Положение о практической подготовке

1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение о практической подготовке и практике обучающихся (далее –
Положение) определяет порядок организации практической подготовки, порядок проведения
практики обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального
образования в образовательной организации ГАПОУ СО «Энгельсский колледж профессиональных
технологий» (далее – Колледж).
1.2 Настоящее Положение разработано в соответствии нормативными правовыми и
локальными актами:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. №
464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 885/390 «О практической
подготовке обучающихся»;
Федеральными государственными стандартами по специальностям и направлениям
подготовки (далее – ФГОС), реализуемым в Колледже;
Уставом и иными локальными нормативными актами Колледжа.
1.3
Практическая подготовка – форма организации образовательной деятельности при
освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов
работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование,
закрепление, развитие практических навыков и компетенций, соответствующих профилю
соответствующей образовательной программы.
2. Организация практической подготовки обучающихся
2.1. Требования к организации практической подготовки обучающихся (далее –
практическая подготовка) определяются образовательной программой по соответствующей
профессии, специальности.
2.2. Практическая подготовка может быть организована:
− непосредственно в Колледже, в том числе в структурном подразделении Колледжа,
предназначенном для проведения практической подготовки;
− в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей
образовательной программы (далее – профильная организация), в том числе в структурном
подразделении профильной организации, предназначенном для проведения практической
подготовки, на основании договора (Приложение 2), заключаемого между Колледжем и
профильной организацией.
Организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей
образовательной программы, может быть иная образовательная организация, в том числе в её
структурное подразделение, предназначенное для проведения практической подготовки.
2.3. Образовательная деятельность при освоении образовательной программы в форме
практической подготовки может быть организована:
при реализации учебных предметов, дисциплин (модулей), предусмотренных учебным
планом, путем проведения практических и лабораторных занятий, практикумов,
предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с
будущей профессиональной деятельностью;
при проведении практики путем непосредственного выполнения обучающимися
определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного типа,
которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для
последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
2.4. Реализация компонентов образовательной программы в форме практической
подготовки может осуществляться непрерывно либо путем чередования с реализацией иных

компонентов образовательной программы в соответствии с календарным учебным графиком и
учебным планом.
2.5. Руководство практической подготовкой при реализации предметов, дисциплин
(модулей), проводимой в Колледже (или структурном подразделении Колледжа), осуществляет
педагогический работник, обеспечивающий реализацию данного предмета, дисциплины (модуля).
2.6. При организации практической подготовки профильные организации создают
условия для реализации компонентов образовательной программы, предоставляют оборудование и
технические средства обучения в объеме, позволяющем выполнять определенные виды работ,
связанные с будущей профессиональной деятельностью обучающихся, в соответствии с
реализуемой образовательной программой.
2.7. При организации практической подготовки обучающиеся и работники Колледжа
обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка профильной организации
(Колледжа).
Обучающиеся должны быть ознакомлены под роспись с инструкциями по охране труда и
технике безопасности.
2.8. При наличии в профильной организации или в Колледже (в случае организации
практической подготовки в Колледже) вакантной должности, работа на которой соответствует
требованиям к практической подготовке, с обучающимся может быть заключен срочный трудовой
договор о замещении такой должности.
2.9. При заключении с обучающимся срочного трудового договора в соответствии с
Трудовым законодательством ему устанавливается сокращенная продолжительность рабочего
времени. При этом учитываются следующие требования к продолжительности ежедневной работы
(смены), которая не может превышать:
для работников (включая лиц, получающих общее образование или среднее
профессиональное образование и работающих в период каникул) в возрасте от четырнадцати до
пятнадцати лет – 4 часа, в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет – 5 часов, в возрасте от
шестнадцати до восемнадцати лет – 7 часов;
для лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и
совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от
четырнадцати до шестнадцати лет – 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 4
часа;
для инвалидов – количество часов в соответствии с медицинским заключением, выданным
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
2.10. При организации практической подготовки, включающей в себя работы, при
выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские
осмотры (обследования), обучающиеся проходят соответствующие медицинские осмотры
(обследования) в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и
периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и
на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н.
2.11. Практическая подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов организуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей и состояния здоровья.
2.12. Обеспечение обучающихся проездом к месту проведения практики и обратно, а также
проживанием их вне места жительства в период прохождения практики осуществляется Колледжем
на условиях и в порядке, установленным соответствующим локальным нормативным актом
Колледжа.

