ОГСЭ.06 Основы финансовой грамотности

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………..

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………...................

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………

11

4. ОБЩИЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………………….

12

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.06 «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы СПО – программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в
соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 06 «Основы финансовой грамотности»
может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по программам
повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки рабочих по
специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего
звена:
Учебная дисциплина ОГСЭ.06 Основы финансовой грамотности входит в состав учебного цикла ОГСЭ.00 Общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
 рассчитывать доходы своей семьи, полученные из разных источников и остающиеся в
распоряжении после уплаты налогов;
 контролировать свои расходы и использовать разные способы экономии денег;
 отличить плановую покупку отимпульсивной, купить нужный товар по более низкой
цене; рассчитать общую стоимость владения (ОСВ);
 правильно обсуждать и согласовывать с другими членами семьи финансовые
вопросы;
 составлять бюджет семьи, оценивать его дефицит (профицит), выявлять причины
возникновения дефицита бюджета и пути его ликвидации;
 определять приоритеты, если доходы не соответствуют запланированным расходам;
пользоваться методом замкнутого круга расходов;
 достигать поставленных финансовых целей через управление семейным бюджетом.
 различать обязательное пенсионное страхование и добровольные пенсионные
накопления, альтернативные способы накопления на пенсию;
 определить размер своей будущей пенсии, пользуясь пенсионным калькулятором;
 делать дополнительные накопления в негосударственных пенсионных фондах и
правильно выбрать НПФ;
 рассчитать размер ежемесячной выплаты по кредиту, определить, может ли семья
позволить себе кредит;
 различать банковский кредит, кредит в торговых сетях и микрокредит;
 воспользоваться досрочным погашением кредита или рефинансированием кредита;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать :

свои права на рабочем месте и в случае увольнения;


права использования профсоюза для защиты прав работников и улучшения
условий их труда;
- права на получение пособие по безработице в случае необходимости,

способ выбора из банковских сберегательных вкладов тот, который в
наибольшей степени отвечает поставленной цели; рассчитать процентный доход по вкладу;

оценку, что предпочтительнее в данный момент сберегательный вклад в банке,
вложение денег в ПИФ или страхование жизни;

правило выбора ПИФ для размещения денежных средств.

правило отличие средства граждан в банках, которые застрахованы ССВ, учесть
сумму страхового лимита при размещении денег на банковских депозитах, получить страховое
возмещение по вкладу;

информацию на официальных сайтах ЦБ и Агентства по страхованию вкладов и
выбрать банк для размещения своих сбережений.

виды финансового мошенничества и отличить финансовую пирамиду от
добросовестных финансовых организаций;

различие
организационно-правовые
форм
предприятия
и
оценить
предпочтительность использования той или иной схемы налогообложения;

Формы и виды защиты от рисков утраты здоровья, трудоспособности и
имущества при помощи страхования;

различие обязательного и добровольного страхование;

критерии правила выбора страховых компаний.
Общие и профессиональные компетенции, которые актуализируются при изучении
учебной дисциплины:
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
ОК 1
к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
ОК 2
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 3
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
ОК 4
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
ОК 5
совершенствования профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и
ОК 6
социальными партнерами.
Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и
ОК 7
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
ОК 8
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей,
ОК 9
содержания, смены технологий.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья
ОК 10
детей.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и
общения обучающихся.
5

ПК.4.4
ПК.4.5

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального
общего образования.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося 44 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 8 часов.

1.5. Перечень используемых методов обучения
Пассивные: лекции; семинарские занятия; практические занятия;
домашние работы консультации.
Активные и интерактивные: мозговой штурм, эвристические беседы.

письменные

6

2.
2.1.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объѐм учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Внеаудиторная самостоятельная работа
В том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
Написание рефератов
Подготовка презентации
Разработка бизнес-плана

