ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………...

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………….

5

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………...

9

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………………..

11

4.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и
гигиена» является частью основной образовательной программы среднего профессионального
образования - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах, углубленная подготовка, укрупненная группа 44.00.00
Образование и педагогические науки
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими
образовательными учреждениями среднего профессионального образования (в дополнительном
образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО).
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена:
ОП.03 «Возрастная психология» является общепрофессиональной дисциплиной, входит
в профессиональный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять топографическое расположение и строение внутренних органов и частей
тела;
- применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных
модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и
развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактики
заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете, при организации
обучения младших школьников;
- учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения
в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие)
при проектировании и реализации образовательного процесса.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
- основные закономерности роста и развития человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма
человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его
физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей и подростков;

4

- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на
различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям
школы.
В процессе освоения учебной дисциплины у обучающегося формируются общие и
профессиональные компетенции:
Шифр
компетенций
ОК.03
ОК 10
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.1.
ПК 2.2.
ПК 2.3.
ПК 3.1.

Наименование компетенций

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
Определять цели и задачи, планировать уроки
Проводить уроки
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения
Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать
внеурочные занятия.
Проводить внеурочные занятия. Вести документацию, обеспечивающую организацию
внеурочной деятельности и общения младших школьников.
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности
обучающихся.
Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные
результаты

ПК 3.2.

Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу

ПК 3.3.

Проводить внеклассные мероприятия

ПК 3.4.

Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.

ПК 4.1

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно – методические
материалы (рабочие программы, учебно – тематические планы) на основе
образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного
учреждения, особенностей класса/ группы и отдельных учащихся
Создавать в кабинете предметно – развивающую среду
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в
области начального общего образования на основе изучения профессиональной
литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

ПК 4.2
ПК 4.3

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося- 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 30 часов.
1.5. Перечень используемых методов обучения:
Пассивные: лекции, опрос, просмотр презентации, тестирование, практические занятия,
письменные домашние работы, экскурсии, консультации преподавателя.
Активные и интерактивные: мозговой штурм, эвристические беседы, конференции, дискуссии,
кейс-метод, конкурсы самостоятельных и практических работ.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
индивидуальные проектные задания
внеаудиторная (самостоятельная) работа по заданной тематике
выполнение тестовых заданий
подготовка и проведение мероприятий в школе

Объем часов
90
60
не предусмотрено
26
2
не предусмотрено
30
не предусмотрено
8
10
6
6

Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 «Возрастная
анатомия, физиология и гигиена»
Наименование
разделов и тем
1
Введение

Раздел 1. Анатомия и физиология
Тема 1.1. Строение
и функции систем
органов здорового
человека. Возрастные
анатомофизиологические
особенности детей
и подростков

Содержание учебного материала, практические работы,
контрольные работы самостоятельная работа
обучающихся
2
Содержание учебного материала
1 Основные положения и терминология предметов анатомия, физиология, гигиена.
2 Значение этих дисциплин для правильной организации
учебно-воспитательной работы и повышения работоспособности учащихся.
Содержание учебного материала
Основные закономерности роста и развития организма человека.
1 Нервная система. Особенности строения и функциональное значение различных отделов центральной
нервной. Возрастные изменения функций различных
отделов центральной нервной системы. Гигиена нервной системы.
2 Сенсорные системы. Свойства анализаторов их структурная организация. Зрительная сенсорная система.
Слуховая сенсорная система. Возрастные особенности
зрительных рефлекторных реакция. Чувствительность
слухового анализатора у детей. Возрастные особенности дифференцирования звуков. Значение слуха в формировании речи, регуляции голоса и развитии певче-

