ОГСЭ.03 История

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
НЫ………….

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИ-

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………...

6

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
НЫ……………………….

ДИСЦИПЛИ-

17

ДИСЦИПЛИ-

19

УЧЕБНОЙ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
НЫ………………………………………………………...
4.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.03 История
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 «История» является частью основной
образовательной программы среднего профессионального образования - программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальностям среднего
профессионального образования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании (в программах повышения квалификации).
1.2.Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена:
ОГСЭ.03 «История» входит в общий гуманитарный и социально-экономический
учебный цикл.
Данная дисциплина предполагает изучение основных процессов политического,
экономического развития ведущих государств мира и России на рубеже веков (XX - XXI вв.).
Дисциплина даѐт возможность подготовить всесторонне развитых, критически
мыслящих специалистов; личности, способной к целостному видению и анализу путей развития
общества, умеющей обосновать и отстаивать свою гражданскую позицию.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
Цель изучения дисциплины ОГСЭ.03 «История»:
- дать студенту достоверное представление о роли исторической науки в познании
современного мира;
- раскрыть основные направления развития основных регионов мира на рубеже XX - XXI
вв.;
- рассмотреть ключевые этапы современного развития России в мировом сообществе;
- показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории;
- дать понимание логики и закономерностей процесса становления и развития глобальной
системы международных отношений;
- научить использовать опыт, накопленный человечеством. .
Задачи изучения дисциплины ОГСЭ.03 «История»:
- способствовать формированию понятийного аппарата при рассмотрении социальноэкономических, политических и культурных процессов в контексте истории ХХ-ХХ1вв.;
- -стимулировать усвоение учебного материала на основе наглядного сравнительного
анализа явлений и процессов новейшей истории;
- дать учащимся представление о современном уровне осмысления историками и
специалистами смежных гуманитарных дисциплин основных закономерностей эволюции
мировой цивилизации за прошедшее столетие;
- обеспечить понимание неразрывного единства прошлого и настоящего, взаимосвязи и
взаимообусловленности процессов, протекающих в различных, нередко отдаленных друг от
Друга районах мира.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
4

У1- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной
ситуации в России и мире;
У2 - выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З 1- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и
XXI вв.);
З 2 - сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в
конце ХХ - начале XXI в.;
З 3- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные)
политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
З 4 - о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и
государственных традиций;
З 5- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и
регионального значения.
В процессе освоения учебной дисциплины у обучающегося формируются общие и
профессиональные компетенции:
Шифр
Наименование компетенций
компетенций
ОК 01
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
ОК 7
Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
ОК 10
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
ОК 11
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.
ПК 1.1
Определять цели и задачи, планировать уроки
ПК 1.2
Проводить уроки
ПК 1.3
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
обучения
ПК 2.1.
Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать
внеурочные занятия.
5

ПК 2.2.

ПК 3.2.

Проводить внеурочные занятия. Вести документацию, обеспечивающую
организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся.
Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу

ПК 3.3.

Проводить внеклассные мероприятия

ПК 3.4.
ПК 4.2

Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
Создавать в кабинете предметно – развивающую среду

ПК 4.3

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области начального общего образования на основе изучения
профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других
педагогов

ПК 2.3.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 48 часов, из них
практические занятия – 8 часов;
самостоятельная работа обучающегося 12 часов.
1.5. Перечень используемых методов обучения:
Пассивные: взаимодействие преподавателя как субъекта со студентом как объектом
познавательной деятельности (лекции; семинарские занятия; практические занятия;
письменные домашние работы; консультации преподавателей и т.д.)
Активные и интерактивные: взаимодействие преподавателя как субъекта со студентом
как субъектом познавательной деятельности (эвристические беседы, дискуссии, круглые столы,
конкурсы самостоятельных и практических работ, деловые игры и др.)

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:
лабораторные работы
практические работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
подготовка и защита информационного проекта
подготовка и защита исследовательского проекта
подготовка и защита презентации
подготовка и защита реферата

Объем часов
60
48
не предусмотрено
8
12
4
2
4
2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.03 «История»
Содержание учебного материала,
Объем Уровень
лабораторные и практические работы, самостоятельная
часов освоения
работа обучающихся
1
2
3
4
Раздел 1. Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны»
10
2
Тема 1.1.
Содержание учебного материал
4
Послевоенное
1. Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Ев2
2
мирное урегулиропе и мире после войны.
рование в Европе 2. Выработка согласованной политики союзных держав в
Германии.
3. Идея коллективной безопасности. Создание ООН. Принятие «Всеобщей декларации прав человека».
4. Новый расклад сил на мировой арене.
5. Речь Черчилля в Фултоне. Доктрина «сдерживания».
6. План Маршалла. Начало «холодной войны».
7. Образование Организации Североатлантического договора
(НАТО), Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), Организации Варшавского договора (ОВД).
3
Практическое занятие обучающихся:
2
1. Рассмотрение фото и кино материалов, раскрывающих аспекты послевоенного мирного урегулирования в Европе.
2. Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины начала «холодной войны».
3. Анализ программных документов ООН, НАТО.
4. Изучение политических взглядов исторических деятелей
ведущих стран мира после Второй мировой войны.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка и защита информационного проекта (по выбо1
ру): «Всеобщая декларация прав человека (общая характеристика)», «Военно-политические и экономические объединения в годы «холодной войны». Организация Североатлантического договора (НАТО). История создания и задачи».
Наименование
разделов и тем

