Основная образовательная программа

Настоящая
образовательная
программа
по
специальности
среднего
профессионального образования (далее – ООП СПО) разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин, утвержденного
Приказом Минпросвещения России от 15 сентября 2022 г. N 836.
ООП СПО определяет объем и содержание среднего профессионального
образования по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин, результаты
освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности.

Организация-разработчик:

Государственное
автономное
профессиональной
образовательное
учреждение
Саратовской
области
«Энгельсский колледж профессиональных
технологий»

Экспертные организации:

ООО "ФракДжет-Волга"

Содержание
Раздел 1. Общие положения.......................................................................................................4
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы .......................................5
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ......................6
Раздел 4. Результаты освоения образовательной программы ...........................................6
4.1. Общие компетенции ...........................................................................................................6
4.2. Профессиональные компетенции ...................................................................................10
Раздел 5. Структура образовательной программы .............................................................29
5.1. Учебный план ...................................................................................................................29
5.2. Календарный учебный график ........................................................................................29
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы...........................................29
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы
...................................................................................................................................................29
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы ...36
6.3. Требования к практической подготовке обучающихся ................................................37
6.4. Требования к организации воспитания обучающихся .................................................38
6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы ............38
6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы .......39
Раздел 7. Формирование оценочных материалов для проведения государственной
итоговой аттестации .................................................................................................................39
Раздел 8. Разработчики образовательной программы . Ошибка! Закладка не определена.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Учебный план
Приложение 2. Календарный учебный график
Приложение 3. Рабочая программа воспитания
Приложение 4. Календарный план воспитательной работы
Приложение 5 Программа ГИА
Приложение 6 Рабочие программы УД, ПМ, учебных и производственных практик.
Приложение 7 Фонды оценочных средств по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и
газовых скважин

Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящая ООП СПО по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых
скважин разработана на основе федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности код наименование,
утвержденного Приказом Минпросвещения России от 15 сентября 2022г. №836 (далее –
ФГОС СПО).
ООП определяет объем и содержание среднего профессионального образования по
специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин планируемые результаты
освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
ООП разработана для реализации образовательной программы на базе среднего
общего образования.
Основная профессиональная образовательная программа (далее – образовательная
программа), реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается
образовательной организацией на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом
получаемой специальности.
1.2. Нормативные основания для разработки ООП:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;

Приказ Минпросвещения России от 08 апреля 2021 г. № 153
«Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ
среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра
примерных основных образовательных программ среднего профессионального
образования»;

Приказ Минпросвещения России от 15 сентября 2022 г. № 836
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых
скважин»;

Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательным
программам
среднего
профессионального образования»;

Приказ Минпросвещения России от 08 ноября 2021 г. № 800
«Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации
по образовательным программам среднего профессионального образования»;

Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390
от 5 августа 2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о
практической подготовке обучающихся»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
17 ноября 2020 г. № 792н «Об утверждении профессионального стандарта «Бурильщик
капитального ремонта скважин»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
21.10.2021 г. № 745н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по
капитальному ремонту нефтяных и газовых скважин»;
4


Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
29 июня 2017 г. № 536н «Об утверждении профессионального стандарта «Оператор по
контролю и управлению траекторией бурения (геонавигации) скважин»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
17 ноября 2020 г. № 793н «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по
ремонту и обслуживанию наземного оборудования буровых установок на нефть и газ»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22 апреля 2021 г. № 272н «Об утверждении профессионального стандарта «Бурильщик
эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ», утвержденный
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля
2021 г. № 272н».
1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ООП:
ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ООП – примерная образовательная программа;
ОК – общие компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ЛР – личностные результаты;
СГ – социально-гуманитарный цикл;
ОП – общепрофессиональный цикл;
П – профессиональный цикл;
МДК – междисциплинарный курс;
ПМ – профессиональный модуль;
ОП – общепрофессиональная дисциплина;
ДЭ – демонстрационный экзамен;
ГИА – государственная итоговая аттестация.
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: техниктехнолог.
При разработке образовательной программы организация устанавливает
направленность, которая соответствует специальности в целом.
Получение образования по специальности допускается только в профессиональной
образовательной организации или образовательной организации высшего образования.
Формы обучения: очная.
Объем образовательной программы, реализуемой на базе среднего общего
образования по квалификации: техник-технолог – 4464 академических часов.
Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на базе
среднего общего образования по квалификации: техник-технолог – 2 года 10 месяцев.
Объем образовательной программы, реализуемой на базе основного общего
образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с
требованиями ФГОС СОО по квалификации: техник-технолог – 5940 академических
часов.
Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на базе
среднего общего образования по квалификации: техник-технолог – 3 года 10 месяцев
5

Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1. Область профессиональной деятельности выпускников1:
переработка, транспортировка нефти и газа.
3.2. Соответствие видов деятельности профессиональным
присваиваемой квалификации техник-технолог:
Наименование видов деятельности
1
Виды деятельности:
Проведение работ по эксплуатационному и
разведочному бурению
Проведение работ по капитальному ремонту
нефтяных и газовых скважин
Обслуживание и эксплуатация оборудования
буровых установок на нефть и газ
Организация
работ
по
бурению,
капитальному ремонту нефтяных и газовых
скважин

19

Добыча,

модулям

и

Наименование профессиональных модулей
2
Проведение работ по эксплуатационному и
разведочному бурению
Проведение работ по капитальному ремонту
нефтяных и газовых скважин
Обслуживание и эксплуатация оборудования
буровых установок на нефть и газ
Организация работ по бурению,
капитальному ремонту нефтяных и газовых
скважин

Раздел 4. Результаты освоения образовательной программы

Код
компетенции

4.1. Общие компетенции

ОК 01

Формулировка
компетенции

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным контекстам

Знания, умения

Умения:
распознавать задачу и/или проблему
в профессиональном и/или социальном контексте
анализировать задачу и/или проблему и выделять еѐ
составные части
определять этапы решения задачи
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы
составлять план действия
определять необходимые ресурсы
владеть актуальными методами работы
в профессиональной и смежных сферах
реализовывать составленный план
оценивать результат и последствия своих действий

1

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н
«О реестре профессиональных стандартов (перечне видов деятельности)» (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный № 34779).

