ПМ.02

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ……….

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…………………..

6

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………

7

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ……………………………………………………………………………………………

18

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)………………………….

22

3

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников
1.1 Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Организация внеурочной
деятельности и общения младших школьников является частью основной образовательной
программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов
среднего звена специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, углубленная
подготовка, укрупненная группа 44.00.00 Образование и педагогические науки в части освоения
основного вида профессиональной деятельности:
Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников и
соответствующих профессиональных компетенций:
ПК2.1 Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать
внеурочные занятия.
ПК2.2 Проводить внеурочные занятия. Вести документацию, обеспечивающую
организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников
ПК2.3 Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся.
ПК2.4 Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных
занятий.
ПК2.5 Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и
общения младших школьников.
ПК4.1 Выбирать учебно – методический комплект, разрабатывать учебно - методические
материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе ФГОС и примерных
образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей
класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК4.2 Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК4.3 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной
литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК4.4 Оформлять педагогические разработки в виде рефератов, выступлений.
ПК4.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального
общего образования.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения профессионального
модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения
профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- анализа планов и организации внеурочной работы в области научно-познавательной
деятельности;
- определения целей и задач, планирования, проведения, внеурочной работы в области
научно-познавательной деятельности;
- наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий и занятий кружков,
обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем
4

педагогической практики, учителями, разработке предложений по их совершенствованию и
корректировке;
- наблюдения за детьми и педагогической диагностики познавательных интересов,
интеллектуальных способностей обучающихся;
- ведения документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы в области
научно-познавательной деятельности;
уметь:
- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации,
необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы в избранной области
деятельности;
- определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в
избранной области с учетом возраста обучающихся;
- составлять планы внеурочных занятий с учетом особенностей избранной области
деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно – гигиеническими нормами;
- использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их
с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
- планировать ситуации стимулирующие общение младших школьников в процессе
внеурочной деятельности, использовать вербальные и невербальные средства педагогической
поддержки детей, испытывающих затруднения в общении;
- мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во
внеурочной деятельности, сохранять состав обучающихся в течение срока обучения;
- планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями (лицами,
их заменяющими);
- подбирать и использовать на занятии дидактические материалы;
- использовать различные методы и приемы обучения;
- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных занятий;
- выявлять, развивать и поддерживать творческие способности обучающихся;
- составлять индивидуальную программу работы с одаренными детьми;
- применять разнообразные формы работы с семьей (собрания, беседы, совместные
культурные мероприятия);
- вести диалог с администрацией образовательного учреждения по вопросам
организации внеурочной работы в избранной области деятельности;
- анализировать организацию внеурочной работы в избранной области деятельности;
вариатив:
- каллиграфически писать, соблюдать нормы и правила русскогоязыка в устной и
письменной речи;
- устанавливать педагогические целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
знать:
- сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы организации
внеурочной работы в избранной области деятельности;
- особенности определения целей и задач внеурочной работы в начальной школе;
- теоретические основы и методику планирования внеурочной работы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной работы;
5

- методические основы организации внеурочной работы в избранной области
деятельности;
- особенности общения младших школьников;
- методы, приемы и формы организации общения младших школьников;
- методические основы и особенности работы с обучающимися, одаренными в избранной
области деятельности;
- способы выявления педагогом интересов и потребностей младших школьников;
- формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся или лицами, их
заменяющими, как субъектами образовательного процесса;
- логику анализа внеурочных мероприятий и занятий;
- виды документации, требования к ее оформлению;
- особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях летних
оздоровительных лагерей;
вариатив:
- особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности
обучающихся;
- вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального
общего образования;
- воспитательные возможности урока в начальной школе;
- основы обучения и воспитания одаренных детей.
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
всего – 315 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 207 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 138 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 69 часов;
учебной практики – 36 часов;
производственной практики – 72 часа.
1.4. Перечень используемых методов обучения:
Пассивные: лекции, опрос, просмотр презентации, тестирование, практические занятия,
письменные домашние работы, экскурсии, консультации преподавателя.
Активные и интерактивные: мозговой штурм, эвристические беседы, конференции,
дискуссии, кейс-метод, конкурсы самостоятельных и практических работ.

