ПМ.04

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…….

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………..

7

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…………...

8

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………………………………………………

16

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)……………………………………………………………………………...

18

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Методическое обеспечение образовательного процесса
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) - ПМ.04
Методическое обеспечение образовательного процесса является частью образовательной
программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов
среднего звена специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, углубленная
подготовка, укрупненная группа 44.00.00 Образование и педагогические науки в
части
освоения основного вида профессиональной деятельности:
Методическое обеспечение образовательного процесса и соответствующих
профессиональных компетенций:
ПК4.1 Выбирать учебно – методический комплект, разрабатывать учебно - методические
материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе ФГОС и примерных
образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей
класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК4.2 Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК4.3 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной
литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК4.4 Оформлять педагогические разработки в виде рефератов, выступлений.
ПК4.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального
общего образования.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения
профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- анализа учебно-методических комплектов, разработки учебно-методических
материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе образовательных
стандартов начального общего образования, примерных программ начального общего
образования с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных
обучающихся;
- участия в создании предметно – развивающей среды в кабинете;
- изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам
начального общего образования, подготовки и презентации отчетов, рефератов, докладов;
- оформления портфолио педагогических достижений;
- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
- участия в исследовательской и проектной деятельности;
уметь:
- анализировать образовательные стандарты, примерные программы НОО, вариативные
(авторские) программы и учебники по предметам начальной школы;
- определять цели и задачи, планировать обучение и воспитание младших школьников;
- осуществлять планирование с учетом возрастных и индивидуально – психологических
особенностей обучающихся;

- определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их
решения;
- адаптировать имеющиеся методические разработки;
- сравнивать эффективность применяемых методов начального общего образования,
выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом вида образовательного
учреждения и особенностей возраста обучающихся;
- создавать в кабинете предметно – развивающую среду;
- готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
- с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и
проектную деятельность в области начального общего образования;
- использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования,
подобранные совместно с руководителем;
- оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
- определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
вариатив:
- осуществлять выбор методической системы, соответствующей потребностям
обучающихся и конкретным социокультурным условиям;
- оформлять результаты практической деятельности в виде портфолио;
- проектировать уроки с использованием современных образовательных технологий;
знать:
- теоретические основы методической деятельности учителя начальных классов;
- теоретические основы, методику планирования в начальном образовании, требования к
оформлению соответствующей документации;
- особенности современных подходов и педагогических технологий в области
начального общего образования;
- концептуальные основы и содержание примерных программ начального общего
образования;
- концептуальные основы и содержание вариативных программ начального общего
образования;
- педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно –
развивающей среды в кабинете;
- источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического
опыта;
- логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию,
конспектированию;
- основы организации опытно – экспериментальной работы в сфере образования.
Вариатив:
- систему методической работы и направления деятельности методической службы
образовательного учреждения;
- методику организации образовательного процесса с использованием современных
педагогических технологий.
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
Всего – 282 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 210 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 140 часов;
5

самостоятельной работы обучающегося – 70 часов;
учебной практики – 36 часов;
производственной практики – 36 часов.
1.4. Перечень используемых методов обучения:
Пассивные: лекции, практические занятия, письменные домашние работы,
консультации преподавателей и т.д.
Активные и интерактивные: дискуссии, круглые столы, конкурсы самостоятельных и
практических работ, деловые игры и др.

6

2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Методическое обеспечение
образовательного процесса, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК)
компетенциями:
Код

Наименование результата обучения

ПК 4.1

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно – методические
материалы (рабочие программы, учебно – тематические планы) на основе
образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного
учреждения, особенностей класса/ группы и отдельных учащихся
Создавать в кабинете предметно – развивающую среду
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные
технологии в области начального общего образования на основе изучения
профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других
педагогов
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального
образования
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности
Работать в коллективе и в команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и
социальными партнерами
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану, жизни и здоровья
детей
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм еѐ
регулирующих

ПК 4.2
ПК 4.3

ПК 4.4
ПК 4.5
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.
ОК 10.
ОК 11.

