Программа ГИА

1

2

СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие положения

4

II. Процедура проведения ГИА

19

III. Порядок апелляции и пересдачи ГИА

24

IV. Порядок проведения ГИА для выпускников из числа лиц с ОВЗ и
инвалидов (в случае наличия)

20

3

I. Общие положения
Программа государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) основной образовательной
программы (далее – ООП) среднего профессионального образования (далее – СПО) - программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей разработана на основании федерального государственного
образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по
профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации № 1581 от 09.12.2016 г. «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» и с учетом
примерной основной образовательной программы по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей.
Квалификация выпускника:
При успешном прохождении ГИА выпускнику присваивается квалификация Слесарь по
ремонту автомобилей, Водитель автомобиля
База приема на ООП:
Прием на образовательную программу осуществляется:
- по очной форме обучения на базе основного общего образования (профиль –
«технический»)
Нормативно-правовые документы и локальные акты, регулирующие вопросы
организации и проведения ГИА:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального
образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1581 от
09.12.2016 г.;
− Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования, утв. приказом Минобрнауки России от 14
июня 2013 г. № 464;
− Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования, утв. приказом Минобрнауки России от 16
августа 2013 г. № 968;
− Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по методике
Ворлдскилс Россия, утв. приказом Союза Ворлдскилс Россия от 5 февраля 2019 г. №1.5/wsr248/2019/
- Профессиональный стандарт «Работник по обслуживанию и ремонту устройств
железнодорожной автоматики и телемеханики», утв. приказом Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 23 октября 2015 года № 772н.
- Положение о порядке проведения государственной итоговой аттестации выпускников
ГАПОУ СО «ЭКПТ» по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих и
служащих.
Цель ГИА:
Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными
комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основной
4

образовательной программы соответствующим требованиям федерального государственного
образовательного стандарта.
Результаты освоения образовательной программы в виде профессиональных
компетенций (далее - ПК), формы проверки их освоения
В ходе ГИА оценивается степень соответствия сформированных компетенций выпускников
требованиям ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей. ГИА организуется как демонстрация выпускником выполнения одного или
нескольких основных видов деятельности по профессии.
Основные виды
деятельности
Определение технического
состояния систем, агрегатов,
деталей и механизмов
автомобиля

Код и наименование
компетенции
ПК 1.1.
Определять техническое состояние автомобильных двигателей
ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и
электронных систем автомобилей
ПК 1.3.
Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий
ПК 1.4.
Определять техническое состояние ходовой части и механизмов
управления автомобилей
ПК 1.5.
Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ

Осуществлять техническое
обслуживание автотранспорта
согласно требованиям
нормативно-технической
документации

ПК 2.1.
Осуществлять техническое обслуживание автомобильных
двигателей
ПК 2.2.
Осуществлять техническое обслуживание электрических и
электронных систем автомобилей
ПК 2.3.
Осуществлять техническое обслуживание автомобильных
трансмиссий
ПК 2.4.
Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и
механизмов управления автомобилей
ПК 2.5.
Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов

Производить текущий ремонт
различных типов автомобилей
в
соответствии
с
требованиями
технологической
документации

ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей.
ПК 3.2.
Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и
электронных систем автомобилей.
ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий.
ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов
управления автомобилей.
ПК 3.5. Производить ремонт и окраску автомобильных кузовов.

Формы государственной итоговой аттестации:

По профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей государственная
итоговая аттестация проводится в форме: демонстрационного экзамена.

