Министерство образования Саратовской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский колледж профессиональных технологий» УТВЕРЖДЕНО Приказ ГАПОУ СО «ЭКПТ» от «____» _____________ 2023 г. № ______ Директор _______ Е.Н. Копейко УЧЕБНЫЙ ПЛАН основной образовательной программы среднего профессионального образования программы подготовки специалистов среднего звена государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Энгельсский колледж профессиональных технологий» по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин Квалификация«техник-технолог» Форма обучения–очная Срок получения СПО на базе основного общего образования–3 года 10 месяцев Н Начало подготовки – 1 сентября 2023г. 2023 1. График учебного процесса Кур с Сентябрь 1-7 8-14 15-21 22-28 29-05 Октябрь 6-12 13-19 20-26 27-02 Ноябрь Декабрь 03-09 10-16 17-23 24-30 01-07 08-14 15-21 22-28 29-04 Январь 05-11 12-18 19-25 26-01 Февраль 23-01 Март 02-08 09-15 16-22 02-08 09-15 16-22 23-29 30-05 27-3 Апрель Май 06-12 13-19 20-26 04-10 11-17 18-24 25-31 1-7 Июнь 8-14 15-21 22-28 29-05 Июль 06-12 13-19 20-26 27-02 Август 03-09 10-16 17-23 24-31 1 17 К К 22 А А К К К К К К К К К 2 16 10, 5 5 А К К 21 14, 5 9 У У А К К К К К К К К К 3 4 Обозначения: У У У П П П А К К У У У П П П П П П П П А К К □ Теоретическое обучение А Промежуточная аттестация У Учебная практика П У У У П П П П П П П А К К К К К К К К У У П П А Д Д Д Д Производственная практика Д И И И И И И Преддипломная практика И Государственная итоговая аттестация К Каникулы 2. Сводные данные по бюджету времени (в неделях) Курс 1 1 2 3 4 Всего Обучение по дисциплинам и междисциплинарным курсам Учебная практика 2 39 37 25 14 115 3 0 2 6 5 13 Производственная практика по профилю специальности 4 0 0 10 10 20 5 0 0 0 4 4 Промежуточная аттестация Государственная итоговая аттестация 6 2 2 1 2 7 7 0 0 0 6 6 Каникулы Всего 8 11 11 10 2 34 9 52 52 52 43 199 3. План учебного процесса 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин Объем образовательной программы в академических часах Дифференцированные зачеты Экзамены В т. ч.в форме практической подготовки Самостоятельная работа Всего во взаимодействии с преподавателем Теоретическое обучение Лабораторные и практические занятия Курсовой проект (работа) Практики Консультации Промежуточная аттестация ОУ.00 Общеобразовательный учебный цикл 4 1476 0 0 1476 706 698 0 0 48 24 612 864 8 4 1408 0 0 1408 682 654 0 0 48 24 612 796 -,Э 148 148 74 56 12 6 68 80 108 108 54 54 34 74 232 232 138 76 112 120 72 72 - 72 34 38 108 108 28 80 180 180 128 34 ВСЕГО Индекс Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик Распределение обязательной нагрузки по курсам и семестрам Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем 9 Форма промежуточной аттестации Занятия по дисциплинам и МДК 1 курс 3сем 16н. 0/0 4сем 21н. 2/0 5сем 10,5н. 3/3 6сем 14,5н. 3/7 7сем 5н. 3/8 8сем 9н. 2/2 0 0 0 0 0 0 ОУП.02 Литература ОУП.03 Математика ОУП.04 Иностранный язык -,ДЗ ОУП.05 Информатика -,ДЗ ОУП.06 Физика ОУП.07 Биология ДЗ 36 36 24 12 36 ОУП.08 Химия ДЗ 72 72 34 38 72 ОУП.09 История 168 168 104 46 ОУП.10 Обществознание ДЗ 36 36 20 16 ОУП.11 География ДЗ 72 72 44 28 ОУП.12 Физическая культура -,ДЗ 108 108 12 96 ОУП.13 Основы безопасности жизнедеятельности ДЗ 68 68 22 46 -,Э -,Э -,Э 12 12 12 6 6 6 4 курс 2сем 22н 0/0 ОУП.01 -,ДЗ 3 курс 1сем 17н. 0/0 Общеобразовательные учебные дисциплины Русский язык ОУП.00 2 курс 34 74 68 112 84 84 36 72 34 74 68 УП.00 УП. 14 СГ.00 СГ.01 СГ.02 СГ.03 СГ.04 СГ.05 СГ.06 ОП.00 ОП.01 ОП.02 Учебные предметы по выбору Основы проектной деятельности / Введение в специальность Социально-гуманитарный цикл История России Иностранный язык в профессиональной деятельности Безопасность жизнедеятельности Физическая культура Основы бережливого производства Основы финансовой грамотности Общепрофессиональный цикл 1 0 ДЗ 5 68 0 0 68 1 68 24 44 68 24 44 0 0 0 0 0 68 68 534 414 12 522 94 412 38 0 2 36 30 0 6 180 168 2 178 0 168 4 _,ДЗ 72 48 2 70 22 48 _,З,_,З, _,ДЗ 174 174 2 172 0 172 ДЗ 34 14 2 32 18 14 34 ДЗ 36 10 2 34 24 10 36 6 1070 494 20 1050 460 516 Э 104 40 2 