7

Тема 1.2.
Первые конфликты и кризисы «холодной войны»

Содержание учебного материала
1. Берлинский кризис.
2. Раскол Германии.
3. Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны».
4. Высадка войск ООН в Корее. Перемирие и раскол Кореи.
5. Начало арабо-израильского противостояния.
6. Индокитайский конфликт.
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Страны «третьего 1. Рост антиколониального движения.
мира»: крах коло- 2. Образование новых независимых государств вследствие
ниализма и борьба крушения колониальных империй.
против отсталости 3.Влияние «холодной войны» на освободительные движения.
4. Деколонизация в Африке. Трудности преодоления отсталости
5. Выбор путей модернизации и культурно-цивилизационные
блоки.
6. Страны-экспортѐры нефти.
7. «Новые индустриальные страны».
8. Социальные и экономические проблемы современных африканских государств.
9. АСЕАН – сотрудничество «новых индустриальных стран»:
Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Сингапур, Бруней, Вьетнам.
10. Экономические отношения России со странами ЮгоВосточной Азии. ШОС. ЕврАзЭС. Состояние и перспективы.
Тема 1.4.
Содержание учебного материала
Диктаторские ре- 1. Модели трансформации исламских обществ.
жимы на мусуль- 2. Модель проевропейской модернизации в Турции.
манском Востоке, 3. Иранская революция конца 1970-х г.г. и еѐ последствия.
их агрессивность. 4. Религиозный фундаментализм в современном Иране.
Рождение новой
5. Глобализация и исламский мир.
разновидности то6. «Цветные революции» на Ближнем Востоке и в Северной
талитаризма Африке. Роль Запада.
исламистского.
7. Татарский ислам. Положительный опыт межкультурной
интеграции в России.
Раздел 2. Основные социально-экономические и политические тенденции
развития стран во второй половине XX века
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Крупнейшие стра- 1. Экономические, геополитические итоги Второй мировой
ны мира. США
войны для США.
2. Превращение США в финансово-экономического и военнополитического лидера западного мира.
3. Реконверсия и выбор послевоенного курса государственной политики.
4. Реформизм 1960-х г.г. Политика президентов Джона Кеннеди, Линдона Джонсона.
5. Америка 1980-х г.г. Правительство Р.Рейгана. «Рейганомика».
6. Продолжение курса президентом Дж. Бушем (старшим).
7. Президент Б.Клинтон и реализация его программы.
8. Основные направления социально-экономической политики в период президентства Дж. Буша (младшего).
9. Социально-экономическое и политическое развитие страны
в период президентства Барака Обамы.
10. США на современном этапе развития.

8

2
2

2

2
2

2

2
2

2

24
2
2

Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка и защита исследовательского проекта по теме: «Современный уровень российско-американских отношений. Проблемы и достижения».
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Крупнейшие стра- 1. Провозглашение Федеративной Республики Германии и
ны мира. Герма- образование ГДР.
ния
2. ФРГ и «план Маршалла». Успешное восстановление экономики к 1950 г.
3. Доктрина национальной безопасности и внешняя политика
Германии в период «холодной войны».
4. Объединение Германии. Проблемы последующего развития
5. Российско-германские отношения на современном этапе.
6. Федеративная Республика Германия на современном этапе развития.

1

3

2
2

2

Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка и защита информационного проекта «Объединение Германии и проблемы последующего развития. Постиндустриальное немецкое общество».

1

3

Содержание учебного материала
1. Страны Восточной Европы после Второй мировой войны.
2. Образование социалистического лагеря.
3. Восточноевропейский социализм как общественная модель.
4. «Бархатные революции» в странах Восточной Европы.
5. Распад «восточного блока» и преодоление биполярности
мира.
6. Последствия краха тоталитарного социализма.
7. Социально- экономическое развитие, рыночные реформы.
8. Интеграция в «объединѐнную Европу».
9. Современный уровень взаимоотношений России и стран
Восточной Европы.
10. Страны Восточной Европы на современном этапе развития.
Практическое занятие обучающихся:
1. Рассмотрение и анализ документального (наглядного и текстового) материала, фото и кинодокументов, раскрывающих
деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти сил в Восточной Европе.
2. Рассмотрение биографий политических деятелей, анализ
содержания их программных документов и взглядов избранных деятелей.
3. Анализ программных документов ОВД, СЭВ.
4. Работа с исторической картой: экономический, внешнеполитический, культурный геополитический анализ карты Восточной Европы после крушения социализма.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка и защита информационного проекта (по выбору) «Военно-политические и экономические объединения в
годы «холодной войны». Организация Варшавского договора
(ОВД), «Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Нарастание экономических и социальных проблем», «События в
Венгрии, Чехословакии. Роль СССР в подавлении социальнополитического движения в странах Восточной Европы».

2

Содержание учебного материала

2

Тема 2.3.
Развитие
стран
Восточной Европы во второй половине XX века

Тема 2.4.

