ОГСЭ.02 История

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………..

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………….

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………

17

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………….

18

4.

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов
среднего звена специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания, базовая
подготовка, укрупненная группа 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.
Программа учебной дисциплины предназначена для реализации требований ФГОС СПО
по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания, формирования
общих (ОК 1 - ОК 9)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованадругими
образовательнымиучреждениями среднего профессионального образования (в дополнительном
образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки
специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина ОГСЭ.02 «История» входит в состав учебного цикла ОГСЭ.00
Гуманитарных и социально –экономических дисциплин.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
Цель изучения дисциплины «История»:
- дать студенту достоверное представление о роли исторической науки в познании
современного мира;
- раскрыть основные направления развития основных регионов мира на рубеже XX - XXI
вв.;
- рассмотреть ключевые этапы современного развития России в мировом сообществе;
- показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории;
- дать понимание логики и закономерностей процесса становления и развития глобальной
системы международных отношений;
- научить использовать опыт, накопленный человечеством. .
Задачи изучения дисциплины «История»:
- способствовать формированию понятийного аппарата при рассмотрении социальноэкономических, политических и культурных процессов в контексте истории ХХ-ХХ1вв.;
- -стимулировать усвоение учебного материала на основе наглядного сравнительного
анализа явлений и процессов новейшей истории;
- дать учащимся представление о современном уровне осмысления историками и
специалистами смежных гуманитарных дисциплин основных закономерностей эволюции
мировой цивилизации за прошедшее столетие;
- обеспечить понимание неразрывного единства прошлого и настоящего, взаимосвязи и
взаимообусловленности процессов, протекающих в различных, нередко отдаленных друг от
Друга районах мира.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации
в России и мире;

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI
вв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в
конце ХХ - начале XXI в.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные)
политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО,ЕС и других организаций и основные направления их
деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и
государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и
регионального значения.
Общие компетенции, которые актуализируются при изучении учебной
дисциплины:
ОК.01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.02. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.03. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК.04. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК.05.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК.06. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК.07. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК.08. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
OK.09. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
1.4.Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
максимальная учебная нагрузка обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 48 часов, из них
практические занятия – 22 часа;
самостоятельная работа обучающегося 12 часов.
1.5. Перечень используемых методов обучения
Пассивные: взаимодействие преподавателя как субъекта со студентом как объектом
познавательной деятельности (лекции;семинарские занятия; практические занятия; письменные
4

домашние работы; консультации преподавателей и т.д.).
Активные и интерактивные: взаимодействие преподавателя как субъекта со студентом
как субъектом познавательной деятельности (эвристические беседы, дискуссии, круглые
столы,конкурсы самостоятельных и практических работ, деловые игры и др.).

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:
лабораторные работы
практические работы
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
подготовка и защита информационного проекта
подготовка и защита исследовательского проекта
подготовка и защита презентации
подготовка и защита реферата

Объем часов
60
48
не предусмотрено
22
2
12
4
2
4
2

Итоговая аттестацияв форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.02 «История»
Содержание учебного материала, лабораторные и
Объем Уровень
практические работы, самостоятельная работа обучасов освоения
чающихся
1
2
3
4
Раздел 1. Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной
10
войны»
2
Тема 1.1.
Содержание учебного материал
4
Послевоенное
1. Интересы СССР, США, Великобритании и Франции
2
мирное урегули- в Европе и мире после войны.
рование в Евро- 2. Выработка согласованной политики союзных держав
пе
в Германии.
3. Идея коллективной безопасности. Создание ООН.
Принятие «Всеобщей декларации прав человека».
4. Новый расклад сил на мировой арене.
5. Речь Черчилля в Фултоне. Доктрина «сдерживания».
6. План Маршалла. Начало «холодной войны».
7. Образование Организации Североатлантического
договора (НАТО), Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), Организации Варшавского договора
(ОВД).
3
Практическое занятие обучающихся №1
2
1. Рассмотрение фото и кино материалов, раскрывающих аспекты послевоенного мирного урегулирования в
Европе.
2. Работа с историческими картами и документами,
раскрывающими причины начала «холодной войны».
3. Анализ программных документов ООН, НАТО.
4. Изучение политических взглядов исторических деятелей ведущих стран мира после Второй мировой вой6
Наименование
разделов и тем

