ОП.04 ПОПД

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………….

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………………..

10

4. ОБЩИЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………………

12

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Правовое обеспечение профессиональной деятельности
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа
учебной дисциплины ОП.04
«Правовое обеспечение
профессиональной деятельности» является частью основной образовательной программы
среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего
звена специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, углубленная подготовка,
укрупненная группа 44.00.00 Образование и педагогические науки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими
образовательными учреждениями среднего профессионального образования (в дополнительном
образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО).
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего
звена: ОП.04 «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» является
общепрофессиональной дисциплиной и входит в профессиональный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать
нормативно
–
правовые
документы,
регламентирующие
профессиональную деятельность в области образования;
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и
трудовым законодательством;
- анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействия) с
правовой точки зрения;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения Конституции Российской Федерации;
- права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
- понятие и основы правового регулирования в области образования;
- основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие
правоотношения в области образования;
- социально – правовой статус учителя (воспитателя);
- порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;
- правила оплаты труда педагогических работников;
- понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
- виды административных правонарушений и административной ответственности;
- нормативно – правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок
разрешения споров.
В процессе освоения учебной дисциплины у обучающегося формируются общие и
профессиональные компетенции:
Шифр
Наименование компетенций
компетенций
ОК 01
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
4

ОК 3
ОК 4

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами и социальными партнерами.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.
Определять цели и задачи, планировать уроки
Проводить уроки
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
обучения

ОК 5
ОК 6
ОК 11
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 1.5

Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего
образования

ПК 2.1.

Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать
внеурочные занятия.
Проводить внеурочные занятия. Вести документацию, обеспечивающую
организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты
деятельности обучающихся.

ПК 2.2.
ПК 2.3.
ПК 3.2.
ПК 3.3.
ПК 3.6.

Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу
Проводить внеклассные мероприятия
Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач
обучения и воспитания.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины
максимальной учебной нагрузки студента - 75 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 25 часов.
1.5. Перечень используемых методов обучения
Пассивные: лекции; практические занятия; письменные домашние работы; и т.д.
Активные и интерактивные: мозговой штурм, эвристические беседы, дискуссии,
круглые столы, кейс-метод, деловые игры и др.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
75
Обязательная аудиторная учебная нагрузка(всего)
50
в том числе:
лабораторные работы
не предусмотрено
контрольные работы
не предусмотрено
практические занятия
12
курсовая работа (проект)
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося(всего)
25
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
не предусмотрено
написание сообщений
10
внеаудиторная самостоятельная работа по заданной тематике
15
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.04 «Правовое
обеспечение профессиональной деятельности»
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
Объем
практические занятия,
часов
самостоятельная работа обучающихся
1
2
3
Раздел 1. Конституционное право Российской Федерации
Тема 1.1
Содержание
4
Основные
1 Конституционное право.
2
положения
Основы конституционного строя России. Федеративное
Конституции
устройство России.
Российской
Конституционные основы законодательства РФ об обра2
Федерации
зовании.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Составление
сравнительной
таблицы
«Писаные
3
конституции» (Россия до 1918г., Россия после 1918г.,
Великобритания, США, Италия, Германия).
2.Подготовка информационного сообщения «Из истории
2
конституционного права России».
Раздел 2. Законодательство об образовании и образовательное право
Тема 2.1. Права
Содержание
6
и свободы
1 Современное правопонимание.
человека и
Понятие права. Система права. Институт прав и свобод.
2
гражданина,
Понятие и место в правовом регулировании. Развитие
механизмы их
института прав и свобод в России. Обновление конституреализации
ционно-правовой доктрины в начале 90-х годов.
2 Механизмы реализации прав и свобод.
Формы защиты прав и свобод человека и гражданина в
2
РФ. Совершенствование механизма защиты прав и свобод
человека и гражданина в РФ.
2
Практические занятия:
1.Сравнительный анализ правовой доктрины в области
образования советского и постсоветского периодов.
Наименование
разделов и тем

Уровень
освоения
4

2

2

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовка информационного сообщения «Институт права
в России».
2.Написание опорного конспекта «Механизм защиты прав и
свобод человека и гражданина в РФ».
Тема 2.2
Содержание
Понятие и
1 Право на образование в системе прав и свобод
основы
человека.
правового
Образование и право: грани соотношения социальных
регулирования в
институтов.
области
Понятие и общая характеристика права на образование.
образования
2 Образовательная
политика
государства
и
образовательное право.
Государственная политика в области образования
(образовательная политика). Образовательное право:
понятия, основные черты. Образовательно-правовая
подготовка будущего педагога.
Практические занятия:
1.Выделить основные аспекты государственной политики в
области образования.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Составление обобщающей таблицы «Общая характеристика
права на образование».
Тема 2.3
Содержание
Основные
1 Семинарское занятие: Система законодательства
законодательные
Российской Федерации об образования.
акты и
Понятие и общая характеристика системы российского
нормативные
образовательного законодательства. Конституционные
документы,
основы
законодательства
РФ
об
образовании.
регулирующие
Национальная доктрина образования в Российской
правоотношения
Федерации.
в области
2 Федеративный
характер
российского
образования
законодательства об образовании.
Общая
характеристика
и
классификация
образовательного
законодательства
Российской
Федерации. Компетенция в нормативно-правовом
регулировании образования в Российской Федерации.
Закон РФ «Об образовании» (1992). Федеральный Закон
«О высшем и послевузовском профессиональном
образовании» (1996). Подзаконные акты федеральных
органов управления образованием. Образовательное
законодательство субъектов Российской Федерации.
Практические занятия:
1.Сравнительный анализ нормативных документов и
законодательных актов в области образования.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовка к семинарскому занятию.
2.Написание
тезисного
конспекта
«Характеристика
образовательного законодательства Российской Федерации».
3.Составление тестов и эталонов ответов к ним (20).
Раздел 3 Правовой статус педагогических работников
Тема 3.1
Содержание
Социально1 Содержание
правового
статуса
работников
правовой статус
образования.
Категории работников образования. Права и законные
воспитателя
интересы воспитателя. Обязанности. Должностные
инструкции.

