Программа ГИА 44.02.02 Преподавание в начальных классах 2022 - 2023 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения

4

2. Процедура проведения государственной итоговой аттестации

7

3. Требования к дипломной работе

13

4. Порядок проведения государственной итоговой аттестации для выпускников
из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (в случае наличия)
5. Порядок апелляции и пересдачи государственной итоговой аттестации

29
30

1.

Общие положения

Программа государственной итоговой аттестации (далее ГИА) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», локальным нормативным актом (положением) о проведении ГИА выпускников ГАПОУ СО «ЭКПТ», ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Квалификация «Учитель начальных классов»
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2015 №
06-846 «О направлении методических рекомендаций»;
-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
-Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013г. № 464 (с изменениями и дополнениями);
-Приказа Министерства просвещения России от 08.11.2021 года № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
-Приказа Министерства просвещения России от 05.05.2022 года № 311 «О внесении
изменений в приказ Министерства просвещения России от 08.11.2021 года № 800 «Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования».
Программа ГИА определяет совокупность требований к государственной итоговой аттестации по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
1.1 Область применения программы
ГИА является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее
ППССЗ) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее
ФГОС СПО) специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
1.2

Цели государственной итоговой аттестации

ГИА проводится с целью оценки степени и уровня освоения обучающимися ППССЗ и
определения соответствия результатов освоения требованиям ФГОС СПО специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах.
1.3 Результаты освоения образовательной программы в виде профессиональных
компетенций

В соответствии с ФГОС СПО п. 8.4 и на основании письма Министерства образования и
науки Российской Федерации от 20.07.2015г № 06-846 «О направлении Методических рекомендаций» оценка качества выпускников осуществляется в двух направлениях:
- оценка уровня освоения междисциплинарных курсов и производственных практик;
-оценка общих и профессиональных компетенций выпускников.
Таблица 1 – Основные показатели оценки качества выпускников специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Профессиональные модули и компетенции
оценивания обучающихся

Вид
ГИА
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать Дипломная
уроки.
работа
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной
деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты
внеурочной деятельности и отдельных занятий.
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и
общения младших школьников.
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение
и диагностику, интерпретировать полученные
результаты.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать
внеклассную работу.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты
проведения внеклассных мероприятий.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать
работу с родителями.
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями при решении задач обучения и воспитания.
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с
родителями.
ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические ма-

Показатели оценки
Соответствие тематики дипломной работы содержанию
одного или нескольких профессиональных модулей
Обоснованность актуальности
проблемы исследования анализом состояния действительности.
Соответствие целей, задач работы и содержания
Формулирование
предмета,
объекта исследования, методов,
используемых в работе.
Связь содержания целой работы и ее частей с темой работы.
Соответствие структуры и содержания работы требованиям
ФГОС и Методических рекомендаций
Полнота раскрытия темы работы
Глубина анализа источников по
теме исследования
Соответствие результатов ВКР
поставленным цели и задачам
Исследовательский
характер
работы
Практическая направленность
работы
Самостоятельность подхода в
раскрытии темы, наличие собственной точки зрения
Обоснованность выводов
Соответствие оформления работы требованиям Методических рекомендаций
Объем работы соответствует
требованиям Методических рекомендаций

териалы
(рабочие
программы,
учебнотематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметноразвивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования
на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки
в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и
проектной деятельности в области начального
образования.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку
информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК
5.
Использовать
информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья
детей.
ОК 11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

1.4

Представление и защита
дипломной
работы

Актуальность
используемых
источников и оформление в соответствии с требованиями Методических рекомендаций
Грамотность и содержательность представления работы
Владение содержанием работы.
Логика изложения, уместность
использования наглядности,
владение терминологией.
Формулирование собственной
точки зрения с опорой на соответствующие теоретические
положения.
Грамотность речи и правильность использования профессиональной терминологии
Использование наглядности:
презентации, схемы, таблицы и
др.
Полнота и соответствие содержания презентации содержанию ВКР
Оформление презентации в соответствии с требованиями Методических указаний к дипломной работе
Полнота, точность, аргументированность ответов на вопросы

Формы государственной итоговой аттестации в соответствии с ФГОС СПО

ГИА выполняется в форме выпускной квалификационной работы – защиты дипломной
работы, в выпускную квалификационную работу включается демонстрационный экзамен (для

очной формы обучения)
ГИА выполняется в форме выпускной квалификационной работы – защиты дипломной
работы (для заочной формы обучения)

2.

Процедура проведения государственной итоговой аттестации

2.1 Вид выполнения ГИА
Демонстрационный экзамен предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности.
Процедура защиты ДР устанавливается председателем ГЭК по согласованию с членами
комиссии и включает доклад обучающегося с презентацией вопросы членов комиссии, ответы
обучающегося, чтение отзыва и рецензии, выполнение задания демонстрационного экзамена.
Может быть предусмотрено выступление руководителя ДР, а также рецензента, если они присутствует на заседании ГЭК.
2.2

Объем времени на подготовку и проведение ГИА
В соответствии с ФГОС СПО (п.6.4 таблица 3) 44.02.02 Преподавание в начальных

классах, объем времени составляет 6 недель (из них 5 недель подготовка ГИА и 1 неделя защита ГИА) при очной и заочной формах обучения базовой подготовки.
2.3

Сроки проведения ГИА

-

В соответствии с учебным планом ППССЗ специальности 44.02.02 Преподавание в

начальных классах определены сроки проведения ГИА:
- в группе ПНК- 463, ПНК- 464 подготовка 20 мая-16 июня, защита 17-31 июня 2023г
(очная форма обучения);
- в группе ПНК- 496 подготовка с 15 мая по 10 июня, защита с 12.06 по 24.06 (заочная
форма обучения)
2.4

Предлагаемая тематика или темы дипломных проектов (работ)

Темы дипломных работ должны иметь практико-ориентированный характер. Обязательное требование - соответствие тематики дипломных проектов (работ) и содержанию одного
или нескольких профессиональных модулей (п. 8.6 ФГОС СПО) специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Перечень тем ДР:
-

разрабатываются руководителями ДР;

-

рассматриваются на заседании цикловой комиссии специальности 44.02.02 Препо-

давание в начальных классах
-

согласовываются с работодателем и утверждаются директором колледжа.

Обучающемуся предоставляется право выбора темы дипломной работы, в том числе предложения своей темы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки
для практического применения.
Таблица 2 – Примерная тематика или темы ДР
№
1.

2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.

11.

12.

13.

14.
15.
16.
17.
18.

Примерная тематика или темы ДР
Формирование пространственного мышления младших
школьников на основе изучения геометрического материала
на уроках математики в начальных классах.
Нестандартные задачи как средство развития универсальных
логических действий на уроках математики в начальной школе.
Использование проблемных ситуаций на уроках математики в
начальной школе как средство развития творческого мышления
Формирование у младших школьников умения решать текстовые задачи.
Проектная деятельность на уроках математики как средство
развития познавательной активности младших школьников
Современные цифровые технологии как средство формирования экологических знаний у младших школьников.
Проектная деятельность как средство формирования экологических знаний у младших школьников на уроках окружающего мира.
Дидактическая игра как средство формирования знаний об
окружающем мире у младших школьников.
Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на уроках окружающего мира посредством групповой
работы.
Использование исторических сведений на уроках математики
при
формировании познавательных
и
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Формирование умения решать задачи на движение с помощью построения вспомогательных моделей на уроках математики в начальной школе.
Развитие познавательного интереса младших школьников с
помощью системы развивающих заданий на уроках математики.
Развитие пространственного мышления младших школьников
посредством использования упражнений на конструирование
и разрезание на уроках математики.
Развитие воображения младших школьников при использовании метода моделирования для решения текстовых математических задач.
Вариативность учебных заданий как средство активизации
младших школьников в процессе обучения математике.
Этимологический
анализ
в
аспекте
словарноорфографической работы на уроках русского языка в начальной школе.
Методика работы при подготовке к сочинениям на уроках
русского языка в начальной школе.
Использование знаково-символических средств представления учебного материала на уроках русского языка в началь-

Наименование профессионального модуля
ПМ.01 Преподавание по
программам
начального
общего образования
ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и
общения младших школьников
ПМ.03 Классное руководство
ПМ.04 Методическое обеспечение образовательного
процесса

19.
20.
21.
22.
23.