Тема 1.2.
Первые
конфликты и кризисы
«холодной
войны»

Тема 1.3.
Страны «третьего мира»: крах
колониализма и
борьба
против
отсталости

ны.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка и защита информационного проекта (по
выбору): «Всеобщая декларация прав человека (общая
характеристика)», «Военно-политические и экономические объединения в годы «холодной войны». Организация Североатлантического договора (НАТО). История создания и задачи».
Содержание учебного материала
1. Берлинский кризис.
2. Раскол Германии.
3. Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной
войны».
4. Высадка войск ООН в Корее. Перемирие и раскол
Кореи.
5. Начало арабо-израильского противостояния.
6. Индокитайский конфликт.
Практическое занятие обучающихся №2
1. Анализ исторических карт и документов, раскрывающих причины и характер первых конфликтов и
кризисов «холодной войны».
2. Рассмотрение фото и кино материалов, раскрывающих основные события первых конфликтов и кризисов
«холодной войны».
3. Изучение биографий и политических взглядов исторических деятелей – участников первых конфликтов и
кризисов «холодной войны» .
Содержание учебного материала
1. Рост антиколониального движения.
2. Образование новых независимых государств вследствие крушения колониальных империй.
3.Влияние «холодной войны» на освободительные
движения.
4. Деколонизация в Африке. Трудности преодоления
отсталости
5. Выбор путей модернизации и культурноцивилизационные блоки.
6. Страны-экспортѐры нефти.
7. «Новые индустриальные страны».
8. Социальные и экономические проблемы современных африканских государств.
9. АСЕАН – сотрудничество «новых индустриальных
стран»: Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины,
Сингапур, Бруней, Вьетнам.
10. Экономические отношения России со странами
Юго-Восточной Азии. ШОС. ЕврАзЭС. Состояние и
перспективы.
Практическое занятие обучающихся №3
1. Анализ исторических карт с точки зрения территориальных изменений в мире, ставшие результатом
крушения колониализма.
2. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ доку7

1

2

2

2

3

2

2

2

3

ментов, раскрывающих основные этапы крушения колониальной системы в мире.
3. Изучение биографий исторических деятелей развивающихся стран и их политических взглядов (Нельсон
Мандела, Фредерик де Клерк).
4. Анализ программных документов международных
организаций: АСЕАН, ШОС, ЕврАзЭС.
Тема 1.4.
Содержание учебного материала
Диктаторские
1. Модели трансформации исламских обществ.
режимы на му- 2. Модель проевропейской модернизации в Турции.
сульманском
3. Иранская революция конца 1970-х г.г. и еѐ последстВостоке, их агвия.
рессивность. Ро- 4. Религиозный фундаментализм в современном Иране.
ждение новой
5. Глобализация и исламский мир.
разновидности
6. «Цветные революции» на Ближнем Востоке и в Сетоталитаризма - верной Африке. Роль Запада.
исламистского. 7. Татарский ислам. Положительный опыт межкультурной интеграции в России.
Практическое занятие обучающихся №4
1. Изучение наглядного и текстового материала, отражающего особенности трансформации исламских обществ.
2. Сопоставление и анализ документов, отражающих
формирование моделей исламских обществ на примере Турции и Ирана.
3. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов, раскрывающих основные этапы Иранской революции 1979 г.
4. Рассмотрение фото и кино материалов, отражающих
положительный опыт межкультурной интеграции в
России на примере татарского ислама.
Раздел 2. Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине XXвека
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Крупнейшие
1. Экономические, геополитические итоги Второй мистраны
мира. ровой войны для США.
США
2. Превращение США в финансово-экономического и
военно-политического лидера западного мира.
3. Реконверсия и выбор послевоенного курса государственной политики.
4. Реформизм 1960-х г.г. Политика президентов Джона
Кеннеди, Линдона Джонсона.
5. Америка 1980-х г.г. Правительство Р.Рейгана. «Рейганомика».
6. Продолжение курса президентом Дж. Бушем (старшим).
7. Президент Б.Клинтон и реализация его программы.
8. Основные направления социально-экономической
политики в период президентства Дж. Буша (младшего).
9. Социально-экономическое и политическое развитие
страны в период президентства Барака Обамы.
8

2

2

2
2

32
2

2

10. США на современном этапе развития.

