МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕI-П-IОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЭШЕЛЬССКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
�
УТВЕРЖДЕНО
СО «ЭКШ»
я 2024 r. № 37
Е.Н. Копейко
При•� (подпись)
�t.,,�
МЛ.
:!,,,:1
�
qrr:, {<23>
Директ р
�:-
ПОЛОЖЕНИЕ
О реализации индивидуального проекта в рамках
общеобразовательного цикла для обучающихся осваивающих
программы среднего профессионального образования в
ГАПОУ СО «ЭКПТ»
СОГЛАСОВАНО;
Советом родителей ГАПОУ СО«ЭКПТ»
Протокол № 7 от 18 января 2024 г.
Советом студенческого самоуправления
ГАПОУ СО«ЭКПТ»
Протокол № 8 от« 17» января 2024 г.
Принято на Совете колледжа
Протокол № 4 от« 22 » января 2024 г.
Энгельс, 2024 г
1
1.Общие положения.
1.1. Положение о реализации индивидуального проекта в рамках общеобразовательного
цикла для обучающихся
осваивающих программы среднего профессионального
образования определяет правила выполнения индивидуального проекта, требования к его
содержанию, структуре, защите и критерии оценивания индивидуального проекта
обучающихся, в рамках реализации ООП СПО
в государственном автономном
профессиональном образовательном учреждении Саратовской области «Энгельсский
колледж профессиональных технологий» (далее - Колледж).
1.2. Положение о реализации индивидуального проекта в рамках общеобразовательного
цикла для обучающихся осваивающих программы среднего профессионального
образования (далее - Положение) разработано в соответствии с:
-Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Закон об образовании);
-Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (далее –
ФГОС СОО);
-Приказом Минпросвещения России от 24.08.2022 №762 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями);
-Приказом Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования» (далее – ФОП СОО);
-Распоряжением Минпросвещения России от 30.04.2021 №Р-98 5 «Об утверждении
Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной
направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе
основного общего образования»;
-Письмом Минпросвещения России от 01.03.2023 №05-592 «О направлении
рекомендаций» (Рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах
освоения образовательной программы среднего профессионального образования).
-Письмом Минпросвещения России от 20.07.2020 г. № 05-772 "О направлении
инструктивно-методического письма"
-Методическими рекомендациями по реализации индивидуального проекта в рамках
общеобразовательного цикла, реализуемых в среднем профессиональном образовании
(ФГБОУ ДПО ИРПО, центр методического сопровождения СПО)
-Уставом ГАПОУ СО «ЭКПТ»;
-Локальными актами ГАПОУ СО «ЭКПТ»
1.3. Проектная деятельность – целенаправленно организованная работа студентов под
руководством преподавателя по актуальной проблеме, представляет собой учебнопознавательную, поисковую, творческую и научно-исследовательская деятельность,
предусматривающую конкретные цели и задачи, методы, формы работы, создание
интеллектуального продукта.
1.4. Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего
(личностно-ориентированного) обучения и направлена на выработку самостоятельных
исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации,
проведение экспериментов, анализ полученных результатов).
1.5.Проектная деятельность, в ходе освоения обучающимися программ подготовки
специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, служащих способствует
развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания,
2
полученные ими в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным
или профессиональным проблемам.
1.6. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект), является
обязательным компонентом всех учебных планов, в ГАПОУ СО «ЭКПТ», на базе
основного общего образования рассматривается как процедура итоговой оценки
достижения планируемых предметных и метапредметных результатов освоения СОО и
реализуется на первом курсе.
1.8. Индивидуальный проект – это работа, направленная на решение актуальной
проблемы, сформулированной в виде ряда задач, а результатом этой работы является
найденный способ решения проблемы, который носит практический характер и имеет
важное прикладное значение.
1.9. Индивидуальный проект ведется на первом курсе обучения, согласно ФГОС СОО,
учебных планов колледжа, рабочих программ общеобразовательных дисциплин.