3. Планирование, организация и проведение
лабораторных работ и практических занятий
3.1. Образовательная организация самостоятельно проектирует реализацию образовательной
программы и ее отдельных частей (учебные предметы, элективные курсы, дисциплины,
междисциплинарные курсы, профессиональные модули, практика и другие компоненты) в форме
практической подготовки с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов среднего профессионального образования по специальности/профессии (далее – ФГОС
СПО), федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(далее – ФГОС СОО) (при реализации образовательной программы среднего профессионального
образования на базе основного общего образования), с учетом специфики получаемой
профессии/специальности.
3.2. Образовательная деятельность в форме практической подготовки:
3.2.1. реализуется при проведении практических и лабораторных занятий, выполнении
курсового проектирования, всех видов практики и иных видов учебной деятельности;
3.2.2. предусматривает демонстрацию практических навыков, выполнение, моделирование
обучающимися определенных видов работ для решения практических задач, связанных с будущей
профессиональной деятельностью в условиях, приближенных к реальным производственным;
3.2.3. может включать в себя отдельные лекции, семинары, мастер-классы, которые
предусматривают передачу обучающимся учебной информации, необходимой для последующего
выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
3.2.4. при проведении в образовательной организации – организуется педагогическими
работниками (преподаватели и (или) мастера производственного обучения), по возможности
имеющими профильное образование и большой стаж практической работы по профилю;
3.2.5 при проведении в организации, осуществляющей деятельность по профилю
соответствующей образовательной программы, в том числе в ее структурном подразделении –
организуется лицами, соответствующими требованиям трудового законодательства Российской
Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников данной организации,
которые обеспечивают организацию реализации компонентов образовательной программы в форме
практической подготовки.
3.3. При организации образовательной деятельности в форме практической подготовки,
образовательные
организации
руководствуются
Порядком
проведения
обязательных
предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на
тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным
приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н (ред. от 18 мая 2020 г.),
(зарегистрировано в Минюсте России 21 октября 2011 г. № 22111).
3.4 Образовательная деятельность в форме практической подготовки может быть организована на
любом курсе обучения, охватывая как отдельные учебные предметы и курсы общеобразовательного
цикла, так и дисциплины (модули) всех других циклов (всех видов практики), предусмотренных
учебным планом образовательной программы.
3.5. В учебном плане отдельно указывается объем образовательной программы (ее отдельных
частей) в академических часах, реализуемых в форме практической подготовки.
3.6. В рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) необходимо
предусмотреть выполнение отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью, в форме практической подготовки.
3.7. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2020 г.
№1038 «О внесении изменений в правила размещения на официальном сайте образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации
об образовательной организации» образовательная организация размещает на официальном сайте
информацию о местах проведения практической подготовки обучающихся по реализуемым
образовательным программам.
3.8. Объем часов, отводимых на практическую подготовку по отдельным циклам учебного плана,
может быть различен.
3.8.1.Общеобразовательный цикл учебного плана может включать до 40% видов учебной
деятельности в форме практической подготовки в рамках учебных предметов из обязательных
предметных областей, изучаемых на углубленном уровне с учетом профиля подготовки, а также
дополнительных учебных предметов, курсов, реализуемых с учетом специфики осваиваемой
специальности/профессии.

