1. График учебного процесса
Кур
с
Сентябрь
1-7 8-14 15-21 22-28
29-05
Октябрь
6-12 13-19 20-26
27-02
Ноябрь
Декабрь
03-09 10-16 17-23 24-30 01-07 08-14 15-21 22-28
29-04
Январь
05-11 12-18 19-25
26-01
Февраль 23-01
Март
02-08 09-15 16-22
02-08 09-15 16-22 23-29
30-05
27-3
Апрель
Май
06-12 13-19 20-26
04-10 11-17 18-24 25-31
1-7
Июнь
8-14 15-21 22-28
29-05
Июль
06-12 13-19 20-26
27-02
Август
03-09 10-16 17-23 24-31
1
17
К К
22
А А К К К К К К К К К
2
16
10,
5
5
А К К
21
14,
5
9
У У А К К К К К К К К К
3
4
Обозначения:
У У У П П П А К К
У У У П П П П П П П П А К К
□
Теоретическое
обучение
А
Промежуточная
аттестация
У
Учебная
практика
П
У У У П П П П П П П А К К К К К К К К
У У П П А Д Д Д Д
Производственная
практика
Д
И И И И И И
Преддипломная
практика
И
Государственная
итоговая
аттестация
К
Каникулы
2. Сводные данные по бюджету времени (в неделях)
Курс
1
1
2
3
4
Всего
Обучение по дисциплинам
и междисциплинарным
курсам
Учебная
практика
2
39
37
25
14
115
3
0
2
6
5
13
Производственная практика
по профилю
специальности
4
0
0
10
10
20
5
0
0
0
4
4
Промежуточная
аттестация
Государственная
итоговая
аттестация
6
2
2
1
2
7
7
0
0
0
6
6
Каникулы Всего
8
11
11
10
2
34
9
52
52
52
43
199
3. План учебного процесса 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин
Объем образовательной программы в академических часах
Дифференцированные
зачеты
Экзамены
В т. ч.в форме практической подготовки
Самостоятельная работа
Всего во взаимодействии
с преподавателем
Теоретическое обучение
Лабораторные и
практические занятия
Курсовой проект (работа)
Практики
Консультации
Промежуточная аттестация
ОУ.00
Общеобразовательный
учебный цикл
4
1476
0
0
1476
706
698
0
0
48
24
612
864
8
4
1408
0
0
1408
682
654
0
0
48
24
612
796
-,Э
148
148
74
56
12
6
68
80
108
108
54
54
34
74
232
232
138
76
112
120
72
72
-
72
34
38
108
108
28
80
180
180
128
34
ВСЕГО
Индекс
Наименование циклов,
дисциплин,
профессиональных
модулей, МДК, практик
Распределение обязательной нагрузки по курсам и
семестрам
Работа обучающихся во взаимодействии с
преподавателем
9
Форма
промежуточной
аттестации
Занятия по
дисциплинам и МДК
1 курс
3сем
16н.
0/0
4сем
21н.
2/0
5сем
10,5н.
3/3
6сем
14,5н.
3/7
7сем
5н.
3/8
8сем
9н.
2/2
0
0
0
0
0
0
ОУП.02
Литература
ОУП.03
Математика
ОУП.04
Иностранный язык
-,ДЗ
ОУП.05
Информатика
-,ДЗ
ОУП.06
Физика
ОУП.07
Биология
ДЗ
36
36
24
12
36
ОУП.08
Химия
ДЗ
72
72
34
38
72
ОУП.09
История
168
168
104
46
ОУП.10
Обществознание
ДЗ
36
36
20
16
ОУП.11
География
ДЗ
72
72
44
28
ОУП.12
Физическая культура
-,ДЗ
108
108
12
96
ОУП.13
Основы безопасности
жизнедеятельности
ДЗ
68
68
22
46
-,Э
-,Э
-,Э
12
12
12
6
6
6
4 курс
2сем
22н
0/0
ОУП.01
-,ДЗ
3 курс
1сем
17н.