24.
25.
26.
27.
28.

29.

30.

31.

32.
33.
34.
35.
36.
37.

38.

39.
40.

ной школе.
Ознакомление младших школьников со стилями речи как условие развития коммуникативной культуры.
Формирование речевых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках литературного чтения.
Развитие читательской деятельности младших школьников
при изучении русских народных волшебных сказок.
Пересказ как средство формирования коммуникативных УУД
у обучающихся на уроках литературного чтения.
Заучивание литературно художественных произведений наизусть как средство формирования у младших школьников читательской памяти.
Использование электронных образовательных ресурсов информационно-справочного характера на уроках чтения в начальной школе.
Формирование представлений младших школьников о комическом в процессе изучения художественных произведений.
Причины отставания младших школьников в освоении
школьной программы по русскому языку. Методы коррекции.
Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка
для формирования УУД у учащихся начальных классов
Использование речевых задач как условие формирования речевой компетенции младших школьников на уроках литературного чтения
Система работы по обучению чистописанию на уроках русского языка, для развития грамотности у учащихся начальных
классов.
Формирование литературного навыка учащихся младших
классов при работе над сочинениями различных жанров (загадка, считалка, сказка и др.)
Использование устных и письменных изложений текста для
формирования ключевых компетенций учащихся начальных
классов.
Формирование лексикографических умений младших школьников как условие усвоения норм орфоэпии на уроках русского языка.
Формирование общеучебных умений младших школьников в
процессе обучения речевым жанрам
Формирование речевого творчества младших школьников
при работе над изложениями на уроках русского языка.
Развитие творческих способностей учащихся начальных
классов на уроках «Русского языка», для формирования коммуникативных компетенций.
Работа по подготовке учащихся к участию в олимпиадах по
русскому языку, для формирования и развития УУД
Дифференцированная оценка учебных действий младших
школьников по русскому языку как средство повышения интереса к изучению предмета
Фольклор, русские народные сказки в системе литературного
образования младшего школьника, для формирования знаний
русского народного творчества
Способы формирования познавательной активности младших
школьников при выполнении творческих задания по русскому языку
Формирование у младших школьников коммуникативных

41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.

49.
50.
51.
52.
53.
54.

55.
56.
57.
58.

59.

60.

61.
62.

умений учебной деятельности в процессе изучения темы
морфология.
Фразеологизмы как средство активизации речевой деятельности младших школьников.
Особенности формирования и совершенствование графомоторных навыков у леворуких детей.
Совершенствование речевых умений младших школьников при работе над разными жанрами сочинений во 24 классах.
Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников.
Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над изложением.
Развитие нравственных понятий младших школьников на
уроках литературного чтения при изучении волшебной сказки в 3 классе.
Наглядность как средство усвоения грамматических понятий
на уроках русского языка в начальных классах.
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах для формирования орфографической
грамотности у обучающихся.
Использование занимательного материала и дидактических
игр на уроках обучения грамоте в условиях реализации
ФГОС НОО.
Методика работы над пересказом как средством развития связной речи младших школьников.
Особенности речевых ошибок младших школьников и пути
их устранения.
Заучивание литературно-художественных произведений наизусть как средство формирования у младших школьников
читательской памяти.
Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования у младших школьников коммуникативных УУД.
Развитие физических качеств у детей младшего школьного
возраста при помощи эстафет и подвижных игр как средство
гармоничного развития личности.
Использование метода круговой тренировки на уроках скоростно-силовой направленности в начальной школе для развития физических качеств младшего школьника.
Формирование теоретико-практических основ развития физических качеств у младших школьников.
Подвижные и спортивные игры как средство развития физических качеств у детей младшего школьного возраста.
Особенности методики воспитания силы у младших школьников на уроках физической культуры как средство повышения уровня его физической подготовленности.
Особенности методики воспитания гибкости у младших
школьников на уроках физической культуры как средство
повышения уровня его физической подготовленности.
Значение регулярных занятий физическими упражнениями
как средство развития и укрепления здоровья младших
школьников.
Значение Всероссийского физкультурно–оздоровительного
комплекса ГТО в повышении уровня физической подготовленности младших школьников
Особенности методики воспитания силы у младших школь-

63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.

ников на уроках физической культуры
Особенности методики воспитания гибкости у младших
школьников на уроках физической культуры
Использование графов в начальном курсе математики при
формировании умения решать задачи.
Использование исторических сведений по вычислительным
приборам во внеклассной работе с младшими школьниками.
Развитие пространственного воображения младших школьников в процессе изучения объемных фигур в курсе математики начальных классов.
Особенности обучения математическому языку младших
школьников
Функциональная пропедевтика как основа развивающего
обучения математике в начальных классах.
Использование элементов доказательства при обучении математике в начальных классах
Уроки на воздухе как средство формирования здорового образа жизни младших школьников (на материале начального
курса математики)
Буквенная символика как средство обобщения арифметических понятий в начальных классах.
Использование элементов проблемного обучения при изучении величин в начальных классах.
Теория геометрических преобразований в курсе «Математика
и конструирование» начальной школы.
Ознакомление младших школьников с элементами теории
отношений при изучении математики в начальных классах.
Развитие конструкторского мышления младших школьников
в процессе ознакомления их с геометрическим материалом.
Формирование умения делать обобщения у младших школьников при изучении математики в начальных классах
Развитие экономического мышления в процессе формирования элементарных математических представлений у младших
школьников.
Формирование познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения.
Современные подходы к анализу художественных произведений на уроках литературного чтения начальной школы.
Методика работы над сочинением рассказов-фантазий в 4
классе.
Формирование у младших школьников умения различать в
литературном произведении авторскую позицию и позицию
персонажа.
Роль музыки на уроках чтения как средство развития творческих способностей учащихся в начальной школе.
Музыкально-теоретическая деятельность учащихся на уроках
музыки.
Использование методики В.А. Илюхиной «Письмо с секретом» для совершенствования каллиграфического почерка
учащихся 2-го класса.
Лингвистический театр как форма внеклассной работы по
русскому языку.
Обогащение речи учащихся начальной школы фразеологизмами как средство развития познавательных УУД .
Методика обучения младших школьников написанию сочи-

88.
89.
90.
91.

92.

93.

94.
95.
96.
97.
98.
99.

100.

нений в жанре научной фантастики.
Формирование экологической культуры младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
Формирование творческой деятельности учащихся начальной
школы в процессе изучения окружающего мира.
Двигательная активность на уроках физической культуры и
ее влияние на физическое развитие младших школьников.
Внеурочная деятельность младших школьников по окружающему миру как средство повышения познавательных
УУД.
Внеклассные формы работы физического воспитания младших школьников как содействие успешному овладению материала программы по предмету «Физическая культура».
Внеклассная работа как средство совершенствования математических знаний учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Региональный компонент «Краеведение» как составляющая
формирования познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира в начальных классах.
Развитие
навыков проектной деятельности у младших
школьников при обучении предмета «Окружающий мир».
Методика обучения младших школьников различным приемам написания изложения.
Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка как
средство активизации познавательной деятельности младших
школьников.
Развитие у младших школьников ответственного отношения
к природе в процессе изучения естествознания.
Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского
языка.
Эффективные способы и приемы организации читательской
и творческой деятельности как средство активизации познавательных УУД младших школьников.

