ОП.05 БЖД

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………..

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………

12

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………

17

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 Безопасность жизнедеятельности

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Безопасность жизнедеятельности
является частью основной образовательной программы углубленной подготовки в соответствии
с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, укрупненная
группа специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими
образовательными учреждениями среднего профессионального образования (в дополнительном
образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена:
ОП.05 Безопасность жизнедеятельности является общепрофессиональной дисциплиной,
входит в профессиональный учебный цикл.
Изучением дисциплины достигается формирование у студентов представления о
единстве успешной профессиональной деятельности с требованием защищенности и
безопасности, что гарантирует сохранение здоровья, работоспособности и умение действовать в
экстремальных ситуациях.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от
негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного
вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового
поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно
определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы
на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития
событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных
явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
4

- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих
на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные
специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения полученных профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
В процессе освоения учебной дисциплины у обучающегося формируются общие и
профессиональные компетенции:
Шифр
компетенций
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.05
ОК.06
ОК.07
ОК.08
ОК.09
ОК.10
ОК.11
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.1.
ПК 2.2.

Наименование компетенций
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами
Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм
Определять цели и задачи, планировать уроки
Проводить уроки
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
обучения
Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать
внеурочные занятия
Проводить внеурочные занятия. Вести документацию, обеспечивающую
5

ПК 2.3.
ПК 3.2.
ПК 3.3.
ПК 3.4.
ПК 4.1

ПК 4.2
ПК 4.3

организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся
Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу
Проводить внеклассные мероприятия
Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно –
методические материалы (рабочие программы, учебно – тематические планы)
на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида
образовательного учреждения, особенностей класса/ группы и отдельных
учащихся
Создавать в кабинете предметно – развивающую среду
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области начального общего образования на основе изучения
профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других
педагогов

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
максимальная учебная нагрузка обучающегося – 102 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 68 часов, из них
- практические занятия - 48 часов;
- самостоятельная работа обучающегося – 34 часа.
После завершения изучения дисциплины во время летних каникул для юношей
проводятся пятидневные учебные сборы в объеме 40 часов.
1.5. Перечень используемых методов обучения
Пассивные: лекции; практические занятия; письменные домашние работы; консультации
преподавателей и т.д.
Активные и интерактивные: мозговой штурм, эвристические беседы, дискуссии, круглые
столы, кейс-метод, конкурсы самостоятельных и практических работ, деловые игры и др.

6

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего):
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего):
в том числе:
Подготовка доклада
Написание план - конспекта
Работа с литературой и конспектами
Подготовка материала к практическому занятию
Выполнение творческого задания.
Составление тестов
Написание рефератов
Создание презентаций

Объем часов
102
68
не предусмотрено
48
34
4
8
2
2
2
6
10

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.05 «Безопасность
жизнедеятельности»
Содержание учебного материала, лабораторные и
практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Цели и задачи дисциплины. Основные понятия и опреВведение.
деления: среда обитания, биосфера, техносфера, опасные и вредные факторы, понятие о рисках.
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация защиты населения
Наименование
разделов и тем

Тема 1.1.
Чрезвычайные
ситуации природного, техногенного и военного характера.

Содержание учебного материала
1

2

Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, источники их возникновения. Классификация чрезвычайных ситуаций
по масштабам их распространения и тяжести последствий.
Чрезвычайные ситуации военного характера, которые
могут возникнуть на территории России в случае локальных вооруженных конфликтов или ведения широкомасштабных боевых действий. Основные источники
чрезвычайных ситуаций военного характер – совре-

7

Объем Уровень
часов освоения
3

4

2

1

20
6
2

2

2

2

менные средства поражения.
3
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Теоретические основы прогнозирования чрезвычайных ситуаций
и техногенных катастроф. Порядок выявления и оценки обстановки.
Самостоятельная работа обучающихся.
Проработка конспекта занятия:
- Оружие массового поражения и его поражающие факторы.
- Составить таблицу единиц измерения радиоактивности
(ионизирующих излучений)
- Составить таблицу «Травмирующие и вредные факторы
технических систем и бытовой среды при возникновении
ЧС».
- Составьте прогноз: «Что будет, если…?» (индивидуальное
задание).
Практическое занятие 1
Определение границ и структуры зон очагов поражения
АХОВ.
Тема 1.2.

Организационные основы
по защите населения от ЧС
мирного и военного
времени.

Тема 1.3.

