ПМ.03

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…...

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………

7

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…………

8

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ……………………………………………….........

17

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)……………………………………………………………………………

19

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Классное руководство
1.1.
Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Классное руководство является
частью основной образовательной программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, углубленная подготовка, укрупненная группа 44.00.00 Образование и педагогические науки в части освоения основного вида профессиональной деятельности:
Классное руководство
и соответствующих профессиональных компетенций:
ПК.3.1 Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты
ПК.3.2 Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу
ПК.3.3 Проводить внеклассные мероприятия
ПК.3.4 Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий
ПК.3.5 Определять цели и задачи, планировать работу с родителями
ПК.3.6 Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач
обучения и воспитания
ПК.3.7 Анализировать результаты работы с родителями.
ПК.3.8 Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с
классом.
ПК.4.1 Выбирать учебно – методический комплект, разрабатывать учебно - методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе ФГОС и примерных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных
обучающихся
ПК.4.2 Создавать в кабинете предметно-развивающую среду
ПК.4.3 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в
области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
ПК.4.4 Оформлять педагогические разработки в виде рефератов, выступлений
ПК.4.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего
образования

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального
модуля должен:
иметь практический опыт:

педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;
 анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки
предложений по их коррекции;
 определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;

планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;

определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений
за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
4

 наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных
мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами,
разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
уметь:

выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить
его и анализировать результаты;

формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей;

планировать деятельность классного руководителя;

оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;

совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать
их подготовку и проведение;

использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при
проведении внеурочных мероприятий;

организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественнополезной деятельности и детских творческих объединений;

осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;

создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;

составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);

вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими);

организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские
встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

изучать особенности семейного воспитания младших школьников;

формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

анализировать процесс и результаты работы с родителями;

использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами
педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;

анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом);
вариатив:
- правильно использовать технические средства обучения, наглядные пособия;
- организовывать внеклассную и внешкольную работу с учащимися;
- определять причины недочетов в умениях учащихся, исправлять и предупреждать их;
- поддерживать работоспособность учащихся;
- уметь понимать потребности ребѐнка;
знать:

теоретические и методические основы деятельности классного руководителя;

методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных резуль5

татов и формы их представления;

особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования;

возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;

основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;

особенности процесса социализации младших школьников;

условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования
благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;

теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы
проведения внеурочных мероприятий;

содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной
деятельности и общения в начальной школе;

педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных
видов внеурочной работы;

основы делового общения;

особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами их заменяющими);

задачи и содержание семейного воспитания;

особенности современной семьи;

содержание и формы работы с семьей;

способы диагностики результатов воспитания;

методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива,
представителями администрации;

логику анализа деятельности классного руководителя;
вариатив:
- предметные и универсальные способы добывания знаний;
- способность к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- знание основных сфер личностного развития: Эмоционального, познавательного, саморегуляции.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 231 час, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 123 часа, включая:
аудиторной учебной работы обучающегося – (обязательных учебных занятий)-82 часа;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося – 41часов;
учебной и производственной практики- 72 часа и 36 часов.
1.4. Перечень используемых методов обучения:
Пассивные: лекции; самостоятельная работа с учебным материалом; консультации;
дополнительные занятия.
Активные и интерактивные: метод групповой дискуссии; метод эвристических
вопросов; мозговой штурм; проблемное обучение; творческие задания; обсуждения в группах;
деловая игра; анализ конкретных ситуаций; коллоквиум.
6

2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Классное руководство, в том
числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
ПК 3.1.
ПК 3.2.
ПК 3.3.
ПК 3.4.
ПК 3.5.
ПК 3.6.
ПК 3.7.
ПК 3.8.
ПК 4.1

ПК 4.2
ПК 4.3

ПК 4.4
ПК 4.5
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.
ОК 10.
ОК 11.