9

2

2

3

1

3

Социальноэкономическое и
политическое развитие государств
Восточной и Южной Азии во второй половине XX
века. Япония

Тема 2.5.
Социальноэкономическое и
политическое развитие государств
Восточной и Южной Азии во второй половине XX
века. Китай

Тема 2.6.
Социальноэкономическое и
политическое развитие государств
Восточной и Южной Азии во второй половине XX
века. Индия

Тема 2.7.

1. Экономическое и политическое положение Японии после
Второй мировой войны.
2. Политический и экономический уроки Японии из Второй
мировой войны.
3. Война в Корее и ее влияние на экономическое развитие
Японии.
4. «Японское экономическое чудо». Причины и особенности.
5. Утверждение самостоятельной роли Японии в мире.
6. Глобализация японской внешней политики.
7. Современный уровень российско-японских отношений.
8. Япония на современном этапе развития.
Содержание учебного материала
1. Положение Китая после второй мировой войны: раскол
страны на коммунистический Север и гоминдановский Юг.
Гражданская война.
2. Образование Китайской народной республики. Китай в
1950-1960-е г.г.
3. Аграрная реформа, кооперирование, национализация предприятий, индустриализация.
4. Провозглашение курса на превращение КНР в «великое
социалистическое государство».
5. Китай в 1970-1990-е г.г. Прагматики у власти. Китай на
современном этапе развития.
6. Мероприятия современного китайского руководства по
превращению страны из региональной в глобальную державу.
7. Современный уровень российско-китайских отношений.
Практическое занятие обучающихся:
1. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов
по различным аспектам идеологии, социальной
политики Китая во второй половине XX – начале XXI века.
2. Изучение биографий видных исторических деятелей Китая,
анализ содержания их программных документов и взглядов.
3. Работа с таблицами: сравнительный анализ экономического развития Китая и ведущих стран мира на современном
этапе.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка и защита исследовательского проекта «Современный уровень российско-китайских отношений».
Содержание учебного материала
1. Образование трѐх государств на территории бывшей британской колонии – Индии: Индии, Пакистана, Бангладеш.
2. Принятие Конституции Индии в 1950г.
3. «Курс Неру»: социально- экономические реформы 1950-х и
первой половины 1960-х гг.
4. Специфические проблемы Индии: национально - религиозная рознь, кастовый строй.
5. Общественный традиционализм.
6. Экономические реформы в Индии 1990-х г.г. Своеобразие
процесса модернизации.
7. Современный уровень российско-индийских отношений.
8. Индия на современном этапе развития.
Содержание учебного материала

10

2

2

2
2

2

3

1

2
2

2

2

Международные
отношения
во
второй половине
XX века. От двухполюсной системы
к новой политической модели

1.Смена государственных руководителей в США и СССР,
начало оттепели в отношениях сверхдержав. Визит
И.Хрущева в США (1959 г.).
2Берлинский кризис (1960г). Карибский кризис (1962г).
3.Противостояние военных блоков.
4.Потепление советско-американских отношений в начале
1970-х гг.
5.Подписание Заключительного акта в Хельсинки.
6.Ввод советских войск в Афганистан.
7.Расширение границ НАТО на Востоке.
8.Роль ООН в урегулировании региональных конфликтов

Тема 2.8.
СССР в годы «перестройки».
Советская
концепция «нового политического мышления»

Содержание учебного материала
1.Перестройка в СССР и ее воздействие на социальноэкономическое и политическое положение государств Восточной Европы.
2.Провал экономических реформ «перестроечного образца».
3.Кризис коммунистических режимов и распад «социалистического лагеря», причины.
4.Роспуск ОВД. Распад СССР и конец «холодной войны».
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Составление таблицы для систематизации учебного материала (по вариантам):
1 вариант «Этапы экономической реформы 1985 – 1991 г.г.»
2 вариант «Этапы политической реформы 1985 – 1991 г.г.».
3 вариант «Принципы «нового политического мышления» на
примерах деятельности советской дипломатии в 1987 – 1991
г.г.».
Содержание учебного материала
1.Августовский 1991 года переворот.
2.Распад СССР и образование СНГ.
3.Федеративные отношения.
4.Чеченская проблема.
5.Противоборство президента Б.Н. Ельцина и Верховного Совета, принятие новой Конституции.
6.Выборы в Государственную Думу 1995 г. и президентские
выборы 1996 г.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка и защита реферата «Б.Н.Ельцин: исторический
портрет на фоне эпохи».
Содержание учебного материала
1.Этапы преобразований в экономике в 1990-е г.г.
2.«Шоковая терапия».
3. Корректировка курса реформ.
4.Финансовый кризис 1998 г. Причины, последствия.
5.Постепенный выход из финансового кризиса.
6.Устойчивый рост российской экономики в начале XXI века.
Содержание учебного материала
1.Положение России в мире.
2.Россия и Запад.
3.Россия и Восток.
4.Россия и СНГ.
5.Результаты внешней политики в 1990-е годы.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка информационного проекта «Новая расстановка
политических сил на международной арене. Отход руководства России от соглашательской политики в отношении
США».

Тема 2.9.
Политическое
развитие России в
1990-е годы

Тема 2.10.
Экономическое
развитие России в
1990-е годы

Тема 2.11.
Геополитическое
положение
и
внешняя политика России в 1990-е
годы

11

2
2

2
2

2

1

2
2

2

1

3

2
2
2

2
2

1

2

Тема 2.12.
Латинская
Америка. Проблемы
развития во второй половине XXначале ХХI в.в.

