ЕН.03 Экологические основы природопользования

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………....

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………...

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………

9

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………..

10

4.

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.03 «Экологические основы природопользования»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов
среднего звена по специальностям среднего профессионального образования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими
образовательными учреждениями среднего профессионального образования (в дополнительном
образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена по специальностям среднего профессионального образования: дисциплина
входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов
деятельности;
- использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи
организмов и среды обитания;
- соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности.
- осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;
- определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения
экологического кризиса;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;
- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного
воздействия на окружающую среду;
- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения
экологического кризиса;
- принципы и методы рационального природопользования;
- методы экологического регулирования;
- принципы размещения производств различного типа;
- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
- понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и
охраны окружающей среды;
- природоресурсный потенциал Российской Федерации;
- охраняемые природные территории;
- задачи и цели природоохранных органов управления и надзора.
В процессе освоения учебной дисциплины у обучающегося формируются общие и
профессиональные компетенции:
4

Шифр
компетенций
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04

ОК.05
ОК.06
ОК.07

ОК.08

ОК.09
ОК.10
ОК.11

Наименование компетенций
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.
1.5. Перечень используемых методов обучения
Пассивные: лекции, опрос, просмотр презентации, тестирование, практические занятия,
письменные домашние работы, экскурсии, консультации преподавателя.
Активные и интерактивные: мозговой штурм, эвристические беседы, конференции,
дискуссии, кейс-метод, конкурсы самостоятельных и практических работ.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
48
Максимальная учебная нагрузка (всего)
32
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
контрольные работы
2
курсовая работа (проект)
(не предусмотрено)
16
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
(не предусмотрено)
Внеаудиторная самостоятельная работа по заданной тематике
8
Реферат по заданной тематике
8
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.03 «Экологические
основы природопользования»
Содержание учебного материала,
Объем
лабораторные работы и практические занятия,
часов
самостоятельная работа обучающихся
1
2
3
Раздел 1. Экология и природопользование.
14
Тема 1.1.
Содержание учебного материала:
2
Современное со- 1 Экологически неблагополучные регионы России,
стояние
окрупричины. Карта загрязнения региона.
жающей среды в
России
Тема 1.2.
Содержание учебного материала:
2
Антропогенное
1 Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие
воздействие на
на природу. Понятие «охрана природы» и его
природу. Эколосоставляющие. Локальные, региональные и глобальные
гические кризипроблемы экологии.
сы и катастрофы
Роль человеческого фактора в решении проблем
экологии.
Научно-технический прогресс и природа в современную
эпоху.
Определение экологического кризиса. Основные
причины экологического кризиса.
Прогнозирование.
Определение
экологической
катастрофы. Причины и виды катастроф.
Тема 1.3.
Содержание учебного материала:
2
Природные ре- 1 Природные ресурсы и их классификация.
сурсы и рациоПроблемы использования и воспроизводства природных
нальное прироресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.
допользование
Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и
производства сельскохозяйственной продукции.
Проблемы сохранения человеческих ресурсов.
Тема 1.4.
Содержание учебного материала:
2
Наименование
разделов и тем

