44.02.02 Преподавание в начальных классах МР для ВКР 2023 - 2024 учебный год

Пояснительная записка

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы (ВКР) осуществляется на заключительном этапе обучения студента в колледже. Защита
ВКР является обязательным испытанием, включаемым в итоговую государственную аттестацию всех выпускников, завершающих обучение по программе
среднего профессионального педагогического образования, поэтому важно приложить максимум усилий для еѐ успешного выполнения. Именно в рамках ВКР
вы имеете возможность продемонстрировать свои исследовательские навыки,
уровень профессиональной компетентности, предложить способы решения конкретных психолого-педагогических проблем по вашей специальности.
В работе над собственным исследованием вам помогут преподаватели
колледжа, назначенные вашими научными руководителями. К своему руководителю вы сможете обратиться по вопросам подбора литературы, планирования
структуры работы, еѐ проверки. Руководитель будет осуществлять и контроль за
ходом выполнения всех этапов ВКР, наблюдать за добросовестностью и систематичностью вашей работы (консультации с руководителем должны происходить не реже 1 раза в неделю!), а по завершению работы составит письменный
отзыв на проведенное исследование, где представит заключение о возможности
допуска ВКР к защите. Помните, что вы имеете право обращаться за помощью и
к другим специалистам колледжа, которые в случае необходимости будут назначены учебной часть как научные консультанты.
Выпускная квалификационная работа может быть логическим продолжением курсовой работы, реализуя ее идеи и выводы на более высоком теоретическом и практическом уровне, обогащая новыми фактами, результатами дополнительных наблюдений и опытов вы сможете раскрыть основное содержание работы. В этом случае курсовая работа может быть использована в качестве главы
или раздела выпускной квалификационной работы.
Важно помнить, что для осуществления контроля за ходом и качеством
выполнения студентами различных специальностей ВКР, учебная часть колледжа назначает сроки предварительной защиты работ. Как правило, процедура

проходит в конце 8 семестра, и ориентирована на оказание своевременной помощи студенту в работе над исследованием, ведь результаты своего исследовательского труда вы представите комиссии, состоящей из ведущих специалистов-преподавателей колледжа. Поэтому предзащита дает вам возможность
скорректировать отдельные моменты работы, определиться в основных подходах, увидеть пробелы своего исследования.

Общие положения
Выпускная квалификационная работа является основным обязательным
видом аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение по основной, профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования.
Выпускная квалификационная работа по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах выполняется в форме дипломной работы по темам,
имеющим профессиональную направленность, актуальность и практическую
значимость.
Дипломная работа выполняется в соответствии с требованиями ФГОС
СПО и является показателем уровня освоения выпускником общих и профессиональных компетенций.
Дипломная работа представляет собой самостоятельную работу, целями и
задачами которой являются:
-

систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по

специальности и их практическое применение в процессе еѐ написания при решении конкретных профессиональных задач;
-

развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение ме-

тодикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в
дипломной работе вопросов;
-

выяснение подготовленности студентов к самостоятельной работе в

современных условиях.
Данные методические рекомендации составлены для студентов с целью
ознакомления с содержанием, порядком написания, защиты выпускной квалификационной работы и призваны облегчить труд студента.
Выполнение дипломной работы включает следующие этапы:
 Закрепление приказом колледжа объекта преддипломной практики.
 Выбор и утверждение темы и задания на дипломную работу, составление плана работы.

 Сбор и анализ практического материала, в зависимости от темы исследования.
 Защита отчѐта по производственной (преддипломной) практике.
 Подбор и изучение литературных источников, ознакомление с законодательными актами, нормативными документами и другими источниками, относящимися к теме дипломной работы.
 Проведение исследовательской части работы.
 Написание и оформление дипломной работы.
 Обработка замечаний руководителя.
 Предварительная защита.
 Рецензирование дипломной работы.
 Защита выпускной квалификационной работы на заседании Государственной экзаменационной комиссии.
Студенту необходимо в период до начала производственной (преддипломной) практики определить тему выпускной квалификационной работы и утвердить еѐ в установленном порядке.
Студент, не прошедший производственную (преддипломную) практику не
допускается до государственной итоговой аттестации.
Студент несѐт персональную ответственность за:
- выполнение календарного плана написания дипломной работы;
- самостоятельность выполнения дипломной работы;
- достоверность данных и результатов, представленных в работе;
- соответствие оформления, структуры и содержания выпускной квалификационной работы требованиям, изложенным в методических рекомендациях по
еѐ выполнению;
- соответствие представленных комиссии электронных версий (выпускной
квалификационной работы, презентационных материалов, доклада) бумажным
версиям документов;
- исправление недостатков в дипломной работе, выявленных руководителем;