1.10. Индивидуальный проект:
-реализуется в рамках времени, отведенного на освоение учебной дисциплины (в
соответствии с Рекомендациями по реализации СОО в пределах освоения ОП СПО
(письмо Минпросвещения России от 01.03.2023 № 05-592) на контактную работу
преподавателя и студента выделено 32 академических часа);
-индивидуальный проект не может быть реализован за счет самостоятельной работы (не
контактной работы с преподавателем), т.к. выполнение индивидуального проекта
невозможно без участия преподавателя, более того, самостоятельная работа не требует
промежуточной аттестации, а индивидуальный проект подразумевает оценку качества его
выполнения;
-выполняются в течение одного или двух семестров;
-индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно (индивидуально или
в группе) под руководством преподавателя (тьютора) по выбранной теме в рамках одной
или нескольких изучаемых общеобразовательных дисциплин, с учетом получаемой
профессии или специальности; В ГАПОУ СО «ЭКПТ»
индивидуальный проект
выполняется обучающимися в рамках дополнительного учебного предмета УП.14 Основы
проектной деятельности/ введение в специальность (в объеме 32 часов);
-выполнение индивидуального проекта группой обучающихся, подразумевает
распределение задания в группе таким образом, чтобы можно было оценить планируемые
результаты обучения для каждого обучающегося;
-выполнение индивидуального проекта предполагает защиту индивидуального проекта,
которая может быть организована по-разному, в том числе и в рамках специально
организуемых студенческих научных конференций;
-индивидуальный проект является завершенным учебным исследованием или
разработанным проектом: (информационным, творческим, социальным, прикладным и
др.)
-индивидуальный проект является видом учебной деятельности обучающихся.
1.11.Примерная тематика индивидуальных проектов разрабатывается преподавателями
профильных общеобразовательных дисциплин, утверждается на заседании предметноцикловых комиссий и зависит от специфики изучаемой дисциплины.
1.12.Выбор темы индивидуального проекта осуществляется обучающимися.
1.13.На первом курсе обучения при реализации основной профессиональной
образовательной программы обучающиеся выполняют один индивидуальный проект по
профильной общеобразовательной дисциплине учебного плана.
1.14.Оценка за выполнение индивидуального проекта выставляется руководителем
проекта (преподавателем) в учебный журнал, зачетную ведомость и зачетную книжку
обучающегося и выносится в диплом об СПО.
1.15.Невыполнение студентом индивидуального проекта равноценно получению
3
неудовлетворительной оценки.
1.16.Ответственными за осуществление проектной деятельности на первых курсах
колледжа
являются председатели
предметно-цикловых комиссий, заведующие
отделением, преподаватели (руководители проекта).
1.17.Общее руководство проектной деятельностью в колледже осуществляет начальник
методического отдела и методист по направлению подготовки.
2. Организация разработки и реализации индивидуального проекта.
2.1.Индивидуальным
проектом
руководит
преподаватель
профильной
общеобразовательной дисциплины, который создает систему условий для качественного
выполнения проекта обучающимся.
2.2. Для организации проектной деятельности преподаватель в срок до 15 сентября
текущего учебного года выносит для обсуждения на заседание предметно-цикловых
комиссий, тематику индивидуальных проектов и примерные сроки их выполнения.
Тематика обсуждается и утверждается протоколом ПЦК. В протоколе заседания
предметно-цикловых комиссий колледжа фиксируются руководители проекта из числа
преподавателей, ведущих учебную дисциплину, по которой выбрана тема
индивидуального проекта.
2.3. После утверждения тематики индивидуальных проектов информация размещается в
открытом доступе. С тематикой индивидуальных проектов обучающиеся должны быть
ознакомлены не позднее 1 октября. Одну и ту же тему несколько обучающихся выбрать
не могут. Обучающийся имеет возможность инициировать проект самостоятельно. Тема
должна быть актуальной, выполнимой, оригинальной, доступной, соответствовать
содержанию и учитывать профессиональную направленность ОП СПО.
2.3.Приказом директора колледжа утверждаются не позднее 15 октября текущего
учебного года:
-закрепление за обучающимся темы индивидуального проекта;
- руководители (преподаватели) индивидуальных проектов для обучающихся;
2.4. После выбора студентом темы индивидуального проекта, формируются проектные
группы на основе списков группы обучающихся, студенты пишут заявление на выбор
темы и знакомятся с календарным план-графиком работы над проектом.
2.5. Проектные задания должны быть четко сформулированы. Цели и средства ясно
обозначены, совместно с обучающимися составлена программа действий. Срок выполнения
отдельных этапов подготовки индивидуального проекта приведен в (Приложение 1).
2.6. Заведующий отделением знакомит руководителя индивидуального проекта с планом
выполнения отдельных этапов подготовки индивидуального проекта.
2.7.Руководитель индивидуального проекта (преподаватель) знакомит студента с
календарным план - графиком работы над проектом для обучающегося,
2.8. Запуск проекта осуществляется не позднее 1 ноября текущего учебного года.