Объѐм часов
44
36
6
8
не предусмотрено
2
2
4

Промежуточная аттестация - дифференцированный зачѐт

7

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

Объем
часов

Уровень
освоения

1
Введение

2

3
2

4
1

6
2

2

2

2

2

2

3
2

2

1
2

2
3

4
2

2

2

2

3
2

2

Содержание учебного материала
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ финансовой грамотности
при освоении профессий СПО.
Тема 1. Личное финансовое планирование
Тема 1.1. Личное Содержание учебного материала
финансовое пла- 1 Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов
2 Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Структура и способы составления и планированирование.
ния личного бюджета. Личный финансовый план ,Финансовые цели., стратегия и способы
их достижения
Практическое занятие №1
Деловой практикум. Составляем личный финансовый план и бюджет
Тема 2 Депозит
Тема 2.1. Способы Содержание учебного материала
1 Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов
увеличения сеКак собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах
мейных доходов с
использованием 2 Договор с банком. Управление рисками по депозиту
услуг финансовых Самостоятельная работа
Написание рефератов по теме: «Способы увеличения семейных доходов с использованием усорганизаций
луг финансовых организаций»
Тема 3 Кредит
Тема 3.1 Финан- Содержание учебного материала
совое планирова- 1 Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы кредитования
(платность, срочность, возвратность). Из чего складывается плата за кредит. Как собирать
ние как способ
и анализировать информацию о кредитных продуктах. Как уменьшить стоимость кредита.
повышения блаКак читать и анализировать кредитный договор. Кредитная история. Коллекторские
госостояния сеагентства, их права и обязанности. Кредит как часть личного финансового плана.
мьи.
Типичные ошибки при использовании кредита.

Тема 4.1 Банков-

Практическое занятие №2
Практикум: кейс — «Покупка машины»
Тема 4 Рассчетно-кассовые операции
Содержание учебного материала

ская система РФ.

Тема 5.1 Страхование как способ
сокращения финансовых потерь

Тема 6.1. Способы
увеличения семейных доходов с
использованием
услуг финансовых
организаций.
Тема 7.1 Пенсионное обеспечение и
финансовое благополучие старости.

Тема 8.1 Налого-

Хранение, обмен и перевод денег – банковские операции для физических лиц 1
Виды платежных средств. Чеки, дебетовые карты, кредитные карты, электронные деньги –
инструменты денежного рынка. Правила безопасности при пользовании банкоматом
2 Формы дистанционного банковского обслуживания – правила безопасного поведения при
пользовании интернет-банкингом.
Тема 5 Страхование
Содержание учебного материала
1 Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. Учимся понимать
договор страхования. Виды страхования в России. Страховые компании услуги для физических лиц.
Практическое занятие №3
Практикум. Кейс-Страхование жизни.
Самостоятельная работа
Подготовка презентации на тему: «Страхование и классификация»
Тема 6. Инвестиции
Содержание учебного материала
1 Что такое инвестиции, способы инвестирования доступные физическим лицам. Сроки и
доходность инвестиции.
2 Тренинг – игра «Куда вложить деньги»
1

Тема 7 Пенсии
Содержание учебного материала
1 Пенсионная система. Пенсия: виды пенсий. Обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд РФ (ПФРФ). Добровольное (дополнительные) пенсионные накопления. Негосударственный пенсионный фонд.
2 Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал. Место пенсионных накоплений
в личном бюджете и личном финансовом плане.
Самостоятельная работа
Подготовка презентации на тему: «Пенсионные накопления»
Тема 8 Налоги
Содержание учебного материала

1

2

4
2

2

2

2

2
4
2

2

2

2

2
2

2

1

2

2
2
2

2
9

вые риски и способы защиты от
них.
Тема 9.1 Финансовые риски и
способы защиты
от них.

Тема 10.1
Бизнес, тенденции
его развития и
риски.

Для чего платят налоги. Как работает налоговая система РФ. Пропорциональная, прогрессивная и регриссивная налоговые системы. Виды налогов для физических лиц. Как использовать налоговые льготы и вычиты.
Тема 9 Защита от мошеннических действий на финансовым рынке
1 Основные признаки и виды финансовых пирамид, правило личной финансовой безопасности, выды финансового мошенничества. Мошенничества с банковскими картами Махинации с кредитами. Мошенничество с инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды.
2 Тренинг - кейс. «Заманчивое предложение»
Тема 10 Создание собственного бизнеса
Содержание учебного материала
1 Основные понятия: бизнес, стартап, бизнес- план, бизнес-идея, планирование рабочего
временгни, венчурист. Бизнес, выручка, издержки (затраты), прибыль, организационноправовые формы предприятия, налоги на бизнес, упрощѐнная система налогообложения,
маржинальность, факторы, влияющие на прибыль компании.
2 Разработка бизнес - плана
Самостоятельная работа.
Подготовка группового проекта «Открываем собственный бизнес».
1

4
2

2

2
2
1

2

1
2

2

2

Дифференцированный зачет
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.06 «Основы финансовой грамотности»
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомление (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