0/0
Общеобразовательные
учебные дисциплины
Русский язык
ОУП.00
2 курс
34
74
68
112
84
84
36
72
34
74
68
УП.00
УП. 14
СГ.00
СГ.01
СГ.02
СГ.03
СГ.04
СГ.05
СГ.06
ОП.00
ОП.01
ОП.02
Учебные предметы по
выбору
Основы проектной
деятельности / Введение в
специальность
Социально-гуманитарный
цикл
История России
Иностранный язык в
профессиональной
деятельности
Безопасность
жизнедеятельности
Физическая культура
Основы бережливого
производства
Основы финансовой
грамотности
Общепрофессиональный
цикл
1
0
ДЗ
5
68
0
0
68
1
68
24
44
68
24
44
0
0
0
0
0
68
68
534
414
12
522
94
412
38
0
2
36
30
0
6
180
168
2
178
0
168
4
_,ДЗ
72
48
2
70
22
48
_,З,_,З,
_,ДЗ
174
174
2
172
0
172
ДЗ
34
14
2
32
18
14
34
ДЗ
36
10
2
34
24
10
36
6
1070
494
20
1050
460
516
Э
104
40
2
102
50
Э
104
50
2
102
38
0
2
ДЗ
_,_,ДЗ
4
Математические методы
решения прикладных
профессиональных задач
Прикладные компьютерные
программы в
профессиональной
деятельности
_,_,_,_,
_,Э
0
0
10
6
0
0
110
0
160
90
32
54
44
24
30
16
30
42
30
24
30
16
24
0
0
116
38
6
36
36
0
88
38
36
0
0
502
40
6
6
104
40
50
6
6
104
36
30
0
6
44
452
0
ОП.03
Экологические основы
природопользования
ОП.04
Инженерная графика
Электротехника и
электроника
_,Э
168
136
2
166
0
158
2
6
64
104
_,Э
160
72
2
158
76
72
4
6
64
96
Геология
_,Э
176
72
2
174
94
72
2
6
64
112
Техническая механика
Правовые основы
профессиональной
деятельности
_,Э
168
72
2
166
84
72
4
6
64
104
ДЗ
58
14
2
56
38
14
4
58
4
58
ОП.05
ОП.06
ОП.07
ОП.08
ДЗ
ОП.09
Охрана труда
ДЗ
58
24
2
56
28
24
ОП.10
Ключевые компетенции
цифровой экономики
ДЗ
36
14
2
34
20
14
38
36
П.00
Профессиональный цикл
ПМ.01
Проведение работ по
эксплуатационному и
разведочному бурению
МДК.
01.01
Технология строительства
нефтяных и газовых скважин
12(12)
10(5)
2500
1532
10
2490
868
294
50
1188
30
60
0
0
0
324
452
810
580
334
4(4)
2(1)
984
716
2
982
248
110
30
576
6
12
0
0
0
238
108
322
316
0
_,_,_,Э
402
140
2
400
248
110
30
6
6
166
72
106
58
36
36
УП.01.01
Учебная практика
ДЗ
72
72
72
72
УП.01.02
Учебная практика
_,ДЗ
72
72
72
72
УП.01
Учебная практика
ДЗ
72
72
72
72
ПП.01
Производственная практика
_,ДЗ
360
360
360
360
Экзамен по модулю
Эм
6
2(1)
346
174
2
344
152
30
_,Э
196
30
2
194
152
30
72
72
180
6
6
6
ПМ.02
Проведение работ по
капитальному ремонту
нефтяных и газовых
скважин
МДК.
02.01
Технология капитального
ремонта скважин
УП.02
Учебная практика
ДЗ
72
72
72
72
72
ПП.02
Производственная практика
ДЗ
72
72
72
72
72
2(2)
Экзамен по модулю
ПМ.03
Обслуживание и
эксплуатация
оборудования буровых
установок на нефть и газ
МДК.
03.01
Обслуживание и
эксплуатация бурового
оборудования
УП.03
ПП.03
Учебная практика
Производственная практика
2(2)
ПМ.04
Организация работ по
бурению, капитальному
ремонту нефтяных и
газовых скважин
6
2(1)
350
194
2
348
136
50
_,Э
200
50
2
198
136
50
36
36
36
36
108
108
108
108
ДЗ
2(2)
144
Эм
ДЗ
Экзамен по модулю
0
Эм
6
2(1)
448
6
12
6
6
6
144
6
12
6
6
2
446
0
0
0
58
288
0
0
58
138
142
208
0
142
58
6
0
0
0
0
0
36
108
6
214
0
6
0
6
214
50
20
144
180
6
12
6
0
0
0
0
0
58
56
334
МДК.