Содержание учебного материала
1.Латинская Америка после Второй мировой войны.
2.Национал-реформизм.
3.Первый путь развития латиноамериканских стран: «строительство социализма» (Куба, Чили, Никарагуа). Революционные процессы.
4.Второй путь развития латиноамериканских стран: интеграция в мировую экономику (Мексика, Бразилия, Боливия...).
5.Модернизаторская политика военных режимов в 1970-80-е
годы.
6.Продолжение политики модернизации в конце XX – начале
XXI века.
7.Усиление левых сил в начале XXI века в странах Южной
Америки.
8.Интеграционные процессы в Латинской Америке: экономическое сотрудничество (МЕРКОСУР, Андское сообщество,
Южноамериканский Союз) и военный блок - Южноамериканский Совет Обороны (ЮСО).
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка информационного проекта «Кубинская революция и ее влияние в остальных странах Латинской Америки», «Интеграция стран Латинской Америки в мировую экономику» (по выбору).
Раздел 3. Новая эпоха в развитии науки, культуры. Духовное развитие во
второй половине ХХ - начало XXI вв.
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Научно техниче- 1.НТР и социальные сдвиги в России и западном обществе.
ская революция и 2.Развитие образования в России и западном обществе.
культура
3.Кризис традиционных и национальных культур и жанров.
4.Постмодернизм в философии и массовой культуре.
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Духовная жизнь в 1.Послесталинская «оттепель» в духовной жизни.
советском и рос- 2.Политика «управляемой десталинизации» в культуре и иссийском общест- кусстве.
вах во второй по- 3.Духовная и культурная жизнь в эпоху «развитого социаловине XX века
лизма»
2.Черты духовной жизни периода гласности и демократизации в СССР и России.
3.Роль религии в сохранении и укреплении национальных и
государственных традиций.
Практическое занятие:
1. Изучение наглядного и текстового материала, отражающего традиции национальных культур народов
России, и влияния на них идей «массовой культуры».
2. Сопоставление и анализ документов, отражающих формирование «общеевропейской» культуры, и
документов современных националистических и экстремистских молодежных организаций в Европе и
России.
3. «Круглый стол» по проблеме: место традиционных религий,
многовековых
культур
народов
России
в
условиях «массовой культуры» глобального мира.
Раздел 4. Мир в начале XXI века. Глобальные проблемы человечества
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Глобализация и 1.Понятие глобализации. Современные символы глобализаглобальные вызо- ции.
вы человеческой 2.Многоаспектность процессов глобализации: экономика, по-

12

2
2

2

1

4
2
2

2

2
2

2

3

8
2
2

2

цивилизации, ми- литика, культура.
3.Проблемы и противоречия глобализации. Плюсы и минусы
ровая политика
глобализации.
4.Процесс глобализации - объективная основа для объединения государств в союзы.
5.Основные направления деятельности международных организаций: ООН, ОАГ, АС, ЕС, ЕАСТ, СААРК, АСЕАН,

СНГ, АТЭС, КАРИКОМ, ЛАГ, МЕРКОСУР, НАФТА,
ОЭСР, ОИК, ОПЕК, НАТО, ШОС.
Тема 4.2.
Международные
отношения в области национальной, региональной
и
глобальной
безопасности

Тема 4.3.
Российская Федерация в начале
XXI века. Проблемы социально экономического и
культурного развития

Тема 4.4.
Российская Федерация на современном этапе развития

6.Глобальные проблемы современности и пути их решения
Содержание учебного материала
1.Проблемы национальной безопасности в международных
отношениях.
2.Основные виды национальной безопасности.
3.Пути и средства укрепления экономической безопасности.
4.Экологические аспекты национальной, региональной и глобальной безопасности.
5.Военная безопасность и проблемы обороноспособности государств.
6.Деятельность РФ по укреплению мира и созданию устойчивой системы международной безопасности.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка информационного проекта «Проблемы разработки нормативно-правовой базы борьбы с международным
терроризмом», «Проблемы борьбы с международным терроризмом во внешней и внутренней политике РФ» (по выбору).
Содержание учебного материала
1.Президент России В.В.Путин.
2.Укрепление российской государственности.
3.Обеспечение гражданского согласия. Новые государственные символы.
4.Экономические и реформы. Плюсы и минусы.
5.Экономика и социальная сфера страны в начале XXI века.
6.Усиление борьбы с терроризмом. «Чеченская проблема».
7.Основные направления внешней политики страны.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка и защита презентации «Национальные проекты
в новой России. Результаты внедрения».
Содержание учебного материала
1.2008 – 2012 г.г. Президент России Д.А.Медведев.
2.Укрепление российской государственности.
3.Обеспечение гражданского согласия.
4.Экономика и социальная сфера страны.
5.Новая внешнеполитическая концепция и еѐ осуществление.
6.Президент России В.В.Путин. Основные направления развития страны на современном этапе.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка и защита презентации «Угрозы России в XXI
веке», «Задачи России в XXI веке» (по выбору).
Дифференцированный зачет
Всего:

2
2

2

1

2
2

2

1

2
2

2

1

2
60

-

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1 ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

13

3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач).