7

3
2
6
2

2

2
2

2

3

2
6
2
2

2
2

2

3

2
2
2
4
2

2

Тема 3. 2
Система
юридических и
административн
ых гарантий
прав и законных
интересов
педагогических
работников.

Практические занятия
1.Сопоставительный анализ должностных инструкций.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Оформить в портфолио памятку «Права и обязанности
воспитателя».
Содержание
1 Трудовой договор.
Общая характеристика трудового договора. Порядок
приема на работу. Прекращение трудового договора.
2 Оплата труда.
Система оплаты труда.
3 Семинарское занятие: Дисциплина труда.
Понятие дисциплины. Организация дисциплинарных
отношений. Поощрения, взыскания. Дисциплинарная и
материальная ответственность.
4 Охрана труда.
Понятие «охраны труда». Обязанности работника и
работодателя. Социальные гарантии воспитателя.
5 Нормативно-правовые документы образовательного
учреждения.
Положение
о
государственной
аккредитации
образовательного
учреждения.
Устав.
Программа
развития. Локальные акты.
6 Административное право.
Предмет административного права и его субъекты.
Административно-правовые
формы
и
методы.
Административные правонарушения и ответственность.
7 Трудовые споры.
Нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав.
Понятие трудовых споров и их виды.
Порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров.
Практические занятия:
1.Анализ варианта трудового договора.
2.Заполнение трудового договора.
3.Решение ситуационных задач по теме «Дисциплина труда»
и «Охрана труда», с опорой на знания нормативно-правовых
документов.
4.Решение ситуационных задач по теме «Трудовые споры», с
опорой на знания нормативно-правовых документов.
5.Анализ локальных актов образовательного учреждения.
6.Разработка локального акта.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовка к семинарскому занятию.
2.Оформить в портфолио памятку «Требования к
оформлению трудового договора».
Всего:

2

3

2
24
2

2

2
2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

3

2

3
3

3
2
75

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1.- ознакомление (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством);
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач).
8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Наличие учебного кабинета гуманитарных и социально – экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- 30 посадочных мест;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные и дидактические пособия;
- комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Кузибецкий А.Н. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в
образовательных организациях. 2017. ОИЦ «Академия»
2. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. 2016. ОИЦ
«Академия»
3. Федорянич О.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности в сфере
коммерции и торговли. 2017. ОИЦ «Академия»
4. Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р. Правовое обеспечение профессиональной
деятельности. 2018. Издательский дом «ФОРУМ»
Дополнительные источники:
1. Конституция Российской Федерации
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 29.01.2016 г.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 01.01.2013 г.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 04.06.2013г.
5. Конвенция о правах ребенка.- М.: «Международное право», 2014 г.
6. Трудовой кодекс РФ от 01.01.2016 г.
7. Федеральный закон РФ «Об образовании» от27.12.2015 г.
8. Федеральный закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от
17.09.2014 г.
9. Федеральный закон ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от
30.07.2014 г.
Интернет-ресурсы:
1. Государственная Академия инноваций www.gain.ru
2. Гуманитарный издательский центр «Владос» www.vlados.ru
3. Информационный образовательный портал «Гуманитарные науки» www.auditorium.ru
4. Министерство образования и науки РФ www.edu.ed.gov.ru
5. Российский образовательный правовой портал www.lav.edu.ru
6. Российский портал открытого образования www.openet.ru
9

7. Российский образовательный портал www.school.ru
8. Рефераты www.4student.ru
9. Объединенный каталог печатных изданий www.chtivo.ru
10. Сайт департамента по молодежной политике Министерства образования РФ
www.youth-rf.nm.ru
11. Сайт института образовательной политики «Эврика» www.eurekanet.ru
12. Электронная библиотека "Просвещение". http://www.nd.ru/catalog/products