3.8.2. Отдельные разделы (темы) дисциплин социально – гуманитарного, реализованные в форме
практической подготовки, направлены на формирование определенных практических навыков,
ориентированных на будущую профессиональную деятельность с учетом специфики подготовки в
рамках образовательной программы по специальности/профессии.
Объем практической подготовки в рамках социально - гуманитарного циклов может
варьироваться до 40% от общего объема учебной нагрузки данных циклов.
3.8.3 Объем практической подготовки в рамках общепрофессионального цикла, может
варьироваться от 30 до 60% от общего объема учебной нагрузки данного цикла и реализуется с
привлечением специального оборудования (материалов) в учебных, учебно-производственных
лабораториях, мастерских, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики
и т.д.
3.8.4 Объем практической подготовки в рамках профессионального цикла, может
варьироваться от 60 до 80% от общего объема учебной нагрузки данного цикла и предусматривает
выполнение, моделирование обучающимися практических видов работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью в условиях, приближенных к реальным производственным.
3.9. Выполнение студентами лабораторных работ и практических занятий направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по
темам учебных дисциплин социально – гуманитарного, общепрофессионального и
профессионального циклов;
- формирование умений и навыков применять полученные знания на практике, реализацию
единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов:
аналитических,
проектировочных, конструктивных и др.;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых
компетенций, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
3.1. При планировании состава и содержания лабораторных работ и практических занятий
следует исходить из того, что лабораторные работы и практические занятия имеют разные ведущие
дидактические цели.
3.2. Дисциплины, по которым планируются лабораторные работы и практические
занятия и их объемы, определяются примерными и рабочими учебными планами.
3.2.1. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное
подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей), и
поэтому преимущественное место занимают при изучении дисциплин математического и общего
естественнонаучного, общепрофессионального циклов, менее характерны для дисциплин
профессионального модуля.
3.2.2. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование
практических умений - профессиональных (выполнять определенные действия, операции,
необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебными (решать задачи по
математике, физике, химии, информатике и др.), необходимые в последующей учебной
деятельности по общепрофессиональным дисциплинам; практические
занятия занимают преимущественное место при изучении общепрофессиональных дисциплин и
профессиональных модулей.
Состав и содержание практических занятий должно быть направлено на реализацию
требований ФГОС.
3.3. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных работ могут
быть экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение
закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, становление свойств
веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений,
процессов и др.
3.3.1. При выборе содержания и объема лабораторных работ следует исходить из сложности
учебного материала для усвоения, из внутрипредметных и межпредметных связей, из значимости
изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности, из того,
какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных работ и их значимости для
формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины.
3.4. При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду с ведущей
дидактической целью - подтверждением теоретических положений - в ходе выполнения заданий у
студентов формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами,
установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть

профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать,
сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения,
самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).В соответствии с ведущей
дидактической целью содержанием практических занятий являются решение разного рода задач, в
том числе направленных на формирование профессиональных компетенций (анализ
производственных педагогических ситуаций, решение ситуационных педагогических задач,
выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), выполнение вычислений,
расчетов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с
нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление
проектной, плановой и специальной документации и др.
3.4.1.
При разработке содержания практических занятий следует учитывать, чтобы в

совокупности по учебной дисциплине они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку
которых ориентирована данная дисциплина, а в совокупности по всем учебным дисциплинам охватывали все
профессиональные компетенции, к которой готовится специалист.

3.4.2.
На
практических
занятиях
студенты
овладевают
первоначальными
профессиональными умениями и практическим опытом, которые в дальнейшем закрепляются и
совершенствуются в процессе курсового проектирования, производственной и преддипломной
(профессиональной) практики.
Наряду с формированием умений и практического опыта в процессе практических
занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания,
вырабатываются способность и готовность использовать теоретические знания на практике,
развиваются профессиональные компетенции.
3.5. Содержание лабораторных работ и практических занятий фиксируется в примерных и
рабочих учебных программах дисциплин в разделе «Лабораторные работы»,
«Практические занятия».
3.6. Состав заданий для лабораторной работы или практического занятия должен быть
спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно
большинством студентов. Количество часов, отводимых на лабораторные работы и практические
занятия, фиксируется в тематических планах примерных программ
учебных дисциплин и профессиональных модулей.
3.7. Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться в специально
оборудованных учебных лабораториях. Продолжительность - не менее 2-х академических часов.
Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной
деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация
обсуждения итогов выполнения лабораторной работы.
3.8. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально
оборудованных помещениях (площадках). Продолжительность занятия не менее 2-х академических
часов. Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной
деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и
оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.
3.9. Выполнению лабораторных работ и практических занятий предшествует проверка
знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.
3.10. По каждой лабораторной работе и практическому занятию по учебным дисциплинам и
профессиональным модулям должны быть разработаны методические указания по их проведению.
3.11. Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный,
частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении
студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения
(теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики,
порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная
и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении
студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых
действий, требует от студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора способов
выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны
решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