3.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1 Тематический план профессионального модуля

Код
Наименования
професразделов профессиональсионального
ных коммодуля*
петенций

1
ПК 4.1

ПК 4.2

ПК 4.3

ПК 4.4

ПК 4.5

2
Раздел 1. Выбор
учебнометодического
комплекта и разработка учебнометодических
материалов
Раздел 2. Создание в кабинете
предметноразвивающей
среды
Раздел 3. Систематизация и оценивание педагогического опыта
и образовательных технологий в
области начального общего образования
Раздел 4. Оформление педагогических разработок в виде отчетов, рефератов,
выступлений
Раздел 5 Участие
в исследовательской и проектной деятельности в области
начального образования

Объем времени, отведенный на
освоение междисциплинарного курса
Практика
(курсов)
Аудиторная учебная Внеаудиторная
работа обучающегося (самостоятельная
(обязательные
) работа
ПроизводВсего,
учебные занятия)
обучающегося
ственная
часов Всего, в т.ч. в т.ч., Всего, в т.ч., кур(по профиУчебчасо лаборато курсо- часов совая ралю специная,
в
альнорные
вая
бота (прочасов
сти),**
работы и работа
ект),
часов
часов
практич (проеские
ект),
занятия, часов
часов
3
4
5
6
7
8
9
10
50
42
18
8
-

16

10

2

6

90

58

14

32

13

6

2

7

41

24

10

17

ПК 4.1
– 4.5

УП.04 Методическая деятельность учителя
начальных классов, часов
ПП.04 Методическое обеспечение
образовательного
процесса, часов
Всего:

36

36

36

282

36

140

46

-

70

-

36

36

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование
разделов профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных курсов
(МДК) и тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и
Объем Уровень
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
часов освоения
курсовая работ (проект)

2

Раздел 1. Выбор учебно-методического комплекта, разработка учебно-методических
материалов (рабочей программы, учебно-тематических планов) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса (группы) и отдельных обучающихся
Тема 1.1
1
Методическая деятельность и ее специфика в системе наТеоретические
чального общего образования.
основы органиНаправления и содержание методической деятельности учизации методителя начальных классов.
ческой работы
Сущность, цели и функции методической деятельности учиучителя нателя начальных классов.
чальных клас2
Методическое объединение учителей начальных классов.
сов

Цели, задачи и содержание деятельности методического объединения учителей начальных классов.
Направления и формы работы методического объединения.
Практические занятия
1
Знакомство с вариантами годового плана МО учителей начальных классов
Самостоятельная работа
1
Создать презентацию методической копилки учителя начальных классов
Тема 1.2.
Содержание
Анализ и разра- 1
Федеральный государственный стандарт начального общего
ботка
учебнообразования (ФГОС НОО).
методического
Отличительные особенности ФГОС НОО. Новые требования
обеспечения
к результатам обучающихся. Проблемы освоения ФГОС
учебного
проНОО
цесса
2
Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО). Разделы ООП. Этапы реализации
ООП НОО.
3
Метапредметное обучение. Метапредмет», «метапредметное
обучение», «метапредметный подход», «метадеятельность»,
«надпредметная программа».
Виды УУД. Программа формирования УУД.
4
Базисный учебный план. Структура учебного плана. Внеучебная
5
образовательная деятельность. Организация учебного процесса.

9

3
50

4

4

1

2

2

2
2
20
2

2

2

2
2

Планирование в деятельности учителя начальных классов.
Основные виды планирования (КТП, поурочный план). Форма поурочных планов. Требования к оформлению.
7
Рабочая программа по предмету: структура, содержание
8
Типы уроков по ФГОС.
9
Ведение школьной документации. Личные дела, классный
журнал, дневник обучающегося. Электронный журнал
10 Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе
Практические занятия
1
Изучение и анализ Конвенции о правах ребенка
2
Изучение и анализ ФЗ 273 «Об образовании в РФ»
3
Изучение и анализ ФГОС НОО
4
Изучение и анализ примерной образовательной программы
НОО, учебных планов
5
Изучение и анализ рабочих программ учебных предметов
НОО
6
Проектирование учебной программы по предмету начальных
классов
7
Составление календарно-тематического плана по предметам
начальных классов
8
Проектирование технологической карты учебного занятия
Самостоятельная работа
Подготовить презентацию учебно-методического комплекта (по
1
6

2

выбору).
Подготовить макет примерной и рабочей программы по учебной
дисциплине.