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоОсновные показатели оценки результатов
енные знания)
У1 Умение правильно упот- П1 - определение употребления и объяснение понятий и термиреблять основные правовые нов: государство, право, административное право, гражданское
понятия и категории
право, юридическое лицо, трудовой контракт, трудовое право,
трудовые отношения, дисциплинарное взыскание, рабочее время,
время отдыха, административные правоотношения, административное наказание, административная ответственность
П2 – использование правовых знаний в повседневной жизни
У2 Умение использовать
П1 – владение в полной мере правовой системой РФ;
необходимые нормативноП2 - определение высших органов власти РФ и их полномочия;
правовые документы
У3 Умение защищать свои П1 - выполнение норм закона с точки зрения конкретных условий
их реализации;
права в соответствии с
гражданским, гражданскоП2 - определение соответствующих закону форм поведения и
процессуальным и трудодействий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных
вым законодательством
правом;
У4 Умение анализировать и
П1- использование результатов деятельности с правовой точки
оценивать результаты и позрения;
следствия деятельности (без- П2 - решения правовых задач (на примерах конкретных ситуадействия) с правовой точки
ций).
зрения
У5 Умение приводить П1 - находить примеры различных видов правоотношений, прапримеры: различных видов вонарушений, ответственности;
правоотношений, правона- П2 - использование правовых знаний и умений в повседневной
рушений, ответственности; жизни
У6 Умение - анализировать П1 - поиск первичного анализа и использования правовой инфорнормы закона с точки зре- мации;
ния конкретных условий их П2 - изложение и аргументация собственных суждений о происреализации;
ходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
У7 Умение защищать на- П1 - обращение в надлежащие органы за квалифицированной
рушенные права
юридической помощью;
П2 - определение правового статуса
У8 Умение самостоятельно П1 - определение порядка заключения, расторжения трудового
ориентироваться в право- контракта; трудового договора,
вых вопросах государст- П2 - определение правового статуса государственного служащего
венной и муниципальной
службы
У9 Умение использовать
П1 - определения способов реализации прав и свобод, а также заприобретенные знания и
щиты нарушенных прав;
умения в профессиональной деятельности
З1 Знание правового поло- П1 – владение основными источниками права;
жения субъектов предпри- П2 - определение понятий прибыль, рисковый характер, наемный
нимательской деятельности работник, самостоятельность;
11

П3 – характеристика признаков предпринимательской деятельности.
З2 Знание организационно- П1 – характеристика коммерческих и некоммерческих организаправовой формы юридиче- ций.
ских лиц
П2 - перечисление основных видов собственности.
П3 - характеристика основных форм собственности.
П4 - сравнение между реорганизацией и ликвидацией юридического лица
З3 Знание норм защиты на- П1 – перечислить формы разрешения экономических споров.
рушенных прав и судебный П2 - характеристика досудебного порядка урегулирования спопорядок разрешения экоров, его значение.
номический споров
П3 – сравнение понятий подведомственность и подсудность экономических споров.
З4 Знание прав и обязанно- П1 - определение трудовое право, трудовые правоотношения,
стей работников в сфере
юридический факт.
профессиональной деяП2 - характеристика Трудового Кодекса РФ.
тельности
П3 – характеристика основных признаков социально-трудовых
отношений.
З5 Знание занятости насеП1 - перечисление органов занятости населения в РФ.
ления
П2 – характеристика прав и обязанностей безработного.
П3 – владение понятиями занятость, безработный, квота, пособие.
З6 Знание заключения тру- П1 – характеристика понятия трудовой договор.
дового договора и основа- П2 – характеристика понятия договорных условий.
ния для его прекращения
П3 - перечисление документов предъявляемых при заключении
трудового договора.
З7 Знание рабочего време- П1 – характеристика основных видов рабочего времени.
ни и времени отдыха
П2 – характеристика основных видов времени отдыха.
П3 – сравнение понятий отпуск, сверхурочная работа, сменная
работа.
З8 Знание заработной пла- П1 – сравнение понятий заработная плата и вознаграждения.
ты и порядок выплаты
П2 – характеристика основных понятий оплата труда, тарифная
ставка, тарифная сетка, простой, индексация.
П3 - перечисление выплаты заработной платы.
З9 Знание дисциплинарной П1 - характеристика основных понятий замечание, выговор,
ответственности работника увольнение, проступок.
П2 – определение понятий дисциплинарная ответственность и
дисциплинарный проступок
З10 Знание материальной
П1 – характеристика материальной ответственности
ответственности работника П2 – определение понятий полная и ограниченная материальная
ответственность.
П3 – характеристика возмещения причиненного работником
ущерба
З11 Знание индивидуальП1 – характеристика трудовых споров.
ных и коллективных споП2 – характеристика основных понятий разногласие, примириров
тельная комиссия, трудовой арбитраж, забастовка.
П3 – анализ последствия законной и незаконной забастовок
З12 Знание социальной за- П1 – характеристика социального обеспечения граждан.
щиты граждан
П2 – определение понятий пособие, компенсация, пенсия, беженцы, инвалид.
П3 - анализ документов необходимых для получения социальной
помощи
З13 Знание администраП1 – характеристика основных видов административных наказа12

тивной ответственности

ний.
П2 – определение понятий предписание, запрет, дозволение, предупреждение, штраф, арест, конфискация.
П3 – анализ различий между преступлением и проступком.

13



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.