Основная образовательная программа

1

Организация – разработчик: государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение «Энгельсский колледж профессиональных технологий»

Разработчики:
Карюкина О.А., начальник методического отдела,
преподаватель
квалификационной категории;
Жарехина О.Ф., методист, преподаватель высшей квалификационной категории;
Комнатный А.И., преподаватель высшей квалификационной категории;
Лавриненко А.В., преподаватель первой квалификационной категории;

высшей

Программа утверждена на Педагогическом совете ГАПОУ СО «ЭКПТ» для применения в
учебном процессе при реализации ППССЗ 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта.
Протокол № 158 от « 03 » июля 2020 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1
Нормативно-правовые основания разработки ППССЗ
1.2.
Требования к абитуриенту
1.3.
Общая характеристика ППССЗ
2.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКА И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ППССЗ
2.1.
Характеристика профессиональной деятельности выпускника
2.2.
Требования к результатам освоения образовательной программы
3
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1.
Требования к квалификации преподавателей, мастеров производственного
обучения, представителей профильных организаций, обеспечивающих
реализацию образовательного процесса
3.2.
Требования к материально-техническим условиям
3.2.1 Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
3.2.2. Обеспечение баз практик
3.2.3. Требования к информационным и учебно-методическим условиям
4.
МЕТОДИЧЕСКАЯ
ДОКУМЕНТАЦИЯ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
4.1.
Учебный план
4.2.
4.3.
4.4.
4.5
5.
5.1
5.2.
5.3.

Календарный учебный график
Рабочие программы УД, ПМ, учебных и производственных практик
Контрольно-оценочные средства УД, ПМ по текущей и промежуточной
аттестации
Программа итоговой аттестации студентов
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ППССЗ
Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной
деятельности, профессиональных и общих компетенций
Организация итоговой аттестации
Требования к ВКР
Приложение 1 Учебный план специальности
Приложение 2 Календарный учебный график
Приложение 3 Рабочие программы УД, ПМ, учебных и производственных
практик (по профилю специальности и преддипломной)
Приложение 4 Контрольно-оценочные средства по УД, МДК, ПМ
Приложение 5 Программа государственной итоговой аттестации

4
5
5
7

7
7
9
9

9
9
17
18
19
19
24
24
25
25
26
26
27
27

3

1.

Общие положения

1.1. Нормативно-правовые основания разработки программы
Программа подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) по специальности
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта - комплекс
нормативно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку
качества подготовки обучающихся и выпускников.
Нормативную правовую основу разработки ППССЗ по специальности 23.02.03
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта - Федеральный закон
Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(с изменениями и дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по специальности
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 384 от 22.04.2014,
зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 33234 от 23 июля 2014 г.);
Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении перечня профессий и
специальностей среднего профессионального образования», зарегистрировано в Минюсте РФ (№
30861 от 26 декабря 2013 г.);
Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования";
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645 "О внесении изменений в приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования";
Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования», зарегистрировано в Минюсте РФ (№ 29200 от 30 июля 2013г.);
Приказ Минобрнауки России от 15 декабря 2014 г. N 1580 "О внесении изменений в
порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования, утвержденным Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464";
Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 291 «Об утверждении положения о
практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы
среднего профессионального образования»;
Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам
среднего профессионального образования";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.12.2014 года №
1580 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня
2013 г. № 464»;
Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 г. № 292 «Об утверждении порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального
обучения» (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.05.2013 №28395),

4

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.01.2014 года № 36
(ред. от 11.12.2015) «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г., №
968 «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования».
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 92 «Об
утверждении правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании
потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации
государственной политики в области профессионального образования и высшего образования»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 №697 «Об
утверждении Перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по
которым поступающие проходят обязательный предварительный медицинский осмотр в порядке,
установленном при заключении трудового договора и служебного контракта по соответствующей
должности или специальности»).
Письмо Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования»;
Письмо Минобрнауки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и
науки от 17.02.2014г. № 02-68 «О прохождении государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего общего образования обучающимися по образовательным
программам среднего профессионального образования»
Письмо Минобрнауки России № 12-696 от 20.10.2010г, «Разъяснения по формированию
учебного плана ОПОП среднего профессионального образования»;
Устав ГАПОУ СО «ЭКПТ»;
1.2. Требования к абитуриенту
Лица, поступающие на обучение по ППССЗ специальности 23.02.03 Техническое
обслуживание и ремонт автомобильного транспорта должны иметь образование не ниже
основного общего и представляют документ государственного образца об образовании:
- аттестат об основном общем образовании,
проходят обязательный предварительный медицинский осмотр (в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 №697).
1.3. Общая характеристика программы подготовки специалистов среднего звена по
специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
базовой подготовки (п.п. 3.1 – 3.2 ФГОС)
Сроки получения среднего профессионального образования по специальности 23.02.03
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта базовой подготовки представлен
в таблице 1.
Таблица 1- Очная форма обучения
Уровень образования
Наименование
Срок получения СПО
квалификации
основное общее образование
Техник
3 года 10 месяцев
5

Срок получения среднего профессионального образования по ППССЗ 23.02.03 Техническое
обслуживание и ремонт автомобильного транспорта базовой подготовки в очной форме обучения
составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
Учебная практика
Производственная практика (по профилю специальности)
Производственная практика (преддипломная)
Промежуточная аттестация
Государственная итоговая аттестация
Каникулы
Итого

122 нед.
7 нед.
19нед.
4 нед.
7 нед.
6 нед.
23 нед.
147 нед.

6

2.

Характеристика профессиональной деятельности выпускника и требования к
результатам освоения образовательной программы

2.1 Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности выпускников (п. 4.1 ФГОС)
Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по
техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, организация деятельности
первичных трудовых коллективов.
Объекты профессиональной деятельности выпускников (п. 4.2 ФГОС)
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
автотранспортные средства;
техническая документация;
технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта
автотранспортных средств;
первичные трудовые коллективы.
Виды профессиональной деятельности выпускника (п. 4.3 ФГОС)
ВПД.1 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (автотранспорта).
ВПД.2 Организация деятельности коллектива исполнителей.
ВПД.3 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
(приложение к настоящему ФГОС СПО).
2.2 Требования к результатам освоения образовательной программы
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность
(п.п.5.1 ФГОС):
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
OK 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам
деятельности(п.п.5.2 ФГОС)::
ВПД.1 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (автотранспорта).

7

ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту
автотранспорта.
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом
обслуживании и ремонте автотранспорта.
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
ВПД.2 Организация деятельности коллектива исполнителей.
ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту
автотранспорта.
ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.
ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и
ремонте автотранспорта.
ВПД.3 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих.

