ОП.06 Правовые основы профессиональной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………..

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………..

8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………..

12

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………

14

4.

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 «Правовые основы профессиональной
деятельности»

является

основной

частью

образовательной

программы

среднего

профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена
специальности19.02.10 Технология продукции общественного питания, базовая подготовка,
укрупненная группа 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена
ОП.06Правовые

основы

профессиональной

деятельностиявляется

общепрофессиональной дисциплиной и входит в состав профессионального учебного цикла.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
учебной дисциплины
Целью изучения дисциплины является приобретение студентами теоретических знаний в
области правового обеспечения профессиональной деятельности, формирование умений и
навыков

работы

с

нормативно-правовыми

документами,

регламентирующими

профессиональную деятельность.
В результате изучения дисциплины студент долженуметь:
У1- использовать необходимые нормативно-правовые документы;
У2- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и
трудовым законодательством;
У3 - анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с
правовой точки зрения.
вариатив:
У4 толковать и применять нормы Гражданского кодекса, законов и иных нормативных
правовых актов в сфере гражданского права;
У5  толковать и применять нормы Трудового кодекса, законов и иных нормативных
правовых актов в сфере трудового права;
У6 анализировать и решать юридические проблемы в сфере трудовых правоотношений;
У7 ориентироваться на рынке труда;
У8 строить взаимоотношения с будущим работодателем;
У9составлять резюме.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:
З1- основные положения Конституции РФ;
З2- права и свободы гражданина и человека, механизмы их реализации;
З3 - понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
З4-

законодательные

акты

и

другие

нормативные

документы,

регулирующие

правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
З5 - организационно-правовые формы юридических лиц;
З6- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
З7- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
З8 - порядок заключения трудового договора и основание для его прекращения;
З9- роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;
З10 - право социальной защиты граждан;
З11 - понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
З12 - виды административных правонарушений и административной ответственности;
З13 - нормы защиты разрешения споров.
вариатив:
З14  статьи Гражданского и Трудового кодексов;
З15  состояние современного рынка труда;
З16 способы поиска работы;
З17 составные элементы резюме;
З18 основные правила поведения на собеседовании при приеме на работу.
Общие и профессиональные компетенции, которые актуализируются при изучении
учебной дисциплины:
ОК.01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.02. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.03. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК.04.

Осуществлять

поиск

и

использование

информации,

необходимой

для

эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК.05.

Использовать

информационно-коммуникационные

профессиональной деятельности.

3

технологии

в

ОК.06. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК.07. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК.08. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
OK.09. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной
кулинарной продукции.
ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной
кулинарной продукции.
ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной
кулинарной продукции.
ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных
закусок.
ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы,
мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.
ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов.
ПК 3.1. Организовывать и проводить приготовление сложных супов.
ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов.
ПК 3.3. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и
сыра.
ПК 3.4. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и
сельскохозяйственной (домашней) птицы.
ПК 4.1. Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и
праздничного хлеба.
ПК 4.2. Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских
изделий и праздничных тортов.
ПК 4.3. Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских
изделий.
ПК

4.4.

Организовывать

и

проводить

приготовление

сложных

отделочных

полуфабрикатов, использовать их в оформлении.
ПК 5.1. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.
ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.
4

ПК 6.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.
ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 6.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 6.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 6.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
- максимальной учебной нагрузки обучающегося- 69 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося-46 часов.
- самостоятельной работы обучающегося -23 часа.
1.5. Перечень используемых методов обучения
Пассивные:лекции; практические занятия; письменные домашние работы;
Активные и интерактивные: мозговой штурм, эвристические беседы, дискуссии,
круглые столы, кейс-метод, деловые игры и др.

5

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
69
Обязательная, аудиторная учебная нагрузка (всего)
46
в том числе:
практические занятия
18
контрольные работы
курсовая работа (проект)
(не предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
23
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
(не предусмотрено)
индивидуальное проектное задание
внеаудиторная самостоятельная работа по заданной тематике
23
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 «Правовые
основы профессиональной деятельности»

Наименование
разделови тем
1
Введение

Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2
Содержание учебного материала
1.Предмет, цели и задачи учебной дисциплины.