Объем
часов

Уровень
усвоения

3
2

4

10
2
2

2

ских способностей. Гигиена слуха ребенка.
3 Опорно-двигательный аппарат. Строение опорнодвигательного аппарата и его значение. Химический
состав и строение костей, их соединение
4 Сердечнососудистая система. Строение и функции
сердца и сосудов.
5 Система органов дыхания. Строение и функции органов дыхания. Возрастные особенности и гигиена органов дыхания.
6 Пищеварительная система. Строение и функции органов пищеварительной системы. Возрастные суточные
нормы потребления БЖУ, минеральных солей, витаминов. Принципы рационального питания. Гигиена и режим питания детей.
7 Выделительная система. Строение и функции органов
мочевыделения. Изменения, возникающие в организме
ребенка при солевой нагрузке, недостатке и избытке
вводимой жидкости
8 Кожа и ее производные. Строение и значение кожи
человека. Волосы и ногти - производные кожи. Уход за
кожей, волосами, ногтями. Возрастные особенности
строения кожи.
Практические занятия:
1.Определение топографического расположения и строения
отделов нервной системы.
2.Определение топографии органов дыхательной системы
на таблицах, муляжах, фантомах.
3.Составление морфологической и функциональной характеристики органов дыхания.
4.Определение топографии органов пищеварительного
тракта с характеристикой их функции.
5.Изучение строение уха по муляжу и иллюстрациям.
6.Составление пространственного представления о сердечнососудистой системе с помощью муляжей, атласов.
7.Составление суточного пищевого рациона для детей разного возраста.
8.Составление характеристики основных групп витаминов.
Представление результатов в виде конспекта.
9.Составление конспекта по теме «Правила закаливания организма детей».
10.Составление перечня и характеристики гигиенических
требований, предъявляемых к одежде и обуви детей.
11.Определение топографии органов мочевыделительной
системы на муляжах, таблицах с указанием функциональной
особенности каждого органа. Определение проекции почек
на поверхности поясничной области (на фантоме, друг друге).
Контрольные работы:
Тема: «Строение и функции систем органов здорового человека».
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Определить уровень физического развития ребенка.
2.Разработать буклет для младшего школьника по одной из
тем: «Хочу сохранить зрение», «Защити свои уши».
3.Под руководством медицинского работника разработать и
провести мероприятие по профилактики нарушения осанки
у школьников.
4.Выполнение тестовых заданий по теме.

7

2

2
3

3

2

3

20

1

6

3

Тема 1.2 Физиоло- Содержание учебного материала
гические характе1
Жидкая внутренняя среда организма. Кровь, тканеристики основных
вая жидкость, лимфа. Их состояние, значение. Импроцессов жизнемунные свойства крови. Возрастные особенности имдеятельности оргамунных реакций.
низма человека
2
Нервная и гуморальная регуляция функций. Безусловные рефлексы. Гормоны, их биологическое воздействие на организм человека.
3
Процессы движения. Работа мышц. Утомление при
различных видах мышечной работы, его механизмы,
возрастные особенности. Потребность детей в движении, нормы суточной двигательной активности.
4
Процессы пищеварения. Пищеварение на разных
уровнях пищеварительной системы. Психологические
факторы пищевого поведения детей.
5
Процесс выделения. Механизм образования мочи.
Регуляция деятельности почек нервной и эндокринной
системами.
6
Процесс обмена веществ и энергии в организме.
Превращение веществ и энергии в организме человека, расходование энергии, белковый, жировой, углеводный и водно-солевой обмены. Нарушения обмена
веществ.
7
Процесс кровообращения. Гемодинамика, изменение
в системе органов кровообращения при рождении.
Регуляции деятельности сердечнососудистой системы.
8
Процесс дыхания. Этапы дыхания, нервная и гуморальная регуляция дыхания
9
Нейрофизиологические основы поведения. Теория
высшей нервной деятельности. Условные рефлексы.
Врожденные и приобретенные программы поведения.
Инструментальные условные рефлексы младших
школьников.
10 Влияние процессов физиологического созревания и
развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность и поведение. Показатели
физиологического созревания. Основные этапы развития ребенка. Факторы влияющие на физическую и
психическую работоспособность и поведение ребенка.
Практические занятия:
1.Решение ситуационных задач по теме: «Оценивание факторов внешней среды с точки зрения их влияния функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом периоде».
2.Изучение условий разрушение и образование динамического стереотипа.
3.Изучение условий проявления различных видов торможения в центральной нервной системе у ребенка.
Контрольные работы:
Тема: «Физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека»
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Составление характеристики видов торможений условных
рефлексов. Представление результатов в виде таблицы.
2.Выполнение проектных заданий по теме «Формирование
вредных привычек у младшего школьника»