6

ОК 02

Использовать
современные средства
поиска, анализа
и интерпретации
информации
и информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 03

Планировать
и реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное развитие,

(самостоятельно или с помощью наставника)
Знания:
актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном
и/или социальном контексте
алгоритмы выполнения работ
в профессиональной и смежных областях
методы работы в профессиональной и смежных
сферах
структуру плана для решения задач
порядок оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности
Умения:
определять задачи для поиска информации
определять необходимые источники информации
планировать процесс поиска
структурировать получаемую информацию
выделять наиболее значимое в перечне информации
оценивать практическую значимость результатов
поиска
оформлять результаты поиска, применять средства
информационных технологий для решения
профессиональных задач
использовать современное программное
обеспечение
использовать различные цифровые средства для
решения профессиональных задач
Знания:
номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной деятельности
приемы структурирования информации
формат оформления результатов поиска
информации, современные средства и устройства
информатизации
порядок их применения и программное обеспечение
в профессиональной деятельности в том числе с
использованием цифровых средств
Умения:
определять актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности
применять современную научную
профессиональную терминологию
7

предпринимательскую
деятельность
в профессиональной
сфере, использовать
знания по правовой и
финансовой грамотности
в различных жизненных
ситуациях

ОК 04

Эффективно
взаимодействовать
и работать
в коллективе и команде

ОК 05

Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию
на государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального
и культурного контекста

определять и выстраивать траектории
профессионального развития и самообразования
выявлять достоинства и недостатки коммерческой
идеи
презентовать идеи открытия собственного дела в
профессиональной деятельности; оформлять
бизнес-план
рассчитывать размеры выплат по процентным
ставкам кредитования
определять инвестиционную привлекательность
коммерческих идей в рамках профессиональной
деятельности
презентовать бизнес-идею
определять источники финансирования
Знания:
содержание актуальной нормативно-правовой
документации
современная научная и профессиональная
терминология
возможные траектории профессионального
развития и самообразования
основы предпринимательской деятельности; основы
финансовой грамотности
правила разработки бизнес-планов
порядок выстраивания презентации
кредитные банковские продукты
Умения:
организовывать работу коллектива
и команды
взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания:
психологические основы деятельности коллектива,
психологические особенности личности
основы проектной деятельности
Умения:
грамотно излагать свои мысли
и оформлять документы по профессиональной
тематике на государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе
Знания:
особенности социального и культурного контекста;
правила оформления документов
и построения устных сообщений
8

ОК 06

ОК 07

ОК 08

Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе
с учетом гармонизации
межнациональных
и межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания
об изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действовать
в чрезвычайных
ситуациях

Использовать средства
физической культуры для
сохранения
и укрепления здоровья
в процессе
профессиональной
деятельности
и поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности

Умения:
описывать значимость своей специальности
применять стандарты антикоррупционного
поведения
Знания:
сущность гражданско-патриотической позиции,
общечеловеческих ценностей
значимость профессиональной деятельности по
специальности
стандарты антикоррупционного поведения и
последствия его нарушения

Умения:
соблюдать нормы экологической безопасности;
определять направления ресурсосбережения
в рамках профессиональной деятельности
по специальности, осуществлять работу с
соблюдением принципов бережливого производства
организовывать профессиональную деятельность с
учетом знаний об изменении климатических
условий региона
Знания:
правила экологической безопасности при ведении
профессиональной деятельности
основные ресурсы, задействованные
в профессиональной деятельности
пути обеспечения ресурсосбережения
принципы бережливого производства
основные направления изменения климатических
условий региона
Умения:
использовать физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей
применять рациональные приемы двигательных
функций в профессиональной деятельности
пользоваться средствами профилактики
перенапряжения, характерными для данной
специальности
Знания:
роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека
9

ОК 09

Пользоваться
профессиональной
документацией
на государственном
и иностранном языках

основы здорового образа жизни
условия профессиональной деятельности и зоны
риска физического здоровья для специальности
средства профилактики перенапряжения
Умения:
понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые), понимать тексты на
базовые профессиональные темы
участвовать в диалогах на знакомые общие
и профессиональные темы
строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности
кратко обосновывать и объяснять свои действия
(текущие и планируемые)
писать простые связные сообщения на знакомые
или интересующие профессиональные темы
Знания:
правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы
основные общеупотребительные глаголы (бытовая и
профессиональная лексика)
лексический минимум, относящийся к описанию
предметов, средств и процессов профессиональной
деятельности
особенности произношения
правила чтения текстов профессиональной
направленности

4.2. Профессиональные компетенции
Виды
деятельности
Проведение работ
по
эксплуатационно
му
и
разведочному
бурению

Код и наименование
компетенции
ПК 1.1 Выполнять
комплекс работ по
подготовке к бурению
и
по
окончании
бурения нефтяных и
газовых скважин.

Показатели освоения компетенции
Навыки:
участия в подготовительных и окончательных
работах в процессе бурения нефтяных и
газовых скважин;
укладки
и
сортировки
бурильного
инструмента;
выполнения (под руководством бурильщика
эксплуатационного и разведочного бурения
скважин на нефть и газ) решений протокола
пусковой комиссии;
консервации
буровых
насосов
и
оборудования системы очистки;
10

ПК 1.2 Выполнять
комплекс работ по
бурению, креплению,
испытанию
и
освоению нефтяных и
газовых скважин.

выполнения работ по оборудованию устья
скважины.
Умения:
монтировать ограничители высоты подъема
талевого блока и допускаемой нагрузки на
крюке, блокирующие устройства, средства
автоматизации и механизации, схемы обвязки
циркуляционных систем и линий высокого
давления;
осуществлять сортировку бурильных труб по
типоразмеру
и
группам
прочности,
укладывать на стеллажи, сбор установки
свечей бурильных труб на подсвечник в
порядке их использования;
устранять
неисправности,
выявленные
пусковой приемной комиссией, выполнять
предписания пусковой приемной комиссии.
осуществлять подготовку к длительному
хранению линий обвязки и очистных
сооружений циркуляционной системы.
выполнять
строительство
шахты,
оборудовать ее шламовыми насосами.
Знания:
техникотехнических характеристик, схемы
монтажа и руководства по эксплуатации
применяемых
устройств,
систем
и
механизмов;
состава компоновки бурильных труб, их
количество, строение, свойства материалов,
их маркировку, методы отбраковки;
технических условий на монтаж буровой
установки, требований к применению
технических устройств и инструментов;
порядка и методов консервации бурового
оборудования;
схем оборудования устья скважины.
Навыки:
приема и сдачи вахты в объеме должностной
инструкции, проверки исправности средств
индивидуальной
защиты
и
приборов
контроля и анализа воздушной среды;
предотвращения и ликвидации осложнений
и аварийных ситуаций;
контроля параметров буровых и
тампонажных растворов;
11

заполнения основных и дополнительных
емкостей водой и буровым раствором,
наблюдения за изменением уровня раствора,
контроля за доливом скважин;
выполнения контроля процесса промывки
скважины на всех этапах строительства
скважины;
выполнения работ по креплению скважин;.
выполнения работ по свинчиванию и
развинчиванию резьбовых соединений
бурильных и обсадных труб
пневматическими и гидравлическими
ключами;
выполнения грузозахватных работ
элеваторами
наворота спецразъединителя и подгоночного
патрубка;
участия в процессе сборки, разборки
автономного комплекса для геофизических
исследований скважин на бурильном
инструменте и ведения спускоподъемных
операций под руководством бурильщика
эксплуатационного и разведочного бурения
скважин на нефть и газ;
cборки и разборки испытателя пластов на
бурильных
трубах
под
руководством
бурильщика
эксплуатационного
и
разведочного бурения скважин на нефть и
газ.
Умения:
осуществлять
проверку
исправности
используемого оборудования и материалов,
проверять средства индивидуальной защиты
и приборы контроля воздушной среды;
осуществлять регулирование и контроль
уровня бурового раствора в основных и
дополнительных емкостях в процессе
бурения и спускоподъемных операциях при
доливе скважины по показаниям контрольноизмерительных приборов;
определять статический уровень в скважине,
монтировать (демонтировать) систему долива
и
доливать
скважину
промывочной
жидкостью определять свойства буровых
растворов,
12