Раздел 1 Основы гражданского права
Тема 1.1. Право- Содержание учебного материала:
вое регулирование 1. Предмет, принципы и источники российского гражхозяйственных
данского права.
(экономических
Самостоятельная работа обучающихся
отношений)
1.Стандартизация, обеспечение единства измерений, серТема 1.2. Субъекты предпринимательской деятельности, их правовое положение

Тема 1.3. Классификация и организационноправовые формы
юридических лиц

тификация.
Содержание учебного материала
1. Субъекты предпринимательской деятельности: граждане (физические лица) – индивидуальные предприниматели, юридические лица, Российская Федерация,
субъекты РФ, муниципальные образования.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Последствия незаконного предпринимательства.
Содержание учебного материала
1
Классификация субъектов предпринимательской деятельности. Создание предприятий общественного питания, их классификация.
2
Организационно – правовые формы юридических
лиц: понятие, виды в зависимости от имущественных
прав. Коммерческие и некоммерческие организации,
их отличительные признаки, формы.

Объем
часов

Уровень
освоения

3
1

4
2

31
1
2
2

3

2
2

2

3

2
2

2

Самостоятельная работа обучающихся
1.Признаки банкротства.
2.Порядок рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном
суде.

2

Тема 1.4.Объекты Содержание учебного материала
гражданского
1 Объекты гражданских прав: понятие, виды, оборотоправа
способность.
2 Движимые и недвижимые вещи: понятие, отличительные признаки.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Результаты интеллектуальной собственности: деньги,
валютные ценности, ценные бумаги, их краткая характеристика.
Тема 1.5.Защита Содержание учебного материала
нарушенных прав 1 Претензионный порядок разрешения споров.
субъектов
пред- 2 Арбитражные суды РФ, их подведомственных прав.
принимательской
Порядок подачи и рассмотрения иска.
деятельности
и
Самостоятельная работа обучающихся
судебный порядок
1.Судебная система РФ.
разрешения споПрактические занятия
ров
1. Составление претензий, исковых заявлений в арбитражный суд.
Тема 1.6.Правовое Содержание учебного материала
регулирование
1. Договор в хозяйственных отношениях: понятие, надоговорных
отзначение, условия, свободы.
ношений
2 Порядок заключения договора, их содержание, изменение, расторжение. Перечень основных договоров,
предусмотренных ПК РФ.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Законодательство, регулирующее договорные отношения. Закон РФ «О защите прав потребителей», регламентация прав потребителей при исполнении договора розничной купли-продажи.
Практические занятия:
1.Порядок заключения и оформления договоров куплипродажи, аренды.
2.Изучение Закона РФ «О защите прав потребителей и решение ситуационных задач.
3.Лицензирование услуг общественного питания.

2

Раздел 2 Основы трудового права
Тема 2.1. Право- Содержание учебного материала
вое регулирование 1. Трудовое право: понятие, предмет, метод.
трудовых
отно- Самостоятельная работа обучающихся
шений
1.Организация занятости и трудоустройства населения в
России
Тема 2.2. Трудо- Содержание учебного материала
вой договор
1. Трудовой договор: понятие, стороны, содержание,
сроки, форма.
2 Изменения трудового договора. Основания прекращения трудового договора.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Испытания при приеме на работу.
Практические занятия
1.Составление трудового договора.
Тема 2.3. Рабочее Содержание учебного материала

27
2

7

2
2
2

3

2
2
2
2

3

2

3

2
2
2

2

3

3
2
2
2

2

2
3

2
2
2
1

3

2
2
2

3

Рабочее время: понятие, виды (нормальная и сокращенная продолжительность рабочего времени, неполное рабочее время).
2 Время отдыха: понятие, виды, продолжительность.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Гарантии работникам, совмещающим работу с обучением.
Тема 2.4. Оплата Содержание учебного материала
труда
1. Оплата труда: основные понятия, гарантии, формы.
Самостоятельная работа обучающихся
Гарантийные и компенсационные выплаты.
Тема 2.5. Трудо- Содержание учебного материала
вой распорядок и 1. Дисциплина труда: понятие, правовая база, методы
дисциплина труда
обеспечения.
Самостоятельная работа обучающихся
Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий.
Тема 2.6. Матери- Содержание учебного материала
альная
ответст- 1. Особенности договоров о материальной ответственвенность сторон
ности на предприятиях общественного питания.
трудового догово- Самостоятельная работа обучающихся:
ра
1.Возмещение затрат, связанных с обучением работника.
Практические занятия:
1. Определение материальной ответственности работодателей и работников.
2. Решение практических ситуаций.
Тема 2.7. Защита Содержание учебного материала
трудовых
прав 1. Способы защиты трудовых прав работника: государработников
ственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Социальное обеспечение граждан.
Раздел 3. Административные правонарушения и административная ответственность
Тема 3.1. Законо- Содержание учебного материала
дательство об ад- 1. Законодательство об административных правонаруминистративных
шениях: задачи и принципы.
правонарушениСамостоятельная работа обучающихся
ях, его задачи и Презумпция невиновности.
принципы
Тема 3.2. Админи- Содержание учебного материала
стративные пра- 1. Административные правонарушения, посягающие на
вонарушения
и
права граждан.
административ2 Административные правонарушения в области предная
ответственпринимательской деятельности, финансов, налогов и
ность
сборов, таможенного дела.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Административные правонарушения, посягающие на
здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие
населения и общественную нравственность.
2.Административные правонарушения в области охраны
окружающей среды и природопользования.
Практические занятия
1.Определение видов административных правонарушений
и ответственности виновных (решение ситуационных задач)
время и время от- 1.
дыха