Раздел 2. Создание в кабинете предметно-развивающей среды
Тема 2.1 Тре- Содержание
бования к соз- 1
Теоретические основы создания предметно-развивающей
данию предсреды в кабинете начальных классов.
метноПонятие о предметно-развивающей среде, ее роль, цели и
окружающей
задачи.
среды в кабиПедагогические условия создания предметно-развивающей
нете
среды кабинета начальных классов. Новые требования
СанПиН.
2
Проектирование предметно-развивающей среды кабинета
начальных классов. Педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды кабинета начальных классов.
Практические занятия
1
Создание предметно-развивающей среды в кабинете начальной школы
Самостоятельная работа
1
Создание макета настенного стенда для оформления кабинета
начальных классов
Тема 2.2. ВеСодержание
дение доку1
Ведение документации кабинета: паспорт кабинета, план раментации каботы кабинета, материально-информационное оснащение.
бинета
Нормативные документы, регламентирующие отбор оборудования и учебно-методических материалов для оснащения
кабинета начальных классов. Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды кабинета начальных
классов
2
Анализ соответствия предметно-развивающей среды кабинета начальных классов требованиям нормативных документов
Самостоятельная работа

10

2

2
2
2
2
16

6
3
3
16
4
2

2

2

4

4
3

3
2

Написание рекомендаций по созданию предметно-развивающей
среды в кабинете начального обучения
Раздел 3. Систематизация и оценивание педагогического опыта и образовательных
технологий в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

1

90

Тема 3.1
Инновационный характер
педагогической деятельности

Содержание
1 Понятие инновации в образовании. Источники и факторы,
влияющие на появление инноваций в образовании. Виды педагогических инноваций и их влияние на повышение методического уровня учителя

2

Тема 3.2
Изучение и анализ проблем
начального общего образования

Содержание
1
Современные подходы в обучении и воспитании младших
школьников.
Компетентностный, личностно-ориентированный, гендерный
подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса
2
Ассоциативный, деятельностный, модульный подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса.
3
Современные педагогические технологии в начальном образовании:
Технологии развивающего обучения.
Технология УДЕ.
Технологии проблемного обучения.
4
Общая характеристика УМК «Школы России», «Начальная
школа XXI века», «Гармония», «Перспективная начальная
школа», «Школа 2100», «Школа России»
5
Общая характеристика УМК «Дидактическая система Л.В.
Занкова», «Система развивающего обучения Д.Б. ЭльконинаВ.В. Давыдова».
6
Дискуссия «УМК для начальной школы» (обоснование
выбора УМК – учет вида образовательного учреждения,
особенностей класса/группы и отдельных обучающихся)
7
Презентация фрагментов урока с применением элементов
различных образовательных технологий.
8
Презентация фрагментов урока развивающего обучения.
9
Сравнение эффективности применяемых методов начального
общего образования в ходе наблюдения видеозаписи урока в
начальной школе.
Практические занятия
1
Применение методов проблемного обучения на уроках в
начальной школе
2
Использование метода проектов в обучении младших
школьников
3
Анализ личностно-ориентированного урока
4
Анализ систем и концепций развивающего обучения
Самостоятельная работа
Поиск в сети Интернет материалов по теме «Использование
1

18

2

4

3
4
5

современных образовательных технологий в работе учителя
начальных классов» и составление перечня Интернет – источников
Подготовить реферат на тему «Применение современных
образовательных технологий в начальной школе»
Составить таблицу «Структура образовательного стандарта».
Подготовка реферата: «Вариативные УМК начального общего
образования»
Сравнительная характеристика вариативных УМК для начальной

11

2

2

2

2

2

2

3

2
2
2

8

20
2

3
4
3

6
7
Тема 3.3
Изучение и
распространение передового педагогического опыта

Тема 3.4
Организация
деятельности
педагога по
самообразованию и самовоспитанию.

Тема 3.5.
Оформление
портфолио
педагогических достижений

школы
Подготовить сообщение «Выбор образовательных технологий в
зависимости от вида образовательного учреждения» (Лицей, СОШ,
гимназия, школа с углубленным изучением предмета).
Подготовить презентацию вариативных программ начального образования (по выбору).

