ОГСЭ.05 Физическая культура

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………….

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………….

14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………….

16

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 «Физическая культура»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 «Физическая культура» является
частью основной образовательной программы углубленной подготовки в соответствии с ФГОС
СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, укрупненная группа
специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими
образовательными учреждениями среднего профессионального образования (в дополнительном
образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО).
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
ОГСЭ.05 «Физическая культура» входит в состав ОГСЭ.00 Общего гуманитарного и
социально – экономического учебного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

 использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья,
достижения жизненных и профессиональных целей;

 выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной
(лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы
упражнений атлетической гимнастики;

 выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
 проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;
 преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием
разнообразных способов передвижения;

 выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
 осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий
физической культурой;

 выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом
по легкой атлетике, гимнастике, плаванию и лыжам при соответствующей тренировке,с учетом
состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

 повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
 подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах
Российской Федерации;

 организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха,
участия в массовых спортивных соревнованиях;

 активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном
развитии человека;
- основы здорового образа жизни;

 влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья,
профилактику профессиональных
продолжительности жизни;

заболеваний,

вредных

привычек

и

увеличение

 способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической
подготовленности;

 правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими
упражнениями различной направленности.
В процессе освоения учебной дисциплины у обучающегося формируются общие и
профессиональные компетенции:
Шифр
Наименование компетенций
компетенций
ОК.01
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.02
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.03
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК.04
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК.05
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК.06
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК.07
Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК.08
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК.09
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
ОК 10
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.
ПК 1.1
Определять цели и задачи, планировать уроки
ПК 1.2
Проводить уроки
ПК 2.1
Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать
внеурочные занятия.
ПК 2.2
Проводить внеурочные занятия. Вести документацию, обеспечивающую
организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.
ПК 3.2
Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу
ПК 3.3
Проводить внеклассные мероприятия
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающихся - 344 часа, в том числе:
5

аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) - 172 часа;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося – 172 часа;
1.5. Перечень используемых методов обучения
Пассивные: письменные домашние работы; консультации студентов.
Активные и интерактивные: строго регламентированного физического упражнения;
игровой; соревновательный; практические задания.

6

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
Внеаудиторная (самостоятельная) работа организуется в форме занятий в
секциях по видам спорта, группах ОФП, не менее 2 часов в неделю. Проверка эффективности данного вида самостоятельной работы организуется
в виде анализа результатов выступления на соревнованиях или сравнительных данных начального и конечного тестирования, демонстрирующих прирост в уровне развития физических качеств.

Объем часов
344
172
170
не предусмотрено
172
не предусмотрено
172

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05 «Физическая
культура»
Содержание учебного материала,
Объем Уровень
лабораторные работы и практические занятия,
часов освоения
самостоятельная работа обучающихся
1
2
3
4
Раздел 1. Научно-методические основы формирования физической культуры
22
личности
Тема 1.1.
Содержание учебного практического материала
Общекультур1 Физическая культура и спорт как социальные явления,
2,3
ное и социалькак явления культуры. Физическая культура личности
ное
значение
человека, физическое развитие, физическое воспитание,
физической
физическая
подготовка
и
подготовленность,
культуры. Здосамовоспитание. Сущность и ценности физической
ровый
образ
культуры. Влияние занятий физическими упражнениями на
жизни
достижение человеком жизненного успеха. Дисциплина
«Физическая
культура»
в
системе
среднего
профессионального образования.
2 Социально-биологические
основы
физической
культуры.
Характеристика изменений, происходящих в организме
человека под воздействием выполнения физических
упражнений, в процессе регулярных занятий. Эффекты
физических упражнений. Нагрузка и отдых в процессе
выполнения упражнений. Характеристика некоторых
состояний организма: разминка, врабатывание, утомление,
восстановление.
Влияние
занятий
физическими
упражнениями на функциональные возможности человека,
умственную
и
физическую
работоспособность,
Наименование
разделов и тем