Наименование результата обучения
Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать
полученные результаты
Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу
Проводить внеклассные мероприятия
Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении
задач обучения и воспитания.
Анализировать результаты работы с родителями.
Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения,
работающих с классом.
Выбирать учебно – методический комплект, разрабатывать учебно - методические
материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе ФГОС и
примерных образовательных программ с учетом типа образовательной
организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся
Создавать в кабинете предметно-развивающую среду
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области начального общего образования на основе изучения
профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других
педагогов
Оформлять педагогические разработки в виде рефератов, выступлений
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального
общего образования
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности
Работать в коллективе и в команде, взаимодействовать с руководством, коллегами
и социальными партнерами.
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственность за качество
образовательного процесса
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья
детей
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее
регулирующих.
7

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Аудиторная учебная
Внеаудиторная
работа
(самостоятельная)
обучающегося
учебная работа
(обязательные
обучающегося
учебные занятия)
Код
Наименования раз- Всего Всего в т.ч.
в т.ч., Всего,
в т.ч.,
профессиоделов профессио- часов , лаборат курсо- часов курсовая
нальных
нального модуля*
часов орные
вая
работа
компетенций
работы работа
(проект),
часов
и
(пропрактич ект),
часов
еские
заня
тия,
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
30
ПК 3.1 -3.8 Раздел 1. ПМ 3
123
82
41
Теоретические и
методические основы деятельности классного руководителя
УП.03 Классный
36
руководитель
в
воспитательной
системе школы,
часов
ПП.03 Классное
72
руководство, часов
30
Всего: 231
82
41

8

Практика

Учеб
ная,
часов

9

Произ
водственная
(по
профилю специальности),
**
часов

10

36

72

36

72

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование
разделов проСодержание учебного материала,
фессионального
лабораторные работы и практические занятия, внеауди- Объем Уровень
модуля (ПМ),
торная(самостоятельная)учебная работа обучающихся,
часов освоения
междисципликурсовая работ (проект)
нарных курсов
(МДК) и тем
1
2
3
4
231
Раздел 1. ПМ 3 Классный руководитель в начальной школе
МДК.03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного
123
руководителя
Тема 1.1. Теоре- Содержание
2
тические основы 1 Классный руководитель в воспитательной системе.
2
деятельности
Нормативно-правовое обеспечение деятельности классклассного руконого руководителя. Варианты распределения функций
водителя
классного руководителя.
Цель и задачи деятельности классного руководителя. Функции классного руководителя. Формы работы.
Основные направления деятельности.
Условия эффективности деятельности классного руководителя. Творческие основы деятельности и методическая работа классного руководителя.
Профессиональный портфель классного руководителя. Критерии успешности деятельности классного
руководителя
2
3
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Проработка конспекта занятий, учебной литературы: «Настольная книга классного руководителя»
Тема 1.2. Мето- Содержание
2
дика педагогиче- 1 Педагогическое наблюдение как метод эмпирическо2
ского наблюдего наблюдения и методика его проведения. Основные
ния
требования. Основы интерпретации полученных результатов и формы их предъявления.
2
3
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Составление программ педагогического наблюдения.
Тема 1.3. Осо- Содержание
2
бенности адап- 1 Создание условий для адаптации первоклассников.
2
тации младшего
Программа по созданию условий по адаптации первошкольника
к
классников. Диагностика учащихся. Причины школьной
условиям
надезадаптации.
чального общего
Формы педагогической поддержки во внеучебной
образования
деятельности для успешной адаптации детей к условиям образовательного учреждения. Методические и
игровые приемы.
2
3
Практические занятия
1 Оказание педагогической поддержки в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения
Проведение диагностирования уровня адаптированности.
2
3
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Составление программы индивидуального развития
младшего школьника
Тема 1.4. Возрас- Содержание
6
тные и индиви- 1 Особенности развития личности младшего школь2
2
дуальные
осоников во внеучебной деятельности. Проявление тем-

9

бенности младших школьников

Тема.1.5.
Основные документы о правах
ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям.