Тема 2.2.
Крупнейшие
страны
мира.
Германия

Тема 2.3.
Развитие стран
Восточной Европы во второй
половине XX века

Практическое занятие обучающихся №5
1. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной
и национальной политики США во второй половине
XX – начале XXI века.
2. Изучение биографий видных исторических деятелей
США, анализ содержания их программных документов
и взглядов.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка и защита исследовательского проекта
по
теме:
«Современный
уровень
российскоамериканских отношений. Проблемы и достижения».
Содержание учебного материала
1. Провозглашение Федеративной Республики Германии и образование ГДР.
2. ФРГ и «план Маршалла». Успешное восстановление
экономики к 1950 г.
3. Доктрина национальной безопасности и внешняя
политика Германии в период «холодной войны».
4. Объединение Германии. Проблемы последующего
развития
5. Российско-германские отношения на современном
этапе.
6. Федеративная Республика Германия на современном этапе развития.
Практическое занятие обучающихся№6
1. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной
и национальной политики ФРГ во второй половине XX
– начале XXI века.
2. Изучение биографий видных исторических деятелей
Германии, анализ содержания их программных документов и взглядов.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка и защита информационного проекта
«Объединение Германии и проблемы последующего
развития. Постиндустриальное немецкое общество».
Содержание учебного материала
1. Страны Восточной Европы после Второй мировой
войны.
2. Образование социалистического лагеря.
3. Восточноевропейский социализм как общественная
модель.
4. «Бархатные революции» в странах Восточной Европы.
5. Распад «восточного блока» и преодоление биполярности мира.
6. Последствия краха тоталитарного социализма.
7. Социально- экономическое развитие, рыночные ре9

2

3

1

2
2

2

3

1

2

2

формы.
8. Интеграция в «объединѐнную Европу».
9. Современный уровень взаимоотношений России и
стран Восточной Европы.
10. Страны Восточной Европы на современном этапе
развития.
Практическое занятие обучающихся №7
1. Рассмотрение и анализ документального (наглядного
и текстового) материала, фото и кинодокументов, раскрывающих деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти сил в Восточной
Европе.
2. Рассмотрение биографий политических деятелей,
анализ содержания их программных документов и
взглядов избранных деятелей.
3. Анализ программных документов ОВД, СЭВ.
4. Работа с исторической картой: экономический,
внешнеполитический, культурный геополитический
анализ карты Восточной Европы после крушения социализма.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка и защита информационного проекта (по
выбору) «Военно-политические и экономические объединения в годы «холодной войны». Организация
Варшавского договора (ОВД), «Совет Экономической
Взаимопомощи (СЭВ). Нарастание экономических и
социальных проблем», «События в Венгрии, Чехословакии. Роль СССР в подавлении социальнополитического движения в странах Восточной Европы».
Тема 2.4.
Содержание учебного материала
Социально1. Экономическое и политическое положение Японии
экономическое и после Второй мировой войны.
политическое
2. Политический и экономический уроки Японии из
развитие
госу- Второй мировой войны.
дарств Восточ- 3. Война в Корее и ее влияние на экономическое развиной и Южной тие Японии.
Азии во второй 4. «Японское экономическое чудо». Причины и осополовине XX ве- бенности.
ка. Япония
5. Утверждение самостоятельной роли Японии в мире.
6. Глобализация японской внешней политики.
7. Современный уровень российско-японских отношений.
8. Япония на современном этапе развития.
Практическое занятие обучающихся№8
1. Рассмотрение и анализ документального (наглядного
и текстового) материала, фото и кинодокументов, раскрывающих деятельность правительства Японии, направленную на достижение «экономического чуда».
2. Работа с исторической картой и документами, раскрывающими причины территориальных претензий
Японии к России.
10

2

3

1

2

2

2

3

Тема 2.5.
Социальноэкономическое и
политическое
развитие
государств Восточной и Южной
Азии во второй
половине XX века. Китай

Тема 2.6.
Социальноэкономическое и
политическое
развитие
государств Восточной и Южной
Азии во второй
половине XX века. Индия