7

адаптационные возможности человека.
3 Основы здорового образа и стиля жизни.
Здоровье человека как ценность и как фактор достижения
жизненного
успеха.
Совокупность
факторов,
определяющих состояние здоровья. Роль регулярных
занятий физическими упражнениями в формировании и
поддержании здоровья. Компоненты здорового образа
жизни. Роль и место физической культуры и спорта в
формировании здорового образа и стиля жизни.
Двигательная активность человека, еѐ влияние на основные
органы и системы организма. Норма двигательной
активности, гиподинамия и гипокинезия. Оценка
двигательной активности человека и формирование
оптимальной двигательной активности в зависимости от
образа жизни человека. Формы занятий физическими
упражнениями в режиме дня и их влияние на здоровье.
Коррекция индивидуальных нарушений здоровья, в том
числе, возникающих в процессе профессиональной
деятельности, средствами физического воспитания.
Пропорции тела, коррекция массы тела средствами
физического воспитания.
Практические занятия:
1. Выполнение комплексов дыхательных упражнений.
2. Выполнение комплексов утренней гимнастики.
3. Выполнение комплексов упражнений для глаз.
4. Выполнение комплексов упражнений по формированию
осанки.
5. Выполнение комплексов упражнений для снижения массы
тела.
6. Выполнение комплексов упражнений для наращивания
массы тела.
7. Выполнение комплексов упражнений по профилактике
плоскостопия.
8.
Выполнение комплексов упражнений при сутулости,
нарушением осанки в грудном и поясничном отделах,
упражнений для укрепления мышечного корсета, для
укрепления мышц брюшного пресса.
9. Проведение студентами самостоятельно подготовленных
комплексов упражнений, направленных на укрепление здоровья
и профилактику нарушений работы органов и систем
организма.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Выполнение
комплексов
утренней
гигиенической
гимнастики и комплексов дыхательных упражнений.
2. Выполнение комплексов упражнений по формированию
осанки.
3. Выполнение комплексов упражнений для снижения массы
тела.
4. Выполнение комплексов упражнений для наращивания массы
тела.
5. Выполнение комплексов упражнений по профилактике
плоскостопия.
6. Выполнение комплексов упражнений при сутулости,
нарушением осанки в грудном и поясничном отделах,
упражнений для укрепления мышечного корсета, для
укрепления мышц брюшного пресса.
8

10
2
2

3
3

2

3

2

3

2

3

12
2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

7. Соблюдение оптимальных режимов суточной двигательной
активности на основе выполнения физических упражнений.
Раздел 2. Учебно-практические основы формирования физической культуры
личности
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Общая физиче- 1 Теоретические сведения
ская подготовФизические качества и способности человека и основы мека
тодики их воспитания. Средства, методы, принципы воспитания быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей. Возрастная динамика развития физических качеств и способностей. Взаимосвязь в развитии
физических качеств и возможности направленного воспитания отдельных качеств. Особенности физической и функциональной подготовленности.
2 Двигательные действия. Построения, перестроения, различные виды ходьбы, комплексы обще развивающих упражнений, в том числе, в парах, с предметами. Подвижные игры.
Практические занятия:
1. Выполнение построений, перестроений, строевых упражнений
2. Выполнение различных видов ходьбы, беговых и прыжковых упражнений
3. Выполнение различных комплексов общеразвивающих упражнений, в том числе, в парах, с предметами
4. Комплексы упражнений вводной и производственной
гимнастики
5.Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с
партнером, упражнения с гантелями, с набивными мячами,
упражнения с мячом, обручем
6. Принципы подбора упражнений, способствующих снятию
утомления и поддерживанию высокой работоспособности.
Составление и практическое выполнение комплексов
упражнений индивидуально и с группой
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
Выполнение
построений,
перестроений,
строевых
упражнений
2. Тренировка различных видов ходьбы, беговых и прыжковых
упражнений
3. Повторение различных комплексов общеразвивающих
упражнений, в том числе, в парах, с предметами
4. Выполнение комплексов упражнений вводной и
производственной гимнастики
5. Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с
партнером, упражнения с гантелями, с набивными мячами,
упражнения с мячом, обручем
Тема 2.2. Лѐг- Содержание учебного материала
кая атлетика
1 Техника бега на короткие, средние и длинные дистанции, бега по прямой и виражу, на стадионе и пересечѐнной местности, высокого и низкого старта. Эстафетный бег. Техника
спортивной ходьбы. Прыжки в длину. Метание гранат на
дальность.
Практические занятия:
1.
На каждом занятии планируется решение задачи по
разучиванию, закреплению и совершенствованию техники
двигательных действий.
2. На каждом занятии планируется сообщение теоретических
9