2.9. Продукт индивидуального образовательного проекта обучающиеся предъявляют по
окончании первого года обучения.
2.10. Защита индивидуального проекта проходит в конце учебного года (май-июнь).
Защита проектов проходит в два этапа.
2.10.1.На первом этапе проводится «Неделя проектов», на котором обучающиеся
защищают свои проекты на уровне группы и обучающиеся с лучшими работами
делегируются на второй этап.
2.10.2.На втором общеколледжном этапе обучающиеся представляют лучшие проекты,
разработанные и реализованные в течение года по ПЦК на Студенческой научнопрактической конференции.
2.10.3.Лучшие проекты рекомендуются для участия в областных мероприятиях.
2.11.По завершению выполнения индивидуального проекта обучающийся должен
4
получить отзыв руководителя. Результаты проектной деятельности должны быть
презентованы и получить оценку.
2.12.Защита индивидуального проекта - является обязательной процедурой и проходит в
соответствии с графиком выполнения индивидуального проекта.
2.13.В состав комиссии могут входить: заместитель директора по УР, заместитель
директора по УПР, заместитель директора по УВР. начальник методического отдела,
заведующий отделением, председатель предметно-цикловых комиссий, методист.
2.14.График защиты индивидуального проекта составляется заведующим отделением,
согласовывается с начальником методического отдела и утверждается заместителем
директора колледжа по УР. Контроль за ознакомление с темами индивидуальных
проектов и их выполнением ведется заведующим отделением.
2.15.Защита может носить индивидуальный и (или) публичный характер. На защиту
обучающийся обязан предоставить все материалы индивидуального проекта в
электронном виде и на бумажном носителе.
2.16.По желанию преподавателя или обучающегося на защите индивидуального проекта,
кроме членов комиссии могут присутствовать другие представители администрации,
преподаватели, куратор, родители (законные представители).
2.17.В случае неявки на защиту индивидуального проекта по уважительной причине
обучающемуся должно быть предоставлено право на защиту в другое время.
2.18.В случае неявки на защиту индивидуального проекта по неуважительной причине
обучающийся получает неудовлетворительную оценку.
2.19 Документами, для обеспечения сопровождения индивидуального проекта являются:
- заявление на выбор темы,
- календарный план- график работы над проектом для обучающегося,
- план реализации проекта,
-график защиты индивидуальных проектов;
-отзыв руководителя на индивидуальный проект.
3. Основные понятия и типы проектной деятельности.
3.1.Основные типы проектной работы (индивидуального проекта):
Практико-ориентированная проектная работа (индивидуальный проект) направлен на решение практических задач.
Пример реализации: подготовка текстов, мультимедийных продуктов, видео-,
фото- и аудио – материалов, анализ данных социологического опроса, бизнес-план,
прогноз, законопроект, программа, модель, учебное пособие (конкретный полезный
предмет), макеты, модели, памятки, рекомендации, учебные пособия.
Исследовательская проектная работа (индивидуальный проект) - предполагает
доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, проведение экспериментов,
научное описание изучаемых явлений. Данная проектная работа (индивидуальный проект)
направлена на решение исследовательской задачи. В основе проекта лежит гипотеза,
которую необходимо доказать или опровергнуть. Ведущей деятельностью является
исследовательская, направленная на продуцирование нового знания. Продуктом таких
проектных работ (индивидуальных проектов) является теоретическое знание,
верифицированное посредством научных методов, характерных для научных дисциплин,
в рамках которых реализуется конкретный проект, с целью выработки умения выдвигать и
проверять гипотезы, а также вести научно-исследовательскую деятельность.
Пример реализации: анализ текстов специальностей и профессий профиля,
результаты эксперимента, научное описание, эссе, аналитические материалы, результаты
эксперимента (графики, диаграммы, таблицы), описание работы, выводы.
Инфраструктурная, или отраслевая проектная работа (индивидуальный проект)
5
- направлена на создание или реконструкцию конкретного объекта или технологического
комплекса инфраструктуры, результат проекта может быть использован для улучшения
социально-экономической ситуации территории. Ключевым значением является наличие
общественного блага для отрасли и пользователей. Ведущая деятельность –
стратегическое проектирование.
Пример реализации: продукт – инфраструктурное решение, включающее в себя
организацию структуры процессов, направленных на решение той или иной системнозначимой проблемы. Основной тип деятельности – проектирование процессов и
взаимодействия организаций.
Инженерно-конструкторская
проектная работа (индивидуальный проект)
представляет собой конструирование нового инженерного продукта или технологии.