04.01
Основы организации и
планирования
производственных работ при
бурении и капитальном
ремонте скважин
УП.04
Учебная практика
ПП.04
Производственная практика
ПМ.05
Экзамен по модулю
Выполнение работ по
профессии 120504
"Помощник бурильщика
капитального ремонта
скважин"
_,Э
298
70
ДЗ
72
72
72
72
72
ДЗ
72
72
72
72
72
2(2)
2
296
214
50
Эм
6
2(1)
372
234
2
370
118
54
_,Э
186
54
2
184
118
54
20
6
6
6
58
6
0
180
6
12
6
6
0
0
0
86
286
86
100
Проведение капитального
ремонта скважин
УП.05
Учебная практика
ДЗ
72
72
72
72
72
ПП.05
Производственная практика
ДЗ
108
108
108
108
108
КЭ
6
ПДП
Преддипломная практика
144
ГИА
Государственная итоговая
аттестация
216
ВСЕГО
30(12)
Государственная итоговая аттестация
Демонстрационный экзамен
Защита дипломного проекта
21(5)
5940
6
144
6
144
0
0
42
5898
0
6
144
144
216
2584
184
6
МДК.
05.01
Квалификационный экзамен
56
216
2128
1920
50
1332
126
126
612
864
612
864
612
900
612
864
Дисциплины и МДК
11
11
10
9
8
7
5
5
Учебная практика
0
0
0
72
108
108
108
72
Производственная практика
0
0
0
0
108
252
288
72
Преддипломная практика
0
0
0
0
0
0
0
144
Консультации
0
12
24
12
6
6
12
18
Экзамены
0
24
12
24
12
12
24
18
Самостоятельная работа
0
0
8
10
6
4
4
10
Количество экзаменов
0
4
2
4
2(1)
2(1)
4 (2)
3(1)
Количество дифференцированных зачетов
3
6
2
2(1)
5(2)
4(3)
4(4)
4(2)
4. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
4.1. Нормативная база реализации ООП
Настоящий
учебный
план
ГАПОУ
СО
«ЭКПТ»программы
среднего
профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена на базе
основного общего образования по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых
скважинразработан в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»(с изменениями от 06.02.2023г. № 15-ФЗ, от 17.02.2023г. № 19-ФЗ, от
17.02.2023г. № 26-ФЗ);
Приказом Минобрнауки России от15 сентября2022 г.№836«Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин»;
Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
общего
образования»(в ред. ПриказаМинпросвещения РФ от 12 августа 2022 года № 732);
Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении
перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования»,(ред. от
20.01.2021 г.);
Приказом Минпросвещения РФ от 24 августа 2022 г. № 762 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
Приказом Минпросвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 457 «Об утверждении
порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального
образования»(в ред. Приказов Минпросвещения РФот 16.03.2021г. № 100,от 30.04.2021г. №
222,от 20.10.2022г. № 915);
Приказом Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 5 августа
2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической
подготовке обучающихся») (в ред. Приказа Минобранауки РФ № 1430, Минпросвещения РФ
№ 652 от 18.11.2020 г.);
Приказом Минпросвещения России от 8 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования» (с изменениями от 05.05.2022 г. № 311);
Письмом Минпросвещения России от 1 марта 2023 г. № 05-592 «О направлении
рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования»;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 92
«Об утверждении правил участия объединений работодателей в мониторинге и
прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в
разработке и реализации государственной политики в области профессионального
образования и высшего образования» с изменениями и дополнениями от 29.11.2018 г;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 697
«Об утверждении Перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на
обучение по которым поступающие проходят обязательный предварительный медицинский
7
осмотр в порядке, установленном при заключении трудового договора и служебного
контракта по соответствующей должности или специальности»;
Уставом ГАПОУ СО «ЭКПТ»;
Локальными актами ГАПОУ СО «ЭКПТ».
4.2. Организация учебного процесса и режим занятий
Образовательный процесс в колледже ведется на государственном языке Российской
Федерации – русском.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным
планом. Два раза в течение учебного года для студентов устанавливаются каникулы общей
продолжительностью 10-11 недель в год, в том числе две недели в зимний период.