5

II. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия (далее – ДЭ) проводится с
целью оценки уровня овладения обучающимися профессиональными и общими компетенциями в
рамках освоения образовательной программы.
Для проведения ДЭ колледжем выбирается из перечня размещенных в Единой системе
актуальных требований к компетенциям (www.esat.worldskills.ru) КОД из расчета один КОД по 1-й
компетенции для обучающихся 1-й учебной группы. При этом в рамках одной учебной группы
может быть выбрано более одной компетенции.
Выбирая КОД для проведения демонстрационного экзамена, колледж соглашается с:
а) уровнем и сложностью задания для ДЭ, включая максимально возможный балл;
б) требованиями к оборудованию, оснащению и расходным материалам для проведения ДЭ;
в) перечнем знаний, умений и навыков, подлежащих оценке в рамках ДЭ;
г) требованиями к составу экспертных групп для оценки выполнения заданий.
После выбора КОД производится распределение экзаменационных групп с учетом
пропускной способности площадок, продолжительности экзаменов и особенностей выполнения
экзаменационных модулей по выбранному КОД с соблюдением норм трудового законодательства
и документов, регламентирующих порядок осуществления образовательной деятельности.
ДЭ не проводится в воскресенье, также в этот день не проводятся другие мероприятия с
привлечением Главного эксперта, включая Подготовительный день.
Экзаменационной группой является группа экзаменуемых из одной учебной группы,
сдающая экзамен в одну смену на одной площадке ЦПДЭ по одной компетенции.
Смена - промежуток времени продолжительностью не более 5 часов, в рамках которого
проводится процедура ДЭ без назначения перерывов.
Одна экзаменационная группа может выполнять задание ДЭ в течение 1-й или 2-х смен в
соответствии с выбранным КОД. В один день может быть организовано несколько смен.
Одна учебная группа может быть распределена на несколько экзаменационных групп.
В случаях, когда количество участников в экзаменационной группе меньше установленного
минимального количества рабочих мест, допускается формирование экзаменационной группы из
разных учебных групп, но не более, чем из 25 человек.
Если в соответствии с выбранным КОД экзамен для одной экзаменационной группы
проводится более 1-го дня, экзамены проводятся последовательно, без назначения перерывов
между днями.
Центр проведения ДЭ или площадка (далее – ЦПДЭ) должен соответствовать
инфраструктурному листу и должна быть аккредитована. Аккредитация ЦПДЭ по стандартам
Ворлдскиллс Россия осуществляется в соответствии с Положением, установленным Союзом, но не
позднее, чем за 30 календарных дней до планируемой даты начала ДЭ.
Для регистрации в системе eSim каждый участник и эксперт должен создать и заполнить
личный профиль. Если участник или эксперт ранее зарегистрированы в системе eSim,
производится
актуализация
профиля.
Все
личные
профили
должны
быть
созданы/актуализированы и подтверждены не позднее, чем за 21 календарный день до начала ДЭ.
Ответственность за сведения, содержащиеся в личном профиле, несет персонально каждый
участник или эксперт, а также Уполномоченная организация (колледж), подтвердившая данные
сведения.
При формировании экзаменационных групп в системе eSim все профили участников ДЭ
должны быть полностью заполнены и подтверждены.
6

Для проведения ДЭ в соответствии с установленными требованиями Союзом не позднее, чем
за 12 календарных дней до начала ДЭ по согласованию с Менеджером компетенции, по которой
состоится экзамен, назначается Главный эксперт на каждую экзаменационную площадку из
числа сертифицированных экспертов Ворлдскиллс или экспертов с правом проведения
чемпионатов по соответствующей компетенции.
Для согласования кандидатуры на позицию Главного эксперта Уполномоченной
организацией в течение 5 календарных дней с момента регистрации экзамена в системе eSim, но
не позднее, чем за 25 календарных дня до даты начала ДЭ формируется запрос с использованием
системы eSim в адрес Менеджера соответствующей компетенции на кандидата из числа лиц,
соответствующих требованиям. В случае отсутствия кандидатуры формируется «пустой» запрос
без указания данных.
Менеджер компетенции рассматривает и согласовывает запрос в системе eSim в течение 5
календарных дней с момента его поступления, но не позднее, чем за 20 календарных дней до
начала ДЭ.
Главный эксперт включается в состав ГЭК.
ДЭ проводится в соответствии с Планом, подтвержденным Главным экспертом. План
формируется на основе Плана проведения демонстрационного экзамена по компетенции,
утвержденного соответствующим КОД, и содержит подробную информацию о времени
проведения экзамена для каждой
Подготовительный день:
Подготовительный день проводится как для 1-ой экзаменационной группы, так и для
нескольких при условии, что все сдающие из одной учебной группы, а экзамены для всех
экзаменационных групп проводятся одним Главным экспертом на одной площадке ЦПДЭ
последовательно без прерывания между экзаменами.
Подготовительный день проводится за 1 день до начала ДЭ.
В подготовительный день Главным экспертом осуществляется:
- контрольная проверка и прием площадки в соответствии критериями аккредитации;
- сверка состава Экспертной группы с подтвержденными в системе eSim данными на
основании документов, удостоверяющих личность;
- сверка состава сдающих ДЭ со списками в системе eSim и схемы их распределения по
экзаменационным группам;
- распределение рабочих мест участников на площадке в соответствии с жеребьевкой.
Жеребьевка проводится в присутствии всех участников способом, исключающим спланированное
распределение рабочих мест или оборудования;
- ознакомление состава сдающих с рабочими местами и оборудованием;
- ознакомление состава сдающих с графиком работы на площадке.
Сверка состава сдающих ДЭ осуществляется на основании студенческого билета или
зачетной книжки, в случае отсутствия - других документов, удостоверяющих личность
экзаменуемого.
В случае выявления отклонений от установленных требований или несоответствия площадки
аккредитованным условиям, Главный эксперт обязан незамедлительно уведомить Союз с
указанием конкретных причин несоответствия и вправе до получения решения Союза
приостановить действия по подготовке и проведению ДЭ на соответствующей площадке.
В случае неявки экзаменуемого, состоящего в списке сдающих в системе eSim, неявившийся
экзаменуемый исключается из списка сдающих и вносятся соответствующие корректировки в
составы и схемы распределения экзаменационных групп.
7