232

2,3

12
2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10
2

3
3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

22

3

сведений, предусмотренных настоящей программой.
3. На каждом занятии планируется решение задач по
сопряжѐнному
воспитанию
двигательных
качеств
и
способностей:
-воспитание быстроты в процессе занятий лѐгкой атлетикой
-воспитание скоростно-силовых качеств в процессе занятий
лѐгкой атлетикой
-воспитание выносливости в процессе занятий лѐгкой атлетикой
-воспитание координации движений в процессе занятий лѐгкой
атлетикой
1. Техника бега на короткие дистанции
2. Техника низкого старта и высокого старта
3. Техника бега по дистанции и финиширования
4. Техника бега по дистанции
5. Техника и тактика бега на длинные дистанции
6. Техника эстафетного бега
7. Техника бега по виражу
8. Техника метания гранаты на дальность
9. Техника прыжков в длину с разбега
Самостоятельная работа обучающихся:
Закрепление и совершенствование техники изучаемых
двигательных действий в процессе самостоятельных занятий.
Совершенствование скоростных качеств, пробегание отрезков
дистанции в заданном темпе, отработка прыжковой техники,
техники метания.
Тренировки для развития быстроты бега и общей выносливости.
Тренировка учебных нормативов и норм ГТО.
1. Совершенствование техники бега на короткие дистанции,
тренировка быстроты бега
2. Совершенствование техники низкого старта и высокого старта
3. Совершенствование техники бега по дистанции и финиширования
4. Совершенствование техники бега по дистанции в целом
5. Совершенствование техники и тактики бега на длинные дистанции, тренировка общей и специальной выносливости
6. Совершенствование техники эстафетного бега
7. Совершенствование техники бега по виражу
8. Совершенствование техники метания гранаты на дальность
9. Совершенствование техники прыжков в длину с разбега
Тема 2.3. Спор- Содержание учебного материала
тивные игры
1 Баскетбол
Перемещения по площадке. Ведение мяча. Передачи мяча:
двумя руками от груди, с отскоком от пола, одной рукой от
плеча, снизу, сбоку. Ловля мяча: двумя руками на уровне
груди, «высокого мяча», с отскоком от пола. Броски мяча по
кольцу с места, в движении. Тактика игры в нападении. Индивидуальные действия игрока без мяча и с мячом, групповые и командные действия игроков. Тактика игры в защите в
баскетболе. Групповые и командные действия игроков. Двусторонняя игра.
2 Волейбол
Стойки в волейболе. Перемещение по площадке. Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая, верхняя
боковая. Приѐм мяча. Передачи мяча. Нападающие удары.
10

2
2
2
2
6
2
2
2
2
22

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

2

3

2

3

2

3

2
6

3
3

2
2
2
2

3
3
3
3
2,3

Блокирование нападающего удара. Страховка у сетки. Расстановка игроков. Тактика игры в защите, в нападении. Индивидуальные действия игроков с мячом, без мяча. Групповые и командные действия игроков. Взаимодействие игроков.
Учебная игра
3 Бадминтон
Способы хватки ракетки, игровые стойки, передвижения по
площадке, жонглирование воланом. Удары: сверху правой и
левой сторонами ракетки, удары снизу и сбоку слева и справа, подрезкой справа и слева. Подачи в бадминтоне: снизу и
сбоку. Приѐма волана. Тактика игры в бадминтон. Особенности тактических действий спортсменов, выступающих в одиночном и парном разряде. Защитные, контратакующие и нападающие тактические действия. Тактика парных встреч: подачи, передвижения, взаимодействие игроков. Двусторонняя
игра.
4 Настольный теннис
Стойки игрока. Способы держания ракетки: горизонтальная
хватка, вертикальная хватка. Передвижения: бесшажные, шаги, прыжки, рывки. Технические приѐмы: подача, подрезка,
срезка, накат, поставка, топ-спин, топс-удар, сеча. Тактика
игры, стили игры. Тактические комбинации. Тактика одиночной и парной игры. Двусторонняя игра.
Практические занятия:
1. На каждом занятии планируется решение задачи по
разучиванию, закреплению и совершенствованию техники
двигательных действий, технико-тактических приѐмов игры.
2. На каждом занятии планируется сообщение теоретических
сведений, предусмотренных настоящей программой.
3. На каждом занятии планируется решение задач по
сопряжѐнному
воспитанию
двигательных
качеств
и
способностей:
-воспитание быстроты в процессе занятий спортивными играми.
-воспитание скоростно-силовых качеств в процессе занятий
спортивными играми.
-воспитание выносливости в процессе занятий спортивными
играми.
-воспитание координации движений в процессе занятий
спортивными играми.
4. В зависимости от задач занятия проводятся тренировочные
игры, двусторонние игры на счѐт.
5. После изучение техники отдельного элемента проводится
выполнение контрольных нормативов по элементам техники
спортивных игр, технико-тактических приѐмов игры.
6. В процессе занятий по спортивным играм каждым студентом
проводится самостоятельная разработка и проведение занятия
или фрагмента занятия по изучаемым спортивным играм.

44

3

1. Баскетбол. Техника игры в защите
2. Ведение мяча, передачи: верхняя, с отскоком от пола, от груди
3.Техника бросков, выбивание мяча, подбор

2
2
2

3
3
3

4.Техника игры в нападении

2

3

5.Техника и тактика игры в баскетбол. Двусторонняя игра

4

3

2

3

6 Контрольная игра
11

7.Волейбол. Техника приема мяча: верхний прием, нижний прием, передача мяча

2

3

8.Техника подачи: силовой, планирующей

2

3

9.Тактика игры в защите

2

3

10.Тактика игры в нападении

2

3

11.Техника и тактика игры в волейбол. Двусторонняя игра

4

3

12.Контрольная игра

2

3

13.Настольный теннис. Техника игры в нападении

2

3

14.Техника игры в защите
15.Техника и тактика игры в настольный теннис. Двусторонняя
игра
16.Контрольные спарринг игры