6

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Организация внеурочной
деятельности и общения младших школьников, в том числе профессиональными (ПК) и
общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать
внеурочные занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия. Вести документацию, обеспечивающую
организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных
занятий.
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и
общения младших школьников.
ПК 4.1
Выбирать учебно – методический комплект, разрабатывать учебно - методические
материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе ФГОС и
примерных образовательных программ с учетом типа образовательной организации,
особенностей класса/группы и отдельных обучающихся
ПК 4.2
Создавать в кабинете предметно-развивающую среду
ПК 4.3
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области начального общего образования на основе изучения
профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других
педагогов
ПК 4.4
Оформлять педагогические разработки в виде рефератов, выступлений
ПК 4.5
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального
общего образования
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, взаимодействовать с руководством, коллегами
и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья
детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее
регулирующих.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Объем времени, отведенный на
освоение междисциплинарного курса
Практика
(курсов)
Внеаудиторная
ПроизводАудиторная учебная
(самостоятельна
ственная
Всего
работа обучающегося
я) учебная
(по профиКоды
Наименования
часов
(обязательные
работа
лю специ(макс.
професразделов
учебные занятия)
обучающегося
альности),
сиональ- профессиональ- учебная
часов
в т.ч.
в т.ч.,
в т.ч., Учеб
нагрузка и
ных комного
лаборато курсокурсо- ная, (если преду*
практипетенций
модуля
рные
вая
вая часов смотрена
ки)
Всего
рассредотоВсего, работы и работа
работа
,
ченная
часов практиче (про(прочасов
практика)
ские
ект),
ект),
часов
занятия, часов
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПК 2.1.- Раздел 1. ПМ 2.
Организация
2.5
внеурочной дея207
138
70
69
тельности и общения младших
школьников
УП.02 Наблюдение организации внеурочной деятельно36
36
сти в начальной школе, часов
Раздел 2. ПП.02
Организация
внеурочной
деятельности и
72
72
общения
младших
школьников,
часов
Всего:

315

138

70

-

69

-

36

72

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование
разделов
профессионал
Содержание учебного материала,
ьного модуля
лабораторные работы и практические занятия,
(ПМ),
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
междисципли
(проект)
нарных
курсов (МДК)
и тем
1
2
Раздел 1. ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения
младших школьников
МДК 02.01 Основы организации внеурочной работы в области русского
языка, математики, естествознания, физкультурно-оздоровительной
деятельности, музыкального воспитания, продуктивных видов
деятельности
Тема 1.1.
Содержание
Сущность,
1 Внеурочная деятельность младшего школьника.
цель, задачи,
Понятие внеурочная работа младшего школьника, ее
функции
место и роль в реализации требований ФГОС НОО
организации
второго поколения. Цель, задачи, функции внеурочной
внеурочной
работы.
Результаты
и
эффекты
внеурочной
работы
деятельности учащихся. Взаимосвязь внеурочной
школьников.
работы
с
дополнительным
образованием.
«Особенности воспитания и развития современных
младших школьников» (сообщение).
2 Педагогические и гигиенические требования к
организации внеурочной работы. Педагогические
принципы организации внеурочной деятельности:
принцип интереса, единства рекреации и познания,
совместной деятельности. Основные гигиенические
критерии рациональной организации внеурочной
работы. Нормативные документы, регламентирующие
ее организацию и проведение.
Практические занятия
1 Анализ
ФГОС
НОО
как
документа,
регламентирующего организацию внеурочной работы
Самостоятельная работа
1 Сообщения по теме на выбор:
1. Знакомство с Государственным образовательным
стандартом как нормативным документом общего
образования
2. Нормативные документы, регламентирующие
организацию и проведение внеурочной деятельности.
2 Наизусть основные понятия ФГОС НОО
Тема 1.2.
Содержание:

9

Объем Уровень
часов усвоения

3
243

4

207

4
2

1,2

2

2

3

3
2

3

1
2

Особенности
определения
цели и задач
внеурочной
работы в
начальной
школе.

Нормативные
и
методологические
основы
определения цели и задач внеурочной работы
школьников: ФГОС НОО, Концепция духовно –
нравственного развития и воспитания личности
гражданина
России,
Программы
духовно
–
нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, реализующие ФГОС НОО.
Практические занятия
1 Определение педагогических целей и задач внеурочной
деятельности младшего школьника
Самостоятельная работа
1 Составление сообщения «Концепция духовно –
нравственного развития и воспитания»
Тема 1.3.
Содержание
Формы и
1 Методические основы организации внеурочной
методы
работы
в
области
научно-познавательной
организации
деятельности. Основные подходы и принципы
внеурочной
организации научно-познавательной деятельности.
работы в
Педагогические условия воспитания и социализации
области
младших
школьников
средствами
научнонаучнопознавательной деятельности.
познавательно
Общая характеристика и классификация методов
й
воспитания
(сообщение).
Уровни
организации
деятельности.
внеурочной деятельности.
Нормативно-правовое
обеспечение
внеурочной
деятельности: Положения, приказы, распоряжения и
др. локальные акты.
1

2

3

4

5

Исследовательская
деятельность
младших
школьников.
Содержание
и
сущность
исследовательской
деятельности.
Педагогические
условия
организации
исследования
младшими
школьниками.
Исследовательские
проекты
школьников.
Семинарское
занятие:
Формы
и
методы
организации внеурочной работы в области научнопознавательной
деятельности.
Общая
характеристика форм, структурные компоненты,
классификация, специфические особенности.
Творческое объединение научно-познавательной
направленности. Виды творческих объединений.
Особенности
организации
и
планирования
деятельности. Программа творческого объединения:
типология, классификация программ; структура;
технология разработки программы. Технология
организации учебного занятия. Учебно-методическое
обеспечение деятельности творческого объединения.
Предметная неделя. Особенности организации и
планирования
деятельности.
Содержание
и
технологические подходы к организации предметной
недели.