Техническим экспертом, назначенным ЦПДЭ, проводится инструктаж по охране труда и
технике безопасности (далее - ОТ и ТБ) для участников и членов Экспертной группы под роспись
в протоколе, форма которого устанавливается Союзом. Все участники экзамена должны быть
проинформированы о безопасном использовании всех инструментов, оборудования,
вспомогательных материалов, которые они используют на площадке в соответствии с правилами
техники безопасности. Ответственность за соблюдение норм ОТ и ТБ несет ЦПДЭ.
Итоги жеребьевки и ознакомления с рабочими местами фиксируются в протоколе, форма
которого устанавливается Союзом. Участники должны ознакомиться с подробной информацией о
плане проведения экзамена с обозначением обеденных перерывов и времени завершения
экзаменационных заданий/модулей, ограничениях времени и условий допуска к рабочим местам,
включая условия, разрешающие участникам покинуть рабочие места и площадку, информацию о
времени и способе проверки оборудования, информацию о пунктах и графике питания, оказании
медицинской помощи, о характере и диапазоне санкций, которые могут последовать в случае
нарушения правил и плана проведения экзамена.
В Подготовительный день не позднее 08.00 в личном кабинете в системе eSim Главный
эксперт получает вариант задания для проведения ДЭ в конкретной экзаменационной группе и
организует ознакомление сдающих с заданием.
Если подготовительный день проводится для нескольких экзаменационных групп, в
указанный день в личном кабинете Главного эксперта поступает вариант задания для
экзаменационной(ых) групп(ы), сдающей(их) в первый день. Варианты заданий для последующих
экзаменационных групп поступают Главному эксперту за 1 день до начала экзамена(ов) не
позднее 08.00.
Каждая экзаменационная группа сдает экзамен по отдельному варианту задания, кроме
случаев, когда в один день сдают несколько экзаменационных групп. В таких случаях вариант
задания поступает один для всех экзаменационных групп.
Допуск к экзамену осуществляется Главным экспертом на основании студенческого билета
или зачетной книжки, в случае отсутствия - иного документа, удостоверяющего личность
экзаменуемого.
К ДЭ допускаются участники, прошедшие инструктаж по ОТ и ТБ, а также ознакомившиеся
с рабочими местами.
К оценке выполнения заданий ДЭ допускаются члены Экспертной группы, прошедшие
Инструктаж по ОТ и ТБ, а также ознакомившиеся с распределением обязанностей.
Все участники и эксперты должны быть самостоятельно ознакомлены с Кодексом этики
движения «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия), Техническим описанием
компетенции, КОД, другими инструктивными и регламентирующими документами.
Перед началом экзамена членами Экспертной группы производится проверка на предмет
обнаружения материалов, инструментов или оборудования, запрещенных в соответствии с
инфраструктурными листами.
Главным экспертом выдаются экзаменационные задания (далее – ЭкЗ) каждому участнику в
бумажном виде, обобщенная оценочная ведомость (если применимо), дополнительные
инструкции к ним (при наличии), а также разъясняются правила поведения во время
демонстрационного экзамена.
В определенных случаях, предусмотренных КОД или другой документацией,
регламентирующей особенности выполнения заданий по каким-либо компетенциям, задание
может выдаваться участникам перед выполнением модуля.
8