- достоверность представленных в информационных источниках ссылок на
Интернет-ресурсы и литературные источники.
В дипломной работе студент должен продемонстрировать освоение общих
и профессиональных компетенций, включающих в себя способность:
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.4
ПК 1.5
ПК 2.1.
ПК 2.2.
ПК 2.3.
ПК 2.4.
ПК 2.5.
ПК 3.1.
ПК 3.2.
ПК 3.3.
ПК 3.4.
ПК 3.5.
ПК 3.6.
ПК 3.7.
ПК 4.1

ПК 4.2
ПК 4.3

ПК 4.4

Определять цели и задачи, планировать уроки
Проводить уроки
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и
результаты обучения
Анализировать уроки
Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам
начального общего образования
Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения,
планировать внеурочные занятия.
Проводить
внеурочные
занятия.
Вести
документацию,
обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и
общения младших школьников.
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и
результаты деятельности обучающихся.
Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и
отдельных занятий.
Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной
деятельности и общения младших школьников.
Проводить
педагогическое
наблюдение
и
диагностику,
интерпретировать полученные результаты
Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу
Проводить внеклассные мероприятия
Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных
мероприятий.
Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников
при решении задач обучения и воспитания.
Анализировать результаты работы с родителями.
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно –
методические материалы (рабочие программы, учебно –
тематические планы) на основе образовательного стандарта и
примерных программ с учетом вида образовательного учреждения,
особенностей класса группы и отдельных учащихся
Создавать в кабинете предметно – развивающую среду
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и
образовательные технологии в области начального общего
образования на основе изучения профессиональной литературы,
самоанализа и анализа деятельности других педагогов
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений

ПК 4.5

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в
области начального образования

OК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации
ОК9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану
жизни и здоровья детей.
ОК11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Примерная структура выпускной квалификационнойработы и
требования к ее элементам
Структура ВКР определяется видом работы и, соответственно, может носить опытно-практический, опытно-экспериментальный, теоретический и проектный характер.
ВКР опытно-практического характера имеет следующую структуру:


введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы,

формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет,
проблема, цели и задачи и др.;


теоретическая часть, в которой содержатся теоретические основы

разрабатываемой проблемы, анализ изученных теоретических источников;


практическая часть, которая должна быть направлена на решение

выбранной проблемы и состоять из проектирования педагогической деятельности, описания ее реализации, оценки еѐ результативности. Практическая часть
может включать в себя систему разработанных занятий, уроков, внеклассных
форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий,
описания опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения,
воспитания конкретного образовательного учреждения) и т.п. с обоснованием их
разработки и методическими указаниями по их применению.


заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относи-

тельно возможностей практического примененияи полученных результатов;


список используемых источников (не менее 30 источников);



приложение.

ВКР опытно-экспериментального характера – из названия данного типа
следует то, что работа данного вида предполагает проведение психологопедагогического эксперимента, направленного на изучение влияния проделанной практической работы на эффективность решения разрабатываемой проблемы исследования.
Структура:



введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы,

формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет,
проблема, цели и задачи и др.;


теоретическая часть, в которой даны история вопроса, уровень раз-

работанности проблемы в теории и практике, психолого-педагогическое обоснование проблемы;


практическая часть, которая должна быть направлена на решение

выбранной проблемы и состоять из проектирования педагогической деятельности, описания ее реализации, оценки еѐ результативности. Практическая часть
может включать в себя систему разработанных занятий, других форм работы,
комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий, описания
опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения, воспитания конкретного образовательного учреждения) и т.п. с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению;


опытно-экспериментальная часть, в которой представлены: план

проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы,
основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный),
анализ

результатов

опытно-экспериментальной

работы.

Психолого-

педагогический эксперимент направлен на поиск эффективных путей и средств
решения исследуемой педагогической проблемы;


заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относи-

тельно возможностей применения полученных результатов;


список используемых источников (не менее 30 источников);



приложение.

