обучения,
представителей профильных организаций, обеспечивающих реализацию
образовательного процесса
3.2.
Материально-технические условия
3.2.1 Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
3.2.2. Обеспечение баз практик
3.3.
Информационные и учебно-методические условия
3
3.1.

4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5
5.
5.1
5.2.
5.3.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебный план
Календарный учебный график
Рабочие программы УД, ПМ, учебных и производственных практик
Контрольно-оценочные средства УД, ПМ по текущей и промежуточной
аттестации
Программа итоговой аттестации студентов
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ППССЗ
Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной деятельности, профессиональных и общих компетенций
Организация итоговой аттестации
Требования к ВКР

9
9

9
9
12
13
15
15
21
21
22
23
23
23
24
24

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Учебный план специальности
Приложение 2 Календарный учебный график
Приложение 3 Рабочие программы УД, ПМ, учебных и производственных
практик (по профилю специальности и преддипломной)
Приложение 4 Контрольно-оценочные средства по УД, МДК, ПМ
Приложение 5 Программа государственной итоговой аттестации

3

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Нормативно-правовые основания разработки образовательной программы
Программа подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) по специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах - комплекс нормативно-методической
документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки
обучающихся и выпускников.
Нормативную правовую основу разработки ППССЗ по специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах составляют:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019 года) "Об образовании в
Российской Федерации";
приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования";
приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 291 г., «Об утверждении Положения о
практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы
среднего профессионального образования»;
приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», зарегистрировано в Минюсте РФ (№ 29200 от 30 июля 2013г.);
приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013г. N 968 г. "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования";
приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении перечня профессий и
специальностей среднего профессионального образования», зарегистрировано в Минюсте РФ (№
30861 от 26 декабря 2013 г.);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.01.2014 года № 36
(ред. от 11.12.2015) «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»;
приказ Минобрнауки России № 1353 от 27.10.2014г. об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО)
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах;
приказ Минобрнауки России от 15 декабря 2014 г. N 1580 "О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам
среднего профессионального образования, утвержденный Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464";
письмо Минобрнауки России № 12-696 от 20.10.2010г, «Разъяснения по формированию
учебного плана ОПОП среднего профессионального образования»;
письмо Минобрнауки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.02.2014г. № 02-68 «О прохождении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования обучающимися по образовательным программам среднего профессионального образования»
письмо Минобрнауки России № 06-259 от 17.03. 15г. «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований фе-

4

деральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2017 года №
ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 92 «Об утверждении правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования и высшего образования»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 № 697 «Об утверждении Перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательный предварительный медицинский осмотр в порядке, установленном при заключении трудового договора и служебного контракта по соответствующей
должности или специальности»).
Устав ГАПОУ СО «ЭКПТ»;
Локальные акты ГАПОУ СО «ЭКПТ»:
Положение о структуре, порядке разработки, обновления и утверждения основной образовательной программы среднего профессионального образования в государственном автономном
профессиональном образовательном учреждении Саратовской области «Энгельсский колледж
профессиональных технологий»;
Положение о создании учебно-методических комплексов учебных дисциплин / профессиональных модулей образовательных программ СПО;
Положение по разработке рабочих программ профессиональных модулей основных образовательных программ среднего профессионального образования на основе ФГОС СПО ;
Положение по разработке рабочих программ учебных дисциплин основных образовательных программ среднего профессионального образования на основе ФГОС СПО;
Положение по формированию рабочих программ учебной и производственной практики
основных образовательных программ среднего профессионального образования ;
Положение об индивидуальном проекте обучающегося при освоении программы среднего
общего образования в рамках реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования;
Положение о формировании фонда оценочных средств основной образовательной программы среднего профессионального образования;
Разъяснения по формированию комплектов контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения профессиональных модулей / учебных дисциплин основных образовательных
программ среднего профессионального образования;
Положение по организации и проведению государственной итоговой аттестации выпускников ГАПОУ СО «ЭКПТ» по образовательным программам среднего профессионального образования;
Положение об организации и проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена в ГАПОУ СО «ЭКПТ»
Положение по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы
студента ГАПОУ СО «ЭКПТ», осваивающего основную образовательную программу среднего
профессионального образования – программу подготовки специалистов среднего звена

5

1.2. Нормативный срок освоения программы
Нормативный срок освоения программы углубленной подготовки по специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах представлен в таблице 1

Таблица 1- Нормативный срок освоения ППССЗ
Форма
обучения
Очная

Уровень образования

заочная

Среднее общее образование

основное общее образование

Наименование квалифика- Срок освоения ППССЗ
ции
Учитель начальных классов
3 года 10 месяцев
3 года 10 месяцев

Срок получения среднего профессионального образования по ППССЗ 44.02.02 Преподавание в начальных классах углубленной подготовки по очной форме обучения составляет 199
недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
Учебная практика
Производственная практика (по профилю специальности)

125 нед.
10,5 нед.
12,5 нед.

Производственная практика (преддипломная)
Промежуточная аттестация
Государственная итоговая аттестация
Каникулы

4 нед.
7 нед.
6 нед.
34 нед.

Итого:

199 нед.
Заочная форма обучения

Обучение по учебным циклам
-самостоятельное изучение
- лабораторно-экзаменационная сессия
Производственная практика (преддипломная)
Государственная итоговая аттестация
Каникулы
Итого:

162
142
20
4
6
27
199нед.

1.3. Требования к абитуриенту
Лица, поступающие на обучение по ППССЗ должны иметь:
аттестат об основном общем образовании
Очная форма обучения
аттестат о среднем общем образовании
Заочная форма обучения
- проходят обязательный предварительный медицинский осмотр (в соответствии
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 №697).

с

6

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ И
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1 . Область профессиональной деятельности выпускников (п. 4.1 ФГОС)
обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ начального
общего образования.
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускников (п. 4.2 ФГОС)
- задачи, содержание, методы, средства, формы и процесс организации урочной
и внеурочной деятельности обучающихся в начальных классах;
- задачи, содержание, методы, формы организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями, лицами их заменяющими)
по вопросам обучения и воспитания учащихся;
- документационное обеспечение образовательного процесса.
2.3. Виды профессиональной деятельности и компетенции выпускника (п. 4.3 ФГОС)
Учитель начальных классов должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности (п.п.5.2 ФГОС):
ВПД 1 Преподавание по образовательным программам начального общего образования
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам
начального общего образования
ВПД 2 Организация внеурочной деятельности и общения учащихся
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и
общения обучающихся.
ВПД 3 Классное руководство
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения
и воспитания.
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.