Ведущая деятельность – инженерное проектирование, конструирование.
Пример реализации: продукт – инженерное решение, технология, устройство или
технологическая цепочка, которые можно использовать или поставить в производство,
созданные в ходе изобретательской и конструкторской деятельности, в целях внедрения
инноваций в существующие производственные механизмы, цепочки и схемы для
повышения их эффективности. Технология, образец продукта, последующий запуск его в
массовое производство, обеспечение тиражирования и др.
Информационно-поисковая проектная работа (индивидуальный проект)
направлена на сбор информации о каком-либо предмете или явлении.
Пример реализации: опросы, анкетирование, анализ текстов научной литературы
по проблеме, аналитические материалы, отчеты, обзорные материалы, стендовые доклад,
изучение литературы по проблеме, отчеты, обзорные материалы, презентация результатов.
Творческая проектная работа (индивидуальный проект) направлена на развитие у
обучающихся интереса, формирование навыков поиска информации и творческих
способностей. Данный тип подразумевает создание творческого продукта, тесно связан с
креативными индустриями.
Пример реализации: продукт – произведение изобразительного или декоративноприкладного искусства, литературы, видеофильмы и др. Ведущая деятельность –
художественное творчество. Web-сайт профессии, игра, карта, модель, дизайн,
сопровождаемые описанием, пакет рекомендаций, программа, путеводитель, чертеж,
экскурсия, создание видеофильмов, инсценировки, литературное произведение,
произведение изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеоролик.
Игровая проектная работа (индивидуальный проект) предполагает назначение
ролей участников, обусловленных характером и содержанием проекта, особенностью
решаемой проблемы и правил взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма
продукта и результаты остаются открытыми до самого конца .
Пример реализации: разработка и проведение имитационных, ролевых,
литературных игр, в том числе с применением компьютерной анимации, состязания,
викторины, экскурсии.
Организационная проектная работа (индивидуальный проект) предполагает
разработку пакета документов, направленного на совершенствование или создание
организационной структуры и системы управления организацией. Ведущая деятельность –
организационное проектирование.
Пример реализации: продукт – организация в целом, ее структурные
подразделения, организационные процессы. Комплект документов включает
схематическое изображение структуры организации, проекты положений о
подразделениях, должностных инструкций и др.
Социальная проектная работа (индивидуальный проект) направлена на решение
социальной проблемы, на решение проблем общества: социально-экономических,
экологических и других, например, связанных с загрязнением окружающей среды,
безработицей, бедностью. Особенность социального проекта состоит в социальной
6
значимости. Ведущая деятельность – социальное проектирование.
Пример реализации: продуктом является модель предлагаемых изменений.
Бизнес-проект (предпринимательский, стартап) представляет разработку
бизнес-плана деятельности предприятия и запуск конкретного коммерческого начинания,
собственного дела, способствует формированию навыков предпринимательской
деятельности.
Пример реализации: продуктом является бизнес-план, бизнес-проект и др.
Любой из перечисленных выше проектных работ (индивидуальных проектов)
может быть инновационным.
Инновационная проектная работа (индивидуальный проект) представляет создание
новой или изменение существующей системы в целях улучшения качества продукции,
услуги посредством снижения затрат ресурсов, применения эффективного, в том числе
цифрового, решения практической задачи, приводящего к инновации. внедрения
продуктов креативной индустрии. Ведущая деятельность – инновационная. Продукт
проектной работы (индивидуальный проект) – инновация.
Выделяют пять стадий инновации: инициация (научно-исследовательская работа,
макет или концепция новшества), разработка, реализация или производство
инновационного продукта, распространение, потребление – завершение (потребление
продукта, снижение потребности, необходимость создания новой инновации).
В колледже могут быть реализованы все типы проектных работ (индивидуальных
проектов).
- по количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек),
групповой (до 15 человек), коллективный (группа и более в рамках колледжа),
муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках
сложившейся партнѐрской сети, в том числе в Интернете);
В зависимости от профиля осваиваемой специальности типы проектных работ
(индивидуальных проектов) могут быть: для технического профиля — инженерноконструкторский, инфраструктурный, или отраслевой проект;
для социальноэкономического профиля – бизнес-проект (предпринимательский, стартап),
организационный.
Организационный,
исследовательский,
практико-ориентированный,
информационно-поисковый,
творческий,
игровой
и
социальный
проекты
(индивидуальные проекты) могут разрабатываться в любом профиле.
4. Содержание проектной деятельности.