Организация
защиты населения от ЧС
мирного и военного времени.

Содержание учебного материала

2

3

3

2

МЧС России – федеральный орган управления в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основные задачи МЧС России в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2
Единая государственная система предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Основная ель создания этой системы, основные
задачи РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3
Гражданская оборона, еѐ структура и задачи по
защите населения от опасностей, возникающих
приведении военных действий или вследствие
этих действий.
Самостоятельная работа обучающихся.
Проработка конспекта занятия:
-Составить схему организационной структуры МЧС,
РСЧС.
-Составить алгоритм работы аварийно-спасательной
группы при возникновении пожара в учебном заведении в рабочее время.

0,5

2

0,5

2

1

2

2

3

Содержание учебного материала
1
Основные принципы и нормативно-правовая база

4

1

защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Деятельность государства в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Федеральные
законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.

8

1

2

Инженерная защита населения от чрезвычайных
ситуаций. Порядок использования инженерных
сооружений для защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Организация и выполнение эвакуационных мероприятий. Основные положения по
эвакуации населения в мирное и военное время.
Организация эвакомероприятий при стихийных
бедствиях, авариях и катастрофах.
3
Применение средств индивидуальной защиты в
чрезвычайных ситуациях. Назначение и порядок
применения средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и средств медицинской защиты в чрезвычайных ситуациях.
4
Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций
(АСДНР). Основа организации АСДНР. Особенности проведения АСДНР на территории, зараженной (загрязненной) радиоактивными и отравляющими (АХОВ) веществами, а также при стихийных бедствиях.
Практическое занятие
Применение индивидуальных средств защиты.
Практическое занятие
Организация и выполнение работ по ликвидации последствий ЧС.
Практическое занятие
Категорирование зданий и сооружений по взрывопожароопасности.
Самостоятельная работа обучающихся
Изучить:
- общие санитарно-гигиенические требования к производственным помещениям и рабочим местам;
- влияние на организм человека неблагоприятного производственного микроклимата, меры защиты и профилактики;
- составить краткий конспект: «Отражение проблем
безопасности жизнедеятельности в Конституции Российской Федерации, основах законодательства об охране труда, трудовом кодексе Российской Федерации».
2

Тема 1.4.
Обеспечение устойчивости
функционирования объектов
экономики.

Содержание учебного материала

Практическое занятие
Общие понятия об устойчивости объектов экономики в
чрезвычайных ситуациях. Основные мероприятия,
обеспечивающие повышение устойчивости объектов
экономики. Обеспечение надежной защиты рабочих и
служащих, повышение надежности инженернотехнического комплекса, обеспечение надежности и
оперативности управления производством, подготовка
объектов к переводу на аварийный режим работы, подготовка к восстановлению нарушенного производства.
Оценка устойчивости и опасности функционирования
9

2

2

0,5

0,5

2

3

2

2

2

3

2
3

объекта экономики.
Самостоятельная работа обучающихся
Изучить и составить конспект:
- мероприятия, проводимые в различных степенях готовности РСЧС;
- решить ситуационные задачи задач при проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- выполнить тестовые задания по теме 1.3.
Раздел 2. Основы военной службы
Тема 2.1. Осно-

вы обороны
государства.

Тема 3.3.
Первая помощь при синкопальных состояниях
Тема 3.4. Дов-

3

6

Содержание учебного материала
1
Национальная и военная безопасность Российской

Федерации.
Основные задачи и структура современных Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды и
рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, их состав и предназначение. Терроризм как
серьезная угроза национальной безопасности России. Военная служба – особый вид федеральной
государственной службы. Правовые основы военной службы. Воинская обязанность и ее содержание.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка реферата по теме: «Состав и вооружение
Военно-Морского Флота РФ»

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема 3.1.
Здоровый образ
жизни как одно
из условий успешной профессиональной
деятельности и
благополучной
жизни.
Тема 3.2.
Значение первой помощи и
правила ее оказания

3

Содержание учебного материала
1
Здоровье человека и здоровый образ жизни. Факторы
формирующие здоровье.
2
Факторы риска для здоровья. Охрана труда и про-

изводственная безопасность.
Самостоятельная работа обучающихся.
Изучить понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

2

2

4

2

46

1

2
2

1
2

3

1

2

2

2

Содержание учебного материала

Первая помощь. Значение оказания первой помощи. Основные мероприятия первой помощи. Этапы оказания ПП. Правила оказания ПП. Средства
оказания ПП.
Самостоятельная работа обучающихся:
Написание эссе «Проблемы оказания первой помощи
пострадавшим»
1

Содержание учебного материала

Практическое занятие:
Синкопальные состояния. Обморок. Первая помощь
при обмороке. Коллапс. Первая помощь при коллапсе.
Шок. Причины возникновения шока. Фазы шока. Профилактика возникновения шока.
Содержание учебного материала

10

3
2

рачебная помощь при клинической смерти

Практическое занятие:
Клиническая смерть. Признаки клинической смерти.
Первая помощь при клинической смерти.
Порядок проведения непрямого массажа сердца и искусственного дыхания.