7

ПК 3.8. Координировать деятельность работников образовательной организации, работающих с классом.
ВПД 4 Методическое обеспечение образовательного процесса
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы,
самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального
общего образования.
ВПД 5. Организовывать педагогическую деятельность по иностранному языку в начальных классах
ПК 5.1. Формировать иноязычную коммуникативную компетенцию в устном и письменном
общении с учѐтом социокультурных особенностей страны изучаемого языка.
ПК 5.2. Организовывать педагогическую деятельность по иностранному языку в начальных
классах.
Учитель начальных классов должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (п.п.5.1 ФГОС):
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и
социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
OK 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья
детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

8

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1 Требования к квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения, представителей профильных организаций, обеспечивающих реализацию образовательного процесса
Реализация ППССЗ обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля): штатными педагогическими работниками колледжа, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников профильных образовательных организаций.
Преподаватели профессионального цикла имеют опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.
Квалификация педагогических работников колледжа отвечает квалификационным
требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения,
профессионального образования и дополнительного профессионального образования»,
утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8
сентября 2015 г. № 608н.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы,
получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения
квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности
которых соответствует области профессиональной деятельности не реже 1 раза в 3 года с учетом
расширения спектра профессиональных компетенций. В настоящее время 100% преподавателей
прошли курсы повышения квалификации.
3.2 Требования к материально-техническим условиям
3.2.1 Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских, тренажеров и др., обеспечивающих проведение всех предусмотренных образовательной программой видов занятий, практических и лабораторных работ, учебной практики, выполнение курсовых работ, выпускной квалификационной работы
№ кабинета
315

Наименование
Кабинет Русского языка и
литературы

403

Кабинет Иностранного
языка (английский)

419

Кабинет Иностранного
языка (немецкий)

305

Кабинет Математики. Математики с методикой пре-

Оборудование

Наименование
дисциплин

Методическая литература, плакаты, учебнометодические комплекты дисциплин, компьютер,
авторские презентации к урокам.
Методическая литература, плакаты, карты, учебно-методический комплект дисциплины, комплект СD-дисков, DVD-дисков по темам и разделам, аудио курсы, авторские презентации, комплект CD-ROM, DVD, DVD-ROM электронных
уроков.
Методическая литература, плакаты, карты, учебно-методический комплект дисциплины, магнитола, ноутбук с колонками, комплект СD-дисков,
DVD-дисков по темам и разделам.

ОУД.01 Русский язык
ОУД.02 Литература

Методическая литература, плакаты, карты, учебно-методические комплекты дисциплин.

ОУД.04 Математика
ЕН.01 Математика

ОУД.03 Иностранный язык
ОГСЭ.04
Иностранный
язык
МДК.05.01 Практикум по
фонетике, устной и письменной речи
МДК.05.02 Детская литература стран изучаемого языка
МДК.05.03 Страноведение
МДК.05.04 Методика преподавания
иностранного
языка в начальных классах
УП.05 Практика показательных уроков

9

подавания

211

Кабинет Истории

213

Кабинет ОБЖ. Безопасности жизнедеятельности

307

Кабинет Астрономии

326

Кабинет Информатики

327

Кабинет Информатики

408

Кабинет Обществознания
(включая экономику и право). Правового обеспечения
профессиональной деятельности
Кабинет Естествознания.
Экологических основ природопользования

413

Стенды: Основные формулы дифференцирования, Решение квадратных уравнений, Таблицы
неопределенных интегралов.
Математика – информационный стенд.
Интерактивная доска, мультимедийный проектор,
ноутбук, принтер, колонки, экран (навесной),
аудиторная доска с магнитной поверхностью и
набором приспособлений для крепления таблиц,
комплект инструментов: линейка, транспортир,
угольник (300, 600), (450, 450), комплект стереометрических тел (объемных), авторские презентации.
Методическая литература, комплект плакатов по
разделам, карты, наглядные и дидактические
пособия, учебно-методические комплекты дисциплин, интерактивная доска мультимедийный
проектор, ноутбук, компьютер, проигрыватель,
комплект СD-дисков, DVD-дисков по темам и
разделам. Историко-краеведческий музей «Времен связующая нить……» Модели, приборы,
коллекции растений, гербарии, карты, таблицы
Методическая литература, плакаты, учебнометодические комплекты дисциплин.
Стенды: Прохождение военной службы, Дни
воинской славы России, Гарантии и права военнослужащих, Воинская обязанность граждан,
Вооруженные силы России, Воин-защитник отечества и др.
Комплект средств индивидуальной защиты: ОЗК
– общевойсковой защитный комплект, противогазы фильтрующие ГП-5, ГП-7, противогаз изолирующий (учебный) ИП-4; учебный набор отравляющих веществ и дезактивирующих, дегазирующих веществ; пластиковая маска для проведения искусственной вентиляции лѐгких; капюшон защитный феникс; портативный измеритель
влажности и температуры; аптечка индивидуальная АИ-2; прибор ВПХР; макеты автомата АК74м.
Мультимедийный проектор Panasonik, ноутбук,
принтер, колонки, экран (навесной), аудиторная
доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, набор деталей и контрольно-измерительных приборов.
Комплект плакатов по разделам, наглядные и
дидактические пособия, учебно-методический
комплект дисциплины.
Комплект СD-дисков, DVD-дисков по темам и
разделам, комплект CD-ROM, DVD, DVD-ROM
электронных уроков
Методическая литература, учебно-методический
комплект дисциплины, компьютер – 13, мультимедийный проектор – 1, принтер МФУ – 1, маркерная доска – 1; экран навесной -1, комплект
видео уроков по темам.
Методическая литература, учебно-методический
комплект дисциплины, компьютер – 10, мультимедийный проектор – 1, принтер – 1, маркерная
доска – 1; экран навесной -1, комплект видео
уроков.
Методическая литература, учебно-методические
комплекты дисциплин, комплект плакатов по
разделам, наглядные и дидактические пособия,
компьютер, проигрыватель, комплект СD-дисков,
DVD-дисков по темам и разделам.