4.1. Проект
представляет серьезную (соответствующую возрастной группе автораисследователя) исследовательскую – индивидуальную работу современного научного
уровня.
4.2. Проект может рассматривать один из аспектов выбранной проблемы – тем самым
быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность
продолжить изучение новых граней этой проблемы.
4.3. Проектная работа включает в себя сбор, обработку, систематизацию и обобщение
информации по выдвинутой проблеме, а также может представлять собой небольшое
научное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, ее оригинальное,
авторское толкование и решение, четкую самостоятельную авторскую позицию и выводы
– результат серьезного научного поиска и обобщения.
7
4.4. Проектная работа не допускает какие-либо виды плагиата. Использование каких-либо
видов информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти
источники в том числе и Internet-ресурсы.
4.5.Проект должен иметь практическую направленность, социальную значимость,
возможность применения в той или иной сфере деятельности.
5. Этапы работы над индивидуальным проектом.
5.1.Основные этапы работы над проектом:
1) подготовительный этап: поиск проблемного поля, выбор темы и ее конкретизация;
2) поисковый этап: определение и анализ проблемы, постановка цели и задач проекта;
3) аналитический этап: сбор и анализ необходимой информации, определение типа
проекта, определение плана работы над индивидуальным проектом;
4) практический этап: реализация запланированных шагов по работе над проектом,
формулирование предложений по возможностям использования результатов проекта
5) заключительный этап: подготовка к презентации проекта, презентация проекта,
рефлексия
На заключительном этапе:
-проводится «Неделя проектов», на которой обучающиеся защищают свои проекты на
уровне группы;
- организуется рефлексия и самоанализ деятельности;
-лучшие проекты рекомендуются для участия в Студенческой научно-практической
конференции в колледже и областных мероприятиях.
5.2.Проблема индивидуального проекта формируется по итогам обоснования
актуальности темы исследования.
5.3.При выполнении индивидуального проекта в рамках реализации среднего общего
образования в пределах освоения ОП СПО, важно, чтобы проблематика и методология
индивидуального проекта учитывали специфику получаемой профессии или
специальности
6.Требования к содержанию, оформлению и предъявлению проекта.
Проектная деятельность является составной (обязательной) частью учебной деятельности
студентов первого курса.
6.1.Индивидуальный проект выполняется по определѐнной общеобразовательной
дисциплине
6.2. Руководители проектов назначаются приказом по колледжу.
6.3. Руководителем проекта является преподаватель, координирующий проект.
6.4.Проект должен быть индивидуальным.
6.5.Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, и
отражать содержание проекта.
6.6.Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели ясно обозначены,
совместно со студентом составлена программа действий.
6.7.Структура проекта содержит в себе: титульный лист, содержание, введение, основную
часть, заключение, список литературы, отзыв руководителя.
Во введении устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в
результате работы над проектом;
Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый содержит
теоретический материал, а второй - исследовательский, практический.
В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели.
8
7.Общие требования к оформлению исследовательской работы.
Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером
шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5.
-Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 2 см., левое – 3см., правое – 1 см.
-Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
- Все разделы плана (введение, основная часть, заключение, список литературы,
приложение) начинаются с новых страниц.
-Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
-Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы
-Объем текста проектной работы, включая формулы и список литературы - 15-18страниц,
основная часть не менее 10 страниц.
-Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.
-Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами.
-Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями
ГОСТа в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год
издания, наименование издательства. Если используются статьи из журналов, то
указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска. В
тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует
порядковому номеру источника в списке литературы). (Приложение 2).
8. Защита проектной работы.
8.1. Защиту проекта осуществляет автор проекта.
8.2.Защита индивидуального проекта проводится за счет объема времени,
предусмотренного на изучение дисциплины. Защита проводится на последних (2-3)
занятиях. Защита индивидуального проекта включает:
– выступление обучающегося (представление индивидуального проекта);
– ответы на вопросы преподавателя и присутствующих приглашенных экспертов.
8.3. Во время устной защиты материалы индивидуального проекта (бумажный носитель)
предоставляется членам экспертной группы по оценке проектов.
8.4. Защита обязательно сопровождается электронной презентацией.
8.5. Время защиты составляет 5-7 минут.
8.6. В ходе защиты должны быть освещены следующие вопросы:
обоснование выбранной темы – актуальность ее и степень разработанности;
– цели и задачи представляемого проекта, а также степень их выполнения;
– краткое содержание (обзор) выполненной работы, основные этапы,
трудности и пути их преодоления;
– степень самостоятельности в разработке и решении поставленной
проблемы;
– рекомендации по возможной сфере практического использования данного
проекта.