8

12
2

2

2

2

2

2

2

2
3

3

6

1

4

3

Раздел 2. Основы
гигиены детей и
подростков
Тема 2.1. Гигиенические нормы, требования и правила
сохранения и укрепления здоровья на
различных этапах
онтогенеза

Тема 2.2. Основы
профилактики инфекционных заболеваний

Тема 2.3. Гигиенические требования
к учебновоспитательному
процессу, зданию и
помещениям школы

Содержание учебного материала
1 Личная гигиена. Понятие личная гигиена, гигиенические требования к личной гигиене, к организации питания, режиму труда и отдыха на разных этапах онтогенеза.
2 Гигиенические нормы и требования. Нормы физической активности на разных этапах онтогенеза. Требования к сохранению работоспособности учащихся на разных этапах обучения.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Выполнение домашних заданий по теме.
Содержание учебного материала
1 Инфекционные заболевания. Понятие инфекционные
заболевания. Возбудители и пути передачи инфекционных заболеваний
2 Профилактика инфекционных заболеваний. Принципы и меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся различными путями.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Разработка и проведение под руководством медицинского
работника разъяснительного мероприятия в школе по профилактике заболеваний, предающихся контактным путем.
2.Разработка и проведение разъяснительного мероприятия
в школе по профилактике заболеваний передающихся воздушно-капельным путем.
3.Решение тестовых заданий по теме.
Содержание учебного материала
1 Гигиена учебно-воспитательного процесса. Гигиенические требования, предъявляемые к расписанию уроков на учебный год, четверть, месяц, неделю и день.
Режим групп (классов) с продленным днем. «Ступенчатый» режим обучения детей.
2 Гигиена здания и помещений школы. Гигиенические
требования к земельному участку, к размещению, ориентированию и эксплуатации здания и помещений школы.
Практические занятия:
1.Составление гигиенической оценки расписания уроков на
неделю и на день.
2.Анализ режима дня учащегося и составление рекомендаций по его коррекции.
3.Составление гигиенической оценки классной мебели.
4.Составление гигиенической оценки соблюдения требований к зданию и помещениям школы.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Определение функциональной готовности ребенка к школе.
2.Решение ситуационных задач по теме.
3.Работа с дополнительными источниками информации по
теме «Режим дня школьника».
4.Выполнение проектных заданий по теме «Как сохранить
здоровье школьника?»
Всего:

9

2
2

2

2
2
2

2

8

3

4
2

2

8

10

90

3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1.- ознакомление (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством);
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач).

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета Физиология,
анатомия и гигиена.
Оборудование учебного кабинета:
30 посадочных мест,
- рабочее место преподавателя;
- муляжи,
- влажные препараты,
- атласы,
- настенные таблицы.
Технические средства обучения:
- компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением,
- мультимедийное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Сапин М.Р., Сивоглазова В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными
особенностями детского организма): учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений М.:
Издательский центр «Академия», 2017 г. – 448 с.
2. Сапин М.Р., Билич Г.Л. «Руководство к практическим занятиям по анатомии
человека», М.: Издательский центр «Академия», 2017 г.- 321 с.
Дополнительные источники:
1. Справочник лабораторных и функциональных показателей здорового человека. –
М.»Развитие», 2002
2. Семенов Э.В. Физиология и анатомия. – М.: Редакция газеты «Московская правда»,
2007. – 470 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://viki.rdf.ru//
2. http://collection.cross.edu.ru//
3. http://www.kodges.ru/80150-atlas-anatomii-cheloveka.html
4. http://www.alleng.ru/d/iur/iur021.htm
5. http://krasgmu.net/load/25