После получения ЭкЗ и дополнительных материалов к нему, участникам предоставляется
время на ознакомление, а также вопросы, которое не включается в общее время проведения
экзамена и составляет не менее 15 минут.
По завершению процедуры ознакомления с заданием участники подписывают протокол,
форма которого устанавливается Союзом.
К выполнению ЭкЗ участники приступают после указания Главного эксперта.
Организация деятельности Экспертной группы по оценке выполнения заданий ДЭ
осуществляется Главным экспертом.
Главный эксперт не участвует в оценке выполнения заданий ДЭ.
Допускается присутствие на площадке членов ГЭК для наблюдения за ходом процедуры
оценки выполнения заданий ДЭ с целью недопущения нарушения порядка проведения ГИА и
обеспечения объективности ее результатов.
Члены ГЭК вправе находиться на площадке исключительно в качестве наблюдателей, не
участвуют и не вмешиваются в работу Главного эксперта и Экспертной группы, а также не
контактируют с участниками и членами Экспертной группы.
Все замечания, связанные, по мнению членов ГЭК, с нарушением хода оценочных процедур,
а также некорректным поведением участников и экспертов, которые мешают другим участникам
выполнять экзаменационные задания и могут повлиять на объективность результатов оценки,
доводятся до сведения Главного эксперта.
Нахождение других лиц на площадке, кроме Главного эксперта, членов Экспертной группы,
Технического эксперта, экзаменуемых, членов ГЭК, не допускается.
В ходе проведения ДЭ участникам запрещаются контакты с другими участниками или
членами Экспертной группы без разрешения Главного эксперта.
В случае возникновения несчастного случая или болезни экзаменуемого Главным экспертом
незамедлительно принимаются действия по привлечению ответственных лиц от ЦПДЭ для
оказания медицинской помощи и уведомляется представитель образовательной организации,
которую представляет экзаменуемый (далее - Сопровождающее лицо). Далее с привлечением
Сопровождающего лица принимается решение об отстранении экзаменуемого от дальнейшего
участия в экзамене или назначении ему дополнительного времени в пределах времени,
предусмотренного планом проведения ДЭ.
В случае отстранения экзаменуемого от дальнейшего участия в экзамене ввиду болезни или
несчастного случая, ему начисляются баллы за любую завершенную работу.
Вышеуказанные случаи подлежат обязательной регистрации в протоколе учета времени и
нештатных ситуаций, форма которого устанавливается Союзом.
Участник, нарушивший правила поведения на ДЭ и чье поведение мешает процедуре
проведения экзамена, получает предупреждение с занесением в протокол учета времени и
нештатных ситуаций, который подписывается Главным экспертом и всеми членами Экспертной
группы. Потерянное время при этом не компенсируется участнику, нарушившему правило. После
повторного предупреждения участник удаляется с площадки, вносится соответствующая запись в
протоколе с подписями Главного эксперта и всех членов Экспертной группы.
В процессе выполнения Экзаменационного задания экзаменуемые обязаны неукоснительно
соблюдать требования ОТ и ТБ. Несоблюдение экзаменуемыми норм и правил ОТ и ТБ может
привести к потере баллов в соответствии с критериями оценки. Систематическое и грубое
нарушение норм безопасности может привести к временному или окончательному отстранению
экзаменуемого от выполнения Экзаменационного задания.
9