запускать и останавливать буровые насосы,
соблюдать правила охраны труда при работе
с химреагентами, определять свойства
тампонажных растворов, участвовать в
ведении
технологического
процесса
крепления скважин;
участвовать в монтаже и расстановке
цементирующего оборудования;
участвовать в проверке и проведении
ревизии оборудования и инструмента,
приготавливать тампонажные смеси с
применением химреагентов;
пользоваться буровыми ключами при
свинчивании (развинчивании) бурильных
труб;
менять машинные ключи и элеваторы,
раскреплять соединение вертлюга с ведущей
трубой, наводить порядок на рабочем месте
подготавливать к работе и использовать
элеваторы для обсадных труб;
наворачивать
и
подбирать
длину
подгоночного патрубка, оборудовать муфту
обсадной колонны спецразъединителем при
спуске потайных колонн и хвостовиков;
транспортировать
комплекс
для
геофизических исследований скважин на
бурильном инструменте на роторную
площадку и обратно, соединять его с
бурильными трубами (отсоединять от
бурильных труб);
отворачивать
бурильные
трубы
от
испытателя пластов на бурильных трубах,
осуществлять его сборку и разборку.
Знания:
технических характеристик проверяемого
оборудования;
назначение,
устройство
и
правила
применения средств индивидуальной защиты;
схем монтажа системы долива, методов и
способов контроля долива скважины,
технологического процесса промывки на всех
этапах строительства скважины, расчета
необходимых объемов жидкости долива в
скважину;
технологического процесса промывки на
13

всех
этапах
строительства
скважины,
назначения и устройства приборов для
определения параметров буровых растворов;
конструкции блока приготовления бурового
раствора; способов приготовления, очистки и
регенерации буровых растворов;
основных
физикохимических
свойств
буровых растворов и химреагентов;
технологического
процесса
крепления
скважин, назначения и устройства приборов
для определения параметров тампонажных
растворов; схем обвязки устья в процессе
крепления;
цементировочного оборудования, способов
приготовления и регулирования свойств
тампонажных растворов;
основных
физико-химических
свойств
тампонажных растворов и химреагентов;
технологии приготовления тампонажных
растворов с применением химических
реагентов, конструкцию скважин;
эксплуатации
автоматических
и
гидравлических ключей;
чистки,
смазки,
свинчивания
и
развинчивания
резьб,
технических
характеристик обсадных труб и шаблонов;
правил
эксплуатации
элеваторов
для
обсадных труб;
руководства
по
эксплуатации
спецразъединителей;
схем строповки и правил транспортировки
автономного комплекса для геофизических
исследований;
типовых компоновок испытателей пластов на
бурильных трубах;
требований охраны труда при работе с
испытателем пластов на бурильных трубах.
ПК 1.3 Осуществлять Навыки:
геонавигационное
работы
с
программой
управления
сопровождение
траекторией ствола скважины;
бурения нефтяных и составления плана работ по сопровождению
газовых скважин
скважин.
Умения:
анализировать
проектные
данные
по
14

Проведение работ
по капитальному
ремонту
нефтяных и
газовых скважин;

ПК 2.1 Выполнять
комплекс
подготовительных
работ
перед
проведением
капитального ремонта
нефтяных и газовых
скважин.

скважине;
пользоваться
программой
управления
траекторией ствола скважины;
использовать программное обеспечение по
сопровождению бурения скважин;
подбирать необходимое оборудование для
сопровождения бурения скважин;
осуществлять сборку и монтаж в КНБК
оборудования для контроля траектории
скважин.
Знания:
основных типов, устройства, принципа
работы
и
технических
характеристик
оборудования для сопровождения процесса
бурения скважин;
технической документации (план программа,
профиль скважины), технологии ведения
буровых работ с применением оборудования
для сопровождения бурения скважин,
параметры кривизны скважины;
требования охраны труда, промышленной,
пожарной и экологической безопасности.
Навыки:
участия в подготовке и окончании процессов
капитального ремонта и глушения скважин.
Умения:
оказывать первую помощь при несчастных
случаях;
выполнять сборку и установку оборудования
глушения скважин в соответствии с
требованиями охраны труда, промышленной
и пожарной безопасности при эксплуатации
производственного объекта;
выявлять неисправности технологического
оборудования, устройств и приборов для
осуществления глушения скважин;
осуществлять контроль технологического
процесса глушения скважин.
Знания:
схем заземления, обвязки, расстановки
оборудования и специализированной техники
на устье скважины при производстве работ по
капитальному ремонту скважин;
порядка демонтажа нагнетательных линий
15

ПК 2.2 Осуществлять
демонтаж и монтаж
устьевого
и
противовыбросового
оборудования
в
процессе
капитального ремонта
нефтяных и газовых
скважин.

агрегата при проведении глушения скважин;
методов
устранения
негерметичности
фланцевых соединений при проведении
глушения скважин;
требований охраны труда, промышленной,
пожарной и экологической безопасности
технических характеристик оборудования и
КИПиА, применяемых
при
глушении
скважин;
плана мероприятий по локализации и
ликвидации последствий аварий;
технология глушения скважин в соответствии
с планом производства работ
видов осложнений в процессе глушения
скважин;
свойства жидкости глушения, применяемой
при глушении скважин;
способов и методов глушения скважин.
Навыки:
проверки, визуального осмотра технического
состояния, комплектности и исправности
оборудования, инструмента, технических
устройств, СИЗ для проведения монтажа,
демонтажа
противовыбросового
оборудования скважин;
определения избыточного давления на устье
скважин
перед
монтажом
противовыбросового оборудования
проведения долива промывочной жидкости
до устья скважин;
выполнения работ по демонтажу, монтажу
нагнетательных линий, противовыбросового
оборудования
проведения
гидравлического
испытания
противовыбросового оборудования скважин
после проведения его монтажа;
проверки
герметичности
фланцевых
соединений
противовыбросового
оборудования скважин при проведении
монтажа, демонтажа;
оформления
акта
о
гидравлических
испытаниях
противовыбросового
оборудования скважин.
Умения:
16

выявлять
дефекты
оборудования,
инструмента, технических устройств, СИЗ
устьевого
и
противовыбросового
оборудования
анализировать
показания
манометра,
установленного на устье скважин
закачивать промывочную жидкость с
использованием
специализированной
техники до устья скважин;
затягивать, откреплять гайки для установки
превентора;
крепить превентор шпильками к крестовине
фонтанной арматуры;
откреплять превентор при проведении
демонтажа
противовыбросового
оборудования;
определять соответствие плашек диаметру
дистанционного
патрубка
запорной
компоновки;
соединять выкидные трубопроводы с
опорами
превентора
трубами
с
быстроразъемными соединениями
примененять
запорнорегулирующую
арматуру при проведении гидроиспытаний
превенторной установки;
выявлять дефекты, пропуски, течи фланцевых
соединений
противовыбросового
оборудования;
вносить
результаты
гидравлических
испытаний
противовыбросового
оборудования в акт после проведения
монтажа
устьевого
противовыбросового
оборудования скважин.
Знания:
схем
монтажа
противовыбросового
оборудования, применяемого при проведении
капитального ремонта скважин;
порядка проведения работ по монтажу
противовыбросового оборудования скважин
норм
отбраковки
противовыбросового
оборудования скважин;
значений пластового и гидростатического
давления в скважинах для проведения
монтажа, демонтажа противовыбросового
оборудования;
17