Общая продолжительность каникул составляет 34 недели: по 11 недель на 1,2 курсах,
10 недель на 3 курсе и 2 недели на 4 курсе.
Учебный год состоит из двух семестров, каждый из которых заканчивается
предусмотренной учебным планом формой контроля знаний. В колледже установлены
основные виды учебных занятий: урок, практическое занятие, лабораторное занятие,
консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта,
учебную и производственную практики.
Время, отводимое на консультации, предусматривается за счет времени, отводимого
на промежуточную аттестацию: по учебному плану – 252 часа (72 часа – в
общеобразовательном цикле и 180 часов – по программе ППССЗ).
Время на самостоятельную работу не относится к времени, отводимому на работу во
взаимодействии, но входит в объем часов образовательной программы и используется для
контроля выполнения самостоятельной работы обучающихся.
В колледже установлена 5-дневная рабочая неделя для педагогических работников и
студентов в соответствии с утвержденным расписанием учебных занятий. Для всех видов
учебных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
Объем учебной нагрузки обучающегося составляет 36 академических часов в неделю.
Численность студентов в учебной группе в колледже при финансировании подготовки
за счет бюджетных ассигнований устанавливается 25 человек.
Исходя из специфики, колледж может проводить учебные занятия с группами
студентов меньшей численности и отдельными студентами, а также делить группы на
подгруппы. При проведении учебных занятий в виде лекций группы обучающихся
объединяются.
Учебная и производственная практики могут проводиться в организациях,
предприятиях и учреждениях различных организационно-правовых форм на основе
договоров между этими организациями и колледжем. Учебная и производственная практики
студентов,
осваивающих
основные
образовательные
программы
среднего
профессионального образования, осуществляются, в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Саратовской области и положением колледжа.
4.3. Общеобразовательный учебный цикл
Общеобразовательный учебный цикл программы подготовки специалистов среднего
звена по специальности СПО 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважинсформирован с
8
учетом технологического профиля получаемого профессионального образования в
соответствии с перечнем профессий и специальностей СПО, утвержденного приказом
Минобрнауки России от 29.10.2013 г. № 1199 и письмом Минпросвещения России № 05-592
от 01.03.2023 г.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования общеобразовательный учебный
цикл учебного плана включает 13 общеобразовательных учебных предметов (ОУП.01
Русский язык, ОУП.02 Литература, ОУП.03 Математика, ОУП.04 Иностранный язык,
ОУП.05 Информатика, ОУП.06 Физика, ОУП.07 Биология, ОУП.08 Химия, ОУП.09 История,
ОУП.10 Обществознание, ОУП.11 География, ОУП.12 Физическая культура, ОУП.13
Основы безопасности жизнедеятельности).
Дополнительными учебными предметами по выбору обучающихся являются УП.14
Основы проектной деятельности / Введение в специальность. В рамках учебного предмета
УП.14 Основы проектной деятельности / Введение в специальность обучающимися
выполняется индивидуальный проект (в объеме 32 часов).
Студенты должны представить завершенное учебное исследование или
разработанный
учебный
проект
(информационный,
творческий,
социальный,
инновационный).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся под руководством преподавателя
по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, в любой
избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской,
социальной, художественно-творческой, инновационный, иной).
Порядок выполнения, особенности организации выполнения работы и оценки
индивидуальных проектов определены локальным актом колледжа – положением «Об
индивидуальном проекте обучающегося при освоении образовательной программы ФГОС
СОО».
Обучающиеся изучают общеобразовательные учебные предметы в течение первого
года обучения.
Нормативный срок освоения общеобразовательного цикла программы подготовки
специалистов среднего звена по специальности СПО 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых
скважин при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного
общего образования, составляет 52 недели (1 год) из расчета: теоретическое обучение (при
обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) – 39 недель, промежуточная аттестация –
1 неделя, каникулярное время – 11 недель.
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (1476 часов) включает:
– изучение учебных предметов общеобразовательного цикла ООП СПО – 1404 часа,
– консультации – 48 часов;
– промежуточная аттестация (экзамены) – 24 часа.