10

2

2

3

2

16
2

2

2

2

2

2

Олимпиада.
Особенности
организации
и
планирования
деятельности.
Содержание
и
технологические подходы к организации и проведению
предметной олимпиады.
7 Интеллектуальные
игры.
Особенности
и
возможности игры в образовательном процессе.
Разновидности интеллектуальных игр и технология их
организации и проведения.
8 Экскурсия. Виды экскурсий. Методика и технология
организации работы по подготовке и проведению
экскурсии с младшими школьниками.
Виртуальная экскурсия
Практические занятия
1 Анализ документов (Положение, приказ, план работы и
др.) на соответствие требованиям нормативных
документов.
2 Анализ вариантов проектов младших школьников на
соответствие
возрастным
и
познавательным
потребностям младшего школьника.
3 Разработка исследовательского проекта по русскому
языку, математике, окружающему миру (тема, класс по
выбору студента).
4 Структурный анализ вариантов программ творческих
объединений.
5 Разработка программы творческого объединения
«Знаток русского языка», по математике «Эрудит»,
«Экология для малышей» (по выбору студента).
6 Анализ конспекта учебного занятия творческого
объединения на соответствие избранной области
деятельности, возрасту обучающихся и санитарно –
гигиеническим нормам.
7 Разработка конспекта учебного занятия творческого
объединения «Знаток русского языка», «Эрудит»,
«Экология для малышей» (по выбору студента)
8 Анализ планов предметных недель на соответствие
избранной
области
деятельности,
возрасту
обучающихся и санитарно – гигиеническим нормам.
9 Проектирование предметной недели по русскому
языку, математике, окружающему миру.
10 Разработка заданий для проведения олимпиады по
русскому языку, математике, окружающему миру.
11 Анализ
сценариев
интеллектуальных
игр
на
соответствие
избранной
области
деятельности,
возрасту обучающихся и санитарно – гигиеническим
нормам.
12 Разработка сценария игровой программы по русскому
языку «Счастливый случай», «Брейн-ринг».
13 Разработка сценария игровой программы по
математике
«Интеллектуальное
казино»,
«Математическое домино».
6

11

2

2

2

32

3

14 Разработка сценария игровой программы по
окружающему
миру
«Что?
Где?
Когда?»,
«Интеллектуальный марафон».
15 Разработка
плана-конспекта
экскурсии
по
окружающему миру (вид и тема по выбору студентов).
16 Разработка виртуальной экскурсии по (вид и тема по
выбору студентов).
Самостоятельная работа
1 Сообщение: «Общая характеристика и классификация
методов воспитания».
2 Доклад по теме: «Исследовательские проекты
школьников»
3 Презентация: «Формы и методы организации
внеурочной работы в области научно-познавательной
деятельности»
4 Учебно-методическое
обеспечение
деятельности
творческого объединения.
5 Программы
творческого
объединения
«Знаток
русского языка», по математике «Эрудит», «Экология
для малышей» (на выбор студента).
6 Схемы анализа: занятия кружка и внеурочного
мероприятия в области научно-познавательной
деятельности
7 Технологические
подходы
к
организации
и
проведению предметной олимпиады
8 Копилка
упражнений:
«Разновидности
интеллектуальных игр»
9 Сценарий игровой программы
10 Виртуальная экскурсия (вид и тема по выбору
студентов).
Тема 1.4.
Содержание
Теоретические 1 Общая характеристика планирования: понятие,
основы и
требования, принципы, виды планов, структура.
методика
Методика планирования: определение цели и задач,
планирования
отбор содержания, форм и методов работы.
внеурочной
2 Критерии и диагностика результатов внеурочной
работы с
работы школьников.
учетом
Мониторинг результативности обучения ребенка по
возрастных и
дополнительной образовательной программе в области
индивидуальн
научно-познавательной деятельности. Мониторинг
ых
личностного развития школьников. Индивидуальные
особенностей
карты образовательного и личностного роста
обучающихся.
школьника.
3 Методы и способы осуществления педагогического
контроля, оценивания процесса и результата
деятельности обучающихся
Практические занятия
1 Анализ вариантов планов внеурочной работы на
соответствие
избранной
области
деятельности,
возрасту обучающихся и санитарно – гигиеническим
нормам.
12