102 50 Э 104 50 2 102 38 0 2 ДЗ _,_,ДЗ 4 Математические методы решения прикладных профессиональных задач Прикладные компьютерные программы в профессиональной деятельности _,_,_,_, _,Э 0 0 10 6 0 0 110 0 160 90 32 54 44 24 30 16 30 42 30 24 30 16 24 0 0 116 38 6 36 36 0 88 38 36 0 0 502 40 6 6 104 40 50 6 6 104 36 30 0 6 44 452 0 ОП.03 Экологические основы природопользования ОП.04 Инженерная графика Электротехника и электроника _,Э 168 136 2 166 0 158 2 6 64 104 _,Э 160 72 2 158 76 72 4 6 64 96 Геология _,Э 176 72 2 174 94 72 2 6 64 112 Техническая механика Правовые основы профессиональной деятельности _,Э 168 72 2 166 84 72 4 6 64 104 ДЗ 58 14 2 56 38 14 4 58 4 58 ОП.05 ОП.06 ОП.07 ОП.08 ДЗ ОП.09 Охрана труда ДЗ 58 24 2 56 28 24 ОП.10 Ключевые компетенции цифровой экономики ДЗ 36 14 2 34 20 14 38 36 П.00 Профессиональный цикл ПМ.01 Проведение работ по эксплуатационному и разведочному бурению МДК. 01.01 Технология строительства нефтяных и газовых скважин 12(12) 10(5) 2500 1532 10 2490 868 294 50 1188 30 60 0 0 0 324 452 810 580 334 4(4) 2(1) 984 716 2 982 248 110 30 576 6 12 0 0 0 238 108 322 316 0 _,_,_,Э 402 140 2 400 248 110 30 6 6 166 72 106 58 36 36 УП.01.01 Учебная практика ДЗ 72 72 72 72 УП.01.02 Учебная практика _,ДЗ 72 72 72 72 УП.01 Учебная практика ДЗ 72 72 72 72 ПП.01 Производственная практика _,ДЗ 360 360 360 360 Экзамен по модулю Эм 6 2(1) 346 174 2 344 152 30 _,Э 196 30 2 194 152 30 72 72 180 6 6 6 ПМ.02 Проведение работ по капитальному ремонту нефтяных и газовых скважин МДК. 02.01 Технология капитального ремонта скважин УП.02 Учебная практика ДЗ 72 72 72 72 72 ПП.02 Производственная практика ДЗ 72 72 72 72 72 2(2) Экзамен по модулю ПМ.03 Обслуживание и эксплуатация оборудования буровых установок на нефть и газ МДК. 03.01 Обслуживание и эксплуатация бурового оборудования УП.03 ПП.03 Учебная практика Производственная практика 2(2) ПМ.04 Организация работ по бурению, капитальному ремонту нефтяных и газовых скважин 6 2(1) 350 194 2 348 136 50 _,Э 200 50 2 198 136 50 36 36 36 36 108 108 108 108 ДЗ 2(2) 144 Эм ДЗ Экзамен по модулю 0 Эм 6 2(1) 448 6 12 6 6 6 144 6 12 6 6 2 446 0 0 0 58 288 0 0 58 138 142 208 0 142 58 6 0 0 0 0 0 36 108 6 214 0 6 0 6 214 50 20 144 180 6 12 6 0 0 0 0 0 58 56 334 МДК. 04.01 Основы организации и планирования производственных работ при бурении и капитальном ремонте скважин УП.04 Учебная практика ПП.04 Производственная практика ПМ.05 Экзамен по модулю Выполнение работ по профессии 120504 "Помощник бурильщика капитального ремонта скважин" _,Э 298 70 ДЗ 72 72 72 72 72 ДЗ 72 72 72 72 72 2(2) 2 296 214 50 Эм 6 2(1) 372 234 2 370 118 54 _,Э 186 54 2 184 118 54 20 6 6 6 58 6 0 180 6 12 6 6 0 0 0 86 286 86 100 Проведение капитального ремонта скважин УП.05 Учебная практика ДЗ 72 72 72 72 72 ПП.05 Производственная практика ДЗ 108 108 108 108 108 КЭ 6 ПДП Преддипломная практика 144 ГИА Государственная итоговая аттестация 216 ВСЕГО 30(12) Государственная итоговая аттестация Демонстрационный экзамен Защита дипломного проекта 21(5) 5940 6 144 6 144 0 0 42 5898 0 6 144 144 216 2584 184 6 МДК. 05.01 Квалификационный экзамен 56 216 2128 1920 50 1332 126 126 612 864 612 864 612 900 612 864 Дисциплины и МДК 11 11 10 9 8 7 5 5 Учебная практика 0 0 0 72 108 108 108 72 Производственная практика 0 0 0 0 108 252 288 72 Преддипломная практика 0 0 0 0 0 0 0 144 Консультации 0 12 24 12 6 6 12 18 Экзамены 0 24 12 24 12 12 24 18 Самостоятельная работа 0 0 8 10 6 4 4 10 Количество экзаменов 0 4 2 4 2(1) 2(1) 4 (2) 3(1) Количество дифференцированных зачетов 3 6 2 2(1) 5(2) 4(3) 4(4) 4(2) 4. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4.1. Нормативная база реализации ООП Настоящий учебный план ГАПОУ СО «ЭКПТ»программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена на базе основного общего образования по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважинразработан в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями от 06.02.2023г. № 15-ФЗ, от 17.02.2023г. № 19-ФЗ, от 17.02.2023г. № 26-ФЗ); Приказом Минобрнауки России от15 сентября2022 г.