Содержание учебного материала
1. Положение Китая после второй мировой войны: раскол страны на коммунистический Север и гоминдановский Юг. Гражданская война.
2. Образование Китайской народной республики.Китай
в 1950-1960-е г.г.
3. Аграрная реформа, кооперирование, национализация
предприятий, индустриализация.
4. Провозглашение курса на превращение КНР в «великое социалистическое государство».
5. Китай в 1970-1990-е г.г. Прагматики у власти. Китай
на современном этапе развития.
6. Мероприятия современного китайского руководства
по превращению страны из региональной в глобальную державу.
7. Современный уровень российско-китайских отношений.
Практическое занятие обучающихся №9
1. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, социальнойполитики Китая во второй половине XX – начале
XXI века.
2. Изучение биографий видных исторических деятелей
Китая, анализ содержания их программных документов
и взглядов.
3. Работа с таблицами: сравнительный анализ экономического развития Китая и ведущих стран мира на
современном этапе.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка и защита исследовательского проекта
«Современный уровень российско-китайских отношений».
Содержание учебного материала
1. Образование трѐх государств на территории бывшей
британской колонии – Индии: Индии, Пакистана,
Бангладеш.
2. Принятие Конституции Индии в 1950г.
3. «Курс Неру»: социально- экономические реформы
1950-х и первой половины 1960-х гг.
4. Специфические проблемы Индии: национально - религиозная рознь, кастовый строй.
5. Общественный традиционализм.
6. Экономические реформы в Индии 1990-х г.г. Своеобразие процесса модернизации.
7. Современный уровень российско-индийских отношений.
8. Индия на современном этапе развития.

11

2

2

2

3

1

2

2

Тема 2.7.
Международные
отношения
во
второй половине
XX века. От
двухполюсной
системы к новой
политической
модели

Тема 2.8.
СССР в годы
«перестройки».
Советская концепция «нового
политического
мышления»

Практическое занятие обучающихся №10
1. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, социальнойполитики Индии во второй половине XX – начале
XXI века.
2. Изучение биографий видных исторических деятелей
Индии, анализ содержания их программных документов и взглядов.
3. Работа с таблицами: сравнительный анализ экономического развития Индии и ведущих стран мира на
современном этапе.
Содержание учебного материала
1.Смена государственных руководителей в США и
СССР, начало оттепели в отношениях сверхдержав.
Визит И.Хрущева в США (1959 г.).
2Берлинский кризис (1960г). Карибский кризис
(1962г).
3.Противостояние военных блоков.
4.Потепление советско-американских отношений в начале 1970-х гг.
5.Подписание Заключительного акта в Хельсинки.
6.Ввод советских войск в Афганистан.
7.Расширение границ НАТО на Востоке.
8.Роль ООН в урегулировании региональных конфликтов
Практическое занятие№11
1. Рассмотрение фото и кино материалов, отражающих
цикличность международных отношений в годы холодной войны.
2.Работа с историческими картами и документами,
раскрывающими причины и характер региональных
конфликтовв годы холодной войны.
3. Изучение биографий политических деятелей государств - участников международных конфликтов, их
программных документов. Выработка учащимися различных моделей решения конфликта.
Содержание учебного материала
1.Перестройка в СССР и ее воздействие на социальноэкономическое и политическое положение государств
Восточной Европы.
2.Провал экономических реформ «перестроечного образца».
3.Кризис коммунистических режимов и распад «социалистического лагеря», причины.
4.Роспуск ОВД. Распад СССР и конец «холодной войны».
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Составление таблицы для систематизации учебного
материала(по вариантам):
1 вариант «Этапы экономической реформы 1985 – 1991
г.г.»
2 вариант «Этапы политической реформы 1985 – 1991
12

2

3

2

2

2

3

2

2

1

Тема 2.9.
Политическое
развитие России
в 1990-е годы

Тема 2.10.
Экономическое
развитие России
в 1990-е годы

Тема 2.11.
Геополитическое
положение
и
внешняя политика России в
1990-е годы

Тема 2.12.
Латинская Америка. Проблемы
развития во второй
половине
XXначале
ХХIв.в.

