ЕН.02 Экологические основы природопользования

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………….

9

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………...

10

4.

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 Экологические основы природопользования
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов
среднего звена специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания,
базовая подготовка, укрупненная группа 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими
образовательными учреждениями среднего профессионального образования (в дополнительном
образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО).
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У1 - анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов
деятельности;
У2 - использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи
организмов и среды обитания;
У3 - соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической
безопасности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З1 - принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;
З2 - особенности взаимодействия общества и природы, основные источники
техногенного воздействия на окружающую среду;
З3 - об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения
экологического кризиса;
З4 - принципы и методы рационального природопользования;
З5 - методы экологического регулирования;
З6 - принципы размещения производств различного типа;
З7 - основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
З8 - понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
З9 - правовые и социальные вопросы природопользования и экологической
безопасности;
З10 - принципы и правила международного сотрудничества в области
природопользования и охраны окружающей среды;
З11 - природоресурсный потенциал Российской Федерации;
З12 - охраняемые природные территории;
З13 - задачи и цели природоохранных органов управления и надзора
Общие и профессиональные компетенции, которые актуализируются при изучении
учебной дисциплины:

ОК.01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.02. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.03. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК.04. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК.05.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК.06. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК.07. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК.08. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
OK.09. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной
кулинарной продукции.
ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для
сложной кулинарной продукции.
ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной
кулинарной продукции.
ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных
закусок.
ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы,
мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.
ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов.
ПК 3.1. Организовывать и проводить приготовление сложных супов.
ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов.
ПК 3.3. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и
сыра.
ПК 3.4. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и
сельскохозяйственной (домашней) птицы.
ПК 4.1. Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и
праздничного хлеба.
ПК 4.2. Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских
изделий и праздничных тортов.
ПК 4.3. Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских
изделий.
ПК 4.4. Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных
полуфабрикатов, использовать их в оформлении.
ПК 5.1. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.
ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.
3

ПК 6.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.
ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 6.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 6.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 6.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
1.5. Перечень используемых методов обучения
Пассивные: лекции; практические занятия; письменные домашние работы;
консультации преподавателя.
Активные и интерактивные: групповая консультация, разбор конкретных ситуаций,
деловые и ролевые игры, групповая дискуссия.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
Внеаудиторная самостоятельная работа по заданной тематике
Реферат

Объем часов
48
32
2
(не предусмотрено)
16
(не предусмотрено)
8
8

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.02 Экологические
основы природопользования
Наименование
разделов и тем
1

Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся

2
Раздел 1. Экология и природопользование.
Тема 1.1. Современ- Содержание учебного материала:
ное состояние окру- 1 Экологически неблагополучные регионы России,
жающей среды в Роспричины. Карта загрязнения региона.
сии
Тема 1.2. Антропо- Содержание учебного материала:
генное
воздействие 1 Хозяйственная деятельность человека и ее воздейна природу. Эколоствие на природу. Понятие «охрана природы» и его
гические кризисы и
составляющие. Локальные, региональные и глокатастрофы
бальные проблемы экологии.
2 Роль человеческого фактора в решении проблем
экологии.
3 Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.
4 Определение экологического кризиса. Основные
причины экологического кризиса.
5 Прогнозирование. Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф.
Тема 1.3. Природные Содержание учебного материала:
ресурсы и рацио- 1 Природные ресурсы и их классификация.
нальное
природо- 2 Проблемы использования и воспроизводства припользование
родных ресурсов, их взаимосвязь с размещением
производства.
3 Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.
Проблемы сохранения человеческих ресурсов.
Тема 1.4. Принципы Содержание учебного материала:

Объем
часов

Уровень
освоения

3
18
2

4

2

2
2

2
2
2
2
2
2
2

2

2

Определение понятия «Природопользование». Основные аспекты охраны природы.
2 Принципы и правила охраны природы.
3 Ресурсные циклы. Система управления отходами.
Содержание учебного материала:
1 Определение понятия «Мониторинг окружающей
среды».
2 Виды мониторинга. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы, гидросферы и земельных ресурсов.
3 Основные задачи мониторинга окружающей среды:
наблюдение за факторами, воздействующими на
окружающую среду; оценка и прогнозирование
состояния окружающей среды.
Тема 1.6. Источники Содержание учебного материала:
загрязнения, основ- 1 Естественные и антропогенные источники загрязные группы загрязнений атмосферы, гидросферы и земельных степеняющих веществ в
ни загрязнения.
природных средах
2 Классификация загрязняющих веществ. Определение степени загрязнения.
Тема 1.7. Физическое Содержание учебного материала:
загрязнение
1 Шумовое, электромагнитное, тепловое, световое,
радиоактивное загрязнение окружающей среды.
2 Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Воздействие негативных экологических факторов на
человека, проживающего в нашем регионе, их прогнозирование и предотвращение.
Утилизация бытовых и промышленных отходов в нашем регионе
Раздел 2. Охрана окружающей среды
Тема 2.1. Рациональ- Содержание учебного материала:
ное использование и 1 Строение и газовый состав атмосферы. Баланс гаохрана атмосферы.
зов в атмосфере. Последствие загрязнение и нарушения газового баланса атмосферы.
2 Химические и фотохимические превращения вредных веществ в атмосфере.
3 Меры по предотвращению загрязнения и охране
атмосферного воздуха: очистные фильтры, безотходные технологии, защита от выхлопных газов
автомобилей, озеленение городов и промышленных центров.
Тема 2.2. Рациональ- Содержание учебного материала:
ное использование и 1 Природная вода и ее распространение.
охрана водных ре- 2 Истощение и загрязнение водных ресурсов.
сурсов
3 Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и загрязнения.
4 Рациональное использование подземных вод.
5 Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения.
6 Экологические проблемы химии гидросферы.
Тема 2.3. Рациональ- Содержание учебного материала:
рационального природопользования
и
охраны окружающей
среды
Тема 1.5. Мониторинг
окружающей
среды