2

Тема 3.5.
Первая медицинская помощь при ранениях

Практическое занятие:
Травма. Виды травм. Рана, как вид механической открытой травмы. Классификация ран. Порядок оказания
первой медицинской помощи при ранении. Асептика.
Правила асептики. Антисептика. Виды антисептики.
Первая помощь при ранении живота. Первая помощь
при ранении грудной клетки. Транспортировка раненного, пострадавшего в стационар.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подбор ситуаций, используя произведения художественной литературы, мультипликационные фильмы, в
которых герои получают травмы.
Практическое занятие:
Виды повязок. Правила наложения бинтовых повязок.
Десмургия. Наложение бинтовых повязок на голову и
верхние конечности.
Практическое занятие:
Наложение бинтовых повязок на туловище и нижние
конечности.
Самостоятельная работа обучающихся:
Отработка навыков наложения бинтовых повязок на
голову и верхние конечности.
Наложение бинтовых повязок на туловище и нижние
конечности.

2

Тема 3.6.
Основы наложения бинтовых повязок

3

2
3

2
2

2

2

3

2

3

2
2
2

Тема 3.7.

Практическое занятие

Кровотечение.
Оказание первой помощи
при кровотечениях

Кровотечение. Классификация кровотечений. Артериальное кровотечение, признаки, первая медицинская
помощь. Жгут. Правила наложения жгута. Венозное
кровотечение, признаки, первая помощь. Капиллярное
кровотечение, порядок оказания первой мед. помощи.
Наложение жгута и тугой повязки при кровотечении
Самостоятельная работа обучающихся:
Решение ситуационных задач: определение вида кровотечения и последовательности оказания первой помощи.
Составление конспекта «Первая помощь при носовом
кровотечении»

2

2

2

Тема 3.8.

Практическое занятие

2

Первая помощь при закрытых повреждениях

Первая медицинская помощь при закрытых повреждениях.

3

Тема 3.9.

Практическое занятие:
Перелом. Классификация переломов. Признаки закрытых и открытых переломов.
Травматический шок. Первая помощь при переломах.
Способы транспортировки пострадавших. Отработка

2

3

Первая помощь при переломах

3

11

навыков оказания первой помощи при переломе позвоночника и нижних конечностей
Самостоятельная работа обучающихся
1. Отработка навыков оказания первой помощи при по-

вреждении грудной клетки.
2. Отработка навыков оказания первой помощи при переломе позвоночника и нижних конечностей
3. Составление конспекта беседы к родительскому собранию или этический рассказ с детьми по теме: «Детский травматизм его профилактика».
Тема 3.10.
Самопомощь и
первая помощь
при поражении
электрическим
током
Тема 3.11.
Ожоги. Первая
помощь при
ожогах

3
1

2

1

1

Практическое занятие:

Воздействие электрического тока на организм человека. Способы прекращения воздействия электрического
тока на пострадавшего. Меры первой помощи после
освобождения пострадавшего от действия тока.

2

Практическое занятие:
Ожог. Виды ожогов. Признаки и первая помощь при
термических, химических, электрических и радиационных ожогах. Степени ожогов, признаки, первая помощь.
Определение площади ожога. Прогнозирование тяжести ожога.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 3.12.
Первая помощь при солнечном и тепловом ударах
Тема 3.13.
Обморожения,
оказание первой помощи

Тема 3.14.
Первая помощь при механической асфиксии, заваливании землей
Тема 3.15.
Укусы и
ужаления,
меры первой
помощи