8.7.Для открытой защиты при наличии соответствующей возможности в качестве
экспертов в колледж могут приглашаться представители профессионального сообщества
в соответствии со спецификой ОП СПО.
8.8.Для приглашенных экспертов может разрабатываться отдельный экспертный лист
оценки выполнения индивидуального проекта, с помощью которого обучающимся может
быть получена обратная связь по актуальности темы, глубины проработки проекта и
возможности применения полученного интеллектуального продукта в прикладных
задачах профессиональной сферы.
9.Оценивание индивидуального образовательного проекта.
9
9.1. Оценивается индивидуальный проект по пятибалльной системе. Отметка за
выполнение проекта выставляется в учебный журнал на странице соответствующей
дисциплины в графе «Проект». В документ государственного образца об уровне
образования – диплом – отметка выставляется в соответствии с учебным планом по
направлению подготовки.
9.2.Общие критерии оценки проектной работы
-Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблемы,
которая проявляется в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы еѐ
решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или
обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание
модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.
Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных
действий.
-Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в
умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
-Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во
времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять
выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
-Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить еѐ результаты, аргументированно
ответить на вопросы.
9.3. Критерии для оценивания индивидуального проекта
Критерий 1. Овладение подходами к осуществлению проектной деятельности
1.1.Способность поставить проблему и выбрать способы еѐ решения
1.2.Найти и обработать информацию
1.3.Формулировать выводы и/или обоснование
1.4.Реализация/апробация принятого решения,
1.5.Обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и
т.д.
Критерий 2. Знание предметной области
2.1.Умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно
2.1.В соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания
и способы действий
Критерий 3. Подготовка проекта
3.1.Умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью
во времени
3.2. Использовать ресурсные возможности для достижения целей
3.3.Оосуществлять выбор конструктивных стратегий в условиях ограниченности ресурсов
Критерий 4. Оформление проекта
4.1.Проект подготовлен в соответствии с утвержденным планом
4.2.Оформлен в соответствии с ГОСТом и методическими рекомендациями организации
Критерий 5. Презентация проекта
5.1.Умение ясно изложить и оформить выполненную работу
5.2. Представить еѐ результаты
5.3.Аргументировано ответить на вопросы
Оценка проекта:
5 баллов – «удовлетворительно»;
10
6-10 – «хорошо»;
11-15 – «отлично»
Критерии оценки индивидуального проекта представлены в Приложении 3.
10.Процедура защиты проекта.
10.1.Защита индивидуальных учебных проектов проводится в мае-июне месяцах.
10.2.Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении студента, который
раскрывает цель, содержание проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы
преподавателя.
10.3.Проектная деятельность оценивается по 5 -ти критериям.
11.Контроль выполнения индивидуального проекта.
11.1 Ответственность за выполнение индивидуальных проектов возлагается на
руководителей проектов, которые в конце учебного года отчитываются на ПЦК о
выполнении индивидуальных проектов обучающихся (оформляется зачетная ведомость)
11.2 Общее руководство проектной деятельностью в колледже осуществляет начальник
методического отдела и методист по направлению подготовки
11.3.Контроль и организация работы по индивидуальным проектам возлагается на
заведующих отделениями.
12. Права и ответственность сторон.
12.1.Руководитель индивидуального проекта должен:
-Совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному
учебному проекту;
-Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы,
источники необходимой информации;
-Мотивировать
обучающего
на
выполнение
работы
по
индивидуальному
образовательному проекту;
-Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования
и представления результатов исследования;
-Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению
индивидуального образовательного проекта.
12.2.Руководитель индивидуального проекта имеет право:
-Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы;
-Использовать в своей работе имеющиеся в колледже информационные ресурсы;
-Обращаться в учебную часть колледжа в случае систематического несоблюдения сроков
реализации плана индивидуального образовательного проекта.
12.3.Обучающийся должен:
-Выбрать тему индивидуального образовательного проекта;
-Посещать консультации и
дополнительные занятия по индивидуальному
образовательному проекту;
-Ответственно
относиться к
требованиям
и
рекомендациям
руководителя
индивидуального образовательного проекта:
- Подготовить публичное выступление.
12.4.Обучающийся имеет право:
-На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе
выполнения индивидуального учебного проекта;
11
-Использовать для выполнения индивидуального образовательного проекта ресурсы
колледжа.
13. Хранение индивидуальных проектов.