8

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1 Требования к квалификации преподавателей, мастеров производственного
обучения, представителей профильных организаций, обеспечивающих реализацию
образовательного процесса
Реализация ППССЗ обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
Преподаватели профессионального цикла имеют опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы.
При реализации модуля Выполнение работ по профессии Слесарь по ремонту автомобилей
педагогическому работнику необходимо иметь разряд Слесаря по ремонту автомобиля 5.
Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам
повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1
раза в 3 года.
3.2 Требования к материально-техническим условиям
3.2.1 Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских, тренажеров и др.,
обеспечивающих проведение всех предусмотренных образовательной программой видов занятий,
практических и лабораторных работ, учебной практики, выполнение курсовых работ, выпускной
квалификационной работы
Кабинеты
№
кабинета
214

Наименование

Оборудование

Кабинет Гуманитарных и
социально-экономических
дисциплин

Стенды:
Античные
философы,
Русская
философия,
Немецкая
классическая философская мудрость
бытия
Компьютер,
проигрыватель,
комплект СD-дисков, DVD-дисков
по темам и разделам, комплект
плакатов по разделам, наглядные и
дидактические пособия, учебнометодический
комплект
дисциплины.
Комплект СD-дисков, DVD-дисков
по темам и разделам, аудио курсы,
авторские презентации, комплект
CD-ROM,
DVD,
DVD-ROM
электронных
уроков,
учебнометодический комплект дисциплины

Наименование
дисциплин
ОГСЭ.01
Основы
философии

ОУД.02
Иностранный
язык
ОГСЭ.03 Иностранный
язык
в
профессиональной
деятельности

403

Кабинет Иностранного
языка (английский)

312

Кабинет Иностранного
языка (немецкий)

Магнитола, ноутбук с колонками,
Комплект СD-дисков, DVD-дисков
по темам и разделам, комплект
плакатов по темам, карты, учебнометодический
комплект
дисциплины.

ОУД.02
Иностранный
язык
ОГСЭ.03 Иностранный
язык
в
профессиональной
деятельности

305

Кабинет Математики

Стенды:
Основные
формулы
дифференцирования,
Решение
квадратных уравнений, Таблицы
неопределенных интегралов.
Математика – информационный
стенд.
Интерактивная доска StarBoard,

ОУД.03
Математика:
алгебра,
начала
математического
анализа, геометрия
ЕН.01 Математика

9

326

Кабинет Информатики

327

Кабинет Информатики

401

Кабинет Инженерной
графики

116

Кабинет Правил
безопасности дорожного
движения
Управления
транспортными средствами
и безопасности движения

114

Кабинет
автомобилей

Устройства

мультимедийный
проектор
Panasonic, ноутбук Lenovo, Ноутбук
Asus, компьютер DNS, принтер,
колонки,
экран
(навесной),
аудиторная доска с магнитной
поверхностью
и
набором
приспособлений для крепления
таблиц, комплект инструментов:
линейка, транспортир, угольник
(300, 600), (450, 450), комплект
стереометрических тел (объемных),
модели
геометрических
фигур,
авторские презентации, учебнометодический
комплект
дисциплины.
Компьютер – 10, мультимедийный
проектор – 1, принтер МФУ – 1,
маркерная доска – 1; экран навесной
-1, комплект видео уроков по темам,
учебно-методический
комплект
дисциплины -1;
Компьютер – 13, мультимедийный
проектор – 1, принтер – 1, маркерная
доска – 1; экран навесной -1,
комплект видео уроков по темам,
учебно-методический
комплект
дисциплины -1;
Компьютер,
мультимедийный
проектор,
интерактивнаядоска,
кульманы,чертежные
столы,чертежные
инструменты;
комплекты
моделейдеталей,
геометрических
тел,
модель
зубчатой
передачи,
детали,
сборочныеузлы,
комплекты
плакатов.
Стенды: резьбовые соединения,
виды сварных соединений, виды
соединений; зубчатые передачи,
образцы работ студентов, авторские
презентации, учебно-методический
комплект дисциплины
Ноутбуки,
телевизор,
модель
светофора,
демонстрационные
приборы, локальная сеть, плакаты,
стенды, макет сигналов светофора,
тренажеры
регулируемых
и
нерегулируемых перекрестков.
Стационарные
стенды:
знаки
дорожного движения, движение в
темное время суток, движение в
сложных
погодных
условиях,
торможение автомобиля, управление
автомобилем по скользкой дороге.
Комплект плакатов, медицинская
аптечка,
комплект
учебных
видеоматериалов,
учебнометодический комплект дисциплины
Узлы
автомобиля
в
разрезе:
бензиновый (дизельный) двигатель,
элементы
передней
подвески,
рулевой механизм; задний мост;
комплект деталей КШМ, ГРМ,

ОУД.07 Информатика
ЕН.02 Информатика

ОУД.07 Информатика
ЕН.02 Информатика

ОП.01 Инженерная
графика

ОП.06
Правила
безопасности дорожного
движения

МДК 01.01 Устройство
автомобилей
МДК
01.03
Международные
стандарты диагностики,

10

213

Кабинет ОБЖ.
Безопасности
жизнедеятельности.
Охраны труда

426

Кабинет
Технического
обслуживания и ремонта
автомобилей;

302

Кабинет Технической
механики

217

Кабинет Русского языка и
литературы. Родного языка

деталей
системы
охлаждения,
деталей
системы
смазывания,
системы
зажигания,
электрооборудования,
передней
подвески, рулевого управления,
тормозной
системы,
элементы
колеса. Комплект плакатов, учебнометодический
комплект
дисциплины.
Стенды: Прохождение военной
службы, Дни воинской славы
России,
Гарантии
и
права
военнослужащих,
Воинская
обязанность граждан, Вооруженные
силы
России,
Воин-защитник
отечества и др.
Комплект средств индивидуальной
защиты: ОЗК – общевойсковой
защитный комплект, противогазы
фильтрующие
ГП-5,
ГП-7,
противогаз изолирующий (учебный)
ИП-4; учебный набор отравляющих
веществ
и
дезактивирующих,
дегазирующих веществ; пластиковая
маска для проведения искусственной
вентиляции
лѐгких;
капюшон
защитный феникс; портативный
измеритель
влажности
и
температуры;
аптечка
индивидуальная
АИ-2;
прибор
ВПХР; макеты автомата АК-74м,
учебно-методический
комплект
дисциплины.
Стенды: узлы системы питания
автомобиля, генератор, стартер,
кривошипно-шатунный механизм,
схема механизмов сцепления, узлы
системы питания автомобиля.
Телевизор, ДВД плеер, комплект
плакатов,
комплект
учебных
видеоматериалов,
учебнометодический
комплект
дисциплины.

Ноутбук,
проектор,
экран,
,
авторские презентации к урокам,
комплект
учебных
фильмов,
комплекты плакатов, модели КШМ,
ДВС, червячной передачи, цепной
передачи
и
др.,
учебнометодический комплект.
Стенды: Готовимся к экзамену,
Образцы деловых бумаг, Говорим
правильно.

обслуживания и ремонта
автотранспорта

ОУД.06
Основы
безопасности
жизнедеятельности
ОП.08 Охрана труда
ОП.09Безопасность
жизнедеятельности

ОП.10 Информационные
системы технического
обслуживания и ремонта
автомобильного
транспорта
ОП.11
Разработка
технической
документации
для
технического
обслуживания, ремонта
и
модернизации
модификаций
автотранспортных
средств
ОП.12
Подбор
технологического
оборудования
для
производственных целей
МДК 01.02 Техническое
обслуживание и ремонт
автомобилей
ОП.02 Техническая
механика

ОУД.01 Русский язык и
литература

11

211

Кабинет Истории.
Географии

307

Кабинет Физики.