№836«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин»; Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»(в ред. ПриказаМинпросвещения РФ от 12 августа 2022 года № 732); Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования»,(ред. от 20.01.2021 г.); Приказом Минпросвещения РФ от 24 августа 2022 г. № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; Приказом Минпросвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 457 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»(в ред. Приказов Минпросвещения РФот 16.03.2021г. № 100,от 30.04.2021г. № 222,от 20.10.2022г. № 915); Приказом Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 5 августа 2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся») (в ред. Приказа Минобранауки РФ № 1430, Минпросвещения РФ № 652 от 18.11.2020 г.); Приказом Минпросвещения России от 8 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изменениями от 05.05.2022 г. № 311); Письмом Минпросвещения России от 1 марта 2023 г. № 05-592 «О направлении рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 92 «Об утверждении правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования и высшего образования» с изменениями и дополнениями от 29.11.2018 г; Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 697 «Об утверждении Перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательный предварительный медицинский 7 осмотр в порядке, установленном при заключении трудового договора и служебного контракта по соответствующей должности или специальности»; Уставом ГАПОУ СО «ЭКПТ»; Локальными актами ГАПОУ СО «ЭКПТ». 4.2. Организация учебного процесса и режим занятий Образовательный процесс в колледже ведется на государственном языке Российской Федерации – русском. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом. Два раза в течение учебного года для студентов устанавливаются каникулы общей продолжительностью 10-11 недель в год, в том числе две недели в зимний период. Общая продолжительность каникул составляет 34 недели: по 11 недель на 1,2 курсах, 10 недель на 3 курсе и 2 недели на 4 курсе. Учебный год состоит из двух семестров, каждый из которых заканчивается предусмотренной учебным планом формой контроля знаний. В колледже установлены основные виды учебных занятий: урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта, учебную и производственную практики. Время, отводимое на консультации, предусматривается за счет времени, отводимого на промежуточную аттестацию: по учебному плану – 252 часа (72 часа – в общеобразовательном цикле и 180 часов – по программе ППССЗ). Время на самостоятельную работу не относится к времени, отводимому на работу во взаимодействии, но входит в объем часов образовательной программы и используется для контроля выполнения самостоятельной работы обучающихся. В колледже установлена 5-дневная рабочая неделя для педагогических работников и студентов в соответствии с утвержденным расписанием учебных занятий. Для всех видов учебных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Объем учебной нагрузки обучающегося составляет 36 академических часов в неделю. Численность студентов в учебной группе в колледже при финансировании подготовки за счет бюджетных ассигнований устанавливается 25 человек. Исходя из специфики, колледж может проводить учебные занятия с группами студентов меньшей численности и отдельными студентами, а также делить группы на подгруппы. При проведении учебных занятий в виде лекций группы обучающихся объединяются. Учебная и производственная практики могут проводиться в организациях, предприятиях и учреждениях различных организационно-правовых форм на основе договоров между этими организациями и колледжем. Учебная и производственная практики студентов, осваивающих основные образовательные программы среднего профессионального образования, осуществляются, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области и положением колледжа. 4.3. Общеобразовательный учебный цикл Общеобразовательный учебный цикл программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважинсформирован с 8 учетом технологического профиля получаемого профессионального образования в соответствии с перечнем профессий и специальностей СПО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 г. № 1199 и письмом Минпросвещения России № 05-592 от 01.03.2023 г. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования общеобразовательный учебный цикл учебного плана включает 13 общеобразовательных учебных предметов (ОУП.01 Русский язык, ОУП.02 Литература, ОУП.03 Математика, ОУП.04 Иностранный язык, ОУП.05 Информатика, ОУП.06 Физика, ОУП.07 Биология, ОУП.08 Химия, ОУП.09 История, ОУП.10 Обществознание, ОУП.11 География, ОУП.12 Физическая культура, ОУП.13 Основы безопасности жизнедеятельности). Дополнительными учебными предметами по выбору обучающихся являются УП.14 Основы проектной деятельности / Введение в специальность. В рамках учебного предмета УП.14 Основы проектной деятельности / Введение в специальность обучающимися выполняется индивидуальный проект (в объеме 32 часов). Студенты должны представить завершенное учебное исследование или разработанный учебный проект (информационный, творческий, социальный, инновационный). Индивидуальный проект выполняется обучающимся под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, инновационный, иной). Порядок выполнения, особенности организации выполнения работы и оценки индивидуальных проектов определены локальным актом колледжа – положением «Об индивидуальном проекте обучающегося при освоении образовательной программы ФГОС СОО». Обучающиеся изучают общеобразовательные учебные предметы в течение первого года обучения. Нормативный срок освоения общеобразовательного цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, составляет 52 недели (1 год) из расчета: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) – 39 недель, промежуточная аттестация – 1 неделя, каникулярное время – 11 недель. Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (1476 часов) включает: – изучение учебных предметов общеобразовательного цикла ООП СПО – 1404 часа, – консультации – 48 часов; – промежуточная аттестация (экзамены) – 24 часа. Знания, умения, полученные студентами при освоении учебных предметов общеобразовательного цикла, углубляются и расширяются в процессе изучения разделов и тем учебных дисциплин циклов: – Социально-гуманитарный цикл («История России», «Иностранный язык в профессиональной деятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура»); 9 – Общепрофессиональный цикл («Математические методы решения прикладных профессиональных задач», «Экологические основы природопользования», «Прикладные компьютерные программы в профессиональной деятельности» и др.). Качество освоения учебных предметов общеобразовательного цикла по ППССЗ оценивают в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль проводят в пределах учебного времени, отведенного на освоение соответствующих общеобразовательных учебных предметов как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии. Промежуточную аттестацию проводят в форме дифференцированных зачетов и экзаменов: дифференцированные зачеты – за счет времени, отведенного на соответствующую общеобразовательный предмет, экзамены – за счет времени, выделенного ФГОС. Экзамены проводят по учебным предметам «Русский язык», «Математика», «История» и предмету, изучаемому углубленно с учетом получаемой специальности СПО – «Физика». Экзамены по предметам «Русский язык», «Математика» проходят в письменной форме. Обучающиеся, не имеющие академической задолженности, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и получить аттестат о среднем общем образовании (часть 6 статьи 68 Федерального закона об образовании), Государственная итоговая аттестация по программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (часть 13 статьи 59 Федерального закона об образовании). 