24
2
2
2

4
2

2

2
2
2
4
6
2

2

2

2

4
2

3

Планирование внеурочной деятельности с младшими
школьниками на учебный год.
Самостоятельная работа
1 Мониторинг результативности обучения ребенка по
дополнительной образовательной программе
2 План работы внеурочной деятельности с младшими
школьниками на учебный год
Содержание
1 Семинарское занятие: Организация работы с
родителями.
Роль и место родителей (лиц их заменяющих) в
организации внеурочной работы школьников.
2 Традиционные и нетрадиционные формы и методы
взаимодействия.
Классификация.
Технологические
подходы
к
организации
взаимодействия.
Особенности
планирования работы с родителями (лиц их
заменяющих).
Практические занятия
1 Анализ планов работы с родителями (лиц их
заменяющих) на соответствие избранной области
деятельности, возрасту обучающихся и санитарно –
гигиеническим нормам.
2 Планирование внеурочной работы с родителями в
области научно-познавательной деятельности.
Самостоятельная работа
1 Сообщение: «Роль и место родителей (лиц их
заменяющих) в организации внеурочной работы
школьников»
2 План работы с родителями (лиц их заменяющих).
Содержание
1 Системный анализ внеурочных мероприятий и
занятий. Технология организации анализа внеурочной
деятельности. Схема анализа разных форм внеурочной
работы школьников.
Практические занятия
1 Системный анализ внеурочного мероприятия.
Самостоятельная работа
1 Анализ разных форм внеурочной работы школьников
Содержание
1 Особенности общения младших школьников.
Понятие общения. Структура общения (сообщение).
Эмоциональное общение со сверстниками. Общение
«учитель - ученик», «родитель - ребенок».
2 Ситуации, стимулирующие общение младших
школьников в процессе внеурочной деятельности,
использование вербальных и невербальных средств
педагогической поддержки детей испытывающих
затруднение в общении. Возможности внеурочной
деятельности в формировании коммуникативных
умений.
2

Тема 1.5.
Формы и
методы
взаимодействи
я с родителями
и лицами их
заменяющими,
как субъектами
образовательно
го процесса.

Тема 1.6.
Логика
анализа
внеурочных
мероприятий
и занятий

Тема 1.7
Особенности
общения
младших
школьников

13

2
5
2
3
4
2

2

2

4
2

3

2
4
2

2
2
2

3

2

3

2
4
2

2

2

Практические занятия
1 Решение проблемных ситуаций по стимулированию
общения младших школьников в процессе внеурочной
деятельности.
Самостоятельная работа
1 Реферат: «Общение «учитель – ученик», «родитель –
ребенок»
2 Сообщение:
«Педагогическая поддержка детей
испытывающих затруднение в общении»
Тема 1.8
Содержание
Методы,
1 Семинарское занятие:
приемы и
Межличностные отношения в детской группе.
формы
Проблемы сплочения. Динамика общения детей.
организации
Возможности игры, беседы, тренингов в развитии
общения
коммуникативной культуры младших школьников.
младших
Практические занятия
школьников.
1 Разработка программы тренинга «Межличностного
взаимодействия младших школьников».
Самостоятельная работа
1 Сообщение: «Межличностные отношения в детской
группе»
2 Копилка игр: «Игры на взаимодействие младших
школьников»
Тема 1.9
Содержание
Методические 1 Понятие одаренность, особенности организации
основы и
работы учителя с одаренными детьми. Развитие и
особенности
проблемы одаренности у детей младшего школьного возраста.
работы с
Индивидуальный подход в работе с одаренными детьми.
одаренными
2 Методики выявления и оценки способностей ребенка.
обучающимися
Методы
определения
результатов
личностного
развития и воспитания личности младшего школьника
Самостоятельная работа
1 Сообщение: «Методы определения результатов
личностного развития и воспитания личности
младшего школьника»
Тема 1.10
Содержание
Способы
1 Понятие «интерес» и «способности»
выявления
Пути
формирования
интересов
и
развитие
педагогом
способностей младших школьников. Роль учителя.
интересов и
Практические занятия
способностей
1 Разработка программы наблюдения за детьми, для
младших
выявления интересов школьников к научношкольников.
познавательной деятельности.
Самостоятельная работа
1 Доклад: «Роль учителя в выявлении интересов и
способностей младших школьников»
Тема 1.11
Содержание
Виды
1 Документация по внеурочной деятельности. Виды
документации,
документации и требования к ее оформлению.
требования к Практические занятия
14