г.г.».
3 вариант «Принципы «нового политического мышления» на примерах деятельности советской дипломатии
в 1987 – 1991 г.г.».
Содержание учебного материала
1.Августовский 1991 года переворот.
2.Распад СССР и образование СНГ.
3.Федеративные отношения.
4.Чеченская проблема.
5.Противоборство президента Б.Н. Ельцина и Верховного Совета, принятие новой Конституции.
6.Выборы в Государственную Думу 1995 г. и президентские выборы 1996 г.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка и защита реферата «Б.Н.Ельцин: исторический портрет на фоне эпохи».
Содержание учебного материала
1.Этапы преобразований в экономике в 1990-е г.г.
2.«Шоковая терапия».
3. Корректировка курса реформ.
4.Финансовый кризис 1998 г. Причины, последствия.
5.Постепенный выход из финансового кризиса.
6.Устойчивый рост российской экономики в начале
XXI века.
Содержание учебного материала
1.Положение России в мире.
2.Россия и Запад.
3.Россия и Восток.
4.Россия и СНГ.
5.Результаты внешней политики в 1990-е годы.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка информационного проекта «Новая расстановка политических сил на международной арене.
Отход руководства России от соглашательской политики в отношении США».
Содержание учебного материала
1.Латинская Америка после Второй мировой войны.
2.Национал-реформизм.
3.Первый путь развития латиноамериканских стран:
«строительство социализма» (Куба, Чили, Никарагуа).
Революционные процессы.
4.Второй путь развития латиноамериканских стран:
интеграция в мировую экономику (Мексика, Бразилия,
Боливия...).
5.Модернизаторская политика военных режимов в
1970-80-е годы.
6.Продолжение политики модернизации в конце XX –
начале XXI века.
7.Усиление левых сил в начале XXI века в странах
Южной Америки.
8.Интеграционные процессы в Латинской Америке:
экономическое сотрудничество (МЕРКОСУР, Андское
13

2

2

1

3

2

2

2

2

1

2

2

сообщество, Южноамериканский Союз) и военный
блок - Южноамериканский Совет Обороны (ЮСО).
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка информационного проекта «Кубинская
революция и ее влияние в остальных странах Латинской Америки», «Интеграция стран Латинской Америки в мировую экономику» (по выбору).
Раздел 3. Новая эпоха в развитии науки, культуры. Духовное развитие во второй половине ХХ - начало XXI вв.
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Научно техниче- 1.НТР и социальные сдвиги в России и западном общеская революция стве.
и культура
2.Развитие образования в России и западном обществе.
3.Кризис традиционных и национальных культур и
жанров.
4.Постмодернизм в философии и массовой культуре.
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Духовная жизнь 1.Послесталинская «оттепель» в духовной жизни.
в советском и 2.Политика «управляемой десталинизации» в культуре
российском об- и искусстве.
ществах во вто- 3.Духовная и культурная жизнь в эпоху «развитого сорой
половине циализма»
XX века
2.Черты духовной жизни периода гласности и демократизации в СССР и России.
3.Роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.
Раздел 4. Мир в начале XXI века. Глобальные проблемы человечества
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Глобализация и 1.Понятие глобализации. Современные символы глоглобальные вы- бализации.
зовы человече- 2.Многоаспектность процессов глобализации: эконоской цивилиза- мика, политика, культура.
ции,
мировая 3.Проблемы и противоречия глобализации. Плюсы и
политика
минусы глобализации.
4.Процесс глобализации - объективная основа для объединения государств в союзы.
5.Основные направления деятельности международных организаций: ООН, ОАГ, АС, ЕС, ЕАСТ, СААРК,
АСЕАН, СНГ, АТЭС, КАРИКОМ, ЛАГ, МЕРКОСУР,
НАФТА, ОЭСР, ОИК, ОПЕК, НАТО, ШОС.
6.Глобальные проблемы современности и пути их решения
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
Международные
отношения в об- 1.Проблемы национальной безопасности в междуналасти
нацио- родных отношениях.
нальной, регио- 2.Основные виды национальной безопасности.
нальной и гло- 3.Пути и средства укрепления экономической безопасбальной безопас- ности.
ности
4.Экологические аспекты национальной, региональной
и глобальной безопасности.
5.Военная безопасность и проблемы обороноспособно14