Процедура проведения ДЭ проходит с соблюдением принципов честности, справедливости и
прозрачности. Вся информация и инструкции по выполнению заданий экзамена от Главного
эксперта и членов Экспертной группы, в том числе с целью оказания необходимой помощи,
должны быть четкими и недвусмысленными, не дающими преимущества тому или иному
участнику. Вмешательство иных лиц, которое может помешать участникам завершить
экзаменационное задание, не допускается.
Типовое задание демонстрационного экзамена.
Условия выполнения
Комплект оценочной документации (КОД) № 1.7 разработан в целях организации и
проведения демонстрационного экзамена по компетенции № 33 «Ремонт и обслуживание
легковых автомобилей» и рассчитан на выполнение заданий продолжительностью 6 часов. КОД №
1.7 может быть рекомендован для оценки освоения основных профессиональных образовательных
программ и их частей, дополнительных профессиональных программ и программ
профессионального обучения, а также на соответствие уровням Формулировка заданий
Студент должен самостоятельно выполнить один из модулей:
1. Модуль С - Электрические и электронные системы.
2. Модуль G - Тормозная система.
3. Модуль E - Двигатель (механическая часть).
Модули с описанием работ;;
Модуль С - Электрические и электронные системы. Участнику демонстрационного
экзамена необходимо провести диагностику электрооборудования автомобиля, определить
неисправности и устранить. Результаты записать в лист учѐта.
Модуль G - Тормозная система. Участнику демонстрационного экзамена необходимо
провести диагностику тормозной системы автомобиля, определить неисправности, устранить
неисправности, провести необходимые метрологические измерения, провести сборку, привести
системы в рабочее состояние. Выполнить прокачку тормозной системы. Результаты записать в
лист учѐта.
Модуль E - Двигатель (механическая часть). Участнику демонстрационного экзамена
необходимо провести разборку двигателя, провести диагностику, определить неисправности,
устранить неисправности, провести необходимые метрологические измерения, регулировки,
провести сборку в правильной последовательности. Выбрать правильные моменты затяжки.
Результаты записать в лист учѐта.
Перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных
документов и образцов техники, разрешенных к использованию:
узлы и детали двигателей, стенд «Схема впрыска топлива (инжектор)», стенд
«Газообразное оборудование автомобилей», стенд «система питания дизельного двигателя
«КОММОН Рейп»», стенд «Особенности шин разного назначения», стенд «Антиблокировочная
система тормозов АБС», стенд «Рулевое управление и передняя подвеска автомобиля», планшет
«Детали амортизатора», стенд «Система питания», электрофицированный стенд «Тормозная
система с диагональным распределением контуров», стенд «Система охлаждения грузовых
автомобилей», стенд «Система смазки грузовых автомобилей», электрифицированный стенд
«Топливная
система
дизеля»,
электрофицированный
стенд
«Смазочная
система»,
электрофицированный стенд «Система зажигания», электрофицированный стенд «Освещнение и
сигнализация». Автомобиль ГАЗ-53Б, задний мост автомобиля ЗИЛ-130, передний мост
автомобиля ЗИЛ-130, двигатель автомобиля ЗИЛ-130, задний мост автомобиля ГАЗ-3110,
двигатель ВАЗ-2106, двигатель ВАЗ-2108 в разрезе, пусковой двигатель в разрезе ПД-10, редуктор
10