Содержание
1
Сущность и критерии новаторского и передового педагогического опыта.
Сущность новаторского и педагогического опыта.
2
Источники педагогического опыта. Критерии выбора педагогического опыта для обобщения. Уровни обобщения педагогического опыта.
3
Обобщение, представление и распространение педагогического опыта.
Система работы по изучению новаторского и передового педагогического опыта.
4
Рецензирование статей периодических педагогических изданий, Интернет-ресурсов
5
Аттестация педагогических кадров как условие
обобщения,
представления
и
распространения
педагогического опыта
Положение об аттестации педагогических кадров. Порядок,
периодичность аттестации.
6
Представление опыта работы учителя начальных классов с
применением мультимедийных технологий.
Самостоятельная работа
1
Подготовить доклад об изучении опыта работы учителя начальных классов (по заданной проблеме).
2
Составление схемы-характеристики для анализа педагогического опыта.
3
Составление таблицы форм мероприятий, обеспечивающих
обмен педагогическим опытом
4
Подготовка выступления в форме доклада по теме «Представление и распространение педагогического опыта»
5
Подготовка самоанализа выступления
Содержание
1
Непрерывное образование учителя.
Сущность и социальная значимость педагогической профессии. Процесс самовоспитания. Этапы и методы самовоспитания.
Процесс самообразования педагога. Направления и источники самообразования. Использование информационнокоммуникативных технологий для совершенствования профессиональной деятельности. Осуществление профессиональной деятельности в условиях обновления ее целей, содержания и смены технология. Осознанное планирование
повышения квалификации.
Содержание
1
Структура и содержание портфолио педагогических достижений. Требования к составлению и написанию портфолио.
2
Варианты представления портфолио.
3
Изучение положения о портфолио и методических рекомендаций по созданию портфолио.
Практические занятия
1 Анализ портфолио учителя начальных классов

12

3
2
12
2

2

3

3
2

2
12
4
2
2
3
1
2
2

6
2
3
3
4

2 Оформление и презентация портфолио личных достижений.
Тема 3.6.
Содержание
Анализ и са1 Мониторинг педагогической деятельности. Анализ и самоанамоанализ пелиз педагогической деятельности
дагогической
2 Педагогическая рефлексия. Изучение затруднений в педагогидеятельности
ческой деятельности
ПедагогичеПрактические занятия
ская рефлек1 Самоанализ профессиональной компетентности и определение
сия.
путей самосовершенствования
Раздел 4. Оформление педагогических разработок в виде отчетов, рефератов,
выступлений
Тема 4.1. ЛоСодержание
гика подго1 Подготовка к устному выступлению
товки и требоОбщие особенности подготовки публичного выступления.
вания к устОраторское искусство. Требования к поведению говорящего.
ному выступНравственный долг говорящего.
лению, отчету,
Основные требования к публичному выступлению. Работа
реферированад речевой формой выступления. Подготовка к публичному
нию, конспеквыступлению. Структура публичного выступления. Подтированию
держка внимания аудитории в ходе выступления. Начало выступления. Завершение публичного выступления. Эффективность публичного выступления.
2 Требования к методическому пособию, методической разработке, методическим рекомендациям
Практические занятия
1 Знакомство с видами методических разработок
Самостоятельная работа
1 Подготовка выступления на родительском собрании (по выбору).
2 Анализ материалов, отражающих результаты исследования –
графиков, диаграмм, таблиц, схем, рисунков.
3 Составление рецензий/отзывов на проектные/ исследовательские работы.
Раздел 5 Участие в исследовательской и проектной деятельности в области
начального образования
Тема 5.1 ОсСодержание
новы исследо- 1 Виды исследовательских работ по содержанию. Методы исвательской
следования психолого-педагогических проблем. Количествендеятельности
ная и качественная обработка результатов исследования. Исв области напользование результатов исследований с целью совершенствочального обвания учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
разования
2 Технология работы с информационными источниками.
Работа с библиотечным каталогом. Составление собственных
картотек. Особенности работы с научной литературой по теме
исследования. Правила оформления списка литературы и правила введения авторов в текст работы, цитирование, оформление ссылок и сносок.
3 Требования к структуре и оформлению исследовательских
работ.
Требования к оформлению титульного листа, плана работы,
списку литературы.
Требования к орфографической и стилистической грамотности
работы, к соблюдению технических правил: поля, сноски,
ссылки, красные строки и т.д.
Требования к оформлению отзывов и рецензий на исследовательскую работу.