2
2

3
3

2

3

17.Бадминтон. Техника игры в нападении

2

3

18.Техника игры в защите

2

3

19.Техника и тактика игры в бадминтон. Двусторонняя игра

2

3

20.Контрольные спарринг игры

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:
1.Тренировка баскетбольных игровых упражнений, отработка
бросков с различных дистанций, совершенствование техники
ведения, передачи и ловли мяча различными способами. Тренировочные игры. Совершенствование техники и тактики спортивных игр в процессе самостоятельных занятий. Участие в тренировочных занятиях спортивных секций по баскетболу.
2. Тренировка волейбольных игровых упражнений, отработка
подачи, приема мяча различными способами. Совершенствование техники игры. Тренировочные игры. Участие в тренировочных занятиях спортивных секций по волейболу.
3. Совершенствование техники игры в настольный теннис. Тренировка подачи, приема мяча, игры в нападении и защите. Тренировочные игры.
4. Совершенствование техники игры в бадминтон. Отработка
техники подачи, игры в нападении и защите. Тренировочные игры.
1. Совершенствование техники игры в защите
2. Совершенствование техникиведения мяча, передачи: верхняя, с
отскоком от пола, от груди
3. Совершенствование техники бросков, выбивание мяча, подбор
4. Совершенствование техники игры в нападении
5. Совершенствование техники и тактики игры в баскетбол
6. Совершенствование техники и тактики игры в баскетбол
7. Совершенствование техники и тактики игры в баскетбол
8. Совершенствование техники приема мяча: верхний прием,
нижний прием, передача мяча
12

42

2
2

3
3

2
2
2
2
2
2

3
3
3
3
3
3

9. Совершенствование техники подачи: силовой, планирующей
10. Совершенствование техники игры в защите
11. Совершенствование техники игры в нападении
12. Совершенствование техники и тактики игры в волейбол
13. Совершенствование техники и тактики игры в волейбол
14. Совершенствование техники и тактики игры в волейбол
15. Совершенствование техники игры в защите в настольном теннисе
16. Совершенствование техники игры в защите
17. Совершенствование техники и тактики игры в настольный
теннис
18. Совершенствование техники и тактики игры в настольный
теннис
19. Совершенствование техники игры в нападении в бадминтон.
20. Совершенствование техники игры в защите
21. Совершенствование техники и тактика игры в бадминтон
Тема 2.4. Аэро- Содержание учебного материала
бика (девушки) 1 Основные виды перемещений. Базовые шаги, движения руками, базовые шаги с движениями руками.
2 Техника выполнения движений в степ-аэробике.
3 Техника выполнения движений в фитбол-аэробике.
4 Техника выполнения движений в шейпинге.
5 Техника выполнения движений в пилатесе.
6 Техника выполнения движений в стретчинг-аэробике.
7 Методы регулирования нагрузки в ходе занятий аэробикой.
Специальные комплексы развития гибкости и их использование в процессе физкультурных занятий.
Практические занятия:
1. На каждом занятии планируется решение задачи по
разучиванию, закреплению и совершенствованию техники
выполнения отдельных элементов и их комбинаций
2. На каждом занятии планируется сообщение теоретических
сведений, предусмотренных настоящей программой.
3. На каждом занятии планируется решение задач по
сопряжѐнному
воспитанию
двигательных
качеств
и
способностей:
-воспитание выносливости в процессе занятий избранными
видами аэробики.
-воспитание координации движений в процессе занятий.
4. На каждом занятии выполняется разученная комбинация
аэробики различной интенсивности, продолжительности,
преимущественной направленности.
5. Каждым студентом обязательно проводится самостоятельная
разработка содержания и проведение занятия или фрагмента
занятия по изучаемому виду (видам) аэробики.
1.Основные виды перемещений. Базовые шаги, движения
руками, базовые шаги с движениями руками.
2.Техника выполнения движений в степ-аэробике: общая
характеристика степ-аэробики, различные положения и виды
платформ. Основные исходные положения. Движения ногами и
руками в различных видах степ-аэробики.
3.Техника выполнения движений в фитбол-аэробике: общая
характеристика фитбол-аэробики, исходные положения,
упражнения различной направленности.
4.Техника выполнения движений в шейпинге: общая
характеристика
шейпинга,
основные
средства,
виды
13