Составление и решение ситуативных задач по теме
«Ожоги, первая помощь при ожогах».
Практическая работа:
Тепловой удар. Солнечный удар. Причины и признаки
теплового и солнечного удара. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Профилактика теплового
и солнечного удара.
Практическая работа:
Обморожение. Причины, признаки. Первая помощь
при обморожении. Переохлаждение организма. Профилактика обморожения.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление и решение ситуативных задач по теме
«Обморожение, первая помощь при обморожении».
Практическая работа:
Асфиксия. Первая помощь при асфиксии. Первая помощь при удушении, вызванном внешним сдавливанием трахеи. Первая помощь при заваливании человека
землей и другими предметами.
Практическая работа:
Правила поведении при нападении бешеных животных. Первая помощь при укусах змей, клещей, скорпионов, ядовитых пауков, жалящих насекомых.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление конспекта «Первая помощь при укусе
змеи»
12

1

2

2

3

2

3

1

2

2

3

2

3

1

2

Тема 3.15.
Первая помощь при утоплении

Практическая работа:
Утопления. Виды утоплений. Виды первой помощи
при утоплениях. Правила поведения на воде. Правила
поведения при катании на лодке.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подбор статьи о последствиях неосторожного купания
детей.
Разработка правил поведения детей у водоемов.
Решение ситуационной задачи «Действия при проваливании под лед»
Тема 3.16.
Практическая работа:
Принципы ока- Инородное тело. Первая помощь при попадании инозания первой
родного тела в глаза. Первая помощь при попадании
помощи при
инородного тела в нос и ухо.
попадании
Самостоятельная работа обучающихся:
инородного те- Подбор статьи о последствиях попадания инородных
ла
тел.
Тема 3.17.
Практическая работа:
Отравление. Острые и хронические отравления. ПищеПервая повое отравление. Первая помощь при пищевом отравлемощь при отнии.
равлении
Самопомощь и первая помощь при отравлении вредными газами и хим. веществами Профилактика отравлений.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление конспекта «Особенности действия и основные признаки поражения различными группами отравляющих веществ».
Решение ситуационной задачи «Безопасность при использовании бытовой химии»
Тема 3.18.
Практическая работа:
Причины радиационных повреждений. Лучевая боПервая полезнь. Стадии протекания лучевой болезни. Радиацимощь при раонный ожог. Способы предотвращения радиационных
диационных
повреждений.
повреждениях
Всего:

2

3

1

2

1

2

3

1

2

2

3

2

1

2

1

2

1

3

102

-

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1.- ознакомление (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством);
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач).

13

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Наличие учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности».
Оборудование учебного кабинета:
- 30 посадочных мест;
- рабочее место преподавателя;
Учебные наглядные пособия:
1. Набор плакатов или электронные издания:
 Организационная структура Вооруженных Сил РФ
 Ордена России
 Текст военной присяги
 Воинские звания и знаки различия
 Военная форма одежды
 Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе
 Военно-прикладные виды спорта
 Военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин.
 Военные образовательные учреждения профессионального образования МО РФ
 Несение караульной службы
 Мероприятия, проводимые при первоначальной постановке граждан на воинский
учет















2.



3.




Военно-патриотическое воспитание
Нормативы по прикладной физической подготовке
Нормативы по радиационной и биологической защите.
Устройство автомата Калашникова
Устройство малокалиберной винтовки 5,6 мм
Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия
Приемы и правила метания ручных гранат
Мины российской
армии
Фортификационные сооружения
Индивидуальные средства защиты
Приборы радиационной и химической разведки
Организация несения внутренней
службы
Строевая подготовка
Оказание первой медицинской помощи
Гражданская оборона
Средства индивидуальной защиты
Общевойсковой противогаз
Общевойсковой защитный комплект
Респиратор
Приборы:
Радиационной разведки
Химической разведки
Бытовой дозиметр
14

 Компас
4. Макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ
5. Место для стрельбы из пневматической винтовки
6. Медицинское имущество:
 Индивидуальные средства медицинской защиты: аптечка АИ, пакет перевязочный
ППИ
 Пакет противохимический индивидуальный ИПП-11
 Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской
доврачебной помощи, сумка СМС
 Перевязочные средства: бинты, вата, косынки, повязки
 Шины проволочные
 Жгут кровоостанавливающий эластичный
 Носилки санитарные
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Косолапова
Н.В.,
Прокопенко
Н.А.,
Побежимова
E.JI.
Безопасность
жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования. —М., 2015.
2. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: практимум. –М.: Академия, 2018 г.
3. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / В.И. Бондин, Ю.Г. Семехин. М.: НИЦ ИНФРА-М; Ростов-на-Дону: Академцентр, 2015. - 349 с.- (Среднее профессиональное
образование).
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа
http://znanium.com/catalog.php7bookinfoAI71838
4. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: Учебник
для бакалавров /Под ред. проф. Э.А. Арустамова. — 19-е изд., перераб. и доп. — М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 448 с. - ISBN 978-5-39402494-8 Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513821
5. Левчук И.П. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ ООО Издательская
группа «ГЭОТАР-Медиа», 2016.
Дополнительные источники:
Для студентов
1 Айзман Р.И., Омельченко И.В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для бакалавров. — М., 2013.
2 Аксенова М., Кузнецов С., Евлахович и др. Огнестрельное оружие. — М., 2012.
3 Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник
для сред. проф. образования. —М., 2015.
4 Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности:
электронный учебник для сред. проф. образования. —М., 2015.
5 Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А.,Побежимова Е. Л.Безопасность
жизнедеятельности. Практикум: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М.,
2013.
6 Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А.,Побежимова Е. Л.Безопасность
15