Знания, умения, полученные студентами при освоении учебных предметов
общеобразовательного цикла, углубляются и расширяются в процессе изучения разделов и
тем учебных дисциплин циклов:
– Социально-гуманитарный цикл («История России», «Иностранный язык в
профессиональной деятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая
культура»);
9
– Общепрофессиональный цикл («Математические методы решения прикладных
профессиональных задач», «Экологические основы природопользования», «Прикладные
компьютерные программы в профессиональной деятельности» и др.).
Качество освоения учебных предметов общеобразовательного цикла по ППССЗ
оценивают в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль проводят в пределах учебного времени, отведенного на освоение
соответствующих общеобразовательных учебных предметов как традиционными, так и
инновационными методами, включая компьютерные технологии.
Промежуточную аттестацию проводят в форме дифференцированных зачетов и
экзаменов: дифференцированные зачеты – за счет времени, отведенного на
соответствующую общеобразовательный предмет, экзамены – за счет времени, выделенного
ФГОС. Экзамены проводят по учебным предметам «Русский язык», «Математика»,
«История» и предмету, изучаемому углубленно с учетом получаемой специальности СПО –
«Физика». Экзамены по предметам «Русский язык», «Математика» проходят в письменной
форме.
Обучающиеся, не имеющие академической задолженности, вправе пройти
государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных
программ среднего общего образования и получить аттестат о среднем общем образовании
(часть 6 статьи 68 Федерального закона об образовании), Государственная итоговая
аттестация по программам среднего общего образования проводится в форме единого
государственного экзамена (часть 13 статьи 59 Федерального закона об образовании).
4.4. Образовательная программа СПО по подготовке специалистов среднего звена
Программа СПО по подготовке специалистов среднего звена по специальности
21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин предусматривает изучение
– учебных циклов социального-гуманитарного, общепрофессионального и
профессионального в общем объеме 4644 часа в том числе:
2736 часов обязательных аудиторных учебных занятий (76 недель),
468 часов учебной практики (13 недель),
720 часов производственной практики(20 недель),
144 часа преддипломной практики(4 недели),
180 часов промежуточной аттестации студентов (5 недель);
216 часов государственной итоговой аттестации (демонстрационный экзамен, защита
дипломного проекта) (6 недель).
Консультации проводятся перед экзаменом, в объеме, указанном в учебном плане.
Формы проведения консультаций – групповая и индивидуальная.
Самостоятельная работа по учебным дисциплинам и МДК планируется по
профессиональной программе для контроля выполнения самостоятельных заданий
студентами.
Обязательная часть образовательной программы по циклам составляет70% от общего
объема времени, отведенного на их освоение.
Обязательная часть социально-гуманитарного цикла образовательной программы
СПО предусматривает изучение следующих дисциплин: «История России», «Иностранный
язык в профессиональной деятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая
культура», «Основы финансовой грамотности», «Основы бережливого производства».
10
Общий объем дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составляет 72 часа, из
них на освоение основ военной службы (для юношей) – 48 часов, для подгрупп девушек 48
часов отведено на освоение основ медицинских знаний.
С юношами по основам военной службы проводятся пятидневные учебные сборы на
базе воинских частей г. Энгельса (приказ Министра обороны и Министерства образования и
науки № 96/134 от 24 февраля 2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации
обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их
подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего общего
образования, образовательных учреждениях НПО/СПО и учебных пунктах»). Учебные
сборы проводятся в каникулярное время и не учитываются при расчете учебной нагрузки.
Дисциплина «Физическая культура» способствует формированию физической
культуры выпускника и способности направленного использования средств физической
культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовке к
профессиональной деятельности, предупреждению профессиональных заболеваний.
Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
колледж устанавливает особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» с
учетом состояния их здоровья.
Общепрофессиональный цикл образовательной программы СПО предусматривает
изучение следующих дисциплин «Математические методы решения прикладных
профессиональных задач», «Прикладные компьютерные программы в профессиональной
деятельности», «Экологические основы природопользования», «Инженерная графика»,
«Электротехника и электроника», «Геология», «Техническая механика», «Правовые основы
профессиональной деятельности», «Охрана труда».
Профессиональный цикл включает профессиональные модули в соответствии с
видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько
междисциплинарных курсов. Объем профессионального модуля составляет не менее 4
зачетных единиц.