При планировании лабораторных работ и практических занятий необходимо находить
оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы
обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.
3.12. Формы организации студентов на лабораторных работах и практических занятиях:
фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну
и ту же работу.
При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется подгруппами
по 2-5 человек.
При индивидуальной форме организации занятий каждым студент выполняет
индивидуальное задание.
3.13. Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практических
занятий рекомендуется:
разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими
указаниями, применительно к конкретным специальностям;
разработка заданий для автоматизированного тестового контроля за подготовленностью
студентов к лабораторным работам или практическим занятиям;
разработка программ практических занятий и лабораторных работ;
подчинение методики проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим
дидактическим целям с соответствующими установками для студентов;
использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на
проблемной основе;
применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование
индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное
выполнение полного объема работ;
проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном
уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором студентами условий
выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого
оборудования;
эффективное использование времени, отводимого на лабораторные работы и
практические занятия, подбором дополнительных задач и заданий для студентов, работающих в
более быстром темпе.
3.14. Структура оформления лабораторных работ и практических занятий по дисциплине
определяется типом задания и ведущей дидактической целью и утверждается предметными
(цикловыми) комиссиями.
3.15. Оценки за выполнение работы могут выставляться по пятибалльной системе в
форме зачета или дифференцированно и учитываться как показатели текущей успеваемости
студентов.
4. Порядок организации и проведения практики
4.1. Вся практика в Колледже осуществляется в форме практической подготовки. Практика
проводится путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ,
связанных с будущей профессиональной деятельностью.
4.2. Планирование и организация практики на всех ее этапах обеспечивает последовательное
расширение круга формируемых у обучающихся умений, навыков, практического опыта и их
усложнение по мере перехода от одного этапа практики к другому; целостность подготовки
обучающихся к выполнению основных трудовых функций; связь практики с теоретическим
обучением.
4.3. Виды практики и способы ее проведения определяются образовательной программой в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования (далее – ФГОС СПО).
4.4. Практика по образовательным программам проводится в соответствии с утвержденной
рабочей программой практики в сроки, установленные календарным учебным графиком
соответствующей специальности или профессии.

4.5. Учебная практика проводится в лабораториях, мастерских и иных материальных
учебных объектах Колледжа в соответствии с расписанием.
К учебной практике в зависимости от специальности относятся:
практика наблюдений;
практика показательных уроков и занятий;
подготовка к летней практике.
При прохождении учебной практики учебная группа в зависимости от специальности может
делиться на подгруппы: 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.01 Дошкольное
образование − не менее 8 человек.
4.6. Производственная практика проводится в профильных организациях на основании
договора о практической подготовке.
К производственной практике в зависимости от специальности относятся:
практика пробных уроков и занятий (для специальностей 44.02.02. Преподавание в
начальных классах, 44.02.01 Дошкольное образование);
практика по профилю специальности (профессиональные модули);(для
всех
специальностей);
летняя практика (для специальностей 44.02.02. Преподавание в начальных классах).
При прохождении производственной практики по профилю специальности учебная группа
может делиться на подгруппы - не менее 5 человек.
4.7. Для регистрации договоров о практической подготовке структурное подразделение,
отвечающее за организацию практической подготовки обучающихся, ведет Журнал регистрации
договоров о практической подготовке.
4.8. Направление на производственную практику оформляется распорядительным актом
директора Колледжа с указанием закрепления каждого обучающегося за профильной организацией
(на основании договора о практической подготовке), а также с указанием вида, срока и места
прохождения практики.
4.9. При необходимости возможно проведение производственной практики в структурным
подразделением Колледжа, предназначенном для осуществления практической подготовки, при
этом направление на производственную практику осуществляется приказом директора Колледжа,
заключение Договора о практической подготовке не предусматривается.
4.10. В случае, если освоение образовательной программы осуществляется в соответствии с
договором о сетевой форме реализации образовательных программ (далее – сетевой договор), то
договор о практической подготовке заключается в соответствии с условиями сетевого договора.
4.11. Обучающиеся имеют право самостоятельно выбрать и предложить профильную
организацию (структурное подразделение этой организации) для прохождения ими практики, в этом
случае предлагаемая организация (структурное подразделение организации) должна осуществлять
деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, что проверяется
руководителем практики в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра
юридических лиц.
4.12. Направление на практику оформляется распорядительным актом директора Колледжа
или иного уполномоченного им лица с указанием закрепления каждого студента за организацией, а
также с указанием вида и сроков прохождения практики.
4.13. Для руководства производственной практикой от Колледжа каждому обучающемуся
назначается руководитель (руководители) практики из числа наиболее опытных методистов или
преподавателей дисциплин общепрофессионального цикла, как правило, имеющих стаж
практической работы в профильной организации не менее трех лет.
Профильная организация назначает из числа наиболее опытных работников руководителя
практики, который с учетом требований трудового законодательства Российской Федерации имеет
допуск к педагогической деятельности. Профильная организация предоставляет руководителю
практики от Колледжа копии соответствующих документов.
4.14. Руководитель практики от Колледжа:
обеспечивает организацию практики при реализации компонентов образовательной
программы;