ВКР теоретического характера. Данные работы ориентированы на выдвижение и логическое обоснование научных гипотез о структуре, свойствах и
закономерностях изучаемых явлений (процессов), или на выявление тенденций
развития педагогической науки, обоснование новых направлений исследований
(особенно на стыках научных дисциплин), переосмысление устоявшихся подходов к интерпретации известных исторических фактов и закономерностей.
Структура:



введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы,

формулируются компоненты методологического аппарата: проблема, объект,
предмет, гипотеза, цели и задачи идр.;


теоретическая часть, в которой даны история вопроса, уровень раз-

работанности проблемы в теории и практике посредством глубокого сравнительного анализа литературы, психолого-педагогическое обоснование проблемы;


заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относи-

тельно возможностей использования материалов исследования;


список используемых источников (не менее 35 источников);



приложение.

Содержанием ВКР проектного характера является разработка изделия
или продукта творческой деятельности.
По структуре данная ВКР состоит из:


пояснительной записки, в которой дается теоретическое, а в необхо-

димых случаях нерасчетное обоснование создаваемых изделий или продуктов
творческой деятельности. Структура и содержание пояснительной записки определяются в зависимости от профиля специальности и темы ВКР. Объем пояснительной записки должен составлять от 10 до 15 страниц печатного текста, в
ней раскрывается описание достижения результата. Цель формулируется как
создание изделия, продукта и их презентация.


в практической части созданные изделия или продукты творческой

деятельности представляются в виде готовых изделий, художественных произведений, картин, сценариев, чертежей, схем, графиков, диаграмм, серий наглядных пособий, компьютерных обучающих программ и презентаций и т.п., в соответствии с видами профессиональной деятельности и темой проекта.


список использованных источников.

Структура ВКР:
Введение обосновывает тему исследования, ее актуальность определяет
методологический аппарат исследования (объект и предмет, цель, гипотезу,
задачи и методы исследования). Обратите внимание, что в психолого-

педагогических исследованиях объектами выступают процессы и явления, поэтому некорректно называть объектом исследования, например, начальную
школу, подростковые клубы, т.к. они выступают достаточно широкой сферой,
изучение которой бывает невозможной в рамках выпускного исследования, их
определяют, как правило, как конкретную базу исследования. К объектам исследования в психолого-педагогических исследованиях относятся психические и
педагогические процессы, свойства, психологические качества человека, психические состояния, поведение, виды деятельности и общения, взаимосвязи и
взаимовлияния их друг на друга и т.д. Предмет исследования – определенный
аспект изучения объекта, определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость от каких-либо условий. Предмет исследования дает представление о
том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты
и функции объекта рассматривает данное исследование. В одном и том же объекте исследования могут быть выделены различные предметы исследования.
Поэтому следует внимательно подойти к его определению, чтобы содержание
всего исследования согласовалось со спецификой профессиональной деятельности. Цель исследования – это желаемый конечный результат исследования. Формулирование цели любого исследования, как правило, начинается со
слов: выявление, изучение, формирование, обоснование, определение, создание,
анализ и т.д. Цель раскрывается в комплексе взаимосвязанных задач – это конкретизированные или более частные цели. Исходя из исследовательских целей и
задач, формулируется гипотеза. Гипотеза – это некоторое предположение, касающееся установления закономерной (причинной) связи исследуемых явлений,
сформулированное на основе ряда фактов, и истинное значение которого нуждается в доказательстве. Гипотеза должна соответствовать цели исследования, но
не полностью совпадать с ней. Также, во введении рекомендуется обосновать
необходимость исследования, определить возможности и формы использования
полученного материала. В этой части желательно кратко раскрыть содержательную структуру выпускной работы, т.е. прокомментировать обозначенные в оглавлении ее разделы.