заднего моста ГАЗ-53, схема электрооборудования ВАЗ-2110.сканер мотор тестер TW-707- TKSAM001-10
Оценивание ДЭ
Оценка не должна выставляться в присутствии участника ДЭ, если иное не предусмотрено
оценочной документацией по компетенции.
Процедура оценивания результатов выполнения Экзаменационного задания осуществляется
в соответствии с правилами, предусмотренными оценочной документацией по компетенции и
методикой проведения оценки по стандартам Ворлдскиллс.
Баллы выставляются членами Экспертной группы вручную с использованием
предусмотренных в системе CIS форм и оценочных ведомостей, затем переносятся из рукописных
ведомостей в систему CIS Главным экспертом по мере осуществления процедуры оценки.
После внесения Главным экспертом всех баллов в систему CIS, баллы в системе CIS
блокируются.
Одно из главных требований при выполнении оценки заданий ДЭ - это обеспечение равных
условий для всех участников ДЭ.
После всех оценочных процедур, включая блокировку баллов в системе CIS, Главным
экспертом и членами Экспертной группы производится сверка баллов, занесенных в систему CIS,
с рукописными оценочными ведомостями. В целях минимизации расходов и работ, связанных с
бумажным документооборотом во время проведения ДЭ по согласованию с представителями
образовательной организации сверка может быть произведена с применением электронных
ведомостей без их распечатки.
К сверке привлекается член ГЭК, присутствовавший на экзаменационной площадке.
Если баллы, занесенные в систему CIS, соответствуют рукописным оценочным ведомостям,
из системы CIS выгружается итоговый протокол, подписывается Главным экспертом и членами
Экспертной группы, заверяется членом ГЭК.
В целях обеспечения информационной открытости и прозрачности процедуры проведения
ДЭ организуется прямая трансляция хода проведения ДЭ, в том числе с использованием
общедоступных интернет ресурсов.
По результатам ДЭ все участники получают Паспорт компетенций (Skills Passport).
Паспорт компетенций (Skills Passport) - электронный документ, формируемый по итогам ДЭ
в личном профиле каждого участника в системе eSim на русском и английском языках.
Баллы за выполнение заданий демонстрационного экзамена выставляются в соответствии
со схемой начисления баллов, приведенной в комплекте оценочной документации.
Необходимо осуществить перевод полученного количества баллов в оценки "отлично",
"хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".
Максимальное количество баллов, которое возможно получить за выполнение задания
демонстрационного экзамена, принимается за 100%. Перевод баллов в оценку может быть
осуществлен на основе таблицы N 1.
Таблица N 1- Методика перевода результатов демонстрационного экзамена в оценку
Оценка ГИА

"2"

Отношение полученного
количества
баллов
к 0,00% - 19,99%
максимально возможному
(в процентах)

"3"
20,00% - 39,99%

"4"
40,00% - 69,99%

"5"
70,00% - 100,00%

11

Перевод полученного количества баллов в оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,
«неудовлетворительно» для оценивания по «пятибалльной» шкале осуществляется на основе
таблицы № 1, составленной по методике перевода результатов демонстрационного экзамена в оценку
в соответствии с Методическими рекомендациями о проведении аттестации с использованием механизма
демонстрационного экзамена, утвержденными 1.04.2019г. № Р-42 Распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации.
IV. ПОРЯДОК АПЕЛЛЯЦИИ И ПЕРЕСДАЧИ ГИА
Апелляция
По результатам государственной аттестации выпускник, участвовавший в ГИА, имеет право
подать в апелляционную комиссию письменное апелляционное заявление о нарушении, по его
мнению установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации и (или)
несогласии с ее результатами (далее - апелляция).
Апелляция подается лично выпускником в апелляционную комиссию филиала.
Апелляция о нарушении порядка проведения государственной итоговой аттестации подается
непосредственно в день проведения ГИА.
Апелляция о несогласии с результатами государственной итоговой аттестации подается не
позднее следующего рабочего дня после объявления результатов государственной итоговой
аттестации.
Апелляция рассматривается апелляционной комиссией не позднее 3-х рабочих дней с
момента ее поступления.
Апелляционная комиссия состоит из председателя, не менее 5 членов из числа
педагогических работников филиала, не входящих в данном учебном году в состав ГЭК и
секретаря. Председателем апелляционной комиссии является директор филиала либо лицо,
исполняющее в установленном порядке обязанности директора. Секретарь избирается из числа
членов апелляционной комиссии.
Апелляция рассматривается на заседании апелляционной комиссии с участием не менее двух
третей ее состава.
На заседание апелляционной комиссии приглашается председатель соответствующей
государственной экзаменационной комиссии.
Выпускник, подавший апелляцию, имеет право присутствовать при рассмотрении
апелляции.
Указанные лица должны иметь при себе документы, удостоверяющие личность.
Рассмотрение апелляции не является пересдачей государственной итоговой аттестации.
При рассмотрении апелляции о нарушении порядка проведения государственной итоговой
аттестации апелляционная комиссия устанавливает достоверность изложенных в ней сведений и
выносит одно из решений:
- об отклонении апелляции, если изложенные в ней сведения о нарушениях порядка
проведения государственной итоговой аттестации выпускника не подтвердились и/или не
повлияли на результат государственной итоговой аттестации;
- об удовлетворении апелляции, если изложенные в ней сведения о допущенных нарушениях
порядка проведения государственной итоговой аттестации выпускника подтвердились и повлияли
на результат государственной итоговой аттестации.
В последнем случае результат проведения ГИА подлежит аннулированию, в связи с чем
протокол о рассмотрении апелляции не позднее следующего рабочего дня передается в ГЭК для
12