8

2

1

2
3

2
1

2
3

1
2
1

3

2
2
1

3

2

3

2
1
2

1

3

9
1
2
1

3

2

2

2

1

3

2

3

Тема
3.3.Администрати
вные наказания

Содержание учебного материала:
1. Административные наказания: понятие и виды. Цели
и их эффективность.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Давность привлечения к административной ответственности.
Всего:

1
2
1

3

69

-

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности,
решение проблемных задач).

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Наличиеучебного кабинета гуманитарных и социально – экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- 30 посадочных мест;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные и дидактические пособия;
- комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник/ Под.ред.Д.О.Тузова,
В.С.Аракчеева – М., ФОРУМ: ИНФРА – М, 2019 – 384с.
2. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для
студентов сред.проф. заведений / 2-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.
– 192с.
3. Шкатула В.И. Основы правовых знаний: Учеб.пособие для студ. сред. проф. заведений
/ М.: Издательский центр «Академия»,2018. – 304с.
4. ЯгофаровД.А. Правовое регулирование системы образования; учебное пособие.- М.
:Издательский центр «Академия», 2018. – 252 с.
Дополнительные источники:
1. Конституция Российской Федерации. М., 2019.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 29.01.2016 г.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 01.01.2013 г.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 04.06.2013
г.
5. Конвенция о правах ребенка.- М.: «Международное право», 2014 г.
6. Трудовой кодекс РФ от 01.01.2016 г.
7. Федеральный закон РФ «Об образовании» от27.12.2015 г.
8. Федеральный закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от
17.09.2014 г.
9. Федеральный закон ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от
30.07.2014 г.
Интернет-ресурсы:
1.
Государственная Академия инноваций www.gain.ru
2.
Гуманитарный издательский центр «Владос» www.vlados.ru
3.
Информационный
образовательный
портал
«Гуманитарные
www.auditorium.ru
4.
Министерство образования и науки РФ www.edu.ed.gov.ru

науки»

5.
Российский образовательный правовой портал www.lav.edu.ru
6.
Российский портал открытого образования www.openet.ru
7.
Российский образовательный портал www.school.ru
8.
Рефератыwww.4student.ru
9.
Объединенный каталог печатных изданий www.chtivo.ru
10.
Сайт департамента по молодежной политике Министерства образования РФ
www.youth-rf.nm.ru
11.
Сайт института образовательной политики «Эврика» www.eurekanet.ru
12.
Электронная библиотека "Просвещение". http://www.nd.ru/catalog/products
13.
Consultant.ru