2
2
2
2
2
2
2

3
3
3
3
3
3
3

2
2

3
3

2

3

2
2
2

3
3
3

22

3

2

3

2

3

4

3

4

3

упражнений.
5.Техника выполнения движений в пилатесе: общая
характеристика пилатеса, виды упражнений.
6.Техника выполнения движений в стретчинг-аэробике: общая
характеристика стретчинга, положение тела, различные позы,
сокращение мышц, дыхание. Соединения и комбинации:
линейной прогрессии, от "головы" к "хвосту", "зигзаг",
"сложения", "блок-метод"
7.Методы регулирования нагрузки в ходе занятий аэробикой.
Специальные комплексы развития гибкости и их использование
в процессе физкультурных занятий.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Выполнение изучаемых двигательных действий, связок, комбинаций, комплексов в процессе самостоятельных занятий.
2. Разучивание, закрепление и совершенствование техники выполнения отдельных элементов и их комбинаций.
3. Воспитание выносливости в процессе занятий избранными
видами аэробики.
4. Воспитание координации движений в процессе занятий.
5. Разработка содержания и проведение занятия или фрагмента
занятия по изучаемому виду (видам) аэробики.
1. Совершенствование техники основных видов перемещений
2. Совершенствование техники базовых шагов с движениями
руками
3. Совершенствование техники выполнения движений в степаэробике
4. Совершенствование техники движений ногами и руками в
различных видах степ-аэробики
5. Совершенствование техники выполнения движений в
фитбол-аэробике
6. Совершенствование техники выполнения движений в
шейпинге
7. Совершенствование техники выполнения движений в
пилатесе
8. Совершенствование техники выполнения движений в
стретчинг-аэробике
9. Совершенствование техники специальных комплексов
развития гибкости
Тема 2.5. Лыж- Содержание учебного материала
ная подготовка 1 Лыжная
подготовка
Одновременные
бесшажный,
одношажный,
двухшажный
классический
ход
и
попеременные лыжные ходы. Полуконьковый и коньковый
ход. Передвижение по пересечѐнной местности. Повороты,
торможения, прохождение спусков, подъемов и неровностей
в лыжном спорте. Прохождение дистанций до 5 км
(девушки), до 10 км (юноши).
2 Кроссовая подготовка.
Бег по стадиону. Бег по пересечѐнной местности до 5 км.
Практические занятия:
1. На каждом занятии планируется решение задачи по
разучиванию, закреплению и совершенствованию основных
элементов техники изучаемого вида спорта.
2. На каждом занятии планируется сообщение теоретических
сведений, предусмотренных настоящей программой.
3.
На каждом занятии планируется решение задач по
сопряжѐнному
воспитанию
двигательных
качеств
и
способностей на основе использования средств изучаемого вида
14

4

3

4

3

2

3

18

3

2
2

3
3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2,3

16

3

спорта:
-воспитание выносливости в процессе занятий изучаемым
видом спорта;
- воспитание координации движений в процессе занятий
изучаемым видом спорта;
- воспитание скоростно-силовых способностей в процессе
занятий изучаемым видом спорта;
- воспитание гибкости в процессе занятий изучаемым видом
спорта.
4.
Каждым
студентом
обязательно
проводится
самостоятельная разработка содержания и проведение занятия
или фрагмента занятия по изучаемому виду спорта.
1.Техника передвижения одновременным бесшажным и одношажным классическим ходом
2.Техника передвижения двухшажным классическим лыжным
ходом
3.Техника передвижения попеременным классическим лыжным
ходом
4.Техника передвижения полуконьковым и коньковым ходом
5.Техника торможения и поворотов
6.Техника подъемов и спусков
7.Техника передвижения по пересечѐнной местности
8.Лыжная гонка на 5 км
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Совершенствование техники передвижения одновременным
бесшажным и одношажным классическим ходом
2. Совершенствование техники передвижения двухшажным
классическим лыжным ходом
3. Совершенствование техники передвижения попеременным
классическим лыжным ходом
4. Совершенствование техники передвижения попеременным
классическим лыжным ходом
5. Совершенствование техники передвижения полуконьковым и
коньковым ходом
6. Совершенствование техники передвижения полуконьковым и
коньковым ходом
7. Совершенствование техники торможения и поворотов
8. Совершенствование техники подъемов и спусков
9. Совершенствование техники выполнения лыжной гонки на 3
км
10. Совершенствование техники выполнения лыжной гонки на 3
км
11. Совершенствование техники выполнения лыжной гонки на 5
км
12. Совершенствование техники выполнения лыжной гонки на 5
км
Раздел 3. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)
Тема 3.1. Сущ- Содержание учебного материала
ность и содер1 Значение психофизической подготовки человека к
жание ППФП в
профессиональной деятельности. Социально-экономическая
достижении
обусловленность необходимости подготовки человека к
высоких пропрофессиональной деятельности.
фессиональных 2 Основные
факторы
и
дополнительные
факторы,
результатов
определяющие конкретное содержание ППФП студентов с
учѐтом
специфики
будущей
профессиональной
деятельности.
15