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, а также выполнения
обучающимися самостоятельно выполненных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
У 1 Умение определять топографическое расположение и строение внутренних органов и частей тела
У 2 Умение применять знания по
анатомии, физиологии и гигиене при
изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности
У 3 Умение оценивать факторы
внешней среды с точки зрения их
влияния на функционирование и развитие организма человека в детском
и подростковом возрасте
У 4 Умение проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактики заболеваний детей
У 5 Умение обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете, при организации обучения
младших школьников
У 6 Умение учитывать особенности
физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени(сутки, день, четверть, год) при
проектировании и реализации образовательного процесса.
З1 Знание основные положения и
терминология анатомии, физиологии
и гигиены человека
З 2 Знание основные закономерности
роста и развития человека
З 3 Знание строение и функции
систем органов здорового человека
З 4 Знание физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека

3 5 Знание возрастные анатомофизиологические особенности детей
и подростков

Основные показатели оценки результата
П1 показ общей топографии внутренних органов
-визуальное представление частей тела человека
-показ строения внутренних органов
П2 поиск применения основ анатомии и физиологии в профессиональной деятельности
П3 показ необходимости знаний анатомии при изучении проффесиональных модулей
П1 вычисление позитивных и негативных факторов внешней
среды и их биологическая роль в развитии организма
П2 разработка систем защиты организма от негативного воздействия среды
П3 поиск оптимальных систем функционирования организма в
детском и подростковом возрасте
П1 подготовка мероприятий по профилактике заболеваний у
детей
П2 показ и выбор оптимальных мероприятий
П1 разработка основ гигиенических требований при работе в
учебном кабинете
П2расчет основных гигиенических параметров
П1 построение графика учебного процесса в течении различных
интервалах времени
П2 учет физической работоспособности в образовательном процессе в различные промежутки времени

П1 определение основных терминов анатомии и физиологии
П2 систематизация положений и терминов по разделам учебного материала
П1 сообщение основных закономерностей роста организма человека
П2 изложение стадий развития организма человека
П3 выбор общих черт строения организма человека и животного
П1 воспроизведение общего в строении органов млекопитающих
П2 перечисление функций систем органов здорового человека
П1 определение основных физиологических характеристик организма
П2 классификация процессов жизнедеятельности организма человека по системам жизнеобеспечения
П3 описание процесса жизнедеятельности в зависимости от анатомической направленности
П1 изложение общей физиологии развития организма
П2 перечисление возрастных анатомо-физиологических особенностей развития детей и подростков

З 6 Знание влияние процессов физиологического созревания и развития
ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение
З 7 Знание основы гигиены детей и
подростков
З 8 Знание гигиенические нормы,
требования и правила сохранения и
укрепления здоровья на различных
этапах онтогенеза
З 9 Знание основы профилактики инфекционных заболеваний

З 10 Знание гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы.

П1 определение термина «физиологическое созревание»
П2 перечисление этапов физиологического развития организма
П3 сообщение о влиянии физиологического созревания организма на поведение, физическую и психическую работоспособность
П1 описание общей гигиены
П2 систематизация частной гигиены детей и подростков
П1 определение онтогенеза
П2 название основ гигиены и санитарии
П3 формулирование возрастных особенностей сохранения и укрепления здоровья на этапах физиологического развития организма
П1 определение термина «инфекция»
П2 перечисление видов инфекционных возбудителей
П3 классификация вирусных и бактериальных заболевания
П4 изложение систем профилактики инфекционных заболеваний
П1 перечисление гигиенических требований к учебновоспитательному процессу
П2 воспроизведение и анализирование требований гигиены к
жилому и производственному помещениям, являющихся основами здоровья работающих

13



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.