4.4. Образовательная программа СПО по подготовке специалистов среднего звена Программа СПО по подготовке специалистов среднего звена по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин предусматривает изучение – учебных циклов социального-гуманитарного, общепрофессионального и профессионального в общем объеме 4644 часа в том числе: 2736 часов обязательных аудиторных учебных занятий (76 недель), 468 часов учебной практики (13 недель), 720 часов производственной практики(20 недель), 144 часа преддипломной практики(4 недели), 180 часов промежуточной аттестации студентов (5 недель); 216 часов государственной итоговой аттестации (демонстрационный экзамен, защита дипломного проекта) (6 недель). Консультации проводятся перед экзаменом, в объеме, указанном в учебном плане. Формы проведения консультаций – групповая и индивидуальная. Самостоятельная работа по учебным дисциплинам и МДК планируется по профессиональной программе для контроля выполнения самостоятельных заданий студентами. Обязательная часть образовательной программы по циклам составляет70% от общего объема времени, отведенного на их освоение. Обязательная часть социально-гуманитарного цикла образовательной программы СПО предусматривает изучение следующих дисциплин: «История России», «Иностранный язык в профессиональной деятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура», «Основы финансовой грамотности», «Основы бережливого производства». 10 Общий объем дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составляет 72 часа, из них на освоение основ военной службы (для юношей) – 48 часов, для подгрупп девушек 48 часов отведено на освоение основ медицинских знаний. С юношами по основам военной службы проводятся пятидневные учебные сборы на базе воинских частей г. Энгельса (приказ Министра обороны и Министерства образования и науки № 96/134 от 24 февраля 2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего общего образования, образовательных учреждениях НПО/СПО и учебных пунктах»). Учебные сборы проводятся в каникулярное время и не учитываются при расчете учебной нагрузки. Дисциплина «Физическая культура» способствует формированию физической культуры выпускника и способности направленного использования средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовке к профессиональной деятельности, предупреждению профессиональных заболеваний. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья колледж устанавливает особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» с учетом состояния их здоровья. Общепрофессиональный цикл образовательной программы СПО предусматривает изучение следующих дисциплин «Математические методы решения прикладных профессиональных задач», «Прикладные компьютерные программы в профессиональной деятельности», «Экологические основы природопользования», «Инженерная графика», «Электротехника и электроника», «Геология», «Техническая механика», «Правовые основы профессиональной деятельности», «Охрана труда». Профессиональный цикл включает профессиональные модули в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. Объем профессионального модуля составляет не менее 4 зачетных единиц. Практика входит в профессиональный цикл и имеет следующие виды – учебная практика и производственная практика, которые реализуются в форме практической подготовки. Учебная и производственная практики реализуются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с учебными занятиями. Учебная практика (13 недель) реализуется в рамках профессиональных модулей ПМ.01 – 6 недель, ПМ.02 – 2 недели, ПМ.03 –1 неделя, ПМ.04 – 2 недели, ПМ.05 – 2 недели. Производственная практика (20 недель) проводится в рамках профессиональных модулей: ПМ.01–10 недель; ПМ.02 –2 недели; ПМ.03 –3 недели, ПМ.04 – 2 недели, ПМ.05 – 3 недели. Производственная практика и преддипломная практикапроводятся на основе договоров между колледжем и общеобразовательными учреждениями. Места для подготовки и проведения мероприятий и занятий, при прохождении практики должны соответствовать санитарным, гигиеническим и нормативным требованиям. Во время преддипломной практики студенты зачисляются на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы преддипломной практики.