МДК.01.04 Теоретические
основы начального курса
математики с методикой
преподавания
УП. 01 Практика показательных уроков

Методическая литература, учебно-методические
комплекты дисциплин и ЛПЗ, мультимедийная
установка (ноутбук, проектор, экран), телевизор,
DVD- плеер, видеомагнитофон, демонстрационно-измерительные приборы, цифровой датчик

ОУД.11 Естествознание
ЕН.03 Экологические основы природопользования

ОУД.05 История
ОГСЭ.03 История

ОУД.07 ОБЖ
ОП.05 Безопасности жизнедеятельности

ОУД. 08 Астрономия

ОУД.09 Информатика

ОУД.09 Информатика

ОУД.10
Обществознание
(включая экономику и право)
ОП.04 Правовое обеспечение профессиональной деятельности

10

214

Кабинет Родного языка

214

Кабинет Гуманитарных и
социально-экономических
дисциплин

411

Кабинет Анализа финансово-хозяйственной деятельности
Кабинет Педагогики. Психологии.

309

температуры, электропроводности растворов и
т.д., комплект лабораторной химической посуды.
Оборудование по ЛПЗ
Периодическая система Д.И. Менделеева (таблица) - 1; Растворимость кислот, оснований (таблица) – 1; Номенклатура органических соединений
(стенд) – 1; химическая посуда (стенд) – 1; дисперсная система (стенд) – 1; ящик раздвижной –
1; штатив для пробирок – 1; зажим пробирочный
– 1; ложка химическая – 1; комплект химической
посуды – 1; комплект химических реактивов – 1.
Виртуальный практикум по проведению ЛПЗ
DVD-диск.
Методическая литература, плакаты, учебнометодические комплекты дисциплин, компьютер,
авторские презентации к урокам.
Методическая литература, учебно-методические
комплекты дисциплин, комплект плакатов по
разделам, наглядные и дидактические пособия,
компьютер, проигрыватель, комплект СD-дисков,
DVD-дисков по темам и разделам.
Стенды: Античные философы, Русская философия, Немецкая классическая философская мудрость бытия
Методическая литература, учебно-методический
комплект дисциплины

ОУД.12 Родной язык
ОГСЭ.01 Основы философии
ОУД.13 Проектная деятельность

ОГСЭ.06 Основы финансовой грамотности

Методическая литература, плакаты, учебнометодический комплект дисциплин, диапроектор,
экран.

ОП.01 Педагогика
ОП.02 Психология
ОГСЭ.02 Психологии общения
МДК.03.01 Теоретические и
методологические основы
деятельности
классного
руководителя
УП. 03 Классный руководитель в воспитательной
системе школы

316

Кабинет Физиологии, анатомии и гигиены. Естествознания с методикой преподавания

Методическая литература, учебно-методический
комплект дисциплин, компьютер

ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
МДК.01.05 Естествознания
с методикой преподавания
УП. 01 Практика показательных уроков

103

Кабинет Теории и методики
физического воспитания

Методическая литература, учебно-методический
комплект дисциплины, беговые дорожки-2шт.,
тренажер «велосипед», спортивный инвентарь
(мячи, гимнастические палки, обручи).

МДК.01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумом
УП. 01 Практика показательных уроков

110

Кабинет Музыки и методики музыкального воспитания

Методическая и справочная литература, учебнометодический комплект дисциплины, пианино,
музыкальный центр, детские музыкальные инструменты – 60 штук, портреты композиторов.

МДК.01.08 Теория и методик музыкального воспитания с практикумом
УП. 01 Практика показательных уроков

319

Кабинет Методики обучения продуктивным видам
деятельности

Методическая литература, учебно-методические
комплекты дисциплин, компьютер, комплект
DVD-дисков по темам, видеоуроков по
предметам, презентации к урокам.

МДК.01.06
Методика
обучения
продуктивным
видам
деятельности
с
практикумом
МДК.01.01 Теоретические
основы
организации
обучения
в
начальных
классах
МДК.02.01
Основы
организации
внеурочной
работы
УП. 01 Практика показательных уроков

11

УП. 02 Наблюдение организации внеурочной деятельности в начальной школе

310

Кабинет Теоретических и
методических основы организации продуктивных видов деятельности

Методическая литература, таблицы, учебнометодические комплекты дисциплин, интерактивная доска, компьютер, комплект DVD-дисков
по темам и разделам, видеоуроков по предметам,
презентации к урокам.

МДК.04.01 Теоретические и
прикладные аспекты методической работы учителя
начальных классов
УП. 04 Методическая
деятельность учителя начальных классов

404

Кабинет Русского языка с
методикой преподавания.
Детская литература

Методическая литература, таблицы, учебнометодические комплекты дисциплин, мультимедийный проектор – 1, компьютер – 1, комплект
DVD-дисков по темам и разделам, видеоуроков
по предметам, презентации к урокам.

МДК.01.02 Русский язык с
методикой преподавания
МДК.01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению
УП. 01 Практика показательных уроков

106

Спортивный зал

Спортивный инвентарь (гимнастические брусья,
перекладина гимнастическая, маты гимнастические, тренажеры, щиты баскетбольные, лыжи
«Турист», лыжи спортивные, мячи игровые, теннисные столы, гири, форма спортивная), сетка
волейбольная
Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий Футбольное поле
с большими и малыми воротами, сектор для
прыжков в длину, перекладины стационарные.
Баскетбольная площадка с асфальтовым покрытием, щиты, сетки-корзины

ОУД. 06 Физическая культура
ОГСЭ.05 Физическая культура
МДК.01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумом

103

Зал ритмики и хореографии

322

Лаборатория Информационных технологий в профессиональной деятельности

Зеркала, ковровое покрытие, музыкальный центр,
мячи для фитнеса – 2 шт, гимнастические палки 10, обручи).
Методическая литература, плакаты, учебнометодический комплект дисциплины,
Рабочее место преподавателя
Рабочие места обучающихся
Компьютеры – 13 шт.
Мультимедийный экран
Мультимедийный проектор
Принтер
Сканер
Роутер Wi-Fi
Сеть Интернет
Обучающие DVD-диски (виртуальная
«лаборатория»)
Маркерная доска
МФУ
Интерактивный комплекс
комплект видеоуроков по темам.
Лингафонная система Лотос-082 – 1 комплект

301

Лаборатория
медикосоциальных основ здоровья

Манекен-тренажер, тонометры; градусники медицинские, методическая литература, плакаты,
ноутбук.