Заключение предполагает осмысление итогов работы с точки зрения проблемы, поставленной в ВКР. Заключение включает выводы, характеризующие
основные результаты работы. Выводы формулируются в виде кратких тезисов,
количество которых должно точно соотноситься с количеством задач исследования, поставленных во введении ВКР. Здесь же может содержаться информация о практических рекомендациях применения полученных результатов, отмечена их социальная значимость. При необходимости может быть определен круг
вопросов, требующих более глубокой разработки. Из текста заключения должно
быть понятно, что цели и задачи выпускного исследования полностью достигнуты и решены.
Список используемой литературы. Объем списка использованной литературы зависит от количества цитированных источников (но не менее 30). При его
оформлении используется тот же размер шрифта и межстрочных интервалов,
как и в основном тексте; каждый источник описывается в отдельном абзаце. Литературные источники должны быть представлены таким образом, чтобы можно
было найти сам источник, а в нем – нужную информацию. В список использованной литературы не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте работы, и которые фактически не были использованы автором.
Источники должны быть упорядочены и пронумерованы. Список используемой
литературы составляется в алфавитном порядке.
Например:
Список используемых источников:
1. Агеев B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком. //Вопросы психологии. - 2020. - № 3. – 1\35-НОс.
2. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. //Вопросы психологии. - 20119. - № 4. – 74 – 82с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 2023 – 375с.
4. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: Союз, 2021. – 144с.
5. Фурманов И.А. Социально-психологические проблемы поведения: Курс лекций для студентов отделения психологии – Мн.: БГУ. -91с.

Приложения– это часть работы, которая хотя и имеет дополнительное,
обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы. Его объем не входит в расчет общего объема работы. Если данный раздел включен в ВКР, то он должен быть хорошо структурирован и
оформлен. В приложения нельзя включать список использованной литературы,
они оформляются как продолжение выпускной квалификационной работы на
последних ее страницах. По содержанию приложения могут быть разнообразны:
копии документов, выдержки из отчетных материалов, протоколы проведенных
диагностик, отдельные положения из инструкций и правил и т.д. По форме они
могут представлять собой текст, таблицы, графики. В начале приложения необходимо давать общий список всех приложений (рисунков, таблиц, протоколов и
других материалов). Каждое приложение должно сопровождаться не только номером и названием, но и необходимыми комментариями (подписями). Важно,
чтобы основной текст ВКР содержал ссылки на представленные приложения.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы в правом верхнем углу с указанием слова "Приложение А..." и иметь тематический заголовок. При
наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри", оно обычно сокращается и заключается вместе с
шифром в круглые скобки по форме: (см. Приложение А). Каждое приложение
обычно имеет самостоятельное значение и может использоваться независимо от
основного текста.
Требования к оформлению выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа должна быть напечатана, шрифт
TimesNewRoman, размер шрифта 14, через 1,5-й интервал; форматирование по
ширине. Объем ВКР может быть в пределах не менее 50 и не более 70 страниц
стандартного печатного текста (без приложений).
Расстояние от рамки формата до границ текста следует оставлять в начале и
в конце строки не менее 3 мм, сверху и снизу -10 мм.

Набор текста выполняют на компьютере, через полтора интервала, шрифтом TimesNewRoman, размер шрифта -14. Полужирный шрифт не применяют.
Абзацный отступ равен трем-пяти буквам – 12-15 мм.
Заголовки частей, разделов и других структурных элементов дипломной
работы (содержание, введение, заключение, список использованных источников,
приложения) начинаются с новой страницы. Их следует располагать в середине
строки симметрично тексту, писать с прописной буквы без точки в конце, не
подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Рекомендуется следующая структура ВКР с удельным весом каждого раздела в общем объеме работы:
1. Введение (3%).
2. Теоретический раздел (25–30%).
3. Практический раздел (25–30%).
4. Опытно-экспериментальный раздел((25–30%).
5. Заключение (5–7%).
6. Библиографический список.
7. Приложения.
Страницы ВКР следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы (включая список использованной литературы). Титульный лист ВКР включается в общую нумерацию страниц, но номер страницы на нем не проставляется. Иллюстрации, таблицы и т.п., расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц ВКР.
Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части
ВКР и обозначаться арабскими цифрами с точкой, например, 1., 2., и т.д. Внутри
каждой главы (раздела) проставляются номера подразделов, которые должны
состоять из номера главы и порядкового номера самого подраздела, которые
разделены точкой (например, 1.1, 1.2….).
Цифровой материал в ВКР рекомендуется располагать в таблицах, которые размещаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются
впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в
тексте работы. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой

нумерацией в пределах всей работы. Номер и название следует размещать после
слова «Таблица», например, «Таблица 1- НАЗВАНИЕ». Если таблица расположена не на одной странице, то на каждой следующей странице пишут «Продолжение табл. 1».
Для представления иллюстративного материала (схемы, рисунки, диаграммы, фотоматериалы и т.д.) может использоваться цветное изображение, точечный фон, штриховка. Иллюстрации размещаются непосредственно после
текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Они
располагаются так, чтобы их удобно было рассматривать без поворота всей работы или с минимальным поворотом по часовой стрелке. Все иллюстрациив
ВКР располагают по центру, именуют рисунками и нумеруют порядковой нумерацией в пределах всей ВКР арабскими цифрами без скобок, например, «Рисунок 1 -Название» и далее пишется название иллюстрации с заглавной буквы под
иллюстрацией ). При ссылке на ранее упомянутые иллюстрации пишут «см. рисунок 2».
Библиографические ссылки в тексте ВКР оформляются в виде [3] или [3,
с.265], где первая цифра — номер данного источника в Списке использованныхисточников, а вторая — номер страницы в этом источнике, если есть необходимость ее указать.
В тексте ВКР возможно применение общепринятых сокращений, которые
делаются после перечисления: «т.е.» (то есть), «и т.д.» (и так далее), «и т.п.» (и
тому подобное), «и др.» (и другие), «и пр.» (и прочие). Общепринятые сокращения, которые делаются в ссылках: «см.» (смотри), «напр.» (например). Сокращения при обозначении цифрами веков и годов: «в.» (век), «вв.» (века), «г.» (год),
«гг.» (годы). Слова «и другие», «и прочие», «и тому подобное» внутри предложений без перечислений не сокращаются.
Приложения следует оформлять как продолжение ВКР, располагая их в
порядке появления на них ссылок в тексте работы. Каждое приложение должно
начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок.
Оформление титульного листа к ВКР должно соответствовать образцу,
представленному в положении о ВКР.

С подробным описанием требований к оформлению выпускных квалификационных

работ

https://ekpt64.profiedu.ru/.

Вы

можете

ознакомиться

на

сайте

Процедура защиты выпускной квалификационной работы.
Подготовка к защите дипломной работы
Выпускная квалификационная работа сдается в учебную часть строго в
установленный срок. Руководитель работы пишет отзыв о выпускной квалификационной работе. После этого выпускная квалификационная работа направляется на рецензирование. Рецензентами являются, как правило, специалисты, занимающиеся исследованиями по близкой тематике, способные квалифицированно оценить работу. Вопрос о допуске дипломной работы к защите решается заместителем директора по учебно-методической работе после ознакомления с отзывом руководителя дипломной работы и рецензией.
К защите студенту необходимо тщательно готовиться, консультируясь
с руководителем дипломной работы.
Подготовка к защите дипломной работы включает подготовку собственно выступления и оформление графического материала (презентация,
схемы, таблицы, графики, диаграммы, алгоритмы и др.) для использования
его в качестве иллюстраций во время защиты.
Графический материал может быть представлен в виде плакатов либо
слайдов (в том числе на дискетах и flash–носителях) для демонстрации с помощью средств презентации. Могут быть подготовлены специальные материалы для раздачи членам ГЭК.
Структура выступления
Доклад студента на защите строится в последовательности:
 обоснование актуальности темы и ее практической значимости;
 краткая характеристика объекта исследования;
 теоретические и методологические положения, на которых базируется дипломная работа;
 результаты практического исследования и анализа по изучаемой
проблеме;

 выводы, предложения, рекомендации по решению поставленной
в дипломной работе проблемы, оценка возможности их реализации и эффективности.
Подготовка текста выступления предполагает:
1. разработку плана выступления;
2. разработку основного текста выступления и краткого конспекта;
3. предварительную защиту.
План выступления
При разработке плана выступления студенту следует учесть ряд существенных моментов:
1. необходимо оценить запас знаний, имеющийся по заданной теме,
подобрать цитаты, дополнительную информацию (например, из
периодической печати);
2. следует продумать, какие могут возникнуть вопросы у членов
ГЭК по ходу изложения;
3. при составлении общего плана изложения обязательно включить
в него обращение к аудитории, вступление и заключение;
4. каждый раздел выступления рекомендуется подытожить однимтремя выводами;
5. следует выделить в плане ключевые моменты речи, на которых
предполагается остановиться, проверить наличие логической связи между всеми пунктами плана выступления.
Текст выступления
Написание текста – наиболее трудоемкий этап подготовки выступления. При написании текста выступления предлагается воспользоваться практическими рекомендациями по его составлению:

 в каждом разделе выступления желательно предусмотреть введение
в раздел, констатацию, аргументацию, кульминацию, выводы по разделу, логический переход к следующей части выступления;
 следует избегать громоздких фраз, рекомендуется делить текст на
простые предложения, что значительно облегчит заучивание текста, а для аудитории – восприятие в процессе защиты;
 необходимо найти оптимальную пропорцию между размерами частей текста, отведенными соответственно для изложения теории и практики;
 не следует злоупотреблять цифрами, их обилие может запутать не
только слушателей, но и выступающего;
 рекомендуется избегать пространных цитат, необходимо использовать пространство текста, прежде всего для того, чтобы донести до аудитории собственные суждения;
 выводы должны быть предельно конкретными и убедительными;
 текст выступления следует завершить точными фразами, выражающими уверенность в правоте приведенной аргументации и целесообразности
предложений студента, по решению поставленной в дипломной работе проблемы;
 черновик текста необходимо тщательно отредактировать, наиболее
важные места рекомендуется выделить курсивом или подчеркиванием;
 окончательный вариант текста следует распечатать через 1,5 – 2 интервала для удобства чтения (кроме того, в такой текст можно в последний
момент внести дополнения и изменения), выводы лучше предварить словом
«Выводы», желательно проставить нумерацию разделов и дать названия
вступительной и заключительной частям выступления, общие выводы лучше
всего вынести на отдельный лист.
Защита ВКР проходит на открытом заседании государственной аттестационной комиссии, присутствовать на которой могут все желающие. Члены ГЭК имеют возможность ознакомиться с ВКР, которая предлагается им
на рассмотрение на заседании комиссии перед выступлением студента.

Процедура защиты устанавливается председателем государственной
аттестационной комиссии по согласованию с еѐ членами.
Процедура защиты включает:
 доклад студента (не более 7 – 10 минут);
 чтение отзыва и рецензии;
 вопросы членов комиссии;
 ответы студента.
Может быть предусмотрено выступление руководителя ВКР, а также
рецензента, если они присутствуют на заседании государственной аттестационной комиссии.
После доклада студенту предлагается ответить на вопросы членов ГЭК.
Вопросы должны быть из области знаний, соответствующих профилю специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» и разработанной в
дипломе теме. Полнота и глубина ответа студента в значительной мере
влияют на оценку дипломной работы.
Результаты защиты ВКР определяются оценками «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно» и «неудовлетворительно» и объявляются в день защиты после оформления протоколов заседаний ГЭК в установленном порядке.
Основанием для определения итоговой отметки служат критерии оценки выпускной квалификационной работы, выработанные научно-методическим советом колледжа. При определении итоговой отметки по защите выпускной
квалификационной работы учитываются: доклад выпускника; ответы на вопросы; оценка рецензента; отзыв руководителя.
Решение об оценке дипломной работы ГЭК принимает на открытом голосованием большинством голосов. Если голоса присутствующих членов
ГЭК разделились поровну, то решающим является голос Председателя ГЭК.
В случае выставления студенту неудовлетворительной оценки, он получает право повторной защиты той же дипломной работы, либо ГЭК выносит решение о выдаче ему нового задания на дипломную работу со сроком
повторной защиты не ранее чем через год.

Оценки по результатам защиты дипломных работ объявляются в день
защиты после оформления в установленном порядке протокола заседания
комиссии.
После защиты выполненные студентами дипломные работы хранятся в
ГАПОУ СО «Энгельсский колледж профессиональных технологий» не менее
пяти лет.
Критерии оценки ВКР
«Отлично»
 Обоснована актуальность проблемы и темы ВКР, еѐ практическая
значимость; методологический аппарат соответствует теме, объект, предмет,
цель, задачи, гипотеза, методы исследования согласованы между собой
 Структура ВКР соответствует целям и задачам, содержание соответствует названию параграфов, части работы соразмерны; 30 – 60 страниц
компьютерного текста, выдержано соотношение частей работы по объѐму.
 Изучены основные теоретические работы, посвящѐнные проблеме
ВКР, проведѐн сравнительно-сопоставительный анализ источников, выделены основные теоретические и методические подходы к решению проблемы,
определена и обоснована собственная позиция автора.
 Программа практической части работы выстроена с опорой на теоретические положения исследования; определены и обоснованы методы исследования в соответствии с целями и гипотезой ВКР; проведена сравнительная характеристика количественных и качественных показателей констатирующей и итоговой диагностики; сделаны выводы о эффективности проделанной работы. Программа апробирована в ходе преддипломной практики.
 Выводы логичны, обоснованы, соответствуют целям, задачам и методам работы; в заключении указаны степень подтверждения гипотезы, возможности внедрения результатов исследования и дальнейшей перспективы
работы над темой.