Практика входит в профессиональный цикл и имеет следующие виды – учебная
практика и производственная практика, которые реализуются в форме практической
подготовки. Учебная и производственная практики реализуются как в несколько периодов,
так и рассредоточено, чередуясь с учебными занятиями.
Учебная практика (13 недель) реализуется в рамках профессиональных модулей
ПМ.01 – 6 недель, ПМ.02 – 2 недели, ПМ.03 –1 неделя, ПМ.04 – 2 недели, ПМ.05 – 2 недели.
Производственная практика (20 недель) проводится в рамках профессиональных
модулей: ПМ.01–10 недель; ПМ.02 –2 недели; ПМ.03 –3 недели, ПМ.04 – 2 недели, ПМ.05 –
3 недели.
Производственная практика и преддипломная практикапроводятся на основе
договоров между колледжем и общеобразовательными учреждениями. Места для подготовки
и проведения мероприятий и занятий, при прохождении практики должны соответствовать
санитарным, гигиеническим и нормативным требованиям.
Во время преддипломной практики студенты зачисляются на вакантные должности,
если
работа
соответствует
требованиям
программы
преддипломной
практики.Преддипломная практика в объеме 4 недели проводится непрерывно после
освоения учебной практики и производственной практики.
Организация практики осуществляется в соответствии с приказом Министерства
науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ «О практической
11
подготовке обучающихся» от 05.08.2020 г. № 885/390 и Положением о практической
подготовке обучающихся по программам СПО в ГАПОУ СО «ЭКПТ».
Формирование вариативной части образовательной программы
В соответствии с ФГОС СПО по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых
скважинвариативная часть образовательной программы составляет 1296 часов (30,5%).
Размер вариативной части рассчитан от всего объема, отводимого на программу, за
исключением ГИА. Вариативная часть дает возможность расширить и углубить подготовку
обязательной части образовательной программы.
Объем времени, отведенный на вариативную часть циклов образовательной
программы, использован:
1)672 аудиторных часа на увеличение объема времени, отведенного на изучение
дисциплин и модулей обязательной части:
Наименование дисциплин с увеличением объема времени за счет
Колвариативной части
во
часов
СГ.00
Социально-гуманитарный цикл
22
СГ.01
История России
6
СГ.02
Иностранный язык в профессиональной деятельности
6
СГ.03
Безопасность жизнедеятельности
4
СГ.05
Основы бережливого производства
2
СГ.06
Основы финансовой грамотности
4
ОП.00
Общепрофессиональный цикл
182
Математические методы решения прикладных профессиональных
ОП.01
40
задач
Прикладные компьютерные программы в профессиональной
ОП.02
32
деятельности
ОП.03
Экологические основы природопользования
6
ОП.04
Инженерная графика
24
ОП.05
Электротехника и электроника
16
ОП.06
Геология
32
ОП.07
Техническая механика
24
ОП.08
Правовые основы профессиональной деятельности
4
ОП.09
Охрана труда
4
П.00
Профессиональный цикл
432
Проведение работ по эксплуатационному и разведочному
ПМ.01
168
бурению
МДК.01.01 Технология строительства нефтяных и газовых скважин
168
Проведение работ по капитальному ремонту нефтяных и
ПМ.02
94
газовых скважин
МДК.02.01 Технология капитального ремонта скважин
94
Обслуживание и эксплуатация оборудования буровых
ПМ.03
36
установок на нефть и газ
МДК.03.01 Обслуживание и эксплуатация бурового оборудования
36
Организация работ по бурению, капитальному ремонту
ПМ.04
134
нефтяных и газовых скважин
Основы организации и планирования производственных работ при
МДК.04.01
134
бурении и капитальном ремонте скважин
Итого
636
12
2) 252 часа на увеличение объема времени учебной и производственной практики и
производственной практики по профилю специальности:
ПП.02 Производственная практика – на 72 часа;
УП.03 Учебная практика – на 36 часов;
УП.04 Учебная практика – на 72 часа;
ПДП.00 Преддипломная практика – на 72 часа.
3)на введение дополнительных дисциплин – 36 аудиторных часа:
на введение дополнительной общепрофессиональной дисциплины ОП.10 Ключевые
компетенции цифровой экономики – 36 аудиторных часов(согласно ФГОС СПО по
специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин«образовательная организация
вводит в вариативную часть учебных циклов образовательной программы модуль по
освоению компетенций цифровой экономики»).