Компьютер, авторские презентации
к урокам, комплект плакатов,
учебно-методический
комплект
дисциплины.
Интерактивная доска StarBoard,
мультимедийный
проектор
Panasonic,
ноутбук
Lenovo
Компьютер,
проигрыватель,
комплект СD-дисков, DVD-дисков
по темам и разделам комплект
плакатов по разделам, наглядные и
дидактические пособия, учебнометодический
комплект
дисциплины.
Историкокраеведческий
музей
«Времен
связующая
нить……»
Модели,
приборы,
коллекции
растений,
гербарии, карты, таблицы
Интерактивная доска StarBoard,
мультимедийный
проектор
Panasonic, ноутбук Lenovo, Ноутбук
Asus, компьютер DNS, принтер,
колонки,
экран
(навесной),
аудиторная доска с магнитной
поверхностью
и
набором
приспособлений для крепления
таблиц, набор деталей и контрольноизмерительных приборов. Комплект
плакатов по разделам, наглядные и
дидактические пособия, учебнометодический
комплект
дисциплины.
Комплект СD-дисков, DVD-дисков
по темам и разделам, комплект CDROM,
DVD,
DVD-ROM
электронных уроков для ЛПЗ
Оборудование по ЛПЗ
Амперметр лабораторный 1, АВОметр АВО-63 – 1, Батарея
конденсаторов БК – 1;
Барометр-анероид БР-52 – 1; Весы
учебные с гирями ВГУ-1 - 1;
Вольтметр - 1;
Гальванометр демонстрационный –
1; Динамометр демонстрационный –
1; Дифракционная решетка- 1;
Динамометр учебный – 1; Зеркало
на подставке – 1; Катушка
дроссельная – 1; Калориметр
школьный – 1; Камертон – 1; Ключ
замыкания тока – 1; Конденсатор
переменной емкости – 1; Модель
твердого
тела
1;Магнит
дугообразный
–
1;
Набор
конденсаторов – 1; Переключатель
однополюсный – 1; Прибор для
определения ускорения свободного
падения – 1; Реостат ползунковый –
1; Термометр сувенирный наружный
– 1; Трансформатор – 1; Усилитель
постоянного тока – 1; Штатив с
муфтой, лапкой и кольцом – 1;
Штангенциркуль – 1; Пенал с
крышкой -1; Весы учебные с гирями
ВГУ-1 – 1; Секундомер – 1

ОУД.04 История
ОУД.12 География
ОГСЭ.02 История
ОГСЭ.06
История
Саратовского края

ОУД.08 Физика

12

413

Химии
Биологии
Естествознания
Экологических основ
природопользования.
Экологии

408

Кабинет Обществознания
(включая экономику и
право). Правовых основ
профессиональной
деятельности

218

Кабинет Электротехники и
электроники

Виртуальный
практикум
по
проведению ЛПЗ: DVD-диск по
проведению ЛПЗ, ноутбук, экран,
проектор
Телевизор, компьютер, ноутбук,
монитор,
плакаты,
видеомагнитофон,
DVD-плеер,
видеоматериалы (кассеты), модель
черепа, учебная доска, наглядная
коллекция
образцов,
демонстрационно-измерительные
приборы, комплект лабораторной
химической посуды.
Комплект СD-дисков, DVD-дисков
по темам и разделам, , комплект
CD-ROM, DVD-ROM электронных
уроков
для
ЛПЗ,
учебнометодический комплект дисциплины
и ЛПЗ.
Оборудование по ЛПЗ
Периодическая
система
Д.И.
Менделеева
(таблица)
1;
Растворимость кислот, оснований
(таблица) – 1; Номенклатура
органических соединений (стенд) –
1; химическая посуда (стенд) – 1;
дисперсная система (стенд) – 1;
ящик раздвижной – 1; штатив для
пробирок – 1; зажим пробирочный –
1; ложка химическая – 1; комплект
химической посуды – 1; комплект
химических реактивов – 1.
Виртуальный
практикум
по
проведению ЛПЗ: DVD-диск по
проведению ЛПЗ, ноутбук, экран,
проектор
Стенды:
Античные
философы,
Русская
философия,
Немецкая
классическая философская мудрость
бытия
Компьютер,
проигрыватель,
комплект СD-дисков, DVD-дисков
по темам и разделам комплект
плакатов по разделам, наглядные и
дидактические пособия, учебнометодический
комплект
дисциплины.
Демонстрационное оборудование:
комплекты
для
демонстрации
явлений э/м индукции, работы
полупроводниковых
приборов,
работы
датчиков
температуры,
давления и др., осциллограф,
комплект плакатов, набор деталей и
контрольно-измерительных
приборов по всем разделам, учебнометодический
комплект
дисциплины, приборы, инструменты
и приспособления;
демонстрационные
комплексы
«Электрооборудование
автомобилей»; плакаты по темам
лабораторно-практических занятий;
стенд «Диагностика электрических
систем автомобиля»;

ОУД.09 Химия
ОУД.11 Биология
ОУД.13 Экология
ЕН.03
Экологические
основы
природопользования

ОУД.10
Обществознание
ОП.07
Правовое
обеспечение
профессиональной
деятельности

ОП.03 Электротехника и
электроника

13

313

Кабинет
Материаловедения.
Метрологии и
стандартизации,
сертификации

406

Кабинет бухгалтерского
учета, налогообложения и
аудита; финансов,
денежного обращения и
кредитов; основ
предпринимательской
деятельности
Спортивный комплекс:
Спортивный зал

106

стенд «Диагностика электронных
систем автомобиля»; осциллограф;
мультиметр; комплект расходных
материалов
Доска
интерактивная
InterWriteBoard,
мультимедийный
проектор Epson, ноутбук, модели
решетки,
штангенциркуль,
твердомер,
устройство
для
испытания растяжения, комплект
плакатов,
учебно-методический
комплект дисциплины
учебно-методический
комплект
дисциплины, компьютер, принтер,
стенды, калькулятор

Спортивный
инвентарь
(гимнастические
брусья,
перекладина гимнастическая, маты
гимнастические, тренажеры, щиты
баскетбольные, лыжи «Турист»,
лыжи спортивные, мячи игровые,
теннисные столы, гири, форма
спортивная), сетка волейбольная
Открытый
стадион
широкого
профиля с элементами полосы
препятствий Футбольное поле с
большими и малыми воротами,
сектор для прыжков в длину,
перекладины стационарные.
Баскетбольная
площадка
с
асфальтовым покрытием, щиты,
сетки-корзины

ОП.04
Материаловедение
ОП.05
Метрология,
стандартизация
и
сертификация

МДК 02.01 Управление
коллективом
исполнителей

ОУД.05 Физическая
культура
ОГСЭ.04 Физическая
культура

открытый
стадион
широкого
профиля
с
элементами
полосы
препятствий;

стрелковый тир (в любой
модификации,
включая
электронный) или место
для стрельбы.

Залы:
Библиотека

Читальный зал на 50 мест
компьютеры 5 шт с выходом в сеть
Интернет
ноутбук, принтер, мультимедийный
проектор, экран

актовый зал.