13

4
3
3
2

13
4
2

3
2
7
2
2
3
41
8
2

2

2

Исследовательская деятельность младших школьников
Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников
Педагогические условия организации исследования младших
школьников
Практические занятия
1 Формулировка темы, цели, объекта, предмета и задач исследования
2 Разработка методологии исследования в области начального
общего образования (по выбору студента)
3 Создание презентации по теме исследования в области начального общего образования
Самостоятельная работа
1 Изучение содержания Приказа Минобразования №1123 от
9.03. 2004г. «Об организации опытно – экспериментальной и
научно – исследовательской деятельности в базовой школе
2 Определение тем исследовательской деятельности в области
начального общего образования. Поиск в сети Интернет
3 Конспект статьи по проблемам начального общего образования (на выбор)
4 Разработка примерной структуры исследовательской работы.
5 Подготовка сообщений, составление компьютерной презентации по теме исследования (на выбор)
Тема 5.2. ОсСодержание
новы проект1 Проектная деятельность в образовании. Типология проектов.
ной деятельПринципы конструирования и проектирования индивидуальности в обласных проектов.
ти начального 2 Виды проектов, создаваемых и реализуемых в начальной шкообразования
ле.
Этапы работы над проектом: диагностика, целеполагание, поиск информации, разработка и оформление проекта, защита
проекта, реализация на практике, рефлексия. Деятельность на
различных этапах проектирования.
3 Уроки-проекты. Их особенности, методика подготовки и проведения.
Практические занятия
1 Наблюдение и анализ урока (внеклассного занятия): «Изучение опыта работы учителей начальных классов по организации
проектной деятельности учащихся»
2 Разработка урока – проекта.
Самостоятельная работа
1 Составление плана выполнения исследовательской/проектной
деятельности в области начального общего образования
2 Самодиагностики готовности студента к исследовательской
деятельности.
3 Составление словаря терминов.
Учебная практика
Виды работ:
Анализ учебно-методических комплектов, реализующих ФГОС НОО второго поколения.
Разработка учебно-методических материалов (рабочих программ, учебнотематических планов) на основе образовательных стандартов, начального общего
образования, примерных программ начального общего образования с учетом вида
образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных учащихся.
Презентация проекта модели кабинета начальных классов.
Изучение и анализ материалов аттестации педагогических работников базового ОУ.
4

14

2

6

12
2

2
2
3
3
6
2

3

3
4

5
2
1
2
36

Подготовка и презентация рефератов и докладов на основе изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам начального общего образования (по выбору студента).
Участие студента в проектной или исследовательской деятельности базового ОУ
под руководством руководителя по теме выбранной студентом, презентация ее результатов в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Оформление портфолио педагогических достижений.
Производственная практика (по профилю специальности)
Виды работ:
Выбор учебно-методического комплекта, разработка учебно-методических материалов.
Участие в оформлении предметно – развивающей среды в кабинете.
Оформление портфолио педагогических достижений.
Подготовка реферата, доклада, отчета по педагогической проблеме.
Анализ результатов успеваемости, качества обучения учащихся.
Организация, анализ и оценка проектной деятельности учащихся начальной школы.
Итого:

36

282

-

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности,
решение проблемных задач).

15

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета педагогики и
психологии; библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета
- доска передвижная;
- наглядные и дидактические пособия;
- видеотека уроков в начальной школе;
- комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Курс лекций.
2. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. Учебное пособие. - М.:
Издательский центр «Академия», 2018.
3. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности.
Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2017.
Дополнительные источники:
1. Пастухова И.П., Тарасова Н.В. Основы учебно-исследовательской деятельности
студентов. Москва: ОИЦ «Академия», 2017 г.
2. Занина Л.В. Основы педагогического мастерства. - Ростов н/Д: Феникс, 2017г.
3. Загвязинский В.И., Исследовательская деятельность педагога. Учебное пособие. М.:
Издательский центр «Академия», 2015.
4. Тишурина О.Н., Современный кабинет начальных классов: методическое пособие/ М.:
Дрофа. – 2016.
5. Загвязинский В.И., Учитель как исследователь. Учебное пособие. – М.: Феникс, 2015.
6. Зевакина Е.А., Активизация познавательной деятельности младших школьников
[Электронный ресурс]. // http://festival.1september.ru/articles/310038/
Интернет - ресурсы:
1. УМК
«Школа
России».
Электрон.
дан.
[М.].
RL:www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=9835,
2. Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт». Электрон. дан. [М.]. - URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
3. Сайт «Современные медиатехнологии в образовании и культуре». - Электрон. дан. [М.]. - URL:www.Informio.ru
4. http://shkola.spb.ru/ (виртуальная школьная сеть)
5. http://www.nachalka.com/ (начальная школа)
6. http://n-shkola.ru/ (журнал «Начальная школа»)

7. http://www.it-n.ru/ (сеть творческих учителей)
8. http://nsc.1september.ru/index.php?year=2017&num=20
«Начальная школа»)

(электронная

версия

газеты

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение обучающимися профессионального модуля должно проходить в условиях
созданной образовательной среды, как в учебном заведении, так и в организациях
соответствующих профилю специальности «Преподавание в начальных классах».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по
междисциплинарному курсу:
- наличие высшего педагогического образования, прохождение курсов повышения
квалификации педагогических работников 1 раз в3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих
руководство практикой:
наличие высшего педагогического образования, стажировка в профильных организациях
не реже 1 раза в 3 года.