организует участие обучающихся в выполнении определенных видов работ, связанных с
будущей профессиональной деятельностью;
оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении определенных видов
работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
несет ответственность совместно с руководителем практик от профильной организации за
реализацию рабочей программы практики, за жизнь и здоровье обучающихся и работников
Организации, соблюдение ими правил противопожарной безопасности, правил охраны труда,
техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов;
проводит инструктаж обучающихся до начала практики;
разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период
практики;
осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее
содержания, требованиям, установленным рабочей программой практики;
контролирует ведение обучающимися дневников практики и подготовку отчетов о
практике;
оказывает методическую помощь и консультационную помощь обучающимся при
оформлении отчетных документов по практике;
оценивает результаты прохождения практики обучающимися.
4.15. Руководитель практики от профильной организации за реализацию практики:
согласовывает программы практики, индивидуальные задания, содержание и планируемые
результаты практики;
проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда,
техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового
распорядка;
распределяет обучающихся по рабочим местам и видам работ в организации;
осуществляет контроль за работой обучающихся, регулирует выполнение заданий на
рабочем месте, знакомит с передовыми методами работы и консультирует по производственным
вопросам;
обеспечивает безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающим
санитарным правилам и требованиям охраны труда;
оценивает качество выполнения работ за время прохождения практики и составляет
(совместно с руководителем по практической подготовке в форме практики) характеристику на
каждого обучающегося с места прохождения практики;
немедленно сообщает руководителю практики от Колледжа обо всех случаях нарушения
обучающимися правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности.
4.16. Обучающиеся в период прохождения практики:
выполняют виды работ, предусмотренные
рабочей программой практики и
индивидуальным заданием (при его наличии);
соблюдают правила внутреннего трудового распорядка, действующие в организации по
месту прохождения практики;
соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности;
заполняют ежедневно дневник практики, а по окончании практики оформляют отчет о
практике.
4.17. На заключительном этапе практики в установленные сроки обучающийся
предоставляет руководителю практики от Колледжа следующие документы:
дневник практики с ежедневными записями;
отчет о прохождении практики;
характеристика обучающегося в период прохождения практики;
аттестационный лист.
В качестве приложения к дневнику практики студент может оформлять графические,
аудио-, фото-, видео-, материалы, конспекты уроков, занятий (прописано в программах практики по
каждому профессиональному модулю), подтверждающие практический опыт, полученный на
практике.
Во время прохождения практики в рамках одного профессионального модуля студент
формирует портфолио (перечень необходимых материалов указан в программе практики в каждом
профессиональном модуле), позволяющее дать объективную оценку достижений студента в период