При определении темы дипломной работы ее содержание может основываться:
− на обобщении результатов выполненной ранее обучающимся курсовой работы, если
она выполнялась в рамках соответствующего профессионального модуля;
− на использовании результатов выполненных ранее практических заданий.
Выбор темы дипломной работы обучающимися осуществляется до начала производственной практики (преддипломной), что обусловлено необходимостью сбора практического
материала в период ее прохождения.
2.5
Структура и содержание дипломной работы
Выполненный дипломный проект (работа) в целом должна:
1.
Соответствовать разработанному заданию.
2.
Включать анализ источников по теме с обобщениями и выводами, сопоставлениями и оценкой различных точек зрения.
3.
Продемонстрировать требуемый уровень общенаучной и специальной подготовки
выпускника, его способность и умение применять на практике освоенные знания, практические умения, общие и профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС СПО специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

3
Требования к дипломной работе
3.1 Материально-техническое обеспечение
Для консультаций и допуска к защите дипломной работы предполагается наличие кабинета.
При выполнении ГИА предусматривается оборудование кабинета:
− рабочее место для консультантов и руководителей дипломных работ;
− персональные компьютеры для обучающихся и преподавателей;
− программное обеспечение.
Для защиты дипломного проекта (работы) отводится специально подготовленный кабинет.
Оснащение кабинета:
− рабочее место для членов ГИА;
− компьютер, мультимедийный проектор, экран;
− программное обеспечение.
3.2
Информационное обеспечение
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Антонова, Е.С., Боброва, С.В. Методика преподавания русского языка (начальные
классы): учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений / Е.С.
Антонова, С.В. Боброва. – М.: ИЦ «Академия», 2019. – 448с.
2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: учебник для студ. сред. Пед.
учеб. заведений. - М., издательский центр «Академия», 2020.
3. Арзамасцева И.Н., Э.И.Иванова, С.А. Николаева. Хрестоматия по детской литературе: учебное пособие/- М., «Академия»,2018.
4. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных школах. Учебное пособие для студентов. М.: Издательский центр «Академия», 2018 г.
5. Дановский. А.В Детская литература. Хрестоматия с основами литературоведения. М.,
«Академия»,2019.
6. Дмитриева Л.А. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие для студентов,2019.
7. Дубровина И.В. Психология: СПО. - М.. 2018. Немов Р.С. Общая психология: Учебник СПО. - М., 2018.
8. Земский А.М. и др. Русский язык: в 2 частях: учебник для студентов средних педагогических заведений/ под ред. В.В.Виноградова. -М., «Академия», 2018. – 304 с.
9. Измайлова Л.В., Демьянова Н.Н., Меньшикова Н.П. Русский язык и культура речи
для пед. колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 412 с.
10. Ильин Е.П. Психология: Учебник СПО. - СПб., 2019.
11. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах.
М.:Академия,2018 г.
12. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб.для студ.образоват. учреждений сред. Проф.
Образования. – М.:Гуманиттар. Изд.центр ВЛАДОС, 2021 – 352с. С121 – 133
13. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособие для студ.- М.:
Издательский центр «Академия», 2020. – 496 с.
14. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе. М.: Ассоциация XXI век, 2018.

15. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в
развитии. Учебное пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Завед. Б,П, Пузанов, В.И. Селиверстов,
С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова/- М., 2018 – 400с.
16. Осеннева М.С., Л.А. Безбородова Методика музыкального воспитания младших
школьников: Учебное пособие для студентов. М.: Издательский центр «академия», 2019 г.
17. Петрякова А.Г.Культура речи: практикум для студентов средних педагогических
учебных заведений. – М., «Академия», 2019. – 128 с.
18. Современный русский язык: пособие для студ. ссузов пед. Профиля/ П. А. Лекант,
Е.В. Клобуков, Т.В. Маркелова и др.; под ред.П.А. Леканта. –М., Дрофа, 2021. – 448 с.
19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.:Издательский центр «Академия»,
2018 – 368с.
20. Школяр Л.В., Школяр В.А., Критская Е.Д. Музыкальное образование в школе:
Учебное пособие для студентов. М.: Издательский центр «Академия», 2018 г.
21. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебное пособие. - М.: 2020.
22. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта:
Учебное пособие. - М.: 2019.
Дополнительные источники:
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной
школе: Учеб пособие для студ. Учережд. Средн. Проф. Образования пед. профиля. – Ь.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2020. – 240 с.
2. Аквилева Г.Н. и др. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. – М.: Просвещение, 2018. – 198 с.
3. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник для студ. образовательных учреждений средн.
проф. образования.- М.: ВЛАДОС, 2018.
4. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика речи. Текст. Стили речи.: учебник для
10-11 классов. – М, Просвещение. 2019. – 350 с.
5. Гимнастика: учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений / М.Л.Журавин, О.В.Загрядская,
Н.В.Казакевич и др.; под ред. М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова.- 4-е изд., испр.-М.: Издательский центр «Академия», 2019.
6. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: учебник
для общеобр. учреждений. – М, «Русское слово», 2018. – 432 с.
7. Городкова Т.В. Мягкие игрушки -мультяшки и зверюшки.-Ярославль: Академия развития, 1998.
8. Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобраз. учреждений/ Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – М., Просвещение, 2020. – 368 с.
9. Гриценко З.А.Детская литература. методика приобщения детей к чтению. –М., «Академия»2021.
10. Естествознание и основы экологии: Учеб. пособие для студ сред. Пед. заведений/ Р.А.
Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов, Е.К. Страуд. – М.: Издательский центр «Академия»,
2021. – 288 с.
11. Истомина Н.Б. Методика преподавания математики М.2021г.
12. Коджаспирова Г.М. Педагогики: учебник / Г.М.Коджаспирова. - М.
Гардарики,2017. - 528с.

13. Кубасова О.В. Выразительное чтение: пособие для студентов СПО.,
М.,»Академия.2020.
14. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник для студентов средн. специальных учеб. заведений: Учебник для студентов худож.графических фак-тов пед. ин-тов и ун-тов/ В.С.Кузин. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Агар,
2019. - 335с.
15. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально – педагогической деятельности: Учеб. Пособие для студ. Учреждений сре.проф. образования.М.:Мастерство,2022. – 288с. С101-107
16. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб.пособие для студ.
Пед.Колледжей.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2020.- 400с.:ил. 359 -367
17. Розенталь., Д.Э.Современный русский язык. / Д.Э Розенталь, И.Б.Голуб, М.А. Теленкова. – М., Айрис-пресс, 2019. – 448 с.
18. Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д:
«Феникс»2018.-448с. 355 – 361.
19. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник СПО. -Ростов- на-Дону, 2018.
20. Тезисы Всероссийского конкурса «Фестиваль педагогических идей», приложение к
газете « 1-е сентября», CD-диски конкурса.
21. Филоненко А., Алексеева А.Л. и др. Полевая практика по природоведению. Экскурсии в природу. – М.: ВЛАДОС, 2020. -124 с
Интернет- ресурсы:
1.
Министерство образования и науки РФ www.edu.ed.gov.ru
2.
Российский образовательный правовой портал www.lav.edu.ru
3.
Российский портал открытого образования www.openet.ru
4.
Информационный
образовательный
портал
«Гуманитарные
науки»
www.auditorium.ru
5.
Сайт департамента по молодежной политике Министерства образования РФ
www.youth-rf.nm.ru
6.
Сайт межвузовской научной программы «Университеты России» www.uniros.ru
7.
Российский образовательный портал www.school.ru
8.
Централизованная библиотечная система «Киевская»www.cl.ru
9.
Сайт «Все о высшем образовании» www.examen.ru
10. Бесплатная система дистанционного обучения и тестирования www.webtutor.ru
11. Репетитор www.repetitor.ru
12. Государственная Академия инноваций www.gain.ru
13. Издательский дом «Первое сентября» www.1september.ru
14. Журнал «Курьер образования» www.courier.ru
15. Гуманитарный издательский центр «Владос» www.vlados.ru
16. Объединенный каталог печатных изданий www.chtivo.ru
17. Рефераты www.4student.ru
18. Библиотека М. Мошкова www.lib.ru
19. Народная библиотека www.biglid.com.au
20. Сайт института образовательной политики «Эврика» www.eurekanet.ru
21. Документы и рефераты по педагогике www.refstudy.ru
22. Рефераты и курсовые www.referat.studentport.su
23. Электронная библиотека "Просвещение". http://www.nd.ru/catalog/products