перамента, характера и способностей младших школьников во внеурочной деятельности. Организация индивидуальной работы с младшими школьниками.
2 Особенности развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы младших школьников во внеучебной деятельности. Игра как средство
развития эмоционально – волевой сферы младших
школьников.
3 Особенности развития познавательных процессов
младших школьников во внеучебной деятельности
Индивидуальная программа развития младшего школьника.
Различие в воспитании мальчиков и девочек
Практические занятия
1 Формулирование цели и задач воспитания и обучения
класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей.
Диагностирование личностных особенностей младшего
школьника
Анализ педагогических ситуаций: поиск путей установления педагогически целесообразных взаимоотношений
с учащимися начальной школы.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Составление психолого-педагогической характеристики
на ученика.
2. Составление психолого-педагогической характеристики
на классный коллектив.
Содержание

2

2

3
2

3
2
2
2

Нормативные документы по защите прав ребенка в РФ,
отражающие современную этику отношения к детству.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Изучение нормативных документов о правах ребенка
(Конвенция о правах ребенка)
1

Тема 1.6.
Содержание
Особенности
Младший школьник в современных социальных успроцесса социа- 1 ловиях. Особенности социализации личности в младлизации
младшем школьном возрасте. Индивидуальные варианты
ших школьнисоциализации в младшем школьном возрасте.
ков
Основа содержания воспитания - создание условий
для самореализации в социальной среде. Социальные знания и социальный опыт младшего школьника.
Организация социального опыта в школьном классе.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Составление вариантов воспитательных программ и
планов воспитывающей деятельности классного руководителя.
Тема 1.7.
Содержание
Условия разви- 1 Условия развития ученического самоуправления в
тия ученическоначальной школе, его роль в социализации младшего самоуправлего школьника. Обучение взаимодействию через органия в начальной
низацию самоуправления в классе. Технология деятельшколе, форминости инициативной и творческой групп. Распределение
рования благопоручений в классе.
приятного псиКоллектив как средство воспитания личности.
хологического
Детский (ученический) коллектив. Специфика детского

10

2

2

3

2
2
2

2

3

2
2
3

2

климата и
сотрудничества
обучающихся в
классе

Тема 1.8.
Особенности работы классного
руководителя с
социально
неадаптивными
(дезадаптивными) детьми

Тема 1.9. Теоретические основы
и методика планирования внеурочной
деятельности, формы проведения
внеурочных мероприятий

коллектива в начальных классах. Социализирующие
функции школьного класса.
Формирование благоприятного психологического
климата. Сотрудничество обучающихся в классе. Методы и формы работы.
Практические занятия
1 Планирование коллективно- творческого дела.
Разработка программы изучения уровня социального
опыта воспитанников и состояния самоуправления в
классе.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Разработка плана проведения внеклассного мероприятия.
2. Разработка плана проведения родительского собрания.
Содержание
1 Особенности нормативного процесса социализации
младших школьников. Понятие нормы возрастного
поведения.
Причины и условия отклоняющегося поведения младших школьников.
Особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми
Взаимодействие классного руководителя, социального
педагога, психолога, школьного врача и родителей по
организации профилактической работы с детьми.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Планирование работы классного руководителя по взаимодействию с членами педагогического коллектива, представителями администрации.
Содержание
1 Теоретические основы организации и проведения
внеурочной деятельности. Цели и общие задачи, ценностные основы воспитания и социализации учащихся
начальной школы. Приоритетные направления воспитания и развития младших школьников в современной
социальной ситуации. Виды внеурочной деятельности
младших школьников и направления воспитывающей
деятельности классного руководителя.
Методика планирования внеурочной деятельности.
Технология составления плана. Структура плана работы классного руководителя. Алгоритм коллективного
планирования.
Формы проведения внеурочных мероприятий. Подходы к классификации. Воспитательное мероприятие
как основной элемент процесса воспитания. Методика
подготовки и проведения внеурочного мероприятия.
Эмоциональная привлекательность внеклассных мероприятий. Система воспитательных мероприятий.
Системный подход в работе классного руководителя.
Воспитательная
система
класса.
Личностноориентированный классный час.
Практические занятия
1 Разработка плана-проспекта воспитательных мероприятий на учебный год.
2 Разработка плана подготовки и проведения внеклассного мероприятия

11

3
2

3
2
2
2
2

2

3

2
2

3
2
2

Тема 1.10. Содержание, формы, методы и
средства организации
различных видов внеурочной
деятельности и общения в начальной школе