Преддипломная практика в объеме 4 недели проводится непрерывно после освоения учебной практики и производственной практики. Организация практики осуществляется в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ «О практической 11 подготовке обучающихся» от 05.08.2020 г. № 885/390 и Положением о практической подготовке обучающихся по программам СПО в ГАПОУ СО «ЭКПТ». Формирование вариативной части образовательной программы В соответствии с ФГОС СПО по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважинвариативная часть образовательной программы составляет 1296 часов (30,5%). Размер вариативной части рассчитан от всего объема, отводимого на программу, за исключением ГИА. Вариативная часть дает возможность расширить и углубить подготовку обязательной части образовательной программы. Объем времени, отведенный на вариативную часть циклов образовательной программы, использован: 1)672 аудиторных часа на увеличение объема времени, отведенного на изучение дисциплин и модулей обязательной части: Наименование дисциплин с увеличением объема времени за счет Колвариативной части во часов СГ.00 Социально-гуманитарный цикл 22 СГ.01 История России 6 СГ.02 Иностранный язык в профессиональной деятельности 6 СГ.03 Безопасность жизнедеятельности 4 СГ.05 Основы бережливого производства 2 СГ.06 Основы финансовой грамотности 4 ОП.00 Общепрофессиональный цикл 182 Математические методы решения прикладных профессиональных ОП.01 40 задач Прикладные компьютерные программы в профессиональной ОП.02 32 деятельности ОП.03 Экологические основы природопользования 6 ОП.04 Инженерная графика 24 ОП.05 Электротехника и электроника 16 ОП.06 Геология 32 ОП.07 Техническая механика 24 ОП.08 Правовые основы профессиональной деятельности 4 ОП.09 Охрана труда 4 П.00 Профессиональный цикл 432 Проведение работ по эксплуатационному и разведочному ПМ.01 168 бурению МДК.01.01 Технология строительства нефтяных и газовых скважин 168 Проведение работ по капитальному ремонту нефтяных и ПМ.02 94 газовых скважин МДК.02.01 Технология капитального ремонта скважин 94 Обслуживание и эксплуатация оборудования буровых ПМ.03 36 установок на нефть и газ МДК.03.01 Обслуживание и эксплуатация бурового оборудования 36 Организация работ по бурению, капитальному ремонту ПМ.04 134 нефтяных и газовых скважин Основы организации и планирования производственных работ при МДК.04.01 134 бурении и капитальном ремонте скважин Итого 636 12 2) 252 часа на увеличение объема времени учебной и производственной практики и производственной практики по профилю специальности: ПП.02 Производственная практика – на 72 часа; УП.03 Учебная практика – на 36 часов; УП.04 Учебная практика – на 72 часа; ПДП.00 Преддипломная практика – на 72 часа. 3)на введение дополнительных дисциплин – 36 аудиторных часа: на введение дополнительной общепрофессиональной дисциплины ОП.10 Ключевые компетенции цифровой экономики – 36 аудиторных часов(согласно ФГОС СПО по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин«образовательная организация вводит в вариативную часть учебных циклов образовательной программы модуль по освоению компетенций цифровой экономики»). 4) на введение дополнительного профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по профессии 120504 «Помощник бурильщика капитального ремонта скважин» – 372 аудиторных часа (согласно ФГОС СПО по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин обучающиеся могут освоить профессию рабочего в соответствии с перечнем профессий рабочих, должностей служащих). В содержании профессиональной образовательной программы в рабочих программах дисциплин вариативной части дополнены знания и умения, не отмеченные в ФГОС специальности. 4.5. Порядок аттестации обучающихся Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на соответствующую учебную дисциплину. Текущий контроль может иметь следующие виды: входной, оперативный и рубежный. Входной контроль знаний студентов проводится в начале изучения дисциплины, профессионального модуля и его составляющих (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практики) с целью выстраивания индивидуальной траектории обучения студентов. Оперативный контроль проводится с целью объективной оценки качества освоения программ дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, а также стимулирования учебной работы студентов, мониторинга результатов образовательной деятельности, подготовки к промежуточной