13.1. После процедуры защиты печатная и электронная версии проекта, отзыв хранятся у
руководителя проекта в течение года.
13.2.Лучшие индивидуальные проекты могут быть использованы в качестве
демонстрационных материалов в методическом кабинете колледжа и учебных кабинетах
преподавателя.
13.3.По истечении нормативного срока хранения документы подлежат уничтожению в
установленном порядке. Ответственность за учѐт, хранение, порядок использования работ
в учебном процессе, их утилизации возлагается на заведующего отделением
12
Приложение 1
Срок выполнения отдельных этапов подготовки индивидуального проекта
Сроки
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Содержание
Ответственные
1.Формирование перечня тем для проектной работы, с
ориентиром на возможность представления проектов не
только в рамках колледжа, но и для участия в
конкурсах за его пределами.
2. Окончательный выбор и утверждение темы проекта
– 15 сентября текущего года на заседаниях ПЦК.
3.После утверждения тематики индивидуальных
проектов информация размещается в открытом доступе
1.Преподаватель,
руководитель проекта,
председатель ПЦК
2.Преподаватель,
руководитель проекта,
председатель ПЦК
3.Преподаватель,
руководитель проекта,
заведующие отделением
4.Ознакомление с перечнем тем проектов студентов.
4.Студенты, классный
руководитель,
руководитель проекта
5.Определение студентов по группам за руководителем 5.Заведующий
индивидуального проекта
отделением
1.Окончательный выбор студентами темы
1.Студенты,
индивидуального проекта -15 октября текущего года
руководитель проекта,
2.Формирование проектных групп на основе списков председатели ПЦК
группы обучающихся и заявление на выбор темы
2. Заведующий
3. Формирование проекта приказа об утверждении отделением
тематики индивидуальных проектов до -15 октября
3. Заведующий
4.Составление плана действий по его реализации,
отделением
начало исследовательского этапа.
Постановка цели и задач проекта (исследования).
4. Руководитель проекта,
Определение объекта и предмета исследования,
студенты
выдвижение гипотезы, продукта деятельности. Выбор
методов исследования.
1.Ознакомление студентов с темами индивидуальных
1.Заведующий
отделением
проектов под роспись и календарным графиком
2. Студенты
работы над проектом -1 ноября.
3. Студенты и
2.Изучение литературы, материалов СМИ, интернет
руководитель проекта
ресурсов по тематике индивидуального проекта
3.Определение структуры работы. Сбор информации.
1.Внесение изменений в первоначальную тему и план
проекта, утверждение формулировки тем – не позднее
1 декабря.
2.Описание теоретической части проекта
(исследования)
1.Проведение опытно-экспериментальной части
работы.
2.Обработка результатов опытно-экспериментальной
части.
3.Аналитическая часть работы.
1. Студенты и
руководитель проектов
1.Получение и формулировка выводов на основе
выполнения задач проекта.
2.Написание заключения.
3.Формирование общего текста исследовательской
1.Студенты,
руководитель проектов
1.Студенты и
руководитель проектов
13
Март
Апрель
Май-июнь
работы в соответствии со структурой.
4.Создание оглавления
1 Оформление работы.
2.Сдача текста работы руководителю проекта на
проверку.
Корректировка текста работы с учетом замечаний,
предложений. Подготовка к защите, публичному
выступлению. Написание тезисов выступления,
создание презентации.
Защита завершенного проекта на конференции. Общая
оценка проектной (исследовательской) работы.
Выставление оценок. Оформление отчетной
документации .
1. Руководитель проекта.
1. Руководитель проекта
1. Руководитель проекта
14
Приложение 2
Требования к оформлению текстового варианта индивидуальной проектной
работы
Структура
Требования к содержанию
1. Информационный раздел
1.1. Титульный лист
- Название учебного заведения (указывается в верхней части
титульного листа).
- Название работы (БОЛЬШИМИ БУКВАМИ по центру).
- Область научных знаний, рассмотренных в проекте.
- Данные об авторе (Ф.И. - полностью, группа, курс).
- Данные о руководителе.
- Web-адрес, по которому размещена работа (если таковой
имеется).Название населенного пункта и год написания (внизу
по центру).
1.2. Оглавление
2. Описание работы
2.1. Введение
Наименование всех глав, разделов с указанием номеров
страниц, на которых размещается материал.
- Актуальность выбранной темы.
- Проблема.
- Цель проекта.
- Задачи, поставленные для реализации проекта.
- План (содержание) работы.