4) на введение дополнительного профессионального модуля ПМ.05 Выполнение
работ по профессии 120504 «Помощник бурильщика капитального ремонта скважин» – 372
аудиторных часа (согласно ФГОС СПО по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и
газовых скважин обучающиеся могут освоить профессию рабочего в соответствии с
перечнем профессий рабочих, должностей служащих).
В содержании профессиональной образовательной программы в рабочих программах
дисциплин вариативной части дополнены знания и умения, не отмеченные в ФГОС
специальности.
4.5. Порядок аттестации обучающихся
Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на
соответствующую учебную дисциплину.
Текущий контроль может иметь следующие виды: входной, оперативный и рубежный.
Входной контроль знаний студентов проводится в начале изучения дисциплины,
профессионального модуля и его составляющих (междисциплинарных курсов, учебной и
производственной практики) с целью выстраивания индивидуальной траектории обучения
студентов.
Оперативный контроль проводится с целью объективной оценки качества освоения
программ дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, а также
стимулирования учебной работы студентов, мониторинга результатов образовательной
деятельности, подготовки к промежуточной аттестации и обеспечения максимальной
эффективности учебно-воспитательного процесса.
Оперативный контроль проводится преподавателем на любом из видов учебных
занятий. Формы оперативного контроля (устный опрос, проверка выполнения письменных
домашних заданий, практических и расчетно-графических работ, защиты практических и
лабораторных работ, контрольная работа, тестирование, участие в работе «круглого стола», в
семинарах, презентациях и др.) выбираются преподавателем исходя из методической
целесообразности, специфики учебной дисциплины, профессионального модуля и его
составляющих (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практики).
13
Рубежный контроль является контрольной точкой по завершению каждой темы
(раздела) учебной дисциплины или профессионального модуля и его составляющих
(междисциплинарных курсов) и проводится с целью комплексной оценки уровня усвоения
программного материала.
Формы и методы текущего контроля отражаются в рабочих программах учебных
дисциплин, профессиональных модулей и их составляющих (междисциплинарных курсов,
учебной и производственной практики), исходя из специфики их содержания, требований по
формированию общих и профессиональных компетенций.
Для оценки результатов освоения образовательной программы используются также
накопительные системы оценивания.
Разработку контрольно-измерительных материалов и формирование фонда оценочных
средств, используемых для проведения текущего контроля качества подготовки студентов,
обеспечивает преподаватель учебной дисциплины или междисциплинарного курса.
По окончании каждого семестра по всем изучаемым дисциплинам,
междисциплинарным курсам и профессиональным модулям преподавателями выставляются
оценки успеваемости студентов на основании накопительных систем оценивания,
независимо от того, выносятся эти дисциплины на экзамен или нет. Экзаменационная оценка
рассматривается как окончательная.
Промежуточная аттестация планируется для оценки уровня освоения дисциплин и
уровня формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся.
1) С учетом времени на промежуточную аттестацию:экзамены по дисциплинам,
МДК, экзамен по ПМ, квалификационный экзамен.
2) Без учета времени на промежуточную аттестацию:дифференцированные зачеты
по дисциплинам, учебной практике (УП), производственной (ПП) практике, преддипломной
практике, курсовому проекту.
На промежуточную аттестацию (экзамены) отводится 6 недель. В течение учебного
года предусмотрено еѐ рассредоточенное проведение: аттестация проводится как после
окончания освоения соответствующих программ дисциплин и профессиональных модулей,
так и в период экзаменационных сессий, установленных календарным учебным графиком.
Промежуточная аттестация в форме экзамена проводится в день, освобожденный от других
форм учебной нагрузки.
Дифференцированные зачеты по УП и ПП проводятся за счет объема времени,
отведенного на УП и ПП.
Дифференцированные зачеты по дисциплинам, курсовому проекту проводятся за счет
объема времени, отводимого на их изучение.
В семестрах, где не предусмотрена промежуточная аттестация по дисциплинам или
МДК, используются текущие формы контроля, результат которых учитывается в
промежуточной аттестации по окончании освоения дисциплины или профессионального
модуля; при этом могут использоваться рейтинговые и (или) накопительные системы
оценивания.