2

3

2

3

2

3

2
2
2
2
2
24
2

3
3
3
3
3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2
2
2

3
3
3

2

3

2

3

2

3

3

90
2,3

3 Цели и задачи ППФП с учѐтом специфики будущей
профессиональной деятельности. Профессиональные риски,
обусловленные
спецификой
труда.
Анализ
профессиограммы.
4 Средства,
методы
и
методика
формирования
профессионально значимых двигательных умений и
навыков.
5 Средства,
методы
и
методика
формирования
профессионально значимых физических и психических
свойств и качеств.
6 Средства, методы и методика формирования устойчивости к
профессиональным заболеваниям.
7 Прикладные виды спорта. Прикладные умения и навыки.
Оценка эффективности ППФП.
Практические занятия:
1. Разучивание,
закрепление
и
совершенствование
профессионально значимых двигательных действий.
2. Формирование профессионально значимых физических
качеств.
3. Самостоятельное
проведение
студентом
комплексов
профессионально-прикладной физической культуры в режиме
дня специалиста.

1. Выполнение комплексов утренней физической зарядки
2. Выполнение комплексов производственной гимнастики
3. Основы методики самостоятельных занятий физическими
упражнениями
4. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии
оценки
5. Средства
физической
культуры
в
регулировании
работоспособности.
6. Физическая культура в профессиональной деятельности
специалиста
7. Методика составления и проведения самостоятельных
занятий физическими упражнениями гигиенической и
профессиональной направленности
8.Методика активного отдыха в ходе профессиональной
деятельности по избранному направлению.
9.Физические упражнения для профилактики и коррекции
нарушения опорно-двигательного аппарата
10.Профилактика профессиональных заболеваний средствами и
методами физического воспитания.
11.Составление и проведение комплексов утренней, вводной и
производственной гимнастики с учетом направления будущей
профессиональной деятельности студентов
12.Освоение
физических
упражнений
различной
направленности.
13.Овладение новыми методиками, составление различных
комплексов гимнастики
14.Ритмическая гимнастика
15.Гимнастика с основами акробатики
16.Силовые упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах.
16

36

3

2
2
2

3
3
3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2
2
2

3
3
3

17.Тренировки для развития силы и силовой выносливости различных групп мышц, гибкости и улучшения подвижности суставов
18.Тренировка учебных нормативов и норм ГТО.
Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение комплексов упражнений, повышающих работоспособность в избранной профессиональной деятельности в течение
дня, в ходе педагогической практики, в свободное время
1.Выполнение комплексов утренней физической зарядки
2.Выполнение комплексов производственной гимнастики
3. Самостоятельные занятия физическими упражнениями
4.Проведение самоконтроля, его основных методов, показателей
и критерии оценки
5.Применение средств физической культуры в регулировании
работоспособности.
6. Тренировки для развития силы и силовой выносливости
различных групп мышц
7.Составление и проведение самостоятельных занятий
физическими
упражнениями
гигиенической
и
профессиональной направленности
8.Тренировки для развития гибкости и улучшения подвижности
суставов
9.Физические упражнения для профилактики и коррекции
нарушения опорно-двигательного аппарата
10. Тренировки для развития силы и силовой выносливости
различных групп мышц
11.Составление и проведение комплексов утренней, вводной и
производственной гимнастики с учетом направления будущей
профессиональной деятельности студентов
12.Освоение
физических
упражнений
различной
направленности.
13.Овладение новыми методиками, составление различных
комплексов гимнастики
14.Совершенствование техники выполнения упражнений
ритмической гимнастики
15.Совершенствование техники выполнения упражнений
гимнастики с основами акробатики
16.Силовые упражнения на гимнастических снарядах и
тренажерах
17.Тренировки для развития силы и силовой выносливости
различных групп мышц, гибкости и улучшения подвижности
суставов
18.Тренировка учебных нормативов и норм ГТО
Тема 3.2. Воен- Содержание учебного материала
но - приклад1 Строевая подготовка
ная физическая
Строевые приѐмы, навыки чѐткого и слаженного
подготовка
выполнения совместных действий в строю.
2 Физическая подготовка
Основные приѐмы борьбы (самбо, дзюдо, рукопашный бой):
стойки, падения, самостраховка, захваты, броски, подсечки,
подхваты, подножки, болевые и удушающие приѐмы,
приѐмы защиты, тактика борьбы. Удары рукой и ногой, уход
от ударов в рукопашном бою. Преодоление полосы
препятствий. Безопорные и опорные прыжки, перелезание,
прыжки в глубину, соскакивания и выскакивания,
передвижение по узкой опоре.
3 Огневая подготовка
17

2

3

2
36

3
3

2
2
2
2

3
3
3
3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3
3

1.
2.
3.
4.
5.

1.
2.
3.
4.