требований инструкции по работе с
газоанализатором
при
монтаже
противовыбросового оборудования скважин
схем с местами отбора проб воздуха
газоанализатором
при
монтаже
противовыбросового оборудования скважин
схем
обвязки
противовыбросового
оборудования, фонтанной арматуры скважин
для проведения монтажа, демонтажа;
типов,
устройства
и
технических
характеристик
противовыбросового
оборудования скважин;
типов, стандартов резьбовых соединений
противовыбросового оборудования скважин
технологического
регламента
на
гидравлические
испытания
противовыбросового оборудования скважин;
требований инструкции по эксплуатации,
монтажу противовыбросового оборудования
скважин; порядка ведения технической
документации при монтаже, демонтаже
противовыбросового оборудования скважин
плана мероприятий по локализации и
ликвидации последствий аварий;
требований охраны труда, промышленной,
пожарной и экологической безопасности.
ПК 2.3 Выполнять Навыки:
комплекс работ по шаблонировки
и
отбраковки
капитальному
насоснокомпрессорных
труб
перед
ремонту нефтяных и проведением спускоподъемных операций на
газовых скважин.
скважинах;
свинчивания насоснокомпрессорных труб
перед
проведением
спускоподъемных
операций на скважинах ;
смазки
резьбовых
соединений
насоснокомпрессорных
труб
перед
проведением спускоподъемных операций на
скважинах;
долива жидкости в скважину в процессе
проведения спускоподъемных операций на
скважинах;
спуска
и
подъема
колонны
насоснокомпрессорных труб в процессе
спускоподъемных операций на скважинах;
участия в проведении ловильных работ на
18

скважинах под руководством мастера по
сложным работам;
контроля парамеров бурового раствора в
процессе ловильных работ;
информирования
непосредственного
руководителя об аварийной ситуации,
произошедшей при проведении капитального
ремонта скважин;
участия
в
подготовительных
и
заключительных работах по проведению
ремонтоизоляционных работ;
выполнения ремонтноизоляционных работ в
скважине;
разбуривания цементных и полимерных
мостов
при
проведении
ремонтноизоляционных работ в скважинах.
Умения:
выявлять неисправности в работе элеваторов,
штропов, гидравлических и механических
ключей, клинового захвата подъемного
агрегата
перед
проведением
спускоподъемных операций на скважинах;
выявлять
повреждения
наружной
поверхности трубы, муфты и резьбовых
соединений насоснокомпрессорных труб
перед
проведением
спускоподъемных
операций на скважинах;
производить
калибровку
резьбы
насоснокомпрессорных
труб
перед
проведением спускоподъемных операций на
скважинах поверенными калибрами;
применять ручные и автоматические ключи
для свинчивания насоснокомпрессорных труб
перед
проведением
спускоподъемных
операций на скважинах;
выявлять перекосы, недовороты, перетяжку
резьбовых
соединений
насоснокомпрессорных
труб
перед
проведением спускоподъемных операций на
скважинах;
выявлять повреждения резьбовых соединений
насоснокомпрессорных труб до нанесения
резьбовой
смазки
перед
проведением
спускоподъемных операций на скважинах;
измерять давление на устье скважины при
19

помощи манометра при доливе жидкости в
скважину
во
время
проведения
спускоподъемных операций на скважинах;
определять плотность жидкости глушения
скважины с помощью ареометра при доливе
жидкости в скважину перед проведением
спускоподъемных операций на скважинах;
определять нагрузку на крюке при помощи
индикатора веса электронного (далее – ИВЭ)
при
спуске
и
подъеме
колонны
насоснокомпрессорных труб в процессе
спускоподъемных операций на скважинах;
применять толщиномер для измерения
толщины стенки насоснокомпрессорных труб
после
проведения
спускоподъемных
операций на скважинах;
подбирать ловильный инструмент
управлять гидравлическим или механическим
ключом и клиновым захватом;
определять нагрузки на крюке;
применять
технические
устройства
для
ликвидации прихватов бурового инструмента;
измерять давление в кольцевом и трубном
пространстве скважин при помощи манометра;

применять
КИПиА
для
определения
плотности и уровня бурового раствора в
скважине;
использовать системы радио или телефонной
связи;
выявлять дефекты нагнетательной линии,
КИП
перед
проведением
ремонтноизоляционных работ в скважинах;
монтировать нагнетательные линии из труб с
быстроразъемными
соединениями
и
шарнирными коленами (уголками);
определять нагрузки на крюке при помощи
ИВЭ;
определять плотность тампонажного раствора
с помощью ареометра;
закачивать тампонажный раствор в скважины
для проведения ремонтно-изоляционных
работ в скважинах.
Знания:
технических
характеристик
подъемного
агрегата, применяемого при проведении
20

спускоподъемных операций на скважинах;
схемы расстановки оборудования на устье
скважины при проведении спускоподъемных
операций на скважинах;
конструкции, технических характеристик
кронблоков, талевых блоков, крюкоблоков
подъемного агрегата, применяемых при
проведении спускоподъемных операций на
скважинах;
назначения, принципа работы и правил
эксплуатации КИПиА, применяемых при
проведении спускоподъемных операций на
скважинах;
технологических регламентов по проведению
спускоподъемных операций на скважинах;
типов, размеров, маркировки, прочностных
характеристик насоснокомпрессорных труб,
применяемых
при
проведении
спускоподъемных операций на скважинах;
требований к отбраковке инструментов и
оборудования, применяемых при проведении
спускоподъемных операций на скважинах;
назначения и технических характеристик
ключей для свинчивания и развинчивания
насоснокомпрессорных труб, применяемых
при проведении спускоподъемных операций
на скважинах;
видов смазочных материалов для смазки
резьбовых
соединений
насоснокомпрессорных труб, применяемых
при проведении спускоподъемных операций
на скважинах;
крутящих
моментов
свинчивания
насоснокомпрессорных труб и штанг,
применяемых
при
проведении
спускоподъемных операций на скважинах;
назначения, принципа работы и правил
эксплуатации
толщиномера
труб,
применяемого для измерения толщины
стенки насоснокомпрессорных труб после
проведения спускоподъемных операций на
скважинах;
назначения, принципа работы и правил
эксплуатации
поверенных
калибров,
применяемых
для
калибровки
резьбы
21

Обслуживание и ПК 3.1 Осуществлять
эксплуатация
контроль
работы
оборудования
агрегатов,
систем,
буровых
механизмов буровых
установок
на установок
нефть и газ;
эксплуатационного и
глубокого
разведочного бурения
на нефть и газ.