14

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Наличие учебного кабинета «История».
Оборудование учебной аудитории:
- 30 посадочных мест;
- рабочее место преподавателя;
- комплекты учебно-наглядных пособий по разделам дисциплины.
Технические средства обучения:
- ноутбук с лицензионным программным обеспечением, интерактивная доска,
мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. История. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.
Артѐмов В.В., Лубченков Ю.Н. - М., «Академия», 2015.
Дополнительные источники:
1. История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник / под ред. Данилова А.А., Уткина
А.И., Филиппова А.В. - М.: Просвещение, 2015.
2. История современной России. Учеб. пособие / под ред. В.И. Короткевич. - СПб.: Издво СПб. университета, 2015.
3. Новейшая история Отечества XX в. В 2т./ под ред. А.Ф.Киселева, Э.М. Щагина. - М.,
2016.
4. Новейшая история стран Европы и Америки / под ред. A.M. Родригеса. М., 2016.
5. Петелин Б.В. Страны Запада на рубеже веков XX-XXI. Учебное пособие. - Вологда,
2015.
6. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник / под ред. Алексашкиной Л.Н. - М.:
Просвещение, 2015.
7. Современные международные отношения. Учебник/ под ред. А.В. Торкунова. - М.: РО
ПЭН. 2016.
8. Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций: Учеб. Пособие. - М., 2015.
9. Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учебное пособие. - М: Гардарики.
2015.
Интернет-ресурсы
1. http://www.history.ru/histr.htm
2. http://www.woridhist.ru
3. www.hist.msu.ru/
4. http://www.zavuch.info/
5. http://www.zavuch.info/
6. http://school-collection.edu.ru
15

Электронные учебники
Образовательный комплекс «1С: Школа. История Росси. Часть 4».
Образовательный комплекс «1С: Школа. Новейшая история зарубежных стран».

16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения занятий, обязательного тестирования, заслушивания
сообщений, докладов, итогового тестирования, а также выполнения студентами
индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
У1ориентироваться
в
современной экономической,
политической и культурной
ситуации России и мире

У2-

выявлять взаимосвязь
общероссийских, региональных
социально-экономических,
политических и культурных
проблем

З1-

основных направлений
развития
послевоенного
устройства мира
З2- сущности и причин
локальных,
межгосударственных
конфликтов и их отражение в
мировых процессах;
З3- роли науки, культуры и
религии в мировой истории на
рубеже ХХ –ХХ1 в.в.
З4основных
процессов
(интеграционных,
поликультурных,
миграционных и иных)
политического
и
экономического
развития
России и ведущих стран мира.

Основные показатели оценки результата

П1- способность определять даты и периоды важнейших
событий
П2- способность читать историческую карту с опорой на
легенду и использовать данные для характеристики
политического и экономического развития различных стран
мира в отдельные периоды истории
П3- составление связного рассказа об исторических событиях,
их участниках
П4- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной
литературы, аудио-видеоматериалов, данных Интернета
составление описание исторических объектов;
П5- подготовка биографических справок, характеристик
деятельности исторической личности
П1- способность соотносить единичные исторические факты и
общие явления;
П2- выделение характерных, существенных черт исторических
событий и явлений;
П3- способность классифицировать исторические события и
явления по указанному признаку;
П4-способность сравнивать исторические события и явления,
определение в них общего и различного;
П5-формулирование суждений о причинно-следственных
связях исторических событий
П1- результативность информационного поиска
П2- правильность распределения времени на выполнение
задания
П3- ясность и аргументированность изложения собственного
мнения
П4- соответствие результата проектной деятельности
поставленным целям

П1- результативность информационного поиска
П2- правильность распределения времени на выполнение
задания
П3- ясность и аргументированность изложения собственного
мнения

17

Приложение А
Конкретизация результатов освоения дисциплины «История»
Результаты
(освоенные умения,
усвоенные знания)
У1. Ориентироваться в современной экономической,
политической
и
культурной ситуации
в России и мире

З1. Основных направлений развития
послевоенного устройства мира в ХХ –
ХХ1 в.в.

У2. Выявлять взаимосвязь
общероссийских, региональных
социальноэкономических, политических и культурных проблем

Основные показатели оценки результата

Формы и методы
контроля и оценки

П1- определение дат и периодов важнейших событий
П2- демонстрация способности чтения исторической карты с опорой на легенду и использовать данные для характеристики политического и
экономического развития края
и страны в отдельные периоды истории
П3- демонстрация связного
рассказа об исторических событиях, их участниках
П4- описание исторических
объектов на основе текста и
иллюстраций учебника, дополнительной
литературы,
аудио-видеоматериалов, данных сети Интернет
П5- изложение биографических справок, характеристик
деятельности
исторической
личности
П1- демонстрация результативности информационного
поиска
П2- демонстрация правильного распределения времени на
выполнение задания
П3- ясное и аргументированное изложение собственного
мнения
П4- демонстрация соответствия результата деятельности
поставленным целям

Экспертная оценка
выполнения практического задания.
Экспертная оценка
деятельности в ходе
письменного дифференцированного зачѐта

П1- демонстрация способности соотносить единичные
исторические факты и общие
явления
П2- выделение характерных,
существенных черт исторических событий и явлений
П3- способность классифицировать исторические события
и явления по указанному при-

18

Экспертная оценка
в ходе устного опроса.
Тестирование.
Экспертная оценка
работы с учебной
литературой, историческими источниками.
Экспертная оценка
содержания выступления обучающегося, его деятельности
в ходе выполнения
самостоятельной
работы
Экспертная
оценка выполнения
практического задания.
Экспертная
оценка деятельности
в ходе письменного
дифференцированного зачѐта

Содержание
учебного
материала
Темы
2.7.
2.8.
2.9.
2.11.
3.1.
3.2.
4.2.
4.3.
4.4.