10

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет экономики.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- экран;
- аудивизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных
презентаций;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по СПО– М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2017.
2. В.В.Чумаченко «Основы финансовой грамотности» М. Просвещение, 2016 г.
Дополнительные источники:
1. Архипов А.П. Страхование. Твой правильный выбор: Учеб. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
2. Ахапкин С.Д. Лоция бизнеса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
3. Волгин В.В. Открываю автомастерскую: практическое пособие. –М.: Дашков и К, 2016.
4. Дубровин И.А. Поведение потребителей: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2016.
5. Малкиел Б. Десять главных правил для начинающего инвестора / Пер. с англ. — М.:
Альпина Бизнес Букс, 2016.
6. Политика доходов и заработной платы: учебник / под ред. П.В. Савченко и Ю. П.Кокина.
– М.: Экономистъ, 2016.
7. Розанова Н.М. Банк: от клиента до президента: учебное пособие. – М.: ВИТА-ПРЕСС,
2018.
8. Розанова Н М. Моя фирма: – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2016.
9. Симоненко В.Д. Основы предпринимательства: учебное пособие (включает практикум).
– М.:ВИТА-ПРЕСС, 2016.
10. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. учебное пособие. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
Интернет-ресурсы 1. catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернет

4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.06 «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий, тестирования, устного опроса, а также
выполнения студентами индивидуальных заданий проектов исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные
показатели оценки
результатов
 нахождение
необходимой
экономической
информации;
 использовани
е
экономической
информации;
 определять
варианты решений
экономических
проблем;
 составлять
бюджет
семьи,
оценивать
его
дефицит (профицит),
выявлять причины
возникновения
дефицита бюджета и
пути его ликвидации

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
продемонстрировать предметные результаты освоения учебной
дисциплины «Основы финансовой грамотности» уметь:
 рассчитывать доходы своей семьи, полученные из разных
источников и остающиеся в распоряжении после уплаты налогов;
 контролировать свои расходы и использовать разные способы
экономии денег;
 отличить плановую покупку от импульсивной, купить нужный
товар по более низкой цене; рассчитать общую стоимость владения
(ОСВ);
 правильно обсуждать и согласовывать с другими членами
семьи финансовые вопросы;
 определять приоритеты, если доходы не соответствуют
запланированным расходам; пользоваться методом замкнутого круга
расходов;
 достигать поставленных финансовых целей через управление
семейным бюджетом.
 различать
обязательное
пенсионное
страхование
и
добровольные пенсионные накопления, альтернативные способы
накопления на пенсию;
 определить размер своей будущей пенсии, пользуясь
пенсионным калькулятором;
 делать дополнительные накопления в негосударственных
пенсионных фондах и правильно выбрать НПФ;
 рассчитать размер ежемесячной выплаты по кредиту,
определить, может ли семья позволить себе кредит;
 различать банковский кредит, кредит в торговых сетях и
микрокредит;
 воспользоваться досрочным погашением кредита или
рефинансированием кредита;
знать:
 формулировку
 свои права на рабочем месте и в случае увольнения;
экономических
 права использования профсоюза для защиты прав работников законов;
и улучшения условий их труда;
 определение

12

 Права на получение пособие по безработице в случае
необходимости;
 способ выбора из банковских сберегательных вкладов тот,
который в наибольшей степени отвечает поставленной цели;
рассчитать процентный доход по вкладу;
 оценку,
что
предпочтительнее
в
данный
момент
сберегательный вклад в банке, вложение денег в ПИФ или
страхование жизни;
 правило выбора ПИФ для размещения денежных средств.
 Правило отличие средства граждан в банках, которые
застрахованы ССВ, учесть сумму страхового лимита при размещении
денег на банковских депозитах, получить страховое возмещение по
вкладу;
 информацию на официальных сайтах ЦБ и Агентства по
страхованию вкладов и выбрать банк для размещения своих
сбережений.
 виды финансового мошенничества и отличить финансовую
пирамиду от добросовестных финансовых организаций;
 различие организационно-правовые форм предприятия и
оценить предпочтительность использования той или иной схемы
налогообложения;
 Формы и виды защиты от рисков утраты здоровья,
трудоспособности и имущества при помощи страхования;
 различие обязательного и добровольного страхование;
критерии правила выбора страховых компаний.
 виды финансового мошенничества и отличить финансовую
пирамиду от добросовестных финансовых организаций;
 различие организационно-правовые форм предприятия и
оценить предпочтительность использования той или иной схемы
налогообложения;
 Формы и виды защиты от рисков утраты здоровья,
трудоспособности и имущества при помощи страхования;
 различие обязательного и добровольного страхование;
 критерии правила выбора страховых компаний.

основных правовых
принципов
действующих
в
обществе;
 сущность
экономических
институтов;
 определение
роли экономических
институтов
социальноэкономическом
развитии общества;

13



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.