2

3

3
2
1
4
2

2

3

3
1
2
4
2

2

2

2
2

3

2

2

2

3

2

2
2
2

3

Анализ документации на соответствие избранной
области деятельности, возрасту обучающихся и
санитарно – гигиеническим нормам. Презентация
портфолио по модулю.
Самостоятельная работа
1 Подготовка портфолио по МДК
Тема 1.12
Содержание
Школьные
1 Педагогика лета. Летние каникулы в системе
каникулы как
непрерывного образования. Типы современных
воспитательна
лагерей.
я система
2 Воспитательная система лагеря. Структурные
компоненты воспитательной системы. Вариативный
подход к организации летнего досуга школьников.
Тематические и профильные смены.
Практические занятия:
1 Сравнительный анализ вариантов тематических
программ летних смен.
2 Разработка тематической программы летней смены
Самостоятельная работа
1 Тематическая программа летней смены
2 Подготовка информационных сообщений: «Гендерное
воспитание школьников в условиях ДОЛ», «История
коммунарского движения».
Тема 1.13
Содержание
Логика и
1 Структура смены.
содержание
Организационный, основной и заключительный
летней смены
период. Кризисные пики каждого этапа, их
прогнозирование, предотвращение и разрешение.
2 Содержание смены.
Цели
и
задачи,
формы
организации
жизнедеятельности.
Планирование.
Приемы
коллективного планирования.
Практические занятия:
1 Проведение игр на знакомство.
2 Оформление уголка отряда.
3 Планирование жизнедеятельности отряда на смену.
Самостоятельная работа
1 Игры на знакомство
2 План жизнедеятельности отряда на смену.
3 Оформление «Экрана настроения» или «Цветописи
отряда».
Тема 1.14.
Содержание
Логика
1 Детский
коллектив.
Основные
этапы
развития
жизнедеятельности временного детского коллектива.
временного
Органы самоуправления, принципы формирования.
детского
Позиция педагога в отряде. Огонек как форма
коллектива
организации коллективного анализа. Виды огоньков и
методика проведения.
ее
оформлению

1

15

2
2
4
2

2

2

4
2

3

2
4
2
2

4
2

2

2

6
2
2
2
5
2
2
1
6
2

3

2

Возрастные особенности школьников.
Возрастные особенности школьников и их учет при
организации жизнедеятельности временного детского
коллектива. Детские проблемы и пути их разрешения.
Заслушивание сообщений.
3 Коллективно-творческая деятельность.
Технология КТД. Основные направления, формы и
методы планирования и организации деятельности.
Заслушивание сообщений.
Практические занятия:
1 Решение педагогических ситуаций по теме: «Этапы
жизнедеятельности временного детского коллектива»
2 Изучение коллектива (тренинг)
3 Технология КТД.
Самостоятельная работа
- Оформление портфолио вожатого:
А) варианты тематических программ летних смен;
Б) памятка «Виды огоньков»;
В) памятка «Технология КТД»;
Г) «Праздничный календарь лета»;
Д) памятка «БЖ в условиях ДОЛ».
Е) подборка методик изучения коллектива и
личности школьника.
Содержание
1 Нормативно-правовое обеспечение деятельности
ДОЛ.
НП документы, регламентирующие педагогический
процесс. Педагогическая документация.
2 Основы безопасности жизнедеятельности.
Понятие БЖ в условиях ДОЛ. Факторы риска. Правила
безопасного поведения на территории ДОЛ (столовая,
бассейн, жилой корпус, спортивный комплекс,
прачечная и др.), в лесу, на водоеме.
Самостоятельная работа
1 Памятка: «Правила безопасного поведения на
территории ДОЛ»
2

Тема 1.15
Нормативноправовое
обеспечение
летней смены

16

2

2

6
2

3

2
2
6

4
2

1,2

2

2

3

УП.02 Наблюдение организации внеурочной деятельности в начальной
школе
Виды работ:
Нахождение и использование методической литературы и др. источники
информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы
в избранной области деятельности
Знакомство, анализ и разработка документации, обеспечивающей
организацию внеурочной работы в области научно-познавательной
деятельности.
Знакомство и анализ программно-методического обеспечения творческого
объединения научно-познавательной направленности.
Наблюдение и анализ занятия творческого объединения в области научнопознавательной деятельности, обсуждение занятия в диалоге с сокурсниками,
руководителем педагогической практики, разработка предложений по их
совершенствованию и коррекции.
Знакомство и анализ программно-методического обеспечения предметной
недели.
Знакомство и анализ вариантов планов внеурочной работы на
соответствие избранной области деятельности, возрасту обучающихся и
санитарно – гигиеническим нормам.
Наблюдение и системный анализ внеурочного мероприятия в области
научно-познавательной деятельности, обсуждение мероприятия в диалоге с
сокурсниками, руководителем педагогической практики, разработка
предложений по их совершенствованию и коррекции.
Наблюдение и анализ общения школьников в процессе внеурочного
мероприятия, обсуждение полученных результатов в диалоге с
сокурсниками, руководителем педагогической практики
Оформление отчета по итогам практики.
Учебная практика ИМС (Инструктивно- методический сбор)
Виды работ:
- определение целей и задач, планирование и организация
жизнедеятельности отряда в условиях ИМС;
- организация, анализ и самоанализ жизнедеятельности коллектива,
обсуждение отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками,
педагогами,
руководителем
педагогической
практики,
разработка
предложений по ее совершенствованию и корректировке;
- наблюдение за работой коллектива, педагогическая диагностика
сплоченности и работоспособности коллектива в условиях ИМС;
ведение
документации,
обеспечивающей
организацию
жизнедеятельности детского коллектива в условиях ИМС.