Экзамен по модулю проводится после освоения программы модуля и представляет
процедуру независимой оценки результатов обучения с участием работодателей – носителей
профессионального контекста. Расписание консультаций и экзаменов по профессиональным
модулям согласовывается с работодателем. Экзамен по модулю проверяет готовность
обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и
сформированность у него компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам
14
освоения ООП» ФГОС СПО. По итогу экзамена по модулю в экзаменационной ведомости,
зачетной книжке и в выписке к диплому проставляется дифференцированная оценка.
По результатам освоения профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по
профессии 120504 «Помощник бурильщика капитального ремонта скважин», который
включает в себя проведения практики,выдается свидетельство о профессии рабочего120504
«Помощник бурильщика капитального ремонта скважин». Получение обучающимися
профессионального обучения по профессии 120504 «Помощник бурильщика капитального
ремонта скважин» в рамках образовательной программы среднего профессионального
образования завершается сдачей квалификационного экзамена.
Формы и порядок промежуточной аттестации колледж выбирает самостоятельно,
периодичность промежуточной аттестации определяется рабочими программами, учебным
планом.
Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации обучающихся не
превышает 8 экзаменов в учебном году, а количество зачетов – 10. В указанное количество
не входят зачеты по физической культуре.
Итоговая аттестация выпускника профессиональной образовательной организации
является обязательной и осуществляется после освоения основной образовательной
программы в полном объеме.
Государственная итоговая аттестация выпускников по образовательной программе
среднего профессионального образования специальности 22.01.01 Бурение нефтяных и
газовых скважин проводится в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного
проекта.
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий
академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план по основной
образовательной программе по специальности 22.01.01 Бурение нефтяных и газовых
скважин.
Демонстрационный экзамен направлен на определение уровня освоения выпускником
материала, предусмотренного образовательной программой, и степени сформированности
профессиональных умений и навыков путем проведения независимой экспертной оценки
выполненных выпускником практических заданий в условиях реальных или
смоделированных
производственных
процессов.Демонстрационный
экзамен
по
специальности 22.01.01 Бурение нефтяных и газовых скважин базового уровня проводится
на основе требований к результатам освоения образовательных программ среднего
профессионального образования, установленных ФГОС СПО.Демонстрационный экзамен
базового уровня проводится с использованием единых оценочных материалов, включающих
в себя конкретные комплекты оценочной документации, варианты заданий и критерии
оценивания (далее - оценочные материалы), разрабатываемых организацией, определяемой
Министерством просвещения Российской Федерации.
Процедура оценивания результатов выполнения заданий демонстрационного экзамена
осуществляется членами экспертной группы по 100-балльной системе в соответствии с
требованиями комплекта оценочной документации. Баллы выставляются в протоколе
проведения
демонстрационного
экзамена.
Оригинал
протокола
проведения
демонстрационного экзамена передается на хранение в образовательную организацию в
составе архивных документов.
Организация и порядок проведения демонстрационного экзамена описаны в
Положении
об
организации
и
проведении
аттестации
с
использованием
15
механизмадемонстрационного экзамена в ГАПОУ СО «ЭКПТ».
Дипломный проект направлен на систематизацию и закрепление знаний выпускника
по специальности, а также определение уровня готовности выпускника к самостоятельной
профессиональной деятельности. Дипломный проект предполагает самостоятельную
подготовку (написание) выпускников проекта, демонстрирующего уровень знаний
выпускника в рамках выбранной темы, а также сформированность его профессиональных
умений и навыков.
Выпускнику предоставляется право выбора темы дипломного проекта, в том числе
предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки
для практического применения. Тема дипломного проекта должна соответствовать
содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в
образовательную программу среднего профессионального образования.
Для подготовки дипломного проекта выпускнику назначается руководитель и, при
необходимости, консультанты, оказывающие выпускнику методическую поддержку.
Дипломные проекты подлежат обязательному рецензированию. Рецензентами могут быть
руководящие и педагогические работники профессиональных образовательных организаций
и образовательных организаций высшего образования, а также представители предприятий,
организаций – социальных партнеров.
Закрепление тем дипломных проектов, назначение руководителей и консультантов
оформляется приказом директора колледжа.
По утвержденным темам руководители дипломныхпроектов разрабатывают
индивидуальные задания для каждого студента и план-график выполнения дипломного
проекта.
16