Навыки обращения с оружием, приѐмы стрельбы с
прицеливанием по неподвижным мишеням, в условиях
ограниченного времени
Практические занятия:
1.Разучивание, закрепление и выполнение основных приѐмов
строевой подготовки
2.Разучивание, закрепление и совершенствование техники
обращения с оружием
3.Разучивание, закрепление и совершенствование техники
выполнения выстрелов
4.Разучивание, закрепление и совершенствование техники
основных элементов борьбы
5.Разучивание, закрепление и совершенствование тактики
ведения борьбы
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Закрепление и самостоятельное выполнение основных приѐмов строевой подготовки
2.Совершенствование техники основных приѐмов строевой
подготовки
3. Совершенствование техники обращения с оружием
4.Совершенствование техники основных элементов борьбы
Всего:

10
2

3
3

2

3

2

3

2

3

2

3

8
2

3

2

3

2
2
344

3
3
-

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1 ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством);
3 продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач).

18

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Наличие спортивного зала, тренажѐрного зала, открытого стадиона с элементами полосы
препятствий; раздевалок.
Спортивное оборудование:
баскетбольные, футбольные, волейбольные мячи;
щиты, ворота, корзины, сетки, стойки, антенны;
сетки для игры в бадминтон, ракетки для игры в бадминтон;
оборудование для силовых упражнений (тренажеры, гири, гантели, утяжелители, резина,
штанги с комплектом различных отягощений);
оборудование для занятий аэробикой (скакалки, гимнастические коврики, обручи);
гимнастическая перекладина, шведская стенка, навесные турники, гимнастические
скамейки, гимнастические маты, секундомеры, теннисные столы, мячи для тенниса, дорожка
резиновая разметочная для прыжков и метания;
лыжный инвентарь.
Технические средства обучения:
- музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, экран для обеспечения
возможности демонстрации комплексов упражнений;
- электронные носители с записями комплексов упражнений для демонстрации на
экране.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Барчуков И.С. Физическая культура.— М., 2014.
Дополнительные источники:
1. Аэробика - идеальная фигура: методические рекомендации / Сост.: В.А. Гриднев,
В.П. Шибкова, О.В Кольцова, Г.А. Комендантов. -Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2012. 44 с.
2. Бартош О.В. Сила и основы методики ее воспитания: Методические рекомендации. Владивосток: Изд-во МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2011. - 47 с.
3. Боровских В.И., Мосиенко М.Г. Физическая культура и самообразование учащихся
средних учебных заведений: методические рекомендации. - Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2012.
-66 с.
4. Бурбо Л. Тренируем мышцы живота и спины за 10 минут в день/ Люси Бурбо. Ростов н/дону: «Феникс», 2014. - 160 с.
5. Бурбо Л. Тренируем мышцы ног и ягодиц за 10 минут в день/ Люси Бурбо. - Ростов
н/дону: «Феникс», 2012. - 160 с.
6. Бурбо Л. Фитбол за 10 минут в день/ Люси Бурбо. -Ростов н/дону: «Феникс», 2011. 160 с.
7. Волков Л.В. Физическое воспитание учащихся/ Л.В. Волков - Киев: Издательство
Олимпийская литература. - 2012. – 290 с.
8. Горцев, Геннадий. Аэробика Фитнесс. Шейпинг/ Г. Горцев. -М.: Вече, 2011. - 320 с.
19

9. Кречмер, Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер. - М.: Педагогика, 2012. - 158 с.
10. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия/ Кеннет Купер: Пер. с англ. - М.:
Физкультура и спорт, 2012. - 192 с.: ил.
11. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической
подготовленности/ Б. Х. Ланда - Москва: Издательство Советский спорт. - 2012. - 192с.
12. Муравов И. В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта/ И.В.
Муравов - Киев: Издательство Здоровье. - 2011. – 272 с.
13. А.П. Зотова, М. В. Анисимовой, О. М. Плахова - Москва: Издательство Физкультура
и Спорт. - 2012.- 160 с.
15. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике/ Е.Г. Попова - Москва:
Издательство Терра-Спорт. - 2012. - 72 с.
16. Ратов И.П. Двигательные возможности человека и нетрадиционные методы их
развития и восстановления/ И.П. Ратов - Минск: Издательство Минтиппроэкт. - 2011. - 116 с.
17. Рубцова И.В., Кубышкина Е.В., Алаторцева Е.В., Готовцева Я.В. Оптимальная
двигательная активность: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2012. - 23 с.
18. Селуянов В.Н. ИЗОТОН (Основы оздоровительной физической культуры): Учебное
пособие / В.Н. Селуянов, С.К. Сарсания,
19. Е.Б. Мякиченко. - М., Фин. Академия, ОФК. - 2011. - 138 с.
20. Черемисинов В.Н. Валеология/ В.Н. Черемисинов - Москва: Издательство
Физическая культура. - 2012. – 144 с.
21. Черенкова С.Л., Физическая культура: самостоятельные занятия/ С.Л. Черенкова Брянск: БГТУ. - 2014. - 205 с.
Интернет ресурсы:
1. Сайт Министерства спорта, туризма и молодѐжной политики
http://sport.minstm.gov.ru
2. Сайт Департамента физической культуры и спорта города Москвы
http://www.mossport.ru