17

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты
(освоенные профессиональные и
общие компетенции)
ПК4.1.
Выбирать
учебнометодический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе
образовательного стандарта и
примерных программ с учетом вида образовательного учреждения,
особенностей класса/ группы и
отдельных учащихся.
ПК4.2. Создавать в кабинете
предметно – развивающую среду.

ПК4.3 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

ПК4.4. Оформлять педагогические
разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

ПК4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Основные показатели
оценки результата
П1- аргументированность выбора учебно- методического комплекта начальной школы;
П2- грамотность разработки учебно-методических материалов
(рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида
образовательного учреждения, особенностей класса/ группы и
отдельных учащихся, а также требований к их структуре и содержанию.
П1- соответствие спроектированной модели кабинета начальных
классов педагогическим и санитарно- гигиеническим требованиям;
П2-обоснованный выбор средств создания в кабинете предметно
– развивающей среды
П1- грамотность оценки педагогических проблем методического
характера в соответствии с современными тенденциями развития образования и аргументированность выбора путей их решения;
П2- соответствие предъявляемым требованиям и полнота систематизации и самоанализа адаптированных методических разработок в методическом портфолио студента;
П3- правильность в оценке эффективности выбранных образовательных технологий в образовательном учреждении НОО;
П4- аргументированность выбора методической литературы для
планирования обучения и воспитания младших школьников с
учетом возрастных и индивидуально – психологических особенностей;
П5- соответствие самоанализа деятельности предъявляемым
требованиям;
П6- грамотность определения цели задач воспитания и обучения
младших школьников целевым и ценностным ориентирам современного образования
П1-соответствие оформленного студентом отчета, предъявляемым требованиям;
П2-соответствие подготовленных и оформленных студентом
рефератов, предъявляемым требованиями;
П3-выступление подготовлено и представлено грамотно и в соответствии с основными требованиями
П1-соответствие спланированной и выполненной студентом исследовательской и проектной деятельности предъявляемым требованиям, результаты представлены грамотно;
П2-аргументированность выбора методов и методик исследования;
П3-полученный результат исследования соответствует поставленным цели и задачам исследования и проектной работы

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять
методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ
и оценку информации, необходимой для постановки и решения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать
деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их
работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять
задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях
обновления ее целей, содержания,
смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

П1- аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии;
П2- активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности;
П3- наличие положительных отзывов по итогам педагогической
практики.
П1- рациональность организации собственной деятельности;
П2- аргументированность и эффективность выбора методов и
способов решения профессиональных задач;
П3- своевременность сдачи заданий, отчетов;
П4- активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности.
П1- аргументированность и правильность решения в нестандартных ситуациях;
П2- быстрота и обоснованность выбора способов решения нестандартных ситуаций;
П3- правильность оценки рисков.
П1- адекватность используемой информации профессиональным
задачам и личностному развитию;
П2-результативность информационного поиска в решении профессиональных задач.

П1- рациональность использования ИКТ для совершенствования
профессиональной деятельности;
П2- качество владения ИКТ.
П1- самоанализ и коррекция результатов собственной работы и
работы команды;
П2- эффективность организации, взаимодействия с руководством, коллегами, социальными партнерами;
П3-проявление коммуникативности, наличие лидерских качеств.
П1-обоснованность постановки цели;
П2-аргументированность выбора способов мотивации обучающихся;
П3-активность и инициативность на занятиях;
П4-полнота и нестандартность выполнения заданий.
П1-рациональность организации самостоятельной работы в соответствии с задачами профессионального и личностного развития;
П2-участие в студенческих конференциях, конкурсах и т. д.

П1-адекватность понимания целей современного профессионального образования;
П2-проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.
П1-обоснованный выбор форм и методов в профилактике травматизма;
П2-обоснованный выбор форм и методов охраны жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
ОК 11. Строить профессиональ- П1-организация профессиональной деятельности в соответствии
ную деятельность с соблюдением с правовыми нормами;
правовых норм ее регулирующих.
П2-грамотность решения правовых вопросов.

19



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.