102

Библиотека

Читальный зал на 50 мест.
Компьютеры -5 шт. с выходом в интернет, ноутбук – 1 шт., принтер - 1 шт., мультимедийный
проектор, экран.
На 270 мест

Актовый зал

ЕН.02 Информатика и информационнокоммуникационные технологии в профессиональной
деятельности
УП. 01 Практика показательных уроков
УП. 02 Наблюдение организации внеурочной деятельности в начальной школе
УП. 03 Классный руководитель в воспитательной
системе школы
УП. 04 Методическая
деятельность учителя начальных классов
УП.05 Практика показательных уроков
ОП.05 Безопасности жизнедеятельности
ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

12

3.2.2. Оснащенность баз практик
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся
при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуются концентрированно или рассредоточено (ПМ.01), чередуясь с теоретическими
занятиями в рамках профессиональных модулей специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Учебная практика проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки.
Производственная практика проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки.
Основными базами производственной практики студентов являют:
Производственная практика (по профилю специальности) и преддипломная проводятся на
основе договоров между колледжем и общеобразовательными учреждениями. Места для подготовки и проведения мероприятий и занятий, при прохождении практики соответствуют санитарным, гигиеническим и нормативным требованиям.
Производственная практика включает летнюю практику (ПМ.02), которая проводится в
детских оздоровительных лагерях. Во время преддипломной практики студенты зачисляются на
вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы преддипломной практики.
Имеющиеся базы практики обеспечивают возможность прохождения учебной и производственной практики всеми студентами в соответствии с учебным планом.
1. МБОУ «СОШ №9» г. Энгельс
2. МБОУ «СОШ №19» г. Энгельс
3. МОУ «СОШ с. Ивантеевка» Ивантеевский район
4. МБОУ «ООШ п. Анисовский» г. Энгельс
5. МОУ «СОШ №26» г. Энгельс
6. МОУ «СОШ №20» г. Энгельс
7. МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Бурный» Энгельсский район
3.3. Информационные и учебно-методические условия реализации ППССЗ
Реализация ППССЗ специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах обеспечивается
учебно-методической документацией по перечню дисциплин (модулей) ППССЗ, доступом каждого студента к базам данных и библиотечным фондам.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет. Перечень используемых Интернет-ресурсов приведен в рабочих программах дисциплин и профессиональных
модулей.

1 Интернет – ресурс «Парадоксы теории множеств».Форма доступа: www.edu.ru/modules.php
2 http://ait.ustu.ru/disciplines/discret - дискретная математика
3 http://exponenta.ru – образовательный математический сайт
4 hhttp://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
5 http://www.rusedu.ru/ – архив учебных программ и презентаций
6
www.alleg.ru/edu/philos1.htm
7
ru.wikipedia.org/wiki/Философия
8 www.diplom-inet.ru/resursfilos
9 http:// www. history.ru/ histr. htm 10 http:// www. woridhist. ru
11 www.hist.msu.ru/
13

12 http://www.zavuch.info/
13 http://www.zavuch.info/
14 http: //school-collection. edu .ru
15 www.auswaertiges-amt.de
16 www.auslandsschulwesen.de
17 www.klett-edition-deutsch.de
18 www.deutschland.de
19 www.bundestag.de
20 www.deutsche-kultur-international.de
21 www.goethe.de
22 www.dw-world.de
23 www.tatsachen-ueber-deutschland.de
24 www.deutsch-als-fremdsprache.de
25 www.daf-portal.de
26 www.duden.de
27 http://www.languages-study.com/deutsch-links.html
28 http://grammade.ru/index.php
29 http://www.deutschonline.de/Grammatik/inhalt.htm
30 http://www.languages-study.com/deutsch-tests.html
31 http://www.goethe.de/z/ietzt/dejtexte.htm
32 Бесплатные библиотеки по разным педагогическим проблемам http://allbest/libraries.hlin
33 Электронная Государственная научно – педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского
34 http://www.qnpbu.ru
35 Электронная библиотека образовательного портала Аудиториум http://auditorium.ru
36 Русский Гуманитарный Интернет Университет http://www.iu..ru/default.asp
37 Министерство образования и науки РФ www.edu.ed.gov.ru
38 Российский образовательный правовой портал www.lav.edu.ru
39 Российский портал открытого образования www.openet.ru
40 Информационный образовательный портал «Гуманитарные науки»
41 http://www.Iearn-english.ru
42 http://www. angl.by.ru/map.htm
При библиотеке имеется читальный зал.
Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим
печатным и (или ) электронным изданием каждому междисциплинарному курсу.
Библиотечный фонд должен быть обеспечен печатными и/или электронными изданиями
основной и дополнительной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы, включает официальные, справочно- библиографические и периодические издания в расчете 1 -2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 5 наименований российских журналов.
По каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю сформированы учебнометодические комплексы, содержащие: рабочие программы УД, ПМ, УП, ПП; календарнотематические планы по УД, МДК, УП, ПП; методические указания для студентов по выполнению
практических/лабораторных работ; методические указания для студентов по выполнению самостоятельной работы, курсовых работ; методические указания по выполнению контрольных работ,
14

конспекты лекций, презентации, контрольно-оценочные средства по текущей, промежуточной и
итоговой аттестации студентов и т.п.).
Для прохождения учебной и производственной практик разработаны соответствующие рабочие программы; для подготовки к государственной итоговой аттестации - методические указания по выполнению ВКР – дипломной работы.
Для проведения уроков преподаватели используют презентации, видеофильмы; DVD и CD
диски, образовательные ресурсы Интернета.
В образовательном процессе реализуется компетентностный подход с использованием активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых игр, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых
дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