2.2. Описание
проектной работы и
ее результаты
- Теоретическая часть
- Практическая часть (описание методов исследования, ход
исследования и его результаты)
- Назначение и применение проекта.
- Выводы
- Список используемой литературы, электронные адреса.
- Приложение (рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы).
3.
Рефлексия
деятельнос
ти
- Оценивание степени достижения поставленных целей
- Оценивание качества результатов.
- Приобретенные умения, знания, навыки.
Требования к подготовке презентации
Критерии оценивания
Параметры
оценивания
презентации
Композиция, ее монтаж Интригующее начало.
Нарастание темпов событий.
Полный калейдоскоп событий.
Содержание.
Раскрытие цели и задач исследования
Информация
Достоверность (соответствие информации действительности)
- Полнота (отражение источником информации всех
существенных сторон исследуемого вопроса).
- Ссылки и обоснования (наличие сведений о происхождении
15
Текст
Оформление
информации).
- Отсутствие неопределенности, неоднозначности.
- Современность источника.
- Разумная достаточность.
Научность (построение всех положений и выводов на строго
научной основе).
- Логичность (наличие логических связей между излагаемыми
понятиями).
- Доступность (текст должен быть понятен всей аудитории).
- Однозначность (единое толкование текста).
- Лаконичность (текстовое изложение должно быть максимально
кратким).
- Завершенность (содержание каждой части текстовой
информации логически завершено).
- Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
Заголовки привлекают внимание.
- Использование коротких слов и предложений.
- Наличие иллюстраций по заданной теме.
- Текст легко читается на фоне презентации.
- Используются анимационные эффекты.
- Использование для фона слайда тона приятного для глаз
зрителя.
- Соответствие стиля оформления презентации
(графического, звукового, анимационного) содержанию
презентации.
- Использование единого стиля оформления.
- Использование не более трех цветов на одном слайде (фон,
заголовок, текст).
- Отсутствие острых углов у фигур, «рванных» и изломанных
линий.
- Анимационные эффекты не отвлекают внимание от содержания
слайда.
- «Читаемость» шрифта.
- Расположение информации на слайде (предпочтительно
горизонтальное расположение информации; наиболее
важная информация должна располагаться в центре
экрана; если на слайде картинка, надпись должна
располагаться под ней).
- Объем информации на слайде (не заполнять один слайд
большим объемом информации (люди могут запомнить не
более трех фактов, выводов, определений); наибольшая
эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты
отображаются по одному на каждом отдельном слайде).
- Объем презентации ( около 12 файлов).
16
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Требования к оформлению буклета (плаката)
Содержание раскрывает цель и задачи исследования.
Размещены наиболее важные сведения.
Краткость изложения информации.
Достоверность информации.
Лаконичность текста.
Завершенность.
Доступность текста.
Разумная достаточность эффектов для привлечения внимания.
Объем информации.
Правильно подобранные шрифты.
Использование дополнительных заголовков для легкости чтения.
Наличие иллюстраций по теме.
Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
Указание автора и руководителя проекта.
Наличие названия проекта, учебного заведения, населенного пункта.
Эстетичность оформления
17
РАЗРАБОТАНО
Должность
Зам. директора по УР
Ф.И.О.
Подпись
Нестеренко Е.П.
Дата
22.01.24 год
СОГЛАСОВАНО
Должность
Юрисконсульт
Ф.И.О.
Подпись
Дата
Ремский О.В.
22.01.24 год
Заведующий
отделением
Заведующий
отделением
Начальник
методического отдела
Ананьева Л.Ю.
22.01.24 год
Жданова А.А.
22.01.24 год
Ежова Е.Ю.
22.01.24 год
Методист
Смолина О.А.
22.01.24 год
Методист
Демченко Н.А.
22.01.24 год
Председатель Совета
студенческого
самоуправленияя ГАПОУ
СО «ЭКПТ»
Председатель Совета
родителей (законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся
ПредседательПЦК
Махнорылова Д.Н
22.01.24 год
Агеева М.В.
22.01.24 год
Кочнева А.Н.
22.01.24 год
ПредседательПЦК
Гайворонская Н.Н.
22.01.24 год
ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ: со дня утверждения директором Колледжа
приказ № 37 от « 23 » января 2024 г.,
(Основание: заседание Совета колледжа
протокол № 4 от « 22 » января 2024 г.)
СПИСОК РАССЫЛКИ:
Контрольный экземпляр документа
18
Лист регистрации изменений
№
п/п
Номера листов (страниц)
замененных
новых
аннулированных
Номер
изменения
Подпись
Дата
введения
изменени
я
19