прохождения практики. Портфолио учитывается в ходе квалификационного экзамена по
профессиональному модулю.
4.18. Промежуточная аттестация по итогам практики проводится с учетом (или на
основании) результатов ее прохождения, подтверждаемых документами соответствующей
профильной организации.
4.19. Результаты практики заносятся руководителем практики от Колледжа в ведомость
результатов промежуточной аттестации и зачетные книжки обучающихся.
4.20. Обучающиеся, не прошедшие практику по уважительной причине, проходят её в
сроки, установленные распорядительным актом директора Колледжа, который предусматривает
прохождение практики в свободное от учебных занятий время.
5. Особенности организации практики для обучающихся
из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
5.1. Для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
(далее – обучающиеся с ОВЗ) для прохождения практики создаются специальные условия.
5.2. Практика для обучающегося с ОВЗ проводится с учетом особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья такого обучающегося (далее –
индивидуальные особенности).
5.3. Обучающемуся по его желанию могут быть предоставлены услуги сопровождения лиц с
ОВЗ.
5.4. Содержание рабочей программы практики определяется адаптированной программой
(при ее наличии).
5.5. При организации практики обеспечивается соблюдение:
а) следующих общих требований:
прохождение практики для лиц с ОВЗ совместно с обучающимися, не имеющими
ограниченных возможностей здоровья, допускается, если это не создает трудностей для
обучающихся;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся
необходимую техническую помощь в ходе практики с учетом индивидуальных особенностей
(занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с руководителем
практики и др.);
б) следующих специальных требований:
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, необходимых для
выполнения заданий практики;
наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, необходимых для прохождения практики;
обеспечение доступа в здания образовательной и профильной организации, в которых
проводится практика;
другие условия с учетом потребности обучающегося с ОВЗ, без которых невозможно или
затруднено освоение рабочей программы практики;
в) следующих особых условий и требований:
1) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
размещение в доступной для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, в
адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) необходимой информации о содержании
практики, в том числе шрифтом Брайля;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или
аудиофайлы);
обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собакуповодыря, к зданию образовательной и профильной организации, располагающего местом для
размещения собаки-поводыря в часы прохождения практики самого обучающегося;
2) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой информации, необходимой для проведения практики, визуальной;
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

3) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материальнотехнические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа
обучающихся в помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной и
профильной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов,
поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты
не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
6. Заключительные положения
6.1. Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до его отмены или
принятия иного локального нормативного акта.
6.2. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, решаются в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации, Уставом и локальными нормативными
актами Колледжа.

Договор
о практической подготовке обучающихся
г. Энгельс

Приложение 2

«____»___________202__ г

ГАПОУ СО «Энгельсский колледж профессиональных технологий», именуемый в дальнейшем
«Заказчик», в лице директора Копейко Е.Н., действующего на основании Устава, с одной стороны,
и_________________________________________________________
именуемое в дальнейшем
«Профильная организация», в лице _________________________, действующего на
основании____устава
, с другой стороны, именуемые по отдельности «Сторона», а вместе
«Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем.
1. Предмет договора
1.1. Предметом настоящего Договора является организация практической подготовки
обучающихся (далее- практическая подготовка).
1.2. Образовательная программа (программы), компоненты образовательной программы, при
реализации которых организуется практическая подготовка, количество обучающихся, осваивающих
соответствующие компоненты образовательной программы, сроки организации практической
подготовки, согласуются Сторонами и являются неотъемлемой частью настоящего договора
(приложение № 1).
2. Права и обязанности сторон
2.1. Заказчик обязан:
2.1.1 не позднее, чем за 3 рабочих дня до начала практической подготовки по каждому
компоненту образовательной программы представить в Профильную организацию поименные
списки обучающихся, осваивающих соответствующие компоненты образовательной программы
посредством практической подготовки;
2.1.2 назначить руководителя по практической подготовке от Заказчика, который:
- обеспечивает контроль организации образовательной деятельности в форме практической
подготовки при реализации компонентов образовательной программы;
- организует участие обучающихся в выполнении определенных видов работ, связанных с
будущей профессиональной деятельностью;
- оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении определенных видов работ,
связанных с будущей профессиональной деятельностью;
- несет ответственность совместно с ответственным работником Профильной организации за
реализацию компонентов образовательной программы в форме практической подготовки, за жизнь
и здоровье обучающихся и работников Организации, соблюдение ими правил противопожарной
безопасности, правил охраны труда, техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил
и гигиенических нормативов;
2.1.3 при смене руководителя по практической подготовке в 3-х дневный срок сообщить об этом
Профильной организации;
2.1.4 установить виды учебной деятельности, практики и иные компоненты образовательной
программы, осваиваемые обучающимися в форме практической подготовки, включая место,
продолжительность и период их реализации;
2.1.5 направить обучающихся в Профильную организацию для освоения компонентов
образовательной программы в форме практической подготовки;
2.2 Профильная организация обязана:
2.2.1 создать условия для реализации компонентов образовательной программы в форме
практической, предоставить оборудование и технические средства обучения в объеме, позволяющем
выполнять определенные виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью
обучающихся;
2.2.2 назначить ответственное лицо, соответствующее требованиям трудового законодательства
Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников Профильной
организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной
программы в форме практической подготовки со стороны Профильной организации;