15

4 . МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ СОДЕРЖАНИЕ И
ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
4.1. Учебный план специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Реализация ППССЗ углубленной подготовки по специальности 44.02.02 Преподавание в
начальных классах углубленной подготовки осуществляется на базе основного общего образования (срок обучения - 3 г. 10 мес.) .
Организация учебного процесса и режим занятий
Образовательный процесс в колледже ведется на государственном языке Российской Федерации – русском.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается согласно учебному плану. Два раза в
течение учебного года для студентов устанавливаются каникулы общей продолжительностью 1011 недель в год, в том числе две недели в зимний период.
Учебный год состоит из двух семестров, каждый из которых заканчивается предусмотренной учебным планом формой контроля знаний. В колледже установлены основные виды учебных
занятий: урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, контрольная работа,
консультации, самостоятельная работа, учебная и производственная практики, выполнение курсовой работы, выпускная квалификационная работа и другие виды учебных занятий.
В колледже установлена 5–дневная рабочая неделя для педагогических работников и студентов в соответствии с утвержденным расписанием учебных занятий. Для всех видов аудиторных
занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Занятия организуются парами по 90 минут с перерывом 10 минут и на обед - 40 минут.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в
неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной самостоятельной учебной работы
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 часов в неделю, включая обязательную аудиторную нагрузку и все виды практики в составе модулей.
Численность студентов в учебной группе в колледже при финансировании подготовки за
счет бюджетных ассигнований устанавливается 25 человек.
Исходя из специфики, колледж может проводить учебные занятия с группами студентов
меньшей численности и отдельными студентами, а также делить группы на подгруппы.
Учебная и производственная практики могут проводиться в организациях, предприятиях и
учреждениях различных организационно-правовых форм на основе договоров между этими организациями и колледжем. Учебная и производственная практики студентов, осваивающих основные образовательные программы среднего профессионального образования, осуществляются, в
соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области и положением
колледжа.
Общеобразовательный учебный цикл
Общеобразовательный учебный цикл программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах сформирован с учетом гуманитарного профиля получаемого профессионального образования в соответствии с перечнем профессий и специальностей СПО, утвержденного приказом Минобрнауки России от29.10.2013г. №
1199 и письмом Минобрнауки России 06-259 от 17.03.2015г.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования общеобразовательный учебный цикл учебного
плана включает общеобразовательные учебные дисциплины из обязательных предметных облас16

тей: русский язык и литература, родной язык и родная литература, иностранный язык, общественные науки, математика и информатика, естественные науки; физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности.
Общеобразовательный цикл ООП СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах предусматривает изучение общеобразовательных учебных дисциплин из каждой предметной области.
Дисциплины «Русский язык и литература», «История», «Обществознание» (включая экономику и
право) изучаются углубленно с учетом гуманитарного профиля получаемого профессионального
образования.
В связи с внесением изменений в ФГОС СОО (приказ Минобрнауки России от 07.06.2017г.
№ 506):
перечень общих дисциплин дополнен «Астрономией» в объеме 36 часов за счет дополнительной учебной дисциплины- 4 часа и дисциплин по выбору из обязательных предметных областей 32 часа;
название дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия»
изменено на «Математика» (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию).
Дополнительными дисциплинами по выбору обучающихся являются ОУД.13 Проектная
деятельность / Введение в специальность.
Учебный план предусматривает выполнение обучающимися индивидуального проекта за
счет часов внеаудиторной самостоятельной работы. Студенты должны представить завершенное
учебное исследование или разработанный учебный проект (информационный, творческий, социальный, инновационный).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством
преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, инновационный, иной).
Порядок выполнения, особенности организации выполнения работы и оценки индивидуальных проектов определены локальным актом колледжа – положением «Об индивидуальном
проекте обучающегося при освоении образовательной программы ФГОС СОО».
На самостоятельную внеаудиторную работу отводится 50 % учебного времени от обязательной аудиторной нагрузки.
Обучающиеся изучают общеобразовательные предметы в течение первого года обучения.
Нормативный срок освоения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличен на 52 недели (1
год) из расчета: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) –
39 недель, промежуточная аттестация - 2 недели, каникулярное время - 11 недель.
Консультации проводятся из расчета 4 часа на одного обучающегося. Формы проведения
консультаций – групповая и индивидуальная
На самостоятельную внеаудиторную работу отводится до 50 % учебного времени от обязательной аудиторной нагрузки.
Знания, умения, полученные студентами при освоении учебных дисциплин общеобразовательного цикла, углубляются и расширяются в процессе изучения разделов и тем учебных дисциплин циклов:
- «Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл» («История», «Иностранный язык»)
- «Математический и общий естественнонаучный учебный цикл» («Математика», «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»);
17

- «Профессиональный учебный цикл» («Русский язык с методикой преподавания», «Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания», «Естествознание с
методикой преподавания», «Теория и методика физического воспитания с практикумом», «Безопасность жизнедеятельности») и др.
Качество освоения учебных дисциплин общеобразовательного цикла по ППССЗ оценивают
в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль проводят в пределах учебного времени, отведенного на освоение соответствующих общеобразовательных учебных дисциплин как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии.
Промежуточную аттестацию проводят в форме дифференцированных зачетов и экзаменов:
дифференцированные зачеты – за счет времени, отведенного на соответствующую общеобразовательную дисциплину, экзамены – за счет времени, выделенного ФГОС. Экзамены проводят по
учебным дисциплинам «Русский язык» и «Литература», «Математика» и дисциплине, изучаемой
углубленно с учетом получаемой специальности СПО – «История».
Обучающиеся, не имеющие академической задолженности, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего
общего образования и получить аттестат о среднем общем образовании (часть 6 статьи 68 Федерального закона об образовании), Государственная итоговая аттестация по программам среднего
общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (часть 13 статьи 59
Федерального закона об образовании).
Образовательная программа СПО по подготовке специалистов среднего звена
Программа СПО по подготовке специалистов среднего звена по специальности 44.02.02.
Преподавание в начальных классах предусматривает изучение
- учебных циклов общего гуманитарного и социально-экономического, математического и
общего естественнонаучного и профессионального в общем объеме 4644 часа в том числе:
3096 часов обязательных учебных занятий (86 недель);
1548 часов самостоятельная работа студента.
учебная практика (10,5 недель), производственная практика (по профилю специальности) - 12,5 недель, преддипломная - 4 недели),
промежуточная аттестация студентов - 5 недель;
Государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита ВКР - 6 недель).
Консультации проводятся из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный
год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования.
Формы проведения консультаций – групповая и индивидуальная.
Обязательная часть образовательной программы по циклам составляет 70 % от общего объема времени, отведенного на их освоение.
Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы СПО углубленной подготовки предусматривает изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «Психология общения», «История», «Иностранный
язык», «Физическая культура». По дисциплине «Физическая культура» еженедельно предусмотрены 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах и секциях.
Объем часов на дисциплину Безопасность жизнедеятельности составляет 68 часов, из них
на освоение основ военной службы – 48 часов. Для подгрупп девушек 48 часов (70% учебного
времени), отведенного на изучение основ военной службы, в рамках дисциплины «Безопасность
жизнедеятельности» используется на освоение основ медицинских знаний.
18