Тема 1.11. Педагогические и гигиенические
требования
к
организации
и
проведению различных
видов
внеурочной работы

Самостоятельная работа обучающихся:
1. Знакомство со структурой конкретного плана внеурочной
работы классного руководителя (в базовой школе); сделать
анализ.
Содержание
1 Содержание воспитания и социализации младших
школьников на современном этапе Носители содержания воспитания в начальной школе. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся в начальной школе. Основные виды внеурочной деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы.
Воспитательная программа класса.
2 Формы организации различных видов внеурочной
деятельности и общения. Многообразие форм воспитательной работы. Специфика организации общения
младших школьников. Обучение взаимодействию в
процессе организованного общения. Интерактивные
игры, направленные на развитие общения. Классные
собрания.
3 Методы и средства организации различных видов
внеурочной деятельности. Метод воспитания – способ
действия младшего школьника. Последовательность
действий и способов взаимодействия воспитателей и
воспитанников в конкретных формах организации их
совместной деятельности: беседа, рассказ на этическую
тему, дискуссия, соревнования – спортивные, игровые
(конкурсы), интеллектуальные (викторины), празднично-развлекательные мероприятия, ролевые игры, встречи с интересными людьми, проекты. Любое мероприятие - совместный проект классного руководителя, учащихся и их родителей.
Практические занятия
1 Использование разнообразных методов и средств обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий.
Разработка краткосрочной воспитательной программы
2 Разработка плана-конспекта воспитательного праздника
3 Разработка варианта нравственного классного часа
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Анализ целесообразности использования разнообразных
методов, форм и средств обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий.
Содержание
1 Педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной
работы.
Использование здоровьесберегающих технологий в организации и проведении различных видов внеурочной
деятельности
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Разработка гигиенических условий к организации и проведению различных видов внеурочной работы.

Тема 1.12. Осно- Содержание

2

3

8
2

2

2

2

2

3
2

2
2
2

3

2
2

2

2

12

2

3

Структура процесса коммуникации. Вербальные и
невербальные компоненты коммуникативного процесса.
Критерии эффективности коммуникации.
Особенности делового общения. Личность, психологические типы, архетипы, взаимодействие, конформизм,
референтная группа, конфликт, этические нормы общения.
Практическое занятие
1 Тренинг. Обсуждение отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовка сообщений и докладов на тему: Культура общения.
Содержание
1 Изучение особенностей семейного воспитания классным руководителем. Совместное с учащимися родителями планирование воспитательных мероприятий в
классе.
Планирование работы классного руководителя в отношении семей учащихся.
Определение целей и задач работы с отдельной семьей
2 Формы и методы работы с родителями: лектории,
тематические конференции, семинары, практикумы,
дискуссии, ролевые игры, тренинги, беседы, анкетирование.
Правила подготовки и проведения индивидуальных и
групповых консультаций. Основные принципы работы
и правила взаимодействия с семьей.
Практические занятия
1 Моделирование организации и проведения разнообразных форм работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы, совместные мероприятия школы и
семьи)
2 Составление плана работы с родителями (лицами их
заменяющими).
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Знакомство со структурой конкретного плана внеурочной
работы классного руководителя (в базовой школе); сделать
анализ.
Содержание
1 Правовые и теоретические основы семейного воспитания. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе.
Актуальные задачи и требования к содержанию семейного воспитания на современном этапе.
Практическое занятие
Формулирование целей и задач работы с семьей с уче1
том специфики семейного воспитания, возрастных и
индивидуальных особенностей детей.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Планирование работы классного руководителя по взаимодействию с родителями.
Содержание
1 Семья как основной институт социализации. Характеристика семейной политики и демографии в России.
Типология семей. Влияние атмосферы семейной жизни

вы делового об- 1
щения

Тема 1.13. Особенности планирования, содержание, формы и
методы работы с
родителями обучающихся(лицами,
их
заменяющими)