14

Лаборатории и мастерские
№
кабин
ета
УПМ
№210

Наименование
кабинетов

Оборудование

Наименование дисциплин,
МДК

Лаборатория
электротехники и
электроники

Рабочее место преподавателя
Рабочие места обучающихся
комплект деталей электрооборудования автомобилей и световой
сигнализации;
приборы, инструменты и приспособления;
демонстрационные
комплексы
«Электрооборудование
автомобилей»;
плакаты по темам лабораторно-практических занятий;
мультиметр;
учебно-лабораторные стенды и контрольно-измерительная
аппаратура для измерения параметров электрических цепей;
лабораторный комплект (набор) по электротехнике;
лабораторный комплект (набор) по электронике
Лабораторные стенды – 8 шт.
Стенды по электротехнике (для проведения лабораторных и
практических работ):
«Измерение активного и реактивного сопротивления»,
«Измерение мощности», «Щит приборный», «Принцип работы
синхронного двигателя», «Коэффициент мощности переменного
тока», «Принцип работы трансформатора», «Виток в магнитном
поле», «Закон Ома для участка цепи», «Схема соединений
гальванических элементов», «Схема включения реостата»,
«Схема включения потенциометра», «Последовательная цепь
переменного тока», «Параллельная цепь переменного тока
Схемы соединения резисторов
Удельное сопротивление различных материалов
Способы соединения резисторов
Удельное сопротивление различных материалов
Стенды по электронике (для проведения лабораторных и
практических работ):
Реле времени на электронной лампе
Реле времени на ператроне
Генератор ламповый
Генератор пилообразных импульсов
Усилитель низкой частоты на электронных лампах
Выпрямитель трехфазного тока
Выпрямитель на полупроводниках двух полупериодный
Действие терморегулятора
Схема включения реле максимального тока
Пуск реверсирование трехфазного электродвигателя магнитным
пускателем

МДК01.01
Устройство
автомобилей
МДК01.02
Техническое
обслуживание
и
ремонт
автомобильного транспорта

№313

Лаборатория
Метрологии,
стандартизации и
сертификации

Рабочее место преподавателя
Рабочие места обучающихся
стенды и оборудование для проведения технических измерений
штангенциркуль
микрометр
ПКМД
Индикатор часового типа

№313

Лаборатория
Материаловедения

рабочее место преподавателя;
рабочие места обучающихся;
микроскопы для изучения образцов металлов;
стенд для испытания образцов на прочность;
образцы для испытаний.
Лабораторное оборудование:
микроскоп ММИ-2 оптиметр
горизонтальный ИКГ, оптиметр вертикальный ИКА, плита
мерительная , угломер оптический, зубомер тангенциальный ,
набор плоскопараллельных концевых мер, микрометры разные ,
глубиномер, нутромер , пластины стеклянные , линейка
контрольная , жесткий калибр, штангенциркуль (разные),
штангенинструмент, муфельная печь, кристальные
(рейсмус, глубиномер), угломеры механические, индикаторы
часового типа, индикаторы многооборотные, скобы рычажные,
индикаторная стойка, нормалемер, микроскопы для изучения

МДК
01.01Устройство
автомобилей
МДК.01.02
Техническое
обслуживание
и
ремонт
автомобильного транспорта
МДК 01.03 Международные
стандарты
диагностики,
обслуживания
и
ремонта
автотранспорта
МДК
01.01Устройство
автомобилей
МДК.01.02
Техническое
обслуживание
и
ремонт
автомобильного транспорта

15

УПМ

Лаборатория
Двигателей
внутреннего сгорания

УПМ

Лаборатория
Электрооборудования
автомобилей

УПМ

Лаборатория
автомобильных
эксплуатационных
материалов

УПМ

Лаборатория
Технического
обслуживания и
ремонта автомобилей

УПМ

Лаборатория
Технических средств
обучения

УПМ

Мастерская Слесарная

образцов металлов; печь муфельная; твердомер; Профиломер,
ротаметры, прибор для проверки на биение в центрах
рабочее место преподавателя;
рабочие места обучающихся;
бензиновый двигатель на мобильной платформе;
дизельный двигатель на мобильной платформе;
нагрузочный стенд с двигателем;

МДК
01.01
Устройство
автомобилей
МДК.01.02
Техническое
обслуживание
и
ремонт
автомобильного транспорта

Рабочее место преподавателя
Рабочие места обучающихся
комплект деталей электрооборудования автомобилей и световой
сигнализации;
приборы, инструменты и приспособления;
демонстрационные
комплексы
«Электрооборудование
автомобилей»;
плакаты по темам лабораторно-практических занятий;
стенд «Диагностика электрических систем автомобиля»;
стенд «Диагностика электронных систем автомобиля»;
мультиметр;
учебно-лабораторные стенды и контрольно-измерительная
аппаратура для измерения параметров электрических цепей;
лабораторный комплект (набор) по электротехнике;
лабораторный комплект (набор) по электронике
Модели: двигателей, генератора, полупроводникового триода
(транзистора), трансформатора, осветительных приборов,
электроприборов системы зажигания, электроприборов системы
охлаждения двигателей, освещения и световой сигнализации и
др.
Рабочее место преподавателя
Рабочие места обучающихся
комплект лабораторный для экспресс анализа топлива;
комплект лабораторный для замера объема топлива
стенд «Заправочная станция»

МДК
01.01
Устройство
автомобилей
МДК.01.02
Техническое
обслуживание
и
ремонт
автомобильного транспорта

подъемник;
диагностическое оборудование;
компрессор;
инструментальная тележка с набором инструмента, набор
контрольно-измерительного
инструмента,
комплект
демонтажно-монтажного инструмента и приспособлений,
узлы и агрегаты автомобилей:
двигатель автомобиля ЗИЛ; головка блока в сборе; сцепление в
сборе различных автомобилей (однодисковое, двухдисковое, с
периферийными пружинами, с центральной пружиной); коробки
передач различных автомобилей, карданные передачи различных
автомобилей; рулевой механизм автомобилей ГАЗ, ЗИЛ в
комплекте с насосом; главные тормозные цилиндры ГАЗ и ВАЗ;
карбюраторы
различных
автомобилей;
бензонасосы,
отстойники; воздушные фильтры; масляные насосы; масляные
фильтры в сборе; топливный насос высокого давления;
стартеры; генераторы и реле – регуляторы постоянного тока;
прерыватели – распределители; свечи зажигания; компьютер;
расходный материал.
Рабочее место преподавателя
Рабочие места обучающихся
Мультимедийный проектор
Компьютер с соответствующим программным обеспечением,
Экран
Учебно-наглядные пособия
Видеофильмы по темам лабораторно-практических занятий

МДК
01.01
Устройство
автомобилей
МДК.01.02
Техническое
обслуживание
и
ремонт
автомобильного транспорта

Рабочее место преподавателя
Рабочие места обучающихся
наборы слесарного инструмента;
наборы измерительных инструментов;
станок сверл. - 4шт.,
станок настол.- сверл. – 1шт.,
станок верст. растач. – 1шт.,
станок вертик. сверл. – 3шт.;
средства индивидуальной защиты;
расходный материал.