Темы
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.

Темы
2.7.
3.2.
4.1.
4.2
4.3
4.4.

Уровень
освоения
2
3

2,
3

2,
3

З2. Сущности и причин локальных, региональных, межгосударственных конфликтов и их отражение в мировых
процессах;
З3роли
науки,
культуры и религии
в мировой истории
на рубеже ХХ –ХХ1
в.в.
З4- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные
и иные) политического и экономического развития ведущих государств и
регионов мира

знаку
П4- демонстрация способности сравнивать исторических
событий и явлений, определение в них общего и различного
П5-формулирование суждений о причинно-следственных
связях исторических событий
П1- демонстрация результативности информационного
поиска
П2- демонстрация правильного распределения времени
на выполнение задания
П3- ясное и аргументированное изложение собственного
мнения
П4- демонстрация соответствия результата деятельности
поставленным целям

19

Экспертная оценка
в ходе устного опроса.
Тестирование.
Экспертная оценка
работы с учебной
литературой, историческими источниками.
Экспертная оценка
содержания выступления обучающегося, его деятельности
в ходе выполнения
самостоятельной
работы

Темы
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.7.
2.11
4.4.
4.5.
4.4.

2,
3

Приложение В
Конкретизация результатов освоения дисциплины «Истории»
ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 2.1. ПК 2.3. ПК 3.2. ПК.4.2. ПК 4.3.
Уметь:
Практическое занятие по теме 2.1
У1 Ориентировать- 1. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным асся в современной пектам идеологии, социальной и национальной политики США во второй половиэкономической,
не XX – начале XXI века.
политической
и 2. Изучение биографий видных исторических деятелей США, анализ содержания
культурной ситуа- их программных документов и взглядов.
ции в России и ми- 3. Тестирование.
ре
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка и защита исследовательского проекта по теме: «Современный уровень российско-американских отношений. Проблемы и достижения».
Практическое занятие по теме 2.2.
1. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики ФРГ во второй половине
XX – начале XXI века.
2. Изучение биографий видных исторических деятелей Германии, анализ содержания их программных документов и взглядов.
3. Тестирование.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка и защита исследовательского проекта по теме: «Современный уровень российско-германских отношений. Проблемы и достижения».
Практическое занятие по теме 2.3
1. Рассмотрение и анализ документального (наглядного и текстового) материала,
фото и кинодокументов, раскрывающих деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти сил в Восточной Европе.
2. Изучение биографий политических деятелей, анализ содержания их программных документов и взглядов избранных деятелей.
3. Анализ программных документов ОВД, СЭВ.
4. Работа с исторической картой: экономический, внешнеполитический, культурный геополитический анализ карты Восточной Европы после крушения социализма.
5. Тестирование.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка и защита информационного проекта (по выбору) «Военнополитические и экономические объединения в годы «холодной войны». Организация Варшавского договора (ОВД), «Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ).
Нарастание экономических и социальных проблем», «События в Венгрии, Чехословакии. Роль СССР в подавлении социально-политического движения в странах
Восточной Европы».
Практическое занятие по теме 2.4
1. Рассмотрение и анализ документального (наглядного и текстового) материала,
фото и кинодокументов, раскрывающих деятельность правительства Японии, направленную на достижение «экономического чуда».
2. Работа с исторической картой и документами, раскрывающими причины территориальных претензий Японии к России.
Практическое занятие по теме 2.5
1. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной политики Китая во второй половине XX – начале XXI
века.
2. Изучение биографий видных исторических деятелей Китая, анализ содержания
их программных документов и взглядов.
3. Работа с таблицами: сравнительный анализ экономического развития Китая и
ведущих стран мира на современном этапе.
4. Тестирование.
Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка и защита исследовательского проекта «Современный уровень российско-китайских отношений».
Практическое занятие по теме 2.6
1. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной политики Индии во второй половине XX – начале XXI
века.
2. Изучение биографий видных исторических деятелей Индии, анализ содержания
их программных документов и взглядов.
3. Работа с таблицами: сравнительный анализ экономического развития Индии и
ведущих стран мира на современном этапе.
4. Тестирование.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка исследовательского проекта: «Современный уровень российскоиндийских отношений».
Практическое занятие по теме 2.9
1. Изучение биографий видных политических деятелей РФ в 1990-е г.г., анализ
содержания их программных документов и взглядов.
2. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики РФ в 1990-е г.г.
3. Изучение исторических и географических карт Северного Кавказа, биографий
политических деятелей обеих
сторон конфликта, их программных документов. Выработка учащимися различных моделей решения конфликта.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка и защита реферата «Б.Н.Ельцин: исторический портрет на фоне эпохи».
Практическое занятие по теме 2.10
1. Изучение программ видных экономистов РФ в 1990-е г.г.
2. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным аспектам экономической политики Российской Федерации в 1990-е г.г.
3. Работа с таблицами: сравнительный анализ экономического развития России и
ведущих стран мира в 1990-е г.г.
4. Тестирование.
Практическое занятие по теме 2.12
1. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной политики стран Латинской Америки во второй половине XX – начале XXI века.
2. Изучение биографий видных исторических деятелей стран Латинской Америки,
анализ содержания их программных документов и взглядов.
3. Работа с таблицами: сравнительный анализ экономического развития стран Латинской Америки и ведущих государств мира на современном этапе.
4. Тестирование.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка информационного проекта «Кубинская революция и ее влияние в остальных странах Латинской Америки», «Интеграция стран Латинской Америки в
мировую экономику» (по выбору).
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка информационного проекта «Кубинская революция и ее влияние в остальных странах Латинской Америки», «Интеграция стран Латинской Америки в
мировую экономику» (по выбору).
Практическое занятие по теме 4.3
1. Рассмотрение фото и кино материалов по различным аспектам идеологии, социальной, и национальной политики России в первое десятилетие XXI века.
2. Рассмотрение биографий политических деятелей РФ, анализ содержания программных документов и взглядов избранных деятелей.
3. Рассмотрение и анализ общегосударственных документов в области политики,
экономики, социальной сферы и культуры, и обоснование на основе этих документов важнейших перспективных направлений и проблем в развитии РФ в первое десятилетие XXI века.