Тема 1.14. Задачи и содержание
семейного воспитания

Тема 1.15. Особенности современной семьи

13

2

3
2

2

3

2
2

2

3
2

2
2

3

2
2

2

3

4

3

2
2

на процесс и результат воспитания.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Составление вариантов воспитательных программ и
планов воспитывающей деятельности классного руководителя.
Тема 1.16. Со- Содержание
держание и фор- 1 Многообразие форм работы с родителями.
мы работы с сеТематика родительских собраний в начальной Метомей
дика организации и проведения родительских собраний.
Виды родительских собраний.
2 Нетрадиционные формы работы с родителями. Семейные праздники в классном коллективе школе(1-й
класс,2-й класс,3-й класс, 4-й класс)
Практическое занятие
1 Разработка сценария родительского собрания.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка к практическим работам с использованием
методических рекомендаций преподавателя, оформление
практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Тема 1.17. Спо- Содержание
собы диагности- 1 Место педагогического мониторинга в логике педаки результатов
гогического процесса. Педагогическая диагностика.
воспитания
Функции и виды педагогической диагностики. Способы
диагностики результатов воспитания. Программа педагогического мониторинга. Формы фиксации результатов
педагогического мониторинга.
Практическое занятие
1 Обоснование выбора метода педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Составление программы индивидуального развития
младшего школьника.
Тема 1.18. Мето- Содержание
ды, формы и 1 Координирующая функция классного руководителя.
приемы взаимоМетоды, формы и приемы взаимодействия с членами
действия с члепедагогического коллектива, представителями админинами педагогистрации.
ческого коллекВзаимодействие классного руководителя с методичетива,
предстаскими объединениями учителей по вопросам обучения и
вителями адмивоспитания обучающихся в классе.
нистрации
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Анализ работы классного руководителя по взаимодействию с членами педагогического коллектива, представителями администрации.
Тема 1.19. Логи- Содержание
ка анализа дея- 1 Циклограмма работы классного руководителя. Анательности
литическая деятельность классного руководителя: анаклассного руколиз динамики социальной ситуации развития учащихся;
водителя
анализ развития коллектива класса; анализ воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя; анализ участия
учащихся класса в жизнедеятельности школы; Анализ
педагогического взаимодействия с семьями учащихся
класса и с родительским коллективом.
Анализ деятельности классного руководителя.

14

2

3

4
2

2

2

2

3

2

3

2

2

3

2

3

2
2

2

3

2
2

Критерии оценки осуществления функций классного
руководителя. Критерии эффективности деятельности
классного руководителя.
Практические занятия
1 Оформление результатов аналитической деятельности
классного руководителя.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Составление критерия результативности деятельности
классного руководителя.
УП.03 Классный руководитель в воспитательной системе школы
Виды работ:
Изучение содержания положения о деятельности классного руководителя в образовательном учреждении.
Ознакомление с содержанием портфолио классного руководителя (системой работы классного руководителя в образовательном учреждении) и вожатого в летнем оздоровительном лагере.
Выявление трудностей младшего школьника в процессе адаптации к образовательному учреждению
Ознакомление с программой адаптации детей к условиям образовательного учреждения.
Наблюдение за соблюдением правил поведения на уроке.
Наблюдение проявлений темперамента, характера и способностей младших
школьников во внеучебной деятельности.
Диагностирование личностных особенностей младшего школьника.
Составление индивидуальной программы развития младшего школьника.
Анализ плана деятельности классного руководителя по пропаганде и разъяснению родителям и лицам их заменяющим Конвенции о правах ребенка в современных условиях России.
Анализ содержания беседы о правах ребенка для младших школьников.
Анализ нормативных документов по защите прав ребенка в работе классного
руководителя.
Ознакомление с вариантом организации ученического самоуправления в классе
и в условиях летней практики.
Составление социального паспорта взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования.
Оформление рекламного проекта о деятельности учреждения дополнительного
образования.
Решение и анализ педагогических ситуаций с точки зрения поиска путей формирования благоприятного психологического климата и сотрудничества обучающихся класса и предотвращения и разрешения конфликтов.
Написание вариантов характеристики ученика и класса.
Диагностирование уровня развития коллектива.
Изучение межличностных отношений в классном коллективе.
Изучение плана работы классного руководителя, выделение приоритетных направлений и плана оздоровительной и воспитательной работы на лагерную смену и на каждый день с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей.
Ознакомление с системой работы классного руководителя и спецификой работы
в первую неделю ребенка в школе.
Разработка конспекта занятия в системе внеурочной работы.
Описание совместного планирования воспитательного дела.
Ознакомление с системой работы классного руководителя.
Разработка конспекта занятия в системе внеурочной работы.
Описание совместного планирования воспитательного дела.
Подготовка плана-конспекта организации досуга младших школьников.
Участие в тренингах
Изучение методических рекомендаций по составлению воспитательной программы.

