ОП.02 Психология

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………......................

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………………….

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………………….

11

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Психология
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Психология» является частью
основной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, углубленная подготовка,
укрупненная группа 44.00.00 Образование и педагогические науки
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими
образовательными учреждениями среднего профессионального образования (в дополнительном
образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО).
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего
звена
ОП.02 «Психология» является
профессиональный учебный цикл

общепрофессиональной

дисциплиной,

входит

в

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять знания по психологии при решении педагогических задач;
- выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;
вариатив:
- применять знания по психологии при решении педагогических задач;
- выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;
- объяснять поведение и деятельность человека с позиций условно – рефлекторной
деятельности;
- диагностировать проявления работоспособности обучающихся;
- определять ведущую руку, глаз в учебной деятельности младшего школьника;
- подбирать упражнения для развития межполушарных связей, логического и
творческого мышления;
Выявлять уровень подготовленности детей к обучению в школе;
- прогнозировать результаты обучения и воспитания, возможные трудности в развитии
обучающихся; отбирать, анализировать и синтезировать учебно – воспитательный материал с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
- составлять рекомендации, памятки школьникам и их родителям по вопросам
особенностей возрастного развития детей;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
- основы психологии личности;
- закономерности психического развития человека как субъекта образовательного
процесса, личности и индивидуальности;
- возрастную периодизацию;
- возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся,
их учет в обучении и воспитании;
- особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;
4

-групповую динамику;
- понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и
социальной дезадаптации, девиантного поведения;
- основы психологии творчества;
вариатив:
- понятия: комплекс «оживления», сюжетно-ролевые игры, кризис «трех лет», готовность к школьному обучению, адаптация к школе, школьная дезаптация, мотивация, «чувство
взрослости»;
- особенности протекания условных и безусловных рефлексов;
- сущность динамического стереотипа;
- особенности структурно – функциональной организации внимания;
-психофизиологические основы познавательных процессов;
- возрастные закономерности онтогенетического развития: психофизиологические и
психологические;
- психофизиологические особенности адаптации детей к школе;
- понятие о работоспособности школьника в определенный учебный период;
-виды трудностей при обучении письму, чтению, математике и их возможные причины;
-особенности переработки информации правым и левым полушарием мозга;
- особенности обучения леворукого ребенка.
В процессе освоения учебной дисциплины «Психология» у обучающегося формируются
общие и профессиональные компетенции:
Шифр
Наименование компетенций
компетенций
ОК.01
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.02
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.03
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК.04
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК.05
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК.06
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК.07
Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК.08
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК.09
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
ОК.10
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК.11
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.
5

ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.4.
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПК 3.4
ПК 3.5
ПК 3.6
ПК 3.7
ПК 3.8
ПК 4.2
ПК 4.3

ПК 4.4
ПК 4.5

Определять цели и задачи, планировать уроки
Проводить уроки
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
обучения
Анализировать уроки
Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать
внеурочные занятия.
Проводить внеурочные занятия. Вести документацию, обеспечивающую
организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся.
Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных
занятий.
Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать
полученные результаты
Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу
Проводить внеклассные мероприятия
Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при
решении задач обучения и воспитания.
Анализировать результаты работы с родителями.
Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения,
работающих с классом.
Создавать в кабинете предметно – развивающую среду
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области начального общего образования на основе изучения
профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других
педагогов
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
начального образования

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
1.5. Перечень используемых методов обучения:
Пассивные: лекции, просмотр презентации, тестирование, практические занятия,
письменные домашние работы, экскурсии, консультации.
Активные и интерактивные: мозговой штурм, эвристические беседы, конференции,
дискуссии, кейс-метод, конкурсы самостоятельных и практических работ.

6

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
работа со словарем
подготовка доклада
подготовка сообщения
определение мотивов учебно-познавательной деятельности
составление памяток
составление рекомендаций
выявление особенностей личностного развития
изучение факторов и причин
подборка психотехнических упражнений

Объем часов
120
80
не предусмотрено
20
не предусмотрено
не предусмотрено
40
не предусмотрено
4
4
4
4
6
4
6
4
3

Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.02 «Психология»
Содержание учебного материала, лабораторные работы
и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Раздел 1.Общие основы психологии.
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Особенности
1 Введение. Особенности психологии как науки
психологии как
Предмет психологии, ее задачи. Этапы развития психологии.
науки
2 Житейская и научная психология. Основные этапы развития
психологии. Отрасли современной психологии.
3 Понятие о методе как способе познания изучаемой реальности.
Классификация объективных методов психологии.
Практические занятия:
1.Защита сообщений на тему: «Отрасли современной психологии».
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа со словарем.
2. Подготовка доклада по теме: «Отечественная психология. Отрасли современной психологии. Связь с педагогической наукой и практикой».
Раздел 2. Психология личности
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Наименование
разделов и тем

Объем
часов

Уровень
освоения

3
16

4

6
2

2

2
2
2
2
8

44
8

3

Основы психологии личности

Тема 2.2
Закономерности
психического
развития человека как субъекта образовательного процесса,
личности и индивидуальности.