жизнедеятельности: электронное учебное издание для обучающихся по профессиям в
учреждениях сред. проф. образования. — М., 2014.
7 Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность
жизнедеятельности: электронное приложение к учебнику для учреждений сред. проф.
образования. —М., 2014.
8 Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность
жизнедеятельности: электронный учебно-методический комплекс для учреждений сред, проф.
образования. —М., 2014.
9 Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов сред, проф.
образования. —М., 2014.
10 Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся старших классов
сред, образовательных учреждений и студентов сред. спец. учеб. заведений, а также
преподавателей этого курса. — М., 2014.
11 Микрюков В.Ю. Азбука патриота. Друзья и враги России. — М., 2013.
Для преподавателя:
1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от № 99-ФЗ,
от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 №
317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от
05.05.2014
№ 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм.,
внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской
Федерации».
2 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
3 Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012
№ 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования».
4 Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров
и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования».
5 Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.94 № 51- ФЗ
(в ред. от 11.02.2013, с изм. и доп. от 01.03.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 32 (Ч. 1). — Ст. 3301.
6 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012
№477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и
перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в
Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти. — 2012.
7 Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. — М., 2012.
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова E.JI. Безопасность жизнедеятельности:
практикум: учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования. — М., 2013.
8 Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни:
16

учебник для студ. высш. учеб. заведений. —М., 2013.
9 Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ (ред. 2013 г.) — Ростов н/Д, 2013.
Интернет-ресурсы
1. Государственная информационная система «Национальная электронная
библиотека» нэб.рф
2. Центр электронной доставки документов Российской государственной библиотеки
www.edd.nj
3. Научная Электронная Библиотека - eLibrary.ru
4. Полнотекстовая база данных СМИ www.polpred.com
5 Университетская информационная система РОССИЯ (Интегрированная коллекция
ресурсов для гуманитарных исследований) www.uisrussia.msu.ru
6 ЭБС "ZNANIUM.COM" www.znanium.com
7 ЭБС "ЮРАЙТ" www.biblio-online.ru
8 ВЭБС Учебно-методические пособия www.lib.ugtu.net

17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
У1 Организовывать и проводить
мероприятия по защите работающих и населения от негативных
воздействий чрезвычайных ситуаций
У2 Умение предпринимать профилактические меры для снижения
уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту
У3 Умение использовать средства
индивидуальной и коллективной
защиты от оружия массового поражения;
У4 Умение применять первичные
средства пожаротушения
У5 Умение ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности
У6 Умение применять профессиональные знания в ходе исполнения
обязанностей военной службы на
воинских должностях в соответствии с полученной специальностью
У7 Умение владеть способами
бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы
У8 Умение оказывать первую помощь пострадавшим

Основные показатели оценки результата
П1 Прогнозирование возникновения природных и техногенных
катастроф
П2 Организация и проведение мероприятий по защите населения
при стихийных бедствиях, техногенных авариях и угрозе
применения ОМП
П3 Планирование и организация аварийно-восстановительных и
других неотложных работ по ликвидации последствий ЧС
П1 Перечисление классификации негативных факторов, видов,
источников, уровня негативных факторов производственной среды
П2 Определение воздействия негативных факторов на человека и
среду обитания
П3 Составление принципиальных схем организации гражданской
обороны на объекте экономики
П1 Применение средств коллективной защиты от оружия массового
поражения
П2 Обоснование устройств средств индивидуальной защиты
П3 Демонстрация использования средств индивидуальной защиты
П1 Применение первичных средств пожаротушения
П2 Обоснование устройств первичных средств пожаротушения
П3 Выполнение приемов тушения пожара.
П1 Изложение «Положения о воинском учете»
П2 Определение родственных специальностей по перечню военноучетных специальностей
П1 Выполнение нормативов по физической и боевой подготовке
П2 Владение оружием
П3 Выполнение нормативов, задач и работ по основным
образовательным программам
П4 Владение современной компьютерной и другой оргтехникой
П1 Выполнение нормативов по физической подготовки;
П2 Выполнение элементов строевой подготовки