15

2

3

2

3

36

3

Составление библиографии по темам «Воспитательная программа класса» и
«Планирование воспитательной работы в классе»
Описание воспитательной системы класса
Определение целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания.
Посещение родительского собрания и его анализ.
Подготовка выступления перед родителями по проблеме учащихся класса.
Изучение системы работы с родителями в школе.
Изучение системы отношений классного руководителя, учителей-предметников,
социального педагога, педагога-психолога, медицинского работника, организатора воспитательной работы, руководителей кружков, воспитателя группы продленного дня.
Анализ процесса и результата классного руководства
ПП.03 Классное руководство
Педагогические наблюдения, диагностика и интерпретация полученных результатов.
Знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в классе, с работой
учителей и воспитателей, с учебно-материальной базой школы и документацией, основными направлениями воспитательной работы в школе, классе и группе
продленного дня.
Изучение психолого-педагогических особенностей развития учащихся различного возраста.
Наблюдение за работой педагогического коллектива, системой работы классного
руководителя, воспитателя группы продленного дня и руководителя кружка или
секции.
Оказание помощи педагогам в проведении внеурочной воспитательной работы
со школьниками.
Самостоятельная разработка и проведение с учащимися отдельных видов воспитательных занятий( беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии,
трудовые десанты, операции милосердия, познавательные игры, спортивнооздоровительную работу, выпуск бюллетений и газет, оформление классных
уголков и т.д.).
Участие в подготовке и проведении общешкольных дел, спортивных и других
праздников и т.д.
Анализ планов и организации деятельности классного руководителя, разработка
предложений по их коррекции.
Написание характеристики ученика.
Изучение коллектива класса или кружка, секции.
Анализ планов и организации деятельности классного руководителя.
Определение цели и задач в работе с конкретным коллективом.
Организационно-педагогическая работа с детьми и подростками в лагере (знакомство с условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями
лагеря, с составом отряда, проверка степени готовности детей к выезду в лагерь,
беседы с родителями, составление плана работы отряда, формирование органов
самоуправления и работа с ними).
Организация коллективно-творческой деятельности по всем направлениям воспитания (в области развития познавательных интересов детей и подростков,
нравственного,
эстетического,
трудового
воспитания,
спортивнооздоровительной работы и др.) в условиях летней практики с детьми.
Организация режима, активного отдыха детей, проведение санитарногигиенической работы и работы по самообслуживанию.
Планирование деятельности классного руководителя.
Проведение внеклассных (внеурочных) мероприятий с младшими школьниками
Определение целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучение особенностей семейного воспитания.
Развитие опыта педагогического общения с учащимися и их родителями.
Посещение индивидуальной консультации педагога – психолога с родителями
учащихся.

16

72

3

Самостоятельное проведение индивидуальных консультаций с родителями.
Проведение родительского собрания.
Изучение системы отношений классного руководителя, учителей предметников,
социального педагога, педагога – психолога, медицинского работника, организатора воспитательной работы, руководителей кружков, воспитателя группы продленного дня.
Наблюдение, анализ и самоанализ внеурочных мероприятий, разработке предложений по их совершенствованию и коррекции.
Обсуждение отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем
педагогической практики, мастерами, разработке предложений по их совершенствованию и коррекции.
Проведение индивидуальной работы с детьми.
Использование разнообразных методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива представителями администрации по вопросам
обучения и воспитания обучающихся класса
Всего

231

-

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение
проблемных задач)