насоснокомпрессорных
труб
перед
проведением спускоподъемных операций на
скважинах;
плана мероприятий по локализации и
ликвидации последствий аварий;
требований охраны труда, промышленной,
пожарной и экологической безопасности;
технологии проведения ловильных работ;
назначения и технические характеристики
ловильных инструментов и технических
устройств;
крутящих
моментов
свинчивания
насоснокомпрессорных труб и штанг;
назначения и технических характеристик
оборудования свинчивания развинчивания;
насоснокомпрессорных труб , клиновых
захватов
способов
ликвидации
прихватов
технологического и фондового оборудования;
назначения и принципа действия технических
средств, применяемых для ликвидации
прихватов;
назначения, принципа работы и правил
эксплуатации КИПиА;
назначения, принципа работы и правил
эксплуатации манометра;
документации
на
проведение
ремонтноизоляционных работ в скважинах;
назначения, принципа работы и правил
эксплуатации ареометра;
плана мероприятий по локализации и
ликвидации последствий аварий.
Навыки:
проверки целостности кожухов, крепежных и
стопорных деталей агрегатов, систем,
механизмов буровых установок
эксплуатационного и глубокого разведочного
бурения на нефть и газ;
осмотра бурового оборудования, агрегатов,
трансмиссий, гидро и пневмосистем, вышки и
ее
основания,
талевой
системы,
грузозахватных приспособлений, маршевых
лестниц,
блокировок
на
отсутствие
неисправностей и повреждений.
Умения:
22

ПК 3.2 Производить
техническое
обслуживание
агрегатов,
систем,
механизмов буровых
установок
эксплуатационного и
глубокого
разведочного бурения
на нефть и газ.

выявлять
дефекты,
неисправности,
механические повреждения агрегатов и их
узлов,
систем,
механизмов
буровых установок эксплуатационного
и
глубокого разведочного бурения на нефть и
газ;
выявлять признаки износа агрегатов, систем,
механизмов
буровых установок эксплуатационного
и
глубокого разведочного бурения на нефть и
газ.
Знания:
устройства,
режимов
эксплуатации
и
требований
к
агрегатам,
системам,
механизмам;
буровых установок эксплуатационного
и
глубокого разведочного бурения на нефть и
газ;
возможных неисправностей и признаков
износа агрегатов, систем, механизмов
буровых установок эксплуатационного
и
глубокого разведочного бурения на нефть и
газ;
периодичности проверки агрегатов, систем,
механизмов
буровых
установок
эксплуатационного и глубокого разведочного
бурения на нефть и газ.
Навыки:
проведения
работ
по
техническому
обслуживанию агрегатов, систем, механизмов
буровых установок эксплуатационного и
глубокого разведочного бурения на нефть и
газ согласно регламентам.
Умения:
применять техническую документацию при
проведении технического обслуживания
агрегатов, систем, механизмов буровых
установок эксплуатационного и глубокого
разведочного бурения на нефть и газ;
выполнять
чистку,
промывочных
и
смазочных работ, проверку уровня масел,
долив и замену, замену фильтрующих
элементов агрегатов, систем, механизмов
буровых установок эксплуатационного и
глубокого разведочного бурения на нефть и
23

ПК 3.3 Участвовать в
комплексе работ по
ремонту
бурового
оборудования
при
бурении нефтяных и
газовых скважин.

газ;
применять СИЗ и средства коллективной
защиты при проведении технического
обслуживания агрегатов, систем, механизмов
буровых установок эксплуатационного и
глубокого разведочного бурения на нефть и
газ;
применять инструкции в области охраны
труда,
промышленной,
пожарной
и
экологической безопасности.
Знания:
видов работ и последовательность операций
при проведении технического обслуживания
агрегатов, систем, механизмов буровых
установок эксплуатационного и глубокого
разведочного бурения на нефть и газ;
видов инструментов, технических устройств,
применяемых при проведении технического
обслуживания агрегатов, систем, механизмов
буровых установок эксплуатационного и
глубокого разведочного бурения на нефть и
газ;
переченя СИЗ и средств коллективной
защиты при проведении технического
обслуживания агрегатов, систем, механизмов
буровых установок эксплуатационного и
глубокого разведочного бурения на нефть и
газ;
требований охраны труда, промышленной,
пожарной и экологической безопасности при
проведении технического обслуживания
агрегатов,
систем,
механизмов
буровых установок эксплуатационного
и
глубокого разведочного бурения на нефть и
газ.
Навыки:
проведения ремонтных работ бурового
оборудования при бурении нефтяных и
газовых скважин в условиях буровой
согласно регламенту.
Умения:
применения технической документации по
выполнению ремонтных работ;
выполнения видов ремонтных работ в
условиях буровой для восстановления
24

ПК 3.4 Проводить
комплекс работ по
монтажу (демонтажу)
противовыбросового
оборудования
при
бурении нефтяных и
газовых скважин.

работоспособности бурового оборудования;
применения СИЗ и коллективной защиты при
проведении ремонтных работ.
Знания:
видов ремонта бурового оборудования в
условиях буровой;
видов инструментов, технических устройств,
применяемых при проведении ремонтных
работ
агрегатов,
систем,
механизмов;
буровых установок эксплуатационного
и
глубокого разведочного бурения на нефть и
газ;
перечня СИЗ и средств коллективной защиты
при
проведении
ремонта
бурового
оборудования;
требований охраны труда, промышленной,
пожарной и экологической безопасности при
проведении ремонта бурового оборудования.
Навыки:
выполнения работ по навороту нулевого
патрубка, корпуса колонной головки и
адаптерного фланца, сборка боковых отводов
колонной головки;
обвязки маслопроводов системы
гидроуправления;
монтажа оборудования механического
привода превенторов;
проверки качества монтажа всех элементов
обвязки противовыбросового оборудования.
Умения:
оборудовать обсадную колонну колонной
головкой;
соединять
маслопроводами
систему
гидроуправления с превенторами;
соединять превенторную установку со
штурвалами штурвальными тягами;
проводить визуальный осмотр механического
привода
превенторов,
блоков
дросселирования и глушения на наличие
дефектов.
Знания:
cхемы обвязки устья скважины колонной
головкой, руководства по эксплуатации
колонных головок;
25

ПК 3.5 Оформлять
технологическую
и
техническую
документацию
по
обслуживанию
и
эксплуатации
бурового
оборудования.

Организация
работ
по
бурению,
капитальному
ремонту
нефтяных
и
газовых скважин.

ПК 4.1 Осуществлять
контроль
безопасности ведения
буровых
работ
в
соответствии
с
правилами
безопасности.