24. Сайт "Компьютер и дети" e-mail: webmaster@intergu.ru.
25. Сайт посвящен русским народным инструментам и творчеству композиторов, педагогов и исполнителей. http://www.narodny.info/page/2/
Профильные периодические издания:
«Начальная школа», «Начальная школа. До и После», «Воспитательная работа в школе»,
«Методист», «Семья и школа», «Русский язык в школе», «Приложение к журналу Русский
язык», «Приложение к журналу Начальная школа», «Искусство в школе».
Отечественные журналы: Словари, энциклопедии и справочники.
Электронные учебные издания:
«Умники» (изучаем жизнь).
«Умники» (изучаем планету).
«Дракоша и домашние питомцы».
«Занимательная экология».
«Комплексное исследование экосистем».
«Дракоша в мире птиц».
«Мир природы» (познавательные материалы).
Большая детская энциклопедия «Природоведение».
Занимательная наука «Основы естествознания».
3.3 Требования к дипломной работе
Примерное содержание дипломной работы.
Дипломная работа включает в себя:
− введение;
− глава 1 (теоретическая часть);
− глава 2 (методическая часть);
− глава 3 (исследовательская деятельность);
− заключение;
− список использованных источников;
− приложения.
По структуре дипломная работа состоит из пояснительной записки и графической части.
На заседания государственной экзаменационной комиссии (далее ГЭК) колледжем представляются следующие документы:
− ФГОС СПО специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах;
− программа ГИА;
− приказ директора колледжа о допуске студентов к ГИА;
− сведения об успеваемости студентов, документы, подтверждающие освоение студентами компетенций при изучении теоретического материала и прохождения практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности;
− зачетные книжки студентов;
− книга протоколов заседаний ГЭК.
Более подробно содержание ДР раскрыто в «Методических рекомендациях для студентов по выполнению дипломной работы специальности 44.02.02 Преподавание в начальных
классах».
Оформление дипломной работы должно соответствовать «Требованиям ГАПОУ СО
«ЭКПТ» к оформлению выпускных квалификационных работ».
3.4 Условия подготовки и процедура проведения защиты дипломной работы
Руководители дипломной работы назначаются приказом директора по колледжу. Одно-

временно, кроме основного руководителя, могут назначаться консультанты по отдельным частям дипломной работы.
Закрепление тем дипломных работ (с указанием руководителей и сроков выполнения) за
обучающимся оформляется приказом директора колледжа.
Для каждого обучающегося руководитель дипломной работы выстраивает последовательность выполнения с разработкой индивидуальных заданий. Задания рассматриваются
цикловыми комиссиями, подписываются руководителем дипломной работы и утверждаются
заместителем директора по учебной работе.
В отдельных случаях допускается выполнение дипломной работы группой студентов.
При этом индивидуальные задания выдаются каждому студенту.
Задания на дипломную работу выдаются студенту не позднее, чем за две недели до начала преддипломной практики.
Общее руководство и контроль за ходом выполнения дипломных работ осуществляют
заместитель директора по учебной работе, заведующие отделениями, председатели цикловых
комиссий в соответствии с должностными обязанностями.
Основными функциями руководителя выпускной квалификационной работы являются:
− разработка индивидуальных заданий;
− консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения дипломной работы;
−оказание помощи студенту в подборе необходимых источников и литературы;
− контроль хода выполнения дипломной работы;
−подготовка письменного отзыва на дипломную работу.
Основными функциями консультанта дипломной работы являются:
− разработка индивидуального задания в части содержания консультируемого вопроса;
− консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения дипломной работы;
− оказание помощи студенту в подборе необходимых источников в части содержания
консультируемого вопроса;
− контроль хода выполнения дипломной работы.
На выполненные дипломные работы составляется отзыв из числа работников предприятий, организаций, преподавателей образовательных учреждений, специалистами отрасли,
имеющими звания и хорошо владеющих вопросами, связанными с тематикой дипломной работы.
Отзыв должен включать:
− заключение о соответствии дипломной работы и задания на нее;
− оценку качества выполнения разделов дипломной работы;
− оценку степени разработки новых вопросов, оригинальности решений (предложений), теоретической и практической значимости работы;
− оценку в целом дипломной работы.
Выполненные дипломные работы рецензируются специалистами из числа работников
предприятий, организаций, преподавателей образовательных учреждений, специалистами отрасли, имеющими звания и хорошо владеющих вопросами, связанными с тематикой дипломной работы.
Рецензия должна включать:
− заключение о соответствии темы и задания на него;
− оценку качества выполнения разделов дипломной работы;

− оценку степени разработки новых вопросов, оригинальности решений (предложений),
теоретической и практической значимости работы;
− оценку в целом дипломной работы.
Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем за день до защиты
ДР.
Внесение изменений в дипломную работу после получения рецензий не допускается.
Заместитель директора колледжа по учебной работе после ознакомления с отзывом руководителя и рецензией решает вопрос о допуске студента к защите и передает выпускную
квалификационную работу в Государственную экзаменационную комиссию (далее ГЭК).
Решение ГЭК принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов голос председательствующего на заседании ГЭК является решающим.
Решение ГЭК оформляется протоколом, который подписывается председателем ГЭК (в
случае отсутствия председателя - его заместителем) и секретарем ГЭК.
3.5 Оценка дипломной работы
В критерии оценки уровня подготовки студента по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах входят:
- уровень освоения теоретического материала;
- уровень практических умений при выполнении заданий;
- уровень знаний и умений, позволяющий решать профессиональные задачи;
- обоснованность, чѐткость, краткость изложения материала.
Защита дипломной работы может оцениваться по следующим критериям:
- степень достижения поставленной цели, положенной в основу дипломной работы;
- теоретическая и практическая значимость работы;
- структура работы, логичность в изложении материала;
- качество выполнения дипломной работы;
- качество доклада;
- качество выполнения и оформления презентации.
При оценке защиты дипломной работы учитываются отзыв руководителя и рецензия, а
также результаты демонстрационного экзамена.
Таблица 3 – Показатели и критерии оценки дипломной работы
Предмет(ы)
оценивания
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 1.3. Осуществлять
педагогический
контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать
уроки.
ПК 1.5. Вести документацию,
обеспечиваю-

Показатели
оценки
Обоснованность
актуальности проблемы исследования анализом состояния действительности.
Соответствие целей, задач работы и содержания.
Формулирование предмета, объекта исследования,
методов, используемых в
работе.
Связь содержания целой
работы и ее частей с темой работы.