МДК.01.02
Техническое
обслуживание
и
ремонт
автомобильного транспорта

МДК
01.01
Устройство
автомобилей
МДК.01.02
Техническое
обслуживание
и
ремонт
автомобильного транспорта

МДК.03.02
автомобилей

Ремонт

МДК.01.02
Техническое
обслуживание
и
ремонт
автомобильного транспорта
УП.03.01 Слесарные работы

16

УПМ

УПМ

Мастерская Кузнечносварочная

Мастерская Токарномеханическая

УПМ

Мастерская
Демонтажномонтажная

Рабочее место преподавателя
Рабочие места обучающихся
Молот кузнечный
Горн
наковальни
муфельная печь
гильотина
верстак металлический,
экраны защитные,
щетка металлическая,
станок Корвет 433 – 1шт.,
станок ЭН 102 сверл. – 1шт..
шлифовальный инструмент
сварочное оборудование (сварочные аппараты),
расходные материалы,
вытяжка местная,
комплекты средств индивидуальной защиты;
огнетушители

МДК.03.02
автомобилей

Ремонт

Рабочее место преподавателя
Рабочие места обучающихся
станок верт.-фрезерн. – 1шт.,
станок гориз.-фрез. – 2шт.,
станок плоско-шлиф. – 1шт.,
станок токарно-винт. – 5 шт.,
станок точильно-шлифов. – 5 шт.,
станок НС-12 – 1шт.,
станок токарный – 2шт.,
станок фрезерный – 2шт.,
станок попер. строг. – 1шт.;
расходный материал.
станок наст. сверлильный – 1шт.;
Рабочее место преподавателя
Рабочие места обучающихся
подъемник;
диагностическое оборудование;
компрессор;
инструментальная тележка с набором инструмента, набор
контрольно-измерительного
инструмента,
комплект
демонтажно-монтажного инструмента и приспособлений,
узлы и агрегаты автомобилей,
расходный материал.

МДК.03.02
Ремонт
автомобилей
УП.03.02
Токарномеханические работы

УП.03.03 Кузнечно-сварочные
работы

МДК
01.01
Устройство
автомобилей
МДК.01.02
Техническое
обслуживание
и
ремонт
автомобильного транспорта
УП.01
Разборо-сборочные
работы

3.2.2. Оснащенность баз практик
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся
при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных
модулей и реализуются концентрированно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках
профессиональных модулей специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта
Учебная практика проводится в мастерских колледжа.
Производственная практика проводится в организациях, направление деятельности
которых соответствует профилю подготовки.
Основными базами производственной практики студентов являются:
1. ЗАО «СОТ» с. Красный Яр Энгельсский район
2. ООО «Рамс» г. Энгельс
3. АО «Автоколонна №40 г. Энгельс
4. ООО «АНК» г. Энгельс
5. ООО «Агрия» г. Энгельс
6. ИП Балезин О.А. «Техцентр» г. Энгельс
7. СТО «Маяк» г. Энгельс
17

8. ИП Пчелинцев Д.В. «Mobil 1 центр» г. Энгельс
9. ИП Богуш Ю.А. СТО г. Энгельс
10. МБУ «Городское хозяйство» г. Энгельс
Имеющиеся базы практики обеспечивают возможность прохождения учебной и
производственной практики всеми студентами в соответствии с учебным планом.
3.2.3. Требования к информационным и учебно-методическим условиям
Требования к информационно-коммуникационным ресурсам, соответствующим
заявленным результатам подготовки выпускников
Реализация ППССЗ специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта обеспечивается доступом каждого студента к базам данных и
библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом в сеть
Интернет.
Требования обеспеченности каждого обучающегося современными учебными, учебнометодическим,
печатными
и
электронными
изданиями,
учебно-методической
документацией и материалами
Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или
электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и каждому
междисциплинарному курсу.
Библиотечный фонд обеспечен печатными и/или электронными изданиями основной и
дополнительной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы, включает официальные, справочнобиблиографические и периодические издания в расчете 1 -2 экземпляра на каждые 100
ППССЗ обеспечена учебно-методической документацией по всем учебным циклам дисциплин
и профессиональным модулям.
По каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю сформированы учебнометодические комплексы, содержащие: рабочие программы УД, ПМ, УП, ПП; календарнотематические планы по УД, МДК, УП, ПП; методические указания для студентов по выполнению
практических/лабораторных работ; методические указания для студентов по выполнению
самостоятельной работы, курсовых
проектов;
методические указания по выполнению
контрольных работ, конспекты лекций, презентации, контрольно-оценочные средства по текущей,
промежуточной и итоговой аттестации студентов и т.п.).
Для прохождения учебной и производственной практик разработаны соответствующие
рабочие программы; для подготовки к государственной итоговой аттестации - методические
указания по выполнению ВКР – дипломного проекта.
Для проведения уроков преподаватели используют презентации, видеофильмы; DVD и CD
диски, образовательные ресурсы Интернета.
В образовательном процессе реализуется компетентностный подход с использованием
активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов,
деловых игр, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых
дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и
профессиональных компетенций обучающихся.

18

4 . МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ СОДЕРЖАНИЕ И
ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
4.1. Учебный план специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта (Приложение 1)
Реализация ППССЗ базовой подготовки по специальности 23.02.03 Техническое
обслуживание и ремонт автомобильного транспорта осуществляется на базе основного
образования (срок обучения - 3 г. 10 мес.) .
Настоящий учебный план ГАПОУ СО «ЭКПТ» программы среднего профессионального
образования по подготовке специалистов среднего звена на базе основного общего образования по
специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего
профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 22.04.2014 № 383, зарегистрированного Министерством юстиции (рег. №
32878 от 27 июня 2014 г.);
приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования";
приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645 "О внесении изменений в приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования";

приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении перечня профессий
и специальностей среднего профессионального образования», зарегистрировано в Минюсте РФ
(№ 30861 от 26 декабря 2013 г.);
приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам
среднего профессионального образования», зарегистрировано в Минюсте РФ (№ 29200 от 30 июля
2013г.);
приказом Минобрнауки России от 15 декабря 2014 г. N 1580 "О внесении изменений в порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 14 июня 2013 г. N 464";

приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 291 г., «Об утверждении Положения
о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы
среднего профессионального образования»
приказом Минобрнауки России от 16 августа 2013г. N 968 г. "Об утверждении Порядка
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего
профессионального образования";
письмом Минобрнауки России № 12-696 от 20.10.2010г, «Разъяснения по формированию
учебного плана ОПОП среднего профессионального образования»;
письмом Минобрнауки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и
науки от 17.02.2014г. № 02-68
«О прохождении государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего общего образования обучающимися по образовательным
программам среднего профессионального образования»
письмом Минобрнауки России № 06-259 от 17.03. 15г. «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
19

федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования»;
Уставом ГАПОУ СО «ЭКПТ»; Локальными актами ГАПОУ СО «ЭКПТ».
Организация учебного процесса и режим занятий
Образовательный процесс в колледже ведется на государственном языке Российской
Федерации – русском.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается согласно учебному плану. Два раза в
течение учебного года для студентов устанавливаются каникулы общей продолжительностью 1011 недель в год, в том числе две недели в зимний период.
Учебный год состоит из двух семестров, каждый из которых заканчивается
предусмотренной учебным планом формой контроля знаний. В колледже установлены основные
виды учебных занятий: урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа,
контрольная работа, консультации, самостоятельная работа, учебная и производственная
практики, выполнение курсовой работы, выпускная квалификационная работа и другие виды
учебных занятий.
В колледже установлена 5–дневная рабочая неделя для педагогических работников и
студентов в соответствии с утвержденным расписанием учебных занятий. Для всех видов
аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Занятия
организуются парами по 90 минут с перерывом 10 минут и на обед - 40 минут.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в
неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной самостоятельной учебной работы
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения
образования составляет 36 часов в неделю, включая обязательную аудиторную нагрузку и все
виды практики в составе модулей.
Численность студентов в учебной группе в колледже при финансировании подготовки за
счет бюджетных ассигнований устанавливается 25 человек.
Исходя из специфики, колледж может проводить учебные занятия с группами студентов
меньшей численности и отдельными студентами, а также делить группы на подгруппы.
Учебная и производственная практики могут проводиться в организациях, предприятиях и
учреждениях различных организационно-правовых форм на основе договоров между этими
организациями и колледжем. Учебная и производственная практики студентов, осваивающих
основные
образовательные
программы
среднего
профессионального
образования,
осуществляются, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской
области и положением колледжа.
Общеобразовательный учебный цикл
Общеобразовательный учебный цикл программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
базовой подготовки сформирован с учетом технического профиля получаемого
профессионального образования в соответствии с перечнем профессий и специальностей СПО,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.10.2013г. № 1199 и письмом Минобрнауки
России 06-259 от 17.03.2015г.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования общеобразовательный учебный цикл
учебного плана включает общеобразовательные учебные дисциплины из обязательных
предметных областей: филология, иностранный язык, общественные науки, математика и
20

информатика, естественные науки; физическая культура, экология и основы безопасности
жизнедеятельности.
Общеобразовательный учебный цикл ООП СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и
ремонт автомобильного транспорта содержит 14 учебных дисциплин, предусматривает изучение
не менее одной общеобразовательной учебной дисциплины из каждой предметной области.
Дисциплины «Математика», «Информатика», «Физика» являются профильными и изучаются
углубленно с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.
Общеобразовательный цикл учебного плана содержит дополнительные учебные
дисциплины по выбору обучающихся, предлагаемые колледжем, учитывающие его специфику и
возможности: «Введение в специальность: общие компетенции профессионала», «Эффективное
поведение на рынке труда».
Учебный план предусматривает выполнение обучающимися индивидуального проекта за
счет часов внеаудиторной самостоятельной работы. Студенты должны представить завершенное
учебное исследование или разработанный учебный проект (информационный, творческий,
социальный, инновационный).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством
преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных
предметов, в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, инновационный, иной).
Порядок выполнения, особенности организации выполнения работы и оценки
индивидуальных проектов определены локальным актом колледжа – положением «Об
индивидуальном проекте обучающегося при освоении образовательной программы ФГОС СОО».
На самостоятельную внеаудиторную работу отводится 50 % учебного времени от
обязательной аудиторной нагрузки.
Обучающиеся изучают общеобразовательные учебные дисциплины в течение первого года
обучения.
Нормативный срок освоения программы подготовки специалистов среднего звена по
специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта для лиц,
обучающихся на базе основного общего образования, увеличен на 52 недели (1 год) из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) – 39 недель,
промежуточная аттестация - 2 недели, каникулярное время - 11 недель.
Консультации проводятся из расчета 4 часа на одного обучающегося. Формы проведения
консультаций – групповая и индивидуальная.
Знания, умения, полученные студентами при освоении учебных дисциплин
общеобразовательного учебного цикла, углубляются и расширяются в процессе изучения разделов
и тем учебных дисциплин циклов:
- «Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл» («История»,
«Иностранный язык», «Физическая культура»)
- «Математический и общий естественнонаучный учебный цикл» («Математика»,
«+Информатика»);
- «Профессиональный учебный цикл» («Электротехника и электроника», «Техническая
механика», «Инженерная графика», «Информационные технологии в профессиональной
деятельности», «Безопасность жизнедеятельности») и др.
Качество освоения учебных дисциплин общеобразовательного цикла по ППССЗ оценивают
в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.

21

Текущий контроль проводят в пределах учебного времени, отведенного на освоение
соответствующих общеобразовательных учебных дисциплин как традиционными, так и
инновационными методами, включая компьютерные технологии.
Промежуточную аттестацию проводят в форме дифференцированных зачетов и экзаменов:
дифференцированные зачеты – за счет времени, отведенного на соответствующую
общеобразовательную дисциплину, экзамены – за счет времени, выделенного ФГОС. Экзамены
проводят по учебным дисциплинам «Русский язык и литература», «Математика: алгебра, начала
математического анализа, геометрия» и профильной дисциплине, изучаемой углубленно с учетом
получаемой специальности СПО – «Физика».
Обучающиеся, не имеющие академической задолженности,
вправе пройти
государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ
среднего общего образования и получить аттестат о среднем общем образовании (часть 6 статьи
68 Федерального закона об образовании). Государственная итоговая аттестация по программам
среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (часть 13
статьи 59 Федерального закона об образовании).
Образовательная программа СПО по подготовке специалистов среднего звена
Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 23.02.03
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта предусматривает изучение:
- учебных циклов общего гуманитарного и социально-экономического, математического и
общего естественнонаучного и профессионального в общем объеме 4482 часа, в том числе
2988 часов обязательных аудиторных учебных занятий (83 недели),
1494 часа самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов,
- 252 часа учебной практики (7недель),
- 684 часа производственной практики (по профилю специальности) (19 недель),
- преддипломной практики – 4 недели,
- промежуточной аттестации студентов – 5 недель;
- Государственной (итоговой) аттестации (подготовка и защита ВКР) – 6 недель.
Консультации проводятся из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный
год. Формы проведения консультаций – групповая и индивидуальная.
Обязательная часть образовательной программы по циклам составляет 70 % от общего
объема времени, отведенного на их освоение.
Обязательная часть общего и гуманитарного и социально-экономического учебного цикла
образовательной программы СПО базовой подготовки предусматривает изучение следующих
обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Иностранный язык», «Физическая
культура».
По дисциплине «Физическая культура» еженедельно предусмотрены 2 часа
самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки за счет различных форм
внеаудиторных занятий в спортивных клубах и секциях.
Обязательная часть профессионального цикла образовательной программы СПО базовой
подготовки предусматривает изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Объем
часов составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы – 48 часов. Для подгрупп
девушек 48 часов (70% учебного времени), отведенного на изучение основ военной службы, в
рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» используется на освоение основ
медицинских знаний.
С юношами по основам военной службы проводятся пятидневные учебные сборы на базе
воинских частей г.Энгельса (приказ Министра обороны и Министерства образования и науки №
22