устройства, правил монтажа и подготовки к
работе
системы
гидроуправления
превенторной установкой;
правил монтажа механического привода
превенторов;
перечня
элементов
обвязки
противовыбросового
оборудования
подлежащих проверке, опросный лист по
проведению проверки.
Навыки:
оформления технологической и технической
документации по обслуживанию и
эксплуатации бурового оборудования.
Умения:
разрабатывать технологическую
документацию по обслуживанию бурового
оборудования;
вносить данные по обслуживанию и
эксплуатации бурового оборудования в
техническую документацию.
Знания:
перечня технологической и технической
документации по обслуживанию и
эксплуатации бурового оборудования,
порядка и сроков оформления.
Навыки:
обеспечения профилактики и безопасности
условий труда;
Умения:
пользоваться актуальной
нормативноправовой базой;
анализировать и структурировать проблемы
организации промышленной безопасности;
оценивать риск на конкретном объекте.
Знания:
системы государственного регулирования
промышленной безопасности и охраны недр,
законодательных актов в области
промышленной безопасности;
общих требований промышленной
безопасности в отношении опасных
производственных объектов;
порядка регистрации опасных
производственных объектов;
26

ПК 4.2 Осуществлять
координацию
и
управление работой
на буровой площадке

ПК 4.3 Руководить
персоналом
при
возникновении
нештатных
и
аварийных ситуаций

обязанностей организаций в обеспечении
промышленной безопасности;
основных аспектов лицензирования,
декларирования и экспертизы опасных
производственных объектов;
основных функций и полномочий органов
государственного надзора и контроля за
соблюдением требований промышленной
безопасности.
Навыки:
организации работы бригады по бурению
скважины в соответствии с технологическими
регламентами.
Умения:
организовывать работу коллектива;
устанавливать производственные задания
исполнителям в соответствии с
утвержденными производственными планами
и графиками;
создавать благоприятные условия труда,
рационально использовать рабочее время;
пользоваться
простейшими
приемами
саморегуляции
поведения
в
процессе
межличностного общения.
Знания:
основ организации работы коллектива
исполнителей; принципов делового общения
в коллективе; особенностей менеджмента в
профессиональной деятельности;
законодательных и нормативных актов,
регламентирующих
производственнохозяйственную
деятельность;
основных требований организации труда при
ведении технологических процессов;
прогрессивных форм организации труда.
Навыки:
организации работы бригады по бурению
скважины в соответствии с технологическими
регламентами при возникновении нештатных
и аварийных ситуаций.
Умения:.
определять аварийную ситуацию,
разрабатывать декларацию промышленной
27

безопасности и проводить еѐ экспертизу;
расследовать причины аварий и инцидентов
Знания:
общих требований промышленной
безопасности в отношении опасных
производственных объектов;
методов снижения риска аварийности на
опасных производственных объектах;
организации
производственного
и
технологического процессов.
ПК 4.4
Навыки:
Контролировать
и анализа
процессов
и
результатов
анализировать
деятельности коллектива исполнителей;
процесс и результаты оценки эффективности производственной
деятельности
деятельности.
персонала.
Умения:
оформлять первичные документы по учету
рабочего времени, выработки, заработной
платы, простоев;
рассчитывать основные техникоэкономические показатели деятельности
организации (производственного участка).
Знания:
показателей эффективного использования
материально-технических, трудовых и
финансовых ресурсов;
механизмов ценообразования на продукцию
(услуги), формы оплаты труда в современных
условиях;
порядка тарификации работ и рабочих;
норм и расценок на работы, порядка их
пересмотра;
действующего положения об оплате труда и
формах материального стимулирования.

28

Раздел 5. структура образовательной программы
5.1. Учебный план
5.1.1. Учебный план специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин
прдставлен в приложении 1.

5.2. Календарный учебный график
5.2.1. Календарный учебный график по программе подготовки специалистов
среднего звена на 2023-2027 учебные годы по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и
газовых скважин представлен в приложении 2
5.3. Рабочая программа воспитания

5.3.1. Цели и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной
программы:
Цель рабочей программы воспитания – создание организационно-педагогических
условий для формирования личностных результатов обучающихся, проявляющихся
в развитии их позитивных чувств и отношений к российским гражданским (базовым,
общенациональным) нормам и ценностям, закреплѐнным в Конституции Российской
Федерации, с учетом традиций и культуры субъекта Российской Федерации, деловых
качеств специалистов среднего звена, определенных отраслевыми требованиями
(корпоративной культурой).
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего равные
условия для развития обучающихся профессиональной образовательной организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в
общественно-ценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающихся профессиональной образовательной организации
общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого
развития государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса
воспитания.
5.3.2. Рабочая программа воспитания представлена в приложении 3.
5.4. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 4.

Раздел 6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной
программы
6.1.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории
для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том
числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной
аттестации, а также помещения для самостоятельной и воспитательной работы,
мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами
обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
Перечень специальных помещений
Кабинеты:
социально-экономических дисциплин;
29

иностранного языка;
безопасности жизнедеятельности.
математики;
информационных технологий;
экологических основ природопользования
инженерной графики;
электротехники и электроники.
геологии;
технической механики
основ организации и управления;
правовых основ профессиональной деятельности;
охраны труда и промышленной безопасности;
бурового оборудования
Лаборатории:
технической механики;
электротехники и электроники;
буровых и тампонажных растворов;
имитации процессов бурения и капитального ремонта скважин;
автоматизации производственных процессов;
материаловедения.
Мастерские:
Бурового оборудования
Спортивный комплекс2
Залы:
– библиотека, читальный зал с выходом в Интернет;
– актовый зал;
и др.
6.1.2. Материально-техническое оснащение кабинетов, лабораторий, мастерских и
баз практики по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин.
Образовательная организация, реализующая программу по специальности 21.02.02
Бурение нефтяных и газовых скважин, располагает материально-технической базой,
обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной
подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных
учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным
правилам и нормам в разрезе выбранных траекторий. Минимально необходимый для
реализации ООП перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
6.1.2.1. Оснащение кабинетов
Кабинет Геологии
Перечень оборудования, пособий и программного обеспечения:
2

Образовательная организация для реализации учебной дисциплины «Физическая культура» должна
располагать спортивной инфраструктурой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий,
предусмотренных учебным планом.

30

- персональный компьютер,
- рабочее место преподавателя,
- рабочие места обучающихся,
- маркерная доска.
Электронные образовательные ресурсы:
Проект «Электронная Земля: научные информационные ресурсы и информационнокоммуникационные технологии»,
Геовикипедия wiki.web.ru
Презентации:
- физические свойства и характеристика оболочки Земли, вещественный состав земной
коры, общиезакономерности строения и истории развития земной коры и размещения в
ней полезных ископаемых;
- классификация и свойства тектонических движений;
- генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных
отложений;
- эндогенные и экзогенные геологические процессы;
- геологическая и техногенная деятельность человека;
- строение подземной гидросферы;
- структура и текстура горных пород;
- физико-химические свойства горных пород;
- основы геологии нефти и газа;
- физические свойства и геофизические поля.
Комплект плакатов по разделам, наглядные и дидактические пособия, геологические,
геоморфологические, физико-графические карты.
Стенды:
- Образцы горных пород, образцы минералов
Учебно-методический комплект дисциплины.
Кабинет метрологии, стандартизации и сертификации, материаловедения
Перечень оборудования, пособий и программного обеспечения:
- ноутбук Lenovo R 500 с ОС Windows 7 (лицензия № 47312318), M.Office (лицензия
49222738), Dr. Web Desktop Security Suite 24uB-65D8 –M2F2-HY52),
- звуковые колонки,
- мультимедийный проектор Epson,
- проекционный экран настенный,
- рабочее место преподавателя,
- рабочие места обучающихся.
Стенды:
«Диаграмма состояния железо-углерода», «Основоположники науки о металлах»,
«Материалы, применяемые в промышленности».
- Макет микрометра.
- Инструменты: штангенциркули, микрометры, плоскопараллельные концевые меры
длины.
Плакаты:
«Типы посадок», «Основные понятия», «Система отверстия и вала», «Отклонения и
31