Критерии оценки
«отлично»
Актуальность проблемы исследования
обоснована анализом состояния действительности. Сформулированы цель, задачи,
предмет, объект исследования, методы, используемые в работе.
Содержание, как целой работы, так и ее
частей связано с темой работы. Тема сформулирована конкретно, отражает направленность работы. В каждой части (главе,
параграфе) присутствует обоснование, почему эта часть рассматривается в рамках
данной темы
Рациональность организации собственной

щую обучение по программам
начального
общего образования.
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной
деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
ПК 2.3. Осуществлять
педагогический
контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 2.4. Анализировать
процесс и результаты
внеурочной деятельности и отдельных занятий.
ПК 2.5. Вести документацию,
обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и
общения
младших
школьников.
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение
и диагностику, интерпретировать
полученные результаты.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
ПК 3.4. Анализировать
процесс и результаты
проведения
внеклассных мероприятий.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
ПК 3.6. Обеспечивать
взаимодействие с родителями при решении
задач обучения и воспитания.
ПК 3.7. Анализировать
результаты работы с
родителями.
ПК 3.8. Координировать
деятельность сотрудников
образовательного

Соответствие структуры и
содержания работы требованиям ФГОС и Методических рекомендаций
Полнота раскрытия темы
работы
Глубина анализа источников по теме исследования
Соответствие результатов
ДР поставленным цели и
задачам
Исследовательский характер работы
Практическая направленность работы.
Самостоятельность подхода в раскрытии темы,
наличие
собственной
точки зрения
Соответствие современным нормативным правовым документам
Правильность выполнения расчетов
Обоснованность выводов
Соответствие оформления работы требованиям
Методических рекомендаций
Объем работы соответствует требованиям Методических рекомендаций
Актуальность используемых источников и
оформление в соответствии с требованиями Методических рекомендаций

деятельности, работа сдана с соблюдением
всех сроков
После каждой главы, параграфа автор работы делает самостоятельные выводы. Автор четко, обоснованно и конкретно выражает свое мнение по поводу основных аспектов содержания работы. Из разговора с
автором руководитель делает вывод о том,
что студент достаточно свободно ориентируется в терминологии, используемой в ДР
Соблюдены все правила оформления работы.
Количество источников более 20. Все они
использованы в работе. Студент легко
ориентируется в тематике, может перечислить и кратко изложить содержание используемых книг.
«хорошо»
Автор обосновывает актуальность направления исследования в целом, а не собственной темы. Сформулированы цель, задачи, предмет, объект исследования. Тема
работы сформулирована более или менее
точно (то есть отражает основные аспекты
изучаемой темы).
Содержание, как целой работы, так и ее
частей связано с темой работы, имеются
небольшие отклонения. Логика изложения,
в общем и целом, присутствует – одно положение вытекает из другого.
Работа сдана в срок (либо с опозданием в
2-3 дня)
После каждой главы, параграфа автор работы делает выводы. Выводы порой слишком расплывчаты, иногда не связаны с содержанием параграфа, главы Автор не всегда обоснованно и конкретно выражает
свое мнение по поводу основных аспектов
содержания работы.
Есть некоторые недочеты в оформлении
работы, в оформлении ссылок.
Изучено более десяти источников. Автор
ориентируется в тематике, может перечислить и кратко изложить содержание используемых книг
«удовлетворительно»
Актуальность либо вообще не сформулирована, или сформулирована не в самых
общих чертах – проблема не выявлена и,
что самое главное, не аргументирована (не
обоснована со ссылками на источники). Не
четко сформулированы цель, задачи,
предмет, объект исследования, методы, используемые в работе.
Содержание и тема работы не всегда согласуются между собой. Некоторые части работы не связаны с целью и задачами рабо-

учреждения, работающих с классом.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект,
разрабатывать
учебно-методические
материалы
(рабочие
программы,
учебнотематические планы) на
основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом
вида образовательного
учреждения, особенностей класса/группы и
отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете
предметноразвивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии
в области начального
общего образования на
основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и
анализа
деятельности
других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в
исследовательской
и
проектной деятельности
в области начального
образования.

ты
Работа сдана с опозданием (более 3-х дней
задержки).
Самостоятельные выводы либо отсутствуют, либо присутствуют только формально.
Автор недостаточно хорошо ориентируется
в тематике, путается в содержании используемых источников.
Слишком большие отрывки (более двух
абзацев) переписаны из источников.
Представленная ДР имеет отклонения и не
во всем соответствует предъявляемым требованиям
Изучено менее десяти источников.
«неудовлетворительно»
Актуальность исследования специально
автором не обосновывается.
Сформулированы цель, задачи не точно и
не полностью, (работа не зачтена – необходима доработка). Неясны цели и задачи
работы (либо они есть, но абсолютно не
согласуются с содержанием)
Содержание и тема работы плохо согласуются между собой.
Работа сдана с опозданием (более 3-х дней
задержки)
Большая часть работы списана из одного
источника, либо заимствована из сети Интернет. Авторский текст почти отсутствует
(или присутствует только авторский текст.)
Руководитель не знает ничего о процессе
написания студентом работы, студент отказывается показать черновики, конспекты
Много нарушений правил оформления и
низкая культура ссылок.
Автор совсем не ориентируется в тематике,
не может назвать и кратко изложить содержание используемых книг. Изучено менее 5 источников
Автор совсем не ориентируется в терминологии работы

Таблица 4 Оценка представления и защиты дипломной работы
Предметы оценивания
Показатели оценки
Критерии оценки
ПК 1.1. Определять цели и задачи,
планировать уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс
и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию,
обеспечивающую обучение по
программам начального общего
образования.

Грамотность
и со- «отлично»
держательность пред- Студент на высоком уровне владеставления работы
ет методологическим аппаратом
исследования, осуществляет сравВладение содержани- нительно-сопоставительный анаем работы.
лиз разных теоретических подходов, практическая часть ДР выЛогика
изложения, полнена качественно и на высоком
уместность использо- уровне.
вания
наглядности, Автор уверенно владеет содержа-

ПК 2.1. Определять цели и задачи
внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс
и результаты деятельности обучающихся.
ПК 2.4. Анализировать процесс и
результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
ПК 2.5. Вести документацию,
обеспечивающую
организацию
внеурочной деятельности и общения младших школьников.
ПК 3.2. Определять цели и задачи,
планировать внеклассную работу.
ПК 3.4. Анализировать процесс и
результаты проведения внеклассных мероприятий.
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.
ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с
классом.
ПК 4.1. Выбирать учебнометодический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы,
учебно-тематические планы) на
основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения,
особенностей
класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов,
рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.

владение терминоло- нием работы, показывает свою
гией.
точку зрения, опираясь на соответствующие теоретические поФормулирование соб- ложения, грамотно и содержаственной точки зре- тельно отвечает на поставленные
ния с опорой на соот- вопросы.
ветствующие теоре- Использует наглядный материал:
тические положения.
презентации, схемы, таблицы и др.
Присутствует логика изложения,
Грамотность речи и уместность использования направильность исполь- глядности, владение терминологизования профессио- ей и др.
нальной терминологии
«хорошо»
Студент на достаточно высоком
Использование
на- уровне овладел методологическим
глядности: презента- аппаратом исследования, осущеции и, схемы, табли- ствляет содержательный анализ
цы и др.
теоретических источников, но допускает отдельные неточности в
Полнота и соответст- теоретическом обосновании или
вие содержания пре- допущены отступления в практизентации содержанию ческой части от законов композиДР
ционного решения.
Автор достаточно уверенно владеОформление презен- ет содержанием работы, в основтации в соответствии ном, отвечает на поставленные
с требованиями Ме- вопросы, но допускает неточности
тодических указаний при ответах. Использует наглядк дипломной работе
ный материал.
Защита прошла, по мнению коПолнота,
точность, миссии, хорошо (оценивается лоаргументированность гика изложения, уместность исответов на вопросы
пользования наглядности,
«удовлетворительно»
Студент на низком уровне владеет
методологическим аппаратом исследования, допускает неточности
при формулировке теоретических
положений выпускной квалификационной работы, материал излагает не связно, практическая часть
ДР выполнена некачественно.
Автор, в целом, владеет содержанием работы, но при этом затрудняется в ответах на вопросы членов ГЭК. Допускает неточности и
ошибки при толковании основных
положений и результатов работы,
не имеет собственной точки зрения на проблему исследования.
Автор показал слабую ориентировку в тех понятиях, терминах,
которые она (он) использует в
своей работе.
Защита, по мнению членов комис-

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач,
оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

сии, прошла сбивчиво, неуверенно
и нечетко.
«неудовлетворительно»
Студент совсем не ориентируется
в терминологии работы, обнаруживает непонимание содержательных основ исследования и неумение применять полученные
знания на практике, защиту строит
не связно, допускает существенные ошибки, в теоретическом
обосновании, которые не может
исправить даже с помощью членов
комиссии, практическая часть ДР
не выполнена.