реализации решения комиссии. Выпускнику предоставляется возможность пройти ГИА в
дополнительные сроки, установленные образовательной организацией.
Для рассмотрения апелляции о несогласии с результатами ГИА, полученными при защите
дипломного проекта, секретарь ГЭК не позднее следующего рабочего дня с момента поступления
апелляции направляет в апелляционную комиссию дипломный проект, протокол заседания ГЭК и
заключение председателя ГЭК о соблюдении процедурных вопросов при защите подавшего
апелляцию выпускника.
В результате рассмотрения апелляции о несогласии с результатами ГИА апелляционная
комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении результата ГИА, либо об
удовлетворении апелляции и выставлении иного результата ГИА. Решение апелляционной
комиссии не позднее следующего рабочего дня передается в ГЭК. Решение апелляционной
комиссии является основанием для аннулирования ранее выставленных результатов ГИА
выпускника и выставления новых.
Решение апелляционной комиссии принимается простым большинством голосов. При
равном числе голосов голос председательствующего на заседании апелляционной комиссии
является решающим.
Решение апелляционной комиссии доводится до сведения подавшего апелляцию выпускника
(под роспись) в течение 3-х рабочих дней со дня заседания апелляционной комиссии.
Решение апелляционной комиссии является окончательным и пересмотру не подлежит.
Решение апелляционной комиссии оформляется протоколом, который подписывается
председателем и секретарем апелляционной комиссии и хранится в архиве образовательной
организации.
Пересдача
Лицам, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной причине,
предоставляется возможность пройти ГИА без отчисления из образовательной организации.
Дополнительные заседания государственных экзаменационных комиссий организуются в
установленные образовательной организацией сроки, но не позднее 4-х месяцев после подачи
заявления лицом, не проходившим ГИА по уважительной причине.
Обучающиеся, не прошедшие ГИА или получившие на ГИА неудовлетворительные
результаты, проходят ГИА не ранее чем через 6 месяцев после прохождения ГИА впервые.
Для прохождения государственной итоговой аттестации лицо, не прошедшее ГИА по
неуважительной причине или получившее на ГИА неудовлетворительную оценку,
восстанавливается в образовательной организации на период времени, установленный
образовательной организацией самостоятельно, но не менее предусмотренного календарным
учебным графиком для прохождения ГИА соответствующей образовательной программы СПО.
Повторное прохождение ГИА для одного лица назначается образовательной организацией не
более 2-х раз.
IV. Порядок проведения ГИА для выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов
(в случае наличия)
Для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья ГИА проводится с
учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния
здоровья таких выпускников (далее - индивидуальные особенности).
При проведении ГИА обеспечивается соблюдение следующих общих требований:
13

- проведение ГИА для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории
совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не
создает трудностей для выпускников при прохождении ГИА;
- присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую
техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место,
передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной
экзаменационной комиссии);
- пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении
ГИА с учетом их индивидуальных особенностей;
- обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории,
туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие
пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов при отсутствии лифтов аудитория
должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).
Дополнительно при проведении ГИА обеспечивается соблюдение следующих требований в
зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья:
а) для слепых:
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке государственной итоговой
аттестации оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного
документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным
обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;
- письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на
компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или
надиктовываются ассистенту;
- выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект
письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля,
компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
б) для слабовидящих:
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее
устройство;
- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения государственной
аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:
- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при
необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- по их желанию государственный экзамен может проводиться в письменной форме;
г) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями
двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным
обеспечением или надиктовываются ассистенту;
- по их желанию государственный экзамен может проводиться в устной форме.
Выпускники не позднее, чем за 3 месяца до начала ГИА, подают письменное заявление о
необходимости создания для них специальных условий при проведении ГИА.

14



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.