Уровень
освоения
4

2

2

2

Принципы
ра- 1 Определение понятия «Природопользование». Основные аспекты охраны природы.
ционального
Принципы и правила охраны природы.
природопользоРесурсные циклы. Система управления отходами.
вания и охраны
окружающей
среды
Тема 1.5.
Содержание учебного материала:
Мониторинг ок- 1 Определение понятия «Мониторинг окружающей
ружающей сресреды».
ды
Виды мониторинга. Мониторинг качества и степени
загрязнения атмосферы, гидросферы и земельных
ресурсов.
Основные задачи мониторинга окружающей среды:
наблюдение за факторами, воздействующими на
окружающую среду; оценка и прогнозирование
состояния окружающей среды.
Тема 1.6.
Содержание учебного материала:
Источники
за- 1 Естественные и антропогенные источники загрязнений
грязнения,
осатмосферы, гидросферы и земельных степени загрязненовные группы
ния.
загрязняющих
Классификация загрязняющих веществ. Определение
веществ в пристепени загрязнения.
родных средах
Тема 1.7.
Содержание учебного материала:
Физическое за- 1 Шумовое, электромагнитное, тепловое, световое, радиогрязнение
активное загрязнение окружающей среды.
Способы ликвидации последствий заражения
токсичными и радиоактивными веществами
окружающей среды. Понятие экологического риска.
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий
по разделу 1.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Воздействие негативных экологических факторов на
человека, проживающего в нашем регионе, их
прогнозирование и предотвращение.
Утилизация бытовых и промышленных отходов в нашем
регионе
Раздел 2. Охрана окружающей среды
Тема 2.1.
Содержание учебного материала:
Рациональное
1 Строение и газовый состав атмосферы. Баланс газов в
использование и
атмосфере. Последствие загрязнение и нарушения
охрана атмосфегазового баланса атмосферы.
ры.
Химические и фотохимические превращения вредных
веществ в атмосфере.
Меры по предотвращению загрязнения и охране
атмосферного воздуха: очистные фильтры, безотходные
технологии, защита от выхлопных газов автомобилей,
озеленение городов и промышленных центров.
Тема 2.2.
Содержание учебного материала:
Рациональное
1 Природная вода и ее распространение.
использование и
Истощение и загрязнение водных ресурсов.
охрана водных
Рациональное использование водных ресурсов, меры по
ресурсов
предотвращению их истощения и загрязнения.
Рациональное использование подземных вод.
Очистные
сооружения
и
оборотные
системы
водоснабжения.
Экологические проблемы химии гидросферы.

7

2

2
2

2
2

2
2

6

8
2
2

2
2

Тема 2.3.
Содержание учебного материала:
Рациональное
1 Полезные ископаемые и их распространение.
использование и
Распределение и запасы минерального сырья в мире.
охрана недр
Минерально-сырьевые ресурсы России.
Использование недр человеком.
Исчерпаемость минеральных ресурсов.
Основные направления по использованию и охране
недр.
Охрана природных комплексов при разработке
минеральных ресурсов.
Рекультивация и восстановление земель.
Тема 2.4.
Содержание учебного материала:
Рациональное
1 Почва, ее состав и строение.
использование и
Роль почвы в круговороте веществ в природе.
охрана земельХозяйственное значение почв.
ных ресурсов
Естественная и ускоренная эрозия почв.
Система мероприятий по защите земель от эрозии.
Результаты антропогенного воздействия на почвы и
меры по ее охране.
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий
по разделу 2.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Пищевые ресурсы человечества.
Проблемы сохранения человеческих ресурсов.
Тематика рефератов.
Молочные продукты – в любом возрасте.
Генетически модифицированные продукты.
Добавки в пищевых продуктах.
Соя, и ее польза для здоровья.
Экология и здоровье человека.
Пища Франкенштейна.
Раздел 3. Мероприятия по защите планеты
Тема 3.1
Содержание учебного материала:
Охрана
ланд- 1 Охрана ландшафтов. Их классификация. Особо
шафтов
охраняемые территории.
Антропогенные формы ландшафтов, их охрана.
Тема 3.2.
Содержание учебного материала:
Государствен1 Государственная
экологическая
экспертиза
ные и общестпредприятий и территорий.
венные
мероЭкологическая общественная экспертиза.
приятия по охПаспортизация промышленных предприятий.
ране окружаюКонтроль
и
регулирование
рационального
щей среды
использования природных ресурсов и окружающей
среды.
Федеральные
органы
власти,
отвечающие
за
рациональное природопользование.
Организация рационального природопользования в
России.
Тема 3.3.
Содержание учебного материала:
Правовые осно- 1 Правовые основы охраны атмосферы, гидросферы,
вы и социальные
недр, земель, растительного и животного мира,
вопросы защиты
ландшафтов.
среды обитания
2 Социальные вопросы экологического воспитания и
образования подрастающего поколения.
Природоохранное просвещение и экологические права
населения
Тема 3.4.
Содержание учебного материала:

8

2
2

2
2

6

2

10
2
2

2
2

2

4
2

2

2

2

Международное
сотрудничество
в области рационального
природопользования и охраны
окружающей
среды

История международного природоохранного движения.
Природоохранные конвенции и межгосударственные
соглашения.
Роль международных организаций в охране природы
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий
по разделу 3.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Участие
России
в
деятельности
международных
природоохранных организаций.
Новые эколого-экономические подходы к природоохранной
деятельности.
Описать подробно тематику соглашений, конвенций,
принятые законы.
Всего:
1

2

6

48

-

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач)

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета Экология.
Оборудование учебного кабинета:
- 30 посадочных мест;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с
лицензионным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и
подключенным к сети Internet;
- комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования».
- сканер;
- принтер.
Технические средства обучения:
- диапроектор;
- видео камера
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. ОИЦ
«Академия», 2018
2. Титов Е.В., Скворцов П.М., Скворцова Я.В. Экология. ОИЦ «Академия», 2016
Дополнительные источники:
1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.: Академия,
НМЦ СПО, 2015.
2. Вильчинская О.В., Воробьев А.Е., Дьяченко В.В., Корчагина А.В. Основы
природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. - М.: Феникс,
2015.
3. Козачек А.В. Экологические основы природопользования. - М.: Феникс, 2015.
4. Орлов Д.С. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Высшая
школа, 2012.
5. Экология. Цветкова Л.И., Алексеев М.И., Учебник для вузов.- М.: 2012.
6. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М.:
1996.
7. Рубан Э.Д., Крымская И.Г. Гигиена и основы экологии человека. - М.: Феникс, 2009.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения,
Показатели оценки
усвоенные знания)
уметь:
- анализировать и прогнозиро- находить необходимую информацию;
вать экологические последст- использовать различные источники информации, включая
вия различных видов деятельэлектронные;
ности;
- анализировать влияние научно-технического прогресса на
природу в современную эпоху
- использовать в профессио- формулировать определение экологии
нальной деятельности пред- определять объекты изучения экологии;
ставления о взаимосвязи орга- обосновывать методы экологических исследований
низмов и среды обитания;
- соблюдать в профессиональ- объяснять значение экологии в освоении профессий и
ной деятельности регламенты
специальностей профессионального образования;
экологической безопасности.
- анализировать экологическую ситуацию неблагополучных
регионов России;
- выявлять причины неблагополучной экологической
ситуации своего региона;
- осуществлять оценка и прогнозирование состояния
окружающей среды.
- осознавать взаимосвязь орга- описывать антропогенные изменения ландшафтов своей
низмов и среды обитания;
местности;
- перечислять компоненты окружающей человека среды;
- определять условия устойчи- объяснять обострения экологической ситуации в мире;
вого состояния экосистем и
- анализировать причины возникновения экологического
причины возникновения эколо- кризиса
гического кризиса
- объяснять роль экологии в формировании современной
знать:
- принципы взаимодействия
картины мира;
живых организмов и среды
обитания;
- особенности взаимодействия
- перечислять природные загрязнители
общества и природы, основные - излагать антропогенные загрязнители
источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- об условиях устойчивого раз- - формулировать региональные и глобальные проблемы эковития экосистем и возможных
логии;
причинах возникновения эко-формулировать основные причины экологического кризиса.
логического кризиса;
- принципы и методы рацио- формулировать определение понятия
нального природопользования; «Природопользование»
-излагать основные аспекты охраны природы.