аттестации и обеспечения максимальной эффективности учебно-воспитательного процесса. Оперативный контроль проводится преподавателем на любом из видов учебных занятий. Формы оперативного контроля (устный опрос, проверка выполнения письменных домашних заданий, практических и расчетно-графических работ, защиты практических и лабораторных работ, контрольная работа, тестирование, участие в работе «круглого стола», в семинарах, презентациях и др.) выбираются преподавателем исходя из методической целесообразности, специфики учебной дисциплины, профессионального модуля и его составляющих (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практики). 13 Рубежный контроль является контрольной точкой по завершению каждой темы (раздела) учебной дисциплины или профессионального модуля и его составляющих (междисциплинарных курсов) и проводится с целью комплексной оценки уровня усвоения программного материала. Формы и методы текущего контроля отражаются в рабочих программах учебных дисциплин, профессиональных модулей и их составляющих (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практики), исходя из специфики их содержания, требований по формированию общих и профессиональных компетенций. Для оценки результатов освоения образовательной программы используются также накопительные системы оценивания. Разработку контрольно-измерительных материалов и формирование фонда оценочных средств, используемых для проведения текущего контроля качества подготовки студентов, обеспечивает преподаватель учебной дисциплины или междисциплинарного курса. По окончании каждого семестра по всем изучаемым дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям преподавателями выставляются оценки успеваемости студентов на основании накопительных систем оценивания, независимо от того, выносятся эти дисциплины на экзамен или нет. Экзаменационная оценка рассматривается как окончательная. Промежуточная аттестация планируется для оценки уровня освоения дисциплин и уровня формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся. 1) С учетом времени на промежуточную аттестацию:экзамены по дисциплинам, МДК, экзамен по ПМ, квалификационный экзамен. 2) Без учета времени на промежуточную аттестацию:дифференцированные зачеты по дисциплинам, учебной практике (УП), производственной (ПП) практике, преддипломной практике, курсовому проекту. На промежуточную аттестацию (экзамены) отводится 6 недель. В течение учебного года предусмотрено еѐ рассредоточенное проведение: аттестация проводится как после окончания освоения соответствующих программ дисциплин и профессиональных модулей, так и в период экзаменационных сессий, установленных календарным учебным графиком. Промежуточная аттестация в форме экзамена проводится в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки. Дифференцированные зачеты по УП и ПП проводятся за счет объема времени, отведенного на УП и ПП. Дифференцированные зачеты по дисциплинам, курсовому проекту проводятся за счет объема времени, отводимого на их изучение. В семестрах, где не предусмотрена промежуточная аттестация по дисциплинам или МДК, используются текущие формы контроля, результат которых учитывается в промежуточной аттестации по окончании освоения дисциплины или профессионального модуля; при этом могут использоваться рейтинговые и (или) накопительные системы оценивания. Экзамен по модулю проводится после освоения программы модуля и представляет процедуру независимой оценки результатов обучения с участием работодателей – носителей профессионального контекста. Расписание консультаций и экзаменов по профессиональным модулям согласовывается с работодателем. Экзамен по модулю проверяет готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у него компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам 14 освоения ООП» ФГОС СПО. По итогу экзамена по модулю в экзаменационной ведомости, зачетной книжке и в выписке к диплому проставляется дифференцированная оценка. По результатам освоения профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по профессии 120504 «Помощник бурильщика капитального ремонта скважин», который включает в себя проведения практики,выдается свидетельство о профессии рабочего120504 «Помощник бурильщика капитального ремонта скважин». Получение обучающимися профессионального обучения по профессии 120504 «Помощник бурильщика капитального ремонта скважин» в рамках образовательной программы среднего профессионального образования завершается сдачей квалификационного экзамена. Формы и порядок промежуточной аттестации колледж выбирает самостоятельно, периодичность промежуточной аттестации определяется рабочими программами, учебным планом. Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации обучающихся не превышает 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов – 10. В указанное количество не входят зачеты по физической культуре. Итоговая аттестация выпускника профессиональной образовательной организации является обязательной и осуществляется после освоения основной образовательной программы в полном объеме. Государственная итоговая аттестация выпускников по образовательной программе среднего профессионального образования специальности 22.01.01 Бурение нефтяных и газовых скважин проводится в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план по основной образовательной программе по специальности 22.01.01 Бурение нефтяных и газовых скважин. Демонстрационный экзамен направлен на определение уровня освоения выпускником материала, предусмотренного образовательной программой, и степени сформированности профессиональных умений и навыков путем проведения независимой экспертной оценки выполненных выпускником практических заданий в условиях реальных или смоделированных производственных процессов.Демонстрационный экзамен по специальности 22.01.01 Бурение нефтяных и газовых скважин базового уровня проводится на основе требований к результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования, установленных ФГОС СПО.Демонстрационный экзамен базового уровня проводится с использованием единых оценочных материалов, включающих в себя конкретные комплекты оценочной документации, варианты заданий и критерии оценивания (далее - оценочные материалы), разрабатываемых организацией, определяемой Министерством просвещения Российской Федерации. Процедура оценивания результатов выполнения заданий демонстрационного экзамена осуществляется членами экспертной группы по 100-балльной системе в соответствии с требованиями комплекта оценочной документации. Баллы выставляются в протоколе проведения демонстрационного экзамена. Оригинал протокола проведения демонстрационного экзамена передается на хранение в образовательную организацию в составе архивных документов. Организация и порядок проведения демонстрационного экзамена описаны в Положении об организации и проведении аттестации с использованием 15 механизмадемонстрационного экзамена в ГАПОУ СО «ЭКПТ». Дипломный проект направлен на систематизацию и закрепление знаний выпускника по специальности, а также определение уровня готовности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности. Дипломный проект предполагает самостоятельную подготовку (написание) выпускников проекта, демонстрирующего уровень знаний выпускника в рамках выбранной темы, а также сформированность его профессиональных умений и навыков. Выпускнику предоставляется право выбора темы дипломного проекта, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. Тема дипломного проекта должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального образования. Для подготовки дипломного проекта выпускнику назначается руководитель и, при необходимости, консультанты, оказывающие выпускнику методическую поддержку. Дипломные проекты подлежат обязательному рецензированию. Рецензентами могут быть руководящие и педагогические работники профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также представители предприятий, организаций – социальных партнеров. Закрепление тем дипломных проектов, назначение руководителей и консультантов оформляется приказом директора колледжа. По утвержденным темам руководители дипломныхпроектов разрабатывают индивидуальные задания для каждого студента и план-график выполнения дипломного проекта. 16