допуски формы поверхностей», «Отклонение и допуски расположения поверхностей»,
«Допуски и посадки шлицевых эвольвенты соединений», «Параметры кинематической
точности зубчатых колес», «Размерные цепи», «Параметры и соединение метрической
резьбы», «Калибры контроля резьбы», «Формулы и основные понятия допусков и
посадок», «Устройство микрометра», «Устройство штангенциркуля», «Старинные методы
измерения».
Видеофильмы в памяти ПК:
«Измерением штангенциркулем»,
«Измерение микрометром»,
«Размер,
отклонения, допуски», «Соединения неразъемные», «Понятия о посадках»,
«Эталонные меры длины».
Презентации в памяти ПК: «Взаимозаменяемость и ее виды», «Классификация
зубчатых передач», «Классификация резьбы», «Шпоночные соединения»,
«Сертификация».
Учебно-методический комплект дисциплины.
Лаборатория Автоматизации технологических процессов:
Перечень оборудования, пособий и программного обеспечения:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся;
- персональные компьютеры
- маркерная доска.
- комплект учебно-методической документации, стенды.
- комплект бланков технологической документации;
- комплект учебно-методической документации.
Лаборатория Имитация процессов бурения:
Перечень оборудования, пособий и программного обеспечения:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект деталей, инструментов, приспособлений;
- комплект бланков технологической документации;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия;
- тренажер пульт бурильщика установки МЗКТ;
- комплект плакатов;
- проектор, компьютер, принтер, сканер
- проектор, компьютер, принтер, сканер
Кабинет Основы экономики.
Перечень оборудования, пособий и программного обеспечения:
- персональный компьютер;
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся;
- маркерная доска.
Плакаты:
«Организации работы бригады по бурению скважины в соответствии с технологическими
регламентами», «Анализ
процессов и результатов деятельности коллектива
исполнителей», «Оценки эффективности производственной деятельности».
Презентации:
32

Организация производственного и
технологического процессов,
Показатели
эффективного использования материально-технических, трудовых и финансовых
ресурсов, Механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в
современных условиях, Принципы делового общения в коллективе;
Стенд:
- Основы организации работы коллектива исполнителей
Учебно-методический комплект дисциплины
Кабинет ОБЖ, безопасности жизнедеятельности и охраны труда
Перечень оборудования, пособий и программного обеспечения:
- ноутбук Lenovo с ОС Windows 7 (лицензия № 47312318), MS Office 2007 (лицензия №
43070445), Dr. Web Desktop Security Suite (24uB-65D8 –M2F2- HY52),
- магнитная доска (передвижная),
- рабочее место преподавателя,
- рабочие места обучающихся.
Учебно-методический комплект дисциплины.
Лаборатория Капитальный ремонт скважин
Перечень оборудования, пособий и программного обеспечения:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- переносное мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, экран;
- учебные пособия на электронных носителях;
- оборудование и оснастка для проведения ремонтных работ и работ по транспортировке
промышленного оборудования.
Лаборатория «Буровых и тампонажных растворов»
Перечень оборудования, пособий и программного обеспечения
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- переносное мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, экран;
- учебные пособия на электронных носителях;
- оборудование и оснастка для проведения ремонтных работ и работ по транспортировке
промышленного оборудования.
- комплект лаборанта буровых растворов КЛР-1
- включающий рычажные весы ВЛР-2
- вискозиметр ВБР-1
- фильтр-пресс ФЛР-1
- отстойник ОМ-2
- ареометр АБР-1
- прибор Вика
- вискозиметр ВСН-3 или воронка Марша
- прибор ВМ-6
- термометр ТБР-1
- комплект лаборанта буровых растворов КЛР-1
- включающий рычажные весы ВЛР-2
- вискозиметр ВБР-1
33

-

фильтр-пресс ФЛР-1
ротационный вискозиметр ВСН-2М
рН-метр
концентрации твердой фазы и нефти ТФН-1
лабораторные электронные весы,
конус АЗНИИ
набор индикаторной бумаги, реагентов и посуды для химических анализов

Лаборатория «Имитации процессов бурения и капитального ремонта скважин»
автоматизированное рабочее место преподавателя
автоматизированные рабочие места учащихся
тренажер имитации процессов бурения (АМТ 231 или аналог)
тренажер имитации процессов бурения (АМТ 411 или аналог)
методические пособия по процессам бурения
комплект учебно-методической документации
наглядные пособия
Лаборатория «Материаловедения»
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- переносное мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, экран;
- учебные пособия на электронных носителях;
- твердомер ТБ 5004;
- твердомер ТК;
- маятниковый копер МК-30;
- микроскоп МИМ-6;
- разрывная машина УМ-5;
- микроскоп МИМ-7;
- образцы для испытаний;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов;
- лабораторная печь
- штангенциркули
- твердомер ТП 3596
Дополнительное оборудование

Лаборатория «Автоматизации производственных процессов»
посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- переносное мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, экран;
- учебные пособия на электронных носителях;
- манометры с трубчатой пружиной типа МП
- манометрический термометр
- ртутный образцовый термометр
- термостат
- дебитомер типа ТОР1-50
34

-

буйковый уровнемер типа УБ-П
приборы для измерения давления (стенд)
приборы для измерения температуры (стенд)
регулятор давления
блок масляных фильтров
дифференциальный манометр типа МИД
электроконтактный манометр
счѐтчик турбинный типа «НОРД»
турбина «Турбоквант»
вторичный прибор «Турбоквант»
счѐтчик жидкости типа СКЖ
дифманометр-расходомер типа ДМ
датчик уровнемера У-1500
вторичный прибор У-1500
датчик расхода счѐтчика ДРС.М-50
клапан управления

6.1.2.4. Оснащение мастерских
Мастерская «Бурового оборудования»
Основное оборудование
- рабочее место преподавателя
- столы и стулья для учащихся
- учебная доска
- шкаф комбинированный
Технические средства:

-

мультимедийный проектор
экран

Специализированное оборудование:

-

универсальный машинный ключ типа УМК
аварийный инструмент
пакеры различных типоразмеров
обсадные трубы и муфты к ним
оборудование и инструмент для спуско-подъемных операций: элеваторы,
машинные ключи и пр.
цементировочная головка типа ЦГ
бурильные трубы (верхний и нижний конец)
утяжеленные бурильные трубы УБТ (верхний и нижний конец)
переводники для бурильных колонн
шаровой обратный клапан тина КОБ для бурильных труб
калибраторы типа КЛС
детали шпиндельного турбобура (типа 3ТСШ1)
долота (8 различных типов)
бурильные головки разных типов
элеватор корпусной
пневмораскрепитель свечей типа ПРС
крюк подъемный типа КБН или 2КМ
35

-

узлы пневматического управления агрегатами буровой установки
талевые канаты разных типов и размеров
узлы бурового насоса
четырехколесная тележка
цепи одно-, двух-, трех- и четырехрядные
перфоратор любого типа
быстросъемные соединения
разделительная пробка
сваб