3.6. Процедура проведения демонстрационного экзамена
Демонстрационный экзамен (далее – ДЭ) проводится с целью оценки уровня овладения
обучающимися профессиональными и общими компетенциями в рамках освоения образовательной программы.
Для проведения ДЭ колледжем выбирается из перечня размещенных в Единой системе
актуальных требований к компетенциям КОД из расчета один КОД по 1-й компетенции для
обучающихся 1-й учебной группы. При этом в рамках одной учебной группы может быть выбрано более одной компетенции.
Таблица – Паспорт комплекта оценочной документации Код 1.4 2022-2024
№
п/п
1
1
2
3
4
4.1
5
6
7
8

9
10

Наименование
2
Номер компетенции
Название компетенции
КОД является однодневным или двухдневным:
Номер КОД
Год(ы) действия КОД
Уровень ДЭ
Общее максимально возможное количество
баллов задания по всем критериям оценки
Длительность выполнения экзаменационного задания данного КОД
КОД разработан на основе

Информация о разработанном
КОД
3
R21
Преподавание в младших классах
Однодневный
КОД 1.4
2022-2024 (3 года)
ФГОС СПО
56,00
6:00:00
ФНЧ
2021

КОД подходит для проведения демонстрационного экзамена в качестве процедуры НезавиНЕТ
симой оценки квалификации (НОК)
Вид аттестации, для которой подходит данный ГИА
КОД

Молодые

профессионалы

11
11.1

11.2
11.3
11.3.1

12

12.1

12.2

13
14

14.1

Формат проведения ДЭ
X
КОД разработан для проведения ДЭ в очном Да
формате, (участники и эксперты находятся в
ЦПДЭ)
КОД разработан для проведения ДЭ в дистанционном формате, (участники и эксперты
Не предусмотрено
работают удаленно)
КОД разработан для проведения ДЭ в распреДа
деленном формате, (детализация в п.11.3.1)
Формат работы в распределенном формате
Участники находятся в
ЦПДЭ, эксперты работают
удаленно
Форма участия (индивидуальная, парная,
Индивидуальная
групповая)
Количество человек в группе,
(т.е. задание ДЭ выполняется индивидуально
1
или в группе/ команде из нескольких экзаменуемых)
Организация работы при невозможности разбить экзаменуемых на указанное в п. 12.1 количество человек в группе
Минимальное количество линейных экспертов,
участвующих в оценке демонстрационного эк3
замена по компетенции
Автоматизированная оценка результатов заданий Автоматизация неприменима
Что автоматизировано:
заполняется при выборе вариантов в п.16: возможна частичная или полная автоматизация

После выбора КОД производится распределение экзаменационных групп с учетом пропускной способности площадок, продолжительности экзаменов и особенностей выполнения экзаменационных модулей по выбранному КОДу с соблюдением норм трудового законодательства и документов, регламентирующих порядок осуществления образовательной деятельности.
ДЭ не проводится в воскресенье, также в этот день не проводятся другие мероприятия с
привлечением Главного эксперта, включая Подготовительный день.
Экзаменационной группой является группа экзаменуемых из одной учебной группы,
сдающая экзамен в одну смену на одной площадке ЦПДЭ по одной компетенции.
Смена - промежуток времени продолжительностью не более 5 часов, в рамках которого
проводится процедура ДЭ без назначения перерывов.
Одна экзаменационная группа может выполнять задание ДЭ в течение 1-й или 2-х смен
в соответствии с выбранным КОД. В один день может быть организовано несколько смен.
Одна учебная группа может быть распределена на несколько экзаменационных групп.
В случаях, когда количество участников в экзаменационной группе меньше установленного минимального количества рабочих мест, допускается формирование экзаменационной
группы из разных учебных групп, но не более, чем из 25 человек.
Если в соответствии с выбранным КОД экзамен для одной экзаменационной группы
проводится более 1-го дня, экзамены проводятся последовательно, без назначения перерывов

между днями.
Центр проведения ДЭ или площадка (далее – ЦПДЭ) должен соответствовать инфраструктурному листу и должна быть аккредитована. Аккредитация ЦПДЭ осуществляется в
соответствии с Положением, но не позднее, чем за 30 календарных дней до планируемой даты
начала ДЭ.
Для регистрации каждый участник и эксперт должен создать и заполнить личный профиль. Все личные профили должны быть созданы/актуализированы и подтверждены не позднее, чем за 21 календарный день до начала ДЭ. Ответственность за сведения, содержащиеся
в личном профиле, несет персонально каждый участник или эксперт, а также Уполномоченная организация (колледж), подтвердившая данные сведения.
При формировании экзаменационных групп все профили участников ДЭ должны быть
полностью заполнены и подтверждены.
Для проведения ДЭ в соответствии с установленными требованиями не позднее, чем за
12 календарных дней до начала ДЭ по согласованию с Менеджером компетенции, по которой
состоится экзамен, назначается Главный эксперт на каждую экзаменационную площадку из
числа сертифицированных экспертов с правом проведения чемпионатов по соответствующей
компетенции.
Для согласования кандидатуры на позицию Главного эксперта Уполномоченной организацией в течение 5 календарных дней с момента регистрации экзамена, но не позднее, чем за
25 календарных дня до даты начала ДЭ формируется запрос в адрес Менеджера соответствующей компетенции на кандидата из числа лиц, соответствующих требованиям. В случае отсутствия кандидатуры формируется «пустой» запрос без указания данных.
Менеджер компетенции рассматривает и согласовывает запрос в течение 5 календарных
дней с момента его поступления, но не позднее, чем за 20 календарных дней до начала ДЭ.
Главный эксперт включается в состав ГЭК.
ДЭ проводится в соответствии с Планом, подтвержденным Главным экспертом. План
формируется на основе плана проведения демонстрационного экзамена по компетенции, утвержденного соответствующим КОД, и содержит подробную информацию о времени проведения экзамена.
В случае неявки экзаменуемого, состоящего в списке сдающих, не явившийся экзаменуемый исключается из списка сдающих и вносятся соответствующие корректировки в составы и
схемы распределения экзаменационных групп.
Техническим экспертом, назначенным ЦПДЭ, проводится инструктаж по охране труда и
технике безопасности (далее - ОТ и ТБ) для участников и членов Экспертной группы под роспись в протоколе, форма которого устанавливается Союзом. Все участники экзамена должны
быть проинформированы о безопасном использовании всех инструментов, оборудования,
вспомогательных материалов, которые они используют на площадке в соответствии с правилами техники безопасности. Ответственность за соблюдение норм ОТ и ТБ несет ЦПДЭ.
В Подготовительный день не позднее 08.00 в личном кабинете Главный эксперт получает вариант задания для проведения ДЭ в конкретной экзаменационной группе и организует
ознакомление сдающих с заданием.
Допуск к экзамену осуществляется Главным экспертом на основании студенческого билета или зачетной книжки, в случае отсутствия - иного документа, удостоверяющего личность
экзаменуемого.
К ДЭ допускаются участники, прошедшие инструктаж по ОТ и ТБ, а также ознакомившиеся с рабочими местами.