1

3

4
2

2

2

2

14
2

2

2
2

2

сти государств.
6.Деятельность РФ по укреплению мира и созданию
устойчивой системы международной безопасности.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка информационного проекта «Проблемы
разработки нормативно-правовой базы борьбы с международным терроризмом», «Проблемы борьбы с международным терроризмом во внешней и внутренней
политике РФ» (по выбору).
Тема 4.3.
Российская Федерация в начале
XXI века. Проблемы социально - экономического и культурного развития

Содержание учебного материала

1.Президент России В.В.Путин.
2.Укрепление российской государственности.
3.Обеспечение гражданского согласия. Новые государственные символы.
4.Экономические и реформы. Плюсы и минусы.
5.Экономика и социальная сфера страны в начале XXI
века.
6.Усиление борьбы с терроризмом. «Чеченская проблема».
7.Основные направления внешней политики страны.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка и защита презентации «Национальные
проекты в новой России. Результаты внедрения».
Тема 4.4.
Содержание учебного материала
Российская Фе- 1.2008 – 2012 г.г. Президент России Д.А.Медведев.
дерация на со- 2.Укрепление российской государственности.
временном этапе 3.Обеспечение гражданского согласия.
развития
4.Экономика и социальная сфера страны.
5.Новая внешнеполитическая концепция и еѐ осуществление.
6.Президент России В.В.Путин. Основные направления
развития страны на современном этапе.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка и защита презентации «Угрозы России в
XXI веке», «Задачи России вXXI веке» (по выбору).
Всего:

1

2
2

1

3

4

2

1

3

60

-

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1 ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством);
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач).

15

2

3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Наличие учебного кабинета «История».
Оборудование учебной аудитории:
- 30 посадочных мест;
- рабочее место преподавателя;
- комплекты учебно-наглядных пособий по разделам дисциплины.
Технические средства обучения:
- ноутбук с лицензионным программным обеспечением, интерактивная доска,
мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Артѐмов В.В., Лубченокв Ю.Н. История. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М., «Академия», 2019.
2. Короткевич В.И. История современной России, 1991-2003: учеб. пособие– СПб.: Издво С.-Петерб. ун-та, 2018. – 293 с.
3.История России 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений. /Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В. – М.: Просвещение, 2019.
– 367 с.
Дополнительные источники:
1. Новейшая история Отечества XX в. В 2т./ под ред. А.Ф.Киселева, Э.М. Щагина.
- М., 2018.
2. Новейшая история стран Европы и Америки / под ред. A.M. Родригеса. М., 2018.
3.
Петелин Б.В. Страны Запада на рубеже веков XX-XXI. Учебное пособие.
- Вологда, 2017.
4. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник / под ред. Алексашкиной Л.Н. - М.:
Просвещение, 2018.
5.
Современные международные отношения. Учебник/ под ред. А.В. Торкунова.
- М.: РО ПЭН. 2018.
6. Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций: Учеб. Пособие. - М., 2017.
7. Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учебное пособие. - М: Гардарики.
2017.
Интернет-ресурсы
2.http://www.history.ru/histr.htm
3.http://www.woridhist.ru
4. http://www.hist.msu.ru/
5.http://school-collection.edu.ru
Электронные учебники
Образовательный комплекс «1С: Школа. История Росси. Часть 4».
Образовательный комплекс «1С: Школа. Новейшая история зарубежных стран
16