17

36

3

ПП.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших
школьников
1. Летняя педагогическая практика:
Проведение, самоанализ и анализ занятия в творческом объединении в
области научно-познавательной деятельности, обсуждение занятия в диалоге
с сокурсниками, руководителем педагогической практики, разработка
предложений по их совершенствованию и коррекции.
Осуществление педагогического контроля, оценивания процесса и
результата деятельности школьников на занятиях в творческом объединении
и внеурочных мероприятиях.
Проведение, самоанализ и анализ олимпиады на группе по русскому
языку, математике, окружающему миру, обсуждение мероприятия в диалоге
с сокурсниками, руководителем педагогической практики, разработка
предложений по их совершенствованию и коррекции.
Проведение, самоанализ и анализ интеллектуальных игр: «Счастливый
случай», «Брейн-ринг», «Интеллектуальное казино», «Математическое
домино», «Что? Где? Когда?», «Интеллектуальный марафон», их обсуждение
в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики,
разработка предложений по их совершенствованию и коррекции.
Проведение, самоанализ и анализ экскурсии по окружающему миру (вид и
тема по выбору студентов), ее обсуждение в диалоге с сокурсниками,
руководителем педагогической практики, разработка предложений по их
совершенствованию и коррекции.
Проведение диагностирования младших школьников с целью выявления
особенностей общения.
Проигрывание, самоанализ и анализ фрагмента внеурочного мероприятия
с использованием игр по развитию коммуникативных умений, обсуждение в
диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики,
разработка предложений по их совершенствованию и коррекции.
Диагностирование школьников на выявление одаренности в области
научно-познавательной деятельности и составление индивидуальной
программы по работе с одаренными детьми.
Организация, проведение и анализ тренинговых занятий по
формированию межличностного общения младших школьников.
Обсуждение в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической
практики, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции.
Проведение педагогической диагностики познавательных интересов,
интеллектуальных способностей обучающихся, анализ результатов.
Проведение диагностирования младших школьников с целью выявления
особенностей общения.
Нахождение и использование методической литературы и др. источников
информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы
в избранной области деятельности
Организация наблюдения за детьми и проведение педагогической
диагностики познавательных интересов, интеллектуальных способностей
обучающихся.
Выявление, развитие и
поддержка творческих
способностей
обучающихся.
Составление и апробирование индивидуальной программы работы с
одаренными детьми.
Организация, проведение, самоанализ и анализ тренинговых занятий по
формированию межличностного общения.
18

Анализ документации по организации внеурочной деятельности в области

72

3

Всего

315

-

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач)

19

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы профессионального модуля предполагает наличие учебных
кабинетов «Педагогики и психологии», «Русского языка с методикой преподавания»,
«Математики с методикой преподавания», «Естествознания с методикой преподавания»,
«Музыки и методики музыкального воспитания», «Методики обучения продуктивным видам
деятельности; «Детской литературы», «Теории и методики физического воспитания»,
«Спортивный зал», библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- 30 посадочных мест;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные и дидактические пособия;
- комплект учебно-методической документации;
- видеотека внеурочных мероприятий и занятий творческих объединений;
- комплекты учебно-методической документации в области научно-познавательной деятельности.
Оборудование актового зала:
- сцена;
- кулисы;
- звуковая и световая аппаратура;
- костюмерная и гримерная комнаты.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- компьютеры;
- мультимедиа-система для показа презентаций;
- цифровая видеокамера;
- цифровая фотокамера;
- музыкальный центр;
- мегафон;
- радиомикрофон;
- театральные костюмы;
- декорации и материал для их изготовления.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб.
Заведений/ Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Изд. Центр «Академия», 2014. –
364с.
2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в
школе? Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2013. – 288с.
3. Григорьев В.Д. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя /Д.В.Григорьев П.В. Степанов. - М.:Просвещение, 2013. - 223с. - (Стандарты второго поколения).
4. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие /Е.В. Головнева._ М.:
Высш.шк., 2013. – 256с.

5. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие /Под ред.
Е.Н Степанова. - М.:ТЦ Сфера, 2014. 128 с.
6.
Шашина В.П. Методика игрового общения. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 288с.
Интернет-ресурсы:
1. Министерство образования и науки РФ www.edu.ed.gov.ru
2. Российский образовательный правовой портал www.lav.edu.ru
3. Российский портал открытого образования www.openet.ru
4. Информационный
образовательный
портал
«Гуманитарные
науки»
www.auditorium.ru
5. Сайт департамента по молодежной политике Министерства образования РФ
www.youth-rf.nm.ru
6. Российский образовательный портал www.school.ru
7. Централизованная библиотечная система «Киевская»www.cl.ru
8. Государственная Академия инноваций www.gain.ru
9. Издательский дом «Первое сентября» www.1september.ru
10. Журнал «Курьер образования» www.courier.ru
11. Гуманитарный издательский центр «Владос» www.vlados.ru
12. Объединенный каталог печатных изданий www.chtivo.ru
13. Рефераты www.4student.ru
14. Библиотека М. Мошкова www.lib.ru
15. Народная библиотека www.biglid.com.au
16. Сайт института образовательной политики «Эврика» www.eurekanet.ru
17. Рефераты и курсовые www.referat.studentport.su
18. Электронная библиотека "Просвещение". http://www.nd.ru/catalog/products
Сайт "Компьютер и дети" e-mail: webmaster@intergu.ru
Дополнительные источники:
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.-М. : ТЦ Сфера, 2006.- 99
с.
2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения.
Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск6 Изд-во Новосиб. Ун –
та;М.:Совершенство, 2007. – 171с.
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно — нравственного
развития и воспитания личности гражданина России.
4. Дубровина И.В. Психология: СПО. - М.. 2006. Немов Р.С. Общая психология: Учебник СПО. - М., 2006.
5. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2006 — 336с.
- (Педагогика. Психология. Управление).
6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия
к мысли: пособие для учителя /( А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская,И.А.Володарская и др.) под ред.
А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.:Просвещение, 2010. - 152с.
7. Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая
служба: практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей
ИПК. – Ростов н/Д: изд-во «Учитель», 2005. – 324с.
21

8. Нескучный досуг. Сценарии игровых программ / Под ред. Е.И. Ромашковой. – М.: ТЦ
Сфера, 2006, - 96 с.
9. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку в начальных классах. – М. : Академия, 2006. – 240 с.
10. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.С. Смирнов и др.); под ред. В.А.Горского. М.:Просвещение, 2010. - 111 с. - (Стандарты второго поколения).
11. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения.
Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений.-М. : Просвящение, 2007.- 344 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. №373.
13. Филякова А. Школьные праздники: сценарии. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005.
– 125 с.
14. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: учеб. пособ. для студ. высш. пед. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 160 с.
Средства массовой информации:
Журналы:
1.
Дополнительное образование и воспитание.
2.
Воспитание и дополнительное образование.
3.
Вестник педагогических инноваций.
4.
Воспитательная работа в школе.
5.
Воспитание школьников.
6.
Народное образование.
7.
Начальная школа.
Информационно-методический уголок:
- график проведения промежуточного и контрольного тестирования;
- виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов;
- перечень тем для самостоятельной внеаудиторной работы студентов;
- график консультаций;
- инструкция по технике безопасности;
- инструкция по пожарной безопасности;
- вопросы к семинарам;
- список обязательной и дополнительной литературы и др.
Учебно-методическая документация:
1. Учебно-методические комплексы по разделам и темам профессионального модуля.
2. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по профессиональному модулю.
3. Сборник тестовых заданий по разделам модуля.
4. Материалы для промежуточной аттестации студентов по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

22

5. Учебно-методические пособия управляющего типа (рабочие тетради для практических заданий, методические рекомендации для выполнения практических работ, рефератов, курсовых
работ и др.).
6. Дневник-отчет по практике по профессиональному модулю.
4.3. Организация образовательного процесса
Освоение обучающимися профессионального модуля должно проходить в условиях
созданной образовательной среды, как в учебном заведении, так и в организациях
соответствующих профилю специальности «Преподавание в начальных классах».
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную учебную и
производственную практику по профилю специальности в общеобразовательных учреждениях.
Места для подготовки и проведения мероприятий и занятий, при прохождении практики
должны соответствовать санитарным и гигиеническим, нормативным требованиям. С
образовательными учреждениями, базами практики, заключаются договоры на проведение
практики обучающихся.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по
междисциплинарному курсу:
наличие высшего профессионального образования по профилю, прохождение курсов
повышения квалификации педагогических работников 1 раз в 3 года, прохождение стажировки
в профильных учреждениях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство
практикой: наличие высшего педагогического образования, стажировка в профильных
организациях не реже 1 раза в 3 года.