17

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Педагогики и
психологии».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- 30 посадочных мест;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методических материалов;
- программное обеспечение профессионального назначения;
- методические рекомендации и разработки;
- комплект бланков документации классного руководителя;
- наглядные пособия (схемы, таблицы, портреты педагогов, образцы планов воспитательной работы классного руководителя и др.)
Технические средства обучения:
компьютер / ноутбук, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон, компакт
диски, видеокассеты и другие носители информации.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Сластенин В.А., Исаев Е.Н., Шиянов Е.Н. Педагогика. ОИЦ «Академия» 2015
2. Сковородкина И.З. Педагогика. ОИЦ «Академия» 2015
3. Сергеева В.П. (рук. авторского кол-ва). Теоретические основы организации обучения в
начальных классах. Педагогические технологии. ОИЦ «Академия» 2014
Дополнительные источники:
1. Гарькуша О.Н.Профессиональное общение. 2013. ООО «Издательский Центр РИОР»
2. Козлова С.А., Куликова Т.А.Дошкольная педагогика.2015. ОИЦ «Академия»
3. Остренкова М.Е. Психология. Руководство к практическим занятиям. 2014. ООО Издательская группа «ГЭОТАР -Медиа»
4. Панфилова А.П. Психология общения. 2016. ОИЦ «Академия»
5. Сергеева В.П. и д.р. Классное руководство. 2016. ОИЦ «Академия»
6. Сковородкина И.З., Герасимов С.А. Педагогика. 2015. ГБОУ ВПО МО «Академия
социального управления»
7. Сковородкина И.З., Герасимов С.А. Теория и методика воспитания детей младшего
школьного возраста. ОИЦ «Академия». 2013
8. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. ОИЦ «Академия». 2013
9. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. ОИЦ «Академия». 2013
Нормативные документы:
1. Закон РФ «Об образовании»;
2. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года;
3. Концепция социально – экономического развития 2020;
4. Образовательная инициатива «Наша новая школа»;
5. Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
18

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования;
7. Основная образовательная программа начального общего образования.
Периодическая печать:
Журналы: «Начальная школа», «Воспитание школьников», «Урок в современной школе», «Начальное образование» и др.
Интернет – ресурсы:
Бесплатные библиотеки по разным педагогическим проблемам
http://allbest/libraries.hlin
Электронная Государственная научно – педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского
http://www.qnpbu.ru
Электронная библиотека образовательного портала Аудиториум
http://auditorium.ru
Русский Гуманитарный Интернет Университет
http://www.iu..ru/default.asp

4.3. Организация образовательного процесса
Освоение обучающимися профессионального модуля должно проходить в условиях
созданной образовательной среды, как в учебном заведении, так и в организациях
соответствующих профилю специальности «Преподавание в начальных классах».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по
междисциплинарному курсу:
- наличие высшего педагогического образования, прохождение курсов повышения
квалификации педагогических работников 1 раз в 3 года, прохождение стажировки в
профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

19

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты
(освоенные профессиональные и
общие компетенции)
ПК 3.1. Проводить педагогическую диагностику и наблюдение за
детьми, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3.2. Определять цели и задачи,
планировать внеклассную работу с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
ПК 3.3. Проводить внеклассные
мероприятия с младшими школьниками.

ПК 3.4. Анализировать процесс и
результаты проведения внеклассных мероприятий.

ПК 3.5. Определять цели и задачи,
планировать работу с родителями.

ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших
школьников при решении задач
обучения и воспитания
ПК 3.7. Анализировать результаты
работы с родителями