2.2.3 при смене лица, указанного в пункте 2.2.2, в 3-х дневный срок сообщить об этом Заказчику;
2.2.4 обеспечить безопасные условия реализации компонентов образовательной программы в
форме практической подготовки, выполнение правил противопожарной безопасности, правил
охраны труда, техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических
нормативов;
2.2.5 проводить оценку условий труда на рабочих местах, используемых при реализации
компонентов образовательной программы в форме практической подготовки, и сообщать
руководителю Заказчика об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
2.2.6 ознакомить обучающихся с правилами внутреннего трудового распорядка Профильной
организации;
2.2.7 провести инструктаж обучающихся по охране труда и технике безопасности и осуществлять
надзор за соблюдением обучающимися правил техники безопасности;
2.2.8 предоставить обучающимся и руководителю по практической подготовке от Заказчика
возможность пользоваться помещениями Профильной организации, а также находящимися в них
оборудованием и техническими средствами обучения;
2.2.9 обо всех случаях нарушения обучающимися правил внутреннего трудового распорядка,
охраны труда и техники безопасности сообщить руководителю по практической подготовке от
Заказчика;
2.3 Заказчик имеет право:
2.3.1 осуществлять контроль соответствия условий реализации компонентов образовательной
программы в форме практической подготовки требованиям настоящего Договора;
2.3.2 запрашивать информацию об организации практической подготовки, в том числе о качестве
и объеме выполненных обучающимися работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью;
2.4. Профильная организация имеет право:
2.4.1 требовать от обучающихся соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, охраны
труда и техники безопасности, режима конфиденциальности, принятого в Профильной организации,
предпринимать необходимые действия, направленные на предотвращение ситуации,
способствующей разглашению конфиденциальной информации;
2.4.2 в случае установления факта нарушения обучающимися своих обязанностей в период
организации практической подготовки, режима конфиденциальности приостановить реализацию
компонентов образовательной программы в форме практической подготовки в отношении
конкретного обучающегося.
3. Сроки действия договора
3.1. Настоящий Договор вступает в силу после его подписания и действует до полного исполнения
Сторонами обязательств.
4. Заключительные положения
4.1. Все споры, возникающие между Сторонами по настоящему Договору, разрешаются Сторонами
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.2. Изменение настоящего Договора осуществляется по соглашению Сторон в письменной форме
в виде дополнительных соглашений к настоящему Договору, которые являются его неотъемлемой
частью.
4.3. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из Сторон. Все
экземпляры имеют одинаковую юридическую силу.
5. Адреса, реквизиты и подписи Сторон
Заказчик:
ГАПОУ СО «Энгельсский колледж
профессиональных технологий»
________________________________
________________________________

Профильная организация:
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________

Адрес: 413124, Саратовская обл.
г. Энгельс, ул. Студенческая зд. 192
тел. 99-01-92
________________________________

________________________________
________________________________
________________________________
________________________________

(полное наименование)

Директор Колледжа
________________/ Е.Н. Копейко /
м. п.

Руководитель
___________________/________________/
м. п.

Приложение № 1

к Договору от «____»___________202___г. №_____
1. Код и наименование специальности/профессии среднего профессионального образования:
2. Курс обучения, № группы:_____________________________________________________
3. Сроки прохождения практической подготовки:
с «______»_________________202___г.
4. Продолжительность практики: по режиму работ принимающей организации
5. Поименные списки, количество обучающихся:
№
Ф.И.О.
Дата рождения
п/п
обучающегося

6. Ответственный руководитель от организации (колледжа) по практической подготовке:
№
Ф.И.О.
Должность
Контактный
п/п
телефон

7. Компоненты образовательной программы, при реализации которых организуется
практическая подготовка: Производственная практика (ПП.0 ) по ПМ.0

Приложение 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЭНГЕЛЬССКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ЖУРНАЛ
регистрации договоров о практической подготовке

Начат:
Окончен:

202
202

№ договора

Дата
догов
ора

Наименование профильной
организации, с которой
заключается договор

Образовательн
ая программа
(профессия/спе
циальность)

Наименование компонента
образовательной программы
(вид практики или
практ/лабор занятия, или др.)

Курс

Кол-во
обучающи
хся и/или
ФИО

Сроки
проведения
практическо
й подготовки

ФИО лица,
предоставивше
го договор на
регистрацию



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.