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценкарезультатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения занятий, обязательного тестирования, заслушивания
сообщений, докладов, итогового тестирования, а также выполнения студентами
индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения,
Основные показатели оценки результата
усвоенные знания)
У1- ориентироваться в со- П1- способность определять даты и периоды важнейших собывременной экономической, тий
политической и культурной П2- способность читать историческую карту с опорой на легенситуации России и мире
ду и использовать данные для характеристики политического и
экономического развития различных стран мира в отдельные
периоды истории
П3- составление связного рассказа об исторических событиях,
их участниках
П4- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной
литературы, аудио-видеоматериалов, данных Интернета составление описание исторических объектов;
П5- подготовка биографических справок, характеристик деятельности исторической личности
У2- выявлять взаимосвязь П1- способность соотносить единичные исторические факты и
общероссийских,
регио- общие явления;
нальных
социально- П2- выделение характерных, существенных черт исторических
экономических, политиче- событий и явлений;
ских и культурных проблем П3- способность классифицировать исторические события и
явления по указанному признаку;
П4-способность сравнивать исторические события и явления,
определение в них общего и различного;
П5-формулирование суждений о причинно-следственных связях исторических событий
З1- основных направлений П1- результативность информационного поиска
развития
послевоенного П2- правильность распределения времени на выполнение задаустройства мира
ния
З2- сущности и причин ло- П3- ясность и аргументированность изложения собственного
кальных, межгосударствен- мнения
ных конфликтов и их отра- П4- соответствие результата проектной деятельности поставжение в мировых процес- ленным целям
сах;
З3- роли науки, культуры и
религии в мировой истории
на рубеже ХХ –ХХ1 в.в.
З4- основных процессов П1- результативность информационного поиска
(интеграционных,
поли- П2- правильность распределения времени на выполнение задакультурных, миграционных ния
и иных)
П3- ясность и аргументированность изложения собственного
политического и экономи- мнения
ческого развития России и
ведущих стран мира
17

Приложение А
Конкретизация результатов освоения дисциплины «История»
Результаты
обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
У1. Ориентироваться в современной экономической, политической
и культурной ситуации в России и
мире

З1. Основных направлений развития
послевоенного устройства мира в ХХ
– ХХ1в.в.

У2.
Выявлять
взаимосвязь общероссийских, региональных социально-экономических,
политических
и
культурных
проблем

Основные показатели оценки
результата
П1- определение дат и периодов важнейших событий
П2- демонстрация способности чтения исторической
карты с опорой на легенду и
использовать данные для характеристики политического и
экономического развития края
и страны в отдельные периоды
истории
П3- демонстрация связного
рассказа об исторических событиях, их участниках
П4- описание исторических
объектов на основе текста и
иллюстраций учебника, дополнительной литературы, аудиовидеоматериалов, данных сети
Интернет
П5- изложение биографических справок, характеристик
деятельности
исторической
личности
П1- демонстрация результативности информационного
поиска
П2- демонстрация правильного распределения времени на
выполнение задания
П3- ясное и аргументированное изложение собственного
мнения
П4- демонстрация соответствия результата деятельности
поставленным целям

Формы и методы
контроля и
оценки

Содержание
учебного
материала

Экспертная
оценка выполнения
практического задания.
Экспертная
оценка деятельности в ходе письменного дифференцированного зачѐта

Темы
2.7.
2.8.
2.9.
2.11.
3.1.
3.2.
4.2.
4.3.
4.4.

Экспертная
оценка в ходе устного опроса.
Тестирование.

Темы
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.

Экспертная
оценка работы с
учебной литературой, историческими
источниками.
Экспертная
оценка содержания
выступления обучающегося, его деятельности в ходе
выполнения самостоятельной работы
П1- демонстрация способЭкспертная
ности соотносить единичные оценка выполнения
исторические факты и общие практического заявления
дания.
П2- выделение характерных, существенных черт истоЭкспертная
рических событий и явлений
оценка деятельноП3- способность классифи- сти в ходе письцировать исторические события менного дифферени явления по указанному при- цированного зачѐта

Темы
2.7.
3.2.
4.1.
4.2
4.3
4.4.

Уровень
освоения
2
3

2,
3

2,
3

З2. Сущности и
причин локальных,
региональных,
межгосударственных конфликтов и
их отражение в мировых процессах;
З3- роли науки,
культуры и религии в мировой истории на рубеже
ХХ –ХХ1 в.в.
З4- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов
мира

знаку
П4- демонстрация способности сравнивать исторических
событий и явлений, определение в них общего и различного
П5-формулирование суждений
о
причинноследственных связях исторических событий
П1- демонстрация результативности информационного
поиска
П2демонстрация правильного распределения времени на выполнение задания
П3- ясное и аргументированное изложение собственного
мнения
П4- демонстрация соответствия результата деятельности
поставленным целям

19

Экспертная
оценка в ходе устного опроса.
Тестирование.
Экспертная
оценка работы с
учебной литературой, историческими
источниками.
Экспертная
оценка содержания
выступления обучающегося, его деятельности в ходе
выполнения самостоятельной работы

Темы
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.7.
2.11
4.4.
4.5.
4.4.

2,
3



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.