6.1.2.5. Оснащение баз практик
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и
производственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной
организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов,
обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ
профессиональных модулей, отвечающего потребностям отрасли и требованиям
работодателей.
Производственная практика реализуется в организациях, проводящих и (или)
сопровождающих процессы эксплуатационного и разведочного бурения на нефть и газ,
проводящих и (или) сопровождающих процесс капитального ремонта нефтяных и газовых
скважин; обеспечивающих деятельность обучающихся в профессиональной области 19
Добыча, переработка, транспортировка нефти и газа
ГАПОУ СО ЭКПТ заключен договор с ООО "ФракДжет-Волга"
Оборудование предприятия и технологическое оснащение рабочих мест
производственной
практики
соответствовует
содержанию
профессиональной
деятельности и дает возможность обучающемуся овладеть профессиональными
компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренными программой,
с использованием современных технологий, материалов и оборудования.
6.1.3. Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами.
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной
программы
6.2.1. Библиотечный фонд образовательной организации укомплектован печатными
изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю) из расчета
не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах
дисциплин (модулей) в качестве основной литературы, на одного обучающегося из числа
лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль).
Обучающимся обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае
применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к
современным профессиональным базам данных и информационным справочным
системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и
подлежит обновлению (при необходимости).
Образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией
по всем учебным дисциплинам (модулям).
36

6.2.2. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными
при необходимости для обучения указанных обучающихся.
6.2.3. Перечень необходимого комплекта лицензионного и свободно
распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного
производства.3
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7

Наименование лицензионного и
свободно распространяемого
программного обеспечения, в
том числе отечественного
производства
Microsoft Windows 10
Microsoft Office 10
Surfer
АМТ231
АМТ 411
Компас -3D
7Zip, WinRar

Код и наименование учебной
дисциплины (модуля)

ПМ.01, ПМ.02, ОП.02
ПМ.01, ПМ.02, ОП.02, ОП 04
ПМ.01
ПМ.01
ПМ.02
ОП.02, ОП.04,
ОП.02

8

Far Manager или Total Commander

ОП.02

9

AutoCAD

ОП.04

Количест
во

6.3. Требования к практической подготовке обучающихся
6.3.1. Практическая подготовка при реализации образовательной программы
среднего профессионального образования направлена на совершенствование модели
практико-ориентированного обучения, усиление роли работодателей при подготовке
квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена путем расширения
компонентов (частей) образовательной программ, предусматривающих моделирование
условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, а
также обеспечения условий для получения обучающимися практических навыков и
компетенций, соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к
квалификациям специалистов, рабочих.
6.3.2. Образовательная организация самостоятельно проектирует реализацию
образовательной программы и ее отдельных частей (дисциплины, междисциплинарные
курсы, профессиональные модули, практика и другие компоненты) в форме практической
подготовки с учетом требований ФГОС СПО и специфики получаемой специальности.
6.3.3. Образовательная деятельность в форме практической подготовки:

реализуется при проведении практических и лабораторных занятий,
выполнении курсового проектирования, всех видов практики и иных видов учебной
деятельности;

предусматривает демонстрацию практических навыков, выполнение,
моделирование обучающимися определенных видов работ для решения практических
задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью в условиях, приближенных
к реальным производственным;
3

Указывается при наличии и необходимости применения программного обеспечения в соответствии с
квалификацией выпускника СПО

37


может включать в себя отдельные лекции, семинары, мастер-классы,
которые предусматривают передачу обучающимся учебной информации, необходимой
для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью.
6.3.4. Образовательная деятельность в форме практической подготовки может
быть организована на любом курсе обучения, охватывая дисциплины, профессиональные
модули, все виды практики, предусмотренные учебным планом образовательной
программы.
6.3.5. Практическая подготовка организуется в учебных, учебнопроизводственных лабораториях, мастерских, учебно-опытных хозяйствах, учебных
полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной
организации, а также в специально оборудованных помещениях (рабочих местах)
профильных организаций на основании договора о практической подготовке
обучающихся, заключаемого между образовательной организацией и профильной
организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей
образовательной программы.
6.3.6. Результаты освоения образовательной программы (ее отдельных частей)
могут быть оценены в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации,
организованных в форме демонстрационного экзамена.
6.4. Требования к организации воспитания обучающихся
6.4.1. Воспитание обучающихся при освоении ими основной образовательной
программы осуществляется на основе включаемых в настоящую образовательную
программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
(приложение 3).
6.4.2. Рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы
образовательная организация разрабатывает и утверждает самостоятельно
6.4.3. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы
родителей, представители работодателей и (или) их объединений (при их наличии).
6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.5.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации
образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из
числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности 19 Добыча, переработка,
транспортировка нефти и газа, и имеющими стаж работы в данной профессиональной
области не менее трех лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации отвечает
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках
и профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной
программы, получают дополнительное профессиональное образование по программам
повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление
деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 19 Добыча,
переработка, транспортировка нефти и газа, не реже одного раза в три года с учетом
расширения спектра профессиональных компетенций.

38

Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям
ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих
опыт деятельности не менее трех лет в организациях, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности 19 Добыча, переработка,
транспортировка нефти и газа, в общем числе педагогических работников, реализующих
программы профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не
менее 25 процентов.
6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной
программы
6.6.1. Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы осуществляются в соответствии с Методикой определения
нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных
программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и
укрупненным группам профессий (специальностей), утверждаемые Минпросвещения
России ежегодно.
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы, определенное
в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Федеральным
законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
включает в себя затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного
обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических
работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О
мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Раздел 7. Формирование оценочных
государственной итоговой аттестации

материалов

для

проведения

7.1. Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной
для образовательных организаций СПО. Она проводится по завершении всего курса
обучения по направлению подготовки. В ходе ГИА оценивается степень соответствия
сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС СПО.
7.2. Выпускники, освоившие программы подготовки специалистов среднего звена,
сдают ГИА в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта (работы).
Требования к содержанию, объему и структуре дипломной работы образовательная
организация определяет самостоятельно с учетом ПОП.
Государственная итоговая аттестация завершается присвоением квалификации
специалиста среднего звена: техник-технолог.
7.3. Для государственной итоговой аттестации образовательной организацией
разрабатывается программа государственной итоговой аттестации и оценочные
материалы.
7.4. Оценочные материалы для проведения ГИА включают паспорт оценочных
материалов, описание структуры демонстрационного экзамена, типовые задания для
демонстрационного экзамена, примеры тем дипломных работ, описание процедур и
условий проведения государственной итоговой аттестации, критерии оценки.
Оценочные материалы для проведения ГИА приведены в приложении 5.
39

Раздел 8. Разработчики основной образовательной программы
Группа разработчиков
ФИО
Ежова Елена Юрьевна

Организация, должность
Начальник методического отдела
ГАПОУ СО «ЭКПТ»

Нестеренко Екатерина Сергеевна

Заместитель директора по учебнопроизводственной работе ГАПОУ СО «ЭКПТ»

Гой Ольга Владимировна

Заместитель директора по учебно-воспитательной
работе ГАПОУ СО «ЭКПТ»

Руководители группы:
ФИО
Нестеренко Елена Павловна

Организация, должность
Заместитель директора по учебной работе
ГАПОУ СО «ЭКПТ»

40



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.