96/134 от 24 февраля 2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан
Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам
военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования,
образовательных учреждениях НПО/СПО и учебных пунктах»). Учебные сборы проводятся в
каникулярное время и не учитываются при расчете учебной нагрузки.
Профессиональный
цикл
состоит
из
общепрофессиональных
дисциплин
и
профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав каждого
профессионального модуля входит один или более междисциплинарных курсов. При освоении
обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная
практика (по профилю специальности).
Образовательная программа СПО специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и
ремонт автомобильного транспорта предусматривает выполнение курсовых работ (проектов) по:
МДК 01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
МДК 02.01 Управление коллективом исполнителей.
Выполнение курсовых работ (проектов) рассматривается как вид учебной работы и
реализуется в пределах времени, отведенного на их изучение.
Организация производственной практики (по профилю специальности) осуществляется в
соответствии с Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные
образовательные программы среднего профессионального образования (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013г. N 291 г.)
Учебная и производственная практика (по профилю специальности) проводятся при
освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и
реализуются концентрированно в несколько периодов, чередуясь с теоретическими занятиями в
рамках профессиональных модулей.
Учебная практика (7 недель) реализуется в рамках профессиональных модулей:
УП.01 – 2 недели, УП.03 – 5 нед. Учебная практика УП.03 направлена на освоение профессии
рабочего 18555 Слесарь по ремонту автомобилей.
Производственная практика (по профилю специальности) проводится в рамках
профессиональных модулей: ПМ.01 - 13 недель; ПМ.02 - 3 недели; ПМ.03 - 3 недели. Всего 19
недель.
По результатам освоения профессионального модуля ПМ.03 Выполнение работ по одной
или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих,
после успешной сдачи
квалификационного экзамена, студент получает документ (свидетельство) о 3 уровне
квалификации по профессии 18555 Слесарь по ремонту автомобилей.
На 4 курсе студенты имеют возможность сдать квалификационный экзамен на повышение
квалификационного уровня по профессии 18555 Слесарь по ремонту автомобилей.
Преддипломная практика в объеме 4 недели проводится непрерывно после освоения
учебной практики и практики по профилю специальности.
Производственная практика (по профилю специальности) и (преддипломная) проводятся на
основе договоров между колледжем и предприятиями общественного питания. Во время
преддипломной практики студенты зачисляются на вакантные должности, если работа
соответствует требованиям программы преддипломной практики.
Аттестация по итогам производственной практики проводится на основании результатов,
подтвержденных документами соответствующих организаций.
Общий объем каникулярного времени в учебном году составляет на 1 курсе11 недель, на 2
курсе 11 недель, на 3 курсе 10 недель, 4 курсе – 2 недели, в том числе по две недели в зимний
период.
23

Формирование вариативной части ООП
Вариативная часть дает возможность расширить и углубить подготовку обязательной части
образовательной программы.
В соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и
ремонт автомобильного транспорта, вариативная часть циклов ООП составляет 1350 часов, в том
числе 900 часов обязательных учебных занятий.
Объем времени, отведенный на вариативную часть циклов образовательной программы,
использован:
1) 390 аудиторных часов на введение новых дисциплин в профессиональном учебном цикле
МДК.01.0 Международные стандарты диагностики, обслуживания и (118 часов)
3
ремонта автотранспорта
ОП.10
Информационные системы технического обслуживания и
(80 часов)
ремонта автомобильного транспорта
ОП.11
Разработка технологической документации для технического (72 часов)
обслуживания, ремонта и модернизации
модификаций автотранспортных средств
Подбор технологического оборудования для
(120 часов)
ОП.12
производственных целей

2)
510 аудиторных часов на увеличение объема времени, отведенного на изучение
дисциплин и модулей обязательной части:
- учебный цикл М и ЕН дисциплин – на 4 аудиторных часов;
- профессиональный учебный цикл – общепрофессиональные дисциплины на 242
аудиторных часов, профессиональные модули – на 264 часа.
В содержании профессиональной образовательной программы в рабочих программах
дисциплин вариативной части дополнены знания и умения, не отмеченные в ФГОС
специальности.
4.2. Календарный учебный график (Приложение 2)
Ежегодно на начало учебного года, учебной частью и методическим отделом,
разрабатываются календарные учебные графики на текущий учебный год с учетом распределения
учебной нагрузки преподавателей и занятости учебных лабораторий. Календарный график на
текущий учебный год утверждается директором колледжа.
4.3. Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей учебной,
производственной (по профилю специальности), производственной (преддипломной)
(Приложение 3)
Требования к структуре, содержанию, оформлению и утверждению рабочих программ
учебных дисциплин и профессиональных модулей в колледже установлены локальными актами –
Положение о разработке рабочих программ/ профессиональных модулей, Методическими
рекомендациями по разработке рабочей программы учебной дисциплины, Методическими
рекомендациями по разработке рабочей программы профессионального модуля, принятых на
Совете колледжа и утвержденных директором.
Рабочие программы учебных дисциплин общеобразовательного цикла разработаны
самостоятельно преподавателями на основе примерных программ, предназначенных для
реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного
24

общего образования с получением среднего общего, имеющих заключение Экспертного совета
ФГАУ «ФИРО» от 21.07.2015 г.
Рабочие программы общих гуманитарных и социально – экономических, математических и
естественнонаучных, общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей, учебной и
производственной (по профилю специальности и преддипломной) практик, разработаны
самостоятельно преподавателями на основе ФГОС СПО.
Рабочие программы рассмотрены на заседании соответствующей ЦМК, приняты
Методическом совете колледжа, утверждены директором колледжа.
4.4.Контрольно-оценочные средства учебных дисциплин и профессиональных
модулей по текущей и промежуточной аттестации (Приложение 4).
Контрольно-измерительные материалы по общеобразовательным дисциплинам и
контрольно-оценочные средства по учебным дисциплинам и профессиональным модулям
программы СПО разработаны преподавателями колледжа в соответствии с Положением «О
формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся», «Методических рекомендаций для преподавателей по
формированию комплектов контрольно-оценочных средств для оценки освоения учебных
дисциплин/профессиональных модулей» .
4.5. Программа итоговой аттестации студентов.(Приложение 5).
Программа государственной итоговой аттестации по ПППССЗ 23.02.03 Техническое
обслуживание и ремонт автомобильного транспорта разрабатывается ЦМК по специальности
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и принимаются на
заседаниях педагогического совета в присутствии председателя ГЭК, ежегодно, не позднее чем за
6 месяцев до выхода студентов на преддипломную практику.
Требования к структуре и содержанию программы ГИА определены Положением «О
организации и проведению государственной итоговой аттестации выпускников по
образовательным программам СПО», разработанном на основе Порядка проведения
государственной
итоговой
аттестации
по
образовательным
программам
среднего
профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 16.08.2013 г. №968.
Государственная итоговая аттестация по ПППССЗ 23.02.03 Техническое обслуживание и
ремонт автомобильного транспорта включает подготовку и защиту выпускной квалификационной
работы (дипломная работа). При разработке тематики ВКР соблюдается требование - соответствие
тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких
профессиональных модулей.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по профессиональным модулям
и для государственной итоговой аттестации согласовываются с работодателем.