20

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения
обучающимися индивидуальных и групповых заданий.
Результаты обучения
Основные показатели оценки результата
(освоенные умения, усвоенные знания)
1
2
уметь:
- использовать физкультурно-оздоровительную дея- П1- способность составлять различные комтельность для укрепления здоровья, достижения жиз- плексы физических упражнений и выполнять
ненных и профессиональных целей;
их самостоятельно
- использовать правила и способы планирования сис- П2- способность планировать систему индитемы индивидуальных занятий физическими упраж- видуальных занятий физическими упражненениями различной направленности.
ниями различной направленности
- выполнять индивидуально подобранные комплексы П3- способность правильно выполнять комоздоровительной и адаптивной (лечебной) физической плексы оздоровительной и адаптивной (лечебкультуры, композиции ритмической и аэробной гим- ной) физической культуры, композиции атленастики, комплексы упражнений атлетической гимна- тической, ритмической и аэробной гимнастики
стики;
П4- способность выполнять простейшие прие- выполнять простейшие приемы самомассажа и ре- мы самомассажа и релаксации
лаксации;
П5- способность проводить самоконтроль при
- проводить самоконтроль при занятиях физическими занятиях физическими упражнениями
упражнениями;
П6- владение техникой и способность преодо- преодолевать искусственные и естественные препят- левать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов пе- ствия
редвижения;
П7- способность выполнять приемы самостра- выполнять приемы защиты и самообороны, страхов- ховки, защиты и самообороны
ки и самостраховки;
П8- способность осуществлять творческое со- осуществлять творческое сотрудничество в коллек- трудничество в коллективных формах занятий
тивных формах занятий физической культурой;
П9- способность выполнять контрольные нор- выполнять контрольные нормативы, предусмотрен- мативы, предусмотренные государственным
ные государственным стандартом по легкой атлетике, стандартом по легкой атлетике, гимнастике,
гимнастике, плаванию и лыжам при соответствующей плаванию и лыжам
тренировке, с учетом состояния здоровья и функцио- П1- ясность и аргументированность изложенальных возможностей своего организма;
ния, логичность и убедительность
знать:
П2- результативность информационного мате- о ролифизической культуры в общекультурном, риала
профессиональном и социальном развитии человека;
П3- аргументированность и убедительность
- основы здорового образа жизни;
изложения, правильность использования прак- влияние оздоровительных систем физического вос- тических примеров и фактов
питания на укрепление здоровья, профилактику про- П4- точность оценок и степень владения спофессиональных заболеваний, вредных привычек и собами контроля физического развития и подувеличение продолжительности жизни;
готовленности
- способы контроля и оценки индивидуального физи- П5- степень усвоения правил и способов плаческого развития и физической подготовленности;
нирования системы индивидуальных занятий
- правила и способы планирования системы индиви- физическими упражнениями различной надуальных занятий физическими упражнениями раз- правленности
личной направленности;
Итоговый контроль (промежуточная аттестация) по завершению курса в форме
дифференцированного зачета

21

5. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ Физические
п/п способности
1

Скоростные

2

Координационные

Контрольное
упражнение
(тест)
Бег
30 м, с
Челночный бег
310 м, с

Возраст,
лет
16
17
16
17

3

Скоростносиловые

Прыжки в длину
с места, см

16
17

4

Выносливость

6-минутный
бег, м

16
17

5

6

Гибкость
Силовые

Наклон вперед
из положения
стоя, см
Подтягивание:
на высокой перекладине из
виса, кол-во раз
(юноши), на
низкой перекладине из виса
лежа, количество раз (девушки)

16
17

16
17

Оценка
Юноши
5
4
3
4,4 и 5,1–4,8 5,2 и
выше
ниже
4,3
5,0–4,7 5,2
7,3 и 8,0–7,7 8,2 и
выше
ниже
7,2
7,9–7,5 8,1
230 и 195–210 180 и
выше
ниже
240 205–220 190
1500 и
выше
1500
15 и
выше
15

11 и
выше
12

22

1300–
1400

1100
и ниже
1300– 1100
1400
9–12
5и
ниже
9–12
5

8–9
9–10

4и
ниже
4

Девушки
5
4
3
4,8 и 5,9–5,3 6,1 и
выше
ниже
4,8
5,9–5,3 6,1
8,4 и 9,3–8,7 9,7 и
выше
ниже
8,4
9,3–8,7 9,6
170–
210 и
190
160 и
выше
ниже
210
170–
160
190
1300
1050–
900 и
и
1200
ниже
выше
1050–
900
1300
1200
20 и
12–14 7 и
выше
ниже
20
12–14 7

18 и
выше
18

13–15
13–15

6и
ниже
6



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.