К оценке выполнения заданий ДЭ допускаются члены Экспертной группы, прошедшие
Инструктаж по ОТ и ТБ, а также ознакомившиеся с распределением обязанностей.
Все участники и эксперты должны быть самостоятельно ознакомлены с Кодексом этики, Техническим описанием компетенции, КОД, другими инструктивными и регламентирующими документами.
Перед началом экзамена членами Экспертной группы производится проверка на предмет
обнаружения материалов, инструментов или оборудования, запрещенных в соответствии с
инфраструктурными листами.
3.6 Оценивание ДЭ
Оценка не должна выставляться в присутствии участника ДЭ, если иное не предусмотрено оценочной документацией по компетенции.
Процедура оценивания результатов выполнения Экзаменационного задания осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными оценочной документацией по компетенции и методикой проведения оценки.
Баллы выставляются членами Экспертной группы вручную с использованием предусмотренных форм и оценочных ведомостей, затем переносятся из рукописных ведомостей в
систему Главным экспертом по мере осуществления процедуры оценки.
После внесения Главным экспертом всех баллов в систему, баллы в системе блокируются.
Одно из главных требований при выполнении оценки заданий ДЭ - это обеспечение равных условий для всех участников ДЭ.
После всех оценочных процедур, включая блокировку баллов в системе, Главным экспертом и членами Экспертной группы производится сверка баллов, занесенных в систему, с
рукописными оценочными ведомостями. В целях минимизации расходов и работ, связанных с
бумажным документооборотом во время проведения ДЭ по согласованию с представителями
образовательной организации сверка может быть произведена с применением электронных
ведомостей без их распечатки.
К сверке привлекается член ГЭК, присутствовавший на экзаменационной площадке.
Если баллы, занесенные в систему, соответствуют рукописным оценочным ведомостям,
из системы выгружается итоговый протокол, подписывается Главным экспертом и членами
Экспертной группы, заверяется членом ГЭК.
В целях обеспечения информационной открытости и прозрачности процедуры проведения ДЭ организуется прямая трансляция хода проведения ДЭ, в том числе с использованием
общедоступных интернет ресурсов.
По результатам ДЭ все участники получают Паспорт компетенций (Региональный Чемпионат).
Паспорт компетенций (Региональный Чемпионат) - электронный документ, формируемый по итогам ДЭ в личном профиле каждого участника в системе на русском и английском
языках.
Таблица - Методика перевода баллов демонстрационного экзамена по компетенции Преподавание в младших классах из стобалльной шкалы в пятибалльную
Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

Отношение полученного количества
баллов к максимально возможному
(в процентах)
Оценка
Количество баллов

0,00% 19,99%

20,00% 39,99%

2(неудовл.)

3 (удовл.)

0-11.1

11.2- 22.3

40,00% 69,99%

4 (хорошо)

70,00% 100,00%

5(отлично)

22.4- 39.1

39.2-56

Максимальное количество баллов, которое возможно получить за выполнение задания демонстрационного экзамена – 56 баллов.
Таблица – Обобщенная оценочная ведомость
№ Модуль задания, Суб Критерий
Длител
п/п где проверяется
ьность
критерий
модуля
1
2
3
4
Модуль А1: Подго- А1:Подготовка и
товка и проведение проведение
фрагфрагмента
урока мента урока (этап от(этап открытия ново- крытия нового знаго знания) в началь- ния) в начальных 2:15:00
1
ных классах по од- классах по одному
ному из учебных из учебных предмепредметов с исполь- тов с использованизованием интерак- ем интерактивного
тивного оборудова- оборудования
ния
Модуль В1: Разра- В1:Разработка
ботка паспорта про- паспорта проекта,
екта, включающего включающего ис2:00:00
2
исследовательский
следовательский
этап проекта во вне- этап проекта во
урочной деятельно- внеурочной деясти
тельности
Модуль Е: ПодгоЕ1: Подготовка и
товка и проведение проведение
обу1:45:00
3
обучающего инте- чающего интеракрактива для роди- тива для
телей
родителей
6:00:00
Итог

Разделы Судейск Объект Общие
WSSS ие
ивные баллы
баллы баллы
5
6
7
8

1,2,3,
4,6

7,00

17,00

24,00

1,2,3,
4,5

0,00

12,00

12,00

1,2,4,
5,6

8,00

12,00

20,00

-

15,00

41,00

56,00

Образец задания
Образец задания для демонстрационного экзамена по комплекту оценочной документации.
Описание задания
Описание модуля
А1:
Модуль А1. Проведение фрагмента урока (этап открытия нового знания) в на-

чальных классах по одному из учебных предметов с использованием интерактивного
оборудования
Цель: продемонстрировать умение провести фрагмент урока в соответствии с разработанной технологической картой с применением современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий.
Описание объекта: демонстрация фрагмента урока (этап открытия нового знания) с
использованием интерактивного оборудования.
Лимит времени на выполнение задания: 2 часа 00 мин (участник использует материалы, указанные в инфраструктурном листе)
Лимит времени на представление задания: 15 минут
Контингент: волонтеры (6 человек)
Задание:
1.
Подготовка к демонстрации фрагмента урока (этап открытия нового знания) с
использованием интерактивного оборудования
2.
Подготовить для использования материалы и интерактивное оборудование, необходимые для деятельности педагога
3.
Сформулировать цель и планируемые результаты урока.
4.
Подготовить для использования оборудование, необходимое для организации
деятельности обучающихся.
5.
Сформулированные цель и планируемые результаты урока, а также планируемые к использованию дидактические материалы (например, раздаточный материал, материал для организации групповой работы, рефлексивного анализа, слайды презентации
PowerPoint (или аналог) и т.п.) в распечатанном виде предоставить оценивающим экспертам.
II.
Демонстрация фрагмента урока (этап открытия нового знания) с использованием интерактивного оборудования
1. Продемонстрировать фрагмент урока.
2. Продемонстрировать элементы современных образовательных технологий и владение интерактивным оборудованием.
Примечание:
1.
При проведении фрагмента урока необходимо продемонстрировать использование не менее двух видов интерактивного оборудования, указанного в инфраструктурном
листе.
2.
В условиях дистанционного формата РЧ фрагмент урока может быть проведен
в формате видеоконференции.
Описание модуля В1:
Модуль
В1.
Разработка
паспорта
проекта,
включающего
исследовательский этап проекта во внеурочной деятельности.
Цель: продемонстрировать умение
разрабатывать паспорт проекта в начальной школе
Описание объекта: паспорт проекта.
Лимит времени на выполнение задания: 2 час 00 минут (участник использует
материалы и оборудование, указанные в инфраструктурном листе).
Лимит времени на представление задания: -