С юношами по основам военной службы проводятся пятидневные учебные сборы на базе
воинских частей г.Энгельса (приказ Министра обороны и Министерства образования и науки №
96/134 от 24 февраля 2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной
службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и
учебных пунктах»). Учебные сборы проводятся в каникулярное время и не учитываются при расчете учебной нагрузки.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах предусматривает выполнение двух курсовых работ по ПМ.01:
МДК 01.02. Русский язык с методикой преподавания
МДК 01.04. Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания
Выполнение курсовой работы рассматривается как вид учебной работы и реализуется в
пределах времени, отведенного на их изучение.
Организация практики осуществляется в соответствии с Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 291 г.).
Практика представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование,
закрепление и развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации
ППССЗ предусмотрены следующие виды практик: учебная и производственная. Производственная
практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной.
Учебная и производственная практика (по профилю специальности) проводятся при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуются концентрированно или рассредоточено (ПМ.01) в несколько периодов, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Учебная практика (10,5 недель) реализуется в рамках профессиональных модулей ПМ.01 –
6,5 недель, ПМ.02 – 1 недели, ПМ.03 - 1 неделя, ПМ.04 – 1 неделя, ПМ.05 – 1 неделя, всего 10,5
недель.
Производственная практика (по профилю специальности) проводится в рамках профессиональных модулей: ПМ.01- 6,5 недель; ПМ.02 - 2 недели; ПМ.03 - 2 недели; ПМ.04 – 1 неделя,
ПМ.05 – 1 неделя. Всего 12,5 недель.
Производственная практика (по профилю специальности) и преддипломная проводятся на
основе договоров между колледжем и общеобразовательными учреждениями. Места для подготовки и проведения мероприятий и занятий, при прохождении практики должны соответствовать
санитарным, гигиеническим и нормативным требованиям.
Производственная практика включает летнюю практику (ПМ.2), которая проводится в детских оздоровительных лагерях. Во время преддипломной практики студенты зачисляются на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы преддипломной практики.
Преддипломная практика в объеме 4 недели проводится непрерывно после освоения учебной практики и практики по профилю специальности.
19

Аттестация по итогам производственной практики проводится на основании результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
Общий объем каникулярного времени в учебном году составляет на 1 и 3 курсах - 11 недель, на 2 курсе 10 недель, 4 курсе – 2 недели, в том числе по две недели в зимний период.
Формирование вариативной части образовательной программы
В соответствии с ФГОС СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах, вариативная часть
циклов образовательной программы составляет 1404 часа, в том числе 936 часов обязательных
учебных занятий.
Объем времени, отведенный на вариативную часть циклов образовательной программы,
используется на углубленное изучение дисциплин и профессиональных модулей инвариантной
части, а так же на введение других дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности колледжа:
Часы вариативной части распределились следующим образом:
1)
428 аудиторных часа на увеличение объема времени, отведенного на изучение дисциплин и модулей обязательной части:
- учебный цикл М и ОЕН дисциплин - на 100 аудиторных часов;
- профессиональный цикл:
общепрофессиональные дисциплины на 2 часа,
профессиональные модули – на 326 часов.
2)
68 аудиторных часов на введение дополнительных дисциплин:
- в цикле ОГСЭ дисциплин - ОГСЭ.06 Основы финансовой грамотности -36 часов.
- в цикле М и ЕН дисциплин - ЕН.03.Экологические основы природопользования – 32 часа;
3) на введение дополнительного профессионального модуля ПМ.05 Преподавание иностранного языка в начальных классах – 440 аудиторных часов.
Наименование дисциплин с увеличением объема времени
за счет вариативной части
ЕН.01 Математика
ЕН.02 Информатика и информационно-коммуникационные
технологии в профессиональной деятельности
ОП.04 Правовое обеспечение профессиональной деятельности
МДК.01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах
Русский язык с методикой преподавания
Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания
Естествознание с методикой преподавания
Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом
Теория и методика физического воспитания с практикумом
Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
МДК.02.01 Основы организации внеурочной работы в области русского языка, математики, естествознания, физкультурно-оздоровительной деятельности, музыкального воспитания и продуктивных видов деятельности
МДК.03.01 Теоретические и методологические основы деятельности классного
руководителя
МДК.04.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя
начальных классов