1

6

2
2
2
2
2
2

2

2
2

2
2
2
2

4

14
2
2

2
2

2
2
2
2

2
2
2
2

Полезные ископаемые и их распространение.
Распределение и запасы минерального сырья в мире.
3 Минерально-сырьевые ресурсы России.
4 Использование недр человеком.
5 Исчерпаемость минеральных ресурсов.
6 Основные направления по использованию и охране
недр.
7 Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов.
8 Рекультивация и восстановление земель.
Тема 2.4. Рациональ- Содержание учебного материала:
ное использование и 1 Почва, ее состав и строение.
охрана
земельных 2 Роль почвы в круговороте веществ в природе.
ресурсов
3 Хозяйственное значение почв.
4 Естественная и ускоренная эрозия почв.
5 Система мероприятий по защите земель от эрозии.
6 Результаты антропогенного воздействия на почвы
и меры по ее охране.
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Пищевые ресурсы человечества.
Проблемы сохранения человеческих ресурсов.
Тематика рефератов.
Молочные продукты – в любом возрасте.
Генетически модифицированные продукты.
Добавки в пищевых продуктах.
Соя, и ее польза для здоровья.
Экология и здоровье человека.
Пища Франкенштейна.
Раздел 3. Мероприятия по защите планеты
Тема 3.1 Охрана Содержание учебного материала:
ландшафтов
1 Охрана ландшафтов. Их классификация. Особо охраняемые территории.
2 Антропогенные формы ландшафтов, их охрана.
Тема 3.2. Государст- Содержание учебного материала:
венные и обществен- 1 Государственная экологическая экспертиза предные мероприятия по
приятий и территорий.
охране окружающей 2 Экологическая общественная экспертиза.
среды
3 Паспортизация промышленных предприятий.
4 Контроль и регулирование рационального использования природных ресурсов и окружающей среды.
5 Федеральные органы власти, отвечающие за рациональное природопользование.
6 Организация рационального природопользования в
России.
Тема 3.3. Правовые Содержание учебного материала:
основы и социальные 1 Правовые основы охраны атмосферы, гидросферы,
вопросы защиты сренедр, земель, растительного и животного мира,
ды обитания
ландшафтов.
2 Социальные вопросы экологического воспитания и
образования подрастающего поколения.
3 Природоохранное просвещение и экологические
права населения
Тема 3.4. Междуна- Содержание учебного материала:
ное использование и 1
охрана недр
2

7

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
6

16
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2

родное сотрудничест- 1 История международного природоохранного движения.
во в области рационального
природо- 2 Природоохранные конвенции и межгосударственпользования и охраные соглашения.
ны окружающей сре- 3 Роль международных организаций в охране природы
ды
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Участие России в деятельности международных природоохранных организаций.
Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.
Описать подробно тематику соглашений, конвенций,
принятые законы.
Контрольная работа по пройденному курсу «Экологические основы природопользования»
Всего:

2
2
2
6

2
48

-

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач)