Задание:
1. Определить тему проекта естественно-научного содержания в рамках заданной
учебной темы (раздела), обосновать ее актуальность
2. Определить и сформулировать научный аппарат проекта: объект, цель, тип проекта
(по содержанию, по организационной форме, по времени выполнения).
3. Определить этапы работы над проектом с указанием содержания деятельности,
связанного с темой проекта.
4. Определить гипотезу, цель, методы исследования, содержание, ход и оборудование
исследовательского этапа проекта.
5. Определить предполагаемый продукт проекта и его перспективы. Внести
данные в паспорт проекта (Приложение 1).
Примечание: Паспорт проекта разрабатывается без использования материалов сети
Интернет.
Описание модуля Е:
Модуль Е. Подготовка и проведение обучающего интерактива для родителей.
Цель: продемонстрировать умение подготовить и провести интерактив для родителей по заданной теме.
Описание объекта: интерактив
Лимит времени на выполнение задания: 1 часа 30 минут (участник использует
материалы, указанные в инфраструктурном листе)
Лимит времени на представление задания: 15 минут
Контингент: волонтеры (6 человек)
Задание:
I.
Подготовка к проведению обучающего интерактива по заданной теме.
1.
Определить цель и задачи интерактивного взаимодействия.
2.
Осуществить подбор интерактива
3.
Определить содержание и форму проведения интерактива
4.
Подготовить материалы и оборудование.
II.
Проведение обучающего интерактива по заданной теме.
1. Продемонстрировать
умение организовать
и провести
интерактивное
обсуждение в рамках заданной темы.
2. Продемонстрировать умение организовать продуктивное сотрудничествоучастников
интерактива.
3. Продемонстрировать умение осуществлять рефлексивный анализ.
Примечание:
1. В условиях
распределенного
формата
ДЭ интерактив
может быть
проведен в формате видеоконференции.
Необходимые приложения
Приложение 1.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
№
Компоненты паспорта
Описание проекта
1.
ФИО участника

2.
3.
4.
5.

Тема проекта
Актуальность проекта
Объект исследования
Цель проекта

6.
7.

9.

Тип проекта
Этапы реализации
проекта (включая исследовательский),
краткое их описание
Исследовательский этап проекЦель исследования:
та (полное описание)
Гипотеза исследования Методы
исследования:
Оборудование для проведения исследования:
Ход исследования
Продукт проекта

10.

Перспектива проекта

8.

Для учителя:
Для ученика:

4.
Порядок проведения государственной итоговой аттестации для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (в случае наличия)
Для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья ГИА проводится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и
состояния здоровья таких выпускников (далее - индивидуальные особенности).
При проведении ГИА обеспечивается соблюдение следующих общих требований:
- проведение ГИА для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории
совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не
создает трудностей для выпускников при прохождении ГИА;
- присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной
комиссии);
- пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении
ГИА с учетом их индивидуальных особенностей;
- обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов при отсутствии лифтов аудитория
должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).
Дополнительно при проведении ГИА обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья:
а) для слепых:
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке государственной итоговой аттестации оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного доку-

мента, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или
на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;
- выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект
письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля,
компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
б) для слабовидящих:
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения государственной
аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования,
при необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по их желанию государственный экзамен может проводиться в письменной форме;
г) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями
двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по их желанию государственный экзамен может проводиться в устной форме.
Выпускники не позднее, чем за 3 месяца до начала ГИА, подают письменное заявление о
необходимости создания для них специальных условий при проведении ГИА.
Диплом о среднем профессиональном образовании специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, выдается выпускникам, освоившим образовательную программу в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и прошедшим ГИА. Основанием для выдачи диплома является решение ГЭК, которое оформляется в книге протоколов ГИА по специальности.
5. Порядок апелляции и пересдачи государственной итоговой аттестации
5.1 Апелляция
По результатам государственной аттестации выпускник, участвовавший в ГИА, имеет
право подать в апелляционную комиссию письменное апелляционное заявление о нарушении,
по его мнению установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации и
(или) несогласии с ее результатами (далее - апелляция).
Апелляция подается лично выпускником в апелляционную комиссию филиала.
Апелляция о нарушении порядка проведения государственной итоговой аттестации подается непосредственно в день проведения ГИА.
Апелляция о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации подается
не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов государственной итоговой
аттестации.
Апелляция рассматривается апелляционной комиссией не позднее 3-х рабочих дней с
момента ее поступления.
Апелляционная комиссия состоит из председателя, не менее 5 членов из числа педагоги-

ческих работников филиала, не входящих в данном учебном году в состав ГЭК и секретаря.
Председателем апелляционной комиссии является директор филиала либо лицо, исполняющее
в установленном порядке обязанности директора. Секретарь избирается из числа членов апелляционной комиссии.
Апелляция рассматривается на заседании апелляционной комиссии с участием не менее
двух третей ее состава.
На заседание апелляционной комиссии приглашается председатель соответствующей государственной экзаменационной комиссии.
Выпускник, подавший апелляцию, имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции.
Указанные лица должны иметь при себе документы, удостоверяющие личность.
Рассмотрение апелляции не является пересдачей государственной итоговой аттестации.
При рассмотрении апелляции о нарушении порядка проведения государственной итоговой аттестации апелляционная комиссия устанавливает достоверность изложенных в ней сведений и выносит одно из решений:
- об отклонении апелляции, если изложенные в ней сведения о нарушениях порядка проведения государственной итоговой аттестации выпускника не подтвердились и/или не повлияли на результат государственной итоговой аттестации;
- об удовлетворении апелляции, если изложенные в ней сведения о допущенных нарушениях порядка проведения государственной итоговой аттестации выпускника подтвердились
и повлияли на результат государственной итоговой аттестации.
В последнем случае результат проведения ГИА подлежит аннулированию, в связи с чем
протокол о рассмотрении апелляции не позднее следующего рабочего дня передается в ГЭК
для реализации решения комиссии. Выпускнику предоставляется возможность пройти ГИА в
дополнительные сроки, установленные образовательной организацией.
Для рассмотрения апелляции о несогласии с результатами ГИА, полученными при защите дипломного проекта, секретарь ГЭК не позднее следующего рабочего дня с момента поступления апелляции направляет в апелляционную комиссию дипломный проект, протокол
заседания ГЭК и заключение председателя ГЭК о соблюдении процедурных вопросов при защите подавшего апелляцию выпускника.
В результате рассмотрения апелляции о несогласии с результатами ГИА апелляционная
комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении результата ГИА, либо
об удовлетворении апелляции и выставлении иного результата ГИА. Решение апелляционной
комиссии не позднее следующего рабочего дня передается в ГЭК. Решение апелляционной комиссии является основанием для аннулирования ранее выставленных результатов ГИА выпускника и выставления новых.
Решение апелляционной комиссии принимается простым большинством голосов. При
равном числе голосов голос председательствующего на заседании апелляционной комиссии
является решающим.
Решение апелляционной комиссии доводится до сведения подавшего апелляцию выпускника (под роспись) в течение 3-х рабочих дней со дня заседания апелляционной комиссии.
Решение апелляционной комиссии является окончательным и пересмотру не подлежит.
Решение апелляционной комиссии оформляется протоколом, который подписывается
председателем и секретарем апелляционной комиссии и хранится в архиве образовательной
организации.
5.2 Пересдача

Лицам, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной причине, предоставляется возможность пройти ГИА без отчисления из образовательной организации.
Дополнительные заседания государственных экзаменационных комиссий организуются
в установленные образовательной организацией сроки, но не позднее 4-х месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим ГИА по уважительной причине.
Обучающиеся, не прошедшие ГИА или получившие на ГИА неудовлетворительные результаты, проходят ГИА не ранее чем через 6 месяцев после прохождения ГИА впервые.
Для прохождения государственной итоговой аттестации лицо, не прошедшее ГИА по неуважительной причине или получившее на ГИА неудовлетворительную оценку, восстанавливается в образовательной организации на период времени, установленный образовательной
организацией самостоятельно, но не менее предусмотренного календарным учебным графиком для прохождения ГИА соответствующей образовательной программы СПО.
Повторное прохождение ГИА для одного лица назначается образовательной организацией не более 2-х раз.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.