Количество
часов
16
84
2
56
75
26
91
24
24
2
0
8

10
10

20

Новые образовательные результаты (знания, умения, практический опыт, общие и
профессиональные компетенции) вариативной составляющей определены в программах учебной
дисциплины: ОГСЭ.06 Основы финансовой грамотности, ЕН.03. Экологические основы
природопользования, профессионального модуля: ПМ.05 Преподавание иностранного языка в
начальных классах.
Практикоориентированность образовательной программы составляет 55 %, при норме 50—
60% для образовательной программы СПО углубленной подготовки.
Порядок аттестации обучающихся
Текущий контроль планируется проводить по изученным дидактическим единицам знаний,
группе дидактических единиц знаний, имеющих междидактические связи, по изученным темам
дисциплин и МДК. Формами проведения текущего контроля могут быть: опрос, контрольные
работы (письменные, тестовые и др.), экспертная оценка выполнения самостоятельной работы с
применением активных и интерактивных форм. Текущий контроль проводится за счет времени
обязательной учебной нагрузки.
Промежуточная аттестация планируется для оценки уровня освоения дисциплин и уровня
формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Формы проведения промежуточной аттестации определены в соответствии с Разъяснениями по формированию учебного плана основной профессиональной образовательной программы
начального профессионального образования / среднего профессионального образования.
В учебном плане установлены следующие формы проведения промежуточной аттестации:
1) С учетом времени на промежуточную аттестацию: экзамены по дисциплинам, МДК ,
экзамену (квалификационному) по ПМ.
2) Без учета времени на промежуточную аттестацию: зачеты по дисциплинам, дифференцированные зачеты по дисциплинам, учебной практике (УП), производственной практике (по
профилю специальности) (ПП), курсовой работе.
На промежуточную аттестацию (экзамены) отводится 5 недель. В течение учебного года
предусмотрено еѐ рассредоточенное проведение: аттестация проводится как после окончания освоения соответствующих программ дисциплин и профессиональных модулей, так и в период экзаменационных сессий, установленных календарным учебным графиком. Промежуточная аттестация в форме экзамена проводится в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки.
Дифференцированные зачеты по УП и ПП проводятся за счет объема времени, отведенного
на УП и ПП.
Зачеты и дифференцированные зачеты по дисциплине, курсовой работе проводятся за счет
объема времени, отводимого на их изучение.
В семестрах, где не предусмотрена промежуточная аттестация по дисциплинам или МДК,
используются текущие формы контроля, результат которых учитывается в промежуточной аттестации по окончании освоения дисциплины или профессионального модуля; при этом могут использоваться рейтинговые и (или) накопительные системы оценивания.
Экзамен (квалификационный) проводится после освоения программы модуля и представляет процедуру независимой оценки результатов обучения с участием работодателей – носителей
профессионального контекста. Расписание консультаций и экзаменов по профессиональным модулям согласовывается с работодателем. Экзамен (квалификационный) проверяет готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у
него компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам освоения ООП» ФГОС
СПО. Итогом экзамена (квалификационного) является оценка освоения вида профессиональной
21

деятельности. Оценка заносится в ведомость, зачетную книжку студента и в выписку к диплому
выпускника.
По специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах колледж участвует в Пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия
Министерства образования Саратовской области как возможной форме проведения промежуточной
аттестации по компетенции Преподавание в младших классах.
Промежуточная аттестация в форме демонстрационного экзамена проводится по ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования в сроки, установленные учебным планом основной образовательной программы на основе заявлений студентов в количестве 12 обучающихся.

Государственная итоговая аттестация (ГИА) согласно ФГОС СПО 44.02.02 Преподавание в
начальных классах углубленной подготовки проводится в форме выпускной квалификационной
работы.
На подготовку выпускной квалификационной работы отводится 4 недели; на защиту – 2 недели. Всего 6 недель.
Порядок проведения ГИА определен положением колледжа «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО», составленным в соответствии с приказом Минобрнауки России от 16.08.2013г.№968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования».
Порядок выполнения и защиты выпускной квалификационной работы определен в
положении « О выпускной квалификационной работе студента ГАПОУ СО «ЭКПТ»».
4.2. Календарный учебный график (Приложение 2)
Ежегодно на начало учебного года, учебной частью и методическим отделом, разрабатываются календарные учебные графики на текущий учебный год с учетом распределения учебной
нагрузки преподавателей и занятости учебных лабораторий. Календарный график на текущий
учебный год утверждается директором колледжа.
4.3. Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей учебной,
производственной (по профилю специальности), производственной (преддипломной) (Приложение 3)
Требования к структуре, содержанию, оформлению и утверждению рабочих программ
учебных дисциплин и профессиональных модулей в колледже установлены локальными актами –
Положение о разработке рабочих программ/ профессиональных модулей, Методическими рекомендациями по разработке рабочей программы учебной дисциплины, Методическими рекомендациями по разработке рабочей программы профессионального модуля, принятых на Совете колледжа и утвержденных директором.
Рабочие программы учебных дисциплин общеобразовательного цикла разработаны самостоятельно преподавателями на основе примерных программ, предназначенных для реализации
ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего, имеющих заключение Экспертного совета ФГАУ «ФИРО» от 21.07.2015 г.
Рабочие программы общих гуманитарных и социально – экономических, математических и
естественнонаучных, общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей, учебной и
производственной (по профилю специальности и преддипломной) практик, разработаны самостоятельно преподавателями на основе ФГОС СПО.
22

Рабочие программы рассмотрены на заседании соответствующей ЦМК, приняты Методическом совете колледжа, утверждены директором колледжа
4.4. Контрольно-оценочные средства учебных дисциплин и профессиональных модулей по текущей и промежуточной аттестации (Приложение 4).
Контрольно-измерительные материалы по общеобразовательным дисциплинам и контрольно-оценочные средства по учебным дисциплинам и профессиональным модулям программы СПО
разработаны преподавателями колледжа в соответствии с Положением «О формировании фонда
оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся», «Методических рекомендаций для преподавателей по формированию комплектов
контрольно-оценочных средств для оценки освоения учебных дисциплин/профессиональных модулей»
4.5.Программа итоговой аттестации студентов (Приложение 5).
Программа государственной итоговой аттестации по ППССЗ 44.02.02 Преподавание в начальных классах разрабатывается ЦМК по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных
классах и принимается на заседании педагогического совета в присутствии председателя ГЭК,
ежегодно, не позднее, чем за 6 месяцев до выхода студентов на преддипломную практику.
Требования к структуре и содержанию программы ГИА определены Положением «О организации и проведению государственной итоговой аттестации выпускников по образовательным
программам СПО», разработанном на основе Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.08.2013 г. №968.
Государственная итоговая аттестация по ППССЗ 44.02.02 Преподавание в начальных классах включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа). При
разработке тематики ВКР соблюдается требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Программа государственной итоговой аттестации согласовываются с работодателем