11

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплиныосуществляется преподавателем
в процессе проведения аудиторных занятий, контрольных работ, практических занятий,
тестирования, выполнения ситуационных заданий по отраслям права, тестирования,
самостоятельной работы, а также выполнения обучающимися индивидуальных групповых
заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения,
Основные показатели оценки результата
усвоенные знания)
У1Умение правильно упот- П1 - определение употребления и объяснение понятий и термиреблять основные правовые нов: государство, право, административное право, гражданское
понятия и категории
право, юридическое лицо, трудовой контракт, трудовое право,
трудовые отношения, дисциплинарное взыскание, рабочее время,
время отдыха, административные правоотношения, административное наказание, административная ответственность
П2 – использование правовых знаний в повседневной жизни
У2Умение использовать
П1 – владение в полной мере правовой системой РФ;
необходимые нормативно- П2 - определение высших органов власти РФ и их полномочия;
правовые документы
У3Умение защищать свои П1 - выполнение норм закона с точки зрения конкретных условий
их реализации;
права в соответствии с
гражданским, гражданско- П2 - определение соответствующих закону форм поведения и
процессуальным и трудодействий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных
вым законодательством
правом;
У4 Умение анализировать и П1- использование результатов деятельности с правовой точки
оценивать результаты и по- зрения;
следствия деятельности
П2- решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
(бездействия) с правовой
точки зрения
У5Умение
приводить П1 - находить примеры различных видов правоотношений, прапримеры: различных ви- вонарушений, ответственности;
дов правоотношений, пра- П2 - использование правовых знаний и умений в повседневной
вонарушений, ответствен- жизни
ности;
У6Умение- анализировать П1 - поиск первичного анализа и использования правовой инфорнормы закона с точки зре- мации;
ния конкретных условий П2- изложение и аргументация собственных суждений о происих реализации;
ходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
У7 Умение защищать на- П1 - обращение в надлежащие органы за квалифицированной
рушенные права
юридической помощью;
П2 - определение правового статуса
У8 Умение самостоятель- П1 - определение порядка заключения, расторжения трудового
но ориентироваться в пра- контракта; трудового договора,
вовых вопросах государ- П2 - определение правового статуса государственного служащего
ственной и муниципальной службы
У9 Умение использовать
П1 - определения способов реализации прав и свобод, а также заприобретенные знания и
щиты нарушенных прав;

умения в профессиональной деятельности
З1 Знание правового положения субъектов предпринимательской деятельности
З2Знаниеорганизационноправовой формы юридических лиц

З3 Знание норм защиты
нарушенных прав и судебный порядок разрешения экономический споров
З4Знание прав и обязанностей работников в сфере профессиональной деятельности
З5 Знаниезанятости населения
З6 Знание заключения
трудового договора и основания для его прекращения
З7Знаниерабочего времени и времени отдыха
З8 Знание заработной платы и порядок выплаты
З9Знаниедисциплинарной
ответственности работника
З10 Знаниематериальной
ответственности работника
З11 Знание индивидуальных и коллективных споров
З12 Знание социальной

П1 – владение основными источниками права;
П2 - определение понятий прибыль, рисковый характер, наемный
работник, самостоятельность;
П3 – характеристика признаков предпринимательской деятельности.
П1 – характеристика коммерческих и некоммерческих организаций.
П2 - перечисление основных видов собственности.
П3 - характеристика основных форм собственности.
П4 - сравнение между реорганизацией и ликвидацией юридического лица
П1 – перечислить формы разрешения экономических споров.
П2 - характеристика досудебного порядка урегулирования споров, его значение.
П3 – сравнение понятий подведомственность и подсудность экономических споров.
П1 - определение трудовое право, трудовые правоотношения,
юридический факт.
П2 - характеристика Трудового Кодекса РФ.
П3 – характеристика основных признаков социально-трудовых
отношений.
П1 - перечисление органов занятости населения в РФ.
П2 – характеристика прав и обязанностей безработного.
П3 – владение понятиями занятость, безработный, квота, пособие.
П1 – характеристика понятия трудовой договор.
П2– характеристикапонятия договорных условий.
П3 - перечисление документов предъявляемых при заключении
трудового договора.
П1 – характеристика основных видов рабочего времени.
П2 – характеристика основных видов времени отдыха.
П3 – сравнение понятий отпуск, сверхурочная работа, сменная
работа.
П1 – сравнение понятий заработная плата и вознаграждения.
П2 – характеристика основных понятий оплата труда, тарифная
ставка, тарифная сетка, простой, индексация.
П3 - перечисление выплаты заработной платы.
П1 - характеристика основных понятий замечание, выговор,
увольнение, проступок.
П2 – определение понятий дисциплинарная ответственность и
дисциплинарный проступок
П1 – характеристика материальной ответственности
П2 – определение понятий полная и ограниченная материальная
ответственность.
П3 – характеристика возмещения причиненного работником
ущерба
П1 – характеристика трудовых споров.
П2 – характеристика основных понятий разногласие, примирительная комиссия, трудовой арбитраж, забастовка.
П3 – анализ последствия законной и незаконной забастовок
П1 – характеристика социального обеспечения граждан.
13

защиты граждан

З13 Знание административной ответственности

П2 – определение понятий пособие, компенсация, пенсия, беженцы, инвалид.
П3 - анализ документов необходимых для получения социальной
помощи
П1 – характеристика основных видов административных наказаний.
П2 – определение понятий предписание, запрет, дозволение, предупреждение, штраф, арест, конфискация.
П3 – анализ различий между преступлением и проступком.

14



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.