- методы экологического регулирования;
- принципы размещения производств различного типа;
- основные группы отходов, их
источники и масштабы образования;
- понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
- правовые и социальные вопросы природопользования и
экологической безопасности;
- принципы и правила международного сотрудничества в
области природопользования и
охраны окружающей среды;
- природоресурсный потенциал
Российской Федерации;

- охраняемые природные территории;
- задачи и цели природоохранных органов управления и надзора

- объяснять принципы охраны природы;
- формулировать правила охраны природы
- излагать принципы контроля и регулирования
рационального использования природных ресурсов и
окружающей среды.
- объяснять принципы размещения производств различного
типа;
- формулировать принципы использования ресурсных
циклов;
- формулировать естественные и антропогенные источники
загрязнений атмосферы, гидросферы и земельных степени
загрязнения;
- излагать классификацию загрязняющих веществ;
- объяснять систему управления отходами.
- формулировать определение понятия «Мониторинг
окружающей среды»;
- излагать виды мониторинга, его основные задачи;
- излагать правовые основы охраны атмосферы, гидросферы,
недр, земель, растительного и животного мира, ландшафтов.
- излагать социальные вопросы экологического воспитания и
образования подрастающего поколения;
- излагать историю международного природоохранного
движения;
- излагать природоохранные конвенции и
межгосударственные соглашения;
- формулировать роль международных организаций в охране
природы
- формулировать определение полезных ископаемых;
- излагать принципы распределения запасов минерального
сырья в мире;
- характеризовать минерально-сырьевую ресурсную базу
России.
- объяснять принципы исчерпаемости минеральных ресурсов;
- излагать основные направления по использованию и охране
недр.
- объяснять принципы охраны ландшафтов;
- излагать классификация ландшафтов;
- формулировать понятие особо охраняемых территорий.
- перечислять антропогенные формы ландшафтов, их охрану
- перечислять Федеральные органы власти, отвечающие за
рациональное природопользование;
- излагать принципы государственной экологической
экспертизы предприятий и территорий;
- излагать принципы экологической общественной
экспертизы;
- излагать основные положения паспортизации
промышленных предприятий.

Итоговый контроль (промежуточная аттестация) по завершению курса
в форме дифференцированного зачета

12

Контроль освоения общих компетенций
Результаты обучения
(освоенные общие компетенции)
ОК.01 Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК.02 Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество.
ОК.03 Принимать решения в
стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК.04 Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития.
ОК.05 Использовать информационнокоммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной
деятельности.
ОК.06 Работать в коллективе и
команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством,
потребителями.
ОК.07 Брать на себя ответственность
за работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения
заданий.
ОК.08 Самостоятельно определять
задачи профессионального и
личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно
планировать повышение
квалификации.
OK.09 Ориентироваться в условиях
частой смены технологий в
профессиональной деятельности.

Показатели оценки
- аргументированность и полнота объяснения
сущности и социальной значимости будущей
профессии;
- активность, инициативность в процессе освоения
профессиональной деятельности;
рациональность
организации
собственной
деятельности;
- аргументированность и эффективность выбора
методов и способов решения профессиональных задач;
- своевременность сдачи заданий, отчетов;
- активность, инициативность в процессе освоения
профессиональной деятельности.
- аргументированность и правильность решения в
нестандартных ситуациях;
- быстрота и обоснованность выбора способов решения
нестандартных ситуаций;
- правильность оценки рисков.
адекватность
используемой
информации
профессиональным задачам и личностному развитию;
-результативность информационного поиска в решении
профессиональных задач.
рациональность
использования
ИКТ
для
совершенствования профессиональной деятельности;
- качество владения ИКТ.
- самоанализ и коррекция результатов собственной
работы и работы команды;
- эффективность организации, взаимодействия с
руководством, коллегами, социальными партнерами;
-проявление коммуникабельности;
-наличие лидерских качеств.
-обоснованность постановки цели;
-аргументированность выбора способов мотивации
обучающихся;
-активность и инициативность на занятиях;
-полнота и нестандартность выполнения заданий.
-рациональность организации самостоятельной работы
в соответствии с задачами профессионального и
личностного развития;
-участие в студенческих конференциях, конкурсах и
т.д.
- адекватность понимания целей современного
профессионального образования;
-проявление интереса к инновациям в области
профессиональной деятельности.
13



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.