25

5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ППССЗ
5.1. Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной деятельности,
профессиональных и общих компетенций
Оценка качества освоения ППССЗ включает входной, текущий контроль успеваемости,
промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся
Текущий контроль планируется проводить по изученным дидактическим единицам знаний,
группе дидактических единиц знаний, имеющих междидактические связи, по изученным темам
дисциплин и МДК.
Формами проведения текущего контроля могут быть: опрос, контрольные работы
(письменные, тестовые и др.), экспертная оценка выполнения самостоятельной работы с
применением активных и интерактивных форм. Текущий контроль проводится за счет времени
обязательной учебной нагрузки.
Промежуточная аттестация планируется для оценки уровня освоения дисциплин и уровня
формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Формы проведения промежуточной аттестации определены в соответствии с
Разъяснениями по формированию учебного плана основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования.
В учебном плане установлены следующие формы проведения промежуточной аттестации:
1) С учетом времени на промежуточную аттестацию: экзамены по дисциплинам, МДК,
экзамен (квалификационный) по ПМ.
2) Без учета времени на промежуточную аттестацию: зачеты по дисциплинам,
дифференцированные зачеты по дисциплинам, учебной практике (УП), производственной (ПП)
практике (по профилю специальности, преддипломной), курсовой работе.
На промежуточную аттестацию (экзамены) отводится 7 недель. В течение учебного года
предусмотрено еѐ рассредоточенное проведение: аттестация проводится как после окончания
освоения соответствующих программ дисциплин и профессиональных модулей, так и в период
экзаменационных сессий, установленных календарным учебным графиком. Промежуточная
аттестация в форме экзамена проводится в день, освобожденный от других форм учебной
нагрузки.
Дифференцированные зачеты по УП и ПП проводятся за счет объема времени, отведенного
на УП и ПП.
Зачеты и дифференцированные зачеты по дисциплине, курсовой работе проводятся за счет
объема времени, отводимого на их изучение.
В семестрах, где не предусмотрена промежуточная аттестация по дисциплинам или МДК,
используются текущие формы контроля, результат которых учитывается в промежуточной
аттестации по окончании освоения дисциплины или профессионального модуля; при этом могут
использоваться рейтинговые и (или) накопительные системы оценивания.
Экзамен (квалификационный) проводится после освоения программы модуля и
представляет процедуру независимой оценки результатов обучения с участием работодателей –
носителей профессионального контекста. Расписание консультаций и экзаменов по
профессиональным модулям согласовывается с работодателем. Экзамен (квалификационный)
проверяет готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной
деятельности и сформированность у него компетенций, определенных в разделе «Требования к
результатам освоения ОПОП» ФГОС СПО. Итогом экзамена (квалификационного) является
26

решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен». В зачетной книжке и в
выписке к диплому проставляется оценка.
По результатам освоения профессионального модуля ПМ.03 Выполнение работ по одной
или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих, проводится квалификационный
экзамен на предмет присвоения студенту 3 уровня квалификации по профессии 18511 Слесарь по
ремонту автомобилей.
5.2. Организация государственной итоговой аттестации
Государственная итоговая аттестация выпускника является обязательной и осуществляется
после успешного освоения ППССЗ в полном объеме.
Целью государственной итоговой аттестации является установление соответствия уровня и
качества профессиональной подготовки выпускника требованиям федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Необходимым условием допуска к государственной итоговой аттестации является
представление документов, подтверждающих освоение обучающимися компетенций при изучении
теоретического материала и прохождения практики по каждому из основных видов
профессиональной деятельности. Выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее
достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад,
конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения
преддипломной практики в форме Портфолио студента.
Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы (дипломной работы).
Сроки проведения итоговой государственной аттестации определяются учебным планом:
- подготовка к государственной итоговой аттестации – 4 недели;
- государственная итоговая аттестация - 2 недели.
Порядок, сроки формирования ГЭК, требования к председателю, составу и членам ГЭК,
основания допуска к ГИА, порядок организации и проведения, требования к структуре и
оформлению ВКР, критерии оценки установлены в соответствии с Положением « О
организации и проведению государственной итоговой аттестации выпускников по
образовательным программам СПО»,. разработанном на основе Порядка проведения
государственной
итоговой
аттестации
по
образовательным
программам
среднего
профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 16.08.2013 г. №968 и Программой ГИА по специальности 23.02.03
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
5.3 Требования к ВКР
Выпускная квалификационная работа является основным обязательным видом
аттестационных
испытаний
выпускников,
завершающих
обучение
по
основной,
профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования.
Выпускная квалификационная работа по специальности 23.02.03 Техническое
обслуживание и ремонт автомобильного транспорта выполняется в форме дипломной работы по
темам, имеющим профессиональную направленность, актуальность и практическую значимость в
соответствии с Положением по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной
работы студента ГАПОУ СО «ЭКПТ», осваивающего образовательную программу среднего
профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена
Структура и содержание выпускной квалификационной работы определяются в
зависимости от темы, и как правило, включают в себя: титульный лист, лист содержания,
введение; основную часть; заключение; список использованных источников; приложения.
27

- Введение - обосновывается актуальность и практическая значимость выбранной темы,
формулируются цели и задачи, объект и предмет ВКР, круг рассматриваемых проблем; объем
введения должен быть в пределах 4-5 страниц.
- Основная часть - включает главы в соответствии с логической структурой изложения,
название главы не должно дублировать название темы, формулировки должны быть лаконичными
и отражать суть главы .
Основная часть ВКР должна содержать, как правило, две главы.
Первая глава посвящается теоретическим аспектам изучаемого объекта и предмета ВКР. В
ней содержится обзор используемых источников информации, нормативной базы по теме ВКР. В
этой главе могут найти место статистические данные, построенные в таблицы и графики.
Вторая глава посвящается анализу практического материала, полученного во время
производственной практики (преддипломной), в ней содержится:
- анализ конкретного материала по избранной теме;
- описание выявленных проблем и тенденций развития объекта и предмета изучения на
основе анализа конкретного материала по избранной теме;
- описание способов решения выявленных проблем.
В ходе анализа могут использоваться аналитические таблицы, расчеты, формулы, схемы,
диаграммы и графики.
Заключение содержит выводы и предложения с их кратким обоснованием в соответствии с
поставленной целью и задачами, раскрывает значимость полученных результатов. Заключение не
должно составлять более 5 страниц текста.
Конкретная структура и содержание дипломной работы определяется ЦМК по
специальности в зависимости от темы , определяется в Методических рекомендациях для
студентов по выполнению выпускной квалификационной работы
(дипломной работы)
специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, которые
разрабатываются преподавателями – руководителями дипломных работ в соответствии с
настоящими рекомендациями и утверждаются директором колледжа
Оформление ВКР (ДП) осуществляется в соответствии с требованиями ОСТ, ЕСКД и иных
нормативов, и определяются локальным актом - «Требования ГАПОУ СО «ЭКПТ» к оформлению
выпускных квалификационных работ (дипломных работ)».
Результаты защиты дипломных работ определяются оценками «отлично»,
«хорошо»,«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
При определении оценки по защите дипломной работы учитываются:
- уровень актуальности и новизны темы и содержания;
- практическая значимость;
- степень полноты обзора состояния вопроса и корректность постановки цели и задач;
- правильность определения объекта и предмета исследования;
- уровень и корректность использования в работе методов исследований;
- степень комплексности работы, применение в ней знаний, общепрофессиональных
дисциплин, междисциплинарных курсов;
- качество устного доклада выпускника: ясность, четкость, последовательность и
обоснованность изложения;
- свободное владение материалом;
- глубина и точность ответов на вопросы;
- применение современного математического и программного обеспечения, компьютерных
технологий в работе (САПР);
- качество оформления пояснительной записки (общий уровень грамотности, стиль
28

изложения, качество таблиц, схем и иллюстраций, соответствие требованиям стандартов);
- качество оформления чертежей и приложений (общий уровень грамотности, соответствие
требованиям стандартов);
- качество и обоснованность экономической части;
- оригинальность и новизна полученных результатов;
- отзыв руководителя и рецензия.

29



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.