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Наличие учебного кабинета Экология.
Оборудование учебного кабинета:
- 30 посадочных мест;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с
лицензионным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и
подключенным к сети Internet;
- комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования».
- сканер;
- принтер.
Технические средства обучения:
- диапроектор;
- видео камера
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.: Академия,
НМЦ СПО, 2018.
2. Вильчинская О.В., Воробьев А.Е., Дьяченко В.В., Корчагина А.В. Основы
природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. - М.: Феникс,
2018.
3. Козачек А.В. Экологические основы природопользования. - М.: Феникс,2015.
Дополнительные источники:
1. Орлов Д.С. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Высшая
школа, 2012.
2. Экология. Цветкова Л.И., Алексеев М.И., Учебник для вузов. - М.: 2012.
3. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. - М.:
1996
4. Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека. - М.: Феникс, 2009.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
Основные показатели оценки результата
(освоенные умения, усвоенные знания)
уметь:
1. анализировать и прогнозировать эколо- Изучение и анализ произошедших изменений
гические последствия различных видов
природных экосистем, их видового состава; и
деятельности;
прогнозирование экологических последствий
различных видов хозяйственной деятельности
2. использовать в профессиональной деяоптимальное использование в профессиональной
тельности представления о взаимосвязи
деятельности представления о взаимосвязи оргаорганизмов и среды обитания;
низмов и среды обитания
3. соблюдать в профессиональной деяточное соблюдение и применение в практической
тельности регламенты экологической
деятельности полученные знания для обеспечебезопасности;
ния экологической безопасности
знать:
1. принципы взаимодействия живых орга- правильно формулирует принципы взаимодейстнизмов и среды обитания;
вия живых организмов и среды обитания;
2. особенности взаимодействия общества
правильно определяет виды воздействия человека
и природы, основные источники технона природу, источники загрязнения окружающей
генного воздействия на окружающую сре- среды, классификацию загрязнителей, последстду;
вия загрязнения, меры по предотвращению загрязнения среды
3. об условиях устойчивого развития экопоказывает знание условий устойчивого развития
систем и возможных причинах возникноэкосистем, понятий, причин и принципов эколовения экологического кризиса;
гического кризиса, глобальных экологических
проблем и путей их решения
4. принципы и методы рационального
показывает точность формулировок определений
природопользования;
и понятий: природопользование, природопользование рациональное, природоресурсный потенциал; знание методов природопользования.
5. методы экологического регулирования; показывает оптимальность выбора методов
экологического регулирования; осознание моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде
6. принципы размещения производств
правильно и чѐтко формулирует принципы разразличного типа;
мещения производств с учетом экологической
обстановки
7. основные группы отходов, их источнизнает классификацию отходов, классы опасности
ки и масштабы образования;
отходов, заводские способы утилизации отходов
8. понятие и принципы мониторинга окправильно и чѐтко формулирует понятие и назнаружающей среды;
чение мониторинга окружающей среды, называет
его принципы и классификацию по основным видам.
9. правовые и социальные вопросы приро- осмысленно излагает материал об основных этапа
допользования и экологической безопасразвития экологического законодательства, чѐтко
ности;
формулирует задачи и цели природоохранных

органов управления и надзора, показывает знание
основных законодательных актов в области
охраны природы
10. принципы и правила международного
сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

правильно и чѐтко называет принципы, формы и
направления международного сотрудничества в
области охраны природы, раскрывает значение
этих организаций для сохранения среды жизни и
человека, процветания жизни на Земле.
11. природоресурсный потенциал Россий- Даѐт правильное описание размещения и основской Федерации;
ных параметров природоресурсного потенциала
РФ
12. охраняемые природные территории.
детально раскрывает материал об истории охраны природы в России, узнает основные виды охраняемых природных территорий, называет задачи охраняемых природных
территорий
13 задачи и цели природоохранных орга- Оценивать состояние окружающей среды согласнов управления и надзора
но задач охраны окружающей среды.
4.2 Контроль освоения общих компетенций
Результаты обучения
Основные показатели оценки результата
(освоенные общие компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и социальную зна- - аргументированность и полнота объяснения сущночимость своей будущей профессии, проявлять сти и социальной значимости будущей профессии;
к ней устойчивый интерес.
- активность, инициативность в процессе освоения
профессиональной деятельности;
ОК 2. Организовывать собственную деятель- - рациональность организации собственной деятельность, определять методы решения профес- ности;
сиональных задач, оценивать их эффектив- - аргументированность и эффективность выбора метоность и качество.
дов и способов решения профессиональных задач;
- своевременность сдачи заданий, отчетов;
- активность, инициативность в процессе освоения
профессиональной деятельности.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в - аргументированность и правильность решения в ненестандартных ситуациях.
стандартных ситуациях;
- быстрота и обоснованность выбора способов решения нестандартных ситуаций;
- правильность оценки рисков.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку - адекватность используемой информации профессиоинформации, необходимой для постановки и нальным задачам и личностному развитию;
решения профессиональных задач, профессио- -результативность информационного поиска в решенального и личностного развития.
нии профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно- комму- - рациональность использования ИКТ для совершенникационные технологии для совершенство- ствования профессиональной деятельности;
вания профессиональной деятельности.
- качество владения ИКТ.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаи- - самоанализ и коррекция результатов собственной
модействовать с руководством, коллегами и работы и работы команды;
социальными партнерами.
- эффективность организации, взаимодействия с руководством, коллегами, социальными партнерами;
-проявление коммуникабельности;
-наличие лидерских качеств.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятель- -обоснованность постановки цели;
ность обучающихся, организовывать и кон- -аргументированность выбора способов мотивации

11

тролировать их работу с принятием на себя
ответственности за качество образовательного
процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

обучающихся;
-активность и инициативность на занятиях;
-полнота и нестандартность выполнения заданий.
-рациональность организации самостоятельной работы в соответствии с задачами профессионального и
личностного развития;
-участие в студенческих конференциях, конкурсах и
т.д.
ОК 9. Осуществлять профессиональную дея- - адекватность понимания целей современного протельность в условиях обновления ее целей, со- фессионального образования;
держания, смены технологий.
-проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

12



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.