1 Понятие о личности. Структура личности. Развитие личности.
Защитные механизмы личности.
2 Особенности составления характеристики личности. Навыки
самоанализа.
3 Самосознание личности. Развитие самооценки и уровня притязаний личности.
4 Психологическая защита личности
Практические занятия:
1.Защита сообщений на тему «Механизмы психологической
защиты».
2.Составление характеристики индивидуальных свойств
личности с целью создания методической копилки.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка сообщения на тему: «Механизмы психологической защиты»
Содержание учебного материала
1 Понятие «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность», их соотношение. Психологическое строение индивидуальности: потребности, мотивы, цели, действия, операции
2 Общая характеристика развития познавательных процессов школьника. Основные формы познания, их психологические механизмы.
3 Ощущение как основа чувственного познания.
Понятие о восприятии, его физиологические основы
4 Внимание, непроизвольное, произвольное, послепроизвольное
внимание, концентрация, распределяемость, переключаемость,
устойчивость, объем внимания, рассеянность, колебания внимания
5 Виды памяти. Понятие психолого – педагогической задачи., алгоритм решения. Формирование учебной деятельности.
6 Эмоциональная сфера личности. Эмоции и чувства: понятие, значение, функции эмоций.
7 Волевая сфера личности. Понятие, значение, функции воли. Структура волевого акта. Волевые качества человека.
Развитие и воспитание воли у детей.
Практические занятия:
1 Составление рекомендаций для работы с детьми разного типа
темперамента.
Определение типа восприятия школьников на основании
наблюдения
Подбор методик и упражнений по изучению познавательных процессов детей младшего школьного возраста
2 Решение ситуационных задач
Разработка урока с использованием развивающих упражнений
3 Определение типа восприятия школьников на основании
наблюдения.
Подбор методик и упражнений по изучению познавательных процессов детей младшего школьного возраста.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Определение мотивов учебно-познавательной деятельности младших школьников.
2. Составление памяток по учету особенностей организации и развития познавательной сферы младших школьников.
3. Подбор методик и упражнений по изучению познава-

8

2

2

2
2
2
2
1

3

1
4

14
2

2

2

2
2

2

2
2

6
2

3

2

2

10

3

тельных процессов детей младшего школьного возраста.
Раздел 3. Возрастная и педагогическая психология
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Возрастная пе1 Понятие возраста. Социальная ситуация развития. Новориодизация
образования возраста. Возрастные кризисы. Сенситивные
периоды. Ведущая деятельность.
2 Выявление особенностей личностного развития ребенка в
процессе обучения в школе.
3 Возрастные индивидные особенности человека. Половой диморфизм и психология половых различий.
4 Возрастные, половые, типологические и индивидуальные
особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании
Практические занятия:
1.Подбор методик для диагностики психологической готовности детей 6-7 летнего возраста к обучению в школе
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Выявление особенностей личностного развития ребенка в
процессе обучения в начальной школе.
2. Составление рекомендаций по учету индивидуальнотипологических особенностей детей в педагогическом процессе.
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Особенности
1 Особенности общения со сверстниками. Руководство детобщения и груп- скими группами и коллективами.
пового поведе2 Обучение детей общению и взаимодействию с людьми.
ния в школьном Межличностные отношения в дошкольном и младшем
и дошкольном
школьном возрасте.
возрасте.
3 Метод социометрии. Усвоение правил и норм общения.
Практические занятия:
1 Определение межличностных отношений в группе с помощью метода социометрии
Самостоятельная работа обучающихся
Межличностные отношения в дошкольном и младшем
школьном возрасте.
Тема 3.3.
Содержание учебного материала
Групповая ди1 Понятие группы, ее основные характеристики. Дифференнамика.
циация в группах разного уровня развития Ученические
группы. Организация детской групповой деятельности
Практические занятия:
1.Решение ситуационных задач
Самостоятельная работа обучающихся
1 Организация детской групповой деятельности
Тема 3.4.
Содержание учебного материала
Понятия, при1 Понятие о социальной дезадаптации. Факторы и причины
чины, психолосоциальной дезадаптации.
гические основы 2 Трудности в обучении детей. Основные направления и
предупреждения методы психологической работы по профилактике и кори коррекции
рекции отклонений в поведении детей.
школьной и со3 Школьная система корекционно – педагогической помоциальной дезащи.
даптации, деви4 Понятие девиантного поведения, классификация видов,
антного поведепрофилактика, методы коррекции.
ния
Практические занятия:
1.Анализ причин и последствий дезадаптации ребенка к
школьному обучению.
Самостоятельная работа обучающихся:

9

48
8
2

2

2
2
2

2

3

8

6
2

2

2

2
2

3

2

2
2

2

2

3

2
8
2

2

2

2
2
2

4

3

1. Изучение факторов и причин социальной дезадаптации.
Раздел 4. Психология творчества
Тема 4.1. ОсноСодержание учебного материала
вы психологии
1 Объект, предмет и задачи психологии творчества.
творчества
Психологические подходы к определению творчества.
Творческие стимулы, побуждения, замыслы, модели,
процессы, продукты. Динамика творческой активности в
процессах внутренней деятельности.
2 Творчество в образной сфере личности. Воображение,
фантазия, символическая деятельность. Психологическое
стимулирование создания творческих образов.
3 Творческое мышление. Его проблемная сущность. Этапы
продуктивной мыслительной деятельности. Творческие
операции и результаты мышления.
4 Диалогичность продуктивного мышления. Методы
развития творческого мышления. Творческие функции,
направленность и качества интеллекта.
Практические занятия:
1 Подбор методик для диагностики и развития интеллектуального, художественного и коммуникативного творчества.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подборка упражнений для развития творческого мышления.
Всего

12
8
2

2

2

2

2

2
2

3

2

120

-

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач).

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета «Педагогика и
психология».
Оборудование учебного кабинета:
- 30 посадочных мест;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Учебно-наглядные пособия:
- знаковые (таблицы, схемы);
- изобразительные (фотографии, рисунки).
Вербальные средства обучения:
- учебники, словари, хрестоматии;
- учебно-методическая литература;
- дидактический материал;
- контрольно-измерительные материалы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: учебник / Г.В. Бороздина. – М.:
Издательство Юрайт; 2015.
2. Дубровина И.В. Психология: СПО. - М.. 2006. Немов Р.С. Общая психология: Учебник
СПО. - М., 2016.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для ВУЗов. - М., 2016.
4. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник СПО. -Ростов- на-Дону, 2016
5. Психология под ред. Дружинина В.Н 2-е изд. –СПб.: Питер, 2015.
6. Общая психология: познавательные процессы. Козубовский В.М. – 3-у изд. Минск:
Алмафея, 2015.
Дополнительные источники:
1. Психология и педагогика. Курс лекций. Луковцева А.К., М.: КДУ- 2008.
2. Клейберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах: учебное пособие для
вузов. – М.: 2006.
3. Урунтаева Г.А. Детская психология: Учебник СПО. - 2006.
4. Профильные журналы: «Школьный психолог», «Психологическая наука и
образование».
Интернет-ресурсы:
1. Электронный ресурс. Всем, кто учиться http://www.alleng.ru/d/jur/jur021.htm
2. Электронный ресурс. Электронная библиотека. http://book.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
Основные показатели оценки результата
знания)
1
2
У1 Умение применять знания по
П1-демонстрация навыков публичного выступления
психологии при решении
П2- демонстрация навыков ведения поиска и
педагогических задач
использования информации для эффективного
выполнения профессиональных задач
П3-демонстрация навыков применения информационнокоммуникативных технологий
П4-демонстрация навыка ведения наблюдения;
П5-демонстрация навыка психологического анализа;
П6-демонстрация навыка анализа систематизации
обобщения актуальной информации;
У 2 Умение выявлять индивидуаль- П1-выполнение процедуры психологического
ные и типологические особенности исследования;
обучающихся
П2-обоснованность выбора методик исследования
П3- использование информационно-коммуникативных
технологий в профессиональной деятельности
З 1 Знание особенностей психоло- П1- перечисление особенностей психологии как науки;
гии как науки, ее связи с педагоги- П2- формулирование логической связи психологической
теории с педагогической практикой
ческой наукой и практикой
З 2 Знание основ психологии личП1- формулирование понятия «личность»;
ности
П2-перечисление основных компонентов структуры
личности;
П3- определение понятий «самосознание»,
«самооценка», «уровень притязаний»
П1- формулирование понятий «личность», «субъект»,
З 3 Знание закономерностей пси«индивид», «индивидуальность» и их соотнесение;
хического развития человека как
субъекта образовательного проП2- перечисление компонентов составляющих
цесса, личности и индивидуально- познавательную сферу личности;
сти
П3- перечисление основных форм познания;
П4- определение понятия «эмоционально-волевой
сферы» личности
З 4 Знание возрастной периодизаП1- перечисление возрастных периодов;
ции
П2- формулирование особенностей возрастной
периодизации
3 5 Знание возрастных, половых,
П1- перечисление возрастных, половых, типологических
типологических и индивидуальных и индивидуальных особенностей и их соотнесение с
особенностей обучающихся, их
коллективной работой;
учет в обучении и воспитании
П2- перечисление составляющих этих понятий
З 6 Знание особенностей общения и П1- перечисление особенностей общения со
группового поведения в школьном сверстниками;
и дошкольном возрасте
П2- описание проведения процедуры социометрии
З 7 Знание групповой динамики
П1- перечисление этапов развития школьного
коллектива по А.Н. Лутошкину;
П2- перечисление основных компонентов

З 8 Знание понятий, причин, психологических основ предупреждения
и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения
З 9 Знание основ психологии творчества

характеристики социальной группы
П1- определение понятий «социальная дезадаптация» и
«девиантное поведение»;
П2- перечисление причин дезадаптации
П1- формулирование основ психологии творчества;
П2- дано полное и содержательное определение;

Итоговый контроль по завершению курса в форме экзамена

13



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.