21

4. Работа с политическими картами 1999-2008 г.г. и анализ решений Президента
по реформе территориального устройства РФ.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка и защита презентации «Национальные проекты в новой России. Результаты внедрения».
Практическое занятие по теме 4.4
1. Рассмотрение фото и кино материалов по различным аспектам идеологии, социальной, и национальной политики России на современном этапе.
2. Изучение биографий политических деятелей РФ, анализ содержания программных документов и взглядов избранных деятелей.
3. Анализ современных общегосударственных документов в области политики,
экономики, социальной сферы и культуры, и обоснование на основе этих документов важнейших перспективных направлений и проблем в развитии РФ.
4. Работа с политическими и экономическими картами России и сопредельных
территорий за последнее десятилетие с точки зрения выяснения преемственности
социально-экономического и политического курса с государственными традициями России.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка и защита презентации «Угрозы России в XXI веке», «Задачи России
в XXI веке» (по выбору).
Практическое занятие по теме 1.2
1. Анализ исторических карт и документов, раскрывающих причины и характер
первых конфликтов и кризисов «холодной войны».
2. Рассмотрение фото и кино материалов, раскрывающих основные события первых конфликтов и кризисов «холодной войны».
3. Изучение биографий и политических взглядов исторических деятелей – участников первых конфликтов и кризисов «холодной войны».
4. Тестирование.
Самостоятельная работа обучающихся:
Составление таблицы для систематизации учебного материала «Первые конфликты и кризисы «холодной войны. Причины, страны-участницы, итоги».
Практическое занятие по теме 1.3
1. Анализ исторических карт с точки зрения территориальных изменений в мире,
ставшие результатом крушения колониализма.
2. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов, раскрывающих основные этапы крушения колониальной системы в мире.
3. Изучение биографий исторических деятелей развивающихся стран и их политических взглядов (Нельсон Мандела, Фредерик де Клерк).
4. Анализ программных документов международных организаций: АСЕАН,
ШОС, ЕврАзЭС.
5. Тестирование.
Практическое занятие по теме 1.4
1. Изучение наглядного и текстового материала, отражающего особенности
трансформации исламских обществ.
2. Сопоставление и анализ документов, отражающих формирование моделей исламских
обществ
на
примере
Турции
и
Ирана.
3. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов, раскрывающих основные этапы Иранской революции 1979 г.
4. Рассмотрение фото и кино материалов, отражающих положительный опыт межкультурной интеграции в России на примере татарского ислама.
Практическое занятие по теме 2.7
1. Рассмотрение фото и кино материалов, отражающих цикличность международных отношений в годы холодной войны.
2. Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и
характер региональных конфликтов в годы холодной войны.
3. Изучение биографий политических деятелей государств - участников международных конфликтов, их программных документов. Выработка учащимися различных моделей решения конфликта.
4. Тестирование.