Основные показатели оценки результата
П1- точность определения выбранной методики целям и задачам диагностики, возрастным особенностям детей.
П2- грамотность оформления документации по наблюдению за
детьми в соответствии с планом.
П3- аргументированность полученных результатов в соответствии с методикой.
П1- точность определения цели и задач при планировании внеклассной работы;
П2- соответствие плана внеклассной работы возрастным и индивидуальным особенностям детей;
П3- соблюдение требований к структуре плана внеклассной работы
П1- соответствие плана-конспекта внеклассного мероприятия,
его содержания целям, задачам, возрастным и психологическим
особенностям младших школьников;
П2- обоснованность выбора форм, методов, средств и приемов
воспитания с учетом возрастных, индивидуальных и личностных
особенностей обучающихся;
П3- точность выполнения педагогических и гигиенических требований к организации различных видов внеурочной работы;
П1- соответствие проведенного анализа установленным требованиям;
П2- полнота анализа занятия;
П3- ясность и аргументированность собственного мнения;
П4-соблюдение этических норм при проведении анализа;
П5- адекватность самооценки педагогической деятельности;
П1- точность определения цели и задач при планировании работы с родителями;
П2-соответствие цели и задач работы с отдельной семьей
результатам наблюдений за ребенком и изучением особенностей семейного воспитания;
П3-соблюдение требований к структуре плана внеклассной работы;
П4-обоснованный выбор содержания и форм работы с родителями;
П1- обоснованный выбор методов, форм, средств и приемов в
соответствии педагогическим, гигиеническим требованиям и
возрастным особенностям детей;
П1- соответствие проведенного анализа установленным требованиям;
П2- полнота анализа результатов работы с родителями;
П3- ясность и аргументированность собственного мнения;
П4- соблюдение этических норм при проведении анализа
П1-обоснованный выбор методов, форм, средств и приемов в
соответствии педагогическим, гигиеническим требованиям и
возрастным особенностям детей

ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников
образовательного учреждения при
работе с классом.
ОК 1. Понимать сущность и соци- П1- аргументированность и полнота объяснения сущности и соальную значимость своей будущей циальной значимости будущей профессии;

20

профессии, проявлять к ней устой- П2-активность, инициативность в процессе освоения професчивый интерес.
сиональной деятельности;
П3- наличие положительных отзывов по итогам педагогической
практике;
ОК 2. Организовывать собствен- П1- рациональность организации собственной деятельности;
ную деятельность, определять ме- П2- аргументированность и эффективность выбора методов и
тоды решения
способов решения профессиональных задач;
профессиональных задач, оцени- П3- своевременность сдачи заданий, отчетов;
вать их эффективность и качество. П4- активность, инициативность в процессе освоения деятельности
профессиональной деятельности;
ОК 3. Оценивать риски и прини- П1- аргументированность и правильность решения в нестанмать решения в нестандартных дартных ситуациях;
ситуациях.
П2- быстрота и обоснованность выбора способов решения нестандартных ситуаций;
П3- правильность оценки рисков;
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ П1- адкватность используемой информации профессиональным
и оценку информации, необходи- задачам и личностному развитию;
мой для постановки и решения П2- результативность информационного поиска в решении пропрофессиональных задач, профес- фессиональных задач;
сионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информаци- П1- рациональность использования ИКТ для совершенствования
онно-коммуникационные техноло- профессиональной деятельности;
гии для совершенствования про- П2- качество владения ИКТ.
фессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе
и П1- самоанализ и коррекция результатов собственной работы и
команде,
взаимодействовать работы команды;
с руководством, коллегами и соци- П2- эффективность взаимодействия с руководством, коллегами,
альными партнерами.
социальными партнерами;
П3- проявление коммуникативности;
П4- наличие лидерских качеств;
ОК 7. Ставить цели, мотивировать П1- обоснованность постановки цели;
деятельность обучающихся, орга- П2- аргументированность выбора способов мотивации воспинизовывать и контролировать их танников;
работу с принятием на себя ответ- П3- активность и инициативность на занятиях;
ственности за качество образова- П4- полнота и нестандартность выполнения заданий;
тельного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять П1- рациональность организации самостоятельной работы в созадачи профессионального и лич- ответствии с задачами профессионального и личностного развиностного развития, заниматься са- тия;
мообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Осуществлять профессио- П1-адекватность понимания целей современного профессиональную деятельность в условиях нального образования;
обновления ее целей, содержания, П2-проявление интереса к инновациям в области профессиосмены технологий.
нальной деятельности;
ОК 10. Осуществлять профилакти- П1-обоснованный выбор форм и методов в профилактике травку травматизма, обеспечивать ох- матизма;
рану жизни и здоровья детей
П2-обоснованный выбор форм и методов охраны жизни и здоровья обучающихся;
ОК 11. Строить профессиональ- П1-организация профессиональной деятельности в соответствии
ную деятельность с соблюдением с правовыми нормами;
правовых норм ее регулирующих.
П2-грамотность решения правовых вопросов;

21



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.