 Выдержаны требования к объему и оформлению источников.
 Ссылки, диаграммы, таблицы, заголовки, оглавление оформлены в
соответствии с требованиями, выдержано соотношение частей работы, общий объем работы соответствует требованиям, работа вычитана.
 Студентом соблюдался индивидуальный план работы над ВКР,
проявлялась высокая степень самостоятельности, в подборе и анализе литературы, проведении практической работы.
 Выступление логично, последовательно, содержание работы раскрыто полностью. Студент представил сущность своей работы, точно ответил на вопросы, продемонстрировал умение вести дискуссию, отстаивать
свою позицию, признавать возможные недочеты.
 Выдержано время доклада, используемыенаглядные средства соответствуют требованиям к их оформлению.
 Текст ВКР и выступление выпускника в ходе защиты логичны, последовательны, грамотны, соблюдаются грамматические и синтаксические
особенности научного стиля.
«Хорошо»
 В основном определена актуальность проблемы, практическая значимость темы ВКР; определѐн и в основном обоснован методологический
аппарат исследования.
 Структура ВКР соответствует целям и задачам, имеются незначительные рассогласования содержания и названия параграфов, некоторая несоразмерность частей работы; работа превышает рекомендуемый объѐм, теоретическая часть превышает по объѐму практическую.
 Изучена большая часть основных работ, посвященных проблеме
ВКР, в основном проведѐн их сравнительно-сопоставительный анализ, выделены теоретические и методические подходы к решению проблемы, определена собственная теоретическая позиция автора.

 Программа практической работы в целом выстроена с опорой на
теоретические положения работы. Определены и в основном обоснованы методы исследования. Имеются затруднения в интерпретации результатов работы, в проведении сравнительного анализа количественных и качественных
показателей диагностической программы, оценки ее эффективности. Программа апробирована в ходе преддипломной практики.
 Выводы и заключение в целом обоснованы, соответствуют цели и
задачам исследования. Однако, содержание работы допускает дополнительные выводы. В заключении указаны степень достижения выдвинутой цели
исследования.
 Имеются нарушения в оформлении списка, отбор источников недостаточно обоснован.
 Ссылки, диаграммы, таблицы, заголовки, оглавление оформлены в
соответствии с требованиями, однако, имеются отдельные нарушения в
оформлении.
 Индивидуальный план работы над ВКР в основном соблюдался, работа выполнялась в сотрудничестве с руководителем.
 В целом раскрыта сущность работы, даны точные ответы на вопросы, отчасти студент испытывает затруднение в ведении дискуссии, ответах
на вопросы.
 Выступление логично, последовательно, студент демонстрирует
свою убежденность, глубину знаний, но затрудняется привести примеры из
работы. Доклад превышает отведенное время, незначительно нарушены требования к оформлению и содержанию наглядных средств.
 Студент в основном владеет научным стилем речи. Допускает незначительные стилистические нарушения речи.

«Удовлетворительно»
 Не определена актуальность проблемы и темы ВКР; не определена
ее практическая значимость; имеются рассогласования в методологическом
аппарате исследования.
 Имеется ряд нарушений в выборе структуры ВКР; работа меньше
рекомендованного объѐма, как в теоретической, так и в практической части.
Названия и содержания параграфов не соответствуют друг другу, не выдержана содержательная целостность работы, имеются несоответствия структуры работы выдвинутым целям и задачам исследования.
 Изучены недостаточно или не полностью основные работы по проблеме, теоретический анализ носит описательный характер, отсутствует собственная позиция автора
 Программа практической работы выстроена с частичной опорой на
теоретические положения работы. Методы исследования недостаточно или
частично обоснованы; затрудняется интерпретировать результаты диагностической программы, анализ проделанной исследовательской работы представлен фрагментарно. Программа не апробирована.
 Имеются логические погрешности в выводах, их недостаточная
обоснованность.
 Имеются нарушения в оформлении списка, отбор источников недостаточно обоснован.
 Имеется ряд нарушений в оформлении ВКР.
 Индивидуальный план работы над ВКР соблюдался, работа ведѐтся
в рамках указаний руководителя, самостоятельность и инициативность студента проявлялись слабо.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.