23

5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ППССЗ
5.1. Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной деятельности,
профессиональных и общих компетенций
Оценка качества освоения ППССЗ включает входной, текущий контроль успеваемости,
промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся
Текущий контроль планируется проводить по изученным дидактическим единицам знаний,
группе дидактических единиц знаний, имеющих междидактические связи, по изученным темам
дисциплин и МДК. Формами проведения текущего контроля могут быть: опрос, контрольные
работы (письменные, тестовые и др.), экспертная оценка выполнения самостоятельной работы с
применением активных и интерактивных форм. Текущий контроль проводится за счет времени
обязательной учебной нагрузки.
Промежуточная аттестация планируется для оценки уровня освоения дисциплин и уровня
формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Формы проведения промежуточной аттестации определены в соответствии с Разъяснениями по формированию учебного плана основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования.
В учебном плане установлены следующие формы проведения промежуточной аттестации:
с учетом времени на промежуточную аттестацию: экзамены по дисциплинам, МДК, экзамен (квалификационный) по ПМ.
без учета времени на промежуточную аттестацию: зачеты по дисциплинам, дифференцированные зачеты по дисциплинам, учебной практике (УП), производственной (ПП) практике (по
профилю специальности, преддипломной), курсовой работе.
На промежуточную аттестацию (экзамены) отводится 5 недель. В течение учебного года
предусмотрено еѐ рассредоточенное проведение: аттестация проводится как после окончания освоения соответствующих программ дисциплин и профессиональных модулей, так и в период экзаменационных сессий, установленных календарным учебным графиком. Промежуточная аттестация в форме экзамена проводится в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки.
Дифференцированные зачеты по УП и ПП проводятся за счет объема времени, отведенного
на УП и ПП.
Зачеты и дифференцированные зачеты по дисциплине, курсовой работе проводятся за счет
объема времени, отводимого на их изучение.
В семестрах, где не предусмотрена промежуточная аттестация по дисциплинам или МДК,
используются текущие формы контроля, результат которых учитывается в промежуточной аттестации по окончании освоения дисциплины или профессионального модуля; при этом могут использоваться рейтинговые и (или) накопительные системы оценивания.
Экзамен (квалификационный) проводится после освоения программы модуля и представляет процедуру независимой оценки результатов обучения с участием работодателей – носителей
профессионального контекста. Расписание консультаций и экзаменов по профессиональным модулям согласовывается с работодателем. Экзамен (квалификационный) проверяет готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у
него компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам освоения ООП» ФГОС
СПО. Итогом экзамена (квалификационного) является решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен» с выставлением дифференцированной оценки в ведомость. В зачетной
книжке и в выписке к диплому проставляется оценка.
Для промежуточной аттестации обучающихся по учебным дисциплинам (МДК) в качестве
внешних экспертов привлекаются преподаватели смежных дисциплин.
24

Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по
профессиональным модулям к условиям их профессиональной деятельности в качестве экспертов
привлекаются работодатели.
Комплекты оценочных средств для промежуточной аттестации по учебным дисциплинам,
МДК в составе профессиональных модулей разрабатывают преподаватели колледжа.
Программа государственной итоговой аттестации согласовываются с работодателем.
5.2. Организация государственной итоговой аттестации
Государственная итоговая аттестация выпускника является обязательной и осуществляется
после успешного освоения ППССЗ в полном объеме.
Целью государственной итоговой аттестации является установление соответствия уровня и
качества профессиональной подготовки выпускника требованиям федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Необходимым условием допуска к государственной итоговой аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимися компетенций при изучении
теоретического материала и прохождения практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. Выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики в
форме Портфолио студента.
Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломной работы).
Сроки проведения итоговой государственной аттестации определяются учебным планом:
- подготовка к государственной итоговой аттестации – 4 недели;
- государственная итоговая аттестация - 2 недели.
Порядок, сроки формирования ГЭК, требования к председателю, составу и членам ГЭК,
основания допуска к ГИА, порядок организации и проведения, требования к структуре и оформлению ВКР, критерии оценки установлены в соответствии с Положением « О организации и
проведению государственной итоговой аттестации выпускников по образовательным программам
СПО»,. разработанном на основе Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.08.2013 г. №968 и Программой
ГИА по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
5.3. Требования к ВКР
Выпускная квалификационная работа является основным обязательным видом аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение по основной, профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования.
Выпускная квалификационная работа по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных
классах выполняется в форме дипломной работы по темам, имеющим профессиональную направленность, актуальность и практическую значимость в соответствии с Положением по организации
выполнения и защиты выпускной квалификационной работы студента ГАПОУ СО «ЭКПТ», осваивающего образовательную программу среднего профессионального образования по программе
подготовки специалистов среднего звена.

25

Структура и содержание выпускной квалификационной работы определяются в зависимости от темы, и как правило, включают в себя: титульный лист, лист содержания, введение; основную часть; заключение; список использованных источников; приложения.
- Введение - обосновывается актуальность и практическая значимость выбранной темы,
формулируются цели и задачи, объект и предмет ВКР, круг рассматриваемых проблем; объем введения должен быть в пределах 4-5 страниц.
- Основная часть - включает главы в соответствии с логической структурой изложения,
название главы не должно дублировать название темы, формулировки должны быть лаконичными
и отражать суть главы .
Основная часть ВКР должна содержать, как правило, две главы.
Первая глава посвящается теоретическим аспектам изучаемого объекта и предмета ВКР. В
ней содержится обзор используемых источников информации, нормативной базы по теме ВКР. В
этой главе могут найти место статистические данные, построенные в таблицы и графики.
Вторая глава посвящается анализу практического материала, полученного во время производственной практики (преддипломной), в ней содержится:
- анализ конкретного материала по избранной теме;
- описание выявленных проблем и тенденций развития объекта и предмета изучения на основе анализа конкретного материала по избранной теме;
- описание способов решения выявленных проблем.
В ходе анализа могут использоваться аналитические таблицы, расчеты, формулы, схемы, диаграммы и графики.
Заключение содержит выводы и предложения с их кратким обоснованием в соответствии с
поставленной целью и задачами, раскрывает значимость полученных результатов. Заключение не
должно составлять более 5 страниц текста.
Конкретная структура и содержание дипломной работы определяется ЦМК по специальности в зависимости от темы, определяется в Методических рекомендациях для студентов по выполнению выпускной квалификационной работы (дипломной работы) специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Более подробно раскрыто содержание ВКР в « Методических рекомендациях для студентов
по выполнению дипломной работы специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах».
Оформление дипломной работы должно соответствовать « Требованиям ГАПОУ СО «ЭКПТ»
к оформлению выпускных квалификационных работ».

26



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.