23

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты
(освоенные профессиональные и общие компетенции)
ПК 2.1. Определять цели и
задачи внеурочной
деятельности и общения,
планировать внеурочные
занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

ПК 2.3. Осуществлять
педагогический контроль,
оценивать процесс и
результаты деятельности
обучающихся.
ПК 2.4. Анализировать
процесс и результаты
внеурочной деятельности и
отдельных занятий.
ПК 2.5. Вести документацию,
обеспечивающую
организацию внеурочной
деятельности и общения
младших школьников.
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

Основные показатели оценки результата
П1 - соответствие цели и задач внеурочной деятельности и общения в
избранной области возрастным особенностям обучающихся;
П2- соответствие плана – конспекта внеурочного занятия
особенностям
избранной
области
деятельности,
возрасту
обучающихся и санитарно – гигиеническим нормам;
П3- соответствие цели и задач плана конспекта теме и структуре
занятия;
П1 - соответствие содержания цели и задачам проведенного
внеурочного занятия;
П2- соответствие структуры проведенного занятия избранной форме
проведения;
П3- обоснованный выбор форм, методов, средств и приемов обучения
с учетом особенностей избранной области деятельности, возраста
обучающихся и санитарно – гигиенических норм;
П4- соответствие
используемых
дидактических
материалов
современным педагогическим требованиям;
П1 - соответствие форм контроля цели и задачам внеурочной
деятельности;
П2- обоснованный выбор форм контроля с учетом особенностей
избранной области деятельности, возраста обучающихся;
П3- адекватность оценки процесса и результата деятельности
индивидуальным и личностным особенностям обучающихся;
П1 - полнота и грамотность проведенного самоанализа и анализа
внеурочных мероприятий и занятий кружков;
П2аргументированность
разработанных
предложений
по
совершенствованию и корректировке внеурочных мероприятий и
занятий кружков;
П1 - соответствие документов (Положение, приказ, план работы и др.)
требованиям нормативных документов;
П2- соблюдение требований к структуре конспекта внеурочного
занятия и занятия кружка;
П1 - аргументированность и полнота объяснения сущности и
социальной значимости будущей профессии;
П2активность,
инициативность
в
процессе
освоения
профессиональной деятельности;
П3- наличие положительных отзывов по итогам педагогической
практики;
П1 - рациональность организации собственной деятельности;
П2- аргументированность и эффективность выбора методов и
способов решения профессиональных задач;
П3- своевременность сдачи заданий, отчетов;
П4активность,
инициативность
в
процессе
освоения
профессиональной деятельности;
П1 - аргументированность и правильность решения в нестандартных
ситуациях;
П2- быстрота и обоснованность выбора способов решения
нестандартных ситуаций;
П3- правильность оценки рисков;

ОК 4. Осуществлять поиск,
анализ и оценку информации,
необходимой для постановки
и решения профессиональных
задач, профессионального и
личностного развития
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные
технологии для совершенствования
профессиональной
деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и
команде, взаимодействовать с
руководством, коллегами и
социальными партнерами
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать
их работу с принятием на себя
ответственности за качество
образовательного процесса
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельности в
условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее
регулирующих.

П1 - адекватность используемой информации профессиональным
задачам и личностному развитию;
П2- результативность информационного поиска в решении
профессиональных задач;
П1 - рациональность использования ИКТ для совершенствования
профессиональной деятельности;
П2- качество владения ИКТ;
П1 - самоанализ и коррекция результатов собственной работы и
работы команды;
П2- эффективность организации, взаимодействия с руководством,
коллегами, социальными партнерами;
П3- проявление коммуникативных способностей;
П4- наличие лидерских качеств;
П1 - обоснованность постановки цели;
П2- аргументированность выбора способов мотивации обучающихся;
П3 - активность и инициативность на занятиях;
П4- полнота и нестандартность выполнения заданий;

П1 - рациональность организации самостоятельной работы в
соответствии с задачами профессионального и личностного развития;
П2- своевременность сдачи заданий, отчетов;
П3- участие в студенческих конференциях, конкурсах и т. д.
П1 - адекватность понимания целей современного профессионального
образования;
П2 - проявление интереса к инновациям в области профессиональной
деятельности.
П1 - обоснованный выбор форм и методов в профилактике
травматизма;
П2- обоснованный выбор форм и методов охраны жизни и здоровья
обучающихся (воспитанников);
П1 - организация профессиональной деятельности в соответствии с
правовыми нормами;
П2 - грамотность решения правовых вопросов;

25



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.