22

Практическое занятие по теме 2.8
1. Изучение биографий видных исторических деятелей СССР периода перестройки, анализ содержания их программных документов и взглядов.
2. Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики СССР в 1985 – 1991 г.г.
3. Работа с наглядным и текстовым материалом, раскрывающим характер творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 1980-х гг. в русле политики гласности.
4. Анализ исторических карт и документов, раскрывающих основные направления
и особенности внешней политики СССР в 1985 – 1991 г.г.
5. Тестирование.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление таблицы для систематизации учебного материала:
1 вариант «Этапы экономической реформы 1985 – 1991 г.г.»
2 вариант «Этапы политической реформы 1985 – 1991 г.г.».
3 вариант «Принципы «нового политического мышления» на примерах деятельности советской дипломатии в 1987 – 1991 г.г.».
Практическое занятие по теме 3.1
1. Работа с документами, раскрывающими влияние НТР на российское и западное
общество.
2. Осмысление сути важнейших научных открытий и технических достижений в
современной России с позиций их инновационного характера и возможности применения в экономике.
3. Изучение основных образовательных проектов в России с 1992 г с целью выявления их результатов.
4. «Круглый стол» по проблеме сохранения индивидуальной свободы человека,
его нравственных ценностей и убеждений в условиях усиления стандартизации
различных сторон жизни общества.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка и защита презентации «Нравственные и духовные проблемы в странах Запада и России».
Практическое занятие по теме 3.2
1. Изучение наглядного и текстового материала, отражающего традиции национальных культур народов России, и влияния на них идей «массовой культуры».
2. Сопоставление и анализ документов, отражающих формирование «общеевропейской» культуры, и документов современных националистических и экстремистских молодежных организаций в Европе и России.
3. «Круглый стол» по проблеме: место традиционных религий, многовековых
культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира.
Тема 2.1 Крупнейшие страны мира. США.
Знать:
Тема 2.2 Крупнейшие страны мира. Германия.
З1 основные направления развития Тема 2.3 Развитие стран Восточной Европы во второй половине XX века.
Тема 2.4 Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточключевых регионов
ной и Южной Азии во второй половине XX века. Япония.
мира на рубеже
Тема 2.5 Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточвеков (XX и XXI
ной и Южной Азии во второй половине XX века. Китай.
вв.)
Тема 2.6 Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. Индия.
Тема 2.9 Политическое развитие России в 1990-е годы.
Тема 2.10 Социально-экономическое развитие России в 1990-е годы.
Тема 2.12 Латинская Америка. Проблемы развития во второй половине XX- начале ХХI вв.
Тема 4.3 Российская Федерация - проблемы социально - экономического и культурного развития.
Тема 4.4 Российская Федерация на современном этапе развития.
ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 2.1. ПК 2.3. ПК 3.2. ПК.4.2. ПК 4.3.
Уметь:
Практическое занятие по теме 1.1
У 2 Выявлять
1. Рассмотрение фото и кино материалов, раскрывающих аспекты послевоенного

23

взаимосвязь отечественных, региональных, мировых
социальноэкономических,
политических и
культурных проблем

Знать:
З2. Основные направления развития
ключевых регионов
мира на рубеже
веков (XX и XXI
вв.)
З3. Роль науки,
культуры и рели-

мирного урегулирования в Европе.
2. Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины начала «холодной войны».
3. Анализ программных документов ООН, НАТО.
4. Изучение политических взглядов исторических деятелей ведущих стран мира
после Второй мировой войны.
5. Тестирование.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка и защита информационного проекта (по выбору): «Всеобщая декларация прав человека (общая характеристика)», «Военно-политические и экономические объединения в годы «холодной войны». Организация Североатлантического договора (НАТО). История создания и задачи».
Практическое занятие по теме 2.11
1. Рассмотрение и анализ текстов договоров России со странами СНГ и вновь образованными государствами с целью определения внешнеполитической линии
РФ.
2. Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и
характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг.
3. Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении
постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и политический аспекты.
4. Рассмотрение международных доктрин об устройстве мира. Место и роль России в этих проектах.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка информационного проекта «Новая расстановка политических сил на
международной арене. Отход руководства России от соглашательской политики в
отношении США».
Практическое занятие по теме 4.1
1. Рассмотрение фото и кино материалов, отражающих многоаспектность процессов глобализации: экономика, политика, культура.
2. Анализ документов ВТО, ЕЭС, ЕС, ОЭСР, НАТО и др. международных организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина России.
3. «Круглый стол» по проблеме: глобальные проблемы современности.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка и защита презентации «Глобальные проблемы современности и пути
их решения».
Практическое занятие по теме 4.2
1. Рассмотрение фото и кино материалов, документов, отражающих многоаспектность национальной, безопасности: государственная, техногенная, энергетическая,
информационная, экономическая, экологическая, военная, безопасность личности
и др.
2. Анализ документов международных организаций в сфере национальной безопасности.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка и защита информационного проекта (по выбору) «Разоружение и проблема выживания человеческой цивилизации», «Международные соглашения в
области разоружения» (по выбору).
Тема 1.2 Первые конфликты и кризисы «холодной войны».
Тема 1.3 Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости.
Тема 1.4 Диктаторские режимы на мусульманском Востоке, их агрессивность.
Рождение новой разновидности тоталитаризма - исламистского.
Тема 2.7 Международные отношения во второй половине XX века. От двухполюсной системы к новой политической модели.
Тема 2.8 Советская концепция «нового политического мышления».
Тема 3.1 Научно техническая революция и культура.
Тема 3.2 Духовная жизнь в советском и российском обществах.

24

гии в сохранении и
укреплении национальных и государственных традиций
З4. - основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов
мира
З5 - содержание и
назначение
важнейших правовых и
законодательных
актов мирового и
регионального значения

Тема 2.11 Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990-е годы.
Тема 4.1 Глобализация и глобальные вызовы человеческой цивилизации, мировая
политика.

Тема 4.2. Международные отношения в области национальной, региональной и
глобальной безопасности.

25



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.