П1 Демонстрация умения оказывать первую помощь пострадавшим
при кровотечениях
П2 Демонстрация умения оказывать первую помощь пострадавшим
при травмах опорно-двигательного аппарата
П3 Демонстрация умения оказывать первую помощь пострадавшим
при сердечнососудистой недостаточности
П4 Демонстрация умения транспортировки пострадавшего в
стационар

18

З1 Знание принципов обеспечения
устойчивости объектов экономики,
прогнозирования развития событий и оценки последствий при
техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том
числе в условиях противодействия
терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России
З2 Знание основных видов потенциальных опасностей и их последствий в профессиональной деятельности и быту, принципов снижения вероятности их реализации
З3 Знание основ военной службы и
обороны государства

З4 Знание задач и основных мероприятий гражданской обороны

З5 Знание способов защиты населения от оружия массового поражения
З6 Знание мер пожарной безопасности и правил безопасного поведения при пожарах
З7 Знание организации и порядка
призыва граждан на военную
службу и поступления на нее в
добровольном порядке
З8 Знание основных видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на
вооружении (оснащении) воинских
подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности,
родственные специальностям СПО
З9 Знание области применения полученных профессиональных знаний при исполнении обязанностей
военной службы

П1 Изложение теоретических сведений о ЧС мирного и военного
времени; природного, техногенного и социального характера
П2 Изложение теоретических сведений о чрезвычайных ситуациях
социального характера. Терроризм. Прогнозирование ЧС. Оценка
обстановки.
П3 Формулирование основных задач МЧС РФ
П4 Изложение структуры и задач гражданской обороны

П1 Перечисление основных принципов и нормативно-правовой
базы защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
П2 Изложение основных положений по эвакуации населения.
Реализация новых методов зашиты;
П3 Моделирование чрезвычайных ситуаций
П4 Формулирование по организации АС и других неотложных
работ в зонах ЧС
П1 Получение теоретических сведений по основам военной службы
и обороны государства
П2 Перечисление видов Вооруженных Сил, их функции и задачи
П3 Определение общих требований к уровню подготовки
призывника
П1 Формулирование причин возникновения ЧС мирного времени;
П2 Изложение особенностей протекания техногенных аварий на
производствах, связанных с профессиональной деятельностью
выпускников;
П3 Формулирование методов и средств повышения устойчивости
функционирования технических систем и бытовых объектов в
условиях ЧС;
П4 Изложение принципов организации и функционирования
гражданской обороны в регионах Российской Федерации и на
предприятиях;
П1 Перечисление основных способов защиты населения от оружия
массового поражения
П2 Владение основными принципами и нормативно-правовой базой
защиты населения от чрезвычайных ситуациях
П3 Выполнение и организация эвакуационных мероприятий
П1 Формулирование правил безопасного поведения при пожарах
П2 Перечисление первичных средств пожаротушения
П3 Изложение приемов тушения пожара.
П1 Перечисление нормативно-правовых актов РФ, определяющие
порядок прохождения военной службы по призыву и по контракту;
П2 Формулирование основных требований к уровню подготовки
призывников;
П3 Изложение прав и обязанностей военнослужащего
П1 Изложение вид Вооруженных Сил и род войск и их
предназначение
П2 Владение основными требованиями Концепции национальной
безопасности и Военной доктрины РФ
П3 Изложение функций и основных задач современных
Вооруженных Сил России и их роль в системе национальной
безопасности страны
П1 Владение высокой готовностью к немедленному и правильному
использованию знаний при исполнении обязанностей военной
службы
П2 Изложение порядка работы со служебной информацией

19

П3 Использование полученных знаний при призыве на военную
службу
З10 Знание порядка и правил ока- П1 Изложение основных принципов оказания первой медицинской
зания первой помощи пострадав- помощи пострадавшим
шим
П2 Обоснование первой медицинской помощи при травмах
П3 Определение вид ран и общих правил оказания первой
медицинской помощи
П4 Определение основ реанимации

20



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.